Право инициативы (законодательное)
Законодательная власть |
---|
Чемберс |
Парламент |
Парламентская процедура |
Типы |
|
Законодательные органы по странам |
Право (законодательной) инициативы — это конституционно определенное право предлагать новый закон ( законопроект ) в законодательном органе .
Право инициативы обычно предоставляется как правительству (исполнительной власти) , так и отдельным законодателям .
Однако некоторые системы могут ограничивать это право законодателями, действующими в одиночку или совместно с другими (например, в Соединенных Штатах ) или правительством (например, в Европейском Союзе ). Это, однако, не мешает исполнительной власти предлагать введение определенных законов своим сторонникам в законодательном органе или даже членам исполнительной власти вводить законы самостоятельно в системах, которые допускают одновременное членство в исполнительной и законодательной власти.
Двухпалатные законодательные органы могут ограничивать или ограничивать право инициативы только членами нижней палаты или разрешать членам верхней палаты вносить законопроекты в нижнюю палату (как, например, в Чешской Республике ).
Группы с правом инициативы
[ редактировать ]Почти все страны предоставляют право законодательной инициативы членам парламента как индивидуально, так и в составе группы. В зависимости от страны другие группы людей могут иметь возможность инициировать законодательство. К ним относятся следующие: [1]
- главы государств , такие как президент или монарх
- Главы правительств , которые не являются также главой государства, например премьер-министр.
- Кабинет министров в целом или отдельный министр правительства
- Политические партии
- Суды и государственные учреждения
- Местные органы власти , обычно присутствующие в федеральной системе.
- Академические учреждения
- Предприятия и компании
- Группы граждан, обычно с квотой подписей
- Отдельные граждане в одиночку
Нидерланды
[ редактировать ]Полномочия по внесению законодательных предложений в Нидерландах принадлежат членам правительства Нидерландов и другим членам Палаты представителей . Оба имеют право инициативы . Право инициативы регулируется Конституцией Нидерландов :
- Статья 82, пункт 1: Законопроекты могут вноситься Королем и Палатой представителей Генеральных штатов или от их имени.
Сенат не имеет права инициативы как независимый орган. Однако существует право инициативы на совместном заседании Генеральных штатов (Палаты и Сената вместе).
Право инициативы Короны и Генеральных штатов уже было сформулировано в статье 46 Конституции Соединённых Нидерландов 1814 года :
- Статья 46. Суверенный Князь имеет право вносить законы и другие предложения в Генеральные штаты, а также одобрять или не одобрять представленные ему Генеральными штатами кандидатуры. (...)
Более чем в 95% всех случаев правительство берет на себя инициативу в разработке закона. Член Палаты представителей может получить помощь от Законодательного бюро. Депутаты будут чаще использовать свое право на внесение поправок или право предлагать поправки к законопроекту.
Бельгия
[ редактировать ]В Бельгии исполнительная власть (официально король и его министры, но король не имеет фактической власти), а также члены Сената и Палаты представителей правом инициативы обладают . Исполнительная власть всегда должна осуществлять свое право инициативы в Палате представителей (согласно бельгийскому разделению властей , исполнительная власть также [ нужны разъяснения ] имеет право инициативы).
Если Сенат или Палата представителей реализуют свое право инициативы, это называется законопроектом ( wetsontwerp по - голландски , projet de loi по- французски ). Если исполнительная власть делает это, это называется законопроектом ( wetsvoorstel по -голландски, proposition de loi по-французски). Если исполнительная власть представляет законопроект, его необходимо отправить в Законодательный департамент Государственного совета для получения консультации. Это существенное требование формы, т.е. несоблюдение может привести к отмене закона.
Франция
[ редактировать ]Во Франции законопроекты министров называются проектами законов , а законопроекты парламента — предложениями законов .
Юридические проекты
[ редактировать ]Во Франции законопроекты предлагаются правительством. Один из министров своим заявлением предлагает законопроект заинтересованным сторонам. Затем, если разные министры согласны, законопроект направляется в генеральный секретариат правительства , а затем в Государственный совет , Совет министров , парламент и так далее... ( Государственный совет а иногда и Конституционный совет ) обязан консультировать правительство по проектам законов.
