Jump to content

Ален (философ)

Ален
Ален в 1931 году
Рожденный 3 марта 1868 г.
Умер 2 июня 1951 г. (83 года)
Ле Везине , Франция
Другие имена Эмиль Шартье
Образование Высшая нормальная школа (бакалавр, 1892 г.); Национальные степени: Бакалавриат в области гуманитарных и естественных наук: совокупность философии (конкурсный экзамен на получение национальной лицензии на преподавание) Сорбонна: лицензия по философии
Эра Философия 20-го века
Область Западная философия
Школа Континентальная философия
Научные консультанты Жюль Ланьо [ фр ] [1]
Основные интересы
Политическая философия

Эмиль-Огюст Шартье (англ. Французский: [ʃaʁtje] ; 3 марта 1868 — 2 июня 1951), широко известный как Ален ( [alɛ̃] ), был французским философом , журналистом , эссеистом , пацифистом и учителем философии.

Ранняя жизнь и преподавание

[ редактировать ]

Ален родился в 1868 году в Нормандии, в сельском городке Мортань-о-Перш, в семье ветеринарного хирурга. После посещения местной католической школы в 1881 году он поступил в лицей Алансона, где сдал экзамены на степень бакалавра по литературе (и провалил степень бакалавра естественных наук). Он поступил в лицей Мишле в Ванве, пригороде Парижа, где попал под влияние философа Жюля Ланьо. Его исключительный интеллект привел его в Высшую нормальную школу в 1889 году и в факультет философии в 1892 году. [2] Это позволило ему сделать карьеру преподавателя философии, которую он продолжил в школах Лорьяна, Руана, Парижа и, в частности, в лицее Анри IV с 1909 года, где он преподавал в престижных подготовительных классах к Ecole Normale. Карьера Сартра началась аналогичным образом, сорок лет спустя. Ален преподавал в лицее Анри IV с перерывом из-за Первой мировой войны до выхода на пенсию в 1933 году, решив не получать докторскую степень. и преподавать в университетской системе. За эти годы он приобрел репутацию вдохновляющего учителя; среди его учеников были такие крупные философы, как Симона Вейль и Жорж Кангильем , такие писатели, как Андре Моруа , Жюльен Грак и Роже Жюдрен , и даже великие политические лидеры, такие как Морис Шуман , отец-основатель современной Европы. Влияние Алена ощущалось за пределами его класса: Жан-Поль Сартр и Симона де Бовуар его публичные лекции посещали , а Раймон Арон стал его близким знакомым. [3]

Он взял себе псевдоним Ален как самый банальный, какой только мог найти. Нет никаких свидетельств того, что он когда-либо думал об этом нормандском поэте XV века Алене Шартье.

Предложения

[ редактировать ]

В 1903 году в рамках своей политической деятельности в поддержку радикальной партии в Руане он начал вести краткие колонки в партийной газете La Depêche de Rouen et de Normandie. Он назвал их «пропо» — сложное для перевода слово; оно подразумевает предложение, предложение и, проще всего, замечания. [4] В 1906 году и после переезда в Париж Ален сделал написание этих книг своим ежедневным обязательством, которое он продолжал вплоть до начала Первой мировой войны. К тому времени, когда он написал последнее, в поезде по пути в свой полк, он написал более трех тысяч. 

Эти короткие тексты, написанные для широкой читательской аудитории лаконичным и ярким стилем, с яркими предложениями и афоризмами, вскоре привлекли преданных последователей. [5] Их вдохновляли актуальные и повседневные события; поначалу он комментировал в основном политику, но его философия и широкие интересы также стали отправной точкой для этих импровизации. Как позже выразился Ален, он обнаружил, что у него есть склонность стрелять стрелами в прохожих, чтобы заставить их отвести взгляд от своего жизненного пути; он любил провоцировать. [6] И, как он сам писал, не думая, что философия непригодна для журналистики, он изобрел жанр публицистики. По словам одного из поклонников, лидера французских социалистов Жана Жореса , «это предложение кажется мне во многих отношениях шедевром французской прозы». [7]

Он начал писать их снова, более медленными темпами, и в других журналах, в основном в Libres Propos , в 1921 году и продолжал до 1936 года, в общей сложности набрав около пяти тысяч. Они достигли еще более широкой публики, поскольку были собраны в виде книг, некоторые по темам, поэтому было много предложений по политике, образованию, религии, экономике, природе, эстетике, литературе и т. д. Бестселлер, сборник, который всегда оставался в печать во Франции — Propos sur le Bonheur (в переводе — «Ален о счастье») .

