Jump to content

Ялдабаоф

(Перенаправлено с Сакласа )

Ялдабаоф , также известный как Ялдабаоф или Иалдабаоф. [а] ( / ˌ j ɑː l d ə ˈ b ɒ θ / ; койне греческий : Ιαλδαβαώθ , латинизированный : Ialdabaoth ; латинский : Ialdabaoth ; [1] Коптский : ⲒⲀⲖⲦⲀⲂⲀⲰⲐ Иалтабаоф ), злобный Бог и демиург (создатель материального мира) в различных гностических сектах и ​​движениях , иногда изображаемый как териоморфный львиноголовый змей . [2] [3] [4] Его называют ложным богом , который удерживает души в физических телах, в плену материальной вселенной. [2] [3] [4]

Этимология

[ редактировать ]
Рисунок фигуры с головой льва, найденный в Митреуме К. Валерия Геракла и сыновей, посвященный 190 г. н.э. в Античной Остии , Италия (CIMRM 312).

Этимология имени Ялдабаоф была предметом множества спекулятивных теорий. До 1974 года этимология, происходящая от непроверенного арамейского языка : בהותא, латинизированного: bāhūṯā , предположительно означающего « хаос », представляла точку зрения большинства. Согласно анализу еврейского историка религии Гершома Шолема, опубликованному в 1974 году, [5] эта этимология больше не пользовалась заметной поддержкой. Его анализ показал, что неподтвержденный арамейский термин был вымышленным и засвидетельствован только в одном искаженном тексте 1859 года, причем его указанный перевод был перенесен из прочтения более ранней этимологии, объяснение которой, по-видимому, приравнивало « тьму » и «хаос» при переводе. неподтвержденная предполагаемая форма множественного числа иврита : בוהו , латинизированная : bōhu . [5] [6]

Первая этимология была выдвинута в 1575 году Феуарденцием , предположительно переведя ее с еврейского на латынь : a patribus genitus , букв. «дитя отцов». [7] [8] Теория, предложенная Материей [ фр ] в 1828 году, определила, что это имя происходит от иврита : ילדא , латинизированного : yāldā , букв. «ребенок» и от иврита : בהות , латинизированного : бахот , предполагаемая форма множественного числа иврита : בוהו , латинизированного : bōhu , букв. «пустота, тьма». Однако Материя интерпретировала это слово как «хаос», переведя Ялдабоат как «дитя тьмы [...] элемент хаоса». [9] [10]

Эта этимология была популярна из-за ее предполагаемых литературных достоинств. [б] Это вдохновило Хилгенфельда сохранить предложенный Материй перевод «хаоса», в то же время воспроизводя более вероятный звучащий, но не привязанного второго существительного: арамейский : ב всем, романизированный: Бахута , выводящее имя от арамейского : ילדא ב всем, романизированный: Яльд Бахута, предположительно, означает « Дети», Дети, Дети, Дети, Дети, Дети. «хаос» в 1884 году. Это стало точкой зрения большинства конца 19-го, начала 20-го века, которую поддерживали Шенке , Бёлиг и Лабиб . Последние два также привели предполагаемое подтверждение арамейского языка : בהותא, латинизированного: bāhuthā , букв . 'хаос'. [с] [12] Это предполагаемое свидетельство вытекало из Таргума и представляло собой всего лишь искаженное прочтение арамейского языка : כהותא, латинизированного: кахутха , букв . «раздор», опубликованный в Библии 1859 года. Этот псевдовариант был переведен в Ястрова как «путаница». популярном арамейском словаре [13]

Благодаря этим событиям этимология Хильгенфельда оставалась точкой зрения большинства до тех пор, пока в 1974 году Шолем не объяснил ее происхождение. Следовательно, большинство ученых отказались от своей поддержки. [д] Кроме того, Шолем утверждал, что, основываясь на самых ранних текстовых данных, в которых Ялдабаоф назывался «Царем Хаоса», прародителем хаоса, а не его потомком. [15]

Собственная теория Шолема передает это имя как Ялд Абаоф. Ялд — арамейское : ילדא, латинизированное : ялда. [и] но переводится как «родитель», а не «дитя», а Аваоф - это термин, засвидетельствованный в магических текстах, происходящий от иврита : צבאות , латинизированного : Цваот , букв. « Сабаоф , воинство», одно из имён Бога в иудаизме . Таким образом, он перевел Йалд'Абаофа как «родителя Саваофа». [15] Блэк возражает против этого, потому что Саваоф — это имя одного из сыновей Ялдавафа в некоторых гностических текстах. Вместо этого он предлагает, чтобы второе существительное было еврейско-арамейским : בהתייה, латинизированным : behūṯā , букв . 'стыд'. Родственно еврейскому слову : בושה , латинизированному : bōšeṯ , термин, используемый для замены имени Баал в еврейской Библии . Таким образом, предложение Блэка переводится на арамейский язык : ילדא בהתייה, латинизировано : yaldā behūṯā , букв . 'сын позора/ Баал '. [12]

В предложенной им в 1967 году этимологии Адам [ де ] , уже отклонившийся от тогдашней точки зрения большинства и переведенный на арамейский : ילדא, латинизированный : yaldā аналогично Шолему, как немецкий : Erzeugung , букв. 'производить'. Он считал, что вторая часть имени происходит от сирийского : латинизированного ������������������‏, . : ˀabbāhūṯā , букв 'отцовство'. Однако он интерпретировал это как более широкое описание «силы порождения»; таким образом можно предположить, что это имя означает «рождение силы зарождения». [16] [12]

Историческое происхождение

[ редактировать ]
с головой осла, Сет изображенный в греческих магических папирусах.
Граффито Алексаменоса , изображающее распятого Иисуса в виде бога с головой осла.

