Лоно Авраамово
« Лоно Авраамово » относится к месту утешения в библейском Шеоле (или Аиде в греческой версии Септуагинты еврейских писаний примерно 200 г. до н. э., и поэтому так описано в Новом Завете ). [1] где умершие праведники ждут Судного Дня .
Эта фраза и концепция встречаются как в иудаизме , так и в христианских религиях и религиозном искусстве .
Происхождение фразы
[ редактировать ]В греческом тексте слово «грудь» — kolpos , что означает «колени», «залив». [2] Это связано с практикой периода Второго Храма лежать и принимать пищу в непосредственной близости от других гостей, самый близкий из которых физически лежал на груди (груди) хозяина. (См. Иоанна 13:23 ). [3] [4]
Хотя комментаторы в целом согласны со значением слова «Лоно Авраамово», они расходятся во мнениях относительно его происхождения. Вплоть до времени Мальдоната (1583 г. н.э.) его происхождение восходило к повсеместному обычаю родителей брать на руки или сажать на колени своих детей, когда они утомлены, или возвращаться домой, и заставлять их отдыхайте рядом с ними ночью (ср. 2 Царств 12:3 ; [5] 3 Царств 3:20 ; 17:19 ; Луки 11:7 кв .), тем самым позволяя им наслаждаться покоем и безопасностью в лоне любящего родителя. Таким же образом Авраам должен был поступать по отношению к своим детям после утомлений и тревог нынешней жизни, отсюда и метафорическое выражение «быть на лоне Авраамовом», означающее находиться с ним в покое и счастье.
Согласно Мальдонату (1583 г.), [6] чья теория с тех пор была принята многими учеными, метафора «быть на лоне Авраамовом» происходит от обычая возлежать на ложах за столом, который преобладал среди евреев во времена и до времен Иисуса. Как на пиру каждый гость опирался на левый локоть, чтобы оставить правую руку свободной, и как двое или более лежали на одном ложе, так голова одного человека находилась возле груди человека, лежавшего сзади, и он поэтому говорили, что он «лежат на груди» другого.
В древности иудеи также считали знаком особой чести и благосклонности лежать на лоне распорядителя пира (ср. Ин. 13:23 ), и именно этим примером они представляли себе следующий мир . Они представляли награду умершим праведникам как участие в пире, устроенном Авраамом, «отцом верных» (ср. Мф. 8:11, кв.), а высшую форму этой награды они представляли как лежащую в «Авраамовом мире». Лоно».
Обитель праведных мертвецов
[ редактировать ]иудаизм
[ редактировать ]В Первого Храма иудаизме Шеол и Гадес в еврейской Библии и Септуагинте соответственно — это прежде всего место «тишины», куда отправляются все умершие. Однако во время или до изгнания в Вавилон идеи деятельности мертвых в Шеоле начали проникать в еврейскую теологию. [7] [8]
В период Второго Храма (примерно 500 г. до н.э. – 70 г. н.э.) концепция «Лона Авраама» впервые встречается в еврейских папирусах, которые относятся к «Лону Авраама, Исаака и Иакова». [9] Это отражает веру еврейских мучеников, которые умерли, ожидая, что: «после нашей смерти таким образом Авраам, Исаак и Иаков примут нас, и все наши отцы прославят нас» (4 Маккавеев 13:17). [10] Другие ранние еврейские произведения адаптируют греческий мифический образ Аида, чтобы определить умерших праведников как отделенных от неправедных в огне рекой или пропастью. В псевдоэпиграфическом Апокалипсисе Софонии на реке есть перевозчик, эквивалентный Харону в греческом мифе, но замененный ангелом. На другой стороне в лоне Авраамовом: «Ты спасся из бездны и ада, теперь перейдешь через место креста... ко всем праведникам, а именно к Аврааму, Исааку, Иакову, Еноху, Илии и Давиду. " [11] В этой истории Авраам не бездействовал в лоне Авраамовом, он выступал заступником за находящихся в огненной части ада. [12]
Псевдоэпиграфическая , Книга Еноха описывает путешествия по космосу и делит Шеол на четыре части: для истинно праведных, добрых, нечестивцев, которые будут наказаны до тех пор, пока они не будут освобождены при воскресении и нечестивцев, которые завершится в своих преступлениях и которые будут даже не будет дарована милость при воскресении. Однако, поскольку книга представляет собой псевдоэпиграфию руки Еноха , который предшествовал Аврааму , характер Авраама, естественно, не фигурирует.
