Модиббо Раджи
Модиббо Раджи | |
---|---|
Персональный | |
Рожденный | Мухаммад Раджи б Али в. 1790 г. Маратта, Гобир , современная Республика Нигер . |
Умер | в. 1865 г. |
Место отдыха | на дорогу |
Религия | ислам |
Дети | Абубакар (Альфа), Усман (Баба Модиббо), Мустафа (Ба Дикко), Ахмад (Ба Самбо), Муртала (Баба Гирей), Иса (Гаджи), Амина, Зайнаб (тетя Абу), Асмау (тетя Нана), Фатима (тетя Захрау), Хаджара (тетя Хамдалла), Маймуна (тетя Муна), Хафсат (тетя Пето) |
Родители |
|
Номинал | сунниты |
Секта | Тияния |
Юриспруденция | Малики |
Учителя | Усман и Фодио Абдуллахи, сын Фодио |
Модиббо Раджи (родился около 1790 г.) был ученым фулани исламским XIX века, который был частью общины Усмана Дана Фодио , основателя халифата Сокото , и его брата Абдуллахи дан Фодио . [ 1 ] После долгой карьеры учителя Кади , Наиб (заместитель имама ) и Вазир (визирь) в эмирате Гванду под руководством своего наставника Абдуллахи дан Фодио и его преемников Модиббо Раджи эмигрировал в 1850-х годах и в конце концов поселился в Адамаве . [ 2 ] Его обычно считают основателем исламской научной традиции в Адамаве, а также одним из первых представителей исламской секты Тиджания в халифате Сокото . Он умер ок. Он был похоронен в 1865 году в Йоле, оставив после себя свои сочинения на арабском языке и фульфульде , а также большое научное сообщество, состоящее из его сыновей, дочерей, студентов и соратников. [ 1 ]
Ранняя жизнь и время в Гванду
[ редактировать ]Модиббо Раджи родился в Маратте (на территории современной Республики Нигер ) в семье Алию ибн Абубакара, который переехал из Зиндера , чтобы присоединиться к общине Усмана дан Фодио , которая в то время базировалась в Маратте. [ 1 ] Его мать Рабиа приходилась двоюродной сестрой дану Фодио. [ 2 ] научила его Корану В детстве его мать , после чего он получил высшее исламское образование под руководством Усмана и Абдуллахи дан Фодио . Последний оставался его учителем и наставником до самой смерти. Впоследствии община переехала в Дегель (на территории современного штата Сокото , Нигерия ), где Модиббо Раджи продолжил свое раннее образование. Ему было 14 лет, когда начался джихад Усмана Дана Фодио . С основанием эмирата Гванду он переехал жить туда под началом своего учителя Абдуллахи дан Фодио, который выдал ему замуж свою дочь. [ 2 ] Он вырос и стал учителем в школе Абдуллахи Фодио и кади при преемнике Абдуллахи Эмире Мухаммеде (1829–1835). Он был заместителем или наибом преемника эмира Мухаммеда эмира Ибрагима Халила (1835–60). [ 2 ] Через несколько лет после смерти Абдуллахи дан Фодио в 1828 году Модиббо Раджи был инициирован в исламскую секту Тиджания аль-Хаджем Умаром аль-Фути . Однако первоначально он держал свое членство в секте в секрете, поскольку учреждение Сокото в то время принадлежало секте Кадирия . Он не проявлял своей преданности Тиджании до тех пор, пока не ушел со своих общественных должностей c. 1848. [ 1 ]
Миграция в Адамаву
[ редактировать ]Модиббо Раджи решил эмигрировать во время правления эмира Халила Гванду , и это решение, возможно, было частично вызвано его посвящением в секту Тиджания . [ 1 ] Другой возможной причиной было его растущее разочарование в том, что, по его мнению, было упадком в Халифате, на который он ясно намекал в своей Фулфульде поэме «Алаамааджи Нгирбуки» («Признаки краха»). [ 3 ] Открыто признав свое членство в Тиджании , Модиббо Раджи обратился за разрешением к эмиру Халилу на эмиграцию. Его намерением было отправиться в Святую Землю, совершить хадж и в конечном итоге поселиться на берегах Нила . Эмир Халил первоначально был против этого плана, но позже согласился дать разрешение. [ 4 ] В ц. В 1855 году в сопровождении большинства членов своей семьи, учеников и их семей Модиббо Раджи покинул Гванду и отправился на восток через Кацину и Кано , где он встретил новых товарищей (которые сами по себе были исламскими учеными), таких как Модиббо Накашири, Модиббо Суфьяну и Малам. Мухаммад На Гано, который либо путешествовал с ним, либо присоединился к нему позже в Йоле . По прибытии в Йолу Модиббо Раджи был тепло встречен эмиром Ламидо Лаувалом, который пытался отговорить его от дальнейшего движения на Восток. Ламидо предоставил Модиббо Раджи и его товарищам участок земли к югу от Йолы для поселения, место, которое теперь превратилось в поселение Вуро Модиббо. [ 5 ] Два года спустя, в с. В 1857 году Модиббо Раджи покинул Йолу, чтобы продолжить свое путешествие на восток. В 1980-е годы его потомки построили в его память школу в Вуро Модиббо.
