Ален (философ)
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на французском языке . (Октябрь 2018 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Ален | |
---|---|
![]() Ален в 1931 году | |
Рожденный | 3 марта 1868 г. Мортань-о-Перш , Орн , Франция |
Умер | 2 июня 1951 г. (83 года) Ле Везине , Франция |
Другие имена | Эмиль Шартье |
Образование | Высшая нормальная школа (бакалавр, 1892 г.); Национальные степени: Бакалавриат в области гуманитарных и естественных наук: совокупность философии (конкурсный экзамен на получение национальной лицензии на преподавание) Сорбонна: лицензия по философии |
Эра | Философия 20-го века |
Область | Западная философия |
Школа | Континентальная философия |
Научные консультанты | Жюль Ланьо [1] |
Основные интересы | Политическая философия |
Эмиль-Огюст Шартье (англ. Французский: [ʃaʁtje] ; 3 марта 1868 — 2 июня 1951), широко известный как Ален ( [alɛ̃] ), был французским философом , журналистом , эссеистом , пацифистом и учителем философии.
Ранняя жизнь и преподавание
[ редактировать ]Ален родился в 1868 году в Нормандии, в сельском городке Мортань-о-Перш, в семье ветеринарного хирурга. После посещения местной католической школы в 1881 году он поступил в лицей Алансона, где сдал экзамены на степень бакалавра по литературе (и провалил степень бакалавра естественных наук). Он поступил в лицей Мишле в Ванве, пригороде Парижа, где попал под влияние философа Жюля Ланьо. Его исключительный интеллект привел его в Высшую нормальную школу в 1889 году и в факультет философии в 1892 году. [2] Это позволило ему сделать карьеру преподавателя философии, которую он продолжил в школах Лорьяна, Руана, Парижа и, в частности, в лицее Анри IV с 1909 года, где он преподавал в престижных подготовительных классах к Ecole Normale. Карьера Сартра началась аналогичным образом, сорок лет спустя. Ален преподавал в лицее Анри IV с перерывом из-за Первой мировой войны до выхода на пенсию в 1933 году, решив не получать докторскую степень. и преподавать в университетской системе. За эти годы он приобрел репутацию вдохновляющего учителя; среди его учеников были такие крупные философы, как Симона Вейль и Жорж Кангильем , такие писатели, как Андре Моруа , Жюльен Грак и Роже Жюдрен , и даже великие политические лидеры, такие как Морис Шуман , отец-основатель современной Европы. Влияние Алена ощущалось за пределами его класса: Жан-Поль Сартр и Симона де Бовуар его публичные лекции посещали , а Раймон Арон стал его близким знакомым. [3]
Он взял себе псевдоним Ален как самый банальный, какой только мог найти. Нет никаких свидетельств того, что он когда-либо думал об этом нормандском поэте XV века Алене Шартье.
Предложения
[ редактировать ]В 1903 году в рамках своей политической деятельности в поддержку радикальной партии в Руане он начал вести краткие колонки в партийной газете La Depêche de Rouen et de Normandie. Он назвал их «пропо» — сложное для перевода слово; оно подразумевает предложение, предложение и, проще всего, замечания. [4] В 1906 году и после переезда в Париж Ален сделал написание этих книг своим ежедневным обязательством, которое он продолжал вплоть до начала Первой мировой войны. К тому времени, когда он написал последнее, в поезде по пути в свой полк, он написал более трех тысяч.
Эти короткие тексты, написанные для широкой читательской аудитории лаконичным и ярким стилем, с яркими предложениями и афоризмами, вскоре привлекли преданных последователей. [5] Их вдохновляли актуальные и повседневные события; поначалу он комментировал в основном политику, но его философия и широкие интересы также стали отправной точкой для этих импровизации. Как позже выразился Ален, он обнаружил, что у него есть склонность стрелять стрелами в прохожих, чтобы заставить их отвести взгляд от своего жизненного пути; он любил провоцировать. [6] И, как он сам писал, не думая, что философия непригодна для журналистики, он изобрел жанр публицистики. По словам одного из поклонников, лидера французских социалистов Жана Жореса , «это предложение кажется мне во многих отношениях шедевром французской прозы». [7]
Он начал писать их снова, более медленными темпами, и в других журналах, в основном в Libres Propos , в 1921 году и продолжал до 1936 года, в общей сложности набрав около пяти тысяч. Они достигли еще более широкой публики, поскольку были собраны в виде книг, некоторые по темам, поэтому было много предложений по политике, образованию, религии, экономике, природе, эстетике, литературе и т. д. Бестселлер, сборник, который всегда оставался в печать во Франции — Propos sur le Bonheur (в переводе — «Ален о счастье») .
