Zmei (Russian)
Змей Горынич или змей ( русский : змей ; множественное число: русский : змеи , латинизированный : змей ), в сказках (русских народных сказках) и былинах (русской эпической поэзии), является драконом или змеем, а иногда и человекоподобным персонажем с драконом. -подобные черты.
Zmei Gorynych and Tugarin Zmeyevich , two well-known zmei , appear as adversaries of the bogatyri (heroes) Dobrynya Nikitich or Alyosha Popovich .
Этимология
[ редактировать ]Слово змей в русском языке является формой мужского рода змеи , существительного женского рода, означающего « змея ». [ 1 ]
Общие черты
[ редактировать ]Пол
[ редактировать ]Дракон в русской народной фантастике может быть женского пола, в этом случае ее называют змея . Тенденция состоит в том, что в прозаических версиях сказок есть драконы-мужчины, а в былинах - женщины. [ 2 ] Это повлияет на поведение драконов. Например, только драконы мужского пола смогут поймать или пленить принцессу или девушку в качестве любовного интереса.
Многоголовость
[ редактировать ]Змей часто изображается с несколькими головами , причем количество голов может быть 3, 6, 9 или 12. [ 3 ]
Трех-, шести-, девяти- и двенадцатиглавый дракон побеждается в последовательные ночи героем сказки «Иван Крестьянский сын и маленький человек величиной с палец» ( Афанасьев № 138). Двенадцатиглавого убить было труднее всего, и хотя богатырь обезглавил его почти полностью, последнюю голову пришлось брать шестерым мужчинам, предоставленным Ивану царем. [ 4 ] [ а ]
- Chudo-Iudo
В варианте «Иван Быкович (Иван Буйкович)» (№137), [ б ] появляются равноценные наборы этих многоголовых существ, но называются они не змеи , а чудо-иудо (Чудо-Юдо). Это человекоподобные существа, каждое из которых ездит на лошади. [ с ] Даже если голову обезглавить, если ее поднять, она снова вырастет, как только огненным пальцем дракона начертится на ней линия. [ 6 ] [ 7 ] Как указано ниже, змей может принимать человеческий облик, а в варианте «Буря-богатырь, Иван Коровий сын» (№136) многоголовый Чудо-Иудо описывается также использующим слово змей . [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ]
Другие атрибуты
[ редактировать ]Внешний вид существа в былинах не описан . [ 11 ] В более поздних источниках русский змей описывается как покрытый либо зелеными [ 3 ] или красный [ 12 ] чешуя и железные когти. [ 3 ]
Изменение формы
[ редактировать ]Змей . может превратиться в красивого юношу В таком виде он приводит в восторг сестру или жену Ивана-царевича в разных вариантах «Молока зверей» (Афанасьев №204, №205), как описано ниже. В одном из них (№204) змей также трансформируется в кухонные принадлежности, чтобы его не заметили: он становится метлой, своего рода шваброй ( помело помело ) и вилкой . Но послушные животные Ивана способны обнаружить в этих орудиях присутствие злоумышленника. [ 13 ] [ 14 ]
Змей . принимает облик золотого козла в другой сказке («Хрустальная гора», Афанасьев № 162) [ 15 ]
В сказках
[ редактировать ]
Змей . встречается в литературе России и Украины во многих сказках ( сказках) [ д ] ) such as those in Alexander Afanasyev 's compilation Narodnye russkie skazki , [ 16 ] и в былинах (эпических балладах) и переводится как «змей» или «дракон». Они также могут появляться как персонажи с именем «Змей» или «Змеевич» (Змеевич и т. д.) в собственном имени, и они могут проявлять более человеческие качества, например, ухаживать за женщинами.
