Деяния мучеников
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Часть серии о |
Апокрифы Нового Завета |
---|
![]() |
![]() |
Деяния мучеников (лат. Acta Martyrum ) — это рассказы о страданиях и смерти христианского мученика или группы мучеников . Эти отчеты собирались и использовались в церковных литургиях с давних времен, о чем свидетельствует святой Августин . [ 1 ]
Эти отчеты различаются по достоверности. Наиболее достоверными являются отчеты об испытаниях, но очень немногие из них сохранились. Пожалуй, лучшим примером является рассказ святителя Киприана . Рассказ о Скиллитанских мучениках основан на протоколах судебных процессов, хотя некоторые утверждают, что он был приукрашен чудесными и апокрифическими материалами. [ 1 ]
Вторая категория, «Страсти», включает мученичество святого Игнатия Антиохийского , святого Поликарпа , Лионских мучеников, знаменитые Деяния Перпетуи и Фелициты , а также Страсти святого Иринея. В этих рассказах количество чудесных элементов ограничено — особенность, которая оказалась непопулярной и часто позже приукрашивалась легендарными материалами. [ 1 ]
Третья категория — это рассказы, которые некоторые считают в значительной степени или чисто легендарными. В эту категорию попадают Деяния святой Екатерины Александрийской и святого Георгия . [ 1 ]
Евсевий Кесарийский , вероятно, был первым христианским автором, составившим сборник деяний мучеников. [ 1 ]
Родственной формой письма были рыцарские романы , написанные либо вокруг нескольких реальных фактов, сохранившихся в популярной или литературной традиции, либо чистые произведения воображения, не содержащие вообще никаких реальных фактов. Тем не менее романы писались с целью научить, а не обмануть читателя. Романам можно противопоставить агиографические подделки («Деяния», «Страсти», «Жития», «Легенды» и «Переводы»), которые были написаны с явной целью извратить историю, например, легенды и переводы, ложно связывающие имя святого с данной церковью или городом. Они предназначались для назидания, а не для обучения, и их предназначалось для чтения как любовные романы, а не как историю. [ 2 ]
Происхождение
[ редактировать ]Выражение Acta Martyrum обычно применимо ко всем повествовательным текстам о смерти мучеников, но оно имеет более точное и ограниченное значение, когда относится, в технических терминах, к официальным отчетам о процессах и приговорах. Эти официальные протоколы были стенографическими и были расшифрованы должностными лицами судебной канцелярии ( нотариусами-за исключением ) для хранения в ее архивах. Из-за такой связи с судом проконсула их еще называли «проконсулярами» ( Acta proconsularia ). Как только различие проведено, название действия сохраняется за словесными процессами (такими как Acta Martyrum Scyllitanorum), тогда как в отношении упоминаний о мучениках имя passio применяется во всех его разнообразных формах (Gesta, martyrium, Легенда). Такое различие оправдано также разным назначением и характером обоих типов документов: записи лишены всякого агиографического характера, а страсти характеризуются своей целью и назидательным религиозным смыслом.
Сохранившиеся записи ограничиваются примерно десятком фрагментов, поэтому большая часть повествовательных текстов о мучениках — это «Страсти». Нехватка официальных отчетов и прямой документации вызывает споры. Старые христианские общины были очень заинтересованы в сохранении памяти своих мучеников, о чем свидетельствуют новости, упомянутые в истории о мученической смерти Поликарпа (м. 156 г.), [ 3 ] память которого ежегодно чтили в Измире . Киприан рекомендовал своим священнослужителям вести подробные записи о смерти мучеников. примечания4 Эти ценные свидетельства были также древнейшими известиями о культе мучеников. Согласно тому, что известно на сегодняшний день, нет точного представления о том, в какой степени христиане записывали записи этих процессов; несомненно весьма вероятно, что некоторые из тех, кто был свидетелем развития стенографии в их тексте, точно так же, как нотариус суда, передали его общине для сохранения в архиве церкви . Эта гипотеза как бы подтверждается подробностями и записками судьи или мученика и как бы прерывает жесткую протокольную форму. С другой стороны, Кристиану оказалось нелегко получить копии речевых процессов, сохранившихся в проконсульском архиве; иногда приходилось платить большие суммы. Примечание5 . Не сохранилось никаких прецедентов, которые позволили бы нам узнать, взяла ли на себя инициативу собирать записи своих мучеников Римская церковь , организовавшая секцию нотариусов, равно как и новости о том, что Юлий Африканский выполнил аналогичную задачу в Риме. обеспокоен, заслуживает доверия. Примечание6 Информация о других сообществах еще менее достоверна.
