Золотой кодекс Эхтернаха


Codex Aureus Эхтернахский ( Codex aureus Epternacensis ) — иллюминированное Евангелие , созданное примерно в период 1030–1050 гг. [ 1 ] с повторно использованной передней обложкой примерно 980-х годов. [ 2 ] Сейчас он находится в Германском национальном музее в Нюрнберге . [ 3 ]
Рукопись содержит версии Вульгаты четырех Евангелий, а также вступительные материалы, включая Евсевия канонические таблицы . [ 4 ] и является ярким примером оттоновского освещения, хотя рукопись, в отличие от обложки, вероятно, выходит за рамки правления династии Оттонов . Он был изготовлен в аббатстве Эхтернах под руководством аббата Гумберта.
Рукопись состоит из 136 листов размером 446 на 310 мм. Это одна из наиболее богато иллюстрированных рукописей Оттона. Он содержит более 60 декоративных страниц, в том числе 16 полностраничных миниатюр , 9 полностраничных инициалов , 5 портретов евангелистов , 10 декорированных страниц канонических таблиц и 16 инициалов на полстраницы. Кроме того, есть 503 инициала меньшего размера и страницы, раскрашенные под текстиль. Весь текст написан золотыми чернилами. [ 5 ]
Текст и миниатюры
[ редактировать ]Каждому Евангелию предшествует следующее: две страницы, излагающие Евангелие, две страницы, имитирующие ткань, четыре страницы повествовательных сцен, расположенных в трех регистрах на странице, полностраничный портрет евангелиста, две страницы декоративного текста, перед полностраничным начальный, с которого начинается сам текст. Как выразился один историк искусства, автор книги «не спешил подводить читателя к тексту». [ 6 ] Повествовательные сцены охватывают жизнь Христа , включая многие его чудеса, и предшествующие Луке его притчи, которые к этому времени становились необычными. [ 7 ] В каждом регистре есть одна, две, а иногда и три сцены, что дает в общей сложности 48 изображений в рамках с 60 сценами, что необычно много для средневекового цикла. В отличие от аналогичных сцен в Евангелиях Августина , эти сцены организованы так, чтобы освещать жизнь и служение Иисуса , не заботясь о том, освещена ли конкретная сцена в Евангелии, которому она предшествует. [ 8 ]

Страницы перед Матфеем рассказывают историю от Благовещения до «Пира в доме Левия», а страницы перед Марком описывают чудеса от свадьбы в Кане до благодарения самаритянина Иисусу после очищения десяти прокаженных (Луки 17:11-19). Сцены перед Лукой показывают четыре притчи Иисуса , каждая на целой странице: Притча о работниках в винограднике , Притча о нечестивых виноградарях , Притча о великом пире и Богате и Лазаре . Страницы, предшествующие Иоанну, охватывают последний период, от Страстей Иисуса до Его Вознесения и Пятидесятницы . [ 9 ]
Большинство миниатюр приписывают двум художникам, известным как «мастер мастерской», и еще одному, предположительно ученику. Третий, более грубый художник, внес некоторые повествовательные сцены и, возможно, другие элементы, которые труднее атрибутировать. Например, последние три страницы заключительных повествовательных сцен, предшествующих Иоанну, приписываются мастеру (начиная с « Тернового венчания» ), а первая страница — ученику. Вполне вероятно, что все композиции и рисунки выполнены мастером, поэтому изменения художника не слишком бросаются в глаза. [ 10 ] Этот стиль критиковали за чрезмерный интерес к декоративному эффекту: он «создавал некоторые энергичные и веселые узоры, как в «Св. Луке», но мог доходить до суетливости, как в « Христе в величии» , где сила композиции была растрачена. прочь от орнаментальных причуд художника из Эхтернаха. Эта слабость еще более очевидна в «портретах» евангелистов, где орнаментальные полосы Евангелий из Сент-Шапель деградируют. в декоративную болтливость, а под драпировками так мало веса и структуры, что они могли бы прикрывать просто неодушевленные подушки». [ 11 ]
Четыре страницы, предшествующие Евангелию от Матфея.
[ редактировать ]Они идут после двух страниц текстиля и четырех страниц повествовательных изображений.
-
Портрет евангелиста (Матфей), оборотная сторона листа 20.
-
Ангел держит «табличку», лицевая сторона листа 21, с текстом «Вы, люди, верьте слову человека Матфея, чтобы Тот, о ком он говорит, Человек Иисус, мог вознаградить вас». [ 12 ]
-
Страница « Incipit » * «Здесь начинается Евангелие от Матфея», лист 21, оборотная сторона.
