Микулаш из Пельгримова
Микулаш из Пельгримова | |
---|---|
![]() Деревянная статуя Микулаша из Пельгржимова работы Матоуша Гаши. | |
Рожденный | в. 1385 |
Умер | в. 1459 Подебрады , Богемия |
Другие имена | Микулаш Бискупец, Николаус Пильграменсис, Николаус Бискупец |
Альма-матер | Пражский университет |
Эра | Философия Возрождения |
Область | Западная философия |
Школа | гусит |
Основные интересы | Теология |

Николай Пельгржимов ( чеш . Mikuláš z Pelhřimova ), также известный как Микулаш Бискупец (ок. 1385 – ок. 1459), чешский гуситский священник, бакалавр свободных искусств, с 1420 г. глава («епископ») независимой таборитской церкви. В богословской полемике против пражских мастеров он был главным представителем таборитов и их самым важным богословом. Его трактат Confessio Taboritarum («Исповедь и защита Табора») имел большое значение в международной реформационной литературе и известен по гравюрам 16 и начала 17 веков. [ 1 ]
Биография
[ редактировать ]Микулаш родился в Пельгржимове , скорее всего, в бюргерской семье. Он родился в середине 1480-х годов. Он получил образование в Пельгржимовской городской школе, а затем учился на факультете искусств Пражского университета ; в 1409 году он стал бакалавром свободных искусств. В Праге он стал свидетелем деятельности мастера Яна Гуса . Он был последователем Гуса, о чем свидетельствует его членство в Колледже королевы Ядвиги, основанном во многом благодаря Гусу вскоре после Кутна-Горского указа . [ 2 ] В 1415 году он был рукоположен в священники и отправлен в Кондрац . [ 3 ] С самого начала он участвовал в гуситском движении и с момента основания Табора до его падения был одним из его ведущих богословов. [ 4 ]
В 1420 году жители Табора « единогласно избрали Микулаша из Пельгржимова, священника и бакалавра искусств, своим епископом или старейшиной, чтобы все его священники признавали его своим начальником и чтобы никто не проповедовал слово Божие людей, кроме как с разрешения епископа, и чтобы он и другие священники добросовестно распределяли деньги общины согласно нуждам каждого брата, как он считает нужным ». Несмотря на то, что его называли «епископом», он был всего лишь старцем. Синод священников имел право решать важные вопросы. [ 3 ] Он не рукополагал священников Фавора и имел право только выбирать священников и мирян-проповедников. Было высказано предположение, что он унаследовал имя «Епископ» от своего отца.
Впервые он выступил как представитель таборитов на встрече гуситских богословов Табора и Праги в доме Петра Змрзлика в декабре 1420 года. Однако консенсуса там достичь не удалось. Он также защищал умеренную доктрину Табора от радикальных пикардианских и хилиастических идей, которых придерживалась группа священников Табора во главе с Мартином Хуской и Петром Канишем.
Как представитель Табора он участвовал во всех спорах с магистрами Пражского университета. Он также внес значительный вклад в формулировку доктрины Табора, например, на синоде в феврале 1422 года. Он присутствовал на совещании в Хебе по поводу участия гуситской миссии в Базельском соборе . Бискупец был одним из четырех ораторов, защищавших на совете гуситские принципы. В своих речах 20 и 21 января 1433 г. он обосновал статью о наказании за общественные грехи.
В 1443 году он защищал Фаворское учение против пражских мастеров на синоде в Кутной Горе . Синод завершился без согласия и отложил решение съезду. В 1444 году провинциальный конгресс одобрил богословские позиции Яна Рокицаны , а учение богословов Табора было осуждено как ложное. Однако Микулаш из Пельгржимова и его сторонники отказались подчиниться этому решению.