Первая мировая война
[ редактировать ]По мере приближения войны Ален в своих произведениях агитировал за мир в Европе, а когда война все же пришла, не поступаясь своими взглядами и в возрасте сорока шести лет, он немедленно вызвался добровольцем. Как он писал, он не мог смириться с мыслью оставаться на гражданке, а «лучших», в том числе и его собственных учеников, отправляли на расправу. Его направили в артиллерию, где он добросовестно служил телефонистом на передовой и отказался от повышения в офицерские звания. В 1916 году его лодыжка была раздроблена колесом телеги, перевозившей боеприпасы в Верден. После нескольких недель в госпитале и неудачного возвращения на фронт он был переведен в метеорологическую службу, а затем демобилизован в октябре 1917 года.
Выздоравливая, он снова начал писать, на этот раз более существенные произведения. Первой из них была книга «Марс или правда о войне» , опубликованная в 1921 году. с простыми солдатами обращаться с ними как с животными; Армия представляла собой огромную машину, призванную удерживать людей в повиновении для организованных убийств.
Книги
[ редактировать ]Это письмо военного времени стало началом плодотворной работы по самым разным темам. Первыми опубликованными работами были «Quatre-vingt un chapitres sur l'Esprit et les Passions» в 1917 году и «Система изящных искусств » в 1920 году. Фактически, он написал две академические книги до войны, до того, как он взял себе псевдоним: защитил диссертацию по в Нормальной школе стоикам и опубликовал книгу о Спинозе. Первой крупной работой послевоенных лет были «Идеи и века», опубликованные в двух томах в 1926 году. Помимо нескольких сборников предложений , последовало множество книг, в том числе работы по философии, Платона, Стендаля, Бальзака и Шарля. Диккенс. В 1934 году вышла вторая крупная работа, посвященная религии, « Les Dieux» (в переводе « Боги »), а двумя годами позже вышла его интеллектуальная автобиография «Histoire de mes pensées» . Андре Конт-Спонвиль назвал свои более поздние работы «лучшей прозой идей века». [8]
Дальнейшая жизнь и Вторая мировая война
[ редактировать ]На протяжении тридцатых годов Ален был политически активным как видный пацифист; в 1934 году он был соучредителем Комитета бдительности интеллектуалов-антифашистов. После ухода из преподавания последовало множество публикаций, причем книги публиковались каждый год.
Но он также боролся с болезнью, которая приковала его к инвалидной коляске, когда началась Вторая мировая война. Его настроение улучшилось после женитьбы в декабре 1945 года на Габриэль Ландорми, которая была на двадцать лет моложе его и в которую он влюбился почти сорок лет назад.
Споры
[ редактировать ]В юности Ален был сторонником Дрейфуса ; у него было много еврейских друзей и учеников. Тем не менее, когда в 2018 году был опубликован его журнал «Journal Inédit 1937-1950» , весьма избирательное чтение определило некоторые высказывания как антисемитские и, кроме того, привело к обвинению Алена в том, что он сам был антисемитом. Некоторые из этих замечаний сегодня вызывают дискомфорт при чтении, но их также необходимо понимать в контексте. Как писал Ален в 1938 году, «я хотел бы избавиться от антисемитизма, но не могу этого добиться» (28.01.38). Он писал в частном журнале, а не для публикации, где можно было опробовать и поразмышлять над своими идеями. В 1943 году ему удалось сделать еще одно замечание, не подхваченное комментаторами: «К счастью, с антисемитизмом покончено… очень жаль, что я когда-либо терпел это жестокое безумие (19.9.1943), а в 1947 году: «В моем Равенство глаз похоже на воздух, которым мы дышим. Есть огромная несправедливость даже в том, чтобы сомневаться в равенстве прав. И мы должны наброситься на мысль, что у еврея нет всех этих прав». [9] Неудивительно, что, будучи философом, он осознал свои предубеждения; это была слабость, которую нужно преодолеть, а не предрассудок, на основании которого нужно действовать. В его опубликованных произведениях нет и следа антисемитизма. [10]
Смерть
[ редактировать ]Ален умер 2 июня 1951 года в своем доме на окраине Парижа. Похоронен на кладбище Пер-Лашез .
