Jump to content

Оворо люди

Этническая национальность Ọwọrọ диалекте представляет собой группу людей вокруг слияния Нигер-Бенуэ, говорящих на йоруба, называемом оворо. Их обычно классифицируют как часть северо-восточного йоруба (NEY) народа йоруба. [ 1 ]

Источник

[ редактировать ]

Происхождение народа Оворо по устной традиции связано с тремя братьями, которые покинули Иле-Ифе, чтобы охотиться в окрестностях современной Земли Оворо. Успешное приключение заставило их назвать это место «owo mi ro», что означает «мои руки полны благословений». Другая легенда под названием «Ако» , что означает «встреча», гласит, что люди пришли из разных мест, чтобы собраться на нынешней земле Оворо. В этой легенде упоминается группа (кланы) Оворо, которые утверждают, что не являются йоруба. потомками [ 2 ] [ 3 ] Однако Аде Обаеми высказал мнение, что люди окуны , северо-восточные народы йоруба, включая Абину (буну), Ове, Иджуму, Икири, Иягба и Оворо, проживающие в штате Коги, не мигрировали из Иле-Ифе, а являются аборигенами в районе слияния Нигер-Бенуэ. [ 4 ]

Европейцы, такие как Темпл О., которые рано вступили в контакт и писали о народе оворо, называли их в своих трудах «аворо».

Традиционные институты

[ редактировать ]

Оворо живут в нескольких небольших городках, которыми управляют разные короли. Некоторые включают в себя:

  • Столица богатства
  • Столица рока [ 5 ]

Народ оворо говорит на диалекте йоруба, лингвистически похожем на другие окунь . диалекты [ 3 ] Практически все оворо свободно общаются на языке йоруба. Они также могут в значительной степени общаться с носителями других окуньских диалектов, поскольку эти языки взаимно понятны. [ 6 ] Помимо разговорного языка на оворо , жители восточной оси также могут говорить на игбира-игу (эгбура).

География

[ редактировать ]

Земля Оворо расположена на западном берегу реки Нигер у слияния Нигер-Бенуэ и ограничена на севере Игбира Игу (Эгбура), на северо-западе - Какандой, на западе - Абину и на юге - землей Эбира . Это гористая местность. Ряд общин Оворо находится на плато Агбая . Некоторые города и деревни Оворо включают Агбаджа , Джамата, Обаджана , Таджими, Эму, Джакура, Омува, Отада, Агбодо, Адамогу, Отуга, Гбонла-Одо, Алеке, Игаа, Оджиги, Овара Игаачи, Игбонла, Огбабон, Гбанде, Адогбе, Иджихо. , Карара, Банда, Оконоке, Акпата, Ойо, Ирими, Гбауде, Иваа, Осокосоко, Окомоба, Огбонгборо и Фелеле (северный пригород города Локоджа ). [ 7 ]

Культура и политическая структура

[ редактировать ]

Культура оворо имеет большое сходство с культурой буну, икири, ягба, иджуму и ове, которые вместе с народом оворо называются окун , словом, используемым в приветствии. [ 1 ] Как и народ буну, народ оворо был известен своими следами из кошачьих усов, напоминающими бассу. [ 8 ] Женщины были известны тем, что ткали ткань под названием Аригиди, хлопчатобумажную ткань, а также ткали абату (асо ипо), красную ткань, которую Оворо, Ове и Буну использовали для захоронения важных людей. [ 9 ] Мужчины традиционно являются охотниками и земледельцами. Рыбалка также практикуется в речных поселениях восточной оси земли Оворо. Люди исповедуют христианство, ислам и африканскую традиционную религию. Среди фестивалей Оворо выделяется фестиваль Олуво . Это проводимый раз в три года фестиваль поклонения Олу-ихо (королю всех дыр), который является концом Агбаджи естественного туннеля длиной 2 км. [ нужна ссылка ] Появление христианства и ислама уменьшило важность и поклонение некоторым богам ( эбора ), а также уменьшило важность и соблюдение некоторых фестивалей эгун или эгунгун , корни которых уходят в поклонение духам предков. [ 2 ]

Исторически Оворо был разделен на города-государства, причем у каждого штата был свой лидер. Однако с приходом гегемонии Нупе в 19 веке возникла центральная система королевской власти, причем первым Олу стал Олу Окпото. [ 4 ] [ 10 ] [ 11 ] Нынешний Олу Оворо - Альхаджи Мохаммед Байерохи. [ 12 ]

Минеральные ресурсы

[ редактировать ]

Земля Оворо богата месторождениями полезных ископаемых. Основные полезные ископаемые включают железную руду на плато Агбая, [ 13 ] Мрамор в Джакуре и известняк в общине Ойо-Ива. [ 14 ] Группа Dangote в настоящее время исследует известняк на оси Ойо-Ива земли Оворо для производства цемента на цементном заводе Dangote, расположенном в Обахане .

