Jump to content

Магу (божество)

Портрет Бессмертного Магу ( Национальный дворец-музей , Тайбэй)

Магу ( китайский : 麻姑 ; пиньинь : Магу ; Уэйд-Джайлс : Ма-ку ; букв. «Дева из конопли») — легендарный даосский сянь ( ; «бессмертный», «трансцендентный»), связанный с эликсиром жизни , и символическая защитница женщин в китайской мифологии . Истории в китайской литературе описывают Магу как красивую молодую женщину с длинными птичьими ногтями, а ранние мифы связывают ее с пещерами. Магу сянь шоу ( 麻姑獻壽 ; «Магу поздравляет с днем ​​рождения») — популярный мотив в китайском искусстве .

Логографическое значение Магу как богини конопли еще предстоит изучить. [ по мнению кого? ] Магу зовут Маго по- корейски и Мако по- японски . В Японии Мако обычно упоминается в связи с китайской историей (ниже) о длинных ногтях Магу, например, фраза Мако сойо ( 麻姑掻痒 «Магу чешет зуд») метафорически означает «все идет так, как можно себе представить». [ нужна ссылка ]

Культовое происхождение

[ редактировать ]
Фарфоровое блюдо с надглазурным декором с изображением Магу, божества долголетия, Цзиндэчжэнь, провинция Цзянси, династия Цин , ок. XVIII век, Музей азиатского искусства Сан-Франциско .

Хотя сказки магу известны в Восточной Азии, социолог Вольфрам Эберхард был первым западным ученым, проанализировавшим их. [1] Он отнес Магу к культурной цепочке песен о любви и фестивалей Яо . Основываясь на ссылках в китайских текстах, Эберхард предложил два центра культа Магу в современных провинциях Цзянси и Хубэй . Свидетельства существования «первоначального культового центра» [2] близ уезда Наньчэн ( 南城 ) на юго-западе Цзянси включает несколько топонимов, в том числе две горы». Знаменитая Магу Шань ( 麻姑山 «Гора Магу») расположена в Наньчэне, и даосы считают ее Данься Донг ( 丹霞洞 «Грот киноварных облаков») 28-м из 36 священных дунтянь (洞天 » « Грот-небеса , небеса) . -достигающие гротов»). [3] Знаменитый династии Тан даосский каллиграф Янь Чжэньцин посетил гору Магу и написал Магу Шань Сяньтан Цзи ( 痲姑山仙墰記 «Запись о горной платформе, где Магу вознесся к бессмертию»). Вторая гора Магу расположена в уезде Цзяньчан ( 建昌 , недалеко от Наньфэн 南豐 ). Вино Магу ( 麻姑酒 ) производится в Цзяньчане и близлежащем Линьчуане . Кроме того, Магу — это альтернативное название горы Хуагу ( 華姑 «цветочная горничная») в уезде Сюаньчэн провинции Аньхой . Свидетельства существования вторичного ареала культа Магу в Хубэе включают храм династии Сун недалеко от Ханькоу , а также храм Магу на горе Хэн . Несколько ранних сказок провинции Сычуань связывают Магу с пещерами, а одна описывает шамана, который ее призвал. Что касается традиции, согласно которой она родилась в Цзянси и стала бессмертной сянь в Шаньдуне , Эберхард говорит: «Это типичное для даосов восхождение на небо связывает ее с бессмертными святыми, и действительно, она считается символом долгой жизни и возрождения. , и поэтому в китайской драме является хорошим предзнаменованием во время празднования дня рождения». [2]

Ранние описания

[ редактировать ]
麻姑献寿 «Магу дарит долголетие», фреска конца XIX века в Летнего дворца Длинном коридоре .

