Василий Селевкийский
Василий Селевкийский был римским епископом и церковным писателем. [ 1 ] В 448 году он был архиепископом Селевкии -ад-Каликадна. Он осудил Евтихия в 448 году, «уступил» во время «реабилитации» в Латроцинии в 449 году, «но отрекся и подписал» Фолиант Льва в 450 году. [ 2 ]
Биография
[ редактировать ]Дата его рождения неизвестна, но, вероятно, примерно на рубеже V века; он был рукоположен в епископа в 448 году и занимал эту должность не менее десяти лет. Василий был заметной фигурой в тот период, когда Восточная Церковь была потрясена спором о Евтихии , и ему приходилось принимать чью-либо сторону во всех сопутствующих спорах. Те из его сочинений, которые дошли до нас, хотя, возможно, и слишком риторические и запутанные, позволяют предположить, что он был человеком больших литературных способностей. [ 1 ]
Он был назначен епископом Селевкии в Исаврии между 432 и 447 годами и был одним из тех, кто принимал участие в Константинопольском Синоде, созванном в 448 году Константинопольским Патриархом Флавианом. [ 1 ] оценить веру архимандрита Евтихия. Хотя в Константинополе он принял осуждение Евтихия, в следующем году (449 г.) он присутствовал на Втором Эфесском соборе , где проголосовал за реабилитацию Евтихия и за низложение константинопольского патриарха. Позже, в Халкидоне , он утверждал, что чувствовал себя обязанным подчиниться власти других епископов Эфеса, особенно Диоскура Александрийского . [ 3 ]
Как и многие из тех, кто подчинился Диоскуру в Эфесе, он принял осуждение как Евтихия, так и Диоскура в Халкидоне. Однако, несмотря на всю суматоху, его личное исповедание оставалось последовательным: единый Христос полностью человечен и полностью божественен, и язык «одной природы» или «двух природ» является ортодоксальным, если его правильно понимать. [ 4 ] Он особенно известен тем, что создал квалифицированную диофизитскую формулу, обнародованную в халкидонском определении: «сделанный известным в двух природах». [ 5 ] После Халкидона он, кажется, продолжал ревностным противником партии миафизитов и в 458 году присоединился к своим собратьям-епископам Исаврии в обращении к императору Льву I с просьбой использовать свое влияние для распространения указов. Халкидона и в обеспечении низложения Тимофея Элура , который в 457 году вторгся в Александрийский Патриархат. . Это последнее упоминание о Василии, которое мы находим, и обычно предполагается, что он умер вскоре после этого, вероятно, между 458 и 460 годами, хотя Оксфорд указывает на его смерть после 468 года. [ 1 ]
Теология
[ редактировать ]Василий был стойким антинесторианцем, подчеркивая реальный союз двух природ воплощенного Логоса, посредством которого «Бог Слово воплотилось от Девы». [ 6 ] : 72
Мариология
[ редактировать ]В известном слове « О Благовещении», ныне общепризнанном подлинным, [ 6 ] : 71-72 (обсуждение этого вопроса см. ниже в разделе «Писания»), Василий свидетельствует о высокоразвитом богословии Марии . Написанный в напряженной богословской атмосфере после Эфесского собора, этот гомилетический гимн носит религиозный характер и свидетельствует о расцвете мариологической мысли. Верный своим христологическим убеждениям, он утверждает божественное материнство и титул Богородицы , переплетающиеся с тайной воплощения. О'Кэрролл отмечает, что «он не может достойно восхвалить Богородицу», заявляя, что Она — храм, истинно достойный Бога, и «сияет над всеми мучениками, как солнце затмевает звезды». [ 6 ] : 72 язык соответствовал языку более ранних современников, таких как Прокл и Кирилл . Точно так же Василий использует приветственные обращения, начинающиеся с Χαῖρε («Радуйся»). [ 7 ] который станет основой преданности Марии в последующие века.
