Тохаристан
Тохаристан | |
---|---|
Капитал | Балх |
Историческая эпоха | Раннее Средневековье |
Сегодня часть | Афганистан , Узбекистан , Таджикистан |
Тохаристан (образовано от слова «Тохара» и суффикса -стан, означающего «место» на персидском языке) — древнее название раннего средневековья, данное территории, которая источниках была известна как Бактрия в древнегреческих .
К VI веку нашей эры Тохаристан попал под власть Первого Тюркского каганата , а в VII и VIII веках он был включен в состав династии Тан , управляемой Генеральным протекторатом по умиротворению Запада . [ 4 ] Сегодня Тохаристан разделен между Узбекистаном , Таджикистаном и Афганистаном .
Имена Тохаристана
[ редактировать ]В нескольких языках для обозначения региона использовались варианты слова «Тохара»:
- Тохаристан может фигурировать в древнеиндийских источниках как Королевство Тушара , расположенное к северо-западу от Индийского субконтинента . «Тушара» — это санскритское слово, означающее «снежный», «холодный», и, как известно, оно использовалось для обозначения страны Тухара. [ 5 ] На санскрите это стало तुखार (Тухара).
- То означает «великий», а хара означает гара/нара хана (страна хана).
- На древнегреческом языке имя было Тохарой ( древнегреческий : Τόχαροι ) или Тагурой. [ 6 ]
- Точари для латинских историков. [ 7 ]
- Имя «Токхара» появилось в 4 веке нашей эры в буддийских текстах, таких как Вибхаса-шастра .
- По-тибетски этот регион назывался Тод-кар или То-гар. [ 6 ] [ 8 ]
- Имя на китайском языке звучит как Тухара (覩物審 Духуолуо или Тухуолуо Тухуолуо ). [ 9 ] «Токхара» была известна в китайских источниках как Тухулуо (吐呼羅), которое впервые упоминается в эпоху Северной Вэй (386–534 гг. Н. Э.). [ 10 ] Во времена династии Тан имя транскрибировалось как Тухуолуо (土毉罗). Другие китайские имена — Доушалуо 头沙罗, Дуцюло 狗䉉鲁o или Духуолуо 覩物鲁.
- По-хотански — Ттаугара; в Уйгуре – Тугры; по-армянски Тукри-к. [ 6 ]
Этническая принадлежность
[ редактировать ]Несколько портретов послов из региона Тохаристана известны из «Портретов периодического подношения Ляна» , первоначально написанных в 526–539 гг. н.э. В то время они находились под властью эфталитов , которые привели посольства ко двору Южного Ляна в начале VI века нашей эры.
-
Посол Кубодиона при дворе императора Юаня Ляна в его столице Цзинчжоу в 516–520 гг. Н. Э., с пояснительным текстом. Портреты периодических подношений Ляна , копия песни XI века. Посол сопровождал эфталитов в Китай.
-
Посол Вахана при китайском дворе императора Юаня Ляна в его столице Цзинчжоу в 516–520 гг. Н. Э., с пояснительным текстом. Портреты периодических подношений Ляна , копия песни XI века.
-
Послы из Кубадиона , Балха и Вахана во время посещения двора династии Тан . Собрание королей , ок. 650 г. н.э.
