Будды Бамиана
Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО | |
---|---|
Расположение | Бамиан , Афганистан |
Часть | Культурный ландшафт и археологические остатки долины Бамиана |
Критерии | Культурные: i, ii, iii, iv, vi. |
Ссылка | 208-001 |
Надпись | 2003 г. (27-я сессия ) |
Находящийся под угрозой исчезновения | 2003 – настоящее время |
Область | 105 га |
Буферная зона | 225,25 га |
Координаты | 34 ° 49'55 "N 67 ° 49'36" E / 34,8320 ° N 67,8267 ° E |
Будды Бамиана ( пушту : د بامینو بودای پیزی , дари : статуи Будды в Бамиане ) были двумя, возможно, VI века. [ 3 ] монументальные буддийские статуи в долине Бамиан в Афганистане . Расположенный в 130 километрах (81 милях) к северо-западу от Кабула , на высоте 2500 метров (8200 футов), радиоуглеродное датирование структурных компонентов Будд установило, что меньший «Восточный Будда» высотой 38 м (125 футов) был построен. около 570 г. н.э., а более крупный «Западный Будда» высотой 55 м (180 футов) был построен около 618 г. н.э., что датируется временем, когда эфталиты . этим регионом правили [ 2 ] [ 4 ] [ 5 ] Будучи объектом Всемирного наследия исторического афганского буддизма ЮНЕСКО , он был священным местом для буддистов на Шелковом пути . [ 6 ] Однако в марте 2001 года обе статуи были разрушены талибами после приказа лидера талибов муллы Мухаммада Омара от 26 февраля 2001 года уничтожить все статуи в Афганистане, «чтобы никто не мог поклоняться им или уважать их в будущем». ". [ 7 ] Международное и местное мнение осудило уничтожение Будд. [ 8 ]
Статуи представляли собой более позднюю эволюцию классического смешанного стиля греко-буддийского искусства в Гандхаре . [ 9 ] Большую статую называли «Сальсал» («свет сияет во вселенной») и называли мужчиной. Меньшая статуя называется «Шах Мама» («Королева-мать») и идентифицируется как женская фигура. [ 10 ] [ 11 ] Технически оба они представляли собой рельефы : сзади они сливались со стеной утеса. Основные корпуса были высечены прямо в скалах из песчаника, а детали были вылеплены из глины, смешанной с соломой, и покрыты штукатуркой . Это покрытие, большая часть которого уже давно стерлась, было нарисовано для усиления выражения лиц, рук и складок одежд; больший был окрашен в карминно-красный цвет , а меньший — в несколько цветов. [ 12 ] Нижние части рук статуй были построены из той же глиняно-соломенной смеси и опирались на деревянные каркасы . Считается, что верхняя часть их лиц состояла из огромных деревянных масок. [ 2 ]
Со 2-го века нашей эры Бамиан был буддийским религиозным объектом на Шелковом пути под властью Кушанов , оставаясь таковым до исламских завоеваний 770 года нашей эры и, наконец, перейдя под власть тюркских Газневидов в 977 году нашей эры. [ 1 ] В 1221 году Чингисхан вторгся в долину Бамиана, уничтожив большую часть ее населения, но оставив Бамианских Будд неповрежденными. [ 13 ] [ 14 ] Позже, в 17 веке, Великих Моголов император Аурангзеб ненадолго приказал использовать артиллерию для разрушения статуй, причинив некоторый ущерб, хотя Будды выжили без каких-либо серьезных повреждений. [ 15 ] [ 16 ] [ 14 ]
Будды были окружены многочисленными пещерами и поверхностями, украшенными картинами. [ 17 ] Считается, что они в основном датируются VI-VIII веками нашей эры и прекратили свое существование с мусульманскими завоеваниями Афганистана . [ 17 ] Меньшие произведения искусства рассматриваются как художественный синтез буддийского искусства и искусства Гуптов из древней Индии , с влиянием Сасанидской империи и Византийской империи , а также Тохара Ябгуса . [ 17 ]
История
[ редактировать ]ввод в эксплуатацию
[ редактировать ]Бамиан лежит на Шелковом пути , который проходит через горный регион Гиндукуш в долине Бамиана. Шелковый путь исторически был караванным маршрутом, связывающим рынки Китая с рынками западного мира. Здесь располагалось несколько буддийских монастырей , а также процветающий центр религии, философии и искусства. Монахи монастырей жили отшельниками в небольших пещерах, высеченных в склонах скал Бамиана. Большинство этих монахов украсили свои пещеры религиозными скульптурами и сложными яркими фресками , разделяя культуру Гандхары .
Великие Будды Бамиана были построены около 600 г. н. э. при эфталитах , которые в то время правили княжествами в районах Тохаристана и северного Афганистана. [ 4 ] [ 19 ] Бамиан был буддийским религиозным объектом со 2-го века нашей эры при кушанах и оставался таковым до времени мусульманского завоевания халифата Аббасидов при Аль-Махди в 770 году нашей эры. Он снова стал буддийским с 870 г. н.э. до окончательного исламского завоевания в 977 г. н.э. под руководством тюркской династии Газневидов . [ 1 ] Фрески в прилегающих пещерах были датированы радиоуглеродным методом с 438 по 980 годы нашей эры, что позволяет предположить, что буддийская художественная деятельность продолжалась вплоть до окончательного оккупации мусульманами. [ 1 ]
Двумя наиболее выдающимися статуями были гигантские стоящие скульптуры Будд Вайрочаны и Шакьямуни (Гаутамы Будды), отмеченные различными мудрами выполняемыми . Будда, которого в народе называли «Сольсол», имел рост 55 метров, а «Шахмама» — 38 метров. Ниши, в которых стояли фигуры, имеют высоту соответственно 58 и 38 метров снизу вверх. [ 20 ] [ 21 ] До того, как их взорвали в 2001 году, они были крупнейшими в мире образцами резных изображений стоящего Будды ( Гигантский Будда Лэшань 8-го века выше, [ 22 ] но сидит).
После разрушения статуй в 2001 году радиоуглеродное датирование органических внутренних структурных компонентов, обнаруженных в развалинах, установило, что два Будды были построены ок. 600 г. н.э. , с узкими датами между 544 и 595 гг. н.э. для 38-метрового Восточного Будды и между 591 и 644 гг. н.э. для более крупного Западного Будды. [ 1 ] Недавние исследования также дали во многом схожие даты, основанные на стилистическом и историческом анализе, хотя сходство с Искусством Гандхары в целом способствовало более ранним датировкам в более старой литературе. [ 1 ]
В исторических документах упоминаются торжества, проводимые каждый год и привлекающие многочисленных паломников, с жертвоприношениями монументальным статуям. [ 23 ] Это были, пожалуй, самые известные культурные достопримечательности региона, и это место было внесено в список ЮНЕСКО Всемирного наследия вместе с окружающим культурным ландшафтом и археологическими памятниками долины Бамиана. Их цвет со временем потускнел. [ 24 ]
Домодернистская эпоха
[ редактировать ]Китайский буддийский паломник Сюаньцзан посетил это место 30 апреля 630 г. [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] и описал Бамиан в « Да Тан Сию Цзи» как процветающий буддийский центр «с более чем десятью монастырями и более чем тысячей монахов». Он также отметил, что обе фигуры Будды были «украшены золотом и прекрасными драгоценностями» (Риггинс, 1995). Любопытно, что Сюаньцзан упоминает третью, еще большую, лежащую статую Будды. [ 12 ] [ 27 ] Монументальный сидящий Будда, похожий по стилю на тех, что находятся в Бамиане, до сих пор существует в пещерах храма Бинглин в китайской Ганьсу провинции .
-
Гравюра Будды, 19 век.
-
Местные жители стоят возле большей статуи Будды «Сальсал», ок. 1940 год
-
Фотография сделана Франсуазой Фолио.
-
Меньший, 38-метровый Будда, 1977 год.
