Jump to content

Лапидарный (текст)

Титульный лист печатного лапидария Конрада Гесснера 1565 года.

Лапидарий — это текст в стихах или прозе, часто целая книга, описывающий физические свойства и достоинства драгоценных и полудрагоценных камней, то есть труд по геммологии . [1] Его часто использовали в качестве медицинского учебника, поскольку он также содержит практическую информацию о медицинском применении каждого камня. Некоторые гранильщики также предоставляют информацию о странах или регионах, где, как считалось, возникли некоторые камни, а другие размышляют о природных силах, контролирующих их формирование. [2]

Гранильщики были очень популярны в средние века , когда была широко распространена вера в присущую драгоценным камням силу для различных целей. Среди богатых коллекционирование драгоценностей часто было навязчивой идеей и популярным способом хранения и транспортировки капитала. [3] В средние века ученые часто различали «три разных вида гранильных изделий: 1. научные гранильные изделия, 2. магические или астрологические гранильные изделия, устанавливающие связь между знаками зодиака и конкретным драгоценным камнем, и 3. христианские гранильные изделия, описывающие символика драгоценных камней, упомянутых в Библии», хотя современные читатели сочли бы обе первые две категории научными методами. [4]

Лапидарии часто встречаются в сочетании с травами и как часть более крупных энциклопедических трудов. Вера в способность определенных типов драгоценностей достигать таких эффектов, как защита владельца от болезней или других видов вреда, была сильна в Средние века, и объяснение этих качеств составляло большую часть материала в гранильных мастерских.

В средневековом мире было мало систематических геологических знаний, и ему было трудно различать множество камней одинакового цвета или один и тот же камень, найденный в разных цветах. [5]

Объекты, считавшиеся «камнями» в классические периоды средневекового Возрождения, включали многие из них, которые теперь классифицируются как металлические соединения, такие как киноварь , гематит , каламин , или органические или ископаемые вещества, включая жемчуг , коралл , янтарь и мифический лингурий . [6]

Традиции лапидарных текстов существовали за пределами Европы, в исламском мире, а также в Восточной Азии. Китайская традиция долгое время была в основном связана с эстетическими качествами камней, но в более позднем Средневековье на нее повлияла классическая западная традиция, передаваемая через исламские тексты. [7]

Сохранившиеся и утерянные тексты

[ редактировать ]

Традиция восходит к древней Месопотамии с такими книгами, как Абну Шикиншу . Теофраст (умер около 287 г. до н.э.) обрабатывал камни и другие минералы, а также драгоценные камни и оставался важным косвенным источником научной традиции; он был почти неизвестен в Европе в средние века и не переводился на латынь до 15 века. [8] Он попытался конкретизировать общие замечания Аристотеля о минералах и придерживался подхода, более совместимого с современными концепциями минералогии, чем любой другой автор полноценного трактата на эту тему, вплоть до Георгия Агриколы в 16 веке, широко известного как «отец» современной минералогии. Оба сосредоточились на появлении широкого круга полезных ископаемых, их происхождении, способах их добычи и использования. [9] В то время как Плиний и другие писали о том, как обнаружить поддельные или имитационные драгоценные камни, некоторые, такие как Жан д'Утремез (ум. 1400), описали, как делать их из цветного стекла, которое в эпоху позднего средневековья рекомендовалось для использования в церковных металлических изделиях. [10]

Большинство классических гранильных изделий утеряны; из 38 произведений, перечисленных Плинием (в книге XXXVII), сохранился только текст Теофраста. [11] Существуют сотни различных средневековых текстов, но большинство из них в основном основано на нескольких произведениях, которые были отредактированы, переведены и адаптированы различными способами в соответствии с потребностями отдельной рукописи. Самым старым из этих источников была Плиния Старшего I « Естественная история» века нашей эры, 37-я книга которой посвящена драгоценным камням, опираясь на Теофраста и других классических предшественников. Солин был еще одним древним источником, а Исидор Севильский — раннесредневековым. Более поздние работы, которые также основывались на арабских источниках ( работы Авиценны были доступны на латыни), включали стих «De Gemmis» (или «De Lapidibus» ) епископа Ренна Марбода (ум. 1123), самый популярный лапидарий позднего средневековья, описывающий 60 камни и работы Арнольда Саксонского, Винсента Бове , которые традиционно приписывались (вероятно, ошибочно) Альберту Великому . [12] Версии работы Марбоде были переведены на восемь языков, включая иврит и ирландский , и только английской версии сохранилось 33 рукописи. [13]

Свойства драгоценных камней

[ редактировать ]