После ассирийского завоевания Египта в VII веке до нашей эры Сет считался египтянами злым божеством, и ему обычно не поклонялись, во многом из-за его роли бога иностранцев. [17] развивалась традиция По крайней мере, с 200 г. до н. э. в греко-египетском царстве Птолемеев , которая отождествляла Яхве , бога евреев, с египетским богом Сетом . [18] В отличие от предыдущих зоологически многочисленных изображений , внешний вид Сета в эллинистический период и далее изображался как напоминающий человека с головой осла. [19] [20] Греческая практика истолкования греки , приписывающая богов пантеона другого народа соответствующим богам своего собственного, была принята египтянами после их эллинизации ; в ходе которого они отождествили Сета с Тифоном , змеем-монстром, рычащим, как лев. [21]

История Исхода , представленная в еврейской Библии , говорит о евреях как о народе, преданном и порабощенном фараоном , из-за которого Яхве подвергает египтян десяти казням — разрушению их страны, осквернению Нила и убийству всех их первенцев. сыновья. Еврейская миграция внутри эллинизированного Королевства Птолемеев в грекоязычные египетские города, такие как Александрия, привела к созданию Септуагинты , перевода еврейской Библии на греческий койне . [22] Кроме того, история Исхода была адаптирована Иезекиилем Трагиком на древнегреческий язык : ἐξαγωγή , латинизированный : Exagōgḗ , греческая пьеса, поставленная в Александрии и увиденная египтянами и евреями. Египтяне восприняли историю Исхода в целом негативно, поскольку она оскорбляла их богов и восхваляла их страдания. Таким образом, это вдохновило египетские сочинения, пересказывающие эту историю, но изменяющие ее детали, чтобы высмеивать евреев и превозносить Египет и его богов. [23]

В этом контексте некоторые египтяне видели сходство между повествовательными действиями и атрибутами Яхве и действиями Сифа, в дополнение к фонетическому сходству между греческим койне : Ἰαω , латинизированным: Iaō , именем Яхве, используемым эллинизированными евреями , и коптским : ⲓⲱ , латинизированным . : Ио , букв. «осел», который тогда считался животным Сета. [24] Отсюда возник популярный ответ на обвинения евреев в том, что египтяне просто поклонялись зверям, а именно, что на самом деле сами евреи поклонялись зверю, ослу или человеку с ослиной головой, то есть Сифу. [25]

Обвинения в онолатрии против евреев распространились из египетской среды с ее пониманием важности осла, связанного с Ситом, на остальной греко-римский мир, который по большей части игнорировал этот контекст. В самом известном варианте повествований о еврейском онолатрии Антиох IV Эпифан , царь Селевкидов, известный своим набегом на Иерусалимский храм , предположительно обнаружил, что его Святая Святых не была пуста, а вместо этого содержала идола-осла. [26] [ф] После возникновения христианства то же обвинение было повторено и против его последователей. Наиболее известно это в самом раннем известном изображении распятия Иисуса , граффито Алексаменоса , где христианин по имени Алексаменос изображен поклоняющимся распятому богу с головой осла. [28] [29]

По мнению Литвы, эта традиция составляет основу развития гностических представлений о Ялдабаофе. [г] [32]

Роль в гностицизме

[ редактировать ]
с львиным лицом, Змеиное божество найденное на гностическом камне в Бернара де Монфокона книге «Античность, объясненная и представленная в рисунках», может быть изображением Демиурга.

Гностицизм зародился в конце I века нашей эры в нераввинских еврейских и раннехристианских сектах. [33] При формировании христианства различные сектантские группы, которых их противники называли «гностиками», делали упор на духовное знание ( гнозис ) божественной искры внутри, а не на веру ( pistis ) в учения и традиции различных христианских общин. [34] [35] [36] [37] Гностицизм проводит различие между высшим, непознаваемым Богом и Демиургом , «творцом» материальной вселенной. [34] [35] [36] [38] Гностики считали важнейшей частью процесса спасения это личное знание, в отличие от веры как мировоззрения в их мировоззрении наряду с верой в церковный авторитет . [34] [35] [36] [38]

В гностицизме библейский змей в Эдемском саду восхвалялся и благодарился за то, что он принес знание ( гнозис ) Адаму и Еве и тем самым освободил их от контроля злонамеренного Демиурга. [38] Гностические христианские доктрины опираются на дуалистическую космологию , которая подразумевает вечный конфликт между добром и злом, а также на концепцию змея как освобождающего спасителя и дарителя знаний человечеству, противостоящего Демиургу или богу-творцу , отождествляемому с Яхве из еврейской Библии. . [38] [35] христиане-гностики (например, маркиониты ) считали еврейского Бога Ветхого Завета злым, ложным богом и создателем материальной вселенной, а Неизвестного Бога Евангелия Некоторые , отцом Иисуса Христа и создателем духовного мира, как истинный, добрый Бог. [38] [35] В системах архонтов , сифианов и офитов Ялдаваоф рассматривается как злобный Демиург и ложный бог Ветхого Завета, который создал материальную вселенную и удерживает души в ловушке физических тел, заключённых в мире, полном боли и страданий, который он создал. . [2] [3] [4]

