Оворо люди
Этническая национальность Ọwọrọ диалекте представляет собой группу людей вокруг слияния Нигер-Бенуэ, говорящих на йоруба, называемом оворо. Их обычно классифицируют как часть северо-восточного йоруба (NEY) народа йоруба. [ 1 ]
Источник
[ редактировать ]Часть серии о |
Йоруба люди |
---|
Происхождение народа Оворо по устной традиции связано с тремя братьями, которые покинули Иле-Ифе, чтобы охотиться в окрестностях современной Земли Оворо. Успешное приключение заставило их назвать это место «owo mi ro», что означает «мои руки полны благословений». Другая легенда под названием «Ако» , что означает «встреча», гласит, что люди пришли из разных мест, чтобы собраться на нынешней земле Оворо. В этой легенде упоминается группа (кланы) Оворо, которые утверждают, что не являются йоруба. потомками [ 2 ] [ 3 ] Однако Аде Обаеми высказал мнение, что люди окуны , северо-восточные народы йоруба, включая Абину (буну), Ове, Иджуму, Икири, Иягба и Оворо, проживающие в штате Коги, не мигрировали из Иле-Ифе, а являются аборигенами в районе слияния Нигер-Бенуэ. [ 4 ]
Европейцы, такие как Темпл О., которые рано вступили в контакт и писали о народе оворо, называли их в своих трудах «аворо».
Традиционные институты
[ редактировать ]Оворо живут в нескольких небольших городках, которыми управляют разные короли. Некоторые включают в себя:
- Столица богатства
- Столица рока [ 5 ]
Язык
[ редактировать ]Народ оворо говорит на диалекте йоруба, лингвистически похожем на другие окунь . диалекты [ 3 ] Практически все оворо свободно общаются на языке йоруба. Они также могут в значительной степени общаться с носителями других окуньских диалектов, поскольку эти языки взаимно понятны. [ 6 ] Помимо разговорного языка на оворо , жители восточной оси также могут говорить на игбира-игу (эгбура).
География
[ редактировать ]Земля Оворо расположена на западном берегу реки Нигер у слияния Нигер-Бенуэ и ограничена на севере Игбира Игу (Эгбура), на северо-западе - Какандой, на западе - Абину и на юге - землей Эбира . Это гористая местность. Ряд общин Оворо находится на плато Агбая . Некоторые города и деревни Оворо включают Агбаджа , Джамата, Обаджана , Таджими, Эму, Джакура, Омува, Отада, Агбодо, Адамогу, Отуга, Гбонла-Одо, Алеке, Игаа, Оджиги, Овара Игаачи, Игбонла, Огбабон, Гбанде, Адогбе, Иджихо. , Карара, Банда, Оконоке, Акпата, Ойо, Ирими, Гбауде, Иваа, Осокосоко, Окомоба, Огбонгборо и Фелеле (северный пригород города Локоджа ). [ 7 ]
Культура и политическая структура
[ редактировать ]Культура оворо имеет большое сходство с культурой буну, икири, ягба, иджуму и ове, которые вместе с народом оворо называются окун , словом, используемым в приветствии. [ 1 ] Как и народ буну, народ оворо был известен своими следами из кошачьих усов, напоминающими бассу. [ 8 ] Женщины были известны тем, что ткали ткань под названием Аригиди, хлопчатобумажную ткань, а также ткали абату (асо ипо), красную ткань, которую Оворо, Ове и Буну использовали для захоронения важных людей. [ 9 ] Мужчины традиционно являются охотниками и земледельцами. Рыбалка также практикуется в речных поселениях восточной оси земли Оворо. Люди исповедуют христианство, ислам и африканскую традиционную религию. Среди фестивалей Оворо выделяется фестиваль Олуво . Это проводимый раз в три года фестиваль поклонения Олу-ихо (королю всех дыр), который является концом Агбаджи естественного туннеля длиной 2 км. [ нужна ссылка ] Появление христианства и ислама уменьшило важность и поклонение некоторым богам ( эбора ), а также уменьшило важность и соблюдение некоторых фестивалей эгун или эгунгун , корни которых уходят в поклонение духам предков. [ 2 ]
Исторически Оворо был разделен на города-государства, причем у каждого штата был свой лидер. Однако с приходом гегемонии Нупе в 19 веке возникла центральная система королевской власти, причем первым Олу стал Олу Окпото. [ 4 ] [ 10 ] [ 11 ] Нынешний Олу Оворо - Альхаджи Мохаммед Байерохи. [ 12 ]
Минеральные ресурсы
[ редактировать ]Земля Оворо богата месторождениями полезных ископаемых. Основные полезные ископаемые включают железную руду на плато Агбая, [ 13 ] Мрамор в Джакуре и известняк в общине Ойо-Ива. [ 14 ] Группа Dangote в настоящее время исследует известняк на оси Ойо-Ива земли Оворо для производства цемента на цементном заводе Dangote, расположенном в Обахане .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Иджагбеми, Байо (1996). О-окун йоруба в историографии искусства йоруба: история, проблемы и перспективы (Диссертация). hdl : 10150/278548 . [ нужна страница ]
- ^ Jump up to: а б , Орунгбами Т.С. «Народ оворо в районе слияния Нигер-Бенуэ», JHL Nig.Ltd, Локоджа, Нигерия.
