Jump to content

Стихотворение

(Перенаправлено с Орики )

Орики , или хвалебная поэзия , является культурным явлением среди говорящих на языке йоруба в Западной Африке .

Характеристики

[ редактировать ]

Орики включает в себя оба отдельных хвалебных имени. [ 1 ] и длинные цепочки «атрибутивных эпитетов», которые можно произносить в поэтической форме. [ 2 ] По словам историка йоруба Сэмюэля Джонсона , орики выражает то, чем является ребенок или кем он или она надеются стать. Если человек мужчина, хвалебное имя обычно выражает что-то героическое, храброе или сильное. Если кто-то женщина, хвалебное имя может быть выражением нежности. В любом случае преподобный Джонсон заявил, что оно должно было оказать стимулирующее воздействие на своего носителя. [ 3 ]

Из-за разнообразия способов исполнения орики не поддается классификации как музыки или поэзии, и его изучают с обеих точек зрения. Исторически орики произносил специалист по определенному вокальному стилю. [ 4 ] Например, «jálá» акустически открыт и интенсивен, а «ewì» произносится высоким фальцетом и плачущим голосом. [ 5 ] По словам Уотермана: «Слова, которые умиротворяют богов и доводят королей до самоубийства, [становятся] более мощными благодаря паттернам тембра, текстуры, высоты звука и ритма». [ 6 ] По словам Видаля, у йоруба есть орики, обозначающие «почти все». . . даже еда». [ 7 ]

Орики различаются по длине в зависимости от того, является ли это имя, данное ребенку для описания будущих предзнаменований жизни, или рассказ о достижениях клана человека. Его используют, чтобы похвалить ребенка за то, что он вызвал гордость у родителей, или попытаться пробудить в нем добродетельные черты характера, такие как храбрость, сила духа и настойчивость, которые, как считается, врождены у человека по происхождению.

Не всегда ясно, что было главным в сознании человека, назвавшего ребенка более коротким хвалебным именем. Заранее определенные имена, основанные на обстоятельствах рождения, называются Орики Шоки, например, имена близнецов: Тайе и Кхинде. [ 8 ] Традиционно мальчика, рожденного с пуповиной на шее, называют Оджо (есть исключения; субкультура Иджебу называет мальчика или девочку Ана), но имя Оджо содержит хвалебные стихи, в которых об этом даже не упоминается, но подразумевается, что ребенок будет быть любимцем дам и может быть немного нетерпеливым.

Восхваление богов и смертных традиционно было в центре внимания певцов и наиболее привлекательно для публики, независимо от того, был ли тон убедительным или противоречивым. Нигерийские политики часто нанимают известных певцов, чтобы рассказать об их наследии. [ 9 ] Сегодня нигерийские христиане и мусульмане используют орики, чтобы восхвалять авраамического бога. [ 10 ] Они могут молиться о спасении, если услышат хвалу местным богам йоруба, таким как Огун, потому что многие из них верят, что традиционные божества йоруба являются демоническими. [ 11 ]

Краткая форма

[ редактировать ]

Примеры имен орики и их значения (F или M указывает, какое имя обычно женское или мужское):

  • Аджоке (F) – о нем должны заботиться все.
  • Алаке (Ж) – заботиться о ней в результате победы над обстоятельствами
  • Ànìké (F) – пришлось (родить), чтобы ее баловали
  • Асаке (Ж) – избранная, чтобы быть избалованной (хорошими вещами)
  • Абени (F) - выпрошенная (у Бога или, более традиционно, у богов)
  • Àríké (F) – предназначенный для того, чтобы его испортили с первого взгляда.
  • Адуке (F) – люди будут бороться за привилегию испортить ее.
  • Адоби (М/Ж) – боролись за право
  • Абеби (Ж) – умоляла о рождении (вероятно, тяжелые роды)
  • Аджани (М) – боролся за этого ребенка, ценного и любимого сына.
  • Аканни (М) - встретились только один раз, чтобы родить ребенка.
  • Аджагбе (М) – боролся за то, чтобы вынести этого ребенка
  • Аканде Аган (М) — любимица принца
  • Адыгун (М) – совершенный
  • Àpèkẹ́ (F) – Призванный, чтобы о нем заботились
  • Адунни (Ж) – Одна сладость, которую нужно съесть.
  • Амок (F) – о нем знают и о нем заботятся
  • Аджади (М) – Конец конфликта
  • Арийо (М) – Тот, кто приносит радость с первого взгляда.
  • Ашаби (Ж) – избранный для рождения
  • Атанда (М) – соблазненная, чтобы быть созданной
  • Айока (Ж) – Тот, кто приносит радость.
  • Атунке (Ж) — Тот, о ком постоянно будут заботиться.

