Лотарианская легенда

Лотарианская легенда [а] ( нем . Lotharische Legende ) — немецкая теория XVI века, целью которой было объяснить, почему римское право , изложенное в византийском Corpus Iuris Civilis, было законом Священной Римской империи (как ius commune ). Согласно этой теории, которая была окончательно опровергнута Германом Конрингом в 1643 году, император Священной Римской империи Лотарь III повелел в 1137 году, что римское право является законом его империи. [1]
немецкий лютеранский реформатор и богослов Филипп Меланхтон . Сегодня автором этой легенды признан [3]
Лотарианская легенда
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Спустя долгое время после Западной Римской империи падения Corpus Iuris Civilis , юридический сборник восточноримского императора Юстиниана I VI века , был законом страны в обширных частях Европы (как ius commune ). [1] Из-за отсутствия реального объяснения того, почему Corpus Iuris Civilis был применимым правом, в период позднего средневековья и начала раннего Нового времени были разработаны различные теории , оправдывающие его использование. [1]
Одна теория оспаривала неотъемлемое соотношение и справедливость (разум и справедливость) римского права и присущий ему духовный авторитет. [1] Другая теория, особенно в отношении Священной Римской империи, основывалась на идее translatio imperii : согласно этой концепции, имперская власть древнеримских императоров передавалась императорам Священной Римской империи . Будучи предполагаемыми преемниками римских императоров, императоры Священной Римской империи также несли с собой древнеримские законы. [1]
Легенда и ее авторство
[ редактировать ]
Лотарианская легенда была еще одной теорией, оправдывающей использование римского права. Его фоном стал второй поход Лотаря III в Италию в 1137 году. Он объяснял применение римского права на немецких территориях на основании указа императора Лотаря III. [1]
Иоганн Карион , придворный астролог бранденбургского курфюрста Иоахима I Нестора , в своем трактате 1532 года « Хроника Карионис» поддержал точку зрения [б] что император Лотарь III приказал преподавать римское право в своей империи и применять его в своих судах после того, как Ирнерий заново открыл Corpus Juris Civilis в XII веке. [3]
Однако авторство Chronica Carionis оспаривается, и сегодня немецкий лютеранский реформатор и богослов Филип Меланхтон . автором по крайней мере некоторых ее частей считается [3] [1] В части, содержащей Лотарианскую легенду, его авторство четко установлено. [5] [3] [1] Текстуальное происхождение идеи Меланхтона остается, тем не менее, неясным. Историк права Гвидо Киш рассматривал возможность того, что Chronicon Urspergensis Бурхарда Урспергского мог быть его источником, потому что обсуждение Урспергом Ирнериуса также отмечает покровительницу Ирнериуса Матильду Тосканскую , но он признает, что это неубедительно, потому что Хроникон не содержит любая ссылка на предполагаемый императорский указ Лотаря III. [6] Алан Уотсон просто отмечает, что легенда «очевидно, была изобретением Филиппа Меланхтона». [7]
Причины формирования легенды
[ редактировать ]Рассматривая мотивы Меланхтона, ученый-правовед Матиас Шмёкель утверждает, что богословские размышления сыграли решающую роль в поддержке Меланхтоном легенды о Лотаре. По мнению Меланхтона, Бог хотел, чтобы его народом управляли законы. Этот закон должен был быть раскрыт в авторитетных текстах, как это было в случае с Десятью заповедями . Обычное право как метод объяснения применимости Corpus Juris Civilis не обеспечивало правовой определенности, которую Меланхтон считал необходимой, и не могло гарантировать, что Corpus Juris Civilis будет применяться в целом ( in complexu ). [3]
Ученый-правовед Нильс Янсен заметил, что Лотарская легенда была «политическим мифом» и не обсуждалась в современных юридических кругах и, таким образом, была проектом политической легитимации, а не юридическим аргументом. [8] Он подчеркивает, что комментаторы-юристы того времени, очевидно, не ставили под сомнение применимость римского права; для них применимость Corpus Juris Civilis была самоочевидной, и они просто прагматично применяли его. [9]
Опровержение Германа Конринга
[ редактировать ]
Герман Конринг был не первым ученым, попытавшимся опровергнуть легенду о Лотаре. Ранее оно было опровергнуто Кристофом Леманом хронике в его Шпейерской (1612). [1] Фридрих Линденброг назвал это «фантазией». [1] в 1613 году, и Георг Каликст подверг его широкой критике в своих Epitomes Theologiae Moralis 1619 года . [3] [10]
Но легенда была окончательно опровергнута только Германом Конрингом в главах 20 и 21 его opus magnum 1632 года De origine iuris Germanici (О происхождении немецкого права). [1] [11] Конринг утверждал, что не существовало более раннего документа, содержащего следы указа Лотаря III. Таким образом, он пришел к выводу, что предполагаемые исторические события следует считать достоверными только в том случае, если они подтверждены заслуживающими доверия и почти одновременными источниками. [1]
Но вернемся к нашей нынешней задаче: для тех, кто действительно обращается к старым документам, эта история об императоре Лотаре, очевидно, не только не стоит на ногах, но и совершенно ложна. [...] Итак, поскольку до сегодняшнего дня не существует ни указа, ни даже немного более старых доказательств того, что Лотарь отверг действовавшие до того времени законы, поставив на их место только римские, совершенно ясно, насколько необоснованно это широко распространенное утверждение. .