Более поздние раввинские источники сохраняют некоторые следы учения Лона Авраама. [13] [14] В Киддушине 72б говорится, что Адда бар Ахава третьего века «сидит на лоне Авраама». Аналогично: «В будущем мире Авраам сидит у ворот геенны, не позволяя войти никому, имеющему печать завет» согласно рабби Леви в Бытие Раба 67. [15] В 1860-х годах Авраам Гейгер предположил, что притча о Лазаре в 16-й главе Луки сохранила еврейскую легенду и что Лазарь представлял слугу Авраама Элиезера. [16]
Новый Завет
[ редактировать ]Фраза «лоно Авраамово» ( греч . τὸν κόλπον Ἀβραάμ , латинизированное : тон колпон Авраама ) встречается в Новом Завете только один раз , в притче о богаче и Лазаре в Евангелии от Луки ( Лк. 16:22 ). Прокаженного Лазаря ангелы переносят туда после смерти. Лоно Авраама контрастирует с местом назначения богатого человека, который попадает в ад (см. от Луки 16:19–31 ). Это сообщение близко соответствует задокументированным иудейским верованиям I века нашей эры (см. Выше) о том, что мертвых собирали в общее место ожидания, эквивалентное Шеолу Ветхого Завета . По словам Христа, праведники занимали свое собственное жилище, которое было отчетливо отделено пропастью от жилища, в которое были отправлены нечестивцы. Пропасть в еврейской версии эквивалентна реке, но в версии Христа нет ангельского перевозчика, и перейти с одной стороны на другую невозможно.
Огненная часть Аида (евр. Шеол ) отличается от отдельной ветхозаветной, новозаветной и Мишны концепции геенны (ивр. Хинном ), которая обычно связана со Страшным судом . Матфея 5:29–30 ; 18:9 и далее , Марка 9:42 . [17]
Понятие рая не упоминается в Евангелии от Луки 16, как и ни одно из отличительных еврейских ассоциаций рая, таких как Третье небо (со словом «рай» встречается во 2 Коринфянам 12:2–4 и Апокалипсис Моисея ) или дерево жизни . (встречается с словом «рай» в Бытие 2:8 , Септуагинте и Книге Откровения 2:7). [18] Следовательно, отождествление Лона Авраама с Раем оспаривается. [19] Неясно, написано ли в Матфея 8:11 «И говорю вам, что многие придут с востока и запада и будут есть с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном». представляет собой альтернативную или дополнительную космологию идеям Луки 16:19–31. [20]
Раннее христианство
[ редактировать ]В III веке Ипполит Римский называл лоно Авраамово местом в аиде, где праведники с радостью ожидают судного дня. [21] Из-за ошибки копирования отрывок из комментария Ипполита к 16-й главе Евангелия от Луки был ошибочно идентифицирован Иосифом Флавием как « грекам об аиде» Беседа к и включен в Уильямом Уистоном . перевод Полного собрания сочинений Иосифа Флавия [22]
Августин Гиппонский также называл умерших праведников бестелесными духами, блаженно ожидающими Судного Дня в тайных сосудах. [23]
Поскольку умершие праведники получают награду в лоне Авраама перед Судным Днем, эта вера представляет собой форму особого суда .
Лоно Авраама также упоминается в « Покаянии» Оригена, дата и авторство которого не установлены.