Философия
[ редактировать ]Ален не разработал систему; как и большинство французских философов его поколения, он не доверял системам, хотя, в отличие от большинства своих коллег, проявлял глубокий интерес к изучению философов-систематиков. Он был одним из первых (и весьма уникальных) комментаторов Гегеля, тщательным и благосклонным критиком Гамелена, поклонником Конта, трех величайших систематических мыслителей девятнадцатого и двадцатого веков. Несмотря на наличие его активно обсуждаемых философских книг, Ален, пожалуй, лучше всего стоит в традиции французских мыслителей, таких как Монтень и Паскаль . [11] Это сравнение, предпочитаемое Андре Моруа , было решительно оспорено Жоржем Кангилемом , который видел в этом способ лишить Алена «его достоинства как философа». В конце концов, мысль Алена является типично современной, которая выражается фрагментарно и для которой истина всегда локальна, ненадежна и постоянно подлежит пересмотру. Тем не менее ее связность неоспорима и отличается глубоким пониманием предшествующих философов, от Платона через Декарта до Гегеля и Конта, что коррелирует с единством его идей и их выражением в определенных регулярных темах.
Ален, вероятно, наиболее известен своими взглядами на политику, которые доказывают радикальный либерализм, касающийся роли гражданина в демократии. Это была первая попытка философа проявить политическую активность во имя философии. Человек левых взглядов, но без какой-либо идеологии, недоверчивый к идеологии, он защищает права личности и ее свободу мыслить и действовать. Роль гражданина суммировалась в парадоксе: одновременно подчиняться и сопротивляться: то есть подчиняться законам, но сопротивляться власти всеми законными средствами. Ален оставался твердым защитником демократии; на международном фронте он был неутомимым защитником мира.
Этот акцент на индивидуальной свободе проходит через все его произведения. «Я ни о чем не думал так много, как о свободе суждений». [12] Ему понравилась игра слов на французском языке: «penser, c'est peser»: думать — значит взвешивать. [13] Это можно расширить с помощью определения, которое он дал «разуму» ( esprit) : «который, по сути, есть сила сомнения, которая заключается в том, чтобы возвыситься над всеми механизмами, порядком, добродетелями, обязанностями, догмами, судить их, подчинять их». и заменить их свободой, которая чем-то обязана только самой себе». [14] Эту связь между свободой разума и свободой личности можно рассматривать как начало экзистенциализма 1940-х годов, связанного с Сартром , де Бовуаром и Камю .
У него была сложная теория восприятия, созданная под влиянием Канта и Ланьо, которая подчеркивала роль разума в восприятии, что мир постигается только через идеи. [15] А также теория воображения, на оригинальность которой Ален претендовал и которой Сартр занимался как в «Воображении» (1936), так и в «Воображении» (1940).
В его более поздних работах, в основном «Les Dieux», обсуждалась религия. Хоть и не верующий, [16] Ален раскрывает силу человеческого выражения в религии, главным образом в язычестве и христианстве, где он восхищается фигурой Христа как отрицанием власти и силы. [17]
В целом целью его философии было научить размышлению и рациональному мышлению, избегая предрассудков. «Думать — значит сказать нет. Обратите внимание, что знаком «да» является знак засыпающего человека; а проснуться — значит покачать головой и сказать «нет». [18] Гуманист-картезианец, он «пробуждающий разум», страстный сторонник свободы.