Законодательные предложения
[ редактировать ]Любой депутат может предложить закон в парламент.Законопроекты, в отличие от законопроектов, могут быть отклонены напрямую, если они не увеличивают государственные расходы.
Оба типа законопроектов могут быть сначала внесены либо в Сенат , либо в Национальное собрание.
Только 10% принятых законов предлагаются членами парламента.Это происходит главным образом потому, что у правительства есть несколько способов ограничить власть парламента:Правительство определяет большую часть повестки дня обеих палат, и Правительство может, при определенных условиях, запретить Парламенту изменять свои тексты.
Законодательная инициатива Парламента имеет как положительные, так и отрицательные стороны.Основная критика заключается в том, что лоббисты могут убедить парламент удовлетворить их интересы раньше других граждан.С другой стороны, законодательная инициатива – лучший способ защиты Парламента от возможных посягательств на его власть.
Евросоюз
[ редактировать ]![]() | Этот раздел необходимо обновить . ( ноябрь 2020 г. ) |
Европейская комиссия обладает почти монополией на законодательную инициативу, тогда как во многих парламентских системах существует механизм, посредством которого члены парламента могут вносить законопроекты. Это варьируется от незначительного в парламенте Великобритании (см. Законопроекты частных членов в парламенте Соединенного Королевства ) до весьма значительного в израильском Кнессете и до того, что законопроекты могут быть представлены только в Конгрессе США. В большинстве парламентов способность членов принимать законы является обычной практикой, поскольку парламент и правительство построены как антагонисты в системе разделения властей. В соответствии с Маастрихтским договором, дополненным Лиссабонским договором, Европейский парламент имеет косвенное право законодательной инициативы, которое позволяет ему просить Комиссию представить предложение, хотя для отклонения запроса Комиссии необходимо лишь «проинформировать Европейский парламент о причины». [2] [3] [4] [5] Государства-члены также имеют косвенное право законодательной инициативы в отношении общей внешней политики и политики безопасности .Более 80% всех предложений Комиссии изначально были запрошены другими органами. [6]
Некоторые политики, в том числе Жан-Пьер Шевенман и Доминик Стросс-Кан , считают, что монополия Комиссии на законодательную инициативу препятствует возникновению или развитию настоящих демократических дебатов. [ нужна ссылка ]
Граждане также обладают законодательной инициативой в ЕС по процедуре Европейской гражданской инициативы , в которой необходимо получить не менее миллиона подписей граждан ЕС. [7] как минимум в четверти стран-членов ЕС.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Глоссарий законодательных терминов {Act} на okhouse.gov
- (на французском языке) Национальное собрание - ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ПРОЦЕДУРА
- Речь Жозе Мануэля БАРРОЗО, президента Европейской комиссии, на открытии 2004-2005 учебного года, Колледж Европы, Брюгге, 23 ноября 2004 г.
- ЕВРОПА - Глоссарий - Право инициативы
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Совет Венеции. «Отчет о законодательной инициативе, принятый Венецианской комиссией на ее 77-м пленарном заседании (Венеция, 12-13 декабря 2008 г.)» .
- ^ Статья 225 ДФЕС.
- ^ «Законодательная власть» . Европейский парламент . Проверено 13 февраля 2019 г.
- ^ «Законодательная инициатива Парламента» (PDF) . Библиотека Европейского парламента . 24 октября 2013 г. Проверено 13 февраля 2019 г.
- ^ «О парламенте» . О парламенте . Проверено 06 мая 2021 г.
- ^ Ньюджент, Н.: Европейская комиссия (2001), S.236.
- ^ «Главная – Инициатива граждан Европы – портал» . Европейская комиссия . 2020-11-13. Архивировано из оригинала 01.11.2020 . Проверено 13 ноября 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Отчет о Законодательной инициативе приложении Венецианской и комиссии (2008 г.)