Апокалипсис Фомы
Часть серии о |
Апокрифы Нового Завета |
---|
Христианский портал |
«Апокалипсис Фомы» — произведение из апокрифов Нового Завета , очевидно, первоначально написанное на греческом языке . Он касается конца света и, похоже, написан под влиянием Апокалипсиса Иоанна (более известного позже как Книга Откровения), хотя написан в менее мистической и космической манере. Апокалипсис Фомы послужил источником вдохновения для популярного средневекового списка тысячелетий « Пятнадцать знаков перед Судным днем» .
История и датировка рукописи
[ редактировать ]Примерно с 1600 по 1900 год о существовании Апокалипсиса Фомы было известно только благодаря враждебным ссылкам на него в Геласианском указе шестого века , который осуждал это произведение как апокриф, который нельзя читать. С 1900 года были обнаружены рукописи, которые позволили ученым собрать воедино историю текста. Эти рукописи в основном написаны на латыни , в частности рукопись 9-го века из аббатства Бенедиктбойерн , хотя один фрагмент англосаксонского языка был обнаружен также в Книге Верчелли . [ 1 ]
Текст, вероятно, был написан на греческом языке между вторым и четвертым веками. Затем его независимо скопировали и перевели на латынь в Италии или Северной Африке; разные переводы одной и той же основной работы объясняют различные различия в тексте между рукописями. Есть две редакции текста: более длинная и более короткая, причем более короткая содержит вставку , очевидно написанную в пятом веке, приписываемую влиянию присциллианства и/или манихейства , отсюда и ее осуждение в Геласианском указе. Вероятно, существовали и другие версии и вариации. [ 1 ]
Содержание
[ редактировать ]Апокалипсис приписывают просто «Фоме», не уточняя, какому именно. Одним из возможных вариантов может быть Апостол Фома , а также один из трех ближайших учеников Мани по имени Фома. Работа не очень длинная: в короткой версии всего 13 абзацев, в длинной — 28 абзацев. Фома рассказывает о видении Бога, описывающем конец света в течение семи дней и то, что произойдет в каждый из них. На восьмой день избранные предаются Богу, после чего они радуются разрушению греховного смертного царства. [ 1 ]
Связанные работы
[ редактировать ]Аурелио де Сантос Отеро пишет, что автор, по-видимому, знаком или, по крайней мере, находился под влиянием различной другой апокалиптической литературы , кроме Апокалипсиса Иоанна , включая Успение Моисея , Вознесение Исайи и Сивиллинские оракулы. . [ 1 ]
Влияние
[ редактировать ]Апокалипсис Фомы был широко распространен в Северо-Западной Европе, его рукописи датировались восьмым и одиннадцатым веками. Несмотря на осуждение в Геласианском указе, [ 2 ] это, похоже, не уменьшило его популярности: Апокалипсис, скорее всего, был принят как канонический «в некоторых частях западного христианского мира в девятом и десятом веках». [ 3 ]
Интерполированная версия Апокалипсиса примечательна тем, что послужила источником вдохновения для создания « Пятнадцати знамений перед Судным днем» , списка из пятнадцати знаков, данных в течение пятнадцати дней, объявляющих Судный день , визионерского списка, который распространился по всей Европе и оставался популярным, возможно, во времена Шекспира. [ 3 ] [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Сантос Отеро, Аурелио де (1965) [1964]. «Апокалипсис Фомы». В Шнеемельхере, Вильгельм (ред.). Апокрифы Нового Завета: Том второй: Сочинения об апостолах; Апокалипсис и связанные с ним темы . Перевод Уилсона, Роберт Маклахлан . Филадельфия: Вестминстер Пресс. п. 798–803.
- ^ «Тертуллиан: Геласианский указ (английский перевод)» . www.tertullian.org Проверено 30 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Гатч, Милтон МакКормик (1964). «Два использования апокрифов в древнеанглийских проповедях». История Церкви . 33 (4): 379–91. дои : 10.2307/3162832 . JSTOR 3162832 . S2CID 161641954 .
- ^ Данн, Чарльз В. (1958). «Преподобный Ограбления, Пятнадцать признаков Судного дня ». Журнал американского фольклора . 71 (280): 189. дои : 10.2307/537713 . hdl : 2027/mdp.39015010721762 . JSTOR 537713 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Полный текст «Апокалипсиса Фомы» в Wikisource, перевод и комментарии М.Р. Джеймса в книге «Апокрифический Новый Завет» 1924 года.
- Апокалипсис Фомы в NASSCAL
- Кодекс Clm 4585 , в Баварской государственной библиотеке Мюнхена.