Хидр
Аль-Хидр верхом на рыбе, изображенный в середине 17 века. | |
Мистик, Зелёный, Зелёный, Учитель Пророков, Сайидина, Проводник | |
Почитается в | ислам |
Под влиянием | Бесчисленные суфийские святые и мистики |
Предшественник | Юша бин Нун |
Преемник | Лукман |
Аль-Хидр ( / ˈ x ɪ d ə r / , арабский : ٱلْخَضِر , латинизированный : аль -Хадир ; также латинизированный как аль-Хадир, Хадер, Хидр, Хидр, Хизр, Кезр, Касир, Хазер, Хадр, Хедер, Хизир, Хизар, Хилр ) — фигура, не упомянутая по имени в Коране . В суре «Аль-Кахф» он описан как праведный слуга Божий, обладающий великой мудростью или мистическим знанием. В различных исламских и неисламских традициях Хидра описывают как ангела , пророка или вали . [ 3 ] [ 4 ] который охраняет море, обучает тайным знаниям [ 5 ] и помогает тем, кто в беде. [ 6 ] Он занимает видное место в качестве покровителя исламского святого ибн Араби . [ 7 ] Фигура аль-Хидра была синкретизирована со временем с различными другими фигурами, включая Дураошу. [ 8 ] и Соруш в Иране, [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] Саргис Генерал [ 12 ] [ 13 ] и святой Георгий в Малой Азии и Леванте, [ 14 ] Самаэль (божественный прокурор) в иудаизме , Илия среди друзов , Иоанн Креститель в Армении и Джулелал [ 15 ] в Синде и Пенджабе в Южной Азии. [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] Его поминают на празднике Хыдыреллез .
Хотя он не упоминается по имени в Коране, исламские ученые называют его фигурой, описанной в Коране 18: 65–82, как слугу Божьего, которому было дано «знание», которого сопровождает и допрашивает пророк Муса (Моисей). ) о многих, казалось бы, несправедливых или неуместных действиях, которые он (Аль-Хидр) предпринимает (потопление корабля, убийство молодого человека, отплата за негостеприимство ремонтом стены). В конце истории Хидр объясняет неизвестные Моисею обстоятельства, которые сделали каждое из действий справедливым и уместным.
Многие мистики и некоторые ученые, которые доверяют повествованию Абу Исхака о хадисе о встрече Хидра с Даджалем (ложная фигура Мессии в исламской эсхатологии ) [ 22 ] считают, что Хидр все еще жив, тогда как у других есть противоречивые, более достоверные повествования. [ 23 ] и аяты. [ 24 ]
Этимология
[ редактировать ]Имя «аль-Хихр» имеет тот же трехбуквенный корень, что и арабское слово «аль-ахдар» или «аль-хадра» , корень, встречающийся в нескольких семитских языках и означающий «зеленый» или «зеленый» (как в «аль-Куббах аль-Хадра» или «аль-Хахра» или «зеленый»). Зеленый купол ). Поэтому значение имени традиционно принимается как «Зеленый» или «Зеленый». Некоторые современные ученые не согласились с этой оценкой; [ 25 ] однако некоторые другие указывают на возможную отсылку к месопотамскому персонажу Утнапиштиму из эпоса о Гильгамеше посредством арабизации его прозвища «Хасисатра». [ 26 ] Согласно другой точке зрения, имя Хидр не является арабским вариантом или аббревиатурой Хасисатры, а, возможно, произошло от имени ханаанского бога Котар-ва-Хасиса. [ 27 ] [ 28 ] а позже оно, возможно, было ассимилировано с арабским «аль-ахдар». [ 29 ] Наконец, было высказано предположение, что имя Хидр происходит от арабского слова «хадара», глагола, означающего «присутствовать» или «быть в присутствии», и со временем оно было объяснено похожим арабским словом, означающим «зеленый». («аль-ахдар») «быть зеленым» на арабском языке. [ 30 ]
Кораническое повествование
[ редактировать ]В 18:65–82 Коране Моисей встречает Слугу Божьего, которого в Коране называют «одним из наших рабов, которому Мы даровали милость от Нас и которого Мы научили знанию от Себя». [ 31 ] Мусульманские ученые идентифицируют его как Хидра, хотя в Коране он не упоминается явно, и нет никаких упоминаний о его бессмертии или о том, что он особенно связан с эзотерическими знаниями или плодородием. [ 32 ] Эти ассоциации появились в более поздних исследованиях аль-Хидра. [ 33 ]
В Коране говорится, что они встречаются на стыке двух морей, где ускользнула рыба, которую Моисей и его слуга намеревались съесть. Моисей просит разрешения сопровождать Слугу Божьего, чтобы Моисей мог научиться «правильному знанию того, чему [его] научили». [ 34 ] Слуга сообщает ему: «Конечно, ты [Моисей] не можешь терпеть меня. И как ты можешь терпеть вещи, о которых твое понимание не является полным?» [ 35 ] Моисей обещает быть терпеливым и беспрекословно подчиняться ему, и они вместе отправляются в путь. После того, как они садятся на корабль, Раб Божий повреждает судно. Забыв о своей клятве, Моисей говорит: «Неужели ты проделал в нем яму, чтобы утопить его обитателей? Конечно, ты сделал ужасное дело». Слуга напоминает Моисею о своем предостережении: «Разве Я не говорил, что ты не сможешь иметь терпения со мной?» и Моисей умоляет не упрекать его.
Далее Раб Божий убивает юношу. Моисей снова кричит от изумления и смятения, и снова Слуга напоминает Моисею о своем предупреждении, и Моисей обещает, что он больше не нарушит свою клятву, а если он это сделает, то извинится от присутствия Слуги. Затем они направляются в город, где им отказывают в гостеприимстве. На этот раз, вместо того, чтобы причинить вред кому-либо или чему-либо, Раб Божий восстанавливает в деревне ветхую стену. И снова Моисей изумляется и в третий и последний раз нарушает свою клятву, спрашивая, почему Слуга не потребовал хотя бы «какой-то компенсации за это».
Слуга Божий отвечает: «Это будет разделение между мной и тобой; теперь я сообщу тебе значение того, с чем ты не мог терпеть. Многие поступки, которые кажутся злыми , злонамеренными или мрачными, на самом деле являются милосердными. Лодку повредили, чтобы ее владельцы не попали в руки короля, который силой захватил каждую лодку. Что касается мальчика, его родители были верующими, и мы опасались, как бы он не проявил к ним непослушание и неблагодарность. заменять ребенок с лучшим по чистоте, привязанности и послушанию. Что касается восстановленной стены, Слуга объяснил, что под стеной находится сокровище, принадлежащее двум беспомощным сиротам, чей отец был праведным человеком. Как посланник Божий, Слуга восстановил стену. проявив милость Божию, вознаградив благочестие отца сирот, и чтобы, когда стена снова ослабнет и рухнет, сироты станут старше и сильнее и возьмут принадлежащее им сокровище». [ 36 ]
Сообщения в хадисах
[ редактировать ]
Аль-Хидр — фигура в исламской традиции, которая, как полагают, выглядит как молодой человек, но с длинной белой бородой. По мнению некоторых авторов, аль-Хир — это Ксеркс, сасанидский принц VI века, который исчез после того, как нашел источник жизни, и стремился прожить оставшуюся жизнь в служении Богу. Есть несколько известных доказательств жизни аль-Хидра, в том числе одно, где Мухаммед , как говорят, заявил, что пророк Илия и аль-Хидр встречаются каждый год и проводят месяц Рамадан в Иерусалиме. В другом сообщении говорится, что мужчиной, которого видели идущим с Умаром II, на самом деле был аль-Хидр. Также передается, что Аль-Хидр встретился с Али у Каабы . Также сообщается, что в то время, когда появится ложный Мессия , верующий бросит ему вызов, который будет разрезан на две части и воссоединен, создавая впечатление, что он заставил его умереть и воскреснуть, и этот человек будет все- Хидр.
Мухаммад аль-Бухари сообщает, что аль-Хидр получил свое имя после того, как он находился на поверхности земли, которая стала зеленой в результате его присутствия там. Есть сообщения от аль-Байхаки , что аль-Хидр присутствовал на похоронах Мухаммеда и был признан только Али среди остальных сподвижников, и куда он пришел, чтобы показать свое горе и печаль по поводу смерти Мухаммеда. Появление Аль-Хидра на похоронах Мухаммеда описано следующим образом: сильный на вид красивый мужчина с тонкими чертами лица и белой бородой перепрыгивал через спины людей, пока не достиг места, где лежало священное тело. Горько плача, он повернулся к сподвижникам и выразил соболезнования. Али сказал, что он Хидр . [ 37 ]
Джафар ас-Садик передает в «Китаб аль-Кафи» , что после входа в священную мечеть в Мекке Али, Хасана ибн Али и Хусейна ибн Али посетил красивый, хорошо одетый мужчина и задал им ряд вопросов. Хасан ответил на вопросы, и после этого мужчина засвидетельствовал пророчество Мухаммеда, а затем засвидетельствовал, что Али и его Ахль аль-Байт являются преемниками и наследниками его послания. Али попросил Хасана отследить местонахождение посетителя, но когда он не смог, Али раскрыл личность этого человека: это Хидр. [ 38 ]
Исламский ученый Саид Нурси считал, что Хидр, фигура в исламской традиции, жив и находится на второй ступени жизни. Некоторые религиозные учёные сомневаются в этом убеждении. Он сказал, что аль-Хидр и Элайджа свободны и могут находиться в нескольких местах одновременно. Им не нужно есть и пить, и они не ограничены человеческими потребностями. Существует уровень святости, называемый «степенью Хидра», когда человек получает наставления от Хидра и встречается с ним. Однако иногда человека на этом уровне принимают за самого Хидра. [ 39 ]
Исламские перспективы
[ редактировать ]В суннитском исламе Персидский ученый, историк и толкователь Корана Мухаммад ибн Джарир ат-Табари пишет о Хидре в главе своей «Истории ат-Табари» , названной «Сказание об аль-Хидре и его истории; и История Моисея». и Его слуга Иисус Навин». Ат-Табари описывает несколько версий традиционной истории об аль-Хидре. В начале главы ат-Табари объясняет, что в некоторых вариантах аль-Хир является современником мифического персидского царя Афридуна , который был современником Авраама и жил до дней Моисея. [ 40 ] Говорят также, что Аль-Хир был назначен руководить авангардом короля Зуль-Карнайна Старшего, который в этой версии идентифицируется как король Афридун. [ 41 ] В этой конкретной версии аль-Хир пересекает Реку Жизни и, не подозревая о ее свойствах, пьет из нее и становится бессмертным. [ 42 ] Ат-Табари также сообщает, что аль-Хидр, как говорят, был сыном человека, который верил в Авраама и который эмигрировал вместе с Авраамом, когда он покинул Вавилон . [ 43 ]
Аль-Хир также часто ассоциируется с Илией , даже приравнивается к нему, и ат-Табари в следующем рассказе проводит различие, в котором аль-Хир — перс , а Илия — израильтянин . Согласно этой версии истории аль-Хидра, аль-Хир и Илия встречаются каждый год во время ежегодного праздничного сезона. [ 43 ]
Ат-Табари, кажется, более склонен полагать, что аль-Хидр жил во времена Афридуна до Моисея, а не путешествовал как спутник Авраама и пил воду жизни. [ 44 ] Он не объясняет ясно, почему у него такое предпочтение, но, похоже, предпочитает цепочку источников (иснад ) первой истории, а не второй.
Различные версии « Истории » ат-Табари более или менее параллельны друг другу и изложению в Коране. Однако в историях, которые рассказывает ат-Табари, Моисей утверждает, что он самый знающий человек на земле, и Бог поправляет его, говоря, чтобы он нашел аль-Хидра. Моисею велят принести соленую рыбу, и как только он обнаружит, что рыба пропала, он найдет аль-Хидра. Моисей отправляется с попутчиком, и как только они достигают определенной скалы, рыба оживает, прыгает в воду и уплывает. Именно в этот момент Моисей и его товарищ встречают аль-Хидра.
Ат-Табари также дополняет знания о происхождении имени аль-Хидра. Он ссылается на высказывание Мухаммеда о том, что аль-Хир («Зеленый» или «Зеленый») был назван так потому, что он сидел на белом мехе, и он переливался зеленым вместе с ним. [ 45 ]
В шиитском исламе
[ редактировать ]Некоторые мусульмане-шииты среди мирян полагают, что аль-Хидр сопровождал Мухаммеда аль-Махди на встрече с шейхом Хасаном ибн Мутлихом Джамкарани 22 февраля 984 года н.э. (17 Рамадана 373 года хиджры) и поручил ему построить мечеть Джамкаран на месте их встречи. [ 46 ] Это место, расположенное в шести километрах к востоку от Кум иранского города , уже некоторое время является местом паломничества шиитов. [ 47 ]
В исмаилизме аль-Хидр считается одним из «постоянных имамов»; то есть те, кто направлял людей на протяжении всей истории. [ 48 ]
В суфийской мысли
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2023 г. ) |

В суфийской традиции аль-Хир занимает выдающееся положение как личность, получающая просветление непосредственно от Бога, без человеческого посредничества. Он считается живым, и многие уважаемые деятели, шейхи и видные лидеры суфийской общины утверждают, что имели с ним личные встречи. Примерами тех, кто утверждал это, являются Абдул-Кадир Гилани , ан-Навави , Ибн Араби , Сиди Абдул Азиз ад- Даббаг и Ахмад ибн Идрис аль-Фаси . Ибн Ата Аллаха ( В «Латаиф аль-Минан» 1:84–98) говорится, что среди суфиев существует согласие в том, что аль-Хидр жив.
Есть также несколько суфийских орденов , которые заявляют о своем происхождении от аль-Хидра или о том, что аль-Хидр является частью их духовной цепи , в том числе суфийский орден Накшбанди Хаккани , Мухаммадия , Идрисия и Сенусси . Он является скрытым инициатором для суфиев Увайси , которые вступают на мистический путь без посвящения от живого мастера, вместо этого следуя путеводному свету более ранних мастеров или, в их системе верований, получив посвящение от аль-Хидра. Таким образом, Аль-Хид стал символизировать доступ к самой божественной тайне ( гайб ), а в трудах Абд аль-Карима аль-Джили аль-Хир правит «Людьми Невидимого» ( риджалу'л-гайб ). . Аль-Хидр также включен в число тех, кого в классическом суфизме называют « абдал » («те, кто ходит по очереди»). В суфийской иерархии «абдал» — это таинственный ранг, духовным главой которого является аль-Хидр.
Шри-ланкийский суфий Бава Мухайяддин также дает уникальное описание аль-Хидра. Аль-Хидр долго искал Бога, пока Бог по Своей милости не послал архангела Гавриила , чтобы тот направил его. Габриэль кажется аль-Хидру мудрым человеком, и аль-Хидр принимает его как своего учителя. Габриэль учит аль-Хидра во многом так же, как аль-Хир позже учит Моисея в Коране , совершая, казалось бы, несправедливые действия. Аль-Хидр неоднократно нарушает свою клятву не высказываться против действий Габриэля, и до сих пор не знает, что человеческим учителем на самом деле является Габриэль. Затем Габриэль объясняет свои действия и раскрывает свою истинную ангельскую форму аль-Хидру. Аль-Хидр признает в нем архангела Гавриила, а затем Гавриил дарует аль-Хидру духовный титул, называя его Хаят Наби , Пророком вечной жизни.
Французский исследователь суфизма Анри Корбен интерпретирует аль-Хидра как таинственного пророка, вечного странника. Функция аль-Хидра как «человека-архетипа» состоит в том, чтобы раскрыть каждого ученика самому себе, привести каждого ученика к его собственной теофании, поскольку эта теофания соответствует его собственному «внутреннему небу», форме его собственного существа, своей вечной индивидуальности. Соответственно, аль-Хир — это духовный наставник Моисея, который посвящает Моисея в божественные науки и открывает ему тайную мистическую истину. Марокканский суфий Абдул Азиз ад-Даббаг описывает аль-Хидра как действующего, руководствуясь божественным откровением ( вахи ), как и другие святые, не требуя пророчества. По сравнению с другими святыми, Бог дал аль-Хидру силы и знания святого высшего ранга (аль-гаус), такие как сила свободного распоряжения, простирающаяся далеко за пределы Арша и сохранение в памяти всех ниспосланных Богом писаний. [ 49 ]
В Ахмадии
[ редактировать ]Ахмадийские толкования Корана имеют тенденцию идентифицировать «Слугу Божьего», которого встретил Моисей , как символическое изображение самого Мухаммеда . Ахмади полагают, что отрывок Корана о встрече Моисея с «Слугой Божьим» контекстуально тесно связан с предметом суры Аль-Кахф , в которой цитируется его история. Согласно комментариям Ахмади, путешествие Моисея и его встреча с «слугой Бога» были визионерским опытом, похожим на Мирадж (вознесение) Мухаммеда, которого Моисей желал увидеть и который был показан в этом видении. [ 50 ] Характер диалога между Моисеем и «Слугой Божьим» и отношения между ними рассматриваются как показатель личных характеристик Моисея и Мухаммеда, а также характеристик их соответствующих последователей; На первый взгляд неуместные действия Хидра и стоящая за ними мудрость понимаются со ссылкой на существенные особенности жизни и учения Мухаммеда; и все кораническое повествование понимается как выражение духовного превосходства Мухаммеда над Моисеем и замены иудейского устроения исламским. [ 51 ]
В вере друзов
[ редактировать ]Друзы почитают Илию, и он считается центральной фигурой в друзизме . [ 52 ] Друзы считают Пещеру Илии святой. [ 53 ] и они идентифицируют Илию как «Эль-Хидра», зеленого пророка, который символизирует воду и жизнь, чудо, исцеляющее больных. [ 53 ] Друзы обычно рассматривают Эль-Хидра, Иоанна Крестителя и Святого Георгия как одну и ту же, последовательную реинкарнацию одной души, в соответствии со своими верованиями в эти концепции. [ 52 ] [ 54 ]
Святой Георгий описывается как пророческая фигура в друзских источниках; [ 55 ] а в некоторых источниках его отождествляют с Илией (Мар Элиас), [ 55 ] и в других как аль-Хидр. [ 56 ] Друзская версия истории аль-Хидра была синкретизирована с историей о Святом Георгии и Драконе . [ 55 ]
Из-за христианского влияния на веру друзов , христианских святых два стали любимыми почитаемыми фигурами друзов : Святой Георгий и Святой Илия. [ 57 ] Таким образом, во всех деревнях, населенных друзами и христианами в центральном Горном Ливане, христианская церковь или друзский макам посвящена любому из них. [ 57 ] По словам ученого Рэя Джабре Муавада, друзы ценили двух святых за их храбрость: Святого Георгия за то, что он противостоял дракону , и Святого Илии, потому что он соревновался с языческими жрецами Ваала и победил их. [ 57 ] В обоих случаях христиане объясняют, что друзов привлекали святые воины , напоминающие их собственное военизированное общество. [ 57 ]
Почитание святого Георгия, которого часто отождествляют с Аль-Хидром, глубоко интегрировано в различные аспекты культуры и религиозных практик друзов. [ 55 ] Его считают хранителем общины друзов и символом их непреходящей веры и стойкости. Кроме того, в традиции друзов Святой Георгий считается защитником и целителем. [ 55 ] История о Святом Георгии, поражающем дракона, трактуется аллегорически, представляя собой торжество добра над злом и защиту верующих от зла. [ 55 ]
В зороастризме
[ редактировать ]В Иране есть много деятелей, чье место в процессе исламизации занял Хидр. Одной из них, как это ни парадоксально, является женская фигура Анахита . Самый популярный храм Йезда посвящен Анахите. У зороастрийцев для паломников в Йезд самым важным из шести пиров является Пир-е Сабз («зеленый храм»). Название святыни происходит от зелени листвы, растущей вокруг святилища. [ 58 ] Это до сих пор действующий храм и самое святое место для современных зороастрийцев, живущих в Иране. [ 59 ]
Каждый год с 14 по 18 июня многие тысячи зороастрийцев из Ирана, Индии и других стран совершают паломничество в Йезд в Иране, чтобы поклониться гроту на склоне холма, где находится священный источник, посвященный Пир-е Сабзу . Здесь верующие молятся о оплодотворяющем дожде и празднуют озеленение природы и обновление жизни. [ нужна ссылка ]
Как говорит Бабаян, «Хызр родственен зороастрийской богине воды Анахите , и некоторые из ее прежних святилищ в Иране были перепосвящены ему (Пир-и Сабзу)». [ 60 ] [ нужен лучший источник ]
Теории происхождения
[ редактировать ]
Источник коранического эпизода о путешествии Моисея с аль-Хиром был предметом различных мнений различных ученых. Как и некоторые другие ученые, Брэннон отмечает, что эта история, похоже, не имеет каких-либо прямых христианских или еврейских предшественников. [ 61 ] Но совсем недавнее исследование показало, что история Корана полна еврейских символов, даже если мы исторически не можем определить ее вероятную первоначальную форму. [ 30 ]
В одной из наиболее влиятельных гипотез об источнике истории аль-Хидра голландский историк начала двадцатого века Арент Ян Венсинк утверждал, что эта история была заимствована из еврейской легенды, в которой упоминаются талмудический раввин Джошуа бен Леви и Святой Пророк Илия . [ 62 ] Как и в случае с Моисеем и аль-Хидом, Иисус Навин просит последовать за Илией, который соглашается при условии, что первый не будет подвергать сомнению любые действия, которые он может предпринять. Однажды ночью Джошуа и Элайджу принимает бедняк, у которого есть только корова, которую Илия забивает. На следующий день богатый человек отказал им в гостеприимстве, но Пророк (с.а.с.) починил стену этого человека, не получив платы. Наконец, им отказывают в гостеприимстве люди в богатой синагоге, но их принимает группа бедных людей. Илия молит Бога превратить всех в богатой синагоге в правителей, но говорит, что из последних должен править только один человек. Когда Иисус Навин спрашивает Пророка, Пророк объясняет, что он убил корову в качестве замены души жены этого человека, которая должна была умереть в тот день; что он починил стену, потому что под ней было сокровище, которое в противном случае богач нашел бы, чиня ее сам; и что его молитва заключалась в том, что земля под властью одного правителя предпочтительнее страны, где правит несколько правителей. [ 63 ]
одиннадцатого века Эта еврейская легенда впервые засвидетельствована в арабском труде тунисского еврейского ученого Ниссима бен Якоба , примерно через четыреста лет после составления Корана. [ 64 ] Хаим Шварцбаум еще в 1960 году утверждал, что эта история, по-видимому, «полностью зависит от текста Корана», причем даже язык более похож на типичный классический арабский язык , чем на другие рассказы Бена Джейкоба с явным талмудическим происхождением. [ 65 ] Отмечая, что сборник Бена Джейкоба включает в себя и другие истории, имеющие явные исламские корни, Уилер также предполагает, что еврейская история Илии была создана под влиянием ислама, отмечая, что ее параллели с историей аль-Хидра более тесно связаны с разработкой более поздних исламских комментариев, а не с историей аль-Хидра. чем краткое повествование самого Корана. Например, еврейская история рассказывает о том, как Бен Леви намеренно разыскивает Илию, точно так же, как Бог велит Моисею искать аль-Хидра в исламских комментариях, тогда как в самом Коране никогда не говорится, является ли встреча Моисея и аль-Хидра преднамеренной или случайной. [ 66 ] Тесная связь между Илией и аль-Хиром также впервые засвидетельствована в ряде ранних исламских источников. [ 67 ] Бен Яаков, возможно, изменил характер ученика с Моисея на Иешуа бен Леви, потому что он опасался приписывать еврейскому пророку отрицательные качества и потому, что Бен Леви уже был знакомым повторяющимся персонажем в еврейской литературе . [ 68 ]
Другая ранняя история, похожая на историю о Хидре, имеет христианское происхождение. Поврежденная и нестандартная греческая рукопись тринадцатого века « Леймон Пневматикос» , агиографический труд доисламского византийского монаха Иоанна Мосха , включает в себя заключение повествования с участием ангела и монаха, в котором ангел объясняет некоторые странные действия. он, по-видимому, усвоил ранее утраченные части повествования. Ангел украл чашу у щедрого хозяина, потому что знал, что чаша была украдена и что хозяин невольно согрешит, если продолжит владеть ею. Он убил сына другого щедрого хозяина, потому что знал, что мальчик вырастет грешником, если достигнет совершеннолетия, но попадет в рай, если умрет до совершения своих грехов. Наконец, ангел отремонтировал стену человека, который отказал им в гостеприимстве, потому что знал, что под ней спрятано сокровище, которое в противном случае этот человек нашел бы. [ 69 ] Сказка об ангеле и монахе является частью более широкой позднеантичной христианской традиции теодицеи . [ 70 ] Французский историк Роже Паре отмечает, что история Мосха гораздо более тесно связана с эпизодом Корана, чем еврейская легенда; например, ангел в греческой истории и «слуга Божий» в Коране одновременно анонимны и расплывчато определены, в отличие от названных фигур еврейского Илии или Хидра в исламской экзегезе. [ 71 ] Габриэль Саид Рейнольдс , ученый исламского богословия, считал рассказ о Мосхе вероятным источником коранического повествования. [ 72 ]
Шварцбаум утверждал, что кораническое повествование зародилось в контексте поздней античности, в котором были популярны христианские легенды теодицеи с участием монахов, будучи эквивалентом христианской пневматики со знаниями, полученными непосредственно от Божественного». [ 73 ] Шварцбаум также высказал предположение о еврейском прототипе Хидра, возможно, легенде о том, что Моисей стал учеником будущего раввина Акивы , составителя Устной Торы . [ 74 ] Соглашаясь с тем, что история Корана «сочетает в себе разрозненные элементы мотивов поздней античности», Уилер отвергает связь Шварцбаума между раввином Акивой и Хиром. [ 75 ]
В кораническом повествовании, которое непосредственно предшествует встрече Моисея с Хиром, рыба, которую Моисей и его слуга намеревались съесть, убегает в море, а пророк встречает Хидра, когда он возвращается к месту, откуда сбежала рыба. Обычно считается, что эпизод с рыбой происходит из эпизода « Романа об Александре поздней античности», в котором повар Александра обнаруживает Источник Жизни , омывая в нем мертвую рыбу, которая затем оживает и убегает. [ 76 ] Роман об Александре частично заимствован из древнего эпоса о Гильгамеше , а это означает, что повествование Корана в конечном итоге связано с историей Гильгамеша. [ 77 ]
Некоторые ученые, в том числе Венсинк, утверждали, что некоторые элементы истории Моисея и Хидра демонстрируют влияние «Эпоса о Гильгамеше» . В этом направлении анализа Хидр считается исламским аналогом Утнапиштима , бессмертного мудреца из месопотамской мифологии , обладающего эзотерическими знаниями от богов, с которым Гильгамеш безуспешно консультируется, чтобы достичь бессмертия. Хидр похож на Утнапиштим в том, что они оба считаются бессмертными, хотя бессмертие первого упоминается только в более поздних исламских источниках, а не в Коране, и это бессмертие означает только очень долгую жизнь, поскольку в исламе все, кроме Бога, умрут в конце. - и в этом Моисей встречает Хидра в «месте встречи двух вод», а Гильгамеш посещает Утнапиштим в «устье вод». [ 78 ]
Другая гипотеза происхождения Хидра сравнивает его с угаритским богом Котар-ва-Хасисом . Оба персонажа имеют некоторые удивительно общие черты. Например, Котар и Хидр обладают мудростью и тайными знаниями. Обе фигуры участвуют в убийстве дракона. Котар помогает Баалу убить Ям-Нахара , изготавливая для него оружие. Хидр помогает суфиям или вали, таким как Сары Салтык, в их борьбе с драконом. Оба также известны как фигуры «моряков», которые символически связаны с морем, озером и реками. Хидр часто имеет некоторые черты моряка, даже в культурных районах, не связанных напрямую с морем, таких как горный Дерсим. [ 79 ] Однако ученый, выдвинувший этот аргумент недавно (2019 г.), пересмотрел его. Хотя эти две фигуры во многом имеют общие параллели, исторический анализ показал, что ошибочно рассматривать только эту символическую гармонию. Согласно этой точке зрения, хотя Хидр и имеет некоторые общие черты, вытекающие из мифологической личности Илии, перенесенной из Котара и Хасиса, на самом деле он является синкретической формой Еноха и Элии. Потому что кораническая история о Хидре, анонимно упомянутом в суре аль-Кахф, по сути, представляет собой енохианскую версию истории Илии. [ 30 ] Небольшая теория предполагала, что аль-Хидр — это другое имя тамильского бога Муругана , поскольку некоторые говорят, что их происхождение похоже друг на друга, но эта теория кажется недоказанной. [ 80 ]
Сравнительная мифология
[ редактировать ]В различных источниках аль-Хидр связывают с фигурой Зу аль-Карнайна , которого обычно называют Александром Великим . [ 81 ] хотя многие исламские ученые отвергли это утверждение, поскольку Александр Македонский был многобожником. По одной из версий, аль-Хир и Зуль-Карнайн пересекают Землю Тьмы, чтобы найти Воду Жизни . Зуль-Карнайн теряется в поисках источника, но аль-Хир находит его и обретает вечную жизнь. Согласно Вахбу ибн Мунаббиху , цитируемому Ибн Хишамом , король Сааб получил прозвище Зу аль-Карнайн от аль-Хидра после встречи с ним в Иерусалиме. [ 81 ] Существует также несколько версий « Романа об Александре» , в которых аль-Хир фигурирует как слуга Александра Великого. В «Эскандарнаме» анонимного автора Зуль-Карнайн просит аль-Хидра привести его и его армии к Воде Жизни. [ 82 ] Аль-Хир соглашается и в конце концов самостоятельно натыкается на Воду Жизни. [ 83 ] Роль Хидра расширена в «Сират аль-Искандар» 13-го века , где он повсюду является спутником Александра. [ 84 ]
Некоторые ученые предполагают, что аль-Хир также представлен в сказке о короле Артуре «Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь» как Зеленый рыцарь . [ 85 ] По сюжету Зеленый рыцарь трижды искушает веру сэра Гавейна. Персонаж аль-Хидра, возможно, пришел в европейскую литературу в результате смешения культур во время крестовых походов . [ 86 ] Также возможно, что эта история происходит из ирландского мифа , существовавшего до Крестовых походов, в котором Кухулин и два других героя соревнуются за курадмир , избранную долю, которую получают чемпионы на пирах; в конечном счете, Кухулин - единственный, кто готов позволить гиганту - на самом деле королю, который магически замаскировался - отрубить ему голову, согласно их соглашению.
В некоторых частях Индии аль-Хидр также известен как Хаваджа Хидр , речной дух колодцев и ручьев. [ 87 ] Он упоминается в «Сикандар-наме» как святой, управляющий источником бессмертия, и его почитают как индуисты, так и мусульмане. [ 87 ] Иногда его изображают в виде старика, одетого в зеленое, и полагают, что он ездит верхом на рыбе. [ 87 ] Его главная святыня находится на острове реки Инд у Бхаккара в Пенджабе, Пакистан . [ 87 ]
В «Маске неразумия» знаменитого писателя-фантаста Филипа Хосе Фармера Рамстан, капитан « Аль-Бурака» , редкой модели космического корабля, способного мгновенно перемещаться между двумя точками, пытается остановить неопознанное существо, уничтожающее разумную жизнь на планетах по всему миру. вселенной, его преследует повторяющееся видение встречи с аль-Хидом.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сиджилмаси, Ахмад ибн аль-Мубарак (2007). Чистое золото со слов Сайиди Абд аль-Азиза ад-Даббаха = ад-Забаб аль-Ибриз мин калам Сайиди Абд аль-Азиза ад-Даббаха . Джон О’Кейн, Бернд Радтке. Лейден, Нидерланды. п. 684. ИСБН 978-90-474-3248-7 . ОСЛК 310402464 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Чишти (11 марта 2018 г.). «10 суфийских сказаний о Ходжа Хидре» . Суфийская таверна . Проверено 16 ноября 2021 г.
- ^ Пророки Брэннона Уиллера в Коране: Введение в Коран и мусульманская экзегеза A&C Black 2002 ISBN 978-0-826-44956-6 стр. 225
- ^ Bruce Privratsky Muslim Turkistan: Kazak Religion and Collective Memory Routledge, 19 Nov 2013 ISBN 9781136838170 с. 121
- ^ Джон П. Браун Дарвиши: или Восточный спиритуализм Routledge 2013 ISBN 978-1-135-02990-6 стр. 100
- ^ MC Lyons. Арабский эпос: Том 1, Введение: героические и устные рассказы Cambridge University Press, 2005 г. ISBN 9780521017381 с. 46
- ^ Рейнольдс, Габриэль Саид (2009). «Ангелы» . Энциклопедия ислама, третье издание . дои : 10.1163/1573-3912_ei3_COM_23204 . ISBN 9789004181304 .
- ^ «Добро пожаловать в энциклопедию Ираника» . iranicaonline.org .
- ^ Гюрдал Аксой, Дерсим: алевизм, армянство, курдство , Анкара, 2012, с. 65-80, издательство Дипнот (на турецком языке), ISBN 9786054412501 ; Anna Krasnowolska, ḴEZR , Encyclopædia Iranica, 2009
- ^ «ḴEZR - Иранская энциклопедия» . Ираникаонлайн.орг . Проверено 13 января 2017 г.
- ^ « Хызыр против Хызыра: Хызыр в Дерсимском алевизме в контексте истории культуры, социологии религии и астрологии», в Кызылбашлыке, Алевизм, Бекташизм (История-Идентичность-Вера-Ритуал), Составитель: Ялчин Чакмак – Имран Гюрташ, Стамбул , 2015: Контакты | Гюрдал Аксой» . Академия.edu . 1 января 1970 года . Проверено 13 января 2017 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Аксой 2012, с. 65-80; Элизабет Ки Фауден, Варварская равнина: Святой Сергий между Римом и Ираном , Беркли, 1999, University of California Press; Ф.В. Хаслак, «Двусмысленные святилища и пропаганда бекташи», Ежегодник Британской школы в Афинах , Vol. 20 (1913/1914), с. 101-2
- ^ «Неоднозначные святилища и пропаганда бекташей» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 28 июня 2014 года . Проверено 14 сентября 2014 г.
- ^ Адиль, Назим. «Святой Георгий (Хидр) убивает дракона и становится святым» . СуфиЛайв . Суфийский орден Накшбанди Хаккани . Проверено 1 декабря 2021 г.
- ^ Кумар, П. Пратап (11 сентября 2014 г.). «Современный индуизм в Северной Индии» . Синдхи-индусы . Рутледж . п. 121. ИСБН 9781317546368 . Проверено 4 июля 2020 г.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Джетт, Захида Рехман (3 июня 2015 г.). «Колыбель толерантности Джулай Лала» . Новости рассвета . Проверено 17 июля 2019 г.
- ^ Тео Маартен ван Линт, «Дар поэзии: Хидр и Иоанн Креститель как святые покровители мусульманских и армянских ашиков – ашулов», Ван Гинкель Дж. Дж., Мурре-ван ден Берг HL , Ван Линт TM (ред.), Новое определение христианства Личность. Культурное взаимодействие на Ближнем Востоке с момента возникновения ислама , Левен-Париж-Дадли, Петерс, 2005 (Orientalia Lovaniensia Analecta 134), стр. 335-378 ISBN 90-42914181
- ^ HS Haddad, «Георгианские» культы и святые Леванта, Numen , Vol. 16, Фаск. 1 апреля 1969 г., с. 21-39, см. JSTOR 3269569 ; Дж. Макли, «Святой Георгий: покровитель Англии?», доклад представлен на семинаре по исследованиям персонала, Университет Нортгемптона, 5 мая 2011 г.
- ^ Раз, Дэн Савери. «Забытое племя Израиля» . www.bbc.com . Проверено 30 мая 2022 г.
- ^ Макли, Дж. (5 мая 2011 г.). «Святой Георгий: покровитель Англии?» (PDF) . Nectar.northampton.ac.uk . Проверено 13 января 2017 г.
- ^ Бадамо, Хизер А. (2011). Образ и сообщество: изображения военных святых в средневековом Восточном Средиземноморье (докторская диссертация). Мичиганский университет. hdl : 2027.42/89747 .
- ^ Сахих Муслим 2938a; Внутрикнижная ссылка: Книга 54, Хадис 136; Английский перевод: Книга 41, Хадис 7017; https://sunnah.com/muslim:2938a
- ^ Сахих Муслим 2538a; Внутрикнижная ссылка: Книга 44, Хадис 310; Английский перевод: Книга 31, Хадис 6162; https://sunnah.com/muslim:2538a
- ^ Коран 21:34
- ^ Гюрдал Аксой, Дерсим Алеви Курдская мифология , Стамбул, 2006, издательство Комал, ISBN 975710213X
- ^ см. А. Дж. Венсинк, «аль-Хадир», в «Энциклопедии ислама» , IV, стр. 902–5.
- ↑ Дэлли защищает традиционное мнение: «Имя или эпитет Атрахасис используется для обозначения искусного бога мастерства Котар-ва-хасиса в угаритской мифологии и сокращенно до Хоусора в греческом отчете о сирийском происхождении, рассказанном Филоном Библским. Аналогичное аббревиатура используется в имени исламского мудреца Аль-Хидра…» Стефани Дэлли , Мифы из Месопотамия: Сотворение мира, Потоп, Гильгамеш и другие , Оксфорд, исправленное издание 2000 г., стр. 2 ISBN 0-19-283589-0
- ^ «Мифы Месопотамии – Сотворение мира, Потоп, Гильгамеш и другие» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 5 сентября 2014 года . Проверено 25 августа 2014 г.
- ^ Гюрдал Аксой, 2006 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Аксой, Гурдал (2019). «Сура аль-Кахф в контексте эллинистического и енохического иудаизма: Моисей, Хидр и Зуль-Карнайн» [Сура аль-Кахф в контексте эллинистического и енохического иудаизма; Моисей, Хидр и Зуль-Карнайн].
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Коран 18:65
- ^ Уиллер 2002 , с. 23.
- ^ Уиллер 2002 , стр. 23–24.
- ^ Коран 18:66
- ^ Коран 18:68
- ^ Сирил Гласс (2001). Новая энциклопедия ислама . Альтамира. п. 257.
- ^ Ибн аль-Джазари, 1994, с. 228
- ^ Аль-Кулайни, Абу Джафар Мухаммад ибн Якуб (2015). Китаб аль-Кафи . Южный Хантингтон, Нью-Йорк: Исламская семинария Inc. ISBN 9780991430864 .
- ^ Нурси С. и Вахиде С. (2001). Письма. Стамбул: Сёзлер Нешрият.
- ^ Аль-Табари (1991). История ат-Табари . Олбани: Государственный университет Нью-Йорка. стр. 1–2.
- ^ аль-Табари (1991). История ат-Табари . Олбани: Государственный университет Нью-Йорка. п. 2.
- ^ аль-Табари (1991). История ат-Табари . Олбани: Государственный университет Нью-Йорка. стр. 2–3.
- ^ Перейти обратно: а б Аль-Табари (1991). История ат-Табари . Олбани: Государственный университет Нью-Йорка. п. 3.
- ^ Аль-Табари (1991). История ат-Табари . Олбани: Государственный университет Нью-Йорка. стр. 4–5.
- ^ Аль-Табари (1991). История ат-Табари . Олбани: Государственный университет Нью-Йорка. п. 17.
- ^ «История мечети Джамкаран» . Новости Джафарии. Архивировано из оригинала 9 февраля 2012 года . Проверено 10 марта 2013 г.
- ^ Наср, Вали, Шиитское возрождение , (Нортон, 2006), стр.220
- ^ Краткая энциклопедия ислама, К. Гласс, Исмаилиты: «[Исмаилиты верят] в« постоянного Имама »».
- ^ Сиджилмаси, Ахмад ибн аль-Мубарак (2007). Чистое золото со слов Сайиди Абд аль-Азиза ад-Даббаха = ад-Забаб аль-Ибриз мин калам Сайиди Абд аль-Азиза ад-Даббаха . Джон О’Кейн, Бернд Радтке. Лейден, Нидерланды. ISBN 978-90-474-3248-7 . ОСЛК 310402464 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Священный Коран» . Алислам.org . Проверено 10 марта 2013 г.
- ^ «Священный Коран» . Алислам.org . Проверено 10 марта 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Суэйд, Сэми (2015). Исторический словарь друзов . Роуман и Литтлфилд. п. 77. ИСБН 9781442246171 .
- ^ Перейти обратно: а б Хаммер, Леонард (2009). Святые места в израильско-палестинском конфликте: противостояние и сосуществование . Рутледж. п. 76. ИСБН 9781135268121 .
- ^ Беннетт, Крис (2010). Каннабис и решение сомы . Роуман и Литтлфилд. п. 77. ИСБН 9781936296323 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Ферг, Эрика (2020). География, религия, боги и святые в Восточном Средиземноморье . Рутледж. стр. 197–200. ISBN 9780429594496 .
- ^ Исхак Хури, Фуад (2009). Быть друзом . Издательство Мичиганского университета. п. 39. ИСБН 9781904850014 .
Друзы полагают, что аль-Хидр соответствует Святому Георгию в христианстве и Пророку Яхье в исламе.
- ^ Перейти обратно: а б с д Борепер, Пьер-Ив (2017). Религиозные взаимодействия в Европе и средиземноморском мире: сосуществование и диалог с 12 по 20 века . Тейлор и Фрэнсис. п. 310-314. ISBN 9781351722179 .
- ^ Дженни Роуз, Зороастризм: Введение , Индия, 2010: IB Tauris, стр. 123.
- ^ Майкл Штраусберг, Зороастрийские ритуалы в контексте , Лейден, 2004: Брилл, с. 563; Пайам Набарз, Тайны Митры. Языческая вера, сформировавшая христианский мир , предисловие К. Мэтьюз, КАНАДА, 2005, с. 99-100.
- ^ Кэтрин Бабаян (2002). Мистики, монархи и мессии: культурные ландшафты Ирана раннего Нового времени . Издательство Гарвардского университета. п. 368 . ISBN 0-932885-28-4 . Бабаян цитирует Мэри Бойс (1967). «Биби Шарбахну и леди Парса». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований (30): 32. Бабаян также цитирует что-то, указанное только как «Миршокрай, Тахлил аз Расми-и Сунни-йи Чихилум-и Бахар, Кирманшенаси , Кирман (1982), 365–374. ."
- ^ Уилер 2002 , с. 10.
- ^ Уиллер 1998a , с. 153.
- ^ Уиллер 1998a , с. 154.
- ^ Уиллер 1998a , стр. 155–56.
- ^ Шварцбаум 1960 , с. 159.
- ^ Уиллер 1998a , стр. 164–65.
- ^ Уиллер 1998a , стр. 165–67.
- ^ Уиллер 1998a , стр. 169–70.
- ^ Парет 1968 , стр. 137–38.
- ^ Парет 1968 , стр. 145–59.
- ^ Парет 1968 , с. 143.
- ^ Рейнольдс 2018 , с. 465.
- ^ Шварцбаум 1960 , стр. 134–36.
- ^ Шварцбаум 1960 , стр. 136–140.
- ^ Уиллер 1998a , с. 158.
- ^ Рейнольдс 2018 , стр. 463–65.
- ^ Уилер 2002 , с. 26.
- ^ Уилер 2002 , стр. 26–30.
- ^ Гюрдал Аксой, «Курдская мифология Дерсима Алеви», Религиозные деятели в Раа Хаке», Стамбул, 2006, публикации Комала, ISBN 978-975710213-7 , стр. 215-93
- ^ Ислам и тамильский бог Муруган , получено 24 января 2023 г. - через Google You Tube.
- ^ Перейти обратно: а б Уилер, Брэннон М. (1998). «Моисей или Александр? Ранняя исламская экзегеза Корана 18:60-65». Журнал ближневосточных исследований . 57 (3): 200. дои : 10.1086/468638 . S2CID 162366963 .
- ^ Аноним (1978). Искандарнамах . Нью-Йорк: Колумбийский университет. п. 55.
- ^ Аноним (1978). Искандарнамах . Нью-Йорк: Колумбийский университет. п. 57.
- ^ Зувийя, З. Дэвид (2011). «Александровский романс в арабской традиции». В З. Дэвиде Зувийе (ред.). Спутник Александра Литература в средние века . Брилл. стр. 73–112. .
- ^ Ласатер, Алиса Э. (1974). От Испании до Англии: сравнительное исследование арабской, европейской и английской литературы средневековья. Университетское издательство Миссисипи.
- ^ Ахмад, Хазрат аль-Хадж Мирза Баширудин Махмуд -Халифатул Масих II. Тафсир и Кабир IV. (10 томов. Рабва, 1962).
- ^ Перейти обратно: а б с д Лонгворт Дэймс, М. «Хваджа Хидр» . Энциклопедия ислама, второе издание . Проверено 21 апреля 2012 г.
Библиография
[ редактировать ]- Парет, Роджер (1968). «Византийская параллель Корану, XVIII, 59–81» . Обзор византийских исследований (на французском языке). 26 :137–159. дои : 10.3406/rebyz.1968.1402 . Проверено 19 августа 2020 г.
- Рейнольдс, Габриэль Саид (2018). Коран и Библия: текст и комментарии . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-18132-6 . Проверено 19 августа 2020 г.
- Шварцбаум, Хаим (1960). «Еврейские и мусульманские версии некоторых легенд о теодицеи. (Аа-Т. 759)» . Фабула . 3 (1): 119–169. дои : 10.1515/фабл.1960.3.1.119 . S2CID 163130890 . Проверено 19 августа 2020 г.
- Микеланджело Шассер: Восточные элементы в Сурат аль-Кахф . Анналы религиозной науки 1, Brepols Publishers, 2008 г., ISSN 2031-5929 , с. 255-289 ( Интернет-журналы Бреполя )
- Оливер Лиман: Коран: энциклопедия . Тейлор и Фрэнсис 2006 г., ISBN 0-415-32639-7 , с. 343–345 ( [1] , стр. 343, в Google Книгах )
- Уилер, Брэннон М. (1998a). «Еврейское происхождение Корана 18:65–82? Пересмотр теории Арента Яна Венсинка». Журнал Американского восточного общества . 118 (2): 153–171. дои : 10.2307/605888 . JSTOR 605888 .
- ———— (2002). Моисей в Коране и исламская экзегеза . Рутледж. ISBN 0-7007-1603-3 . Проверено 19 августа 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]