Отношение к христианскому раю
[ редактировать ]У христианских писателей, начиная с I века нашей эры, «Лоно Авраамово» постепенно перестало обозначать место несовершенного счастья, особенно в западно- католической традиции, и вообще стало синонимом самого христианского Неба , или Промежуточного состояния . [24] : 402 Отцы церкви иногда использовали этот термин для обозначения подвешенного состояния отцов , обители праведников, умерших до Христа и не допущенных на небеса до его воскресения . Иногда они имеют в виду Небеса, [25] : 171–172 праведники Нового Завета в который сразу же после их кончины попадают . Тертуллиан же описывал лоно Авраамово как ту часть ада , в которой умершие праведники ожидают дня Господня. [26] : глава 7
Когда христиане молятся, чтобы ангелы перенесли душу усопшего в «лоно Авраамово», неправославные христиане могут иметь в виду под этим рай; как на Западе учат, что те, кто находился в Лимбе Отцов, отправились на небеса после Вознесения Иисуса, и поэтому сам Авраам теперь находится на небесах. Однако понимание как восточного православия , так и восточного православия сохраняет Лоно Авраамово в отличие от небес. [27]
учение считает, что после воскресения Христа Восточно-православное души праведников попадают прямо в Рай, состояние, отдельное от Шеола / Аида , согласно учению о. Даниил Сысоев , [28] Святитель Иоанн Златоуст , [29] и святитель Иоанн Дамаскин . [30] Однако до воскресения Христа души праведников держались на лоне Авраамовом. Таким образом, согласно восточно-православным верованиям, в то время как праведные души до воскресения отправлялись на лоно Авраама, праведные души после воскресения допускаются в Рай . Это контрастирует с западно-христианской доктриной чистилища , которую отвергает восточное православие .
Мартин Лютер считал притчу аллегорической. [ нужна ссылка ] Христианский мортализм , особенно распространенный среди адвентистов седьмого дня , представляет собой веру в то, что мертвые, праведные и неправедные, бессознательно покоятся в ожидании Суда.
В христианском искусстве
[ редактировать ]В средневековом христианском искусстве эта фаза была проиллюстрирована буквально: изображения ряда миниатюрных фигурок, изображающих души, держащихся на коленях гораздо большей фигуры, встречаются в ряде контекстов. Во многих готических соборах, особенно во Франции, есть рельефы Авраама, держащего такую группу (справа), которые также можно найти в других носителях. На отдельной миниатюре около 1150 года из произведения Хильдегард Бингенской фигура, обычно описываемая как «Синагога», моложавого вида с закрытыми глазами, держит группу, здесь еврейских душ, с Моисеем, несущим Скрижали над остальными. держался на сложенных руках большой фигуры. [31] В « Лоне Авраамовой Троицы» , сюжете, встречающемся только в средневековом английском искусстве, Бог Отец держит группу, теперь представляющую именно христианские души. Богоматерь Милосердия – другой, но в чем-то схожий образ.
В литературе
[ редактировать ]- В Уильяма Шекспира « пьесе Генрих V» , после смерти сэра Джона Фальстафа , госпожа Квикли уверенно утверждает, что «он на лоне Артура, если когда-либо человек ходил на лоно Артура».
- В стихотворении Уильяма Вордсворта «Это прекрасный вечер, спокойный и свободный» Вордсворт пишет о прогулке по пляжу со своей дочерью Кэролайн, которая жила во Франции со своей матерью и которую он видел лишь изредка. Стихотворение заканчивается строками
«Весь год ты лежишь на лоне Авраама;/И поклонялись во внутренней святыне Храма,/Бог с тобой, хотя мы этого не знаем».
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Лонгенекер, Ричард Н. (2003). «Космология» . В Гоуэне, Дональд Э. (ред.). Вестминстерский богословский словарь Библии . Вестминстер Джон Нокс Пресс. п. 189. ИСБН 9780664223946 .
- ^ Септуагинты В греческой версии Исайи 40:11 используется другое греческое слово: γαστρι.
- ^ Иоанна 13:23 Один из учеников Его, которого любил Иисус, опирался на грудь Иисуса.
- ^ Иоанна 1:18 Бога никто не видел никогда; Единородный Сын, сущий в лоне Отчем, Он явил [Его].
- ^ Септуагинта в своей бухте
- ↑ У Луки , xvi, 22.