Однако не все гностические движения считали создателя материальной вселенной злом или злонамеренным по своей сути. [39] [40] Например, валентиниане верили, что Демиург — просто невежественный и некомпетентный творец, пытающийся создать мир настолько хорошо, насколько это возможно, но не имеющий надлежащей силы, чтобы поддерживать его доброту. [39] [40] считали еретиками Протоортодоксальные их отцы ранней церкви . [38] [35] [41]

Ялдабаоф в первую очередь упоминается в архонтских, сифианских и офитских сочинениях гностической литературы . [4] большинство из которых были обнаружены в библиотеке Наг-Хаммади . [2] [3] В апокрифе Иоанна «Ялдабаоф» — первое из трёх имён властного архонта , наряду с Сакласом и Самаэлем . В Пистис Софии он потерял право на власть и в глубинах Хаоса вместе с 49 демонами истязает кощунственные души раскаленным потоком смолы. Вот он льволикий архонт, наполовину пламя, наполовину тьма. Ялдабаоф предстает как мятежный ангел как в апокрифическом Евангелии от Иуды , так и в гностическом произведении «Ипостась Архонтов» . В некоторых из этих гностических текстов Ялдабаоф далее отождествляется с древнеримским богом Сатурном . [4]

Космогония и мифы о творении

[ редактировать ]

Ялдабаоф — сын Софии , олицетворения мудрости в гностицизме, с которым он соперничает. Творчески обратившись к материи в добре и простоте, София создала несовершенного Ялдабаофа, не обладающего знаниями о других эонах. От матери он получил силы света, но использовал их во зло. София правит Огдоасом, Демиург — Гебдомой. Ялдабаоф создал еще шесть архонтов и других собратьев. [42] Созданные им ангелы восстали против Ялдабаофа. Чтобы держать ангелов в подчинении, Ялдабаоф создал материальную вселенную.

Однако в процессе творения Ялдабаоф лишился своей высшей власти. Когда Ялдабаоф вдохнул душу в первого человека, Адама , София вселила в него божественную искру духа. После материи Ялдаваоф создал змеиного духа (Офиоморфоса), который является источником всего зла. Свет, будучи Софией, вызвал падение человека через змея. Вкусив запретный плод , Адам и Ева просветлились и отвернулись от Ялдабаофа. В конце концов, Ялдабаоф изгнал их из эфирной области, Рая , в качестве наказания.

Ялдабаоф постоянно пытался лишить людей дара искры света, который он невольно потерял для них, или держать их в рабстве. В качестве наказания он пытался заставить человечество признать его Богом. [3] Из-за отсутствия у них поклонения он вызвал Потоп на человеческом роде, из-за которого появились женские силы, такие как София или Пронойя. [43] (Провиденс) спас Ноя . [3] Ялдаваоф заключил завет с Авраамом , по которому был обязан служить ему вместе со своими потомками. Библейские пророки должны были провозглашать славу Ялдаваофа, но в то же время, через влияние Софии, напоминали людям об их высшем происхождении и готовили к пришествию Христа . По наущению Софии Ялдабаоф устроил зарождение Иисуса через Деву Марию . Для своего провозглашения он использовал Иоанна Крестителя . В момент крещения, организованного Ялдабаофом, София приняла тело Иисуса и через него научила людей, что их уделом является Царство Света (духовный мир), а не Царство Тьмы (материальная вселенная). Только после крещения Иисус получил божественные силы и мог творить чудеса. Но поскольку Иисус разрушил его царство вместо того, чтобы продвигать его, Ялдабаоф приказал его распять . Перед своей мученической смертью Христос вырвался из телесной оболочки и вернулся в духовный мир.

