Jump to content

Подгруппы и кланы Atyap

Подгруппы , Morwa (Asholyio), Атака ( Atyap Атакад) и Кагоро (Agwork), которые, как он считает этнолингвистической группы Катаб ( Atyap ) , как предложено Мик (1931: 2), включают собственный , могут рассматриваться как единое племя и каждый Разделение/подразделение как субмотья, потому что они говорят об общем языке и демонстрируют единообразие культурной черты. МакКинни (1983: 290), после этого, по мнению, что Кадже ( Баджу ) также должен быть включен в вышеупомянутое, а не с Камантаном ( Анганом ), Джабой ( Хэм ), Икулу ( Бакулу , Икулу (Бакулу ) и Кагома ( Гвонг ) и Кагома (Гвонг ) из -за лингвистики ) и культурное сходство, которое они разделяют с группой «Катаб», добавив, что Джаба и Кагома кажутся более лингвистически и культурными лингвистически и культурными. [ 1 ] [ 2 ] Кланы могут ссылаться на дальнейшую группировку в каждой подгруппе.

Группировки

[ редактировать ]

[ 3 ] Согласно Джеймсу (2000), подгруппы в группе Nerzit (также Nenzit, Netzit) или Kataf (Atyap) следующие:

  • Atyap (Kataf, Katab)
  • Bajju (Kaje, Kajji)
  • Aegworok (Kagoro, Oegworok, Agorok)
  • Sholio (Moro'a, Asholio)
  • Fantswam (Kafanchan)
  • Bakulu (Ikulu)
  • Angan (Kamantan, Anghan)
  • Attakad (Attakar, Attaka, Takad)
  • Tyacherak (Kachechere, Attachirak, Atacaat)
  • Terri (Challa, Chara)

[4] However, Akau (2014:xvi) gave the list of the constituent sub-groups of the Atyap group as follows:

  • The A̠gworok sub-group
  • The A̠sholyo (A̠sholyio) sub-group
  • The A̠takat sub-group
  • The A̠tuku (A̠tyuku) sub-group
  • The A̠tyecharak (A̠tyeca̠rak) sub-group
  • The A̠tyap Central sub-group
  • The Ba̠jju sub-group
  • The Fantswam sub-group
  • The Anghan sub-group (also related to the Ham group)
  • The Bakulu sub-group (also related to the Adara group)

[5] In terms of spoken language, nevertheless, only seven of the sub-groups given by both James (2000) and Akau (2014) are listed by Ethnologue as speakers of the Tyap language with SIL code: "kcg". Those seven are:

  • Tyap: central (Tyap spoken by the Atyap of Atyap Chiefdom, "Atyap Mabatado")
  • Tyap: Fantswam (spoken by the Fantswam)
  • Tyap: Gworok (spoken by the Agworok or Oegworok)
  • Tyap: Sholyio (spoken by the Asholyo
  • Tyap: Takad (spoken by the Atakad or Atakad or Takad)
  • Tyap: Tuku (spoken by the Atuku or Atyuku)
  • Tyap: Tyecarak (spoken by the Atyecharak).

The other four, namely:

  • Jju (spoken by the Bajju has the SIL code: "kaj";
  • Nghan (spoken by the Anghan has the SIL code: "kcl"; and
  • Kulu (spoken by the Bakulu has the SIL code: "ikl".)
  • Cara (spoken by the Cara or Chara has the SIL code: "cfd".)

Of these four, only Jju is a Tyapic language. For the other, Nghan is Gyongic, Kulu is of Northern plateau i.e. the Adara-ic languages, and Cara Beromic just like Iten and Berom itself.

Atyap "proper" sub-group

[edit]

Clans

[edit]

One feature of the Atyap (a subgroup in the larger Atyap/Nenzit also spelled Netzit, Nietzit, Nerzit ethnolinguistic group) is the manner in which responsibilities are shared among its four clans, some of which has sub-clans and sub-responsibilities. The possession of totems, taboos and emblems which come in form of designs, structures, and animals is another important aspect in the history and tradition of the Atyap people. According to oral tradition, all the four clans of the Atyap people have different emblems, totem, and taboo and they vary from clan to clan and from sub-clan to sub-clan. This is considered a common practice among the people because they most of the time used these emblems as a way of identification. Apart from the emblems and totems, some clans have certain animals or plants which they also consider as taboos and in some cases also used them for rituals. Oral tradition further has it that such animals are usually reverend in the area to date.