Первая мировая война

[ редактировать ]

По мере приближения войны Ален в своих произведениях агитировал за мир в Европе, а когда война все же пришла, не поступаясь своими взглядами и в возрасте сорока шести лет, он немедленно вызвался добровольцем. Как он писал, он не мог смириться с мыслью оставаться на гражданке, а «лучших», в том числе и его собственных учеников, отправляли на расправу. Его направили в артиллерию, где он добросовестно служил телефонистом на передовой и отказался от повышения в офицерские звания. В 1916 году его лодыжка была раздроблена колесом телеги, перевозившей боеприпасы в Верден. После нескольких недель в госпитале и неудачного возвращения на фронт он был переведен в метеорологическую службу, а затем демобилизован в октябре 1917 года.

Выздоравливая, он снова начал писать, на этот раз более существенные произведения. Первой из них была книга «Марс или правда о войне» , опубликованная в 1921 году. с простыми солдатами обращаться с ними как с животными; Армия представляла собой огромную машину, призванную удерживать людей в повиновении для организованных убийств.

Это письмо военного времени стало началом плодотворной работы по самым разным темам. Первыми опубликованными работами были «Quatre-vingt un chapitres sur l'Esprit et les Passions» в 1917 году и «Система изящных искусств » в 1920 году. Фактически, он написал две академические книги до войны, до того, как он взял себе псевдоним: защитил диссертацию по в Нормальной школе стоикам и опубликовал книгу о Спинозе. Первой крупной работой послевоенных лет были «Идеи и века», опубликованные в двух томах в 1926 году. Помимо нескольких сборников предложений , последовало множество книг, в том числе работы по философии, Платона, Стендаля, Бальзака и Шарля. Диккенс. В 1934 году вышла вторая крупная работа, посвященная религии, « Les Dieux» (в переводе « Боги »), а двумя годами позже вышла его интеллектуальная автобиография «Histoire de mes pensées» . Андре Конт-Спонвиль назвал свои более поздние работы «лучшей прозой идей века». [8]

Дальнейшая жизнь и Вторая мировая война

[ редактировать ]

На протяжении тридцатых годов Ален был политически активным как видный пацифист; в 1934 году он был соучредителем Комитета бдительности интеллектуалов-антифашистов. После ухода из преподавания последовало множество публикаций, причем книги публиковались каждый год.

Но он также боролся с болезнью, которая приковала его к инвалидной коляске, когда началась Вторая мировая война. Его настроение улучшилось после женитьбы в декабре 1945 года на Габриэль Ландорми, которая была на двадцать лет моложе его и в которую он влюбился почти сорок лет назад.

В юности Ален был сторонником Дрейфуса ; у него было много еврейских друзей и учеников. Тем не менее, когда в 2018 году был опубликован его журнал «Journal Inédit 1937-1950» , весьма избирательное чтение определило некоторые высказывания как антисемитские и, кроме того, привело к обвинению Алена в том, что он сам был антисемитом. Некоторые из этих замечаний сегодня вызывают дискомфорт при чтении, но их также необходимо понимать в контексте. Как писал Ален в 1938 году, «я хотел бы избавиться от антисемитизма, но не могу этого добиться» (28.01.38). Он писал в частном журнале, а не для публикации, где можно было опробовать и поразмышлять над своими идеями. В 1943 году ему удалось сделать еще одно замечание, не подхваченное комментаторами: «К счастью, с антисемитизмом покончено… очень жаль, что я когда-либо терпел это жестокое безумие (19.9.1943), а в 1947 году: «В моем Равенство глаз похоже на воздух, которым мы дышим. Есть огромная несправедливость даже в том, чтобы сомневаться в равенстве прав. И мы должны наброситься на мысль, что у еврея нет всех этих прав». [9] Неудивительно, что, будучи философом, он осознал свои предубеждения; это была слабость, которую нужно преодолеть, а не предрассудок, на основании которого нужно действовать. В его опубликованных произведениях нет и следа антисемитизма. [10]

Ален умер 2 июня 1951 года в своем доме на окраине Парижа. Похоронен на кладбище Пер-Лашез .

Философия

[ редактировать ]

Ален не разработал систему; как и большинство французских философов его поколения, он не доверял системам, хотя, в отличие от большинства своих коллег, проявлял глубокий интерес к изучению философов-систематиков. Он был одним из первых (и весьма уникальных) комментаторов Гегеля, тщательным и благосклонным критиком Гамелена, поклонником Конта, трех величайших систематических мыслителей девятнадцатого и двадцатого веков. Несмотря на наличие его активно обсуждаемых философских книг, Ален, пожалуй, лучше всего стоит в традиции французских мыслителей, таких как Монтень и Паскаль . [11] Это сравнение, предпочитаемое Андре Моруа , было решительно оспорено Жоржем Кангилемом , который видел в этом способ лишить Алена «его достоинства как философа». В конце концов, мысль Алена является типично современной, которая выражается фрагментарно и для которой истина всегда локальна, ненадежна и постоянно подлежит пересмотру. Тем не менее ее связность неоспорима и отличается глубоким пониманием предшествующих философов, от Платона через Декарта до Гегеля и Конта, что коррелирует с единством его идей и их выражением в определенных регулярных темах.