Работы (выбрано)
[ редактировать ]- Теория познания стоиков (1891 г.)
- Спиноза (1900 г.)
- Элементы философии (1916)
- Восемьдесят одна глава о разуме и страстях (1917)
- Система изящных искусств (1920)
- Марш или война осуждена (1921)
- Комментарии об эстетике (1923)
- Комментарии о христианстве (1924)
- Комментарии о полномочиях (1925)
- Воспоминания о Жюле Ланьо (1925)
- Чувства, страсти и знаки (1926)
- Гражданин против власти (1926)
- Идеи и эпохи (1927)
- Зарисовки человека (1927)
- Комментарии о счастье (1925)
- Одиннадцать глав о Платоне (1928)
- Интервью у моря (1931)
- Двадцать уроков изящных искусств (1931)
- Идеи, введение в философию (1945)
- Комментарии об образовании (1932)
- Боги (1933)
- О литературе (1934)
- Политические замечания (1934)
- Об экономике, (1935)
- Стендаль (1935)
- Читая Бальзака (1935)
- История моих мыслей (1936)
- С Бальзаком (1937)
- Воспоминания о войне (1937)
- Времена года духа (1937)
- Комментарии о религии (1938)
- Конвульсии силы (продолжение Марса) (1939)
- Минерва или мудрость (1939)
- Бдения духа (1942)
- Предварительные сведения о мифологии (1943)
- Комментарии о философах (1961)
- Воспоминания без уважения, (2010)
- Письма двум друзьям (2014)
- Неопубликованный дневник (2018)
В серии «Плеяда» Галлимара опубликовано четыре сборника:
- Два тома предложений 1956 и 1970 годов (содержат около 1250 предложений)
- Искусство и боги, 1958 год.
- Страсти и мудрость, 1960
Существует полное издание Les Propos d'un Normand, охватывающее период с 1906 по 1914 год, в девяти томах, опубликованное Институтом Алена в 1990–2001 годах.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Томас Р. Невин, Симона Вейль: Портрет еврея, сосланного самостоятельно , University of North Carolina Press, 2000, стр. 40.
- ^ Летер, Тьерри (2006). Ален: первый интеллектуал . Биографии. Париж: Фондовый. ISBN 978-2-234-05820-0 .
- ^ Сернин, А. Мудрый человек в городе, Роберт Лаффон, 1985.
- ^ Петерам Мишель, Ален, философ-провокатор.
- ↑ История моих мыслей в книге «Искусства и боги» , Галлимар, с. 70
- ^ Комментарии норманна , 28 декабря 1909 г.
- ^ Жан Жорес, Журнал 1914 г.
- ^ От трагедии к материализму (и обратно), ППУ, 2015, стр.424.
- ↑ Неопубликованный журнал 1937–1950 гг ., Эквадор, 2018 г.
- ↑ См. также обсуждение в Kaplan, Francisco, Propos sur Alain , Gallimard, 2020, глава 6.
- ^ Петерам Мишель, Ален, философ-провокатор.
- ^ История моих мыслей в книге «Искусства и боги» , Галлимар, стр.8.
- ^ Определения в книге «Искусства и боги», Галлимар, стр.1078.
- ^ Определения в книге «Искусства и боги», Галлимар, стр. 1056.
- ^ Г. Паскаль, Идея философии у Алена, Бордас, 1970, стр.74-5.
- ↑ История моих мыслей в книге «Искусства и боги» , Галлимар, с. 6
- ^ Петерам Мишель, Ален о религии
- ^ Комментарии о религии , Ридер, 1938, стр.203. Свобода слова, 19 января 1924 г.
английские переводы
[ редактировать ]Боги, 1974, Нью-Йорк, Новые направления и 1975, Лондон, Чатто и Виндус. Переиздано в 1988 году, Лондон, Квартет. Перевод Les Dieux Ричарда Пивира
Ален о счастье , 1973, Нью-Йорк, Унгар, переиздано в 1989 году. Перевод книги «Propos sur le bonheur» Роберта Д. и Джейн Э. Коттрелл.