Пребывание в Калфу
[ редактировать ]На восточной границе эмирата Адамава Модиббо Раджи не смог продолжить свой путь из-за неурядиц в султанате Багирми на территории современной Республики Чад . Поэтому он остался в субэмирате Калфу (в современном крайнем северном регионе Камеруна ) и основал поселение Динаво (религиозный город) , ожидая возвращения мира в Багирми, чтобы продолжить свое путешествие. [ 1 ] В XIX веке мусульманские ученые имели большое количество последователей, отличных от тех правителей, на территории которых они поселились. Община, которую он основал в субэмирате Калфу , отличалась своей склонностью к Тиджании . Это было источником беспокойства для тогдашнего правителя Калфу Ламдо Койранги, который обратился к Ламидо Лаувалю в Йоле за решением. Затем Ламидо Йолу уговорил Модиббо Раджи вернуться в после нескольких лет пребывания в Динаво. [ 1 ]
Возвращение к Йоле и смерть
[ редактировать ]Модиббо Раджи вернулся в Йолу и разместился недалеко от резиденции начальника дворцовой стражи Ламидо ( Саркин Догараи ). Именно там он умер семь месяцев спустя в возрасте 75 лет в ок. осталось семейное кладбище ( Хуббаре ). 1865. Он был похоронен в резиденции, на месте которой до наших дней [ 5 ]
Наследие
[ редактировать ]Модиббо Раджи был одним из выдающихся исламских ученых в эмирате Гванду в первые годы его существования, а затем в эмирате Адамава . Он также был одним из первых лидеров Тиджании в старом халифате Сокото , будучи одним из первых его посвященных в этом районе. [ 6 ] Помимо своей преподавательской, судебной и административной карьеры, он также был известен своими произведениями (на арабском языке и фульфульде ) в литературной карьере, которая длилась почти 60 лет с 1806 года до его смерти в 1865 году. [ 2 ] После его смерти его сыновья и товарищи покинули Йолу и поселились в соседнем городе Гирей и его окрестностях , где они основали самую известную исламскую схоластическую общину своего времени. [ 1 ] Среди его сыновей Модиббо Усману (Баба Модиббо), Модиббо Абубакар (Альфа), Модиббо Муртала (Баба Гирей), Модиббо Ахмаду (Ба Самбо), Модиббо Мусдафа (Ба Дикко) и Модиббо Иса (Гаджи). [ 5 ] Модиббо Усману был самым видным членом группы исламских ученых конца 19 века, известной историкам как Гирей Улама . [ 7 ] что он был известным ученым и учителем, он занимал посты главного кади Гирея , и главного имама Гирея Помимо того центральной мечети . В качестве вождя Кади он отвечал за северные субэмираты Адамава от Маруа до Нгаундере . Он умер в 1906 году, через несколько лет после установления колониального правления в Нигерии . Среди его учеников были Модиббо Гирей Ахмаду, [ 1 ] : 301 бывший судебный член Совета Ламидо и Алкали Хамма Джода, [ 8 ] бывший главный кади Йолы. Сподвижники Модиббо Раджи Модиббо Накашири [ 9 ] и Модиббо Суфьяну также были высокопоставленными членами схоластического сообщества Гирей. Один из учеников Модиббо Раджи Мухаммад Тану Моилилал был выдающимся исламским ученым и писателем конца XIX века в Йоле. [ 1 ] : 212 Дочь Модиббо Накашири Амина, также известная как Инна Джангирде (1877-1947), которая является потомком Модиббо Раджи по материнской линии, была известным исламским учителем в Йоле, который когда-то обучал видных членов правящего дома Адамава . [ 9 ] Некоторые из дочерей Модиббо Раджи также были известными учителями Корана, которые руководили школами для детей и проводили тафсир для женщин. Самыми образованными среди них были Зайнабу (Гогго Абу), Асмау (Гогго Нана) и Хафсату (Гогго Пето). [ 1 ] : 212