Во время гонений Диоклетиана, должно быть, произошло массовое уничтожение документов. [ 2 ] Нет никаких следов, позволяющих предположить, что церкви участвовали в восстановлении наследия уничтоженных агиографических текстов после окончания гонений. События более поздних столетий, такие как западногерманские вторжения в пятом (V) и шестом (VI) веках, возможно, завершили невосполнимую утрату до сих пор сохранившихся письменных источников.
Разделение и классификация
[ редактировать ]Учитывая огромное количество агиографических текстов и неоднородность их происхождения, авторитета и ценности, критики предложили классификацию, которой следует руководствоваться в своих исследованиях. Замечено, что классификация текстов по критерию подлинности мученика или легитимности его культа не является обоснованной и полезной. Точно так же классификация, основанная на внешних характеристиках, такая как та, которая делит агиографические документы на Acta, Passiones, Vitae, Miracula, Translationes и т. д., также не имеет ценности в соответствии с предметом повествования. Классификация также не отвечает требованиям критики. [ 4 ] двух больших групп, современных документов и последующих документов, поскольку ничего не выражает о ценности документа. Самый безопасный критерий, по мнению Ипполита Делеэ , [ 5 ] основывается на степени искренности и историчности, которую обеспечивает литературный жанр документа.
По этому критерию выделяют шесть групп текстов:
- Одна группа показывает вербальные процессы, содержащиеся в официальных отношениях, предшествующих проконсульским архивам, или прямых транскрипциях, таких как, например, Акт С. Киприани.
- Другая группа содержит рассказы очевидцев или заслуживающих доверия современников, будь то прямые свидетельства, свидетельства других людей или смешанного типа, такие как De martyribus Palaestinae Евсевия Кесарийского .
- Третья содержит повествования, из которых можно извлечь информацию или документ одной из двух предыдущих групп, например Менологион Симеона Метафраста .
- В эту группу входят все истории, лишенные исторической основы, за исключением названия гробницы и культа мученика Пассио С. Фелицитатиса.
- Один состоит из чисто фантастических историй, подлинных продуктов воображения, таких как Passio S. Nicephori . Примечание7
- В последнюю группу входят повествования легендарных персонажей, которые искажают историческую правду и могут быть определены как ложные.
Рассматривая элементы, различающие шесть групп, можно убедиться, что первая и вторая относятся к единому типу текста из-за современного и непосредственного характера информации; следующие две содержат истории, в той или иной степени основанные на хотя бы частично достоверных данных; последние два, напротив, являются настоящими фантазиями, не имеющими исторической основы.
Следуя тем же критериям, что и Делеэ, тексты можно разделить на три более простые группы:
- Официальные записи и отчеты о прямых показаниях.
- Нарративы, основанные на документах первой группы или, по крайней мере, на определенном количестве достоверных исторических элементов.
- Романы или агиографические фантазии.
Литературная схема
[ редактировать ]За исключением записей, все упомянутые выше повествовательные документы имеют с литературной точки зрения общие характеры, поскольку все они являются результатом разработки и композиционного процесса, типичного для агиографической литературы; тенденция к схематической форме имеет отдаленное происхождение, след которого проявляется уже в древних текстах, близких по типу и повествовательной искренности к той же записи. Так произошло, например, в Мартириуме Поликарпи , в котором можно узнать попытку агиографа уподобить смерть мученика смерти Христа. Примечание8 Эта тема мученика, подражающего Христу, появляется уже у первых христианских писателей. Примечание9 Когда впоследствии, начиная с четвертого века, закрепляются определенные закономерности или существенные критерии, агиографы перенимают определенные повествовательные характеристики, которые становятся литературным жанром страстей .