Ученый Роберт Кампани представляет подробную информацию о мифологии магу в своем аннотированном переводе « Гэ Хуна » Традиций божественного трансцендентного ( Шэньсянь чжуань ( 神仙傳 ), ок. 317 г. н.э.) и сравнивает четыре китайских текстовых варианта историй магу. [4]

В «Традициях божественной трансцендентности » история о Ван Юань ( 王遠 ) содержит самые длинные ее ранние описания. Ван, предположительно, был ученым-конфуцианцем, который оставил свой официальный пост во время правления (146–168 гг. н. э.) императора Хань Хуаня и ушел в горы, чтобы стать даосским сянь . Позже, путешествуя по У (современный Чжэцзян ), Ван встретил Цай Цзин 蔡經 , физиономия которого указывала на то, что ему суждено стать бессмертным, и научил его основным приемам. После того, как Цай отсутствовал «более десяти лет», он внезапно вернулся домой, выглядя как молодой человек, и объявил, что лорд Ван приедет в «седьмой день седьмого месяца» (позже связанный с пастухов и ткачих любителями ). фестиваль) и заказал приготовления к пиру. После того, как Ван и его небесное окружение прибыли в благоприятный день «двойной семерки», он пригласил Магу присоединиться к их празднованию, потому что «вы давно не были в человеческом мире». Она ответила невидимым посланником. «Горничная Ма кланяется и говорит: «Мы не заметили, как прошло более пятисот лет с момента нашей последней встречи!» После извинений, что она задержится из-за встречи в Гора Пэнлай (легендарный остров в Восточном море, где растет эликсир бессмертия), Ма прибыл через четыре часа.

Она выглядела красивой женщиной лет восемнадцати или девятнадцати; волосы ее были уложены, и несколько свободных прядей свисали до талии. На ее платье был разноцветный узор, но оно не было тканым; оно мерцало, ослепляя глаза, и было неописуемо – оно было не от мира сего. Она подошла и поклонилась Вангу, который велел ей подняться. Когда они оба сели, они вызвали передвижную столовую. Порции были сложены на золотых тарелках и в нефритовых чашах без ограничений. Там были редкие деликатесы, многие из которых были сделаны из цветов и фруктов, и их аромат пропитывал воздух внутри [дома Цая] и снаружи. Когда мясо было нарезано и подано, оно [по вкусу] напоминало жареное мо и было объявлено как кирина . мясо
Горничная Ма заявила: «С тех пор, как я поступила к вам на службу, я трижды видела, как Восточное море превращалось в тутовые поля. Когда кто-то шел в Пэнлай, вода доходила только до пояса. Интересно, превратится ли оно однажды в сушу? снова." Ван ответил со вздохом: «О, все мудрецы говорят, что Восточное море снова превратится в пыль». [5]

Эта «передвижная столовая» — синчу ( 行廚 ), экзотический банкет, который хсианские трансценденты имеют возможность созвать по своему желанию.

Легенды магу часто упоминают эти тутовые поля в Восточном море . [6] Когда Магу познакомили с женщинами в семье Цая, она превратила немного риса в жемчуг, чтобы избежать нечистого влияния недавних родов. Затем Ван подарил семье Цая крепкий напиток из «небесных кухонь» и предупредил, что он «непригоден для питья простым людям». Даже разбавив спиртное водой, все опьянели и захотели еще.

Ногти Девы Ма напоминали птичьи когти. Когда Цай Цзин заметил их, он подумал про себя: «У меня чешется спина. Было бы здорово, если бы я мог заставить ее почесать мне спину этими ногтями?» Теперь Ван Юань знал, что Цай говорил в своем сердце, поэтому он приказал связать его и высечь, упрекая: «Горничная Ма — божественная личность. Как вы смеете думать, что ее ногти могут поцарапать вам спину!» Единственным, что было видно, был кнут, хлеставший Цая по спине; никто не был замечен с ним в руках. Ван добавил: «Мои порки не даются без причины». [7]

В некоторых более поздних версиях этой легенды говорится, что Ма была сестрой Ванга. Поэт Ли Бай увековечил два классических китайских выражения из этой истории. Магу саобей ( 麻姑掻背 «Магу царапает [мою] спину») относится к ее необычным ногтям. Цанхай сангтян ( 滄海桑田 «голубой океан [превращается] в тутовые поля») означает «большие изменения с течением времени»; Нидэм говорит, что ранние даосы наблюдали ракушки в горных скалах и осознавали огромные масштабы геологических преобразований. [8]

В «Лиеи чжуань » ( 列異傳 «Массив чудес», конец 2-го или начало 3-го века), приписываемом Цао Пи (187–226 гг. Н. Э.), есть три истории о Ван Фанпине.