-
Портреты на серебряных чашах. [ 13 ]
-
Возможные гуляния бактрийцев на потолке центрального зала пещеры 1 пещер Аджанты , Индия (460–480 гг. Н. Э.). [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ]
«Тохарцы» в Таримской котловине
[ редактировать ]Название « тохары » было ошибочно применено авторами начала 20 века к индоевропейским народам Таримской котловины , из областей Куча и Агни . Эти учёные ошибочно считали, что эти индоевропейцы произошли из Тохаристана ( Бактрии ), и поэтому применили к ним термин «тохары». Это название до сих пор широко используется, хотя индоевропейцы Таримской впадины, вероятно, называли себя Агни , Кучи и Кроран . [ 17 ] [ 18 ]
Китайские источники
[ редактировать ]В Сианьской стеле , воздвигнутой в 781 году н. э., церковный монах Адама , автор стелы, упоминает на сирийском языке что его дед был священником-миссионером из Балха ( классический сирийский : Balḥ ��������, латинизированный: , ) в Тохаристане. ( ������������������ Тахуристан . ) [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ]
География
[ редактировать ]Географически Тохаристан соответствует верхней долине реки Оксус , между горными хребтами Гиндукуша на юге и Памиро-Алая на севере. [ 4 ] Область простирается на запад до гор Бадахшана и на юг до Бамиана . [ 4 ] Арабские источники считали Кабул частью южной границы Тохаристана, а Шаганийан — частью его северной границы. [ 4 ] В узком смысле Тохаристан может относиться только к региону к югу от Окса . [ 4 ] В этом регионе использовался восточноиранский бактрийский язык , который был распространен со 2 по 9 век нашей эры. [ 4 ]
Важнейшим городом Тохаристана был Балх , который находился в центре торговли между Ираном ( Сасанидской империей ) и Индией. [ 4 ]
Регион Тохаристан находился вне контроля Сасанидов в течение трех столетий, предшествовавших завоеванию Персии мусульманами в 633–651 годах нашей эры. [ 4 ] В то время Тохаристан находился под властью династий гуннского или тюркского происхождения, таких как кидариты , алчонские гунны и эфталиты . [ 4 ] На момент арабского завоевания Тохаристан находился под контролем западных тюрков через Тохара Ябгуса . [ 4 ]
Искусство раннесредневекового Тохаристана
[ редактировать ]Существуют многочисленные артефакты искусства раннего средневекового Тохаристана, в которых проявляется влияние буддийского искусства Гандхары. [ 22 ]
V – VI века н.э.
[ редактировать ]Многие авторы предполагают, что фигуры на росписях Дильберджин-тепе или Балалык-тепе характерны для эфталитов (450–570 гг. н.э.). [ 23 ] В этом контексте были проведены параллели с фигурами из пещер Кызыл в Китайском Туркестане , которые, похоже, носят во многом схожую одежду. Картины Балалык-Тепе характерны для придворной жизни эфталитов первой половины VI века н.э., до прихода тюрков . [ 24 ] [ 25 ]
-
Фреска Дильберджина, V-VI века. [ 26 ]
-
Фрагмент фрески Дильберджина. [ 27 ]
-
Деталь фрески, Балалык-Тепе, конец V-VII веков н.э.
-
Сцена банкета в Балалык-Тепе, VI-VII века н.э.
7 век н.э.
[ редактировать ]В живописи существует « Тохаристанская художественная школа » с образцами Калаи Кафирнигана , Кафир Кала или Аджина Тепе , [ 28 ] [ 29 ] поскольку буддизм и буддийское искусство переживали эпоху Возрождения, возможно, благодаря спонсорству и религиозной терпимости западных тюрков ( Токхара Ябгус ). [ 30 ]
-
Буддийская фреска из Калаи Кафирнигана , Национальный музей древностей, Душанбе, Таджикистан. VII-начало VIII века. [ 31 ] [ 32 ]
-
Взрослые в кафтане и ребенок, Кафыр-Кала , Таджикистан, VII век н.э. Национальный музей древностей Таджикистана
-
Голова Будды, Кафир Кала, Таджикистан, VII век н.э. Национальный музей древностей Таджикистана
-
Сцена охоты, Кафыр-Кала, Таджикистан, VII век н.э. Национальный музей древностей Таджикистана
-
Сцена охоты, Кафыр-Кала, Таджикистан, VII век н.э. Национальный музей древностей Таджикистана
Саманиды и Газневиды 10–11 веков.
[ редактировать ]Исламское искусство развивалось вместе с Империей Саманидов и Газневидов с 10 по 12 века нашей эры.
-
Чаша из Хулбука , Таджикистан, 10-11 века, Национальный музей древностей Таджикистана (КН 1060)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Отчет, цитируемый здесь как 3.5., показывает, что этот король Тохары обладал политической властью контролировать княжества, принадлежащие генерал-губернаторам к северу и югу от Гиндукуша, не говоря уже о генерал-губернаторе Юэчжи». в Куваяма, Шошин (2005). «Китайские записи о Бамиане: перевод и комментарии» . Восток и Запад . 55 (1/4): 153, 3–5. ISSN 0012-8376 . JSTOR 29757642 .
- ^ Подробный список вассальных городов и регионов в древнекитайских источниках: Тайшань, Ю. (2012). Евразийские исследования III: Записи, относящиеся к эфталитам, в древних китайских исторических трудах . Чжунхуа Книжная компания, стр. 250.