Во-первых, в первых записях сохранился правовой тон римского уголовного процесса; иногда даже некоторые страсти ссылаются на него, показывая, что не раз источниками служили утерянные записи. Вводная формула консульской даты записей сохраняет указание императора , губернатора или проконсула даже в исторически ошибочных случаях. Фазы процедуры — арест, явка, допрос, пытки , осуждение и мучения — сохраняют и составляют структуру повествования; точно так же сохранились главные герои древних записей, обычно немногочисленные: мученик, судья или магистрат и палач ; во-вторых, зрители-христиане, оживляющие своего спутника; и, наконец, враждебная масса язычников . По аналогичной схеме развивается эволюционный процесс страстей (на протяжении IV-XX веков) с последовательными обогащениями и формальными улучшениями, включая фантазии, общие места и ошибки, обусловленные как невежеством, так и слепым пиететом агиографов. Эти необоснованные отношения можно разбить следующим образом:
- Апостол и даже небольшая начальная группа мучеников стали объединяться с топографически или литургически близкими группами;
- Фигура преследователя была типична как самая жестокая из известных и традиционно считавшихся таковыми: Деций , Валериан и Диоклетиан; то же самое произошло и с фигурой правителя (praeses, proconsularis), которого часто называли Анулином, исторической фигурой четвертого века.
- Допрос был непомерно продолжительным, часто в уста мучеников вкладывались исповедания веры, подражающие богословию того времени и писаниям Нового Завета ;
- Мученика заставляли произносить спорные речи, плагиатируя содержание других произведений, как правило апологетических сочинений, обращенных к язычникам или против ересей .
То же самое произошло с повествованиями о болях и пытках, продолжительными и умноженными без сохранения чудес, совершенных мучеником, украшенными зрелищным элементом, обеспеченным фантазией и легендой . На эту негативную с критической точки зрения трансформацию и развитие в значительной степени повлияли несколько факторов: распространение культа реликвий с неизбежными злоупотреблениями, которые легко вообразить; почитание святого-мученика, покровителя города, монастыря или церкви, что обязывало его найти или изобрести житие; особенно религиозная и набожная среда Средневековья , любимая монахами, которые были одними из самых активных авторов агиографических текстов.
Сборник
[ редактировать ]Опуская первые собранные записи, которые являются неполными и уже считаются утерянными, можно сказать, что первым составителем был Евсевий Кесарийский , о котором известно название сочинения Мартирибуса, примечание 10 который, к сожалению, утерян. С другой стороны, Martyribus Palestinae сохранился. примечание 11 известная в Риме в шестом веке, во времена святого Григория Великого , о чем сам Папа сообщил епископу и патриарху Александрийскому Это была единственная коллекция , Евлогию, запросившему документацию о коллекциях Gesta Martyrum . примечание 12 Почти в то же время формировался великий мартиролог , называемый Иеронимиано, с поминовением всех мучеников, группировавший древнейшие мартирологи церквей. Этот факт важен, поскольку составление многих страстей тесно связано с этим мартирологом, послужившим отправной точкой. Позднее, параллельно с раскрытием повествований Gesta Martyrum , возникла необходимость синтезировать их в сжатые рассказы, в том числе в наиболее известных мартирологах того времени: сочиненных святым Бедой Достопочтенным в VIII веке и Флором из Лион , Атто и Усуард в девятом веке. Они имели в своем распоряжении данные о страстях и приспособляли их к литургическому воспоминанию календаря; некоторые из них, особенно Адон, не проявили критической озабоченности и использовали тексты, не оценивая их, путая и искажая данные и новости. Из-за таких сведений эти средневековые мартирологи были названы историческими мартирологами .