The exogamous belief within the clans that members of a clan had a common descent through one ancestor, prevented inter-marriages between members of the same clan. Inter-clan and inter-state marriage were encouraged.

Aminyam clan

[edit]

Not much is known about this clan but it has 2 sub-clans:

  • Aswon (Ason)
  • Afakan (Fakan)

Cows are considered as the Minyam's totem but the people have mystified a cow by seeing it as a hare with its ear as horns. These "horns" of the hare are locally called A̱ta̱m a̱swom and the Minyam clan members have high respect for them because they always touch the "horns" and swear by them when an offense is committed. Once the accused person swears, then nothing will be said or done again but to just wait for the outcome.

A̱gbaat clan

[edit]

It has 3 sub-clans:

  • Akpaisa
  • Akwak (Kakwak) and
  • Jei

They had primacy in both cavalry and archery warfare and handled the army. The Agbaat clan, especially the Jei sub-clan, was considered the best warriors both in Cavalry and archery warfare. Agbaat clan leader, therefore, became the commander-in-chief of the Atyap army. The post of "A̱tyutalyen", a military public relations officer who announced the commencement and termination of each war, was held by a member of the Agbaat clan The totem for the Agbaat clan is the large crocodile called Tsang. Oral tradition has it that the Agbaat consider the Tsang as their ‘friend’ and ‘brother’ and the relationship is also said to have developed when the Atyap people were fleeing from their enemies. As they moved, they got to a very big river that they could not cross, and suddenly crocodiles appeared and formed a bridge for them to cross. When the other clans tried to cross by the same means, the crocodile swam away. This, according to oral tradition, explains why today, it is said that the Agbaat people can play with a crocodile without being harmed, and given the respect the Agbaat people have for the crocodile, they bury its dead body when they find it killed anywhere. Similarly, when an Agbaat man accidentally kills a crocodile (Tsang), he must hurriedly run to a forest for some special medicine and ritual. But if the killing is by design, then it is believed that the entire clan will perish.

A̱ku clan

[edit]

The Aku clans were the custodians of the paraphernalia of the A̱bwoi and led in the rites for all New initiates and ceremonies. They performed initiation rites for all new initiates. To prepare adherents for initiations, their bodies were smeared with mahogany oil (A̱myia̱ a̱koo) and were forced to take exhaustive exercise before they were ushered into the shrine. They had to swear to keep all secrets related to the Abwoi. Abwoi communicated to the people using a dry shell of bamboo having two open ends. One end was covered with spider's web while the other end was blown. It produced a mysterious sound interpreted by the people as the voice of a deceased ancestor. This human manipulation enabled the male elders of the society to control the behaviour and conscience of society. Abwoi leaves (Na̱nsham) a species of shea, were placed on farms and housetops to scare away thieves since the Abwoi was believed to be omnipresent and omniscient. Abwoi was thus, a unifying religious belief among the Atyap that wedded immense powers in a society whose secrets were kept through a web of spies and informants who reports the activities of saboteurs. Any revelation of Abwoi secrets could be meted with capital punishment. Women were also implored to keep society's secrets, particularly, those related to way. To ensure that war secrets did not leak to the opponents, women were made to wear tswa a̱ywan (woven raffia ropes) for 6 months in a year. During this period, they were to refrain from gossip, "foreign" travel, and late cooking. At the end of the period, it was marked by Song-A̱yet (or Swong A̱yet) also known as the Ayet festival, celebrated in April, when women were free to wear fashionable dresses.

Sights of the Ayet Atyap Cultural Festival, 2019 Edition: Drummers performing before the Agwatyap and other guests.

These fashionable dresses included the A̱ta̱yep made of strips of leader and decorated with cowrie shells.

Atayep, an Atyap cultural artefact.

The A̱yiyep, another version of this, had dyed ropes of raffia sewn together into loin cloth. Women also wore the Gyep a̠ywan (written "oyam" by Tremearne (1914) and Meek (July 1928), a lumber ornament which they considered phallic in origin, and Wilson-Haffenden (1929:173-173) reported that it was often smeared with red oil and was said to have previously consisted of the stalk only and considers it a sign of "fertility" or a "good luck" charm)[6] for the Song-A̱yet ceremony.

Исцеление Иуван, Athopurally Cultureally Artafact.