Ален, вероятно, наиболее известен своими взглядами на политику, которые доказывают радикальный либерализм, касающийся роли гражданина в демократии. Это была первая попытка философа проявить политическую активность во имя философии. Человек левых взглядов, но без какой-либо идеологии, недоверчивый к идеологии, он защищает права личности и ее свободу мыслить и действовать. Роль гражданина суммировалась в парадоксе: одновременно подчиняться и сопротивляться: то есть подчиняться законам, но сопротивляться власти всеми законными средствами. Ален оставался твердым защитником демократии; на международном фронте он был неутомимым защитником мира.

Этот акцент на индивидуальной свободе проходит через все его произведения. «Я ни о чем не думал так много, как о свободе суждений». [12] Ему понравилась игра слов на французском языке: «penser, c'est peser»: думать — значит взвешивать. [13] Это можно расширить с помощью определения, которое он дал «разуму» ( esprit) : «который, по сути, есть сила сомнения, которая заключается в том, чтобы возвыситься над всеми механизмами, порядком, добродетелями, обязанностями, догмами, судить их, подчинять их». и заменить их свободой, которая чем-то обязана только самой себе». [14] Эту связь между свободой разума и свободой личности можно рассматривать как начало экзистенциализма 1940-х годов, связанного с Сартром , де Бовуаром и Камю .

У него была сложная теория восприятия, созданная под влиянием Канта и Ланьо, которая подчеркивала роль разума в восприятии, что мир постигается только через идеи. [15] А также теория воображения, на оригинальность которой Ален претендовал и которой Сартр занимался как в «Воображении» (1936), так и в «Воображении» (1940). 

В его более поздних работах, в основном «Les Dieux», обсуждалась религия. Хоть и не верующий, [16] Ален раскрывает силу человеческого выражения в религии, главным образом в язычестве и христианстве, где он восхищается фигурой Христа как отрицанием власти и силы. [17]

В целом целью его философии было научить размышлению и рациональному мышлению, избегая предрассудков. «Думать — значит сказать нет. Обратите внимание, что знаком «да» является знак засыпающего человека; а проснуться — значит покачать головой и сказать «нет». [18] Гуманист-картезианец, он «пробуждающий разум», страстный сторонник свободы.

Работы (выбрано)

[ редактировать ]
  • Теория познания стоиков (1891 г.)
  • Спиноза (1900 г.)
  • Элементы философии (1916)
  • Восемьдесят одна глава о разуме и страстях (1917)
  • Система изящных искусств (1920)
  • Марш или война осуждена (1921)
  • Комментарии об эстетике (1923)
  • Комментарии о христианстве (1924)
  • Комментарии о полномочиях (1925)
  • Воспоминания о Жюле Ланьо (1925)
  • Чувства, страсти и знаки (1926)
  • Гражданин против власти (1926)
  • Идеи и эпохи (1927)
  • Зарисовки человека (1927)
  • Комментарии о счастье (1925)
  • Одиннадцать глав о Платоне (1928)
  • Интервью у моря (1931)
  • Двадцать уроков изящных искусств (1931)
  • Идеи, введение в философию (1945)
  • Комментарии об образовании (1932)
  • Боги (1933)
  • О литературе (1934)
  • Политические замечания (1934)
  • Об экономике, (1935)
  • Стендаль (1935)
  • Читая Бальзака (1935)
  • История моих мыслей (1936)
  • С Бальзаком (1937)
  • Воспоминания о войне (1937)
  • Времена года духа (1937)
  • Комментарии о религии (1938)
  • Конвульсии силы (продолжение Марса) (1939)
  • Минерва или мудрость (1939)
  • Бдения духа (1942)
  • Предварительные сведения о мифологии (1943)
  • Комментарии о философах (1961)
  • Воспоминания без уважения, (2010)
  • Письма двум друзьям (2014)
  • Неопубликованный дневник (2018)

В серии «Плеяда» Галлимара опубликовано четыре сборника:

  • Два тома предложений 1956 и 1970 годов (содержат около 1250 предложений)
  • Искусство и боги, 1958 год.
  • Страсти и мудрость, 1960

Существует полное издание Les Propos d'un Normand, охватывающее период с 1906 по 1914 год, в девяти томах, опубликованное Институтом Алена в 1990–2001 годах.