-
Возможное восстановление первоначального облика Западного Будды (Вайрочаны)
-
Почтовая марка на тему Бамиана (1951 г.), выпущенная Postes Afghanes (Afghan Post)
Фрески
[ редактировать ]Будды окружены многочисленными пещерами и поверхностями, украшенными картинами. [ 17 ] Считается, что период расцвета приходился на 6-8 века нашей эры, до начала исламских вторжений. [ 17 ] Эти произведения искусства рассматриваются как художественный синтез буддийского искусства и искусства Гуптов из Индии с влиянием Сасанидской империи и Византийской империи , а также страны Тохаристан . [ 17 ] Более поздние картины относятся к « тюркскому периоду » (7–9 века н.э.). [ 28 ]
Восточный Будда (построен ок. 544–595 гг. Н. Э. )
[ редактировать ](7 век н. э.)
Большинство поверхностей в нише, в которой находится Будда, должно быть, были украшены красочными фресками, окружавшими Будду множеством картин, но до наших дней сохранились только фрагменты. Для 38-метрового Восточного Будды, построенного между 544 и 595 годами нашей эры, основными сохранившимися фресками были те, что были на потолке, прямо над головой Будды. Недавнее датирование, основанное на стилистическом и историческом анализе, подтверждает даты этих фресок, которые соответствуют датам строительства самих Будд по углеродным оценкам: фрески Восточного Будды были датированы Климбургом-Солтером (1989) 6-8 веками нашей эры. ) и после 635/645 г. н.э. Танабе (2004). [ 1 ] Еще в 2002 году Мэрилин Мартин Ри утверждала, что появление Восточного Будды датируется III–IV веками, основываясь на художественных критериях. [ 32 ]
Бог Солнца
[ редактировать ]Среди самых известных картин Будд Бамиана потолок меньшего Восточного Будды представляет собой солнечное божество на колеснице, запряженной лошадьми, а также церемониальные сцены с королевскими особами и преданными. [ 29 ] Бог одет в кафтан в стиле Тохара , сапоги, держит копье. [ 33 ] Его изображение заимствовано из иконографии иранского бога Митры , почитаемого в Согдиане . [ 33 ] Он едет на двухколесной золотой колеснице, запряженной четверкой лошадей. [ 33 ] Два крылатых служителя стоят сбоку от колесницы в коринфском шлеме с пером и держат щит. [ 33 ] В верхней части изображены боги ветра, летящие с шарфом в обеих руках. [ 33 ] Эта композиция уникальна и отличается от Гандхары или Индии , но есть некоторые сходства с картинами Кызыла и Дуньхуана . [ 33 ]
Центральное изображение Бога Солнца на его золотой колеснице обрамлено двумя боковыми рядами лиц: царей и сановников, смешивающихся с Буддами и Бодхисаттвами . [ 31 ] Один из персонажей, стоящих позади монаха в профиль, скорее всего, король Бамиана. [ 31 ] Он носит зубчатую корону с одним полумесяцем и коримбом , тунику с круглым вырезом и сасанидскую повязку на голову. [ 31 ]
Доноры эфталита
[ редактировать ]Бамианские Будды были построены во времена эфталитов. [ 5 ] Некоторые фигуры имеют характерный внешний вид эфталитов Тохаристана : . подпоясанные куртки с уникальным отворотом туники, сложенным на правой стороне, остриженными волосами, аксессуарами для волос, характерной физиономией и круглыми безбородыми лицами [ 31 ] [ 34 ] Эти фигуры должны представлять жертвователей и властителей, поддержавших строительство монументального гигантского Будды. [ 31 ] Лица на этой картине очень похожи на лиц, изображенных в Балалык-Тепе , и могут быть родственниками гефталитов . [ 35 ] [ 36 ] Они причастны «художественной традиции эфталитов, правящих классов Тухарестана ». [ 36 ]
Эти фрески исчезли после разрушений в 2001 году. [ 31 ]
-
Вероятный король Бамиана, в сасанидском стиле, в нише 38-метрового Будды, рядом с Богом Солнца Бамианом. [ 29 ] [ 31 ] [ 37 ]
-
Вероятные гепталитские правители Тохаристана , в одноотворотном кафтане и однополумесяцной короне, в боковом ряду сановников рядом с Богом Солнца. [ 34 ] [ 35 ] [ 31 ]
Западный Будда (построен ок. 591–644 гг. Н. Э. )
[ редактировать ]Вокруг более высокого 55-метрового Западного Будды на потолке и по бокам также сохранилось несколько фресок. Многие из них имеют более традиционный буддийский характер. На некоторых из более поздних фресок изображены преданные-мужчины в с двойными лацканами кафтанах . [ 38 ]
-
Картины небесных существ в нише 55-метрового Будды.
-
Западный Будда, Ниша, потолок, восточная часть E1 и E2. [ 39 ]
-
Бодхисаттва, потолок ниши Великого Западного Будды, начало VII века, Бамиан.
-
с двойным отворотом Подвижник в кафтане , левая стена ниши Западного Будды. [ 39 ] [ 40 ] Его также описывали как эфталита . [ 41 ]
Прилегающие пещеры
[ редактировать ]Более поздние фрески Бамиана, датированные VII–VIII веками нашей эры, изображают множество преданных-мужчин в с двойными лацканами кафтанах . [ 38 ] Произведения искусства демонстрируют изысканность и космополитизм, сравнимые с другими произведениями искусства Шелкового пути , такими как произведения Кызыла , и объясняются спонсорской поддержкой западных тюрков ( Ябгуса Тохаристана ). [ 38 ] В близлежащих пещерах Какрак также есть несколько произведений искусства.
-
Бодхисаттва Майтрейя, потолок пещеры Е, конец VII - начало VIII века, Бамиан.
-
Будда в короне и накидке из шамалья . Картина в нише «I» в Бамиане, VII век н.э.
-
Преданный в кафтане с двойным лацканом рядом с Буддой. Пещера G, Бамиан (фрагмент)
-
Реконструированная фреска пещеры G, Бамиан
После разрушения Будд было обнаружено еще 50 пещер. В 12 пещерах были обнаружены настенные росписи. [ 42 ] В декабре 2004 года международная группа исследователей заявила, что настенные росписи в Бамиане были написаны между 5 и 9 веками, а не с 6 по 8 веками, ссылаясь на свой анализ радиоактивных изотопов, содержащихся в соломенных волокнах, найденных под картинами. Считается, что картины были написаны художниками, путешествовавшими по Шелковому пути. [ 43 ]
Ученые из Токийского научно-исследовательского института культурных ценностей в Японии, Центра исследований и реставрации французских музеев во Франции, Института консервации Гетти в США и Европейской установки синхротронного излучения (ESRF) в Гренобле , Франция, проанализировали образцы. из картин, [ 44 ] обычно менее 1 мм в поперечнике. [ 45 ] Они обнаружили, что краска содержала такие пигменты , как киноварь (красный сульфид ртути ) и свинцовые белила ( карбонат свинца ). Они были смешаны с различными связующими веществами, включая натуральные смолы, камеди (возможно, клей из кожи животных или яйцо), [ 45 ] и масла, вероятно, полученные из грецких орехов или мака. [ 43 ] В частности, исследователи идентифицировали олифу с фресок, изображающих Будд в ярко-красных одеждах, сидящих, скрестив ноги, среди пальмовых листьев и мифических существ, как написанных в середине VII века. [ 42 ] Считается, что это старейшие из известных сохранившихся образцов масляной живописи , возможно, предшествовавшие масляной живописи в Европе на целых шесть столетий. [ 43 ] Открытие может привести к переоценке работ в древних руинах в Иране, Китае, Пакистане, Турции и Индии. [ 43 ]
Первоначальное подозрение, что масло могло быть связано с загрязнением пальцев, поскольку в буддийской традиции поощряется прикосновение к картине. [ 45 ] был развеян спектроскопией и хроматографией, что дало недвусмысленный сигнал о намеренном использовании олиф, а не примесей. [ 45 ] Под слоями краски были обнаружены масла, в отличие от поверхностных загрязнений. [ 45 ]
Ученые также нашли перевод начального раздела оригинальной санскритской сутры Пратитьясамутпада , переведенный Сюаньцзаном , в котором изложены основные убеждения буддизма и говорится, что все вещи преходящи. [ 46 ]
Нападения на статуи
[ редактировать ]В 1221 году, с приходом к власти Чингисхана , «ужасное бедствие постигло Бамиан». [ 16 ] [ 14 ] Тем не менее, статуи были сохранены. Основатель Великих Моголов Бабур написал в сентябре 1528 года, что приказал уничтожить оба города. [ 47 ] Позже император Великих Моголов Аурангзеб попытался использовать тяжелую артиллерию, чтобы разрушить статуи. Ноги Будд были сломаны из-за действий Аурангзеба. [ 15 ] Очередную попытку разрушить статуи Бамиана предпринял персидский царь XVIII века Надер Афшар , направив по ним артиллерийский огонь. [ 48 ]
Афганский король Абдур Рахман-хан в 19 веке уничтожил верхнюю часть лица более крупной фигуры во время военной кампании против хазарейского восстания в этом районе. [ 49 ]
Вторжения Талибана (1998–2001 гг.)