Как сказочный зверь
[ редактировать ]Змей , убитый богатырем Добрыней Никитичем в былине «Добрыня и Змей», может быть мужского и женского пола. Это может быть Змей Горынище. [ и ] («Дракон, сын горы»). [ 17 ] [ 18 ] Это имя представляет собой вариант сказочной формы имени «Змей Горыныч». [ 19 ] Или это может быть драконица без имени, как в былинах, собранных в Карельской Руси . [ 20 ] «Река Пучаи» была его пристанищем, но в пещерах «Сарацинских гор» он выращивал своих детенышей и держал заложников. , похитил княжну из Киева . Он был способен летать и, прилетев туда [ 20 ]
Zmei Gorynych
[ редактировать ]Змей Горыныч (русский: Змей Горыныч ) обладает явно драконьими характеристиками, например, имеет несколько голов (от 3 до более 12). [ 21 ] ), извергающий огонь и ассоциирующийся с водоемом. [ ж ] [ 17 ]
Однако «Змей Горыныч» не всегда звероподобен, и в некоторых произведениях (см. §Молоко диких зверей , §Добрыня и Марьинка ) он может предстать в облике человека-проходца. [ 22 ]
Антропоморфизм
[ редактировать ]Иногда встречаются «Сыны Змея» (Змеевич - их отчество ), в которых признаются монстры с человеческими качествами, или наоборот. [ 23 ]
Тугарин Змеевич
[ редактировать ]Тугарин Змеевич – один из таких, обладающих антропоморфными характеристиками. [ 23 ] Получеловеческое качество подтверждается данным ему прозвищем змей- богатырь (змей-богатырь), [ 24 ] [ 25 ] и от него умение ездить на лошади, как человек, в сказке « Алёша Попович ». Таким образом, Тугарин сталкивается с богатырем Алешей и погибает. [ 25 ]
Тугарин — великий обжора, что наводит на мысль о драконе; однако Тугар все еще сохраняет человеческий облик даже в сцене, где он демонстрирует необычайный подвиг: пожирает целого лебедя, перемещая его из щеки в щеку и выплевывая кости. [ 26 ] У Тугарина тоже есть летающие крылья, как у дракона, [ 27 ] [ 28 ] но в некоторых песнях их называют бумажными крыльями, устройством, прикрепленным к лошади. [ 29 ]
Тугарин упоминается как язычник [ 27 ] и ему были даны накладки татарского тирана вокруг фольклорного дракона. [ 28 ] Некоторые поддерживают гипотезу, что имя Тугарина происходит от «Тугар-хана» или Тугор-хана тюркских половцев . [ 30 ] [ г ] но эта этимология не была принята во внимание более поздними комментаторами. [ 33 ] [ 34 ]
Молоко диких зверей
[ редактировать ]Змей . также перевоплощается в красивого юношу, чтобы соблазнять женщин (сказка «Молоко диких зверей» , №204, 205). [ 15 ] По одной из версий, Змей Горыныч соблазняет сестру Ивана-царевича . Она симулирует болезнь и просит Ивана выполнить опасную задачу по добыче молока волка, медведя и львицы. Этот план проваливается. Однако позже, когда Ивана отделяют от его верной стаи животных, Змей раскрывает свою истинную природу и готовится сожрать его разинув рот. [ 13 ] [ ч ] По другой версии, аналогичный сюжет разыгрывают Змей Змеевич («Змей, сын Змея») и прелюбодейная жена Ивана. [ 35 ]
Другие примеры
[ редактировать ]Змей Горыныч или Тугарин Змеевич в «Добрыне и Маринке» играет мимолетные роли любовника волшебницы Маринки и тут же погибает. [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ]
In some tales, this Zmei Zmeyevich is a tsar . [ 39 ]
Другая народная литература
[ редактировать ]Еруслан Лазаревич
[ редактировать ]Есть еще трехголовый змей, Ерусланом Лазаревичем , герой сюжетного материала, встречающегося лубках в побежденный . [ 40 ]
Святой Георгий
[ редактировать ]Именно змей , а не побеждён дракон . был Руси святым Георгием, или святым Егорием, как его в народе называли на [ 41 ] В религиозных стихах святой предстает как «Егорий Храбрый» ( русский : Егорий Храбрый , с эпитетом « храбрый »). [ 40 ] [ 42 ] Это можно увидеть в популярных лубках « Святой Георгий и Змей» в России. [ 43 ] Сцена также часто изображается на русских иконах . [ 40 ]
См. также
[ редактировать ]- Gorynychus , a genus named after Zmey Gorynych
Пояснительные примечания
[ редактировать ]- ^ A three-, six-, and twelve-headed are killed in "Ivan Popyalov" (Иван Попялов, No. 135) [ 5 ]
- ↑ Вариант «Ивана Попялова» (№135), собственно говоря, в обсуждении Ралстона.