It was woven from palm fibre into a thick made in the shape of a truncated cone or mushroom. It was tied around the waist using a projection from a cord. For men, the muzurwa was the major dress, which was made of tanned leather and properly oiled. The rich in society had the edges of this dress adorned with beads and cowries. The dress was tied around the waist with the aid of gindi (leather strap). By the late 18th century, a pair of short knickers called Dinari, made of cloth, became part of the men's attire. Men also had their hair plaited and at times decorated with cowrie shells. They wore raffia caps (A̱ka̱ta) decorated with dyed wool and ostrich feathers. Their bodies were painted with white chalk (A̱bwan) and red ochre (tswuo)

For the Aku clan, oral tradition has it that their emblem or totem is the ‘Male’ shea Tree (locally called Na̱nsham). The people's belief about this tree was that the tree can be felled, but its wood is not to be used for making fire for cooking. It is believed that if an Aku man eats food cooked with Na̱nsham wood his body would develop sores. Also, if a bunch of Na̱nsham leaves was placed at the door of a house, no Aku woman dared entered such a house because it was also considered a serious taboo. Nevertheless, if these inadvertently happen, Dauke (2004) explained that certain rituals would be performed to cleanse the victims from such curses otherwise they would die.

A̱shokwa (Shokwa) clan

[edit]

Клан A̱shokwa отвечал за обряды по борьбе с дождем и обрядами по борьбе с наводнениями . У этого также нет подкладов. Например, A̱shokwa отвечал за обряды, связанные с дождем и контролем наводнений . Во время сухих заклинаний в сезон дождей руководителю клана Айшоква, главному священнику и Rainmaker пришлось совершать обряды за дождь . Когда осадки были слишком высокими, что приводило к наводнениям и разрушению домов и сельскохозяйственных культур, были вызваны те же офицеры клана для совершения обрядов, связанных с контролем дождя.

Согласно Achi (1981), эмблема или тотем клана A̱shokwa была ящерицей, известной как Tatong (Ant-Eater). По их словам, Ахшоква, основатель клана, пытался зажечь его дом, когда внезапно появился Татонг (появился и спросил), кем он был и где были его родственники. Айшоква сказал Татонгу , что у него нет родственников или родственников . Татонг сочувствовал Айшокве и заверил его , что «Бог» увеличит его семью. Это пророчество позже сбылось, и Айшоква приказал всем своим детям почитать Татонг все время . Отсюда и традиция также гласит, что клан A̱shokwa начал рассматривать Татонг как «родственник», и если они найдут его мертвое тело в любом месте, они бы похоронили его и придают ему все уважение, держа за него похороны, как они для своих пожилых людей.

Устная традиция также подтвердила, что, если мужчина айшоква убьет татонга случайно , дождь упадет, даже в середине сухого сезона . Это уважение, проявленное для татона , Айшоква, разделяется большинством кланов атьяп, эти члены другого клана, которые жили недалеко от Ахшоквы и которые случайно убили Татонг, доставили свое тело к народу Айшоква для захоронения. Утверждается, что самая обязательная клятва, которую может дать Ахшоква, - это Татонг , и они также не называют своих братьев и сестер после их животного эмблемы . [ 7 ]

Отношения между кланами

[ редактировать ]

По словам Гаджа и Дей (Pers. Comm. 2008), кланы Aku и Ashokwa имеют более тесную близость в противодействии с их отношениями с другими кланами и субкланами. У кланов Aku и Ashokwa нет субкланов, вероятно, потому что они решили не подчеркивать проблему подразделений между собой. Эти близкие отношения прослеживаются до их раннего прибытия к их нынешнему урегулированию ; Говорят, что Aku и Ashokwa прибыли в свою нынешнюю обитель перед другими кланами и субкланами. Дауке (2004) также отметил, что Аку и Ашоква были легендарно «обнаружены», потому что они были «встречены» там другими людьми, которые прибыли позже.

The Shokwa were aboriginal, having allegedly emerged from out of the Kaduna river, and were considered rainmakers. The Aku was also aboriginal, having been associated with the Shokwa but emerging later. The others were strangers adopted into the society, forming sub-clans.