[ редактировать ]Во время гражданской войны в Афганистане территория вокруг Будд первоначально находилась под контролем Хезбе Вахдат — части Северного Альянса — которая выступала против Талибана. Однако в августе 1998 года Мазари-Шариф пал , а долина Бамиана была полностью окружена талибами. [ 50 ] Город был захвачен 13 сентября 1998 года после успешной блокады. [ 51 ] [ 52 ]
Абдул Вахед, местный командир Талибана, который задолго до этого объявил о своем намерении уничтожить Будд, просверлил в головах Будд дыры, в которые планировал загрузить взрывчатку. [ 53 ] Ему помешал Мохаммед Омар , фактический лидер Талибана: [ 53 ] По словам представителя ООН Майкла Семпла:
Мулла Омар назначил Маулави Мухаммада Ислама из Ру-йе Доаба губернатором Бамиана. Будучи татарином из соседней провинции Саманган, маулави имел связи со всеми командирами Бамиана времен джихада. Какими бы ни были его другие грехи, Бамиан также был частью наследия Маулави Ислама. Его заместители рассказали мне, как, когда они увидели, что делает Абдул Вахед, они связались с муллой Омаром в Кандагаре, и он отдал приказ прекратить дальнейшее бурение. [ 53 ]
Другие люди взорвали голову меньшего Будды динамитом, направили ракеты в пах большего Будды и сожгли шины в голову последнего. [ 53 ] В июле 1999 года Омар издал указ в пользу сохранения статуй и описал планы по созданию туристической сети. [ 54 ] В начале 2000 года местные власти Талибана обратились к ООН за помощью в восстановлении дренажных канав вокруг верхушек ниш, где были установлены Будды. [ 53 ]
Разрушения со стороны Исламского Эмирата
[ редактировать ]Решение уничтожить
[ редактировать ]1 марта 2001 года Талибан объявил, что все статуи, изображающие людей в Афганистане, будут уничтожены. Работы по уничтожению Будд начались на следующий день, 2 марта, и продолжались несколько недель. [ 55 ] [ 8 ] Различные теории пытались объяснить, что побудило лидера Талибана муллу Омара отдать приказ об уничтожении статуй, что еще больше осложнялось, по-видимому, изменением повествований о событиях, переданных Омаром и высокопоставленными чиновниками Талибана.
6 марта 2001 года британская газета The Times процитировала заявление Омара: «Мусульмане должны гордиться тем, что разбивают идолов. Они воздали хвалу Аллаху за то, что мы их уничтожили». [ 56 ]
Во время интервью 13 марта японской газете «Майничи Симбун » министр иностранных дел Афганистана Вакиль Ахмад Мутавакель заявил, что разрушение было чем угодно, только не возмездием международному сообществу за экономические санкции: «Мы уничтожаем статуи в соответствии с исламским законом, и это чисто религиозная задача. проблема." В заявлении Министерства по делам религии режима Талибана разрушение оправдалось тем, что оно соответствовало исламскому праву. [ 57 ]
Позже, 18 марта 2001 года, тогдашний посол Талибана по особым поручениям Сайед Рахматулла Хашеми заявил, что разрушение статуй было осуществлено Главным советом ученых после того, как шведский эксперт по памятникам предложил восстановить головы статуй. Сообщается, что Рахматулла Хашеми сказал: «Когда главный совет Афганистана попросил их предоставить деньги на питание детей вместо того, чтобы чинить статуи, они отказались и сказали: «Нет, деньги предназначены только для статуй, а не для детей». .При этом они приняли решение разрушить статуи»; При этом он не стал комментировать утверждение о том, что зарубежный музей предлагал "купить буддийские статуи, деньги от которых можно было бы накормить детей". [ 58 ] Рахматулла Хашеми добавил: «Если бы мы хотели разрушить эти статуи, мы могли бы сделать это три года назад», имея в виду начало санкций США. «В нашей религии, если что-то безвредно, мы просто оставляем это. Если деньги идут на статуи, в то время как дети умирают от недоедания по соседству, то это делает это вредным, и мы уничтожаем это». [ 59 ] Хашеми отрицал какие-либо религиозные основания для оправдания разрушения статуй. [ 58 ]
В 2004 году, после американского вторжения в Афганистан и его изгнания, Омар объяснил в интервью:
Я не хотел уничтожать Бамианского Будду. На самом деле, некоторые иностранцы пришли ко мне и сказали, что хотели бы провести ремонтные работы Бамианского Будды, который был слегка поврежден из-за дождей. Это меня шокировало. Я думал, эти бездушные люди не обращают внимания на тысячи живых людей — афганцев, умирающих от голода, но они так озабочены неживыми объектами, такими как Будда. Это было крайне прискорбно. Вот почему я приказал его уничтожить. Если бы они приехали с гуманитарной целью, я бы никогда не приказал уничтожить Будду. [ 60 ]
Есть дополнительные предположения, что на разрушение могла повлиять Аль-Каида с целью еще больше изолировать Талибан от международного сообщества, тем самым ужесточив отношения между ними; однако доказательства являются косвенными. [ 61 ] Абдул Салам Заиф считал, что уничтожение Будд было окончательно приказано Абдул Вали, министром по пропаганде добродетели и предотвращению порока. [ 62 ]
Международная реакция
[ редактировать ]Намерение талибов разрушить статуи вызвало волну международного ужаса и протеста. По словам генерального директора ЮНЕСКО Коитиро Мацууры встреча послов 54 государств-членов Организации Исламская конференция , состоялась (ОИК). Все государства ОИК, включая Пакистан , Саудовскую Аравию и Объединенные Арабские Эмираты , три страны, официально признавшие правительство Талибана, присоединились к протесту, чтобы сохранить памятники. [ 63 ] Позже Саудовская Аравия и ОАЭ осудили разрушения как «дикие». [ 64 ] Хотя Индия никогда не признавала режим Талибана в Афганистане, Нью-Дели предложил организовать передачу всех рассматриваемых артефактов в Индию, «где они будут храниться в безопасности и сохраняться для всего человечества». Эти предложения были отвергнуты талибами. [ 65 ] Президент Пакистана Первез Мушарраф направил делегацию во главе с министром внутренних дел Пакистана Мойнуддином Хайдером в Кабул, чтобы встретиться с Омаром и попытаться предотвратить разрушения, утверждая, что это неисламское и беспрецедентное явление. [ 66 ] Как рассказал Стив Колл :
Хайдер процитировал стих из Корана, в котором говорится, что мусульманам не следует клеветать на богов других религий. ... Он привел множество случаев в истории, особенно в Египте , где мусульмане защищали статуи и искусство других религий. Будды в Афганистане были старше даже ислама. Тысячи мусульманских солдат на протяжении веков пересекали Афганистан и направлялись в Индию, но никто из них никогда не чувствовал себя обязанным уничтожить Будд. «Когда они щадили эти статуи в течение полутора тысяч лет, всех этих мусульман, проходивших мимо них, чем вы отличаетесь от них, мусульманин?» — спросил Хайдер. «Может быть, у них не было технологии, позволяющей их уничтожить», — предположил Омар. [ 67 ]
По словам министра Талибана Абдула Салама Заифа , ЮНЕСКО направила правительству Талибана 36 писем с возражениями против предложенного разрушения. Он утверждал, что делегаты Китая, Японии и Шри-Ланки были самыми ярыми сторонниками сохранения Будд. Японцы, в частности, предлагали множество различных решений проблемы, включая перемещение статуй в Японию, закрытие статуй от глаз и выплату денег. [ 68 ] [ 69 ] Второе издание Исламской партии Туркестана « журнала Исламский Туркестан» содержало статью о буддизме и описывало разрушение Будд в Бамиане, несмотря на попытки японского правительства «неверных» сохранить останки статуй. [ 70 ] Сосланный Далай-лама заявил, что он «глубоко обеспокоен». [ 71 ]