В третьем изложена версия неуместной фантазии Цай Цзина о горничной Ма и ее роскошных четырехдюймовых ногтях. Здесь дом Цай Цзин находится в Дунъяне; его не бьют, а скорее бросают на землю, из глаз его течет кровь; а сама Дева Ма, которую называют «божественной трансцендентной» ( шэньсянь ), является той, кто читает его мысли и наказывает. [9]

Кон включает в себя гравюру из иллюстрированного Цзэнсян Лиексянь чжуань . [10]

В «Июань » ( 異苑 «Сад чудес», начало V века) Лю Цзиншу ( 劉敬叔 ) записана история о Мэйгу ( 梅姑 «Сливовая горничная») или Магу, и предполагается, что ее культ зародился во времена династии Цинь (221 г.). –206 г. до н. э.).

Во времена Цинь рядом с озером стоял храм Девы Мэй – или, как гласит одна из версий, Девы Ма. При жизни она владела искусством Дао. Она могла ходить по воде в своих туфлях. Позже она нарушила законы Дао, и ее муж в гневе убил ее и бросил тело в озеро. Следуя за течением, он плыл по волнам, пока не достиг [нынешнего места] храма. Подчиненный шаман приказал положить ее в гроб, но не хоронить сразу. Очень скоро в храмовом зале появился квадратный лакированный гроб. [С тех пор] в конце и начале каждого лунного месяца люди могли различить сквозь туман неясную фигуру в обуви. Рыбалка и охота на территории храма были запрещены, а нарушители всегда терялись или тонули. Шаманы говорили, что это произошло потому, что Дева умерла мучительно и ненавидит видеть, как жестоко убивают других существ. [11]

Кампани читает эту легенду, чтобы описать основание храма, вероятно, на озере Гунтин, и переводит эти упоминания о «шамане» и «святилище» в будущем времени. Сравните перевод Миякавы в настоящем времени, который интерпретирует ее тело, плывущее к существующему храму. [12]

Ци Се цзи ( 齊諧記 , 6 век) связывает Магу со змеями. В нем она описывается как простолюдинка из Фуяна, Чжэцзян , а не как даосская трансцендентная личность, любившая сырое мясо. Она поймала странного зверя, напоминающего морскую черепаху и змею, и съела его вместе со своим спутником Хуа Беном ( 華本 «Цветочный корень»). Когда Ма начала задыхаться, Хуа увидела, как змея щелкает языком у нее во рту. Позже она пообедала в доме Хуа, но, узнав, что они ели змеиное мясо, ее вырвало кровью, и она умерла. Кампани заключает:

Эта история намекает на еще более древний пласт легенд, лежащий в основе культа Девы Ма: как и другие территориальные боги, известные в китайской религиозной истории, она, возможно, начиналась как териоморфное божество (возможно, со змеиной головой), которое постепенно превратилось в человека и, наконец, — процесс, кульминацией которого является повествование о Традициях Гэ Хонга , - в полноценную трансцендентность. В этом свете некоторые детали агиографии Традиций можно рассматривать как предающие хтоническое происхождение. Среди них длинные ногти Девы Ма, мясные блюда среди фантастических блюд, подаваемых в передвижной столовой, и сцена, описывающая «вызов» Девы Ма, напоминающая шаманские призывы божеств для участия в сеансах духовного письма. [13]

Богиня конопли

[ редактировать ]
«Дева-волхва, продающая вино» из «Альбома знаменитых женщин» , 1799 г.

Рецензия Хельмута Вильгельма на оригинальную немецкую книгу Эберхарда предполагает, что Магу был связан с каннабисом. [14] Эберхард отверг эту гипотезу в английской версии.