Как старейшина Таборских жрецов, он, несомненно, жил в Таборе и, конечно, жил там какое-то время, но так было не всегда. На протяжении значительной части гуситских войн он был богословским лидером гуситской общины Писек , которая была самой важной после Табора и принадлежала к движению с самого его зарождения. Микулаш также записан как приходской священник в Писеке в 1443 году. Когда Писек подчинился губернатору провинции Георгию Подебрадскому в 1449 году, Бискупец уехал в Табор. Однако в августе 1452 года Табор также сдался Георгию, а Микулаш был заключен в тюрьму в Старой ратуше , пока не пообещал послушание Яну Рокицане . Однако и тогда его не выпустили на свободу, а держали в темнице в замке воеводы в Подебрадах. [ 5 ] Он получил серьезные травмы при попытке побега. Микулаш умер, вероятно, в 1459 году.
Учения
[ редактировать ]В учении о Евхаристии он отверг догмат о пресуществлении («сверхутверждения»), который представляет собой учение о фактическом присутствии тела Иисуса в этом ритуале. По его мнению, сакраментальный хлеб « не тождествен телу Христа, восседающего на небесах по правую руку Бога, и тела Христа там нет, как утверждают некоторые, потому что этот способ присутствия предполагал бы исчезновение субстанции хлеб и преображение его сущности в Тело Христово ». Микулаш отвергает догмат о том, что после освящения сущность хлеба и вина прекращается и заменяется сущностью тела и крови Христа. Согласно его учению, в элементах Евхаристии (хлебе и вине) Тело Христово присутствует только духовно и сакраментально. Верным, правильно принявшим Таинство, Христос дает « жизнь, пастбище, радость, духовную помощь, утешение и насыщение » .
Микулаш также выступал против служения мессы в ризах , отвергал чистилище , молитвы за умерших, пост, празднование праздников, кроме воскресенья, и все показные церковные церемонии. Только Библия должна быть основой христианства; Учения Церкви исходят от людей, подверженных ошибкам, и могут быть приняты только в том случае, если они соответствуют закону Иисуса Христа .
Работает
[ редактировать ]- 1431–1433 - Confessio Taboritarum (Исповедь и защита Табора). Работа была написана как интерпретация и защита таборитских порядков перед Базельским собором .
- 1433 г. – Речи Базельского собора.
1435–1439 — Написаны четыре Евангелия, согласованные в одно (толкования Евангелий ) . - 1441–1444 гг. - Chronicon continens causam sacerdotium taboriensium («Таборские хроники»). В трехчастной летописи описываются положения таборитов и описывается период с 1419 по 1444 год. Это не полный труд; только документы и трактаты.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фадж, Томас А. (2023). Ересь и гуситы в позднесредневековой Европе . Тейлор и Фрэнсис. п. 98. ИСБН 9781000939484 . Проверено 30 мая 2023 г.
- ^ Иван Главачек, изд. Из отчетов и хроник гуситской эпохи . 1-е изд. Прага: Свобода, 1981. с. 487
- ^ Jump up to: а б Вавржинец из Бржезовы (1979). Гуситская хроника; Песня о победе при Домажлицах (второе изд.). Прага: Свобода. Мистер. 427.
- ^ Иржи Кейрж. Гуситы . 1-е изд. Прага: Панорама, 1984. С. 265.
- ^ Личности чешской истории (на чешском языке). АЛДА. Мистер. 23. ISBN 80-85600-39-0 .
Литература
[ редактировать ]- Бартош, Франтишек Михалек: Конец таборских священников . В: Теологическое приложение к Christian Review 21 (1954), с. 134–141.
- Святые и еретики . Гуса, Чехословацкий евангелический богословский факультет. стр. 175–196.
- История чешской литературы. 1., Старинная чешская литература / Редактор тома Йозеф Грабак (1-е изд.). Чешская академия наук . стр. 207, 255, 267.
- Лексикон чешской литературы: личности, произведения, учреждения. 1. АГ . Академия . стр. 238–239. ISBN 80-200-0797-0 .
- Личности - Чехия: Словарь Отто . Издательство Отто. стр. 462. ISBN 978-80-7360-796-8 .
- Жижка и его время . Том. I. Период с особым упором на Табор (2-е изд.). Вселенная. стр. 125–138.
- Соучек, Богуслав. «Veritas super omnia. Из библейских исследований и наследия Микулаша Бискупца из Пельгржимова». Богословское приложение к Christian Review (28): 73–90.