Уничтожение статуй Будды в Бамиане, несмотря на протесты международного сообщества, было описано Майклом Фальзером, экспертом по наследию Центра транскультурных исследований в Германии, как нападение Талибана на глобализирующуюся концепцию «культурного наследия». [ 72 ] Генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура назвал разрушение «...преступлением против культуры. Отвратительно наблюдать хладнокровное и расчетливое разрушение культурных ценностей, которые были наследием афганского народа и, по сути, всего человечества». ." [ 73 ] Ахмад Шах Масуд , лидер антиталибских сил сопротивления, также осудил разрушения. [ 74 ]
В Риме бывший король Афганистана Мухаммед Захир Шах осудил эту декларацию в своем редком заявлении для прессы, назвав ее «противоречащей национальным и историческим интересам афганского народа». Земарьялай Тарзи , который был главным археологом Афганистана в 1970-е годы, назвал это «неприемлемым решением». [ 75 ]
Процесс разрушения
[ редактировать ]Разрушение осуществлялось поэтапно. Первоначально статуи в течение нескольких дней обстреливали из зенитных орудий и артиллерии. Это нанесло серьезный ущерб, но не уничтожило их. Во время разрушения министр информации Талибана Кудратулла Джамаль сказал: «Работа по разрушению не так проста, как люди думают. Вы не можете сбить статуи динамитом или обстрелом, поскольку обе они высечены в скале. прочно привязан к горе». [ 76 ] Позже талибы разместили на дне ниш противотанковые мины, чтобы при отколе обломков скалы от артиллерийского огня статуи получали дополнительные разрушения от частиц, взорвавших мины. В конце концов, талибы спустили людей со скалы и заложили взрывчатку в отверстия в Буддах. [ 77 ] После того, как один из взрывов не смог стереть с лица земли одного из Будд, была запущена ракета, оставившая дыру в останках каменной головы. [ 78 ]
Местный житель в интервью «Голосу Америки» в 2002 году рассказал, что его и некоторых других местных жителей заставили помочь разрушить статуи. Он также заявил, что к разрушению причастны пакистанские и арабские инженеры. [ 79 ] Мулла Омар во время разрушения сказал: «На что вы жалуетесь? Мы ведем войну только с камнями». [ 80 ]
Текущий статус (2002 – настоящее время)
[ редактировать ]Паломничество в |
Святые места Будды |
---|
Хотя фигуры двух больших Будд были уничтожены, их очертания и некоторые черты все еще можно узнать в нишах. Посетители также по-прежнему могут исследовать пещеры монахов и соединяющие их проходы. В рамках международных усилий по восстановлению Афганистана после войны Талибана японское правительство и несколько других организаций, в том числе Институт Афганистана в Бубендорфе , Швейцария, а также ETH Цюриха , взяли на себя обязательство восстановить, возможно, путем анастилоза , два крупнейших Будды. Местные жители Бамиана также высказались за восстановление построек. [ 81 ]
В апреле 2002 года пост-талибский лидер Афганистана Хамид Карзай назвал разрушение «национальной трагедией» и пообещал восстановить Будду. [ 82 ] Позже он назвал реконструкцию «культурным императивом». [ 80 ]
В сентябре 2005 года в афганский парламент был избран Мавлави Мохаммед Ислам Мохаммади , губернатор Талибана в провинции Бамиан на момент разрушения и которого многие считали ответственным за его возникновение. Он обвинил в решении уничтожить Будд влияние Аль-Каиды на Талибан. [ 83 ] В январе 2007 года он был убит в Кабуле.
Швейцарский кинорежиссер Кристиан Фрей снял 95-минутный документальный фильм под названием «Гигантские Будды о статуях, международная реакция на их разрушение и обзор противоречий», выпущенный в марте 2006 года. Свидетельства местных афганцев подтверждают, что Усама бен Ладен заказал разрушение и что первоначально мулла Омар и афганцы в Бамиане выступили против этого. [ 84 ]
С 2002 года международное финансирование поддерживает усилия по восстановлению и стабилизации этого места. Фрагменты статуй документируются и хранятся, при этом особое внимание уделяется сохранению конструкции статуи на месте. Есть надежда, что в будущем частичный анастилоз удастся провести с оставшимися фрагментами. В 2009 году ИКОМОС построил внутри ниши строительные леса для дальнейшей консервации и стабилизации. Тем не менее, существует несколько серьезных проблем с сохранением и безопасностью, и статуи Будд по-прежнему внесены в список Всемирного наследия, находящегося под угрозой . [ 85 ]
Летом 2006 года афганские власти определяли график восстановления статуй. Пока они ждали, пока афганское правительство и международное сообщество решат, когда их восстанавливать, проект стоимостью 1,3 миллиона долларов, финансируемый ЮНЕСКО, сортировал куски глины и штукатурки — от валунов весом в несколько тонн до фрагментов размером с теннисный мяч — и укрывал их. их из стихий.
Остатки буддизма в Бамиане были включены в Всемирного список 100 наиболее находящихся под угрозой исчезновения объектов фонда памятников 2008 года .
перестроило подножную часть меньшего Будды из железных стержней, кирпичей и бетона В 2013 году немецкое отделение ИКОМОС . [ 86 ] Дальнейшее строительство было остановлено по приказу ЮНЕСКО на том основании, что работы велись без ведома и одобрения организации. Эти усилия противоречили политике ЮНЕСКО по использованию оригинального материала для реконструкций, и было отмечено, что это было сделано на основе предположений. [ 87 ] [ 88 ]
В 2015 году богатая китайская пара Янсон Ху и Лиян Ю профинансировали создание 3D-световой проекции размером со Статую Свободы , изображающей взгляд художника на то, как мог бы выглядеть более крупный Будда, известный местным жителям как Сольсол, в расцвете сил. . Изображение было передано в нишу однажды ночью в 2015 году; позже пара пожертвовала свой проектор стоимостью 120 000 долларов министерству культуры. [ 89 ] [ 90 ]
Вскоре после наступления Талибана в 2021 году , в результате которого была свергнута Исламская Республика Афганистан и возвращение Талибана к правительству, туристам снова было разрешено посетить это место. Хотя Талибан пообещал сохранить долину Бамиана, работы по ее сохранению были прекращены на неопределенный срок. [ 91 ] Деятельность ЮНЕСКО в Афганистане была заблокирована, в основном из-за опасений иностранных инвесторов, что продолжение поддержки проектов по сохранению культурного наследия в стране будет противоречить международным санкциям. В феврале 2023 года реставрационные работы ЮНЕСКО возобновились, когда правительство Италии одобрило новое финансирование. [ 92 ]
Реставрация
[ редактировать ]Экспертная рабочая группа ЮНЕСКО по афганским культурным проектам собралась, чтобы обсудить, что делать с двумя статуями в период с 3 по 4 марта 2011 года в Париже . Исследователь Эрвин Эммерлинг из Технического университета Мюнхена заявил, что, по его мнению, статую меньшего размера можно восстановить с помощью кремнийорганического соединения . [ 93 ] Парижская конференция опубликовала список из 39 рекомендаций по охране объекта в Бамиане. Они включали в себя оставление большей западной ниши пустой в качестве памятника уничтожению Будды, технико-экономическое обоснование восстановления Восточного Будды, а также строительство центрального музея и нескольких небольших музеев на территории. [ 94 ] С тех пор началась работа по восстановлению Будд с использованием процесса анастилоза , где оригинальные элементы сочетаются с современным материалом. По оценкам Берта Праксенталера, немецкого историка искусства и скульптора, участвовавшего в реставрации, примерно половину частей Будды можно собрать обратно. Восстановление пещер и статуй Будды также включало обучение и наем местных жителей в качестве резчиков по камню. [ 95 ] Проект, который также направлен на поощрение туризма в этом районе, организуется ЮНЕСКО и Международным советом по памятникам и достопримечательностям (ИКОМОС).