У меня нет никаких указаний на то, что богиня когда-либо была богиней растения конопли ( ма ), как предположил Х. Вильгельм ( Monumenta Serica , том 9, стр. 213, примечание 9). Она часто носит аборигенный наряд — платье с воротником из листьев, а не из пеньки, которое лишь иногда превращалось по поздней моде в суконную накидку. [15]

Кампани упоминает об использовании китайцами волокон « конопли » в качестве ткацкого материала. (Обратите внимание также на ее блестящее, разноцветное платье, «не от мира сего»; но нам говорят, что оно не было соткано, по крайней мере, не обычным способом.) Я не знаю ни одной попытки объяснить имя Магу (буквально: «Пеньковая дева»). [16]

Историк и китаевед Джозеф Нидэм связал мифы о Магу «Конопляной девице» с ранним даосским религиозным употреблением каннабиса. Cannabis sativa описана в старейшей китайской фармакопее (около 100 г. н.э.) Shennong Bencaojing 神農本草經 Шэннуна » Классическая Materia Medica ). [17] «Цветы, когда они лопаются (когда пыльца рассыпается), называются 麻蕡 [ мафен ] или 麻勃 [ мабо ]. Лучшее время для сбора — 7-й день 7-го месяца. Семена собирают в 9-м месяце. Семена, попавшие в почву, вредны для человека. Оно растет на горе Тай ».Нидэм отметил, что Магу была богиней Шаньдуне в священной горы Тай , где каннабис «должен был собираться в седьмой день седьмого месяца, в день спиритических банкетов в даосских общинах». [18] В даосской энциклопедии (ок. 570 г. н.э.) Ушан Бияо 無上秘要 записано, что каннабис добавлялся в ритуальные курильницы . [19]

Школа Шанцин даосизма представляет собой хороший пример. Ян Си (330–386 гг. н.э.) «почти наверняка получал помощь от каннабиса». [20] в написании писаний Шанцина во время ночных посещений даосских «бессмертных» . Тао Хунцзин (456–536 гг. н.э.), редактировавший официальный канон Шанцина, также записал: «Семена конопли ([ мабо ] 麻勃 ) очень мало используются в медицине, но маги-техники ([ шуцзя ] 術家 ) говорят что если употреблять их с женьшенем, это даст сверхъестественное знание о событиях в будущем». [21]

Нидэм заключил:

Таким образом, в целом есть много оснований полагать, что древние даосы систематически экспериментировали с галлюциногенными дымами, используя методы, возникшие непосредственно из литургических обрядов. … Во всех случаях курильница оставалась центром изменений и трансформаций, связанных с поклонением, жертвоприношением, восходящим благоуханием сладкого вкуса, огнем, сгоранием, распадом, трансформацией, видением, общением с духовными существами и заверениями в бессмертии. Вай Тан и Нэй Тан встретились вокруг курильницы. Неужели нельзя в самом деле считать его точкой своего происхождения? [22]

Маго появляется в ряде источников, включая академически оспариваемые Будоджи , фольклор, топонимы, искусство, классическую литературу, народные песни, шаманские песни (муга), исторические и религиозные тексты и разные данные. [23] Маго занимает видное место в трудах нескольких современных корейских псевдоисториков . [24]

Небольшое количество фольклорных повествований из Кореи связывает Маго с коноплей, и, согласно псевдоисторическому труду « Будоджи» , корейская мифоистория началась с «Эры Маго». В одной из историй Маго изображается как космический ткач, который спускается в этот регион (Чинхэ, Южный Кёнсан), чтобы возвестить сезон плетения конопли. В других историях она упоминается как гигантский космогонист, ткущий острова и камни, выполняя роль веретена и ткацкого станка. Несомненно, магоисты считали коноплю священным растением и использовали ее в различных целях (еда, одежда, лекарства, ритуалы). Он также использовался в качестве денежного средства со времен Чосон (2333–232 гг. До н.э.). [25]

См. также

[ редактировать ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Кампани, Роберт Форд (2002). Жить до тех пор, пока небо и земля: традиции божественной трансцендентности Гэ Хун . Издательство Калифорнийского университета.
  • Эберхард, Вольфрам (1968) [1943]. Местные культуры Южного и Восточного Китая . Э. Дж. Брилл. OCLC   1006434315 .
  • Ли, Хуэй-линь (1974). «Археологический и исторический отчет о каннабисе в Китае». Экономическая ботаника . 28 (4): 437–47. дои : 10.1007/BF02862859 . S2CID   19866569 .
  • Нидэм, Джозеф (1974). «Том 5, Химия и химическая технология; Часть 2, Спагирические открытия и изобретения: Магистерства золота и бессмертия». Наука и цивилизация в Китае . Издательство Кембриджского университета. ISBN  9780521085717 .
  • Вильгельм, Хельмут (1944). «[Обзор] «Вольфрама Эберхарда: Исследования структуры китайской культуры II. Часть 2: Местные культуры Юга и Востока» . Монумента Серика . 9 :209-230. дои : 10.1080/02549948.1944.11745193 .