Внуки Модиббо Раджи, такие как Модиббо Дахиру (позже известный как Галадима Дахиру) и Модиббо Муазу, также были известны своими исламскими учеными в начале и середине 20-го века. [ 10 ] Среди учеников Модиббо Дахиру в Йоле - Вакили Чамба Хамман Тукур и Лиман Хусейни, который был одним из старейших главных имамов Йолы. Модиббо Дахиру вместе со своим двоюродным братом Мухаммаду Гирей (позже известным как Сардауна) и Маллу Хамманом (позже известным как Вазири Маллу Хамман) были первыми уроженцами Адамавы, получившими западное образование, когда в 1911 году администрация провинции отправила их посещать новую школу. которым управляет Ханнс Вишер (Дэн Хауса) в Кано . [ 10 ] По возвращении из Кано Модиббо Дахиру стал первым местным казначеем в тогдашней провинции Йола. Позже, в 1919 году, Ламидо Мухаммад Абба назначил его третьей Галадимой Адамавы. [ 10 ] титул, который теперь принадлежит последовательным потомкам Модиббо Раджи уже более 100 лет. [ 1 ] : 432 Другие внуки Модиббо Раджи были назначены главами районов Чубунава, Майха (Сардауна Мухаммаду Гирей), [ 1 ] : 407 Гаанда, Мамбилла (Усман Мукаддас) [ 11 ] и Мадагали ( Дан Галадима Дахиру Амину, правнук) в разное время, с начала до середины 20 века. Галадима Амину, также внук Модиббо Раджи, был одним из старших советников эмирата Адамава , служивших дольше всех . [ 12 ] Он занимал пост Галадимы Адамавы с 1921 по 1967 год, в течение которого он также одновременно исполнял обязанности главы округа Йола (и Джимета ) в период с 1934 по 1958 год. [ 1 ] : 410 [ 13 ]
Более поздние потомки Модиббо Раджи сыграли видную роль на государственной службе, в политике, в армии, в бизнесе, в научных кругах и в различных профессиях в Нигерии после обретения независимости . В их родном штате Адамава сотни его потомков проживают в основном в Йола-Юг , Йола-Север , Гирей , Майо-Белва , Гомби и Сонг районах местного самоуправления . Более столетия смешанных браков между потомками Модиббо Раджи и его товарищей Модиббо Накашири, Модиббо Суфьяну и Малама Мухаммада На Гано. [ 1 ] : 366 создал большое объединенное сообщество потомков, называемое «фулбе хауса», что означает фулани , пришедшие из Хаусаленда . [ 14 ]
Сочинения [ 2 ]
[ редактировать ]Фулфульде
[ редактировать ]- Король, который не отвечает посланию
- Алаамааджи Нгирбуки
- Найдите правильные
- Тер'де-юлде
- Да, черт возьми, я
- Яростная поэзия
- Стихотворение продавца.
- Shenii'do Raji
арабский
[ редактировать ]- Аджвиба
- Иршад аль-Хабиб и Макасид аль-Лабиб
- Китаб аль-Джаваб
- Разрешено ад-дином
- Аль-Каль Саадат аль-Мар ли-Хусн аль-фал
- Касида мимия в суфизме
- Тахдир аль-Суада аль-Фаизин мин Иттайба аль-Ашкия аль-Хасирин
- Рисала иля амир Гванду Халил
- Воля
Письмо Модиббо Раджи Вазири Сокото Абдул-Кадира б. Жилье (1842-1859) [ 15 ]
[ редактировать ]
Во имя Бога Милостивого и Милосердного да благословит
Да пребудет Аллах с благородным Пророком и его последователями на пути праведных
религия.
От раба Божьего Мухаммаду Раджи б. Али эмиру дел , вали
совета, визирь, сын нашей благородной сестры Асмы, дочери шейха,
самый совершенный мир и самые совершенные приветствия и уважение.
Это для того, чтобы вы знали наши новости и то, что мы, слава Богу, живы и здоровы.
доброго здоровья. Мы мирно достигли земли Имама Адамы в отношении
как в наших религиозных, так и в мирских делах, и все это по твоему благословению ( барака ).
И действительно, ваш посланник, эмир Кассан, приложил все усилия, чтобы выполнить ваше
желания и подчиняться вашим командам, настолько, что он выполнил все ваши указания.
Мы благодарны вам и ему. Пусть Бог поместит тебя в День Воскресения
среди руководящих или избранных людей.
Далее передайте наши приветствия амиру -аль-муминину (Али бен Белло 1842-59) и
передайте ему нашу молитву и благодарность – да умножит Бог его величие и
суверенитет. Действительно, своей щедростью он подчинил всех нас своей власти;
воистину, его Благословения никогда не позволяли нам испытывать жажду или голод – хвала Богу.
Далее, из многочисленных сообщений я узнал, что путь к Святым местам пролегает.
невозможно иначе как через общение и дружбу с неверующими и
подчиняясь их приказам на всем пути отсюда до Святых мест. я не принял
хотя некоторые улемы торговаться с моей религией таким образом ,
сделал так. Фактически, наш Шейх б. Фодийо сказал: «Общаться с кафиром
- неверующий, который безнравственен и жесток, является грехом, даже если он совершается только внешне».