Работа подверглась некоторой критике. Некоторые считают, например, правозащитник Абдулла Хамади, что пустые ниши следует оставить как памятники фанатизму Талибана, в то время как другие полагают, что деньги лучше потратить на жилье и электроэнергию для региона. [ 96 ] Некоторые люди, в том числе Хабиба Сараби, губернатор провинции, полагают, что восстановление статуй Будды приведет к увеличению туризма, что пойдет на пользу окружающим общинам. [ 96 ]
Восстание Будд с 3D-проекцией света
[ редактировать ]Спустя четырнадцать лет, 7 июня 2015 года, пара китайских авантюристов Синьюй Чжан и Хун Лян заполнили пустые полости, где когда-то стояли Будды, с помощью трехмерной лазерной проекции света технологии . Проектор, использованный для установки, стоимостью около 120 000 долларов, был подарком Чжана и Ляна, которые были опечалены разрушением статуй. Желая отдать дань уважения, они запросили разрешение у ЮНЕСКО и правительства Афганистана на реализацию проекта. Около 150 местных жителей пришли посмотреть на открытие голографических статуй. [ 97 ] [ 98 ]
Реплики
[ редактировать ]Уничтожение Будд Бамиана вдохновило на попытки построить копии Бамианских Будд. [ 99 ] К ним относятся следующие.
- было начато вырезание Будды высотой 37 метров (121 фут) В 2001 году в Китае в Сычуани , который имеет ту же высоту, что и меньший из двух Бамианских Будд. Его финансировал китайский бизнесмен Лян Симиан. [ 100 ] Судя по всему, от проекта отказались по неизвестным причинам. [ 101 ]
- В Шри-Ланке создана полномасштабная копия, которая сейчас известна как Цунами Хонгандзи Вихарая в Парелии. Он посвящен жертвам цунами 2005 года в присутствии Махинды Раджапакши. Он финансировался японским храмом Хонган-дзи в Киото и был открыт в 2006 году. [ 102 ]
- В Польше в Музее толерантности Аркадия Фидлера хранится копия бамианского Будды. [ 103 ]
- Каменный Будда высотой 80 футов (24 м) был открыт в Сарнатхе в Индии в 2011 году. Он стоит на территории тайской буддийской Вихара. [ 104 ] [ 105 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Более высокий Будда после разрушения
-
Меньший Будда после разрушения
-
Вид на скалу, где высечены монастыри и Будды.
-
Пейзаж археологических остатков долины Бамиана
В популярной культуре
[ редактировать ]Несмотря на разрушение Будды, руины продолжают оставаться достопримечательностью популярной культуры. [ 106 ] этому способствует рост внутреннего и международного туризма в долине Бамиана. [ 107 ] Территория вокруг руин с тех пор используется для традиционной игры бузкаши . [ 108 ] и другие события. клип на хит 2015 года поп-певицы Арианы Саид «Yaar-e Bamyani». Рядом с руинами также был снят [ 109 ] Статуи вдохновляли исламских писателей в исторические времена. Более крупная статуя появляется как злобный гигант Сальсал в средневековых турецких сказках. [ 110 ]
В июне 1971 года японская императрица Мичико посетила Будд во время королевского государственного визита в Афганистан вместе со своим мужем. По возвращении в Японию она сочинила стихотворение вака . [ 111 ]
Роман Раджеша Талвара 2012 года под названием «Афганская зима» представляет собой вымышленный фон уничтожения Будд и его влияния на мировое буддийское сообщество. [ 112 ]
Индийский фильм 2022 года « Рам Сету» показывает разрушение Будд Бамиана и последующие попытки группы археологов спасти останки, где они обнаруживают вымышленное сокровище, принадлежащее Радже Дахиру , и колоссального лежащего Будду (который был описан в трудах Сюаньцзана, но фактически не обнаружен). [ 113 ] [ 114 ]
Глава романа «Путешественник у ворот мудрости», написанная Джона Бойна в 507 году нашей эры в 2020 году , представляет собой воображаемый отчет о том, как были заказаны и построены Будды. [ 115 ]
См. также
[ редактировать ]- Будда упал от стыда
- Уничтожение произведений искусства в Афганистане
- Буддизм в Афганистане
- Буддизм в Центральной Азии
- аниконизм
- Аниконизм в исламе
- Иконоборчество
- Уничтожение культурного наследия Исламским Государством
- Греко-буддизм
- Указатель статей по буддизму
- Исламистское разрушение объектов наследия Тимбукту
- Список колоссальных скульптур на месте
- Список разрушенного наследия
- Древняя история Афганистана
- Передача буддизма по Шелковому пути
- Список всемирного наследия, находящегося под угрозой
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Бленсдорф, Катарина; и др. (2009). «Датировка статуй Будды - Датирование органических материалов AMS 14C» . Памятники и достопримечательности . 19 : 231–236.
- ^ Jump up to: а б с д Петцет, Майкл, изд. (2009). Гигантские Будды Бамиана. Охрана останков (PDF) . ИКОМОС. стр. 18–19. Архивировано из оригинала (PDF) 4 февраля 2023 года . Проверено 17 мая 2022 г.
- ^ Галл, Карлотта (5 декабря 2006 г.). «Афганцы рассматривают возможность восстановления Бамианских Будд» . Интернэшнл Геральд Трибьюн/Нью-Йорк Таймс . Проверено 8 марта 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с Восточный Будда: 549–579 гг. н.э. (диапазон 1 σ, вероятность 68,2%) 544–595 гг. н.э. (диапазон 2 σ, вероятность 95,4%). Западный Будда: 605–633 гг. н.э. (диапазон 1 σ, 68,2%) 591–644 гг. н.э. (диапазон 2 σ, вероятность 95,4%). В Бленсдорфе и др. (2009).
- ^ Jump up to: а б с Николсон, Оливер (19 апреля 2018 г.). Оксфордский словарь поздней античности . Издательство Оксфордского университета. п. 708. ИСБН 978-0-19-256246-3 .
Бамианские Будды датируются эпохой эфталитов.
- ^ «Талибан превратил разрушенных ими древних Будд в туристическую достопримечательность» . Новости Эн-Би-Си . 24 ноября 2021 г. Проверено 12 сентября 2023 г.
- ^ Морган, Ллевелин (2012). Будды Бамиана . Издательство Гарвардского университета. п. 15. ISBN 978-0-674-06538-3 .
- ^ Jump up to: а б Шах, Амир (3 марта 2001 г.). «Талибан уничтожает древние буддийские реликвии – призывы международного сообщества игнорируются лидерами исламских фундаменталистов Афганистана» . Независимый . Архивировано из оригинала 6 января 2011 года.
- ^ Морган, Кеннет В. (1956). Путь Будды . Мотилал Банарсидасс Publ. п. 43. ИСБН 978-8120800304 . Проверено 2 июня 2009 г. - через Google Книги.
- ^ "буклет веб-E.indd" (PDF) . Проверено 9 октября 2013 г.
- ^ «Посещение Бамиана» . Бамианкультурный центр.org. Архивировано из оригинала 29 ноября 2021 года . Проверено 29 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Галл, Карлотта (6 декабря 2006 г.). «Из руин афганских Будд вырастает история» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 6 января 2008 г.
- ^ «Бамиан и буддизм Афганистана» . Depts.washington.edu . Проверено 9 октября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с «Вспоминая Бамиан» . Кашгар.com.au. Архивировано из оригинала 4 октября 2013 года . Проверено 9 октября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Джайн, Минакши (2019). Бегство божеств и возрождение храмов: эпизоды из индийской истории . Арийские книги International. п. 28. ISBN 978-81-7305-619-2 .
- ^ Jump up to: а б «Бамиан и буддизм Афганистана» . Depts.washington.edu . Проверено 9 октября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Хигучи, Такаясу; Барнс, Джина (1995). «Бамиан: буддийские пещерные храмы в Афганистане» . Мировая археология . 27 (2): 299. дои : 10.1080/00438243.1995.9980308 . ISSN 0043-8243 . JSTOR 125086 .
- ^ Грюн, Армин; Ремондино, Фабио (сентябрь 2004 г.). «Фотограмметрическая реконструкция Великого Будды в Бамиане, Афганистан» . Фотограмметрическая запись : 182, рис.5.
- ^ Jump up to: а б Хейрман, Энн; Бумбахер, Стефан Питер (11 мая 2007 г.). Распространение буддизма . БРИЛЛ. п. 88. ИСБН 978-90-04-15830-6 .