Средневековые или ранние современные гранилики описывают защитные и целебные свойства конкретных драгоценных камней, включая алмаз , изумруд , сапфир , аметист , рубин и т. д. Некоторые камни, которые считались «камнями», представляли собой металлы или металлоиды, такие как киноварь , гематит , каламин и магнетит . многочисленные продукты растительного и животного происхождения, такие как кораллы и жемчуг В эту категорию также были включены , включая янтарь и жаба в качестве окаменелых веществ. [2]

Ношение алмаза рекомендовалось для поддержания здоровья конечностей, лечения сумасшедших и защиты от опасностей диких животных и их яда. В нескольких работах говорится, что алмазы и кораллы эффективно отгоняют злые сны, злых духов и демонов. [2] Огранщики раннего Нового времени утверждали, что сапфир потеряет великолепие, а изумруды сломаются, если к ним прикоснется кожа прелюбодея. По легенде, изумруды защищали от злых духов и помогали от ядов. [14] Сапфир был «прекраснейшим из всех драгоценных камней». Было здорово блокировать холеру, удалять язвы в кишечнике, предотвращать отравления. Также считалось, что он может воссоздать сердце и помочь снизить сердечное давление. Аметист использовался, чтобы избежать пьянства, и эта идея была одним из распространенных атрибутов камня, принятых в средние века. [14] Кроме того, рубин, известный как «Черный принц», и коралл были ценными драгоценными камнями, которые могли предсказать опасность или болезнь. Например, рубин, который носят в качестве амулета, «сохранит тело в безопасности, и если ему угрожает какая-либо опасность, оно станет черным и неясным». С другой стороны, коралл «заключает неблагодарные пятна, если его обладатель опасно болен». Коралл также имел очень важную лечебную функцию: способность защищать новорожденных детей. Давать младенцу десять гран кораллового порошка, смешанного с материнским молоком, прежде чем он попробует что-нибудь, что убережет новорожденного от эпилепсии в будущем. [15] Аптекари также предлагали измельчать кораллы и разводить их водой как средство от меланхолии. [16]

Жемчуг, коралл и янтарь относились к категории «Принадлежащие морю», что имело связь с гинекологическими проблемами. Жемчужина была невероятным изобретением природы и считалась символом совершенства и чистоты природы. Его ценят за его лечебные свойства в предотвращении сердечной недостаточности и лечении проблем с фертильностью. Некоторые гранильщики утверждают, что жемчуг и кораллы жизненно важны для очищения крови в организме. [14] Врачи считали, что янтарь помогает излечить или облегчить симптомы сильного кашля и кровохарканья. [2]

В Lapidary De Materia Medica представлены описания медицинского применения гематита и каламина. Например, гематит эффективно лечил заболевания глаз, струпья и нарушение выработки материнского молока. Каламин был связан с заживлением язв, применяя его в качестве наружного пластыря. [14]

Как и в других областях, средневековая наука была весьма консервативной. Теофраст описал лингурий , драгоценный камень, предположительно образовавшийся из затвердевшей мочи рыси ( лучших из них, полученных от диких самцов), который был включен «почти в каждый средневековый гранильный камень», пока он постепенно не исчез из поля зрения в 17 веке. [17]

Лекарство

[ редактировать ]

Точно так же, как лекарства, полученные из растений, были и остаются важными в медицине, древнему и средневековому уму казалось естественным, что минералы также обладают медицинскими свойствами (и действительно, многие химические вещества, полученные из минералов, до сих пор используются в медицине). Святой Фома Аквинский , ведущий богослов позднего средневековья, выдвинул точку зрения, что весь мир природы в конечном итоге был создан Богом для блага человека, что побудило средневековых христиан ожидать найти полезное применение всем материалам. [18]

Гранильщики изображали «наиболее распространенный метод медицинского применения»: ношение камня на себе в ювелирной оправе, например, в кольце или ожерелье, или прижатие камня к коже. Допуск прямого контакта между драгоценным камнем и кожей поощрялся для облегчения передачи целебных свойств. [19]

Другие формы применения включали мази, содержащие измельченные камни, или прием камней внутрь в измельченной форме, часто как часть коктейля из нескольких различных травяных, минеральных и других ингредиентов; об этом, кажется, стали особенно часто упоминать в XVI и XVII веках. [20] Еще одним методом применения было взятие определенного количества зерен порошкового камня и смешивание его с водой. [14] В трудах Теофраста в гранильных мастерских о медицинском использовании камней упоминается, что смараг (изумруд) полезен для глаз и что при взгляде на него производятся целебные эффекты. [2]

Камни были описаны в других общих медицинских книгах, начиная от греческого De Materia Medica I века Диоскурида и заканчивая широким спектром медицинских книг по самопомощи раннего Нового времени. [15]