  1. ^ Томас Р. Невин, Симона Вейль: Портрет еврея, сосланного самостоятельно , University of North Carolina Press, 2000, стр. 40.
  2. ^ Летер, Тьерри (2006). Ален: первый интеллектуал . Биографии. Париж: Фондовый. ISBN  978-2-234-05820-0 .
  3. ^ Сернин, А. Мудрый человек в городе, Роберт Лаффон, 1985.
  4. ^ Петерам Мишель, Ален, философ-провокатор.
  5. История моих мыслей в книге «Искусства и боги» , Галлимар, с. 70
  6. ^ Комментарии норманна , 28 декабря 1909 г.
  7. ^ Жан Жорес, Журнал 1914 г.
  8. ^ От трагедии к материализму (и обратно), ППУ, 2015, стр.424.
  9. Неопубликованный журнал 1937–1950 гг ., Эквадор, 2018 г.
  10. См. также обсуждение в Kaplan, Francisco, Propos sur Alain , Gallimard, 2020, глава 6.
  11. ^ Петерам Мишель, Ален, философ-провокатор.
  12. ^ История моих мыслей в книге «Искусства и боги» , Галлимар, стр.8.
  13. ^ Определения в книге «Искусства и боги», Галлимар, стр.1078.
  14. ^ Определения в книге «Искусства и боги», Галлимар, стр. 1056.
  15. ^ Г. Паскаль, Идея философии у Алена, Бордас, 1970, стр.74-5.
  16. История моих мыслей в книге «Искусства и боги» , Галлимар, с. 6
  17. ^ Петерам Мишель, Ален о религии
  18. ^ Комментарии о религии , Ридер, 1938, стр.203. Свобода слова, 19 января 1924 г.

английские переводы

[ редактировать ]

Боги, 1974, Нью-Йорк, Новые направления и 1975, Лондон, Чатто и Виндус. Переиздано в 1988 году, Лондон, Квартет. Перевод Les Dieux Ричарда Пивира

Ален о счастье , 1973, Нью-Йорк, Унгар, переиздано в 1989 году. Перевод книги «Propos sur le bonheur» Роберта Д. и Джейн Э. Коттрелл.

Марс, или правда о войне , 1930, Лондон; Торонто: Джонатан Кейп. Плохой перевод « Марса» Дорис Муди и Элизабет Хилл с предисловием Андре Моруа.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

Было две биографии:

  • Сернен, Андре, Ален: мудрый человек в городе, Лаффон, 1985 г.
  • Летер, Тьерри, Ален, первый интеллектуал, Сток , 2006 г.

Исследования его работ включают:

  • Моруа, Андре, Ален, Editions Domat, 1950.
  • Паскаль, Жорж, «Мысль Алена» , Борда, 1946 и 1957 годы.
  • Паскаль, Жорж, Идея философии у Алена , Борда, 1970.
  • Летер, Тьерри, Политический разум, Ален и демократия , PUF, 2000.
  • Граф-Спонвиль. Андре, От трагедии к материализму (и обратно) , ППУ, 2015.
  • Перье, Жером, Ален или демократия личности , Les Belles Lettres, 2016.

Избранные статьи и главы на английском языке

[ редактировать ]

Библиография: Петерам Мишель, Библиография философа Алена на английском языке.

  • Ален и боги. Литературное приложение Times, 10 января 1935 г., стр. 16. (Рецензия на Les Dieux ) .
  • Гибсон, Фрэнк А., французский философ о Диккенсе, The Dickensian, 1946, стр. 134–137.
  • Хауэлл, Рональд Л. Философ Ален и французский классический радикализм. Западный политический ежеквартальный журнал , том. 18, № 3 (1965), стр. 594–614.
  • Уэйтман, Джон, Ален: за и против. Американский ученый , лето 1982 г., стр. 381–389.
  • Джон, Г., Ален и становление нонконформиста. Журнал морального воспитания , том 12, № 1, январь 1983 г., стр. 56–65.
  • Штайнер, Джордж, Уроки мастеров (Лекции Чарльза Элиота Нортона), Гарвардский университет, 2005.
  • Петерам, Мишель, «Философы на войне», The Philosopher's Magazine , выпуск 65, 2 квартал 2014 г., стр. 26–33.

Статьи в этих справочниках:

  • Оксфордский справочник по французской литературе , Clarendon Press, Оксфорд, 1959.
  • Путеводитель по французской литературе: с 1789 года по настоящее время, St James Press, 1992.
  • Новый оксфордский справочник по литературе на французском языке, Clarendon Press, Оксфорд, 1995.
  • Биографический словарь Рутледжа философов двадцатого века , Рутледж, 1996 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8575ded2a68a8170ed336d56c6e123d0__1717499700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/85/d0/8575ded2a68a8170ed336d56c6e123d0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Alain (philosopher) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)