Предоставление земли Хасарду кудурру
Предоставление земли Хасарду кудурру | |
---|---|
![]() Документ, фиксирующий дарение касситским царем Мели-Шипаком пятидесяти ГУР кукурузных земель чиновнику Ха- САР -ду, хранящийся в Британском музее. | |
Материал | Известняк |
Созданный | в. 1179 г. до н.э. |
Обнаруженный | 1881-1882 Вавилон , Ирак |
Текущее местоположение | Лондон , Англия , Великобритания |
Земельный дар Хасарду кудурру представляет собой четырехстороннюю известняковую нару или мемориальную стелу конца 2-го тысячелетия до нашей эры в Месопотамии, в которой записано дарение 144 гектаров земли на берегу Королевского канала в Бит-Пир'и-Амурру. регион Дияла долины касситского монарха Мели-Шипака ( ок. 1186–1172). до н. э.) чиновнику или суккаль му'ирри по имени Ха- САР -ду (чтение неясно). Он озаглавлен: «О Адад , герой, даруй здесь изобилие оросительных каналов!» [ 1 ] и примечателен тем, что он проливает свет на средневавилонское чиновничество .
Стела
[ редактировать ]Объект был раскопан Хормуздом Рассамом во время его раскопок в Сиппаре в 1881–1882 годах по поручению Британского музея. Он был обнаружен вместе с двумя другими стелами, подтверждающими право, в комнате храма Шамаша. [ 1 ] и присвоен музейный номер BM 90829.
Вызываются божества
[ редактировать ]Тринадцать богов вызываются по имени вместе со «всеми богами, чьи имена изображены на этом нару ». Они представлены восемнадцатью иконками, расположенными вокруг конической вершины.
Бог Мардук изображен дважды: один раз кусарикку, держащим лопату, и один раз с марру или лопатой с кисточками перед кусарикку . Эа может быть представлен как южным ветром, так и посохом с головой барана. [ 2 ] Шукамуна и Шумалия , касситские божества, связанные с вступлением в должность царей, изображаются в виде птицы на насесте. Некоторые из символов являются широко засвидетельствованными изображениями их богов, например, лунный диск для Сина , солнечный диск для Шамаша, молния для Адада, лампа для Нуску , прыгающая собака для Гулы , булава с двумя львиными головами для Нергал , орлиная булава для Нинурты , восьмиконечная звезда для Иштара и свернувшаяся змея для Иштарана . [ 3 ]
Состав персонажей
[ редактировать ]Основными сторонами сделки были король и касситский военный чиновник:
- Мели-Шипак, шар кишшати , «царь мира» (даритель)
- Ха- САР -ду , сын Суму, суккал муэрру , посланник ? командира [ 4 ] (бенефициар)
Титул суккал муэрру предполагает, что его роль - представитель или офицер связи при королевском дворе от имени военного командира, или муэрру . [ 5 ]
Должностные лица, осуществляющие перевод:
- Ибни-Мардук, «сын Арад-Эа», Шадид экли , землемер
- Шамаш-мубаллит, Хазанну , мэр Бит-Пир'и-Амурру или, возможно, его (главный) судья [ 6 ]
- Бау-аху-иддина, Тупшар Шакин мати , писец «правителя земли», вероятно, губернатора провинции.
- Итти-Мардук-Балату, Ша Реш Шарри ( меньше САГ ЛУГАЛЬ ), представитель короля, слуга
Свидетели сделки:
- Иддина-Мардук, губернатор провинции Силенд , южная Месопотамия.
- Ризи... ни (кассит), картаппу ( меньше КА.ДИБ ), командир колесницы [ 4 ]
- Либур-занин-Экур, ша реши ( меньше САГ ), судебный чиновник
- Луша-ана-нури-Мардук, суккаллу сиру , великий визирь или придворный первого ранга
- Икиша-Бау, «сын Арад-Эа», роль неизвестна.
- Шамаш-шум-лишир, сын Атта-илумы, шакканак Агаде . мэр города Агаде
- Кидин-Мардук, ( меньше СЕТКА . ГАЛ ), высокопоставленный чиновник ?
Термин «ша реши» обозначал царского евнуха при ассирийском дворе, но нет никаких свидетельств того, что подобная судьба придворного чиновника в средней Вавилонии имела место быть. [ 7 ] Кроме того, изображен бородатый чиновник с этим титулом Кидин-Мардук (не свидетель по этому кудурру), унаследовавший должность от своего отца, а позже завещавший ее сыну. на цилиндрической печати времен правления Бурна-Буриаша II . [ 8 ] Показательно, что обе военные позиции заняты касситами.
Основные публикации
[ редактировать ]- CW Белзер (1894 г.). «Вавилонские надписи Кудурру». В Ф. Делич, Пол Хаупт (ред.). Вклады в ассириологию, II . Дж. К. Хинрикс. стр. 165–169. «Пограничный камень» №101.
- Ф. Е. Пейзер (1896). «Вавилонские документы Третьей династии». В КБ Шредера (ред.). Клинописная библиотека, IV . Ройтер и Райхард. стр. 56–60.
- Л. В. Кинг (1912). Вавилонские пограничные камни и мемориальные таблички в Британском музее . Британский музей. стр. 19–23, пожалуйста. XXIII–XXX.
- Урсула Зайдль (1989). Вавилонские рельефы Кудурру: символы месопотамских божеств . Академическое издательство Фрибурга. 24, 221 № 12, для детали 168f № XLIII.
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Jump up to: а б Элеонора Робсон (2008). Математика в древнем Ираке: социальная история . Издательство Принстонского университета. стр. 167, 169.
- ^ ФЭМ Виггерман (2007). «Четыре ветра и происхождение Пазузу». В Клаусе Вильке (ред.). Духовное постижение мира на Древнем Ближнем Востоке: язык, религия, культура и общество . Айзенбрауны. п. 154.
- ^ Таллай Орнан (2005). Триумф символа: графическое изображение божеств в Месопотамии и запрет библейских изображений . Ванденхук и Рупрехт. стр. 45–52.
- ^ Jump up to: а б Л. Зассманнсхаузен (2001). Вклад в управление и общество Вавилонии в касситский период . Филипп Цабернский. стр. 55, 59.
- ^ mu'irru CAD м 2, с. 179.
- ^ Хазанну CAD ḫ, с. 164.
- ^ Дж. А. Бринкман (1968). Политическая история посткасситской Вавилонии, 1158–722 гг. до н. э. (AnOr. 43) . Папский библейский институт. стр. 309–311.
- ^ Л. Р. Сиддал (2007). «Пересмотр титула ША РЕШИ в неоассирийский период». Джозеф Азизе, Н. Уикс (ред.). Гильгамеш и мир Ассирии: материалы конференции, состоявшейся в доме Мандельбаума, Сиднейский университет, 21-23 июля 2004 г. Издательство Питерс. стр. 225–226.