Полная форма

[ редактировать ]

Обычно семья получает свою фамилию от сильного, опытного патриарха или матриарха, и достижения последнего часто упоминаются в более длинной версии орики всего потомства . Отрывок из стихов, восхваляющих имя Ойо, мог бы быть таким:

Идет дождь, а курица растет
если ты придешь домой, мы убили твою мать....

Когда Оджо нет дома, цыпленок вырастает и превращается в курицу; если бы он был дома, он бы сварил из нее суп.

Еще одним особенно прекрасным примером отрывка из семейного орики является выступление судьи Верховного суда Кайодэ Эсо :

Фрукт Икойи, Фрукт Адуроя, Апара Огун, как па'ле....

Эсо из Икойи, Тот, кто ждет битвы, кто заканчивает войну с осторожностью, натирая краской мощеную стену.

В этом отрывке подчеркивается происхождение судьи Эсо от знаменитых воинов Эсо Икойи средневекового периода. [ 12 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Авраам 1962 , с. 481.
  2. ^ Барбер и Уотерман 1995 , с. 241.
  3. ^ Джонсон 1921 , с. 85.
  4. ^ Перевод 1966 , с. VI.
  5. ^ Видаль 2012 , с. 71.
  6. ^ Уотерман 1990 , с. 217.
  7. ^ Видаль 1969 , с. 56.
  8. ^ Olatunji 1962 , стр. 68.
  9. ^ Картер-Эньи 2018 , с. 87).
  10. ^ Картереньи 2018 , с. 92.
  11. ^ Картереньи 2018 , с. 90.
  12. ^ Аджайи и Акинси-Джордж 2002 , с. 2.
  • Авраам, RC (1962). Словарь современного йоруба . Лондон: Ходдер и Стоутон.
  • Шеф Дж. Ф. Аде; Акинси-Джордж, Йеми (1962). Кайоде Эсо: Становление судьи . Обадан, Нигерия: Spectrum Books.
  • Бабалола, С. (1966). Содержание и форма йоруба иджала Лондон: Кларендон Пресс.
  • Барбер, Карин; Уотерман, Кристофер (1995). «Через глобальное и локальное: музыка Фудзи и восхваляющая поэзия в создании современной популярной культуры йоруба». В Дэниеле Миллере (ред.). Словарь современного йоруба . Лондон: Рутледж. стр. 240–62.
  • Джонсон, Сэмюэл (1921). История йоруба: с древнейших времен до начала британского протектората . Лондон: Издательство Кембриджского университета.
  • Олатунджи, Олатунде О. (1984). Особенности устной поэзии йоруба . Ибадан, Нигерия: University Press PLC.
  • Видаль, Тунджи (1969). «Орики в традиционной музыке йоруба». Африканское искусство . 3 (1): 56–59. дои : 10.2307/3334460 . JSTOR   3334460 .
  • Уотерман, Кристофер А. (1990). Джуджу: социальная история и этнография африканской популярной музыки . Чикаго: Издательство Чикагского университета.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7838920403b6ce2fff634debb9335d53__1710041340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/78/53/7838920403b6ce2fff634debb9335d53.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Oríkì - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)