Нечто подобное происходило и в Восточной Церкви , где многочисленные страсти были собраны в сокращенном виде в богослужебных книгах, например, в Святителях ( Минеях ), в которых вводилось назначение на каждый день 12 месяцев года о Жизнь и мученичество святителя. То же произошло и с менологиями ( менологиями ), также разделенными на 12 томов, соответствующих 12 месяцам года; в них страсти синтезируются более обширно, чем в предыдущих. В десятом веке Симеон Метафраст составил менологию, читая, записывая и адаптируя фрагменты древних страстей, некоторые из которых сохранились только благодаря ему. В эпоху позднего средневековья были составлены многочисленные сборники «Житий святых», «Пасионистов», «Легендарников» и др., которые до сих пор встречаются в различных кодексах европейских библиотек; другие же были произвольно переработаны в других сборниках, позднее напечатанных и переведенных на вульгарный язык; таким образом, составляя обширную литературу, которая доходит до Ренессанс .
Агиографическая критика
[ редактировать ]Трудно определить подлинность Acta Martyrum . Первой попыткой определить подлинность записей была попытка бенедиктинца Тьерри Рюнара , который собрал и опубликовал 117 текстов, которые он считал подлинными. примечание 13 Они не имели одинакового происхождения, поскольку только 74 содержали текст страстей, а остальные представляли собой абзацы и фрагменты, взятые из старых христианских писателей, таких как Евсевий, Иоанн Златоуст , Василий и Пруденций , в чьих гимнах были извлечены абзацы о мучениках Ипполите Римском. и Святого Лаврентия . В большинстве случаев это исторические личности, однако отбор текстов не был систематическим и не сопровождался критическим анализом. Бенедиктинец, имевший довольно смутное представление о цели своей коллекции, намеревался лишь обнародовать самый древний и наиболее достоверный документ каждого из мучеников, с намерением исключить фальсифицированные документы. [ 5 ]
В 1882 году Эдмон-Фредерик Ле Блан задумал продолжить и завершить компиляцию Рюинара и добавил еще одну группу записей, которую он считал аутентичной по адекватности повествования римским юридическим фразам. [ 6 ] Критерий Леблана не является твёрдым и ещё раз показывает, насколько сложно удостоверить подлинность записей; различные подлинные списки Acta Martyrum , которые другие авторы набросали или собрали позже, [ 4 ] не представляют собой результат строгого научного анализа, а, скорее, являются дополнениями к работе Рюнарта.
Гораздо серьезнее, хотя и очень медленно, они занимаются этими работами по органическому плану болландистов. В последние годы ряд принципов и норм агиографической критики был раскрыт в отношении записей ряда специалистов, таких как Х. Ахелис, Дж. Геффкен и А. Гарнак в Германии; П. Аллар и Ж. Леклер во Франции ; иезуиты Ф. Гросси- Гонди , Луиджи Ланцони и Пио Франки де Кавальери в Италии . Однако наиболее ценный вклад принадлежит боландисту Г. Делеэ, из сочинений которого можно было бы извлечь критические итоги. По сути, он внес самую надежную классификацию записей; он указал на различные компоненты досье мученика; он реконструировал вариант легенды, подчеркнув особую функцию массы и местных традиций; он изучал агиографические документы, параллельные повествовательным текстам, такие как мартирологи и синаксы; установил различное значение литературных, литургических и монументальных источников, в частности установив значение хронологических и топографических данных (учение о житийных координатах). Таким образом, он изложил и усовершенствовал дисциплину метода. С некоторым упреком говорилось, что агиографическая критика до сих пор интересовалась почти исключительно проблемами, связанными с подлинностью и хронологией документа, пренебрегая социальным аспектом и средой, в которой он был написан. , аспекты, которые, в свою очередь, помогают определить одну и ту же хронологию. Поэтому настаивали на необходимости «идентифицировать культурные и религиозные концепции, выраженные в документе, и установить ссылку на социальную среду, откуда исходит текст и к которой он адресован». [ 7 ]
Примечания
[ редактировать ]- 1. ^ Например, Эстебан (Hch 7, 54) или Антипа (Ap 2, 13).
