Эпе, штат Лагос
период | |
---|---|
ЛГА и город | |
Район местного самоуправления Эпе | |
Прозвище: Понедельник Пальма | |
Эпе показан в штате Лагос ; город выделен темно-красным цветом, а остальная часть LGA выделена более светлым красным. | |
Координаты: 6 ° 35' с.ш. 3 ° 59' в.д. / 6,583 ° с.ш. 3,983 ° в.д. | |
Страна | Нигерия |
Состояние | Штат Лагос |
ЛГА | период |
Сиденье | Итамарун, Эпе |
Правительство | |
• Тип | Председательство LG / Олоджаство |
• Обслуживание клиентов | Король Каморудин Ишола Анимашаун |
• Председатель LGA | Принцесса Сура Олайеми (APC) |
Область | |
• Общий | 965 км 2 (373 квадратных миль) |
Высота | 25 м (82 фута) |
Население (2006) | |
• Общий | 181,409 |
Часовой пояс | UTC+1 ( ВАТ ) |
Национальный язык | Йоруба |
![]() |
Эпе - город и территория местного самоуправления (LGA). в штате Лагос , Нигерия [ 1 ] расположен на северной стороне лагуны Лекки и примерно в 90 км от Ибадана . Во время переписи 2006 года население Эпе составляло примерно 181 409 человек. [ 1 ]
В этом районе нет верховного правителя, поскольку существуют две основные общины с отдельными монархами . Это общины Эко Эпе и Иджебу Эпе в пределах одного города. Известные фестивали, которые больше всего отмечаются на земле Эпе, включают фестиваль Кайо-кайо, день Эби, день Оджуде-Оба и день Эпе. [ 2 ]

На дорожной развязке при въезде в Эпе со скоростной автомагистрали Лекки-Эпе установлена скульптура двух гигантских рыб , установленная правительством штата Лагос . [ 3 ] [ 4 ]
Известные высшие учебные заведения, такие как Государственный университет Лагоса (LASU), Технологический колледж Яба , Государственный педагогический университет Лагоса (LASUED) (ранее известный как Колледж начального образования Майкла Отедола - MOCPED ). , Панатлантический университет (PAU), Университет Св. Августина , все они имеют кампусы в районе Эпе в Лагосе, Нигерия. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
История
[ редактировать ]В прошлые годы, до того как это поселение стало называться Эпе, город ранее был известен как Игбо Обо (Лес Обезьян). Некая группа охотников из Иджебу во главе с неким Уранкалое или Уракой посетила эту часть света во время охотничьей экспедиции в поисках животных. Хотя позже он служил убежищем для войск Косоко, короля йоруба, изгнанного из Лагоса британцами в 1851 году. В 1892 году Эпе стал местом посадки военной экспедиции, отправленной сэром Гилбертом Картером, тогдашним губернатором Лагоса, в победить авуджале (политического и духовного правителя Иджебу) в Иджебу-Оде. [ 8 ] Урака и Арамопе, которые оба были охотниками, покинули Иль-Ифе в охотничью экспедицию и прибыли в Иджебу-Оде. Урака так и не узнал, что находится на пороге истории. [ 9 ]
Когда Урака добрался до Иджебу-Оде, он получил сообщение через гадание Ифа. Ему было приказано двигаться на юг, к морю, и он должен поселиться где-нибудь между пересечением шестой и седьмой рек. Переправившись через пятую реку под названием «ОТЕРИН» (Холодная вода), он добрался до места, позже названного «Пока», где ударил палкой попока по земле. Город Пока произошел от его имени, называемого «палка попока Ураки». В Пока к оракулу Ифа обратились за советом о направлении, которое побудило Ураку двигаться дальше, и после пересечения шестой реки он, наконец, поселился в месте под названием «ЭТИТА». [ 8 ] [ 9 ]
Поселившись в Этите, Урака увидела дым, идущий из густого леса в сторону лагуны. Чтобы увидеть все своими глазами, Урака проследил источник дыма, где он встретил рыбаков по имени Опуте, Лугбаса, Аларо и Огунмодеде. Аларо и Огунмоде были женаты, но бездетны. Оба позже стали божествами, и им поклоняются в Эпе до сих пор, поэтому всех сыновей и дочерей Эпе называют «Омо Эпе Аларо Огунмодеде». [ 8 ]
