евтихианство
Часть серии о |
христология |
---|
Евтихианство , также известное как настоящее монофизитство , [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] относится к совокупности христианских богословских учений, вытекающих из идей Евтихия Константинопольского (ок. 380 – ок. 456). Евтихианство - это монофизитское понимание того, как человеческое и божественное соотносятся в личности Иисуса Христа , при этом Христос находится в одной природе и в двух, при этом человечность Христа подчинена божественности.
Противники часто называли евтихианцев фантазиями , обвиняя их христологию Иисуса в том, что она свела воплощение к фантому. [ 4 ]
Обзор
[ редактировать ]В разное время Евтихий учил, что человеческая природа Христа была преодолена божественной или что Христос имел человеческую природу, но не похожую на остальное человечество. Одна из формулировок состоит в том, что евтихианство подчеркивало единство природы Христа до такой степени, что божественность Христа поглотила его человечность, как океан поглощает каплю уксуса. Евтихий утверждал, что Христос имел две природы, но не в двух природах: отдельные божественная и человеческая природы соединились и слились таким образом, что, хотя Иисус и был един с Отцом, он не был един с человеком. [ 5 ]
Евтихианство было отвергнуто на Четвертом Вселенском Соборе в Халкидоне в 451 году и утверждении веры, известном как Халкидонский Символ веры . Реакция против евтихианства привела также к расколу с восточным православием .
Историческая справка
[ редактировать ]По мере того как христианская церковь росла и развивалась, сложность ее понимания Триединого Бога и личности Христа также росла и развивалась. Важно понять противоречия христологии относительно ее параллели с организацией церкви , поскольку они идеально объединены в одно целое, последняя рассматривается как тело Христово . Вопрос о том, как примирить утверждения единобожия с утверждением божественности Иисуса из Назарета, был в основном решен на Первом Вселенском соборе, состоявшемся в Никее (325 г.). Особенно среди грекоязычных христиан внимание обратилось на то, как понять, как второе лицо Троицы воплотилось в лице Иисуса Христа. [ 6 ] В Никейском Символе веры об Иисусе говорилось, что он был «единым Существом ( ousia ) с (Богом) Отцом » и что он «воплотился от Святого Духа и Девы Марии и стал истинно человеком». [ 7 ] Однако ни Никейский Символ веры, ни каноны Собора не дали подробного объяснения того, как Бог стал человеком в лице Иисуса, оставляя дверь открытой для спекуляций.
выдвинул константинопольский патриарх Одну такую теорию о том, как взаимодействуют человеческое и божественное в личности Иисуса , Несторий (ок. 386–451). Несторий, ученик антиохийской богословской школы , учил, что в воплощении две отдельные ипостаси («субстанции» или, как критики Нестория, такие как Иоанн Кассиан и Кирилл Александрийский, использовали этот термин, «лица») соединились в Иисусе Христе. : один человеческий (человек) и один божественный (Слово). [ 8 ] Таким образом, Марию не следует считать Богоносицей ( Богородицей ), поскольку она лишь содействовала и носила человеческую природу Христа, делая ее Христотокосом . Несторий и его учение были осуждены Третьим Вселенским собором , состоявшимся в Эфесе в 431 году, определившим Церковь Востока . [ 9 ] Эфесский собор не дал ответа на вопрос, как соотносится человеческое и божественное в личности Христа; по-видимому, он отверг любую попытку ответа, подчеркивающую двойственность природы Христа в ущерб Его единству как единой ипостаси (понимаемой как «личность»).
Евтихий и Халкидон
[ редактировать ]В ответ на евтихианство Собор принял диофитизм , который четко разграничивал человека и природу, заявляя, что Христос есть одна личность в двух природах, но подчеркивал, что природы «не смешиваются, не изменяются, не разделяются, не разделяются». [ 10 ]
Миафизиты отвергли это определение как граничащее с несторианством и вместо этого придерживались формулировки Кирилла Александрийского , главного противника несторианства, который говорил об «единой ( миа ) природе воплотившегося Слова Божия» ( μία φύσις τοῦ θεοῦ λόγου σεσαρκωμένη ). mia physs tou theou logou sesarkōmenē ). [ 11 ] Отличие позиции заключалось в том, что воплощенный Христос имеет одну природу, но он по-прежнему имеет как божественный, так и человеческий характер и сохраняет все характеристики обоих, без смешения, путаницы или изменения какой-либо природы. Миафизиты осудили евтихианство.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джон Д. Ханна (26 марта 2019 г.). Приглашение к истории Церкви: Мир: История христианства . Крегель академик. п. 153. ИСБН 978-0-8254-2775-6 .
- ^ Ханс ван Лун (7 апреля 2009 г.). Диофизитская христология Кирилла Александрийского . БРИЛЛ. п. 33. ISBN 978-90-474-2669-1 .
- ^ Теодор (Cantuarensis); Адриан; Бехер (1994). Библейские комментарии Кентерберийской школы Теодора и Адриана . Издательство Кембриджского университета. п. 11. ISBN 978-0-521-33089-3 .
- ^ Сергей Минов, «Дата и происхождение сирийской пещеры сокровищ: переоценка» [ мертвая ссылка ] , Хьюго: Журнал сирийских исследований 20,1 (2017): 129–229, особенно. на 141–145.
- ↑ История ереси , Дэвид Кристи-Мюррей, 1976. ISBN 0-19-285210-8
- ^ Алистер МакГрат, Христианское богословие: Введение (Оксфорд: Blackwell Publishers, 1994) 281-282.
- ^ Никейский Символ веры, пер. Литургической консультацией по английскому языку (ELLC), опубликованной в журнале Praying Together (1988).
- ^ «Несторианство» в Вестминстерском словаре христианского богословия , изд. А. Ричардсон и Дж. Боуден (Филадельфия: Westminster Press, 1983). Обвинения против Нестория, который якобы учил, что существует «два Христа», вероятно, были искажением его учения. Однако он, по-видимому, учил радикальному диофизитизму , акценту на двух природах Христа вместо одной личности Христа. См., например, Сьюзан Эшбрук Харви , «Несторианство» в Энциклопедии раннего христианства , изд. Эверетт Фергесон (Нью-Йорк: паб Garland, 1997).
- ^ Для получения дополнительной информации см. Несторий и несторианство .
- ^ Грудем, Уэйн А. (08 декабря 2020 г.). Систематическое богословие, второе издание: Введение в библейскую доктрину . Зондерван Академик. п. 693. ИСБН 978-0-310-51799-3 .
- ^ Джон МакГакин (2004), Святой Кирилл Александрийский и христологический спор , ISBN 0-88141-259-7 стр. 140 и др.