-
Начальная страница «Liber», первое слово Вульгаты . текста
Крышка
[ редактировать ]Передняя обложка рукописи представляет собой переплет сокровищ Оттона , датируемый примерно 50 годами раньше рукописи; Металлоконструкции приписываются трирской мастерской, основанной Эгбертом, архиепископом Трира . В центре внимания находится мемориальная доска из слоновой кости с изображением Распятия Иисуса , которая стилистически отличается от других элементов и происхождение которой было предметом многочисленных дискуссий. [ 13 ] На мемориальной доске имеются следы синей краски на кресте и зеленой краски, выделяющей отдельные части композиции. [ 14 ]
Табличку из слоновой кости окружают панели, теперь уже довольно потрепанные, с фигурами в рельефном золотом рельефе , выполненными в совершенно другом стиле, чем мемориальная доска. Эти панели заключены в каркас, крупные элементы которого состоят из чередующихся блоков золотой филиграни с драгоценными камнями и перегородчатой эмали со стилизованными растительными декоративными мотивами. Более тонкие золотые полосы, украшенные мелким жемчугом, проходят вдоль диагональных осей, дополнительно разделяя рельефные изображения на отсеки и образуя букву «X», которая может означать «Христос»; Буква «Х» из пепла была начертана на полу новой церкви во время ритуала ее освящения . [ 14 ] Общее расположение обложки можно сравнить с другими обложками того периода – например, с обложкой Золотого кодекса Святого Эммерама около 870 года, которая, вероятно, является частью той же традиции, восходящей к Реймсской школе в искусстве Каролингов , как показано стилем рельефных фигур. [ 15 ]
Как и в других переплетах с сокровищами, драгоценные камни не просто создают впечатление богатства. Они предлагают предвкушение усыпанной драгоценностями природы Небесного города , и считалось, что определенные типы драгоценных камней обладают действительно мощными свойствами в различных «научных», медицинских и магических отношениях, как это изложено в популярных книгах о гранильных камнях . [ 16 ] Многие из оригинальных драгоценных камней и жемчуга сейчас утеряны, но есть замены из пасты или перламутра . [ 14 ]
На рельефах изображены Четыре Евангелиста с их символами и фоновой листвой в отсеках сверху и снизу, а также две фигуры в четырех отсеках по бокам. Самые низкие фигуры с каждой стороны — (слева) молодой император Оттон III с (справа) его регентом и матерью Феофану (ум. 991). Вверху по бокам стоит Дева Мария (слева) напротив Святого Петра ; эти двое были святыми покровителями Эхтернахского аббатства. Остальные четыре фигуры являются святыми: основатель Эхтернаха Виллиброрд ; Святые Бонифаций и Людгер , также первые миссионеры в Германии; и Бенедикт , основатель монастырского ордена . [ 17 ] Фигурки выполнены в элегантном удлиненном стиле, который резко контрастирует с мощными и слегка приземистыми фигурками из слоновой кости. [ 18 ]
Иногда полагают, что обложка была сделана для трирской рукописи в Париже, известной как «Евангелия Сент-Шапель», иллюстрированной Григорием Мастером , стиль которого повлиял на некоторые из более поздних миниатюр в тексте, который теперь связан с обложкой. [ 19 ] Несмотря на то, что все изображенные на обложке рисунки имеют связь с Эхтернахом, некоторые авторы предполагают, что оригинал рукописи был изготовлен вовсе не для этого монастыря; и что архиепископ Эгберт подарил его Отто III и Феофану, возможно, в качестве мирного предложения после того, как он первоначально поддержал Генриха Сварливого как преемника Отто II, а не своего маленького сына Отто III, в 983–984 годах. Позднее императорская семья передала рукопись Эхтернаху. [ 20 ] Однако весьма правдоподобное предложение [ 21 ] было сделано Гюнтером Вольфом , а именно, что передняя обложка была заказана на самом деле для Эхтернаха (архиепископу Эгберту во время встречи с ним на Рождество 988 года в Кельне) императрицей Феофану (и Отто III ) из религиозной благодарности за ее выздоровление от болезни, от которой поразил ее в конце лета 988 года у Боденского озера ; ее поклонение святому Виллиброрду , о чем свидетельствуют прежние дары Эхтернаху, в данном случае было дополнительным мотивом в перспективе 250-летия со дня его смерти (7 ноября 739 г. н. э.). [ 22 ]
История
[ редактировать ]Считается, что это рукопись, показанная Генриху III, императору Священной Римской империи , когда он посетил Эхтернах со своей матерью Гизелой Швабской (ум. 1043), которая настолько впечатлила его, что он заказал в аббатстве аналогичные работы, в частности Золотое Евангелие Генриха III , который он подарил в 1046 году Шпейерскому собору , месту захоронения своей династии. [ 23 ]
Рукопись хранилась в аббатстве Эхтернах в современном Люксембурге до Французских революционных войн . Во время войны Первой коалиции Люксембург был завоеван и аннексирован Революционной Францией , став частью департамента Форе . [ 24 ] в 1795 году. Монастырь был захвачен и продан, а большая часть монахов бежала, унеся с собой рукопись и другие переносные сокровища. Это была одна из группы из трех рукописей и пяти инкунабул, проданных Эрнесту II, герцогу Саксен-Гота-Альтенбургскому в 1801 году. [ 25 ]
Он оставался в коллекции Дома Саксен-Кобург-Гота , которая была передана фонду после Первой мировой войны и до окончания Второй мировой войны. Было решено продать его, но тогдашний герцог стремился оставить его в Германии, и федеральное правительство Германии и провинции или земли внесли средства совместно, с Баварией во главе , поскольку его новым домом должен был стать Германский национальный музей в Германии. Нюрнберг, где он и остался. [ 26 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Мец, 55 и предыдущие страницы, за которыми следует Ласко, 98 предпочитают «между 1053 и 1056 годами» (Ласко), но, похоже, не убедили более поздних ученых.