Тем временем Урака продолжал свои охотничьи экспедиции, пока не добрался до места под названием Игбо обо (обезьяний лес), где сейчас находится Государственный университет Лагоса, инженерная школа и бывшая военная казарма, откуда он продолжил поиски игр. Позже он открыл место под названием Око-Эпе (Лес черных муравьев). Как оказалось, всякий раз, когда Урака ставил ловушки для игр, он всегда возвращался домой с пустыми руками. Это стало источником беспокойства для него и его жены. И все же он был убежден, что Око-Ипе является домом для крупнейших игр в мире. Он жаловался своей жене по имени ПИТА, что лес кишит черными муравьями, и всякий раз, когда он постукивал ногой, чтобы отогнать черных муравьев, животные вокруг бросались вслед. Более того, любое животное, пойманное в его ловушки, всегда было съедено муравьями еще до того, как оно туда добралось. [ 9 ]
Каждый раз, когда Урака отправлялся на охоту, Пит спрашивал, собирается ли он еще в Око-Ипе. Город Ипе получил свое название от Око-Ипе в 15 веке , и некоторые историки полагали, что Пит, жена Ураки, должно быть, сыграла жизненно важную роль в названии города Эпе. Эпе начал расширяться, и вскоре некоторые люди поселились в Ареке или Алеке, а другие поселились на другой стороне, известной как «Апакеджи». Попутно принц Иджебу, сын пятого Авуджале из Иджебу-Оде, Обалоя покинул Иджебу-Оде и поселился в Эпе. Он взял имя Олоджа, и к 1790 году Шагбафара стала Олоей. В 1810 году Эпе был довольно большим городом. Город был относительно мирным, но в нем были и межплеменные войны. Однако в 1848 году произошла война Макун-Оми-Эпе. Почти сразу после окончания войны Макун-Оми-Эпе король Лагоса Косоко нашел убежище в Земле Эпе с более чем 1500 последователями. Это было в декабре 1851 года, во время правления Олоджи Олумаде. [ 9 ] [ 10 ]
Косоко было отказано во въезде в город Эпе, но после долгих просьб его направили в Иджебу-Оде для получения разрешения от Авуджале Аникилая. Следовательно, Авуджале считали его знаком королевской власти и послали «Оджа Икале» как символ разрешения и заботы Олодже Олумаде, прося его предоставить Косоко и его помощникам убежище в Эпе. Пребывание Косоко в Эпе было предметом споров. Некоторые утверждают, что за 11 лет пребывания в Эпе у него ни разу не было собственного дома, другие думают иначе. Но как бы то ни было, годы, проведенные Косоко в Эпе, изменили социо-культурную атмосферу города Эпе, поскольку некоторые из его последователей в городе Эпе были мусульманами. [ 9 ]
Балогун Адения, Ошоди Тапа, Бураймо Эду, Балогун Агбадже, Дису Кудения, Браймо Иянда Олоко и Посу были одними из храбрых воинов , которые были в Эпе вместе с Косоко. Некоторые из этих вождей приняли ислам. Например, одним из них был Балогун Ажения, который впоследствии стал крупным пропагандистом ислама в Эпе. Эти новообращенные позже сформировали общину под руководством Маллама Идриса Салиу Ганы, который был имамом в Лагосе. На сегодняшний день это стало причиной распространения ислама в городе Эпе. Термин «Эпе Оникурани» возник в результате распространения ислама в Эпе. В знак признательности за обращение с ним в Эпе Косоко выдал одну из своих дочерей по имени Кусаде замуж за вождя Иджебу Адебавона из Идогуна; Аденуси был плодом этого брака . [ 8 ]
В 1869 году Косоко был помилован и позднее вернулся в Лагос. Вместе с ним ушла основная часть его последователей, в том числе его дочь Кусаде, и оставив после себя внука Аденуси. Семья Аденуси по сей день продолжает размножаться в Эпе. Те, кого оставил Косоко, составили большую часть того, что сейчас называется Эпе Эко. В 1892 году Эпе стал отправной точкой для военной экспедиции, отправленной сэром Гилбертом Картером, губернатором Лагоса, с целью разгромить авуджале (политического и духовного правителя Иджебу) в Иджебу-Оде. [ 8 ]
Современный Эпе - это пункт сбора экспорта рыбы, маниоки (маниока), кукурузы (кукурузы), зеленых овощей, кокосов, какао, пальмовых продуктов, каучука и дров в Лагос. Особые листья, полезные для консервирования орехов колы, доставляются грузовиками в Иджебу-Оде, Шагаму и другие основные города-перевозчики колы. Эпе наиболее известен строительством моторизованных барж с мелкой осадкой, которые курсируют по прибрежным лагунам. \
Рыбалка - основное занятие в Эпе. Город обслуживается средними школами, несколькими больницами и медицинским кабинетом. Они широко известны рыбалкой. [ 11 ] В Эпе находится рыбный рынок Олуво , крупнейший в штате Лагос.