Великие Будды Бамиана были воздвигнуты при эфталитах.
- ↑ Исследование состояния и стабильности каменных ниш Будд Бамиана в «Завершенных результатах исследований Военного университета Мюнхена». Архивировано 4 марта 2016 г. на Wayback Machine.
- ^ «Компьютерная реконструкция и моделирование статуи Великого Будды в Бамиане, Афганистан» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 16 декабря 2013 года . Проверено 9 октября 2013 г.
- ^ Центр всемирного наследия ЮНЕСКО. «Живописный район горы Эмэй, включая живописный район гигантского Будды Лэшань» . Whc.unesco.org . Проверено 9 октября 2013 г.
- ^ «Культурный ландшафт и археологические памятники долины Бамиана» (PDF) . ЮНЕСКО . 2003.
- ^ «Будды Бамиана когда-то светились красным, белым и синим» . Sciencedaily.com. 25 февраля 2011 года . Проверено 9 октября 2013 г.
- ^ Ямада, Мэйдзи (1 января 2002 г.). «Буддизм Бамиана» (PDF) . Pacific World, Журнал Института буддийских исследований . 3-й. 4 : 109–122. Архивировано из оригинала (PDF) 7 июля 2010 года.
- ^ «Бамиан и буддийский Афганистан» . Depts.washington.edu . Проверено 9 октября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Сюань Цзан и Третий Будда» . Laputanlogic.com. 9 марта 2007 года. Архивировано из оригинала 27 января 2013 года . Проверено 9 октября 2013 г.
- ^ Зауэр, Эберхард (5 июня 2017 г.). Сасанидская Персия: между Римом и степями Евразии . Издательство Эдинбургского университета. п. 240. ИСБН 978-1-4744-2068-6 .
- ^ Jump up to: а б с Альрам, Майкл; Филигенци, Анна; Кинбергер, Микаэла; Нелл, Дэниел; Пфистерер, Матиас; Вондровец, Клаус. «Лик другого (Монеты гуннов и западных тюрков Средней Азии и Индии) 2012-2013 гг. Экспонат: 14. Кабулистан и Бактрия во времена «Хорасан Тегин Шаха» » . Pro.geo.univie.ac.at . Музей истории искусств, Вена. Архивировано из оригинала 25 января 2021 года . Проверено 16 июля 2017 г.
- ^ Марготтини, Клаудио (20 сентября 2013 г.). После разрушения гигантских статуй Будды в Бамиане (Афганистан) в 2001 году: Чрезвычайная деятельность ЮНЕСКО по восстановлению и реабилитации скал и ниш . Springer Science & Business Media. стр. 9–10. ISBN 978-3-642-30051-6 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Марготтини, Клаудио (20 сентября 2013 г.). После разрушения гигантских статуй Будды в Бамиане (Афганистан) в 2001 году: Чрезвычайная деятельность ЮНЕСКО по восстановлению и реабилитации скал и ниш . Springer Science & Business Media. стр. 12–13. ISBN 978-3-642-30051-6 .
- ^ Ри, Мэрилин Мартин (15 июля 2019 г.). Раннее буддийское искусство Китая и Центральной Азии, том 2 Период Восточного Чина и Шестнадцати царств в Китае и Тумшук, Куча и Карашар в Центральной Азии (2 тома) . БРИЛЛ. п. 668. ИСБН 978-90-04-39186-4 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Марготтини, Клаудио (20 сентября 2013 г.). После разрушения гигантских статуй Будды в Бамиане (Афганистан) в 2001 году: Чрезвычайная деятельность ЮНЕСКО по восстановлению и реабилитации скал и ниш . Springer Science & Business Media. стр. 8–15. ISBN 978-3-642-30051-6 .
- ^ Jump up to: а б с >"Яркую параллель с росписями Балалык-тепе предлагают папки дарителей, представленные на правой и левой стенах свода 34-метрового Будды в Бамиане. (...) Замечательное общее стилистическое и иконографическое сходство между двумя комплектами картин могли бы свидетельствовать в пользу их связи с художественной традицией правящих классов эфталитов Тухарестана , переживших падение власти эфталитов в 577 г. н. э. Азарпай, Гитти; Беленицкий, Александр М.; Маршак, Борис Ильич; Дрезден, Марк Дж. (январь 1981 г.). Согдийская живопись: живописный эпос в восточном искусстве . Издательство Калифорнийского университета. стр. 92–93. ISBN 978-0-520-03765-6 .
- ^ Jump up to: а б с «Захватывая большие территории, эфталиты знакомились с различными видами искусства и, конечно, в некоторой степени выступали посредниками в передаче художественных традиций одного народа другому. Именно здесь, по мнению Альбаума, проявляется сходство Некоторые фигуры на картинах из Балалык-тепе и из Бамиана следует искать, входившего тогда в состав государства эфталитов. Примером такого сходства могут служить правый боковой треугольный отворот, аксессуары для волос. и некоторые орнаментальные мотивы». в Курбанов, Айдогды (2010). «Эфталиты: археологический и исторический анализ» (PDF) : 67.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Jump up to: а б с Азарпай, Гитти; Беленицкий, Александр М.; Маршак, Борис Ильич; Дрезден, Марк Дж. (1 января 1981 г.). Согдийская живопись: живописный эпос в восточном искусстве . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-03765-6 .
- ^ «Глобусовидная корона княжеского дарителя имеет параллели на сасанидских монетных портретах. И этот даритель, и Будда слева украшены лентами для волос или кусти , снова заимствованными сасанидскими королевскими регалиями» в Роуленд, Бенджамин (1975). Искусство Средней Азии . Нью-Йорк: Корона. п. 88.
- ^ Jump up to: а б с Босворт также говорит, что « эфталиты были неспособны к такой работе» в Босворт, К. Эдмунд (15 мая 2017 г.). Тюрки в раннем исламском мире . Рутледж. п. 145. ИСБН 978-1-351-88087-9 .
- ^ Jump up to: а б «Утерянные, украденные и поврежденные изображения: буддийские пещеры Бамиана» . Huntingtonarchive.org .
- ^ Роуленд, Бенджамин. Искусство Центральной Азии (Искусство Мира) | Центральная Азия | Шелковый путь . п. 103. Архивировано из оригинала 15 января 2023 года . Проверено 19 ноября 2020 г. .
- ^ Курбанов, Айдогды (2013). «Некоторые сведения, относящиеся к истории искусства эфталитов» . Исиму . 16 :106, примечание 42.
- ^ Jump up to: а б «Ученые обнаружили первые в истории картины маслом в Афганистане» . Earthtimes.org. Архивировано из оригинала 6 июля 2008 года . Проверено 24 апреля 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с д Хайфилд, Роджер (22 апреля 2008 г.). «Живопись маслом изобретена в Азии, а не в Европе» . Телеграф . Лондон. Архивировано из оригинала 23 апреля 2008 года . Проверено 24 апреля 2008 г. Однако в пресс-релизе, опубликованном в средствах массовой информации, явно неверно датированы самые ранние случаи использования масляной краски в Европе, которые полностью описаны в трактате Феофила Пресвитера 1100–1120 годов и могут относиться ко времени древних римлян. См.: Резерфорд Джон Геттенс, Джордж Лесли Стаут, 1966, Courier Dover Publications, ISBN 0-486-21597-0 Материалы для рисования: Краткая энциклопедия (интернет-текст) , стр. 10. 42 «Библиотека Августана» . Архивировано из оригинала 11 апреля 2008 года . Проверено 29 апреля 2008 г.
- ^ «Древние буддийские картины из Бамиана были написаны маслом за сотни лет до того, как в Европе была «изобретена» техника» . Sciencedaily.com . Проверено 24 апреля 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Болл, Филип (2008). «Древние Будды, написанные маслом» . Природа . Nature.com. дои : 10.1038/news.2008.770 . Проверено 24 апреля 2008 г.
- ^ «Тайная сутра, найденная в развалинах Бамианского Будды» . Буддийский канал.TV. 12 ноября 2006 г. Проверено 9 октября 2013 г.