- Герман Конринг, О происхождении германского права.
Вместо императорского указа Конринг объяснил применимость римского права тем, что оно постепенно принималось судами без четкого указания на это. Тем самым Конринг установил современный консенсусный взгляд на постепенную рецепцию ius commune, сосредоточив внимание на том факте, что в юридическом образовании преподавали только римское право, и, таким образом, подготовленные юристы имели естественную склонность к его применению. [1]
В самом деле, можно заметить, что отчасти по известной молчаливой привычке, отчасти по указам князей [...] римское право стало соблюдаться в разное время и в разных местах. Действительно, поскольку судебная власть была доверена докторам римского права, вряд ли могло случиться иначе, что многие из них [...] постепенно ввели применение римского права.
- Герман Конринг, О происхождении германского права.
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Лотарианская легенда» используется Остманном. [1] в то время как «Легенда о Лотаре» используется Янсеном. [2]
- ^ 7,25
Когда сюда придет римское право.
Лотария хвалят не только за его победу, принесшую мир Германии и Италии, но и за то, что он очень любил религию и закон.
В его время жил человек по имени Вернер, которого Аккурсий часто называет Ирнерием, который был с принцессой Мечтильдой, которая нашла в библиотеках книги римского права и вывела их на свет. в царстве Джталия
Лотарий приказал им прочитать школы, а затем обратиться к императорскому двору.
Так что это благородное сокровище происходит от множества хороших вещей, а именно от того, что у вас есть разумное право на всю Европу.
Потому что все земли и законы регулируются этим римским правом, потому что оно полностью соответствует действительности.
Так что из этого вышло много других хороших вещей.
[4]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Остманн 2015 .
- ^ Янсен 2010 , с. 34.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Шмёкель 2015 .
- ^ Карион 1532 , с. 139 .
- ^ Киш 1967 , с. 145.
- ^ Киш 1967 , стр. 145–146.
- ^ Уотсон 2001 , с. 235 .
- ^ Янсен 2010 , стр. 35, 38.
- ^ Янсен 2010 , с. 36.
- ^ Луиг 1983 , с. 372.
- ^ Столлейс 2016 , с. 201.
Библиография
[ редактировать ]- Карион, Йохан (1532). Хроника М. Йохана. Карион тщательно составлен, весьма полезно читать (на немецком языке).
- Янсен, Нильс (2010). Создание юридической власти . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/acprof:oso/9780199588763.001.0001 . ISBN 978-0199588763 .
- Киш, Гвидо (1967). Правовая и социальная доктрина Меланхтона (на немецком языке). Берлин: Вальтер де Грюйтер. дои : 10.1515/9783110820126 . ISBN 9783110820126 .
- Луиг, Клаус (1983). «Конринг, немецкое право и история права». В Столлейсе, Майкл (ред.). Герман Конринг (1606 – 1681) . Исторические исследования (на немецком языке). Том 23. С. 355–398.
- Остманн, Питер (2015). «Лотарианская легенда». Интернет-энциклопедия ранней современной истории . дои : 10.1163/2352-0272_emho_SIM_023487 .
- Шмёкель, Матиас (2015). «Лотарианская легенда» . Краткий словарь истории немецкого права (на немецком языке).
- Столлейс, Майкл (2016). «De origine iuris germanici. Commentarius Historicalus (Исторический комментарий к происхождению немецкого права). 1643. Герман КОНРИНГ (1606-1681)». . Формирование и трансмиссия западной правовой культуры . Исследования по истории права и справедливости. Том. 7. дои : 10.1007/978-3-319-45567-9 . hdl : 1854/LU-8500338 . ISBN 978-3-319-45564-8 .
- Уотсон, Алан (2001). Эволюция западного частного права . Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN 9780801864841 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Конринг, Герман (1643). De origine iuris Germanici (на латыни). Хельмстедт: Мюллерус. OCLC 165996793 .
- Янсен, Нильс (2012). «Юс Коммуна» . Макс Планк Энциклопедия европейского частного права .