Аккадские диспуты
Аккадская поэма-диспут или аккадская поэма-диспут , также известная как вавилонская поэма-диспут , — жанр аккадской литературы в форме диспута . Они представляют собой диалог или дебаты с участием двух соперников, обычно представленных в виде невнятных существ, таких как определенные объекты, растения, животные и т. д. Сохранившиеся композиции этого жанра датируются началом 2-го тысячелетия до нашей эры (самым ранним примером являются « Тамариск и пальма» ) и концом 1-го тысячелетия до нашей эры. Эти стихотворения написаны в стихах и следуют размеру, называемому 2||2 или Vierheber , который является тем же размером, что и в некоторых других аккадских текстах, таких как « Энума Элиш» . [1]
Ни одна из известных аккадских поэм-диспутов не является переводом произведений того же, но более раннего жанра, на шумерский язык , а именно шумерских диспутов ; В аккадских диспутах используются разные литературные условности и структура стихов, обсуждаются разные темы и т. д., хотя тамариск и пальма имеют одно шумерское заимствование. [2] Тем не менее, засвидетельствована некоторая замечательная фразеологическая преемственность, например, между Мотыгой и Плугом с аккадской пальмой и виноградной лозой , хотя их состав разделяют два тысячелетия. [3] Участники некоторых поэм также похожи на участников некоторых шумерских споров. Например, тамариск, пальма , пальма и виноградная лоза представляют собой двух растений-соперников: это похоже на шумерский спор между деревом и тростником . [4]
Аккадские диспуты, несмотря на то, что они возникли позже, чем их шумерские аналоги, содержат значительно более фрагментарные рукописи. сохранилась дюжина строк, Из « Спора об осле» сейчас известно менее одной десятой . а из « Серий о тополях» и « Серий о лисице» , которые первоначально должны были состоять из сотен стихов, [5]
Научная работа по аккадским диспутам была впервые обобщена Уилфредом Ламбертом. [6] [7]
Структура
[ редактировать ]Аккадские диспуты имеют жесткую структуру наряду с более ранними шумерскими диспутами, что также очевидно в диспутах, происходящих в диспутах более поздних периодов на языках, включая сирийский , арабский , персидский и турецкий . Структура следующая: [8]
- Пролог
- Спор между двумя претендентами
- Сцена вынесения решения (где объявляется победитель)
Пролог представляет историю из начала времен и представляет космогонию, объясняющую происхождение космоса, и в этом контексте намекает или предвещает соперничество между двумя соперниками даже из этого раннего периода. [9]
Спор представляет собой диалог между двумя (или, в одном случае, несколькими) соперниками. Аргументы либо включают в себя упоминание их собственных положительных качеств или полезности для людей, либо принижают полезность другого. Повествование является частым, в отличие от некоторых диспутов, происходящих в баснях Эзопа , происходящих лишь в небольших фрагментах в сериях «Лиса» и «Ниссаба и пшеница» . [10]
В сцене вынесения решения один или оба претендента обращаются к третьей стороне с просьбой определить победителя спора. В шумерских диспутах третьим лицом является либо царь, либо бог (например, Энлиль ). Фрагментарный характер аккадских диспутов не позволяет однозначно определить, продолжалось ли это в этих текстах. Некоторые, вероятно, так и сделали, однако две аккадские поэмы, сцены вынесения приговора в которых сохранились, «Серия Лисы» и «Ниссаба и Пшеница » не заканчиваются таким образом. [1]
Список аккадских споров
[ редактировать ]- Ослиный спор
- Ниссаба и пшеница
- Пальма и виноградная лоза
- Серия Бык и Лошадь
- Серия Лиса
- История бедного, несчастного Рена
- Серия Тополь
- Серия Паук
- Тамариск и Пальма
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Хименес 2017 , с. 72.
- ^ Хименес 2017 , с. 24–26.
- ^ Хименес 2017 , с. 25.
- ^ Отеро 2020 , с. 152.
- ^ Хименес 2017 , с. 4.
- ^ Ламберт 1996 .
- ^ Хименес 2017 , с. XI.
- ^ Хименес 2017 , с. 69.
- ^ Хименес 2017 , с. 70–71.
- ^ Хименес 2017 , с. 71–72.
Источники
[ редактировать ]- Хименес, Энрике (2017). Стихи о вавилонском споре . Брилл.
- Ламберт, Уилфред (1996). Вавилонская литература мудрости . Айзенбрауны. ISBN 978-0-931464-94-2 .
- Миттермайер, Екатерина (2020). «Дебаты о шумерском приоритете: старейшие в мире риторические упражнения?». В Хименесе, Энрике; Миттермайер, Кэтрин (ред.). Диспутная литература на Ближнем Востоке и за его пределами . Де Грютер. стр. 11–32. ISBN 978-1-5015-1021-2 .
- Отеро, Андрес Пикер (2020). «Те, кто не может творить, царствуют? Источники басни об Иотаме» . В Хименесе, Энрике; Миттермайер, Кэтрин (ред.). Диспутная литература на Ближнем Востоке и за его пределами . Де Грютер. стр. 143–156. ISBN 978-1-5015-1021-2 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Рейнинк, Г.Дж.; Ванстифут, Герман LJ (1991). Стихи-диспуты и диалоги на древнем и средневековом Ближнем Востоке: формы и типы литературных дебатов в семитской и родственных литературах . Издательство Питерс. ISBN 978-90-6831-341-3 .
- Миттермайер, Кэтрин. «Животные в шумерских диспутах» в (ред. Маттила и др.) «Животные и их связь с богами, людьми и вещами в древнем мире» , Springer, 2019, стр. 175–186.
- Ванстифут, Герман LJ (1990). «Стихи о месопотамских дебатах: общее изложение (часть I)». Акта Шумерология . 12 : 271–318.
- Ванстифут, Герман LJ (1992). «Стихи о месопотамских дебатах: общее представление. Часть II: Тема». Акта Шумерология . 14 : 339–367.