Чтобы отличить похожие по внешнему виду драгоценные камни, требуется большой опыт, а также определенное увеличение. Некоторые из этих драгоценных камней обладают широким спектром физических свойств. Например, рубин бывает разных цветов, таких как розовато-лиловый, кроваво-красный; сапфиры существуют розового цвета, нескольких оттенков синего и бесцветных разновидностей. В средневековых и ранних современных текстах было сложно отличить один драгоценный камень от другого. Возможность того, что драгоценный камень окажется поддельным или ошибочно идентифицирован, стала ограничивающим фактором для медицинского использования камня. Практикующие врачи и пациенты цитируют его, чтобы уточнить, когда желаемый эффект не был достигнут с помощью этого метода лечения. [2]

Христианская символика

[ редактировать ]

Школа гранильщиков разъяснила символику драгоценных камней, упомянутых в Библии , особенно двух перечисленных там наборов драгоценных и полудрагоценных камней. Первыми из них были двенадцать драгоценных камней в выгравированных форме драгоценных камней, на нагруднике священника, описанных в Книге Исход ( Исход 28:15–19 ), а вторыми — двенадцать камней, упомянутых в Книге Откровения как камни основания. Нового Иерусалима ( Откровение 21:18–20 ) — восемь из них одинаковы (или были в переводе Вульгаты ). Покойный англосаксонский древнеанглийский гранильщик взял последнюю группу в качестве своего предмета. Символизм этих наборов исследовался богословами со времен святых Иеронима и Августина . [21] Были разработаны и другие различные схемы, связывающие камни с конкретными святыми, классами ангелов и другими областями христианства. [3]

Астрология

[ редактировать ]
Лапидарий короля Д. Альфонсо X

Другой тип гранильных изделий занимался астрологическими отношениями и значением драгоценных камней; одним из крупнейших был Лапидарий Альфонсо X или «Альфонсо Ученого», короля Кастилии (годы правления 1252–1284), составленный для него другими авторами, в основном мусульманами. Он состоял из нескольких частей и излагал отношения между знаками Зодиака , при этом каждый градус каждого знака относился к камню, а астрологические планеты и другие тела также относились к конкретным камням. Считалось, что сила медицинских и магических свойств камней менялась в зависимости от движения небесных тел, управлявших ими. [22]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Глик и др., 306; Воше, 821
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Эрин Харрис, Никола (май 2009 г.). «Идея гранильной медицины: ее распространение и практическое применение в средневековой и ранней современной Англии» .
  3. ^ Перейти обратно: а б Уитон
  4. ^ Уитон, цитируется; Харрис, 11, примечание 15, 35–39. Харрис, 11–15 лет, дает свою собственную классификацию на шесть типов.
  5. ^ Харрис, 15–17
  6. ^ Харрис, 14–16, 48–49.
  7. ^ Харрис, 21–22.
  8. ^ Уолтон, 359–360; Уитон
  9. ^ Харрис, 45–50.
  10. ^ Воше, 822; Харрис, 17 лет
  11. ^ Харрис, 55 лет.
  12. ^ Глик и др., 306; Воше, 821–822; Харрис, 19–20 лет.
  13. ^ Уолтон, 362 г.
  14. ^ Перейти обратно: а б с д и Обл, Кассандра Дж. (июнь 2011 г.). «Культурное значение драгоценных камней в Англии раннего Нового времени» . DigitalCommons@Университет Небраски — Линкольн .
  15. ^ Перейти обратно: а б Харрис, 50–55, 13–14, 30–34, 42–44.
  16. ^ Абекассис, Микаэль (2016). «Драгоценные камни и драгоценные минералы Мильтона: гранильный станок» . Милтон Ежеквартально . 50 (1): 21–30. дои : 10.1111/milt.12159 . ISSN   1094-348X .
  17. ^ Уолтон, 365, цитируется.
  18. ^ Харрис, 1–2, 41–42, 45.
  19. ^ Харрис, 8–9, 8 цитируется.
  20. ^ Харрис, 9–10.
  21. ^ Воше, 821; Уолтон, 362 года
  22. ^ Эванс, 424–426; Нунемейкер, 103

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Эванс, Джоан , Волшебные драгоценности средневековья и эпохи Возрождения, особенно в Англии , 1922, Оксфорд (часто переиздается)
  • Риддл, Джон М., Марбод из Ренна «De lapidibus: считается медицинским трактатом» , 1977, Висбаден.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d4c35702c96fdd49cfb10a337886d406__1709385420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d4/06/d4c35702c96fdd49cfb10a337886d406.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lapidary (text) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)