- ^ Быт. 37:36, Пс. 88:13, Пс. 154:17; Эккл. 9:10 и т. д.
- ^ Еврейская энциклопедия «Шеол».
- ^ Ф. Прейзике, Египта Альбом греческих документов из 2034:11
- ^ Джеймс Х. Чарльзуорт (1983). «4 Маккавеев 13:7». Псевдоэпиграфы Ветхого Завета . Даблдэй. ISBN 0385096305 .
- ^ Джеймс Х. Чарльзуорт (1983). «Апок. Соф. 9:2». Псевдоэпиграфы Ветхого Завета . Даблдэй. ISBN 0385096305 .
- ^ Апок. Зеф. 11:1–2
- ↑ Часы Джона Лайтфута на иврите и Талмуде , 1671 г.
- ^ Луи Гинзберг , Легенды евреев 1909 г.
- ^ «Лоно Авраамово» в Еврейской энциклопедии 1904 г.
- ^ Еврейский журнал науки и жизни , том VII, 200. 1869 г.
- ^ «Геенна»: в Фридмане, Дэвиде Ноэле, изд., The Anchor Bible Dictionary , New York Doubleday 1997
- ^ «Рай»: в Фридмане, Дэвиде Ноэле, изд., The Anchor Bible Dictionary , New York Doubleday 1997
- ^ Фитцмайер, Джозеф А. Евангелие от Луки X – XXIV. Библейские комментарии Йельского университета, том 28A.
- ^ Нолланд Дж. Люк 9:21–18:34, Word Biblical Commentary Vol. 35б, 1993 г.
- ^ Ипполит Римский, Против Платона, о причине Вселенной , §1. О состоянии праведников он пишет: «И там праведники с самого начала обитают, не управляемые необходимостью, но наслаждаясь всегда созерцанием благ, которые находятся в их глазах, и радуясь ожиданию от других всегда новых и почитают их всегда лучше этих. И место это не приносит им ни зноя, ни холода, ни терния, но лице отцов и праведников всегда улыбается, как они; ждите покоя и вечного возрождения на небесах, которые сменят это место, и мы назовем его лоном Авраамовым». Там же.
- ^ Иосиф Флавий, Флавий; Уистон, Уильям (1841). Работы Иосифа Флавия, ученого и подлинного еврейского историка . Симмс и Мэнтайр. п. 824 .
- ^ Августин Гиппопотам, Город Божий , Книга XII
- ^ Карлайл.), Джордж БЕННЕТ (из (1800 г.). Олам Ханешамот, или Взгляд на промежуточное состояние, как оно появляется в записях Ветхого и Нового Завета, апокрафических [sic] книгах; у языческих авторов; и Греческие и латинские отцы. С примечаниями Б. Скотта . Проверено 14 февраля 2024 г.
- ^ Марталер, Берард Л. (1993). Символ веры: апостольская вера в современном богословии . Двадцать третьи публикации. ISBN 978-0-89622-537-4 . Проверено 14 февраля 2024 г.
- ^ «ОТЦЫ ЦЕРКВИ: Трактат о душе (Тертуллиан)» . www.newadvent.org . Проверено 14 февраля 2024 г.
- ↑ Жизнь после смерти. Архивировано 19 февраля 2009 г. в Wayback Machine митрополитом Иерофеем.
- ^ о. Даниил Сысоев, Закон Божий: Введение в православие. – Нью-Джерси, Daniel Sysoev Inc, 2016.
- ^ Толкование святителя Иоанна Златоуста на Луку [1]
- ^ Св. Иоанн Дамаскин, Изложение веры, IV, 11 [2]
- ^ Додвелл, Чехия ; Живописное искусство Запада, 800–1200 , с. 282 (с иллюстрацией), 1993, Йельский университет, ISBN 0-300-06493-4
Другие источники
[ редактировать ]- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Истон, Мэтью Джордж (1897). « Лоно Авраамово ». Библейский словарь Истона (новое и исправленное издание). Т. Нельсон и сыновья.
- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Лоно Авраамово ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
{{cite encyclopedia}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь )