Энтеогенное употребление каннабиса
Часть серии о |
Каннабис |
---|
![]() |
Каннабис служил энтеогеном — химическим веществом , используемым в религиозном или духовном контексте. [ 1 ] - на Индийском субконтиненте с ведического периода, датируемого примерно 1500 годом до нашей эры, но, возможно, еще 2000 годом до нашей эры. его завезли В Новый Свет испанцы в 1530-1545 годах. [ 2 ]
есть несколько упоминаний В греческой мифологии о мощном лекарстве, избавляющем от страданий и печали. Геродот писал о ранних церемониальных практиках скифов , которые, как полагают, происходили с V по II века до нашей эры. Странствующие индуистские святые использовали его на Индийском субконтиненте на протяжении веков. [ 3 ] Сообщества коренных американцев Мексики иногда используют каннабис в религиозных церемониях, оставляя связки с ним на церковных алтарях, чтобы их могли съесть присутствовавшие. [ 4 ]
Индийский субконтинент
[ редактировать ]
Самые ранние известные сообщения о священном статусе каннабиса на Индийском субконтиненте взяты из Атхарва Веды , которая, по оценкам, была написана примерно в 2000–1400 годах до нашей эры. [ 6 ] в котором каннабис упоминается как одно из «пяти священных растений... которые избавляют нас от беспокойства» и что в его листьях обитает ангел-хранитель. Веды . также называют его «источником счастья», «подателем радости» и «освободителем», а в « Раджа Валабба » боги посылают коноплю человеческому роду, чтобы они могли достичь удовольствия, избавиться от страха и заняться сексом желания. Многие семьи в Индии владеют и выращивают растение каннабиса, чтобы иметь возможность предложить каннабис проходящим мимо садху (аскетическим святым людям), и во время некоторых вечерних религиозных служб нередко все присутствующие курят каннабис. [ 7 ]
Каннабис часто употребляли на свадьбах или фестивалях в честь Шивы , который, как говорят, принес его из Гималаев . Его по-прежнему предлагают Шиве в храмах в день Шиваратри , а религиозные собрания, называемые бхаджанами , хотя и не обязательно связанные с Шивой, дают преданным возможность обильно употреблять этот наркотик. йоги или садху Известно, что вместе с другими индуистскими мистиками курят смесь конопли и табака, чтобы усилить медитацию . Это особенно распространено во время праздников Дивали и Кумбха Мела . [ 4 ]
На Индийском субконтиненте используется три типа каннабиса. Первый, бханг сорт , съедобный каннабиса , состоит из листьев и верхушек растения марихуаны . Обычно его употребляют в виде настоя в виде напитка, а его крепость варьируется в зависимости от того, сколько каннабиса используется при приготовлении. Вторую, ганжу, состоящую из листьев и верхушек растений, коптят. Третий, называемый чарас или гашиш , состоит из смолистых почек и/или смолы, извлеченной из листьев растения марихуаны. Как правило, бханг является наиболее часто используемой формой каннабиса на религиозных праздниках.