[ редактировать ]
  • В Ужас рассказе Лавкрафта « в Ред-Хуке » (1925) Роберт Суйдам призывает Ялдабаофа (по имени Самаэль ) среди подобных Сефироту и Ашмодаю . [44]
  • В видеоигре Assassin's Creed Valhalla (2020) имена Ялдабаоф, Саклас и Самаэль упоминаются как отдельные представители Ису, древней и высокоразвитой расы. Известная как «Отец понимания», «Мать мудрости» и «Священный голос» соответственно, эта триада отвечала за ранние этапы проекта «Антропос», который представлял собой создание человечества. [45] [46]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Написание различается в зависимости от предположений о том, что имя происходит из семитского языка , в котором первая буква представляет собой Йод и должна кодировать звонкий небный аппроксимирующий звук ( IPA : [ j ] ); Немецкоязычные ученые (такие как Шолем и Адам [ де ] ) предпочитали написание «Ялдаваоф» на основе немецкой орфографии, даже когда писали на английском языке, в то время как англоязычные авторы чаще использовали «Ялдабаоф».
  2. ^ Например, это было повторено в 1831 году в учебнике Гизелера . [11]
  3. ^ Который они считали родственным ивриту : בוהו , латинизированному : bōhu .
  4. Например, Квиспель сделал это, с юмором посетовав на то, что из-за его литературных достоинств, по его мнению, создатель имени Ялдабаоф провел ту же ошибочную связь между баофом и тохувабоху, что и прежняя точка зрения большинства. [14]
  5. ^ Последняя гласная действует как связующее звено .
  6. ^ Гностический прием этого рассказа можно найти в фибионитовском тексте «Рождение Марии» , в нем Захария, сын Берахии, отец Иоанна Крестителя , входит в Святая Святых как благочестивый священник, но, к своему удивлению, находит существо в форме осел там. Он выбегает из храма и хочет крикнуть толпе, которой они поклонялись, но не может, так как ослиное божество заморозило ему язык. Несмотря на все усилия бога-осла заставить Захарию молчать, ему в конце концов удается обратиться к толпе, показывая, что их бог имеет форму осла. В ответ на что его убивают на ступеньках храма. [27]
  7. Соответственно, фибиониты считали, что Ялдабаоф имел внешность, похожую на осла. [30] Тайная книга Иоанна описывает Ялдабаофа как существо, меняющее форму, похожее на Тифона, похожее на змею с головой льва, но чей ребенок с головой осла Элоайос свидетельствует о других его формах, более похожих на осла. [31]
  1. ^ Буллард, Роджер (1970). Ипостась Архонтов . Грютер. стр. 34. ISBN  3-11-085235-7 . OCLC   913095002 .
  2. ^ Jump up to: а б с д Литва, М. Давид (2016) [2015]. «Часть I: Самообожествленный бунтовщик -« Я Бог, и нет другого! »: Хвастовство Ялдабаофа» . Желая божественности: самообожествление в раннем еврейском и христианском мифотворчестве . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 47–65. doi : 10.1093/acprof:oso/9780190467166.003.0004 . ISBN  9780199967728 . LCCN   2015051032 . OCLC   966607824 .
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж Фишер-Мюллер, Э. Айдет (январь 1990 г.). «Ялдаваоф: гностический женский принцип в его падении». Новый Завет . 32 (1). Лейден и Бостон : Издательство Brill : 79–95. дои : 10.1163/156853690X00205 . eISSN   1568-5365 . ISSN   0048-1009 . JSTOR   1560677 .
  4. ^ Jump up to: а б с д и В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Арендзен, Джон Питер (1908). « Демиург ». В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Том. 4. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
  5. ^ Jump up to: а б Шолем, Гершом (1974). «Переосмысление Ялдабаофа» . Смеси истории религий предложил Анри-Шарль Пюэх . Париж : Коллеж де Франс / Presses Universitaires de France: 405–421 – через Academia.edu .
  6. ^ Блэк, Мэтью (1983). «Арамейская этимология Ялдабаофа?» . Новый Завет и гнозис: Очерки в честь Роберта Макла. Уилсон . Лондон и Нью-Йорк: Bloomsbury Academic . стр. 69–72. дои : 10.5040/9781474266277.ch-005 . ISBN  978-1-4742-6627-7 .
  7. ^ Ириней (1857 г.). Харви, Уильям Уиган (ред.). ересей Против Том. V. Печатается академически. п. 230
  8. ^ Шолем, Гершом (1974). «Переосмысление Ялдабаофа» . Меланжи истории религий предлагает Анри-Шарль Пюэх . Париж: Presses Universitaires de France: 407. [...] Франциск Феуарденциус, редактор издания «Иринея» 1575 года, который объяснил, что Ялдабаоф тождественен Ялдаваофу, «дитя отцов» (гениальный патриб), что, конечно, не делает смысле, поскольку у Ялдабаофа нет линии из нескольких предков, а есть только андрогинная мать, София.
  9. ^ Материя, Жак (1828). Критическая история гностицизма и ее влияние на религиозные и философские секты первых шести веков христианской эры (на французском языке). Полет. 2 (2-е изд.). Страсбург : Ф.Г. Левро. п. 198. ИСБН  9780274873562 . 1. ילדא בהות, сын тьмы ; בהות, множественное число от בוהו; в сыновьях Софьи действительно был элемент хаоса ; оно должно было быть аналогично материи, которую оно призвано было сформировать.
  10. ^ Шолем, Гершом (1974). «Переосмысление Ялдабаофа» . Меланжи истории религий предлагает Анри-Шарль Пюэх . Париж: Press Universitaires de France. Материя была достаточно осторожна, чтобы говорить лишь об элементе хаоса в природе Ялдабаофа, чему можно было дать некоторое оправдание из описания Иринеем превратностей его матери Софии. Но его мало заботила филологическая точность. Еврейское слово «боху» не допускает множественного числа, как и финикийский эквивалент βααυ, упомянутый Филоном из Библоса .