- ^ Бабурнама: Мемуары Бабура, принца и императора, пер. Уилер М. Такстон (Вашингтон, округ Колумбия: Художественная галерея Феррера / Галерея Артура М. Саклера, 1996), 406–07; ср. Захиру'д-Дин Мухаммед Бабур Падшах Гази, Бабур-нама (Воспоминания Бабура), пер. Аннетт Сюзанна Беверидж (1922; Нью-Дели: Oriental Books Reprint Corporation, 1979), 608–13. Беверидж отмечает, что разрушение Бабура сводилось к отрубанию голов идолов, которые джайны в этой местности восстановили из гипса.
- ^ Азиатское искусство , гл. «История нападений на Будд»
- ^ «Древние Будды не будут восстановлены – ЮНЕСКО» . Ipsnews.net. Архивировано из оригинала 13 сентября 2011 года . Проверено 9 октября 2013 г.
- ^ «Сотрудники гуманитарной помощи спасаются от снарядов Талибана» . Независимый . 13 августа 1998 года . Проверено 2 января 2023 г.
- ^ «BBC News | Южная Азия | Талибан захватывает оплот оппозиции» . Новости Би-би-си .
- ^ «Танки Талибана и артиллерийский огонь по Буддам» . «Дейли телеграф» . 3 марта 2001 г. Проверено 2 января 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Семпл, Майкл (2 марта 2011 г.). «Гостевой блог: Почему были уничтожены Будды Бамиана» . Сеть аналитиков Афганистана – английский (на пушту) . Проверено 2 января 2023 г.
- ^ Хардинг, Люк (3 марта 2001 г.). «Как Будда получил свои раны» . Хранитель . Лондон. Архивировано из оригинала 28 февраля 2006 года . Проверено 23 марта 2008 г.
- ^ Доминго, Пласидо (декабрь 2016 г.). «Положить конец международному уничтожению культурного наследия». Бдение (48). Din l-Art Ħelwa : Национальный фонд Мальты: 30–31. ISSN 1026-132Х .
- ^ Маркос Мулицас Сунига (2010). Американский Талибан: Как война, секс, грех и власть связывают джихадистов и радикальных правых . Полипойнт Пресс. п. 8 . ISBN 978-1-936227-02-0 .
Мусульмане должны гордиться тем, что разбивают идолов.
- ^ «Подтверждено уничтожение гигантских Будд» . АФП . 12 марта 2001 года . Проверено 6 января 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Кассайма, Сахар (12 января 2001 г.). «Посол Афганистана выступает в Университете Южной Калифорнии» . ИсламОнлайн . Архивировано из оригинала 8 октября 2007 года . Проверено 6 января 2008 г.
- ^ Кроссетт, Барбара (19 марта 2001 г.). «Талибан объясняет снос Будды» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 3 мая 2009 года . Проверено 6 января 2008 г.
- ^ Мохаммад Шехзад (3 марта 2001 г.). «Интервью Rediff / Мулла Омар» . Редифф . Кабул . Проверено 27 октября 2010 г.
- ^ Тарзи, Амин (2008). Талибан и кризис в Афганистане . Роберт Д. Крюс, Амин Тарзи. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. стр. 305–306. ISBN 978-0-674-03002-2 . OCLC 456412511 .
- ^ Заиф с. 126
- ^ «Мир обращается к Талибану с призывом прекратить разрушать статуи» . Си-Эн-Эн. 3 марта 2001 г. Архивировано из оригинала 24 декабря 2007 г. Проверено 6 января 2008 г.
- ^ Беарак, Барри (4 марта 2001 г.). «Во всем мире протесты Талибан уничтожают древних Будд» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 2 марта 2014 года . Проверено 13 июля 2008 г.
- ^ «Генеральная Ассамблея потрясена указом о разрушении афганских святынь; настоятельно призывает Талибан остановить его выполнение» . Un.org. 2 января 2013 года . Проверено 9 октября 2013 г.
- ^ Заиф, Абдул Салам, Моя жизнь с талибами , ред. Алекс Стрик ван Линшотен и Феликс Кюн, стр. 120, C Hurst & Co Publishers Ltd, ISBN 1-84904-026-5
- ^ Колл, Стив (2004). Призрачные войны: Тайная история ЦРУ, Афганистана и Бен Ладена от советского вторжения до 10 сентября 2001 года . Группа Пингвин . стр. 554–555. ISBN 9781594200076 .
- ^ Абдул Салам Заиф (2011). Моя жизнь с Талибаном . Издательство Оксфордского университета. стр. 127–. ISBN 978-1-84904-152-2 .
- ^ «Япония предложила спрятать статуи в Бамиане, но Талибан вместо этого попросил Японию принять ислам» . Япония сегодня . 27 февраля 2010 г.
- ^ Мухаммад Зия ар-Рахман аль-Азами (ноябрь 2008 г.). «Буддийская Даббана» (PDF) . Исламский Туркестан . Нет. Первый год: второй выпуск. стр. 46–49. Архивировано из оригинала (PDF) 12 октября 2017 года.
- ^ «Статуи Бамиана: Мировая реакция» . 5 марта 2001 г.
- ^ Фальсер, Майкл. «Бамианские Будды, перформативное иконоборчество и «образ» наследия». В: Джометти, Симона; Томашевский, Анджей (ред.): Образ наследия. Изменение восприятия, постоянные обязанности. Материалы международной конференции Международного научного комитета ИКОМОС по теории и философии консервации и реставрации. 6–8 марта 2009 г. Флоренция, Италия. Флоренция 2011: 157–169.
- ^ «ООН подтверждает уничтожение афганских Будд» . Новости АВС . Проверено 2 января 2023 г.
- ^ «Ахмад Шах Масуд» . Телеграф . 16 сентября 2001 г. Архивировано из оригинала 12 января 2022 г.
- ^ « «Попытка стереть историю»: разрушение колоссов Бамианского Будды в 2001 году» . Март 2015.
- ^ «Фотографии документируют разрушение афганских Будд» . Архивировано из оригинала 13 марта 2007 года . Проверено 13 марта 2007 г.
- ^ «Разрушение и восстановление бамианских Будд» . Журнал «Сланец» .
- ^ Берген, Питер. «Усама бен Ладен, которого я знаю», 2006. с. 271
- ^ «Местные жители сожалеют об уничтожении талибами статуй Будды» . VOA . 11 февраля 2002 г.
- ^ Jump up to: а б «Восстановление бамианских Будд» . Слейт.com. 23 июля 2004 г.
- ^ «Споры подрывают надежды на восстановление Будд в Бамиане в Афганистане» . TheGuardian.com . 10 января 2015 г.
- ^ «Карзай обещает восстановить афганских Будд» . CNN . 9 апреля 2002 г.
- ↑ В центре внимания терроризм, том 8, Эдвард В. Линден
- ^ «Ладен приказал уничтожить Бамианского Будду» . Таймс оф Индия . 28 марта 2006 г. Архивировано из оригинала 6 мая 2008 г. Проверено 6 января 2008 г.
- ^ Петцет, Майкл (2010). «Защита Будд Бамиана». Кристоф Мачат, Майкл Петцет и Джон Циземер (ред.), «Наследие под угрозой: Всемирный отчет ИКОМОС о памятниках и объектах, находящихся под угрозой, за 2008–2010 гг.» (PDF) . Берлин: Хендрик Бэсслер верлаг, 2010.
- ^ Мартини, Алессандро; Риветти, Эрманно (6 февраля 2014 г.). «В организации считают действия немецких археологов, частично восстановивших одну из статуй, «границами с преступником» » . Художественная газета . Архивировано из оригинала 15 января 2015 года . Проверено 17 декабря 2017 г.
- ^ Бобин, Фредерик (10 января 2015 г.). «Споры подрывают надежды на восстановление Будд в Бамиане в Афганистане» . Хранитель . Проверено 17 декабря 2017 г.
- ^ «Немецкие войска восстанавливают пешеходные дорожки к руинам Бамиана, разрушенным талибами, ЮНЕСКО рекомендует удалить» . ( на японском языке , 18 мая 2014 г.) Проверено 17 декабря 2017 г.
- ^ Нордланд, Род (18 июня 2019 г.). «Два гигантских Будды пережили 1500 лет. Сохранились фрагменты, граффити и голограмма» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ «Китайская пара возвращает «свет» разрушенной статуе Будды в Бамиане » . «Экспресс Трибьюн» . 13 июня 2015 года . Проверено 15 июля 2021 г.
- ^ «Талибан превратил разрушенных ими древних Будд в туристическую достопримечательность» . Новости Эн-Би-Си . 24 ноября 2021 г. Проверено 11 февраля 2022 г.
- ^ Геранпае, Сарви (21 апреля 2023 г.). «Италия дает Афганистану спасательный круг для восстановления района Бамиана» . Художественная газета . Проверено 8 мая 2024 г.
- ^ «Бамианские Будды когда-то светились красным, белым и синим» . Технический университет Мюнхена . 25 февраля 2011 года . Проверено 10 июля 2013 г.
- ^ «Экспертная рабочая группа публикует рекомендации по защите Бамиана» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 2 января 2023 г.
- ^ Грэм-Харисон, Эмма (16 мая 2012 г.). «Резчики по камню бросают вызов Талибану и возвращаются в долину Бамиана» . Хранитель .
- ^ Jump up to: а б Какиссис, Джоанна (27 июля 2011 г.). «Постепенно Афганистан восстанавливает буддийские статуи» . Национальное общественное радио . Проверено 22 апреля 2013 г.
- ^ Мэри-Энн Рассон (12 июня 2015 г.). «Афганистан: Будды Бамиана воскресли в виде лазерных проекций» . Интернэшнл Бизнес Таймс . Проверено 16 июня 2015 г.
- ^ Паула Мехия (15 июня 2015 г.). «Статуи Будды в Афганистане, разрушенные талибами, переосмыслены в голограммы» . Неделя новостей . Проверено 16 июня 2015 г.
- ↑ Преобразующая сила текста, 27 июля 2017 г.
- ^ «Будда воскресает снова» . 5 октября 2001 года . Проверено 2 января 2023 г.
- ^ Лэшань - Исчезновение копии китча в документальном фильме «Гигантские Будды», Швейцария, 2005, Кристиан Фрей.
- ^ «Солнце, песок и прибой» . Воскресный обозреватель . Ассоциированные газеты Ceylon Limited . 14 января 2018 года . Проверено 6 ноября 2020 г.
- ^ Дританье (23 сентября 2013 г.). «Речный поезд: Будды Бамиана» . Речной поезд . Проверено 2 января 2023 г.
- ^ «Сарнатх получит самую высокую статую Будды в стране» . Таймс оф Индия . 16 марта 2011 года . Проверено 2 января 2023 г.
- ^ Чакраборти, Тапас (1 ноября 2009 г.). «Сарнатх готов покорить высоту: 100-футовая статуя Будды возводится в стиле гандхара» . Телеграф Индии . Проверено 2 января 2023 г.
- ^ «Возвращение Будд Афганистана» . Атлантика. 10 июня 2015 года . Проверено 19 июля 2019 г.
- ^ Бамиани, Зафар (26 мая 2015 г.). «Туризм возрождается в стране проклятых Будд» . РСЕ/РС . Проверено 19 июля 2019 г.
- ^ «Звезды вдохновляют юных болельщиков в мирном афганском городке» . Cricketworldcup.com. 29 декабря 2018 года. Архивировано из оригинала 26 июля 2019 года . Проверено 19 июля 2019 г.
- ^ «Информационный бюллетень посольства Афганистана в Японии (Том 1, Выпуск 1)» (PDF) . Вестник «Сердце Азии» . Проверено 19 июля 2019 г.
- ^ Лабан Каптейн, Конец времен и Антихрист , с. 127. Лейден, 1997. ISBN 90-73782-89-9
- ^ «Стихи Вака: 2001 — Агентство императорского двора» . Кунайчо.go.jp. 30 апреля 2019 года . Проверено 19 августа 2022 г.
- ^ Раджеш Талвар. «Афганская зима» . Обзоры Киркуса.
- ^ Кумар, Анудж (26 октября 2022 г.). « Рецензия на фильм «Рам Сету»: Акшаю Кумару мост слишком далеко, чтобы перейти его» . Индус .
- ^ Бамиан в Британской энциклопедии
- ^ Путешественник у врат мудрости . 3 июня 2021 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Клунан, Мишель В. «Парадокс сохранения» , «Тенденции библиотеки» , лето 2007 г.
- Брадж Баси Лал ; Р. Сенгупта (2008). Отчет о сохранении буддийских памятников в Бамиане в Афганистане. Бюро исламских чудес. ISBN 978-81-87763-66-6 .
- Кассайма, Сахар. «Посол Афганистана выступает в Университете Южной Калифорнии» , «Исламонлайн» , 12 марта 2001 г.
- Манискалько, Фабио Всемирное наследие и война , монографическая серия «Средиземноморье», вып. 6, Неаполь, 2007 г., издательство Massa. «Каталог: Средиземноморье» . Масса Эдиторе. Архивировано из оригинала 31 декабря 2008 года . Проверено 6 декабря 2009 .
- Нойс, Джеймс. «Бамиан десять лет спустя: что эта годовщина говорит нам о новом глобальном иконоборчестве» , «Телос», 1 марта 2010 г.
- Тарзи, Земарьяла. Архитектура и наскальное оформление пещер Бамиана ISBN 978-2-7200-0180-2
- Вебер, Оливье , Убийственная память («Тысяча и одна ночь», 2001)
- Вебер, Оливье, Афганский ястреб: путешествие по стране талибов (Роберт Лаффонт, 2001)
- Вебер, Оливье, На шелковом пути (совместно с Резой , Хёбеке , 2007)
- Риггинс, Салли Хови. Сюаньцзан: буддийский паломник на Шелковом пути . Боулдер: Westview Press, 1996.
- «Афганец, у которого были разрушены статуи, убит» . Архивировано из оригинала 28 января 2007 года . Проверено 26 января 2007 г.
- «Афганистан 1969–1974: февраль 2001 г.»
- «Художник, воссоздающий афганских Будд» . BBC News , 9 августа 2005 г.
- «Бамианские статуи Будды и теософия»
- «Пакистанские и саудовские инженеры помогли уничтожить Будд» Daily Times , воскресенье, 19 марта 2006 г.
- «Интервью Rediff / Мулла Омар, 12 апреля 2004 г.»
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Япония предложила спрятать статуи в Бамиане, но Талибан вместо этого попросил Японию принять ислам
- Новостные статьи о Буддах Бамиана
- Фотографии Будд Бамиана
- Лазерный проект в Бамиане, Афганистан
- Тур по всемирному наследию: изображение на 360 градусов (после разрушения)
- Портал сообщества развития Бамиана для управления культурным наследием Бамиана
- Бамиан внесен в список наблюдения Всемирного фонда памятников за 2008 год.
- Исторические кадры статуй Бамиана, ок. 1973 год на YouTube
- Долина Бамиана. Туристический буклет 1967 года.
- Исследователи говорят, что могут восстановить одну из разрушенных статуй Будды в Бамиане
- Тайны бамианских Будд , CNRS
- Фотогалерея Бамиана , ЮНЕСКО
- Тайны буддийских фресок Бамиана . ЕСРФ
- Фоторепортаж с сайта Бамиана
- Религиозные здания и сооружения VI века
- Колоссальные статуи Будды
- Искусство в Афганистане
- Буддийские места Центральной Азии
- 2001 в религии
- 2001 год в Афганистане
- Буддизм VI века
- Гражданская война в Афганистане (1996–2001 гг.)
- Антибуддизм
- Археологические памятники Афганистана
- Провинция Бамиан
- Статуи Будды
- Буддизм в Афганистане
- Буддийское искусство
- Буддийские места паломничества в Афганистане
- Здания и сооружения снесены в 2001 году.
- Снесенные здания и сооружения в Афганистане
- Разрушенные скульптуры
- Хазараджат
- Иконоборчество
- Наскальное искусство в Азии
- Шелковый путь
- Талибан
- Туристические достопримечательности Афганистана
- Разрушенные произведения искусства
- Объекты всемирного наследия в Афганистане
- Объекты всемирного наследия под угрозой
- Удалены статуи
- Преследование буддистов со стороны мусульман
- Каменные статуи Будды
- Бывшие религиозные здания и сооружения в Афганистане
- Военные преступления в Афганистане
- Памятники и мемориалы в Афганистане