В тантрическом буддизме , зародившемся в Тибето-Гималайском регионе , каннабис служит важной частью традиционного ритуала (который может также включать или не включать половой акт ). Каннабис принимают для облегчения медитации, а также для повышения осознания всех аспектов церемонии, при этом большую пероральную дозу принимают во время церемонии, чтобы кульминация «кайфа» совпадала с кульминацией церемонии. [ 7 ]
Древний Китай
[ редактировать ]Китаевед и историк Джозеф Нидэм пришел к выводу, что «галлюциногенные свойства конопли были общеизвестны в китайских медицинских и даосских кругах на протяжении двух или более тысячелетий». [ 8 ] и другие ученые связывали китайских у (шаманов) с энтеогенным использованием каннабиса в шаманизме Центральной Азии . [ 9 ]
В горах западного Китая значительные следы ТГК, соединения, ответственного за психоактивные эффекты каннабиса, были обнаружены в деревянных чашах или жаровнях, раскопанных на 2500-летнем кладбище. [ 10 ]
В самых старых текстах традиционной китайской медицины перечислялось использование каннабиса в травах и отмечались некоторые психодинамические эффекты. ( около 100 г. н.э.) В китайской фармакопее Шеннонг Бен Цао Цзин ( «Классика Материи Медика Шеннонга ») описано использование мафен 麻蕡 «плодов/семен конопли»:
Принимая много, люди видят демонов и бросаются, как маньяки. Но если принимать это в течение длительного периода времени, можно общаться с духами, и тело становится легким [весом] (Длительное употребление может помочь богам. облегчить тело). [ 11 ] [ 12 ]
Даосский священник пятого века нашей эры написал в « Минг-И Пье Лу» следующее:
Каннабис используется некромантами в сочетании с женьшенем, чтобы перевести время вперед и раскрыть будущие события. [ 7 ]
Более поздняя фармакопея повторила это описание, например (ок. 1100 г. н. э.) Zhenglei bencao 證類本草 («Классифицированная Материя медика»):
Если принять его в избытке, он вызывает галлюцинации и шатающуюся походку. Если принимать его в течение длительного времени, он заставляет человека общаться с духами и облегчает тело. [ 13 ]
Книга по диетической терапии (ок. 730 г.) Shiliao bencao 食療本草 («Пищевая Материя Медика») предписывает ежедневное употребление каннабиса в следующем случае: «Те, кто желает увидеть демонов, должны принимать его (вместе с некоторыми другими лекарствами) в течение до сто дней».

Каннабис выращивался в Китае со времен неолита , например, конопляные шнуры использовались для создания характерных линий на керамике культуры Яншао ). В ранней китайской классике есть много упоминаний об использовании этого растения для изготовления одежды, волокон и продуктов питания, но ни одного упоминания о его психотропных свойствах. Некоторые исследователи полагают, что это «своеобразное молчание» можно объяснить китайскими ассоциациями каннабиса с «местными шаманскими практиками Центральной Азии». [ 7 ] Ботаник Ли Хуэй-линь отметил лингвистические свидетельства того, что «одурманивающий эффект растения конопли был широко известен с очень ранних времен»; Слово ма «канабис; конопля» имеет коннотации «оцепенение; покалывание; бессмысленность» (например, mamu 麻木 «онемение» и mazui 麻醉 «анестезирующее, наркотическое средство»), что «очевидно происходит от свойств фруктов и листьев, которые использовались в виде настоев в лечебных целях». [ 14 ] Ли предположил, что шаманы Северо-Восточной Азии передали медицинское и духовное использование каннабиса древнему китайцу у 巫 «шаман; духовный медиум; врач».
Особенно примечательно использование каннабиса некромантами и магами в качестве галлюциногенного препарата. Следует отметить, что в древнем Китае, как и в большинстве ранних культур, медицина берет свое начало в магии. Знахари были практикующими магами. В Северо-Восточной Азии шаманизм был широко распространен начиная с неолита и до недавнего времени. В древнем Китае шаманы были известны как у . Это призвание было очень распространено вплоть до династии Хань. После этого ее значение постепенно уменьшилось, но практика сохранялась в разрозненных местностях и среди определенных народов. На крайнем севере, среди кочевых племен Монголии и Сибири, шаманизм был широко распространён и распространен до сравнительно недавнего времени. [ 15 ]
Роберт Кларк и Марк Мерлин, авторы книги «Каннабис: эволюция и этноботаника» , предполагают, что:
После возникновения конфуцианства, которое распространилось из Китая через Восточную Азию в Японию, употребление смолы каннабиса для психоактивного ритуального очищения в конечном итоге было подавлено в Японии, как и в Китае. [ 4 ]
Древняя Средняя Азия
[ редактировать ]Несколько мумий Тарима, раскопанных недалеко от Турфана в провинции Синьцзян на северо-западе Китая, были похоронены с мешками с каннабисом рядом с их головами. [ 16 ] Основываясь на дополнительном инвентаре , археологи пришли к выводу, что эти люди были шаманами : «Марихуана, должно быть, была похоронена вместе с мертвыми шаманами, которые мечтали продолжить профессию в другом мире». [ 17 ] Группа ученых проанализировала одну шаманскую гробницу, в которой находилась кожаная корзина с хорошо сохранившейся коноплей (789 граммов листьев, побегов и плодов; AMS датирована 2475 ± 30 годами ранее) и деревянная чаша со следами каннабиса. Не имея каких-либо «подходящих доказательств того, что древние коренные жители использовали каннабис в пищу, масло или клетчатку», они пришли к выводу, что «покойного больше беспокоила опьяняющая и/или лечебная ценность остатков каннабиса ». [ 18 ] Китайский археолог Хунген Цзян и его коллеги раскопали гробницу, датируемую примерно 2400-2800 лет назад, в Турфанской котловине на северо-западе Китая и обнаружили останки примерно 35-летнего мужчины с кавказскими чертами лица, который был похоронен с тринадцатью растениями каннабиса высотой 1 метр, помещенными по диагонали на груди. Цзян сказал, что это первое археологическое открытие целых растений каннабиса, а также первый случай их использования в качестве погребального савана . [ 19 ] [ 20 ]
Каннабис был связан с погребальными ритуалами в Центральной Азии примерно в V веке до нашей эры, поскольку в ходе археологических раскопок в 1947 году серии курганов в Пазырыке в Горном Алтае в Сибири были обнаружены палатки с деревянным каркасом высотой 1,2 метра в каждом из курганов. Каждая рамка окружала бронзовый сосуд, наполненный остатками семян конопли и камнями, предположительно оставленный дымиться в могиле. В одном из курганов также обнаружен кожаный мешочек с семенами конопли, а также разбросанные семена конопли, кориандра и донника. [ 21 ] Более поздние раскопки показывают, что каннабис, использовавшийся в самых древних захоронениях, не содержал ТГК , в то время как значительно более сильный психоактивный каннабис использовался по крайней мере 2500 лет назад в горах Памира . [ 22 ] [ 23 ]
Африка
[ редактировать ]По словам Альфреда Данхилла (1924), африканцы имеют давнюю традицию курить коноплю в тыквенных трубках, утверждая, что к 1884 году король племени балука в Конго установил «риамбу» или культ курения конопли вместо фетиша. поклонение. Использовались огромные тыквенные трубы. [ 24 ] Каннабис использовался в Африке для восстановления аппетита и облегчения боли при геморрое. Его также использовали как антисептик. В ряде стран его применяли для лечения столбняка, водобоязни, белой горячки, детских судорог, невралгии и других нервных расстройств, холеры, меноррагии, ревматизма, сенной лихорадки, астмы, кожных заболеваний, затяжных родов при родах. [ 25 ]
В Африке существовало множество культов и сект поклонения конопле. Погге и Виссман во время своих исследований 1881 года посетили Башиленге, жившего на северных границах Лунду, между Санкруа и Балуа. Вокруг деревень они нашли большие участки земли, используемые для выращивания конопли. Первоначально существовали небольшие клубы курильщиков конопли, связанные узами дружбы, но со временем это привело к формированию религиозного культа. Башиленге называли себя Бена Риамба , «сыновья конопли», а свою землю Лубуку, что означает дружба. Они приветствовали друг друга выражением « moio », что означает одновременно «конопля» и «жизнь». [ 26 ]
От каждого соплеменника требовалось участвовать в культе Риамбы и проявлять свою преданность, куря как можно чаще. Они приписывали конопле универсальную магическую силу, которая, как считалось, помогает бороться со всеми видами зла, и принимали ее, когда шли на войну и путешествовали. Существовали обряды инициации для новых членов, которые обычно проводились перед войной или дальним путешествием. Трубка из конопли имела для башиленге символическое значение, отчасти аналогичное значению, которое имела трубка мира для американских индейцев. Без него не заключался ни один праздник, ни одно торговое соглашение, ни один мирный договор. В регионе Центральной Сахары секта Сенуси также в больших масштабах выращивала коноплю для использования в религиозных церемониях. [ 27 ]
Члены движения Растафари, старейшины религиозного движения 20-го века, известного как Эфиопская Сион-коптская церковь, считают каннабис «евхаристией», утверждая, что это устная традиция из Эфиопии, восходящая ко временам Христа. [ 28 ]
Европа
[ редактировать ](ок. 440 г. до н.э.) В греческих историях Геродота что упоминается, скифы использовали паровые бани с каннабисом.
[T]они делают будку, втыкая в землю три палки, наклоненные друг к другу, и протягивая вокруг них шерстяной войлок, который располагают так, чтобы прилегать как можно ближе: внутри будки на землю ставят блюдо, в который они положили несколько раскаленных камней, а затем добавили немного семян конопли. … Скифы, как я сказал, берут немного этого конопляного семени и, пролезая под войлочные покрывала, бросают его на раскаленные камни; тотчас же он начинает дымиться и выделяет такой пар, какой не может превзойти ни одна греческая паровая баня; скифы в восторге кричат от радости, и этот пар служит им вместо водяной бани; ибо они никогда ни в коем случае не моют свои тела водой. [ 29 ]
То, что Геродот называл «семенами конопли», должно быть, представляло собой целые цветущие верхушки растения, где вместе с плодами («семенами») вырабатывается психоактивная смола. [ 30 ]
Геродот также отметил, что фракийцы, люди, которые имели тесный контакт со скифами, познакомили это растение с даками, где оно стало популярным среди шаманского культа под названием Капнобатай , или «Те, кто ходит в облаках». Известно, что шаманы культа, также называемые Капнобатай , использовали конопляный дым, чтобы вызвать видения и транс.
Погребальные гробницы фригийцев и скифов часто содержали семена конопли . [ 4 ]
Германское язычество
[ редактировать ]В древнегерманском язычестве каннабис, возможно, ассоциировался со скандинавской богиней любви Фрейей . [ 31 ] [ 32 ] Лингвистика предлагает дополнительные доказательства доисторического использования каннабиса германскими народами: слово « конопля» происходит от древнеанглийского hænep , от протогерманского * hanapiz , от того же скифского слова, от которого происходит каннабис . [ 33 ] Этимология этого слова следует закону Гримма , согласно которому протоиндоевропейская буква *k- становится *h- в германском языке. Сдвиг *k → h указывает на то, что это слово было заимствовано в германский исходный язык на глубине времени не позднее отделения общегерманского языка от протоиндоевропейского , около 500 г. до н.э.
Средний Восток
[ редактировать ]Масло каннабиса, вероятно, использовалось на Ближнем Востоке на протяжении веков до и после Рождества Христова. [ 4 ] Ассирийцы египтяне , . и израильтяне , среди других семитских культур Ближнего Востока, в основном приобрели каннабис из арийских культур и сжигали его как благовония еще в 1000 году до нашей эры В Египте пыльца каннабиса была обнаружена в гробнице Рамсеса II , правившего в течение шестидесяти семи лет во время XIX династии , а несколько мумий содержат следы каннабиноидов. Коноплю как благовоние использовали в храмах Ассирии и Вавилона, потому что «ее аромат был угоден богам».
Древний Израиль
[ редактировать ]обычно придерживались мнения Ученые, специализирующиеся на археологии и палеоботанике Древнего Израиля , а также специалисты по лексикографии еврейской Библии , что каннабис не документирован и не упоминается в раннем иудаизме. Напротив, некоторые популярные писатели утверждают, что в еврейской Библии есть доказательства религиозного использования каннабиса. Основным сторонником религиозного использования каннабиса в раннем иудаизме был польский антрополог Сула Бенет , который утверждал, что растение kaneh bosem קְנֵה-בֹשֶׂם, упомянутое пять раз в еврейской Библии и используемое в священном масле для помазания в Книге Исхода , было конопля. [ 34 ] вариант гашиша . Согласно теориям, утверждающим, что каннабис присутствовал в древнеизраильском обществе, считается, что присутствовал [ 35 ] Хотя вывод Бенета относительно психоактивного употребления каннабиса не является общепринятым среди еврейских ученых, существует общее мнение, что каннабис используется в талмудических источниках для обозначения волокон конопли , а не гашиша, поскольку конопля была жизненно важным товаром до того, как ее заменил лен. [ 36 ] Лексиконы иврита и словари библейских растений, такие как Майкл Зохари (1985), Ханс Арне Йенсен (2004) и Джеймс А. Дьюк (2010) и другие, идентифицируют рассматриваемое растение как Acorus аир или Cymbopogon citratus , а не как каннабис. . [ 37 ]
В 2020 году было объявлено, что остатки каннабиса были обнаружены на алтаре израильского святилища в Тель-Араде, относящемся к 8 веку до нашей эры в Иудейском царстве , что позволяет предположить, что каннабис был частью некоторых израильских ритуалов в то время. [ 38 ]
Соединенные Штаты
[ редактировать ]Более современная религия Растафари (признанная Верховным судом в качестве религии) довольно популярна среди молодежи и афроамериканской культуры.
Совсем недавно возникла совершенно новая религиозная философия: кантеизм. Кантеизм — это слово, которое обозначает любое отношение к растению каннабис как к религиозному опыту. Хотя технически это не религия, это философия, которая исследует присущую религиозную природу взаимодействия человека с растением каннабис. [ 39 ]
Соединенные Штаты против Джефферсона , 175 F. Supp. 2d 1123 (ND Ind., 2001 г.) гласит:
С практической точки зрения Суд согласен с Правительством в том, что курение марихуаны во время религиозных ритуалов каждый день в течение всего дня выглядит оскорбительным. Однако даже если суд постановит, что курение марихуаны «весь день каждый день» является чрезмерным, ему все равно придется определить, каким будет «приемлемый уровень» ее употребления в рамках религии Израиля, поскольку ясно, что основная доктрина религия предполагает курение марихуаны, и правительство признало это. У этого суда нет доказательной базы для вынесения такого решения, и любые догадки со стороны суда могут привести к административной трясине для Управления пробации. Таким образом, для целей анализа суд предположит, что использование Израиля соответствует его религиозной практике. [ 40 ]
В 2019 году журнал High Times опубликовал статью о кантеизме. Крис Конрад: Покинув семинарию, Конрад несколько лет работал в движениях против войны во Вьетнаме и за гражданские права, но к 1988 году сосредоточился на активизме, связанном с каннабисом. Обосновавшись в Северной Калифорнии, он принял участие в борьбе за Законопроект 215, который в 1996 году легализовал медицинскую марихуану в штате. Он также часто давал показания в суде. Он и его жена Микки Норрис на протяжении многих лет бок о бок работали над марихуановым активизмом, писательством и публикациями.
Конрад придумал термин «кантеизм», который позже стал «кантеизмом» (по-другому пишется «каннатеизм»), в 1996 году, полагая тогда, что борьба за легализацию продвинулась дальше, а также задаваясь вопросом, сможет ли он установить сакраментальную практику употребления каннабиса, чтобы поддержать защиту тех, кого судят за преступления, связанные с марихуаной. Обратившись к истории сакраментального употребления каннабиса в разных частях мира, от древней Скифии и Фракии до Египта, Индии и Ближнего Востока, он написал Кантеистический Символ веры и принял египетский иероглиф, обозначающий каннабис, в качестве символа.
В качестве примера упоминаются Министерство THC, Международная церковь каннабиса, Церковь Святого дыма и «отдаленные ветви кантеистов».
Международные движения
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( декабрь 2021 г. ) |
Неизвестно, когда Растафари впервые объявил каннабис священным, но ясно, что к концу 1940-х годов Растафари ассоциировалось с курением каннабиса в сообществе Пиннакл Леонарда Хауэлла. Растафари рассматривают каннабис как священное и чрезвычайно полезное растение, которое является Древом Жизни, упомянутым в Библии, и цитируют Откровение 22: 2: «... трава есть исцеление народов». Употребление каннабиса, и особенно кальянных трубок с длинным стволом, называемых чашами, является неотъемлемой частью того, что растафари называют «сессиями рассуждений», когда участники собираются вместе, чтобы обсудить жизнь с точки зрения раста. Они считают, что употребление каннабиса приближает их к Богу (Джа), позволяя пользователю более ясно проникнуть в истину вещей. [ нужна ссылка ]
Хотя для растафари нет необходимости употреблять каннабис, многие регулярно употребляют его как часть своей веры, а трубки с каннабисом перед курением посвящаются Его Императорскому Величеству Хайле Селассие I. По мнению Watchman Fellowship, «трава является ключом к новому пониманию себя, вселенной и Бога. Это средство достижения космического сознания», и считается, что она сжигает порчу в человеческом сердце. Втирание в кожу пепла от куренной марихуаны также считается здоровой практикой. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ СОУЗА, Рафаэль Сампайо Октавиано де; АЛЬБУКЕРК, Улисс Паулино де; МОНТЕЙРО, Хулио Марселино; Аморим, Эльба Лусия Кавальканти де (октябрь 2008 г.). «Черная юрема (Mimosa tenuiflora [Willd.] Poir.): обзор традиционного использования, фитохимии и фармакологии» . Бразильский архив биологии и технологий . 51 (5): 937–947. дои : 10.1590/S1516-89132008000500010 .
- ^ Эйлин Конечны, Лорен Уилсон (2018). Исцеление с помощью КБД .
- ^ Блумквист, Эдвард (1971). Марихуана: Второе путешествие . Калифорния: Гленко.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Варф, Барни (1 октября 2014 г.). «Важнейшие моменты: историческая география каннабиса». Географическое обозрение . 104 (4): 414–438. Бибкод : 2014GeoRv.104..414W . дои : 10.1111/j.1931-0846.2014.12038.x . S2CID 143779072 .
- ^ Сталенс, Стефани (10 марта 2015 г.). «Бханг Ласси — это то, как индуисты напиваются в честь Шивы» . Порок . Вице Медиа . ISSN 1077-6788 . OCLC 30856250 . Архивировано из оригинала 9 марта 2024 года . Проверено 25 марта 2024 г.
- ^ Кортрайт, Дэвид (2001). Силы привычки: наркотики и создание современного мира . Гарвардский университет. Нажимать. п. 39. ИСБН 0-674-00458-2 . Архивировано из оригинала 20 апреля 2023 г. Проверено 15 ноября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Тау, Миа (январь 1981 г.). «Религиозное и медицинское использование каннабиса в Китае, Индии и Тибете». Журнал психоактивных препаратов . 13 (1): 23–34. дои : 10.1080/02791072.1981.10471447 . ПМИД 7024492 .
- ^ Нидэм, Джозеф (1974). Наука и цивилизация в Китае: Спагирические открытия и изобретения: магии золота и бессмертия . Издательство Кембриджского университета. п. 152. ИСБН 978-0-521-08571-7 .
- ^ Зуарди, Антонио Вальдо (июнь 2006 г.). «История каннабиса как лекарства: обзор» . Бразильский журнал психиатрии . 28 (2): 153–157. дои : 10.1590/S1516-44462006000200015 . ПМИД 16810401 .
- ^ Мейлан Солли (13 июня 2019 г.). «Первое свидетельство курения травки было найдено в горшке возрастом 2500 лет» . Смитсоновский журнал . Смитсоновский институт . Архивировано из оригинала 5 мая 2022 г. Проверено 5 мая 2022 г.
- ^ Нидэм, Джозеф (1974). Наука и цивилизация в Китае: Спагирические открытия и изобретения: магии золота и бессмертия . Издательство Кембриджского университета. п. 150. ИСБН 978-0-521-08571-7 .
- ^ Ли, Хуэй-Линь (январь 1978 г.). «Галлюциногенные растения в китайских травах» . Журнал психоделических наркотиков . 10 (1): 17–26. дои : 10.1080/02791072.1978.10471863 . Архивировано из оригинала 30 ноября 2020 г. Проверено 15 ноября 2020 г.
если принять в избытке, вызовет видения дьяволов… в течение длительного времени он заставляет человека общаться с духами и облегчает тело
- ^ Ли, Хуэй-Линь (июль 1974 г.). «Происхождение и употребление каннабиса в лингвокультурных последствиях Восточной Азии». Экономическая ботаника . 28 (3): 293–301. дои : 10.1007/BF02861426 . S2CID 31817755 .
- ^ Ли (1973), с. 297-298. [ нужна полная цитата ]
- ^ Ли, Хуэй-Линь (октябрь 1973 г.). «Археологический и исторический отчет о каннабисе в Китае». Экономическая ботаника . 28 (4): 437–448. дои : 10.1007/BF02862859 . JSTOR 4253540 . S2CID 19866569 .
- ^ «Лабораторная работа по идентификации 2800-летней мумии шамана» . Народная газета онлайн. 2006. Архивировано из оригинала 3 ноября 2013 г. Проверено 9 марта 2017 г.
- ^ «Перфорированные черепа являются свидетельством краниотомии в древнем Китае» . Китайская экономическая сеть. 26 января 2007 г. Архивировано из оригинала 16 января 2017 г. Проверено 9 марта 2017 г.
- ^ Цзян, Хун-Эн; Ли, Сяо; Чжао, Ю-Син; Фергюсон, Дэвид К.; Четверг, Фрэнсис; Бера, Вознесение; Ван, Ю-Фей; Чжао, Лян-Чэн; Лю, Чан-Цзян; Ли, Ченг-Сен (декабрь 2006 г.). «Новый взгляд на использование Cannabis sativa (Cannabaceae) из 2500-летних гробниц Янхай, Синьцзян, Китай». Журнал этнофармакологии . 108 (3): 414–422. дои : 10.1016/j.jep.2006.05.034 . ПМИД 16879937 .
- ^ Цзян, Хонген; Ван, Лонг; Мерлин, Марк Д.; Кларк, Роберт С.; Пан, Ян; Чжан, Юн; Сяо, Гоцян; Дин, Сяолянь (октябрь 2016 г.). «Древняя плащаница из конопли на кладбище Центральной Евразии». Экономическая ботаника . 70 (3): 213–221. дои : 10.1007/s12231-016-9351-1 . S2CID 32271406 .
- ↑ Кристин Роми, Древний «погребальный саван» из каннабиса, обнаруженный в пустынном оазисе. Архивировано 29 января 2017 г. в Wayback Machine , National Geographic , 4 октября 2016 г.
- ^ Мерлин, доктор медицины (1 сентября 2003 г.). «Археологические свидетельства традиции использования психоактивных растений в старом мире». Экономическая ботаника . 57 (3): 295–323. doi : 10.1663/0013-0001(2003)057[0295:AEFTTO]2.0.CO;2 . S2CID 30297486 .
- ^ «Самые ранние свидетельства курения каннабиса обнаружены в древних гробницах» . Культура и история . 12.06.2019. Архивировано из оригинала 13 июня 2019 г. Проверено 13 июня 2019 г.
- ^ Рен М., Тан З., Ву X., Шпенглер Р., Цзян Х., Ян Ю. и Бойвин Н. (2019). «Истоки курения каннабиса: свидетельства химических остатков первого тысячелетия до нашей эры на Памире». В: Science Advances , 5(6), eaaw1391. https://doi.org/10.1126/sciadv.aaw1391. Архивировано 20 апреля 2023 г. в Wayback Machine.
- ^ Данхилл, Альфред (1924). Трубочная книга . А. и К. Блэк. OCLC 644825549 . [ нужна страница ]
- ^ «История использования марихуаны: медицинские и опьяняющие вещества» . Druglibrary.org. Архивировано из оригинала 18 мая 2011 г. Проверено 20 апреля 2011 г.
- ^ Рубин, Вера (3 июня 2011 г.). Каннабис и культура . Вальтер де Грюйтер. ISBN 9783110812060 . Архивировано из оригинала 20 апреля 2023 г. Проверено 19 ноября 2015 г.
- ^ Виссман и др. 1888 г. [ нужна полная цитата ]
- ^ Робинсон, Роуэн (1 ноября 1995 г.). Великая книга о конопле: полное руководство по экологическому, коммерческому и медицинскому использованию самого необычного растения в мире . Саймон и Шустер. п. 159. ИСБН 978-1-59477-953-4 .
- ^ Геродот. Истории . Архивировано из оригинала 29 июня 2011 г. Проверено 9 марта 2017 г. 4,75
- ^ Бут, Мартин (2005). Каннабис: история . Пикадор. п. 29.
Поскольку семена конопли не содержат психоактивных химических веществ, считается, что скифы на самом деле бросали цветы конопли на камни.
- ^ Ретч, Кристиан (2001). Медицина марихуаны: мировое турне по целебным и дальновидным способностям каннабиса . Саймон и Шустер. ISBN 978-1-59477-659-5 . Архивировано из оригинала 20 апреля 2023 г. Проверено 30 октября 2021 г.
- ^ Виндхайм, Ян Бойер. «История конопли в Норвегии» . Журнал промышленной конопли . Международная ассоциация конопли. Архивировано из оригинала 26 марта 2009 г. Проверено 10 марта 2017 г.
- ^ «Онлайн-этимологический словарь» . Этимонлайн.com. Архивировано из оригинала 22 мая 2011 г. Проверено 20 апреля 2011 г.
- ^ Бенет, С. (1975). « Раннее распространение и народное использование конопли, архивировано 31 июля 2022 г. в Wayback Machine », Вера Рубин; Ламброс Комитас (ред.), Каннабис и культура . Мутан, стр. 39–49.
- ^ Варф, Барни. «Важнейшие моменты: историческая география каннабиса». Географическое обозрение 104.4 (2014): 414–438. Страница 422: «Психоактивный каннабис упоминается в Талмуде, и древние евреи, возможно, употребляли гашиш (Кларк и Мерлин, 2013)».
- ^ Рот, Сесил. (1972). Энциклопедия иудаики . 1-е изд. Том 8. с. 323. OCLC 830136076 . Обратите внимание, что во втором издании Энциклопедии Иудаики Сула Бенет больше не упоминается, но продолжает утверждаться, что конопля - это «растение Cannabis sativa, называемое в талмудической литературе канбус», но теперь добавляется: «Однако в еврейских источниках гашиш не упоминается». См. стр. 805 в томе. 8 2-го издания.
- ^ Литтон Дж. Массельман Инжир, финики, лавр и мирра: растения Библии и Корана , 2007, стр. 73
- ^ Арье, Эран; Розен, Барух; Намдар, Дворы (2020). «Каннабис и ладан в иудейском храме Арада» . Тель-Авив . 47 : 5–28. дои : 10.1080/03344355.2020.1732046 . S2CID 219763262 . Архивировано из оригинала 15 мая 2022 г. Проверено 5 июня 2022 г.
- ^ «Религиозное употребление каннабиса» . 17 августа 2012 года. Архивировано из оригинала 14 марта 2021 года . Проверено 2 апреля 2021 г.
- ^ «Соединенные Штаты против Джефферсона, 175 F. Supp. 2d 1123 (ND Ind. 2001)» . Закон Юстии . Окружной суд США Северного округа штата Индиана - 175 F. Supp. 2d 1123 (ND, Индиана, 2001 г.). 12 декабря 2001 г. Архивировано из оригинала 26 ноября 2020 г. Проверено 3 апреля 2021 г.