Несколько других легендарных версий устной традиции также существуют в истории миграции и урегулирования Атьяпа. Во-первых, говорится, что после того, как клан Агбаат пришел и поселился на своем новом месте, один из подкланов Агбаата отправился на охотничье экспедицию и случайно «наткнулся на« Ашоква клан вдоль реки Кадуна, совершая определенные религиозные обряды. Когда Ашоква увидел, как Агбаат, поступающий на их пути, они убежали из страха, и Агбаат преследовал их. Когда Агбаат наконец поймал Ашокву, они обнаружили , что говорят на том же ( TYAP ) языке, разделяют одну и ту же веру и, таким образом, приняли их как своих братьев. Дауке (2004) также дал еще одну версию традиции на «открытие» кланов Аку и Ашоква. По его словам, Аку, как говорилось в общеизвестном, «вышло» из копытных отметок всадников Агбаат, когда они преследовали Ашокву. Другими словами, в то время как Агбаат преследовал Ашокву, копыты их всадников открыли термита насыпь , откуда исходил Аку. Это объясняет, почему AKU на сегодняшний день носит прозвище «Bi̠n cíncai» , что означает «родственники термитов» . Приведенные выше традиции и истории «открытия» кланов Аку и Ашоква изображают тот факт, что эти два клана, вероятно, могут быть пересмотрены как те, которые представляют более ранние мигранты , которые первые пришли и занимали нынешнюю землю Атьяп. Тем не менее, устная традиция также гласит, что все четыре клана и подкланины атьяп в настоящее время встречаются в их большом количестве во многих деревнях Atyap в вождении в основном из-за увеличения численности и необходимости оставаться ближе к сельскохозяйственным угодьям . Они также смешиваются друг с другом в большинстве деревень на земле Атьяп, где находятся подкланы Акпаиса, Ии и Аквак (Куквак) клана Агбаат, включая деревни Миньям .

Атичарак подгруппа

[ редактировать ]

Атичарак или аттикакрак ( Tyap: Central: a̠tyecaat ; Hausa: Kachechere или Kacecere ) были первоначальными жителями земли, в настоящее время заняты Ведущий Агворок против Атичарака, который ежегодно воспринимал два народа Агворека в качестве рабов в качестве налогообложения для оккупации их территории. Часть атёчарака перешла на север в Атьяп (центральный/собственный) земля, где они были с тех пор, в деревне и вокруг нее, носив свое имя в вождении Atyap и сегодня составляют часть традиционного совета Atyap. Другие встречаются в районе Тачирак Гворок (Кагоро) вождь, также часть традиционного совета. [ 8 ]

Шок "Обурок" подгруппа

[ редактировать ]

Ашолио подгруппа

[ редактировать ]

И подгруппа

[ редактировать ]

Атуку подгруппа

[ редактировать ]

Подгруппа Fantswam

[ редактировать ]
В цитатах
  1. ^ McKinney, C. (1983). «Лингвистический сдвиг в терминологии Kaje, Kagoro и Katab Kinship» . Этнология . 22 (4): 281–293. doi : 10.2307/3773677 . JSTOR   3773677 . Получено 15 декабря 2020 года .
  2. ^ Meek, CK (1931), с.59
  3. ^ Джеймс, Ибрагим (2000). Явление поселенцев в среднем поясе и проблема национальной интеграции в Нигерии: средний пояс (этнический состав культуры NOK) .
  4. ^ Akau, KTL (2014). Tyap-Angshlish Dictionary (в Tyap и English). Бенин Сити . п. XVI. ISBN  978-978-0272-15-9 . {{cite book}}: CS1 Maint: местоположение отсутствует издатель ( ссылка )
  5. ^ "Tyap" . Этнолог . Получено 30 апреля 2017 года .
  6. ^ Уилсон-Хаффенден, Дж. (1929). «132. Некоторые заметки о охранниках Форк в Нигерии» . Мужчина . 29 : 172–174. doi : 10.2307/2789646 . JSTOR   2789646 . Получено 16 декабря 2020 года .
  7. ^ Nieso, YS (2008). Пре-клониальная история атьяба (CATAF ) Y-Babys Publishers, Jos. п. 93. ISBN  978-978-54678-5-7 .
  8. ^ Afuwai, Yanet. Место Кагоро в истории Нигерии .
Библиография
  • Кроткий, CK (1931). Племенные исследования в северной Нигерии . Кеган Пол, Тренч, Трубнер и Ко, Бродвейский дом, Лондон . С. 58–76.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: db99beefcac05d832549f1012900689e__1706372340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/db/9e/db99beefcac05d832549f1012900689e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Atyap subgroups and clans - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)