Марс, или правда о войне , 1930, Лондон; Торонто: Джонатан Кейп. Плохой перевод « Марса» Дорис Муди и Элизабет Хилл с предисловием Андре Моруа.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Было две биографии:
- Сернен, Андре, Ален: мудрый человек в городе, Лаффон, 1985 г.
- Летер, Тьерри, Ален, первый интеллектуал, Сток , 2006 г.
Исследования его работ включают:
- Моруа, Андре, Ален, Editions Domat, 1950.
- Паскаль, Жорж, «Мысль Алена» , Борда, 1946 и 1957 годы.
- Паскаль, Жорж, Идея философии у Алена , Борда, 1970.
- Летер, Тьерри, Политический разум, Ален и демократия , PUF, 2000.
- Граф-Спонвиль. Андре, От трагедии к материализму (и обратно) , ППУ, 2015.
- Перье, Жером, Ален или демократия личности , Les Belles Lettres, 2016.
Избранные статьи и главы на английском языке
[ редактировать ]Библиография: Петерам Мишель, Библиография философа Алена на английском языке.
- Ален и боги. Литературное приложение Times, 10 января 1935 г., стр. 16. (Рецензия на Les Dieux ) .
- Гибсон, Фрэнк А., французский философ о Диккенсе, The Dickensian, 1946, стр. 134–137.
- Хауэлл, Рональд Л. Философ Ален и французский классический радикализм. Западный политический ежеквартальный журнал , том. 18, № 3 (1965), стр. 594–614.
- Уэйтман, Джон, Ален: за и против. Американский ученый , лето 1982 г., стр. 381–389.
- Джон, Г., Ален и становление нонконформиста. Журнал морального воспитания , том 12, № 1, январь 1983 г., стр. 56–65.
- Штайнер, Джордж, Уроки мастеров (Лекции Чарльза Элиота Нортона), Гарвардский университет, 2005.
- Петерам, Мишель, «Философы на войне», The Philosopher's Magazine , выпуск 65, 2 квартал 2014 г., стр. 26–33.
Статьи в этих справочниках:
- Оксфордский справочник по французской литературе , Clarendon Press, Оксфорд, 1959.
- Путеводитель по французской литературе: с 1789 года по настоящее время, St James Press, 1992.
- Новый оксфордский справочник по литературе на французском языке, Clarendon Press, Оксфорд, 1995.
- Биографический словарь Рутледжа философов двадцатого века , Рутледж, 1996 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Association des Amis d'Alain : Веб-сайт ассоциации, основанной после смерти Алена друзьями и учениками, по его желанию, «чтобы увековечить память Алена». Здесь представлены тексты Алена, подкасты, статьи (включая исследовательский раздел), а также новости публикаций и событий об Алене и его учениках.
- https://philosophe-alain.fr/alain-in-english/ : англоязычный раздел веб-сайта «Association des amis d'Alain» (см. выше) со статьями и переводами текстов Алена.
- Работы Алена (на французском языке) (сайт Квебекского университета в Шикутими)
- Друзья музея Алена и Мортани
- видеокультураГнум ) (Канал-У), Т. Летер, «Ален, философ и убежденный интеллектуал» (67 мин, 2023 г.
СМИ, связанные с Аленом (Эмилем Шартье), на Викискладе?
Цитаты, связанные с Аленом (философом) в Wikiquote
- 1868 рождений
- 1951 смертей
- Люди из Мортань-о-Перш
- Политики Радикальной партии (Франция)
- Континентальные философы
- Французские либеральные теоретики
- Французские радикалы
- Французские писатели-мужчины научно-популярной литературы
- Французские пацифисты
- Французские философы культуры
- Французские философы истории
- Философы войны
- Французские политические философы
- Ученые антисемитизма
- Французские писатели-публицисты XIX века.
- Французские философы XIX века
- Французские писатели-публицисты XX века.
- Французские философы XX века
- Комитет бдительности антифашистской интеллигенции
- Выпускники лицея Пьера-Корнеля
- Выпускники Высшей нормальной школы
- Преподаватели лицея Генриха IV
- Похороны на кладбище Пер-Лашез