Эпе и по сей день является преимущественно мусульманским городом.
Известные люди
[ редактировать ]- Феми Отедола , бизнесмен
- Акинвунми Амбоде , губернатор
- Шафи Эду , бизнесмен
- Майкл Отедола , губернатор
- Дапо Саруми , политик
- Джон Обафунва , юрист
- Адейеми Икуфориджи , политик и экономист
- DJ Cuppy , диджей и продюсер
- Вале Раджи, представитель Эпе Палаты представителей
- Феми Хамзат , политик
- Ланре Расак, копейщик и политик
- Тобун Абиодун, член Палаты собрания штата Лагос
Туристические центры и памятники
[ редактировать ]- Институт сельскохозяйственного обучения, Арага, Эпе.
- Комплекс и ботанический сад Центра сельского развития [CERUD], Игбоду, Эпе.
- Эко Туристический Пляжный Курорт, Акудо, Ибеджу-Лекки.
- Государственный университет Лагоса [LASU], кампус Эпе.
- Комплекс зоны свободной торговли Лекки.
- Технологический колледж Яба (YABATECH), кампус Эпе.
- Дом отдыха Лекки: место заключения первого лидера оппозиции Нигерии.
- Ботанический сад Муртала Мохаммеда, Эпе.
- База отдыха, Эпе, Марина.
- Реликвии бразильской архитектуры и атлантической работорговли, город Лекки.
- Центр реабилитации и развития молодежи, остров Ита-Око, Эпе. [ 12 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Эпе кольцевая развязка
-
Экспресс-дорога Эпе
-
Остановка на песчаной засыпке скоростной автомагистрали Лекки-Эпе
-
Рынок Эпе
-
Эпе мангровые заросли
-
Ворота технологического колледжа Яба
-
Атлантик Холл , Эпе
Хронология
[ редактировать ]1780 год нашей эры: Олоджа Шагбафара установил Олою из Эпе.
1810: Эпе стал довольно большим городом.
1836: Авуджале Фигбаджойе Аникилая основал рынок Эджирин.
1848: Против войны Оми-Но
1851: Король Косоко нашел убежище в Эпе.
1852: Ислам был введен последователями Косоко в Эпе.
1854: Косоко и его вожди подписали мирный договор с г-ном Б. Кэмпбеллом, британским советником, не возвращать Лагос в обмен на то, чтобы иметь Пальму и Лекки в качестве своего порта.
1862: Британцы провели переговоры с Косоко и добились от него уступки Пальмы и Лекки. Косо, Ошоди Тапа и другие покинули Эпе и вернулись в Лагос 16 сентября 1862 года.
1863: Губернатор Фриман дважды атаковал Эпе силами Вест-Индского полка, хауса и британских моряков. Вождь Посу подчинился и подписал 26 марта договор о уступке.
1875: Посу, ведущая фигура среди последователей Косоко, доказавшая свою мантию и уступившая Эпе британцам, умер в Эпе 14 декабря 1875 года.
29 декабря 1882 года: Авуджале Фидипоте в гневе неожиданно покинул Иджебу-Оде и поселился в Эпе, где оставался до своей смерти 14 июня 1885 года.