- ^ Двенадцатиглавый Чудо-Юдо ездит на коне с двенадцатью серебряными крыльями, золотогривом и хвостатом.
- ^ Plural form of skazka ска́зка .
- ^ "Zmei Gorynchische" Змей Горынчище may be the correct transcription. The Cyrillic form is the one given by Stangé-Zhirovova.
- ^ В отличие от Тугарина Змеевича и др., обладающих «антропоморфными чертами» ( Бейли, Иванова (1998) , с. 81).
- ↑ Тугар-Хан появляется как правитель вымышленных «Тугаров» в фильме 1956 года «Илья Муромец» . [ 31 ]
- ↑ Есть более поздний случай, когда Иван побеждает 12-главого дракона, но его обезглавливает водонос, который пытался украсть кредит.
Ссылки
[ редактировать ]- Цитаты
- ^ Бэйли и Иванова (1998) , с. 83.
- ^ Уорнер (2002) , стр. 68.
- ^ Jump up to: а б с Кравченко, Мария (1987), Мир русской сказки , Европейские университетские исследования: Сер. 16, Том. 34, Ланг, с. 130, ISBN 9-783-2610-3672-8
- ^ «Иван Крестьянский сын и маленький человек размером с палец с усами длиной в семь верст», Куртин (1890) , стр. 37–46
- ^ Ралстон (1880) , стр. 79–83.
- ^
В русском Wikisource есть оригинальный текст по этой статье: Иван Быкович.
- ^ Ралстон (1880) , стр. 83–86.
- ^
Russian Wikisource has original text related to this article: Буря-богатырь Иван коровий сын
- ^ Левчин, Сергей (2014). Взрыв-Богатырь Иван Коровий сын Минеола, Нью-Йорк: Дувр. стр. 100-1 153–. ISBN 9780486782980 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Afanas'ev & Haney (2015) [1]
- ^ Змей . // Русский гуманитарный словарь. М., 2000.
- ^ Надежда Конобеева
- ^ Jump up to: а б Afanas'ev & Haney (2015) , #204.
- ^ Мизуками (2015) , стр. 62.
- ^ Jump up to: а б Пропп (1968) , с.
- ^ Мизуками (2015) , стр. 53.
- ^ Jump up to: а б Бэйли и Иванова (1998) , с. 81.
- ^ Version collected by Kirsha Danilov . Printed in: Evgenyeva, A. P. and Putilov (1977), Ancient Russian poems , p. 184, cited by Stangé-Zhirovova.
- ^ Stangé-Zhirovova (1992) , p. 325.
- ^ Jump up to: а б «Добрыня и Дракон» (английский перевод), в Bailey & Ivanova (1998) , стр. 84–97, по версии, собранной А. Ф. Гильфердингом из Олонца .
- ^ Маккалоу, Джозеф А. (2013). Убийцы драконов: От Беовульфа до Святого Георгия . Издательство Оспри. п. 67. ИСБН 9781472801029 .
- ↑ Так, Змей Горыныч или Тугарин, которые фигурируют в качестве бойфрендов Маринки в «Добрыне и Маринке», отмечены как «драконоподобные фигуры» ( Bailey & Ivanova (1998) , стр. 99).
- ^ Jump up to: а б : Bailey & Ivanova (1998) , p. 122 "zoomorphic and anthropomorphic features are combined in him". Citing Propp (1958b), The Russian Heroic Epic , pp. 206–24; Putilov (1971b) "Сюжетная замкнутость и второй сюжетный план в славянском эпосе"[Plot enclosure and plot background in the Slavic epic]", pp. 54–62.
- ^ ВРМ (1911). . В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 23 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 914–915.
- ^ Jump up to: а б "Алиоша Попович", Афанасьев & Ханей (2015) , #312
- ^ Бэйли и Иванова (1998) , стр. 122, 126.
