Серые мантии
Гроколтарна (приблизительно «Серые платья», «Серые рубашки» или «Серые мантии») — религиозная мистико-апокалиптическая секта в рамках радикального пиетизма , действовавшая в Стокгольме в Швеции в 1730-х годах.
Источник
[ редактировать ]Секта была образована в резиденции Анны Марии ван ден Авеелен в Сёдермальме в Стокгольме. Она была вдовой художника Йоханнеса ван ден Авелена из Нидерландов. Она собирала женщин на собрания молитвы и изучения Библии . Библейские собрания стали популярными и привлекали все больше и больше людей, в том числе радикального пиетиста Свена Розена , который превратил группу по изучению Библии в секту.
Прихожане Гроколтарны состояли из представителей обоих полов; однако женщины имели доминирующее и ведущее место. Среди членов были члены дворянских семей Грундельшерна и фон Строкирх , а также семья Бринцениусов, а также прислуга женщин и жены солдат.
Идеология
[ редактировать ]Гроколтарна верили в толкования снов и видений, и их послание заключалось в том, что апокалипсис приближается. Поэтому необходимо было подготовиться к вечности и загладить свои грехи. Поэтому члены отказались от своего имущества и практиковали политику коллективной собственности на собственность. Они также отказались от работы и от всего, что могло отвлечь их от духовной жизни и от того, что, по их мнению, было велено им делать Божество. Многие также предпочли жить в целибате. Они считали греховным потребление роскоши и богатство, растущее в Стокгольме благодаря процветанию торгового бизнеса в Швеции в эпоху Свободы .
Секта также привлекла положительное внимание и последователей за пределами Стокгольма.
Активность
[ редактировать ]Секта начала привлекать внимание властей Стокгольма в 1731 году. Многие ее члены к тому времени начали заниматься благотворительностью среди бедняков как образом своей духовной жизни. Поскольку они отказались от всего мирского имущества, они также носили самую простую одежду, и поэтому их называли Гроколтарна, «Серые Рубашки». Многие из них переняли эту одежду после того, как продали свою старую одежду и раздали деньги бедным.
Преследование
[ редактировать ]Секта нарушила закон о монастырях , который запрещал все религиозные собрания за пределами государственной церкви , чтобы защитить власть церкви. В июле 1731 года о секте сообщил властям викарий общины Марии в Стокгольме. При следующем аресте были арестованы девять женщин и мужчина по имени Лекселиус: остальные скрылись, чтобы избежать ареста.
Анна Мария ван ден Авеелен отрицала свое участие в секте и утверждала, что собрания были обычными молитвенными собраниями людей и гостей ее дома, и ей оставили штраф и лекции о том, как не нарушать законы церкви, поскольку были Лекселиус и его жена.
Однако ведущие члены культа были заключены в тюрьму. Среди них были Анна Густавсдоттер, Мария Эриксдоттер и Элизабет Форсман, которые были помещены в Långholmens spinnhus в Стокгольме. Анна Густавсдоттер заявила, что никогда не будет поклоняться духовенству и подчиняться кому-либо, кроме Бога. Все они были заключены в тюрьму и приговорены к получению религиозного обучения. Шведский историк Бенгт Сундклер описал их как «апокалиптически-килиастическое пиетистское движение, так называемые Гроколтарна [Серые платья] в Стокгольме 1730-х годов», которые представляли собой «обнищавших, обездоленных шведов, появлявшихся в покаянных серых пальто». [ 1 ]
В тюрьме женщины отказывались работать, посещать религиозные службы, возвращаться в церковь и есть. Большую обеспокоенность они вызвали своим заявлением о том, что Бог не дал им разрешения на работу. Их содержали в камерах без света и отопления. Одна из «сестер», Клара Томасдоттер, умерла во время плена. Мария Эриксдоттер была освобождена в 1736 году после того, как забеременела от члена секты и разрешила выйти за него замуж, а Форсман после этого вернулась к собственному супругу. В 1738 году Анна Густавсдоттер, ведущий член секты, стала последней, подчинившейся церкви, и тем самым была освобождена.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сванц, Марья-Лииза (2002). За лесной линией: жизнь и письма Бенгта Сундклера . Издательство Gracewing, 2002. с. 48. ИСБН 9780852445600 . Проверено 29 октября 2014 г.
- Натан Оденвик, «Gråkoltarna – en bild from pietistiska väkelsen i Sverige under 1800-talet». Стокгольм, 1936 год.
- Статья воспроизводится с разрешения «Гроколтарна». Пиетисты. Архивировано из оригинала 30 марта 2008 года.
- Элис Литкенс: Женщина начинает просыпаться. История шведских женщин с 1800-х по 1840-е годы. Боннье в Стокгольме, 1976 год.