- ^ Jump up to: а б Funso Afolayan Скачать бесплатно Mp3 "Штат Йоруба" , 24 июля 2015 г., дата обращения 13 октября.
- ^ Jump up to: а б О'Хир, Энн (2006). «История Окун Йоруба: направления исследований». В Фалоле, Тойин; Генуя, Энн (ред.). Идентичность Йоруба и политика власти . Том. 22. Бойделл и Брюэр. стр. 111–126. ISBN 978-1-58046-219-8 . JSTOR 10.7722/j.ctt81p3p.9 .
- ^ «Если Бог не назначит тебя, ты не сможешь стать королем — Олу Акпата из Акпаты» . 13 мая 2018 г.
- ^ Арокойо Боланле, «Обзор фонологии Окуна»
- ↑ Морис Арксибонг, «Земля Оворо: где язык включает слова игбо, йоруба и вождь носит титул нупе» Проверено 14 октября 2015 г.
- ^ Оджо, Олатунджи (2008). «За пределами разнообразия: женщины, шрамирование и идентичность йоруба». История в Африке . 35 (1): 347–374. дои : 10.1353/hia.0.0015 . S2CID 162328247 . Проект МУЗА 256336 .
- ^ Ренне, Элиша П. (1992). «Асо Ипо, Красная ткань из Буну». Африканское искусство . 25 (3): 64–102. дои : 10.2307/3337002 . JSTOR 3337002 .
- ^ Обаеми, Аде. (1978). «Джихад Сокото и йоруба О-Кун: обзор». Журнал Исторического общества Нигерии . 9 (2): 61–87. JSTOR 41857062 .
- ^ Апата, З.О. (1995). «Административная интеграция и конфликт в Нигерии, 1840–1940: пример северо-восточного Йорубаленда». Трансафриканский исторический журнал . 24 : 106–122. JSTOR 24328657 .
- ^ NAN, «Добыча железной руды в Агбадже продлится 100 лет - министр» «Daily Trust», Нигерия, июнь 2014 г., дата обращения 14 октября 2015 г.
- ^ Абимбола, AF (август 1997 г.). «Петрографические и парагенетические исследования формации Агбаджа Айронстоун, бассейн Нупе, Нигерия». Журнал африканских наук о Земле . 25 (2): 169–181. Бибкод : 1997JAfES..25..169A . дои : 10.1016/S0899-5362(97) 00096-1
- ^ Аноним. «Резюме, ОВОС проекта карьера DIL» . Проверено 14 октября 2015 г.
- Оеларан О.О. (1978), «Лингвистические размышления по истории йоруба», в его
ОТДЕЛЕНИЕ АФРИКАНСКИХ ЯЗЫКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ УНИВЕРСИТЕТА IFE СЕРИЯ СЕМИНАРОВ 1:624-651. Ife-Отдел африканских языков и Литература, Университет Ифе, Нигерия.
- Удар, Бернхард (1911). «Лингвистическая библиография Северной Нигерии: включая хауса и фула, с примечаниями о диалектах йоруба». Журнал Королевского африканского общества . 11 (41): 47–61. JSTOR 714684 .
- Бакинде СО (2013) «Устные рассказы о происхождении и моделях расселения народа окун в Центральной Нигерии». Журнал туризма и исследований наследия. Том 2 №2
- Темпл О., Темпл CL (1919) «Заметки о племенах, провинциях, эмиратах и штатах северных провинций Нигерии». Отпечатано THE ARGUS PRINTING cK: Publishing Company, LIMITED. КЕЙПТАУН