- ^ Ласко, 98 лет, «обложка должна быть датирована периодом между королевской коронацией Отто III в 983 году и смертью Феофана в 991 году», за которым следует Германский национальный музей, который добавляет «возможно, 985–987».
- ^ Германский национальный музей , Hs 156142.
- ^ Помимо коротких текстов на табличках, которые несут ангелы, есть три предисловия Иеронима и Послание Евсевия , которые часто встречаются в качестве предисловия к средневековым евангельским книгам. Мец, 64–65.
- ^ Вальтер, 128; У Меца есть полная информация
- ^ Обзор Уильяма К. Лорка из Меца (см. ссылки), College Art Journal , Vol. 18, № 1 (Осень 1958 г.), с. 86, ЯСТОР
- ^ Додуэлл, 144; все проиллюстрировано и описано в Меце, см. список иллюстраций.
- ^ Мец, 68
- ^ Мец, пластины и записи на них; все страницы иллюстрированы.
- ^ Вальтер, 130
- ^ Додуэлл, 144
- ^ Мец, 70
- ^ Мец, 60 лет, считает ее современницей остальной части обложки, Ласко, 98 лет, из 1053–1056 годов (как и текст, по его мнению); Беквит, 133–136 приписывает это и другие предметы мастерской, действовавшей «возможно, на Таере в последние двадцать лет десятого века».
- ^ Перейти обратно: а б с Мец, 60
- ^ Фербер, 14 лет.
- ^ Мец, 26-30.
- ^ Ласко, 98; Беквит, 133 года; Мец, 59 лет, который удивительно не упоминает евангелистов
- ^ Фербер, 14 лет; Беквит, 133–136.
- ^ BnF MS лат. 8851: Додуэлл, 144 года; Беквит, 133 года
- ^ Руководитель, 76
- ^ Вестерманн-Ангерхаузен, 217-218.
- ^ Вольф, 147-151.
- ^ Беквит, 122-123.
- ↑ Буквально «лес», применительно к Арденнам .
- ^ Мец, 11
- ^ Мец, 11-12.
Ссылки
[ редактировать ]
- Беквит, Джон, Раннее христианское и византийское искусство , История искусства Пингвина (ныне Йельский университет), 2-е изд. 1979, ISBN 0140560335
- Додуэлл, Чехия; Живописное искусство Запада, 800–1200 , 1993, Йельский университет, ISBN 0300064934
- Фербер, Стэнли, «Аспекты развития золотодобывающей промышленности Оттона», Gesta , Vol. 1/2, (1964), стр. 14–19, JSTOR.
- Голова, Томас. «Искусство и искусственность в Оттонианском Трире». Геста , Том. 36, № 1. (1997), стр. 65–82.
- Ласко, Питер , Ars Sacra, 800–1200 , издательство Йельского университета, 1995 (2-е изд.) ISBN 978-0300060485 (обложка)
- Мец, Питер (пер. Ильза Шриер и Питер Гордж), Золотые Евангелия Эхтернаха , 1957, Фредерик А. Прегер, LOC 57-5327
- Вальтер, Инго Ф. и Норберт Вольф. Codices Illustres: Самые известные в мире иллюминированные рукописи, 400–1600 гг . Кельн, ТАШЕН, 2005 г.
- Вестерманн-Ангерхаузен, Хильтруда: Следы Феофана в оттоновском сокровищнице?, в: Эйв, Антон фон эн Шрайнер, Питер, императрица Феофану. Встреча Востока и Запада на рубеже первого тысячелетия. Памятное издание Кельнского музея Шнютгена к 1000-летию со дня смерти императрицы , 1990 год, Кёльн. Том 2, с. 175-191.
- Вольф, Гюнтер: О датировке обложки Codex Aureus Epternacensis, Hémecht (Revue d'histoire luxembourgeoise) , 1990, 2, 42.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эттингер, Карл, «Резчик по слоновой кости Эхтернахского Кодекса Ауреус и скульптура при Генрихе III (1039–1056)», Ежегодник Берлинских музеев , Том 2, (1960), стр. 34–54, Национальные музеи в Берлин - Прусское культурное наследие, JSTOR
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Оцифрованное факсимиле на сайте Германского национального музея.
- книги 1030-х годов
- Иллюминированные рукописи XI века
- Христианские тексты XI века
- Евангелия
- Люксембургское искусство
- Эхтернах
- Коллекция Германского национального музея.
- Оттоновские иллюминированные рукописи
- Оттонские металлоконструкции
- Рукописи Вульгаты
- Генрих III, император Священной Римской империи
- Оттон III, император Священной Римской империи
- Феофан