Голова кобылы

"Mare's Head" ( Russian : Кобылья голова ) [ 1 ] — украинская народная сказка, в которой одноименный персонаж — существо, которое благодарит хорошую девушку за гостеприимство и наказывает негостеприимную девушку. Вариант называется « Дочь старика и дочь старухи », он имеет аналогичный сюжет, но не включает кобылью голову. [ 2 ]
Сюжет
[ редактировать ]
У мужчины и жены есть дочь. Когда жена умирает, мужчина женится на вдове с дочерью, чтобы обе дочери жили в их доме вместе. Мачеха злая, ее иногда называют Бабой Ягой . [ 3 ] Злая мачеха ненавидит свою падчерицу и приказывает отцу девочки отвезти ее в лес на растерзание зверям. В поездку девочке (падчерице матери) дают мешок, в котором, как говорят, находится узелок пшеничной муки и узелок сала.
Прогуливаясь по лесу, отец и дочь натыкаются на тропинку, ведущую к хижине, где осталась дочь. Когда дочь разворачивает узлы, то обнаруживает внутри только пепел, поэтому берет еду из кладовой пустой избы. Хотя отец девочки обещает дочери остаться, вместо этого отец возвращается домой. Прежде чем уйти, он вешает на угол избы полено, которое при дуновении ветра издает звук о стену, как будто отец рубит дрова. Приготовив ужин, дочь зовет отца (думая, что он еще здесь). Она трижды окликает: «Ой, кто в лесу, кто за лесом, приходите ко мне домой обедать!» Позвонив трижды, вызывается голова кобылы, которая отвечает на ее зов вместо отца девочки, и который стучится в дверь избы.
Когда девушка открывает дверь, кобылья голова просит у девушки гостеприимства: чтобы девушка пригласила его в избу, чтобы девушка поставила печь, а девушка накормила кобылью голову. За эти действия кобылья голова благодарит девушку, велев забирать сокровища из ее ушей, залезая в одно ухо кобыльей головы и вылезая из другого. После этого голова Кобылы исчезает. Затем девушка становится красавицей, обладающей несметным богатством, после чего девушка возвращается домой к отцу.
Дочь мужчины возвращается домой, но при встрече с мачехой уходит от родителей. Видя преображение падчерицы, мачеха желает такого же богатства и собственной дочери и просит мужа отвести родную дочь в ту же хижину в лесу. Он так и делает. По той же схеме, когда наступает вечер, голова кобылы летит в избу, но родная дочь мачехи не оказывает того гостеприимства, которое падчерица оказала голове кобылы. Затем голова кобылы приказывает дочери женщины войти ей в одно ухо и высунуть из другого. Когда дочь женщины отказывается, Кобыла съедает голову дочери женщины, складывая кости дочери женщины в мешок.
Собака женщины предсказывает, что ее дочь мертва. За это женщина ломает собаке ноги и в итоге убивает собаку. Женщина отправляет в хижину мужа, который находит кости. Затем женщина обвиняет мужа в убийстве. [ 1 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
Анализ
[ редактировать ]сказка классифицируется В международном индексе Аарне-Томпсона-Утера как сказка типа ATU 480. [ 7 ] По мнению Джека В. Хейни, образ кобыльей головы распространен в украинских народных сказках. [ 7 ]
Лошади и их черепа имели религиозное значение и считались защитными свойствами; их черепа выставлялись напоказ, чтобы отогнать зло, а останки лошадей иногда хоронили на тех же кладбищах, что и человеческие могилы. [ 8 ] Использование масок-черепов считалось атрибутом Дзиади (Дня предков ), также называемого Кануном Праотца , что сравнимо с кельтскими традициями Самайна или Мари Лвид. [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]
Украинский фольклорист Виктор Давыдюк объяснил голову кобылы участницей обряда инициации, носящей маску, символизирующую тотем. По мнению Давидюка, происхождение сказки можно отнести к IV тысячелетию до нашей эры, когда в Среднем Поднепровье была одомашнена лошадь. [ 12 ]
См. также
[ редактировать ]- Украинская сказка
- Категория:Украинские сказки
- RU: Кобылья голова
- Добрые и недобрые девчонки (тип сказки АТУ 480)
- Vasilisa the Beautiful
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б "Украинская сказка: Кобылья голова" . kazky.org.ua . Retrieved 2024-06-15 .
- ^ Zheleznova, Irina (1985). Ukrainian Folk Tales . Kyiv, Ukraine: Dnipro Publishers. pp. 335–343.
- ^ «Информационный материал о Бабе Яге» (PDF) . Центр европейских исследований Университета Флориды . 15 июня 2024 г. . Проверено 15 июня 2024 г.
- ^ "Кобылячая голова - Украинская народная сказка" . nashakazka.org.ua . Retrieved 2024-06-15 .
- ^ "Кобылячая голова - Украинские народные сказки" . Украинская литература в школе (in Russian) . Retrieved 2024-06-15 .
- ^ "Кобылячая голова - украинская народная сказка • TOU" . TOU – онлайн-библиотека для детей и взрослых (in Russian). 2021-05-19 . Retrieved 2024-06-15 .
- ^ Jump up to: а б Хейни, Джек В., изд. (2014). «Комментарии». Полное собрание народных сказок А. Н. Афанасьева . Университетское издательство Миссисипи. стр. 491–510 [505]. ISBN 978-1-62846-093-3 . JSTOR j.ctt9qhm7n.115 .
- ^ Маковецкий, Дэниел; Чудзяк, Войцех; Щепаник, Павел; Янечек, Мацей; Пасицка, Эдита (3 сентября 2022 г.). «Лошади в религиозных ритуалах славян раннего средневековья (10–13 вв.) На территориях Польши - археозоологический, археологический и исторический обзор» . Животные . 12 (17): 2282. дои : 10.3390/ani12172282 . ISSN 2076-2615 . ПМЦ 9454541 . ПМИД 36078002 .
- ^ Надель-Червинская, Маргарита (2012). Фольклор Славян И Его Семиотическая Система (in Russian). КРОК. ISBN 9786176920250 . Архивировано из оригинала 12 марта 2018 года . Проверено 12 марта 2018 г.
- ^ Бростер, Хизер (28 ноября 2019 г.). «Традиция валлийского рождественского черепа лошади: Мари Лвид в Динасе Мауддви» . Мы учим валлийский язык . Проверено 18 июня 2024 г.
- ^ «Дзяды и ритуальные славянские маски» . Вития . 31 октября 2019 г. Проверено 18 июня 2024 г.
- ^ Давыдюк, Виктор (2005). Первоначальная мифология украинского фольклора . Луцк: Волынская областная типография. pp. 110–111.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Опрелянская, Алина (2022). «Брак не обязателен: Украинская сказка о «Кобыльей голове» и обычное право в сказке типа АТУ 480 Д*». Фольклор . 133 (3): 289–310. дои : 10.1080/0015587X.2022.2038949 .