О'Кэрролл дополнительно отмечает, что Василий «демонстрирует прогресс» по сравнению с предыдущими богословами в своем учении о заступничестве Марии, в котором епископ излагает четкое понимание посреднических способностей Девы и прочно связывает их с ее божественным материнством. При этом он применяет христоцентричный богословский язык к Богородице второстепенным образом. Василий приветствует ее «поставление в качестве Посредницы Бога и людей, чтобы разделяющий элемент ненависти мог быть устранен и небесное и земное [вещи] стали одним целым». Это помогло стандартизировать язык и концепции средневековой Марианской доктрины заступничества, основанной на ее роли Богородицы. [ 6 ] : 72 Ее посредническая роль в теологии Бэзила, говорит Рейнольдс, неразрывно связана с воплощением и прямо не говорится, что она предполагает постоянное посредничество. В то же время его прямое обращение к Богородице с царскими обращениями и множеством восхвалений Ее высокого статуса предполагает развивающееся понимание такой способности со стороны Богородицы. Рейнольдс называет его первым человеком, который, как известно, использовал термин «Посредница». [ 8 ] незадолго до этого Антипатр из Бостры . Для Василия Мария — это та, «через которую по праву прославляются ангелы», та, «[через которую] разрушается власть смерти», среди многих других наименований. Лимберис отмечает, что гимническая речь Василия «отражает рост культа Богородицы, санкционированного епископами, включенного в литургический цикл года». [ 7 ]
Сочинения
[ редактировать ]Сорок одна проповедь ( logoi ) по различным частям Ветхого Завета дошла до нас под его именем и находится в Минье , [ 9 ] где также его история о первомученице Фекле и чудесах, сотворенных на ее могиле. [ 10 ] Большую часть этих проповедей можно считать подлинными, хотя некоторые из них теперь обычно приписывают Несторию. [ 1 ]
Пожалуй, самым значительным из произведений, приписываемых Василию, является Слово XXXIX «На Благовещение Пресвятой Богородицы» . Маркс выступал против ее подлинности, вместо этого приписывая ее Проклу Константинопольскому . Каннингем соглашается, что это ложь, но отвергает эту ассоциацию в пользу анонимности, датируя ее началом VI века. [ 11 ] : 78–81 Тем не менее, в своей обширной оценке аргументов Р. Каро признает эту работу подлинной, а О'Кэрролл относит ее точное происхождение к Константинополю в 449 году. [ 6 ] : 71-72 Точно так же Тевел подтверждает свою подлинность. [ 12 ] : 78 Пелтомаа не убежден в какой-либо атрибуции, но согласен с датой, предшествующей Халкидонскому собору. [ 12 ] : 77-85 и использует этот текст в своей аргументации для датировки гимна акафиста V веком ; она цитирует работу де Матона, который утверждал, что гимн зависел как от Романа Мелодиста , так и от его источников, включая Василия. [ 12 ] : 46,51 Каннингем признает, что большинство ученых согласны с датой середины V века. [ 11 ] : 80
По словам Фотия , Василий также рассказал в стихах о жизни и чудесах святой Феклы . [ 1 ] [ 13 ] Однако это было стихотворение и не то же самое, что прозаическое « Житие и чудеса святой Феклы» . на основании отсутствия богословского содержания указать более позднюю дату,
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Маккаффри, Джеймс (1907). . В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Том. 2. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. п. 330.
- ^ «Василий Селевкийский» . Оксфордский справочник . Проверено 17 апреля 2018 г.
- ^ «Деяния Халкидонского Собора, первая сессия, 178 г.» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 11 февраля 2014 г. Проверено 27 марта 2014 г.
- ^ «Там же. 176» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 11 февраля 2014 г. Проверено 27 марта 2014 г.
- ^ «Прайс и Гэддис, Введение к Халкидонским Деяниям, стр. 73» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 11 февраля 2014 г. Проверено 27 марта 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и О'Кэрролл, Майкл (2000). Богородица: богословская энциклопедия Пресвятой Богородицы . Wipf и Stock Publishers. ISBN 1-57910-454-1 . ОСЛК 47771920 .
- ^ Jump up to: а б Валантасис, Ричард, изд. (19 июня 2000 г.). Религии поздней античности на практике . стр. 360–361. ISBN 978-0-691-05751-4 .
- ^ Рейнольдс, Брайан (2012). Врата в рай: учение и преданность Марии, образ и типология в святоотеческий и средневековый периоды . Нью Сити Пресс. п. 170. ИСБН 978-1-56548-449-8 .
- ^ Патрология Грека , 85, 27-474.
- ^ Патрология Грека , 85, 477-618.
- ^ Jump up to: а б Каннингем, Мэри Б. (2021). Дева Мария в Византии, ок. 400–1000: Гимны, проповеди и жития . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- ^ Jump up to: а б с Леена Мари, Пелтомаа (2001). Образ Богородицы в акафистской песне . Лейден, Нидерланды: Brill. ISBN 90-04-12088-2 .
- ^ Фотий, Библиотека, 168.