Вава
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Языки | |
---|---|
Ваава игбо , нигерийский пиджин | |
Религия | |
Христианство (большинство католиков , англиканцев ), оменани | |
Родственные этнические группы | |
Игбо , Нсукка |
Клан Ваава Северного Игболенда также называемый Нди Ваава, Народ Вава представляет собой уникальную подгруппу народа в Энугу и штатах . Нигерии Игбо , , Эбони в Наиболее примечательными среди них являются агбаджа и нгво, которые состоят из народов, живущих между лесистыми землями Авка (столица штата Анамбра ) и скалистыми долинами Энугу (столица штата Энугу ). расположены Большого Энугу восточных . , Анинри Агбаджа районах Авгу самоуправления в и местного Другие известные части клана Ваава включают Нкану , Нсукка , Абиа (не путать с людьми из штата Абиа ), Нике , Агбани , Ово и другие общины в штате Энугу . Ваава в первую очередь связаны с людьми вождя Ониямы из Эке , который был верховным правителем Агбаджи в начале 20 века.
Вождь Онеама Эке
[ редактировать ]Мудрый человек [ 1 ] родился примерно в 1870-х годах, был младшим из десяти детей Озо Омулу Онвуси, полигамного титулованного состоятельного человека и единственным сыном своей матери – Чиназунгва Иджоньеабо из соседней общины Эбе. В 7 лет отец посвятил его в маскарадное общество. Обряд полового созревания показал перспективность молодого человека. После этого умер отец Онеамы. Его мать также умерла, вероятно, ее убили за отравление человека, который угрожал ее сыну Онеаме расправой.
Воспитанный своим сводным братом Амадиезеохой Нванкво-Онвуси, Оньеама много работал и оставил свой след в бизнесе. Он путешествовал по знаменитым торговым центрам, контролируемым Аро, включая Абирибу , Арочукву , Арондисуогу , Бенде , Огуту , Убуру и т. д. Когда в 1908 году британское правление достигло Эке, Оньеама был достаточно богат, чтобы купить себе место в титульном обществе Озо и жениться на титулованном обществе Озо. местная красавица Афия Нвирдиагу, а позже Гвачи Эбуэ.
Медленно, но верно Оньеама добился того, чтобы колонисты наградили его «ордером вождества» Эке. Он взял власть и определил ее. Онеама считал себя абсолютным правителем, чьей властью нелегко пренебрегать. [ 2 ] Но правил также король Онитши Оби Окоси I. Ни один король игбо не подвергал сомнению мощь верховного монарха Онитши, не говоря уже о якобы «меньших вождях» с севера.
Оньеама довольно рано дал понять, что правление Оби Онитши перевернуло историю с ног на голову, поскольку он считал всю монархию Онитши субколониальной структурой недавних иммигрантов из Королевства Бенин. Во всяком случае, он (Оньеама) принадлежал к лиге Оба Бенина или Уни Ифе , монарха йоруба. Это подготовило почву для надвигающейся схватки между королями северо-востока Игбо (называемого Вава) и юго-запада Игбо (называемого Иджекибе).
И так получилось, что на собрании королей игбо в 1928 году все крупные короли и вожди старой провинции Онитша (включая Энугу) и за ее пределами собрались в Энугу, чтобы приветствовать капитана У. Бьюкенена-Смита, недавно назначенного вице-губернатора южной провинции. Провинции Нигерии. Оби, естественно, занимал самое высокое почетное место , отведенное для предполагаемого традиционного правителя народа игбо. Когда позже пришел Оньеама со своей свитой из сотрудников службы безопасности, вождей и барабанщиков Игбанкюда, он был возмущен предполагаемым положением Оби как высшей власти в его владениях.
Онеама приказал немедленно устранить могущественного короля Онитши. Последовала сцена, в которой окружной офицер пытался успокоить Онеаму. В ярости, как гласит легенда, он произнес «Ва» (на местном жаргоне «Нет»); для подчеркивания и в знак неизменности он заявил: «Ва-ва!» [Никогда!] Он повернулся и приказал колониальным офицерам: «Если этот человек все еще будет занимать это место, когда я вернусь, леопард съест его». [ 3 ] Онеама добился своего и стал величайшим королем города! Считавшийся выскочкой среди тех, кто имел более длительные социально-экономические контакты с британцами, Оньеама не завел себе много друзей. В 1930-е годы был установлен рекорд, в котором его обвиняли в том, что он заживо похоронил неверную жену! Постановление суда вынудило немецкую компанию, распространившую клеветнический отчет, изъять его из обращения. Эта и другие разрушительные для имиджа истории об абсолютной тирании, похищении жен и даже убийствах никогда не выходили из легенды об Онеаме. Его люди смотрели на него со смесью благоговения и восхищения. Его тайная полиция (состоящая из тщательно отобранных местных чемпионов по борьбе) вселяла такой страх как вождей, так и в простых людей, что поколения до сих пор уважают мощь этого великого короля.
Нынешним традиционным правителем Ома -Эке является Игве Гарольд Чинвенду Онуоха, Эзе-Оха I.