  11. ^ Гизелер, Иоганн Карл Людвиг (1831). Учебник истории церкви (на немецком языке). Том I (3-е изд.). Бонн: Адольф Маркус. п. 157.
  12. ^ Jump up to: а б с Блэк, Мэтью (1983), «Арамейская этимология Ялдабаофа?» , Новый Завет и гнозис: Очерки в честь Роберта МакЛ.Уилсона , Bloomsbury Academic, стр. 69–72, doi : 10.5040/9781474266277.ch-005 , ISBN  978-1-4742-6627-7 , получено 19 января 2023 г.
  13. ^ Ястроу, Маркус (1903). Словарь Таргумим, Талмуд Бабли и Йерушалми, а также мидрашическая литература . Лондон, Нью-Йорк: WC: LUZAC & Co.; СЫНОВЬЯ ГП ПУТНЭМА. п. 142. בהותא‎ ‎ф. (בהי) замешательство. Тарг. Пров. XXVI, 21 изд. Уил. (Г-жа ‎בחותא; др. изд. ‎כהותא).
  14. ^ Киспель, Жиль (1978-07-27), Уилсон (редактор), «Демиург в апокрифе Иоанна» , Наг Хаммади и Гнозис , BRILL, стр. 22, номер домена : 10.1163/9789004437197_002 , ISBN  978-90-04-43719-7 , получено 19 января 2023 г. , Гершом Шолем, третий гений в этой области, а точнее, гений точности, научил нас, что некоторые из нас ошибались, когда полагали, что Ялдабаоф означает «сын хаоса», потому что арамейское слово бахута в смысле хаоса существовала только в воображении автора известного словаря. Очень жаль, потому что это имя подошло бы демиургу, восставшему из хаоса к изысканности. И возможно, автор «Безымянного документа» не знал арамейского языка и также предполагал, как и мы когда-то, что баоф имеет какое-то отношение к тохувабоху , одному из немногих еврейских слов, которые все знают.
  15. ^ Jump up to: а б Шолем, Гершом (1974). «Переосмысление Ялдабаофа» . Смеси истории религий предложил Анри-Шарль Пьех . Париж: Presss Universitaires de France: 405–421.
  16. ^ Адам, А. (1967-01-01), «Возник ли гнозис в арамейских школах мудрости?» , Истоки гностицизма / Le origini dello gnosticismo , BRILL, стр. 291–301, doi : 10.1163/9789004378032_020 , ISBN  9789004378032 , получено 19 января 2023 г.
  17. ^ те Вельде, Герман (1967). Сет, бог смятения: исследование его роли в египетской мифологии и религии . Проблема Египта. Том. XI. Брилл. стр. 139–140. ISBN  978-90-04-05402-8 . ОСЛК   65030234 . В течение последнего тысячелетия до нашей эры египтяне пережили неприятные контакты с азиатами. Около 670 г. до н.э. ассирийцы завоевали Египет: Асархаддон сжег Мемфис, а Ашурбанипал разграбил Фивы. Египетские источники молчат об этих унижениях, но вполне вероятно, что в это время прежняя самоуверенная доброжелательность египтян сломалась и превратилась в ненависть к иностранцам, что имело разрушительные последствия для культа Сета. В 26-й династии некий Нешор призывает своих богов быть милостивыми, «как вы спасли меня от бедствия воинов, сирийцев, греков, азиатов и других». Это сильно отличается от заинтересованного и высокомерного отношения египтян к иностранцам в [Новом царстве]. Тексты и изображения, относящиеся к Сету, после 20-й династии немногочисленны по сравнению с предыдущим временем. После ассирийского периода практически нет никаких признаков поклонения Сету. Казалось бы, после завоевания Египта иностранцами, особенно ассирийцами и персами, египтяне вообще больше не верили, что положительные силы для поддержания космоса могут быть черпаемы из божественного чужеземца [...].
  18. ^ Литва, М. Давид (2021). «Ослиное божество». Злой Создатель: Истоки раннехристианской идеи . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-756643-5 . OCLC   1243261365 . Мы видим эту традицию, рассказанную несколькими авторами. Около 200 г. до н. э. человек по имени Мнасеас (александриец, родом из нынешней южной Турции) рассказал историю об идумеянине (южном палестинце), который вошел в иудейский храм и оторвал золотую голову вьючного осла из внутреннего святилища. Эта голова, очевидно, была прикреплена к телу человека или осла. Читатель мог бы понять, что евреи (тайно) поклонялись Яхве как ослу в иерусалимском храме, поскольку для культовых статуй богов характерно использовать золото. Египтяне знали только еще одно божество в форме осла: Сиф.
  19. ^ те Вельде, Герман (1977). Хельк, Вольфганг (ред.). Сет, Бог Замешательства . Проблемы египтологии. Том. VI. Перевод ван Баарен-Папе, супруги Гертруды. Лейден: Брилл. стр. 14–15. дои : 10.1163/9789004676688 . ISBN  90-04-05402-2 . После того как было написано вышеизложенное, появилась важная статья Б. Х. Стрикера, Asinarii I, OMRO NR 46 (1965), с. 52-75. По мнению Стрикера, не может быть никаких разумных сомнений в том, что животное-Сет представляет собой осла. Помимо поздних данных греко-римского периода, его аргументами являются необычное написание слова ꜥꜣ (осел) с определяющим животным Сетом, уже упомянутое выше, и описание Даресси животного šꜣ на саркофаге Несамона. как имеющий ослиную голову: Г. Даресси, L'animal séthien à tête d'ane, ASAE 20 (1920), с. 165-166. Эти аргументы, как мне кажется, лишь доказывают, что осел был одним из тифонических животных, как, например, свинья. Из того факта, что šꜣ-животное может иметь определяющее значение свиньи, хотя šꜣ действительно является общим словом для обозначения свиньи, я заключаю, что свинья, как и осел, является тифоническим животным. На цоколе Behague решающим фактором для животного-Сета или šꜣ-животного является шакал (А. Класенс, Основание магической статуи (цоколь Behague) в Музее древностей в Лейдене). , Лейден, 1952, (= OMRO NR 33), с. 41, ч 14). Животное-Сет, по-видимому, не исключительно осел, а мифическое животное, которое при необходимости или желании можно связать с различными зоологически определяемыми животными. В греко-римские времена наблюдается нежелание, связанное с прекращением официального культа Сета, изображать само это мифологическое животное. Прежняя множественность подхода к зоологически определяемым животным также ограничивается, а животное-Сет в одностороннем порядке заменяется оселом. Тем не менее, автор « Магического папируса Лондона и Лейдена XIX, 27» все еще знает «грифона, в руке которого находится Осирис» (Ф. Л. Гриффитс и Х. Томпсон, Демотический магический папирус Лондона и Лейдена , I, Лондон, 1904, стр. 127). ). Таким образом, традиция, согласно которой животное Сиф было не просто ослом, а мифическим животным, сохранялась до конца.