  1. ^ Jump up to: а б Иджагбеми, Байо (1996). О-окун йоруба в историографии искусства йоруба: история, проблемы и перспективы (Диссертация). hdl : 10150/278548 . [ нужна страница ]
  2. ^ Jump up to: а б , Орунгбами Т.С. «Народ оворо в районе слияния Нигер-Бенуэ», JHL Nig.Ltd, Локоджа, Нигерия.
  3. ^ Jump up to: а б Funso Afolayan Скачать бесплатно Mp3 "Штат Йоруба" , 24 июля 2015 г., дата обращения 13 октября.
  4. ^ Jump up to: а б О'Хир, Энн (2006). «История Окун Йоруба: направления исследований». В Фалоле, Тойин; Генуя, Энн (ред.). Идентичность Йоруба и политика власти . Том. 22. Бойделл и Брюэр. стр. 111–126. ISBN  978-1-58046-219-8 . JSTOR   10.7722/j.ctt81p3p.9 .
  5. ^ «Если Бог не назначит тебя, ты не сможешь стать королем — Олу Акпата из Акпаты» . 13 мая 2018 г.
  6. ^ Арокойо Боланле, «Обзор фонологии Окуна»
  7. Морис Арксибонг, «Земля Оворо: где язык включает слова игбо, йоруба и вождь носит титул нупе» Проверено 14 октября 2015 г.
  8. ^ Оджо, Олатунджи (2008). «За пределами разнообразия: женщины, шрамирование и идентичность йоруба». История в Африке . 35 (1): 347–374. дои : 10.1353/hia.0.0015 . S2CID   162328247 . Проект МУЗА   256336 .
  9. ^ Ренне, Элиша П. (1992). «Асо Ипо, Красная ткань из Буну». Африканское искусство . 25 (3): 64–102. дои : 10.2307/3337002 . JSTOR   3337002 .
  10. ^ Обаеми, Аде. (1978). «Джихад Сокото и йоруба О-Кун: обзор». Журнал Исторического общества Нигерии . 9 (2): 61–87. JSTOR   41857062 .
  11. ^ Апата, З.О. (1995). «Административная интеграция и конфликт в Нигерии, 1840–1940: пример северо-восточного Йорубаленда». Трансафриканский исторический журнал . 24 : 106–122. JSTOR   24328657 .
  12. ^ NAN, «Добыча железной руды в Агбадже продлится 100 лет - министр» «Daily Trust», Нигерия, июнь 2014 г., дата обращения 14 октября 2015 г.
  13. ^ Абимбола, AF (август 1997 г.). «Петрографические и парагенетические исследования формации Агбаджа Айронстоун, бассейн Нупе, Нигерия». Журнал африканских наук о Земле . 25 (2): 169–181. Бибкод : 1997JAfES..25..169A . дои : 10.1016/S0899-5362(97) 00096-1
  14. ^ Аноним. «Резюме, ОВОС проекта карьера DIL» . Проверено 14 октября 2015 г.
  • Оеларан О.О. (1978), «Лингвистические размышления по истории йоруба», в его

ОТДЕЛЕНИЕ АФРИКАНСКИХ ЯЗЫКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ УНИВЕРСИТЕТА IFE СЕРИЯ СЕМИНАРОВ 1:624-651. Ife-Отдел африканских языков и Литература, Университет Ифе, Нигерия.

  • Удар, Бернхард (1911). «Лингвистическая библиография Северной Нигерии: включая хауса и фула, с примечаниями о диалектах йоруба». Журнал Королевского африканского общества . 11 (41): 47–61. JSTOR   714684 .
  • Бакинде СО (2013) «Устные рассказы о происхождении и моделях расселения народа окун в Центральной Нигерии». Журнал туризма и исследований наследия. Том 2 №2
  • Темпл О., Темпл CL (1919) «Заметки о племенах, провинциях, эмиратах и ​​штатах северных провинций Нигерии». Отпечатано THE ARGUS PRINTING cK: Publishing Company, LIMITED. КЕЙПТАУН
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c53deb7b425867b9414913cb14054f9a__1698155340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c5/9a/c53deb7b425867b9414913cb14054f9a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Oworo people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)