Иседо
Оседо ( Ìsẹ̀dó или Ìsẹ̀dó-Olúmọ̀ ) — древнее королевство игбомина на северо-востоке Йорубаленда в Нигерии . Осудо был основан как новый город-государство несколько столетий назад (между 1250 и 1400 годами) Обалуму , принцем древней цивилизации Оба (чье имя или наименование образовано от «Ọba Olumọ», что означает «знающий король», или « царь владык знания»). Осодо полностью известен и называется «Осодо-Олумо», используя имя его короля-основателя в качестве суффикса идентификатора. Оба'луму , эмигрировавший из древней цивилизации Оба на северо-востоке Йорубаленда.
Основание и развитие
[ редактировать ]Обалумо , принц цивилизации Оба , опытный охотник и воин , основал Осдо , свой новый город-государство в одном из районов своих частых охотничьих экспедиций.
Результаты последних археологических исследований (и опубликованные работы специалистов по устной истории , антропологов и археологов Университета штата Аризона , США и Университета Ибадана , Нигерия); региона современных и более поздних поселений позволяют предположить, что Осадо был основан между 10 и 12 веками беженцами из Оба , вероятно, бежавшими как от внутренних разногласий в своем королевстве Оба, так и от циклических конфликтов своего королевства Оба с соседними королевствами, возможно, включая Нупе на севере.
На пике своего развития , к концу 15 века, Оседо превратился в город-государство из 13 кланов , некоторые из которых позже были «объединителями» королевства Обалумо в Оседо и не имели древнего происхождения Оба.
Новые поступления
[ редактировать ]Некоторые устные историки указывают, что по просьбе прибывшей фракции из Ила-Яры , города-государства, основанного Трангуном , четвертым сыном Одудувы, королем региона, Абалуму предоставил вновь прибывшим земельные гранты в месте, которое, как считалось, быть на достаточном расстоянии от Осдо. Другая версия устной истории, которая кажется более достоверной, указывает на то, что предоставление земли произошло несколько столетий спустя, когда фракция младшего из двух ссорящихся принцев прибыла в окрестности королевства Оседо Обалуму из раскола в их старое королевство в Ола-Яре. Аруту Олуокун, младший из враждующих принцев, основал поселение в Ила-Магбоне , но новое королевство вскоре переехало и основало другой город под названием Ила-Одо , ближе к Иседо, который существует как современный Ола Трангун.
Консолидация и размещение
[ редактировать ]Между двумя городами-государствами был учрежден ежегодный праздник под названием «Омаругбо» (или «Окунрин»), во время которого король Орангун покидает свой дворец со своими вождями, чтобы отдать дань уважения своему прародителю, королю Обалуму в его дворец (Обалуму). Это символическая дань уважения тому, что Обалуму предоставил землю и его превосходству в регионе, в знак признательности за то, что Убалумо принял у себя пожилую мать Трангуна, которая не могла продолжить путь с группой иммигрантов к месту, где им была выделена земля. Мать Орангуна умерла во дворце Обалуму и была похоронена в Оседо. Поэтому Орангун также посещает ее могилу в рамках этого фестиваля.
Несмотря на то, что королевство Осудо сохранило королевский титул Оба'лумо, в наше время оно фактически было поглощено нынешним Ила Орангуном, так что старый поселок Иседо теперь находится (в 8 ° 00'47 "N 4 ° 54'00" E / 8,013 ° N 4,9 ° E ), в юго-восточном квадранте Ила-Орангуна. В Окэ-Иле речи клана Обаала ссылаются на их происхождение от Оседо, указывая на то, что на самом деле они являются частью королевской семьи Оседо, которая эмигрировала несколько столетий назад в союз с Апакиимо, последним орангуном в королевстве Ила Яра , который основал свою Новое королевство (Орангуна), теперь известное как Окэ-Ила .
В этом пятивековом договоре о квазиконсолидации, призванном помочь в создании нового государства Оке-Ила Орангун, иммигранты Осудо «с вершины холма» (Иседо Оке или Иседо Ори Окэ) сохранили свой королевский титул Ọba'lúmọ̀, и впоследствии получили новое признание (возможно, за их выдающийся вклад в создание нового королевства), присвоив своему клану титул Ọbaálá («могучий король» или «старший король»), титул, следующий по рангу после Ọ̀ràngún из Оке. -Ила верховный король. Обаала также назначается автоматическим регентом после кончины любого правящего Орангуна.
Наследие и диаспора
[ редактировать ]Кланы «Ссхдо» сохраняют ссылки в своих ораторах на свое происхождение из «Ссхдо и древнего царства» и, ссылаясь на их происхождение из царя «ọba'lúmọ̀» из «Ссоя и царя Олунлакина », а также ностальгически ссылаются на «Детей великого мастерского» », а также ностальгически ссылаются на« Детей великого мастерского »», а также ностальгически ссылаются на «Детей великого мастерского» ». из Аба.
Другие примеры городов игбомина и не-игбомина (в штатах Квара и Осун в Нигерии) с большой концентрацией народа Оба, теперь обычно называемого « диаспорой Оба », включают следующее: Оке-Ила Орангун , Ила Орангун , Ора-Игбомина , Ипоти-Экити, Исанлу-Исин, Оке-Онигбин , Ому-Аран , Роре, Оян, Иниша, Ипее, Оке-Оде, Бабанла, Аджасесе-Ипо, Омупо, Эсия, Оро, Иджому-Оро, Иддо-Оро, Идофин, Адо-Эку, Ореке, Санмора и Памо.
Кланы Осудо , по-видимому, являются самой ранней из сохранившихся [но, возможно, не единственной] группой в « Диаспоре Аба », которая целенаправленно основала и основала сохранившееся королевство, управляемое королем Обалуму . Последующие королевства и диаспоры, производные от Ọ̀bà, по-видимому, возникли исключительно в результате бегства беженцев от войн и набегов рабов. Сообщества осдо , образовавшиеся в результате диаспоры таких войн, существуют в Ипоти -Экити и других городах Игбомина и Экити , а также в Омидо ( штат Квара ) и других городах штата Квара.
Туризм диаспоры Иседо и Оба
[ редактировать ]Легенды о происхождении и эмиграции иседо из Оба были главной работой Его Королевского Высочества доктора Олуфуми Оладапу Бабалолы. С 2004 года он также активно занимается популяризацией туризма ( исторический туризм / культурный туризм и геотуризм ) и планированием туристических экспедиций, включающих различные объекты наследия Иседо и Оба, которые он сам посетил, а также физико-географические особенности и культурные представления / традиционные занятия Игбомина-йоруба и прилегающие районы йоруба. Он проводил различные специальные туры по различным старым местам, руинам и существующим городам и историческим местам Йорубаленда , особенно региона Игбомина-Йоруба, проверяя устную историю и устную поэзию различных кланов и древних королевств.