  20. ^ Литва, М. Давид (2021). «Ослиное божество». Злой Создатель: Истоки раннехристианской идеи . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-756643-5 . OCLC   1243261365 . Для наших целей важно то, что Сет часто описывался как имеющий форму или шкуру осла. С древних времен он появлялся в египетском искусстве как человеческая фигура с головой (или маской) существа, показывающей длинные купированные уши и опущенную морду. По крайней мере, греки отождествляли это существо с ослом, и осел изображался — наряду со свиньей — как священное животное Сифа.
  21. ^ Литва, М. Давид (2021). «Ослиное божество». Злой Создатель: Истоки раннехристианской идеи . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-756643-5 . OCLC   1243261365 . Начиная с пятого века до нашей эры (и, вероятно, раньше) в греческой культуре существовала практика идентификации иностранных богов, которая теперь называется интерпретацией Graeca . Короче говоря, греки идентифицировали двух разных богов из двух разных культур на основе общих черт. Например, египетского бога Тота отождествляли с греческим Гермесом, потому что оба считались умными. [...] Что касается Сета, греки издавна отождествляли его с Тифоном, повелителем хаоса. Тифон был скорее монстром, чем богом. [...] Другой греческий поэт описал его как «врага богов». [...] Эллинизированные египтяне извлекли выгоду из этой культурной практики перевода, рассматривая еврейского бога Яхве как форму Сифа.
  22. ^ Росс, Уильям А. (15 ноября 2021 г.). «Самый важный перевод Библии, о котором вы никогда не слышали» . Статьи . Скоттсдейл, Аризона: Институт текстов и канонов семинарии Феникса . Проверено 25 декабря 2022 г.
  23. ^ Литва, М. Давид (2021). «Ослиное божество». Злой Создатель: Истоки раннехристианской идеи . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-756643-5 . OCLC   1243261365 . Случай с Иезекиилем важен, потому что он адаптировал историю для сцены. Театр нравился не только евреям, но и египтянам, грекам и многим народам со смешанным культурным наследием в Египте. Если бы пьеса Иезекииля была поставлена ​​(как показывает ее форма), она, вероятно, была бы представлена ​​широкой аудитории. [...] Египетские священники, в том числе такие известные историки, как Манефон и Херемон, были бы в ужасе от риторического насилия в мифе об Исходе, примененного против Египта. , его люди и его боги. Египетские боги изображались бессильными защитить себя от безжалостных нападений иностранного божества, существа, которое проявляло открытый фаворитизм по отношению к своему народу, одновременно развязывая эквивалент биологической войны против египетского населения. Начиная с первого века до нашей эры, эллинизированные египетские литераторы пытались опровергнуть и обратить вспять элементы истории Исхода, используя ресурсы своей собственной тысячелетней культурной памяти. В своих пересказах египтяне не были измучены; именно евреи были поражены проказой и нарывами. Вместо египтян, утонувших в Красном море, в озерах утонули евреи на свинцовых плотах. Вместо того, чтобы евреи вырвались из Египта, отягощенные золотом, они были изгнаны в пустыню – царство Сифа – и оставлены там скитаться ни с чем. Бегство освобожденного народа было переоформлено в изгнание больного и обреченного племени.
  24. ^ Литва, М. Давид (2021). «Ослиное божество». Злой Создатель: Истоки раннехристианской идеи . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-756643-5 . OCLC   1243261365 . С греко-египетской точки зрения Яхве и Сиф имели несколько общих черт: они оба были богами чужеземцев, пустыни и пугающих штормов. Оба они посылали бедствия. Действительно, египтяне не могли не заметить, что некоторые из казней, развязанных Яхве, напоминали бедствия, обычно причиняемые Ситом: тьму, затмение и мор. Красный был отличительным оттенком Сифа, и Яхве окрасил Нил в малиновый цвет, прежде чем приказал евреям покрасить свои перемычки кровью. Гора Синай, скала в пустыне, с которой Яхве открыл Свой Закон, дрожала, когда ее окутали гром, молнии и огонь — все явления, связанные с Сетом. Наконец, греческое слово, обозначающее Яхве (Iaō) – с извращенной извращенностью языка – звучало как исконно египетское слово, обозначающее осла (eiō или просто iō). Этих факторов, даже если сегодня их считают искусственными, было более чем достаточно, чтобы эллинизированные египтяне изображали Яхве как форму Сифа.
  25. ^ Литва, М. Давид (2021). «Ослиное божество». Злой Создатель: Истоки раннехристианской идеи . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-756643-5 . OCLC   1243261365 . На протяжении веков евреи презирали религию Египта как поклонение бессловесным зверям. Одним из способов дать отпор ученым египтянам было изображение еврейского божества как самого мерзкого и нелепого зверя. Если бы Яхве был формой Сифа, то его можно было бы изобразить в форме осла Сифа. Так возникла традиция, согласно которой евреи (тайно) поклонялись Яхве как ослу или как прямо стоящему человеку с ослиной головой.