- 2. ^ Королевская испанская академия. Обычный словарь, озвучка "мученик".
- 3. ^ См. Мученичество Поликарпа 18
- 4. ^ См. Послание 12, 2: <<заметьте дни, которые превышают>> см. также Послание 39, 2;
- 5. ^ См. Страсти Пробия, Тарахи и Андриницы , BHG 1574.
- 6. ^ См. Страсти святой Симфорозы , BHL 7971; Acta Sanctorum, июль. IV, 355.
- 7. ^ См. БХГ 1331-1334.
- 8. ^ См. Ганс фон Кампенхаус
- 9. ^ КФ. Витрициус, «De laude Sanctorum» , 56.
- 10. ^ См. Церковная история V, предисловие PG, 408.
- 11. ^ См. Хист. эккл., VII, приложение
- 12. ^ См. Григорий I, Регистр посланий 8:29
- 13. ^ См. Журнал первых искренних мучеников , Париж, 1689 год.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и «Деяния мучеников». Кросс, Флорида, изд. Оксфордский словарь христианской церкви. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. 2005 г.
- ^ Перейти обратно: а б Бридж, Джеймс. «Деяния мучеников». Католическая энциклопедия Том. 9. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1910 г.
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ «...вероятно, 22 из 156..». (Квастен 2004:86). Квастен2004
- ^ Перейти обратно: а б См. (Гросси-Гонди 1919:1). Гросси-Гонди1919
- ^ Перейти обратно: а б Ср. Агиографические сказания, 3 изд., III. Delehaye1955
- ^ Ср. <<Деяния мучеников. Дополнение к Acta secreta de dom Ruinart>> в «Воспоминаниях Академии надписей и изящной словесности» 30 (1882), часть 2.
- ^ С. Пеццалла, ок. в Библии, 32. Пеццелла1953
Библиография
[ редактировать ]- Acta Sanctorum (разные редакторы)
- Эгрейн Р. (1953). Агиография, ее источники, ее методы, ее история . Париж. Кровь и гей.
- BHG, 3-е изд., Брюссель, 1957 г.
- ДАКЛ 1, 373–446
- Делеэй Х. (1934). Пять уроков агиографического метода . Брюссель
- Делеэй Х. (1933). Истоки культа мучеников , 2.ª изд. Брюссель
- ^ Делеэй Х. (1955). Агиографические сказания , 4.ª изд. Брюссель
- Делехай Х. (1966). Страсти мученические и литературные жанры , 2.ª изд. Брюссель
- Делеэй Х. (1927). Санктус . Брюссель.
- Галлина С. (1939). Мученики первых веков . Флоренция.
- Гебхардт Ов (1902). Избранные деяния мучеников . Берлин А. Дункер.
- ^ Гросси-Гонди Ф. (1919). Принципы и проблемы агиографической критики . Рим.
- Кнопф Р. (1929). Избранные письма мучеников , 3-е изд.
- ^ Пеццелла С. (1965). Деяния мучеников. Введение в историю древней агиографии . Рим.
- ^ Квастен Дж. (2004). Патология I БАК.
- Квенти Х. (1908). Исторические мартирологи в средние века . Париж. В. Лекофр, Ж. Габальда
- Руинарт Т. (1659). Деяния первомучеников С уважением Париж Регенсбург
- Рюттен Ф. (1955). Латинские мученические деяния и мученические письма , 3-е изд.
- Руис Буэно Д. (1951). Деяния мучеников . Мадрид. БАК.
- Шверд, А. (1960). Латинские мученические действия , Мюнхен. BHL, 2, Брюссель, 1898–1901 гг.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Оуэн, ECE (редактор) (1927). Некоторые подлинные деяния ранних мучеников . Оксфорд: Кларендон Пресс.
- Атрибуция
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Деяния мучеников ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.