Сноски

  1. ^ Эберхард 1968 , стр. 123–6.
  2. ^ Jump up to: а б Эберхард 1968 , с. 124.
  3. ^ Хан, Томас Х. (2007). «Приложение 2 – Библиография горных географических справочников» Библиография древних горных хроник . Формализованная дикая природа – китайские горы и их описания . стр. 29–30. дои : 10.11588/heidok.00007287 .
  4. ^ Кампани 2002 , стр. 259–70.
  5. ^ Кампания 2002 , с. 262.
  6. ^ Кристи, Энтони (1968). Китайская мифология . Фелтэм: Издательство Hamlyn Publishing. п. 50. ISBN  0600006379 .
  7. ^ Кампания 2002 , с. 263.
  8. ^ Нидхэм, Джозеф (1959). «Том 3, Математика и науки о небе и Земле». Наука и цивилизация в Китае . Издательство Кембриджского университета . стр. 599–600.
  9. ^ Кампания 2002 , с. 268.
  10. ^ Кон, Ливия (1993). Даосский опыт: Антология . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 355–8, «Леди из конопли».
  11. ^ Кампания 2002 , с. 269.
  12. ^ Миякава, Хисаюки (1979). «Местные культы вокруг горы Лу во время восстания Сунь Эня». В Уэлче, Холмсе; Зайдель, Анна (ред.). Грани даосизма: очерки китайской религии . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. п. 86 (83–102). .
  13. ^ Кампани 2002 , стр. 269–70.
  14. ^ Вильгельм 1944 , с. 213.
  15. ^ Эберхард 1968 , с. 125.
  16. ^ Кампани 2002 , стр. 267, сн. 487.
  17. ^ Бретшнайдер, Эмиль (1895). «Botanicon Sinicum: Заметки по китайской ботанике из местных и западных источников. Часть III, Ботанические исследования в Materia Medica древних китайцев» . Журнал Китайского отделения Королевского азиатского общества . XXIX (новая серия) (1 – 1894–95). Келли и Уолш: 378.
  18. ^ Нидхэм 1974 , с. 152.
  19. ^ Нидхэм 1974 , с. 150, «Основы высшей тайны».
  20. ^ Нидхэм 1974 , с. 151.
  21. ^ Mingyi bielu 名醫別錄 «Дополнительные записи известных врачей», цитируется в Needham 1974 , p. 151.
  22. ^ Нидхэм 1974 , с. 154.
  23. ^ Хван, Хелен Хе Сук (2015). «Проблемы изучения Маго, Великой богини Восточной Азии: первоисточники, гиноцентрическая история и Старая Корея». Путь Маго: новое открытие Маго, Великой Богини Восточной Азии . Книги Маго. стр. 61–99. ISBN   1516907922 .
  24. ^ Логи, А. (2019). Диагностика и разоблачение корейской псевдоистории. Европейский журнал корееведения, 18 (2), 37–80. https://doi.org/10.33526/EJKS.20191802.37
  25. ^ Хван (2018), «Маго, Создательница из Восточной Азии и мифоистория магоизма». Богини в мифах, истории и культуре . Книги Маго. стр.5. ISBN   1976331021 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Лю, Цунь-янь; Берлинг, Джудит (1982). «Три учения» в период монголо-юань». В Чане — Хок-лам; де Бари, Wm. Теодор (ред.). Мысль Юань: китайская мысль и религия при монголах . Издательство Колумбийского университета. стр. 479–512.
  • Нидэм, Джозеф (1980). «Том 5, Химия и химическая технология; Часть 4, Спагирические открытия и изобретения». Наука и цивилизация в Китае . Издательство Кембриджского университета. ISBN  9780521085731 .
  • Пенни, Бенджамин (2007). "Магу" Магу . В Прегадио, Фабрицио (ред.). Энциклопедия даосизма . Рутледж. стр. 731–732.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ae8cff530630eb120a8285780704fee7__1712184300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ae/e7/ae8cff530630eb120a8285780704fee7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Magu (deity) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)