  26. ^ Литва, М. Давид (2021). «Ослиное божество». Злой Создатель: Истоки раннехристианской идеи . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-756643-5 . OCLC   1243261365 . Более ста лет спустя два уважаемых учёных [...] передали традицию, согласно которой евреи почитали своё божество в виде золотой головы осла. Согласно их версиям (различия которых мы не можем точно различить), именно македонский царь — заклятый враг евреев — Антиох IV Эпифан обнаружил голову осла, когда обыскивал еврейский храм около 167 г. до н.э. [...] Варианты этой истории, объединяющие формы Сифа и Яхве, распространялись, как рак. [...] Тацит, написавший (в начале второго века нашей эры), что евреи посвятили в своей святыне статую дикого осла. Мы полагаем, что традиция евреев (тайно) поклоняться своему богу в образе осла была широко известна к началу второго века нашей эры. Тот, кто первоначально придумал рассказы о статуе(ях), вероятно, был человеком египетского культурного наследия, пытавшимся изобразить Яхве как форму Сифа. Но изображение стало вирусным, и его можно было узнать в Сирии, на Родосе, в Греции, Египте, Риме — и, очевидно, в местах между ними.
  27. ^ Литва, М. Давид (2021). «Ослиное божество». Злой Создатель: Истоки раннехристианской идеи . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-756643-5 . OCLC   1243261365 . Как и у Луки, Захария вошел в храм, увидел видение и онемел. Выпуская облако благовоний из своего цензора, он, к своему удивлению, увидел человека, стоящего в Святом Святых. Однако это таинственное существо, скрывающееся в дыму, было не Габриэлем, а существом с лицом или формой осла (onou morphēn). Это было существо, которое молча – и тайно – получало преданное поклонение еврейского народа. Ошеломленный Захария выбежал из храма, намереваясь крикнуть прохожим: «Горе вам! Кому вы поклоняетесь?!» Он бы так и сделал, если бы ослиное божество – очень похожее на Габриэля – не заткнуло ему рот. Но силы ослиного бога были явно слабы, потому что Захарии удалось смягчить свой каменный язык и рассказать евреям тот ужас, который он увидел внутри. Люди были ошеломлены не (или не только) узнав об извращенной форме их божества, но и тем, что первосвященник Захария говорил вещи настолько тревожные, что подрывали корень их религиозного поклонения. И вот — как если бы сам Захария был каким-то жертвенным быком или козлом — они тут же зарубили его у подножия храмового алтаря.
  28. ^ Литва, М. Давид (2021). «Ослиное божество». Злой Создатель: Истоки раннехристианской идеи . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-756643-5 . OCLC   1243261365 . неизвестный художник-граффити вырезал на штукатурке дворцовой палаты в Риме божество с головой осла, свисающее с креста (см. рис. 1.3). У подножия креста стоит коренастая, неуклюжая фигура с поднятой в поклонении рукой. Подпись на греческом языке гласит: «Алексамен поклоняется богу». Алексамен — рабский шут, судя по его позе и одежде, — очевидно, христианин, поклоняющийся распятому Христу. Так уж получилось, что у Христа голова ослиная. [...] Вполне возможно, что римский раб или школьник, работавший во дворце, был знаком с таким существом, как Онокоэт, христианским амулетом или культом осла, упомянутым Минуцием. Однако также возможно, что тот, кто поцарапал распятого осла на штукатурке, был знаком с альтернативными христианскими традициями, которые изображали создателя или одного из его приспешников демоном с головой осла. Тогда он будет ссылаться на идею «как отец, так и сын»: бог-отец с головой осла рождает сына с головой осла (Иисуса).
  29. ^ Виладесау, Ричард (1992). Слово вовремя и не вовремя . Паулист Пресс. п. 46. ​​ИСБН  978-0-8091-3626-1 .
  30. ^ Литва, М. Давид (2021). «Ослиное божество». Злой Создатель: Истоки раннехристианской идеи . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-756643-5 . OCLC   1243261365 . Саваоф, иногда отождествляемый с Ялдабаофом, был идентичен иудейскому создателю. После того как души искупленных покидают этот мир, они проходят мимо каждого правителя. Последним и самым трудным правителем, от которого уклониться, является творец, от которого нельзя уйти, пока не достигнуто полное знание (гнозис). Эти христиане верили, что Саваоф имел форму либо осла, либо свиньи.
  31. ^ Литва, М. Давид (2021). «Ослиное божество». Злой Создатель: Истоки раннехристианской идеи . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-756643-5 . OCLC   1243261365 . В одном экземпляре сокращенной версии «Тайной книги» сообщается, что главный создатель Ялдабаоф «имел лицо змеи и лицо льва». В более длинной версии он описывается как «змей с львиным лицом».91 Эти черты напоминали змеиные головы и львиный рык Сета-Тифона, не говоря уже о его глазах, «сверкающих, как огни молний».[...] Однако, когда дело доходит до черт осла, следует обратить внимание на потомков Ялдабаофа. К ним относятся семь планетарных правителей. Второй из них, по имени Элоайос, имел лицо осла. В одной рукописи ослиное лицо Элоая прямо названо «ослиным». Понятие «как отец, так и сын», по-видимому, подразумевается. Элоайос активировал тифонический потенциал, заложенный в главном создателе, Ялдабаофе. «Свидетельством этой точки зрения является меняющий форму характер Ялдабаофа. Как существо, выражающее хаос, у него была «толпа лиц» — бесчисленные явления, которые он мог проявлять по своему желанию. Очевидно, Ялдабаоф мог проявлять черты осла, когда бы он ни пожелал. Элоайос был ребенком создателя, и его ослиный облик воплощал одну из многих форм Ялдабаофа».