15 августа 1885 года: Асани Гива из Окепопо был убит Эко Эпесом на рынке Икоси.
1886: Некий иджебус, пришедший с Авуджале Фидипоте в Эпе, убил Агурина, охранника, отвечавшего за рынок Эджирин.
1888: Балогун Агоро из Эпе утонул через Лекки.
1892: Британская экспедиция в Иджебу-Оде высадилась на оперативной базе Эпе. Инспектор А. Клауд Уиллоуби был застрелен в Одо-Рагунсене.
18 мая 1892 года: в Эпе утвердилось христианство.
1894: Основана школа CMS Святого Михаила.
1898: Баале Бураймох Эду, ветеран-политик, спонсировал и финансировал курс мусульманского образования в Эпе.
1898: Открыта государственная мусульманская школа.
1901: 22 января умер главный имам Усман, и был создан городской совет Эпе.
1903: Пол Огунсанья и другие привезли Римско-католическую миссию в Ибонвон.
1905: Непонимание между Иджебу-Эпе и Эко Эпе стало гораздо более острым из-за того, что рыбаки Иджау ловили рыбу в лагуне.
1912: Разразилась война между Иджебу Эпе и Эко Эпе.
1917: 9 июля умер покойный король Эду.
1923: С.А. Медджиндаде, эсквайр, открыл исламскую школу, которая в 1946 году стала школой Анса-уд-Дин.
В марте 1930 года: папа Соломон Адемувагун представил Херувимов и Серафимов в Эпе.
1937: Комиссар колонии (капитан Эмбертон), окружной офицер (г-н Чайлдс), помощник окружного офицера (г-н Гилбонс) провели важную встречу с Баале Абидакуном и Кака, Балогуном Абуду Кадири Олуво и Амуникоро, г-ном Т.О. Серики и А.Б. Эгберонгбе, всеми Иджебу-Эпе и Эко-Эпе на пути и средствах создания гармонии и взаимного сотрудничества в направлении реорганизации местной администрации.
1937, 14–15 сентября: Комиссар колонии, окружные офицеры, балы и балогуны Иджебу и Эко Эпе провели важные встречи с баале соседних деревень, чтобы довести до них решение, принятое на собрании 28 августа, и выяснить их мнение. мнения о предложениях, выдвинутых по формированию местной администрации в округе. [ 8 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «НигерияКонгресс.орг» . Архивировано из оригинала 3 января 2004 года . Проверено 8 апреля 2007 г.
- ^ «Культурный праздник в Эпе в рамках фестиваля Кайокайо» . The Guardian Новости Нигерии — Нигерия и мировые новости . 25 сентября 2019 г. Проверено 25 июня 2021 г.
- ^ «Лагос открывает культовую статую рыбы в родном городе Амбоде» . Пунш Газеты . Проверено 18 сентября 2019 г.
- ^ «Лагос открывает культовую статую рыбы в Эпе» . Газета «Нация» . 8 ноября 2017 года . Проверено 18 сентября 2019 г.
- ^ «О ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ЛАГОСА» . Высшее образование Таймс .
- ^ «Электронный портал Mocpoed» . Сеть школы Mocpoed . Архивировано из оригинала 2 июня 2021 года . Проверено 1 июня 2021 г.
- ^ «О Панатлантическом университете» . Школьный сайт .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Фалола, Тойин; Авосе, Теофил Олабоде (1995). «ТО Авосе по истории Эпе и его окрестностей» . История в Африке . 22 : 165–195. дои : 10.2307/3171913 . ISSN 0361-5413 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Путеводитель по городу Эпе в Лагосе по Нигерии» . www.nigeriagalleria.com . Проверено 2 июня 2021 г.
- ^ « Эта неизведанная часть Нигерии имеет огромный неиспользованный потенциал» | Ваше Содружество» . www.yourcommonwealth.org . Проверено 2 июня 2021 г.
- ^ «Эпе | Нигерия» . Британская энциклопедия . Проверено 2 июня 2021 г.
- ^ «О Лагосе» . Правительство штата Лагос . Проверено 16 июня 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]