По этой причине я повернул на правую сторону и остался в земле
Лаваль Б. Адам.
Элегия
[ редактировать ]Элегия Модиббо Раджи Войруде Модиббо Раджи , [ 16 ] также известный как Фаяа Фукарабе , был написан его учеником Мухаммадом Тану Мо'Илилалом. Элегия из 31 стиха была написана на английском языке и написана Аджами шрифтом . В этом аудиофайле элегию читает Хадиджату Адда Йола, вдова внука Модиббо Раджи Галадимы Белло Ахмада.
Duration: 3 minutes and 35 seconds.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Абба, И. Щелочь. «Ислам в Адамаве в девятнадцатом и двадцатом веках». Магистерская диссертация, АБУ, 1976 г.
- Абубакар, Саад. «Фонд исламской научной общины в Йоле». Доклад, представленный на семинаре факультета искусств и социальных наук, ABU, 1972 г.
- Мухаммад Тану Моилилал. Элегия о смерти Модибо Раджи, NHRS, ABU Zaria
- Кирк-Грин AHM, Адамава в прошлом и настоящем ( Лондон, 1958)
- Стрампелл, Курт. История Адамавы согласно устной традиции. В: Специальный отпечаток из сообщений Географического общества в Гамбурге. Том 26, Гамбург, 1912 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Абубакар, Саад (2008). Северный ламибе: история эмирата Адамава, 1809-2 гг. Ибадан: Книга Райт Нигерия (Издательство). стр. 100-1 213–217. ISBN 978-978-245-744-8 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Ханвик, Джон (1994). Арабская литература Африки: Сочинения центральной Суданской Африки Том 2. Том 13 . Лейден, Нидерланды: Brill. стр. 434–436. ISBN 9004104941 .
- ^ Боббойи, Хамид (2008). Литература Аджами и изучение халифата Сокото. В: С. Джеппи, С.Б. Диань (ред.). Значения Тимбукту . Кейптаун, Южная Африка: HSRC Press. п. 130. ИСБН 978-0796922045 .
- ^ Последний, ДМ (1967). Литература Севера: Пополнения к коллекции рукописей на микрофильмах в Зарии 1966-67 . Зария: Схема исследования истории Севера, второй промежуточный отчет. стр. 31 и след.
- ^ Jump up to: а б с Раджи, AM. (1978). Жизнь и карьера Мухаммеда Раджи Б. Али 1790-1791 гг. Диссертация бакалавра. Университет Байеро, Кано.
- ^ Джума, МЗ (2012). Гегемония Фулани в Йоле (Старая Адамава) 1809-1902 гг . Баменда, Камерун: см. RPCIG. п. 97. ИСБН 978-9956726950 .
- ^ М. Абба, А. Фари, Ю. Вали. Роль Гирея Уламы в поддержании правительства и администрации эмирата Фомбина 1809-1901 гг. В С. Абубакаре (Ред). Статьи по истории Нигерии , Том 1, Абуджа, 1996 г., стр. 69.
- ^ Джума, MZ (2012). Гегемония Фулани в Йоле (Старая Адамава) 1809-1902 гг . Баменда, Камерун: см. RPCIG. п. 112. ISBN 9956726958 .
- ^ Jump up to: а б Ханвик, Джон (1994). Арабская литература Африки: Сочинения центральной Суданской Африки Том 2. Том 13 . Лейден, Нидерланды: Brill. стр. 437. ISBN 9004104941 .
- ^ Jump up to: а б с Тукур, ММ (2016). Британская колонизация Северной Нигерии, 1897-1914 гг. Реинтерпретация колониальных источников . Дакар, Сенегал: Издательство Amalion. п. 486. ИСБН 9782359260465 .
- ^ Заяц, Джон (2013). Последний пришедший. Конец империи в Северной Нигерии . Кент, Великобритания: Невилл и Хардинг. п. 102. ИСБН 9780948028038 .
- ^ Джума, MZ (2012). Гегемония Фулани в Йоле (Старая Адамава) 1809-1902 гг . Баменда, Камерун: см. RPCIG. п. 240. ISBN 9956726958 .
- ^ «Йольский район получил нового правителя» . План . 19 августа 2016 года . Проверено 17 апреля 2020 г.
- ^ Тукур, ММ (2016). Британская колонизация Северной Нигерии, 1897-1914 гг. Реинтерпретация колониальных источников . Дакар, Сенегал: Издательство Amalion. п. 512. ISBN 9782359260465 .
- ^ Хамид Боббойи, Алькасум Абба (2009). Эмират Адамава 1809-1901, Документальный справочник . Абуджа: Центр региональной интеграции. стр. 150–152. ISBN 9789789011292 .
- ^ Уэйнуд Модиббо Раджи [19 век], Британская библиотека, EAP387/1/4/1, https://eap.bl.uk/archive-file/EAP387-1-4-1