  32. ^ Литва, М. Давид (2021). «Ослиное божество». Злой Создатель: Истоки раннехристианской идеи . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-756643-5 . OCLC   1243261365 . Сет-Яхве был богом зла в форме осла, укоренившимся в дохристианской культурной памяти и адаптированным альтернативными христианскими группами для выражения враждебности к иудейскому создателю, которая высказывалась на протяжении веков. Это означает, что так называемым христианам-фибионитам, сифианам и офитам не нужно было выдумывать Яхве как злого персонажа на пустом месте. Злой создатель уже был доступен, и его символическая ценность была реализована в новых практиках мифотворчества, которые могли быть направлены не (или не только) против евреев, но также и против других христианских противников, принявших еврейского создателя в качестве своего главного божества.
  33. ^ Магрис, Альдо (2005). «Гностицизм: Гностицизм от его истоков до средневековья (дальнейшие соображения)». В Джонсе, Линдси (ред.). Энциклопедия религии Макмиллана (2-е изд.). Нью-Йорк : Macmillan Inc., стр. 3515–3516. ISBN  978-0028657332 . OCLC   56057973 .
  34. ^ Jump up to: а б с Мэй, Герхард (2008). «Часть V: Формирование христианской теологии – Монотеизм и творение» . В Митчелле, Маргарет М .; Янг, Фрэнсис М. (ред.). Кембриджская история христианства, Том 1: От истоков до Константина . Кембридж : Издательство Кембриджского университета . стр. 434–451, 452–456. дои : 10.1017/CHOL9780521812399.026 . ISBN  9781139054836 .
  35. ^ Jump up to: а б с д и ж Эрман, Барт Д. (2005) [2003]. «Христиане «в курсе»: миры раннехристианского гностицизма» . Утраченные христианства: битвы за Писание и веры, которых мы никогда не знали . Оксфорд : Издательство Оксфордского университета . стр. 113–134. дои : 10.1017/s0009640700110273 . ISBN  978-0-19-518249-1 . LCCN   2003053097 . S2CID   152458823 .
  36. ^ Jump up to: а б с Бракке, Дэвид (2010). Гностики: миф, ритуал и разнообразие в раннем христианстве . Кембридж, Массачусетс : Издательство Гарвардского университета . стр. 18–51. ISBN  9780674066038 . JSTOR   j.ctvjnrvhh.6 . S2CID   169308502 .
  37. ^ Лейтон, Бентли (1999). «Пролегомены к изучению древнего гностицизма» . В Фергюсоне, Эверетт (ред.). Доктринальное разнообразие: разновидности раннего христианства . Недавние исследования раннего христианства: сборник научных очерков. Нью-Йорк и Лондон : Garland Publishing, Inc., стр. 106–123. ISBN  0-8153-3071-5 .
  38. ^ Jump up to: а б с д и ж Квам, Кристен Э.; Ширинг, Линда С.; Зиглер, Валари Х., ред. (1999). «Раннехристианские интерпретации (50–450 гг. Н. Э.)» . Ева и Адам: еврейские, христианские и мусульманские чтения о Бытии и гендере . Блумингтон, Индиана : Издательство Университета Индианы . стр. 108–155. дои : 10.2307/j.ctt2050vqm.8 . ISBN  9780253212719 . JSTOR   j.ctt2050vqm.8 .
  39. ^ Jump up to: а б Буссе, Вильгельм (1911). «Валентин и валентиниане» . Британская энциклопедия . Том. 27 (11-е изд.). стр. 852–857.
  40. ^ Jump up to: а б Логан, Аластер Х.Б. (2002) [2000]. «Часть IX: Внутренние проблемы – гностицизм» . В Эслере, Филип Ф. (ред.). Раннехристианский мир . Routledge Worlds (1-е изд.). Нью-Йорк и Лондон : Рутледж . стр. 923–925. ISBN  9781032199344 .
  41. ^ Бракке, Дэвид (2010). Гностики: миф, ритуал и разнообразие в раннем христианстве . Кембридж, Массачусетс : Издательство Гарвардского университета . стр. 18–51. ISBN  9780674066038 . JSTOR   j.ctvjnrvhh.6 . S2CID   169308502 .
  42. ^ В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Арендзен, Джон Питер (1909). « Гностицизм ». В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Том. 6. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
  43. ^ «Тайная книга Иоанна (Апокриф Иоанна)» . gnosis.org . Проверено 18 октября 2022 г.
  44. ^ Лавкрафт, HP (2 августа 1925 г.). «Ужас в Ред-Хуке» . п. 3 . Проверено 23 сентября 2022 г.
  45. ^ Ubisoft Монреаль (2020). Assassin's Creed Valhalla ( Microsoft Windows , PlayStation 4 , PlayStation 5 , Xbox One , Xbox Series X/S , Google Stadia , Amazon Luna ). Ubisoft Entertainment SA .
  46. ^ Руссо, Джейми (19 июля 2022 г.). «Assassin's Creed: Все известные Ису в мифологии сериала» . Экранная ругань . Проверено 23 сентября 2022 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Блэк, Мэтью (2015) [1983]. «Арамейская этимология Ялдабаофа?». В Логане Аластер Х.; Веддерберн, Александр Дж. М. (ред.). Новый Завет и Гнозис . Издательство Блумсбери. стр. 69–72. ISBN  978-1-4742-3043-8 .
  • Кинг, Карен Л. (2006). Тайное откровение Иоанна . Издательство Гарвардского университета. стр. 89–105. ISBN  0-674-01903-2 .
  • Мастрочинке, Аттилио (2005). От еврейской магии к гностицизму . Исследования и тексты по античности и христианству. Том 24. Тюбинген: Мор Зибек. ISBN  3-16-148555-6 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7a172ce1017c0025cac0685f4583014b__1722501360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7a/4b/7a172ce1017c0025cac0685f4583014b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yaldabaoth - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)