Культура
[ редактировать ]Среди народа ваава много культурного разнообразия, и каждую местность можно отличить по уникальному стилю музыки и культурному танцу. Некоторые стили по регионам включают:
- оген вокруг границ Анамбры.
- фестиваль «Ибоне» ( Мманву ) в Умулокпе и некоторых городах Эзеагу LGA.
- страх-наводнение в Уди и окрестностях.
- abia , особенно в Эке. Ежегодный фестиваль Абиа-Нси, проводимый в Эке, демонстрирует уникальный музыкальный стиль абиа , и его посещают жители окрестностей.
- Убо и Нкану .
- тюремный срок в Умулокпе .
- Икородо в районе Нсукка .
Еда
[ редактировать ]Одним из самых важных овощей в кухне ваава и в культуре игбо в целом является клубень батата. Это считается основным продуктом культуры игбо, и его посвящали божествам, таким как Нджоку Джи, богу батата. Кухня игбо включает в себя и другие овощи, такие как тыквенные семечки, из которых готовят суп под названием Эгуси, горький лист, из которого готовят суп, и бамию, название которой происходит от языка игбо.
Жители ваава едят фуфу или толченый ямс , который на местном уровне известен как утара , с множеством уникальных супов, например, охе-эде , приготовленный из кокояма , охе-нсала и охе-онугбу, приготовленный из горького листа .
Помимо обычных блюд игбо , традиционная еда ваава включает в себя ряд блюд, называемых агворо-агво . Многие из этих блюд готовятся из тапиоки или маниоки , например, абача , известная как окото в Уди , и джигбо в других районах Ваавленда. Его едят с угбой , которая известна в этой части страны как акпака . Из маниоки также делают игу , представляющие собой более крупные хлопья овоща, приготовленные как абача .
Все виды блюд из фасоли являются местными и уникальными для Ваава, например, агбугбу ( фиофио ), ачича , акиди и окпа (популярная уличная еда, похожая на мойн-мойн, но приготовленная из бобов бамбара ). Окпа ди оку, что означает «Окпа горячо» , — это фраза, наиболее существенная для Энугу. Все эти традиционные блюда можно приобрести в ресторанах быстрого питания в мегаполисе Энугу.
Ваава диалект
[ редактировать ]В каждой общине ваава есть отдельный диалект игбо, которые в некоторой степени связаны друг с другом, но сильно отличаются от языка центральных игбо.
Английский | Центральный Игбо | Нкану/эке диалект Вавы | Я больше, чем диалект ваава | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
как?/что? Как дела? (неофициальный) | как? | неее? (в течение ДНЯ) | Того? (ноу-волю) | |||||
добро пожаловать | злой | ди-да, ти-да | Ала (Ах-Ла) | |||||
Спасибо | 11/11. | убей меня | Я имею в виду | здесь | Здесь | пить, пить | «вабе-ха». | |
да | ага | привет | "а" | |||||
нет | МБА | ва, вава | ||||||
ступня/нога | ступня | табак | "большой" | |||||
собака | собака | пузырь | "уго-ду/нгта" | |||||
сейчас | сейчас | голова, ки-таа | "во-шуа ха" | |||||
желудок | огонь | с ним, с ним | eho | |||||
гадание | хорошо | да, да | верно | |||||
имя | почему | нет | хм | |||||
одежда | кровать | удачи | падает |
Разновидность Нсукка заметно отличается от остальных, поскольку, как говорят, она берет на себя влияние северных границ штата Бенуэ . Она имеет много общего с диалектами штата Северное Эбони , особенно с тенденцией к звуку e вместо « a» и h вместо выключенный . Например, слово «ака» произносится как «эка» , что означает «рука» на языке игбо, в регионе Нсукка . Точно так же слово афо означает желудок, игбо , что на языке произносится как эхо на диалекте нсукка . Этот лингвистический регион охватывает не только Нсукка территорию местного самоуправления , но и большую часть Северного Ваавленда. В королевстве/регионе Нкану народа ваава к f добавляется «mgbochiume mkpi'gh», тогда как во время произношения f не звучит. Во время произношения слышны начальные и конечные гласные, тогда как остальные буквы алфавита {в центре слова} молчат и превращаются в воздух, когда слово произносится, например, эфа- эгфа (путем втягивания воздуха во рту). открывается, т. е. вдыхает, и закрывает рот при выпуске воздуха, т. е. выдыхает).
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Наследие легенды: Эз Оньеама н'Эке» . Квену.com. 5 апреля 1933 г. Проверено 9 мая 2015 г.
- ^ «Bonhams: ранее принадлежал Его Величеству королю Оньеаме Эке, Нигерия, 1921 год. Rudge 499cc Multi Project Frame № 781087 Двигатель № 21180» . www.bonhams.com . Проверено 30 марта 2021 г.
- ^ Партнер, Дэйв (30 сентября 2019 г.). «Легенда о короле Оньеама н'Эке из королевства Угбаджа в Северной Земле Игбо, Нигерия» . Середина . Проверено 30 марта 2021 г.