- ^ Jump up to: а б Магнус (1916) , с. 168
- ^ Jump up to: а б Бэйли и Иванова (1998) , с. 122.
- ^ «Алёша Попович, его оруженосец Еким и Тугарин» (английский перевод), в Bailey & Ivanova (1998) , стр. 124–129, по версии, снятой Н. Е. Ончуковым из Архангельской губернии .
- ^ Хэпгуд (1886) , с. 345.
- ^ Хаазе, Дональд (2008), «Советские фильмы-сказки» , Гринвудская энциклопедия народных сказок и сказок: QZ , Greenwood Publishing Group, стр. 904, ISBN 9780313334412
- ^ Бэйли и Иванова (1998) , стр. 124–129.
- ^ Со скидкой в пользу производного слова «тугар», означающего « горе». [ 32 ]
- ^ Духовное происхождение Восточной Европы и будущие тайны Святого Грааля , Temple Lodge Publishing, 1993, с. 488, ISBN 9780904693553 ISBN 0904693554
- ^ Afanas'ev & Haney (2015) , #205.
- ^ Бэйли и Иванова (1998) , с. 99
- ^ Уорнер (2002) , стр. 68. Змей Горыныч.
- ↑ Уорнер (2002) , «Добрыня Драконоборец и Марин», стр. 118, Марина (Маринушка Игнатьевна) считает Тугарина Драконьего Сына «своим дорогим другом».
- ^ «Марко Богатый и Василий Несчастный» или «Марко Несчастный» (Афанасьев №305)
- ^ Jump up to: а б с Уорнер (2002) , стр. 67–68.
- ^ Уорнер (2002) , стр. 19.
- ^ Лунк, Мария (1985). Исследование тематической типологии религиозных народных стихов (дуксовных стихов) о святом Георгии (Диссертация). Университет Висконсина, Мэдисон. : «Егорий Храбрый ( Храбрый ).
- ^ Уорнер (2002) , с. 68: См. подпись к печатной фотографии XIX века.
- Библиография
- тексты
- Хейни, Джек В. (2015). Полное собрание народных сказок А. Н. Афанасьева . Том. 2. Университет. Пресса Миссисипи. ISBN 978-1-4968-0275-0 .
- Бейли, Джеймс; Иванова, Татьяна (1998). Антология русских народных былин . Армонк, Нью-Йорк: ISBN ME Sharpe, Inc. 0-585-26579-8 .
- Куртин, Иеремия (1890). Мифы и сказки русских, западных славян и мадьяр . Бостон: Литтл, Браун. п. 37 .
- Ралстон, Уильям Ралстон Шедден (1880). Русские народные сказки . Нью-Йорк: Р. Уортингтон. п. 83 .
- Уорнер, Элизабет (2002). Русские мифы . Армонк, Нью-Йорк: Издательство Техасского университета. ISBN 978-0-2927-9158-9 .
- Хэпгуд, Изабель Флоренс (1886). Эпические песни России . Армонк, Нью-Йорк: сыновья К. Скрибнера.
- Магнус, Леонард А., изд. (1916). Русские народные сказки . Афанасьев и др. Нью-Йорк: EP Даттон.
- исследования
- Александр, Алексей Евгеньевич (1973), Былина и сказка: Зарождение русской героической поэзии , Гаага: Мутон
- Мизуками, Норико (2015), По поводу змеи в Афанасьеве [ «змей» в русских сказках, сборник Александра Афанасьева] (PDF) , JISRD (на японском и русском языках) (6): 53–63
- Пропп, Владимир (1968) [1928], (Отрывок) Морфология народного торе (PDF) , Американское фольклорное общество (тр.), Университет Индианы
- Stangé-Zhirovova, Nadia (1992), Народная и книжная традиция почитания св. Георгия на Руси: Опыт историко-этнографического анализа [Народная и книжная традиция почитания святого Георгия в России: Опыт историко-этнографического анализа], Revue des études рабов (на русском языке), 64 (2), doi : 10.3406/slave.1992.6046 , JSTOR 43493601