- ^ Куваяма, Шошин (2005). «Китайские записи о Бамиане: перевод и комментарии» . Восток и Запад . 55 (1/4): 143–144. ISSN 0012-8376 . JSTOR 29757642 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Акасой, Анна; Бернетт, Чарльз; Йоэли-Тлалим, Ронит (14 декабря 2016 г.). Ислам и Тибет – взаимодействие на мускусном пути . Рутледж. п. 51. ИСБН 978-1-351-92605-8 .
- ^ «Тушара (снежный, холодный) и Тушкара используются как эквиваленты Тухара» в Чоуанг, Хиуан (1957). Китайские отчеты Индии . Сушил Гупта. п. 103.
- ^ Jump up to: а б с «Население называлось греками Тохарой, Тагурой; римлянами Тохаром; или Тогариями (на санскрите Тухара; по-тибетски Тод-кар или То-гар; по-хотански — Ттаугара; по-уйгурски — Тугри; по-армянски — Т 'укри-к'" в Дирингер, Дэвид (1948). Алфавит – ключ к истории человечества . п. 348.
- ^ Номер Уолтер, Марико (октябрь 1998 г.). «Тохарский буддизм в Куча: буддизм индоевропейских носителей цента в китайском Туркестане до X века н.э.» (PDF) . Китайско-платонические статьи . 85 : 2–4.
- ^ Религии и торговля: религиозное формирование, трансформация и межкультурный обмен между Востоком и Западом . БРИЛЛ. 28 ноября 2013 г. с. 81. ИСБН 978-90-04-25530-2 .
- ^ 覩狗罗 как «Тохаристан» см. Сборник академических работ Фэн Чэнцзюня (на китайском языке) Beijing Book Co. Inc., июнь 2015 г., стр. 175. ISBN. 978-7-999099-49-9 .
- ^ «В Записях Северной династии Вэй оно записано как Т'у-ху-луо» в Китайские монахи в Индии: биографии выдающихся монахов, отправившихся в западный мир в поисках закона во времена Великой династии Тан . Мотилал Банарсидасс. 1986. с. 7. ISBN 978-81-208-0062-5 .
- ^ Компарети, Маттео. «Некоторые примеры центральноазиатских декоративных элементов в индийских картинах Аджанты и Бага» : 41–42.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «Серебряная чаша, Британский музей» . Британский музей .
- ^ «Серебряная чаша, Британский музей» . Британский музей .
- ^ Бранкаччо, Пиа (2010). Буддийские пещеры в Аурангабаде: трансформации в искусстве и религии . БРИЛЛ. стр. 80–82, 305–307 со сносками. ISBN 978-9004185258 .
- ^ DK Путеводитель для очевидцев по Индии . Дорлинг Киндерсли Лимитед. 2017. с. 126. ИСБН 9780241326244 .
- ^ Компарети, Маттео. «Некоторые примеры среднеазиатских декоративных элементов в индийских картинах Аджанты и Бага» : 40–42.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Номер Уолтер, Марико (октябрь 1998 г.). «Тохарский буддизм в Куча: буддизм индоевропейских носителей цента в китайском Туркестане до X века н.э.» (PDF) . Китайско-платонические статьи . 85 : 2.
- ^ Дирингер, Дэвид (1948). Алфавит – ключ к истории человечества . стр. 347–348.
- ^ Гавре, Анри (1848–1901) Автор текста (1895–1902). Христианская стела Синган-фу. 3 / отец Анри Гавре,...; с коллаборацией. отца Луи Шейхо,... [для части III] . п. 61.
{{cite book}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Куриан, Джордж Томас; III, Джеймс Д. Смит (2010). Энциклопедия христианской литературы . Пугало Пресс. п. 251. ИСБН 978-0-8108-7283-7 .
- ^ Годвин, Р. Тодд (2018). Персидские христиане при китайском дворе: Сианьская стела и раннесредневековая церковь Востока . Издательство Блумсбери. п. 10. ISBN 978-1-78673-316-0 .
- ^ ЛИТВИНСКИЙ БОРИС; СОЛОВЬЕВ, ВИКТОР (1990). «Архитектура и искусство Кафир Калы (Раннесредневековый Тохаристан)» (PDF) . Бюллетень Азиатского института . 4 : 61–75. ISSN 0890-4464 . JSTOR 24048351 .
- ^ Курбанов, Айдогды (2014). «ЭФТАЛИТЫ: ИКОНОГРАФИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ» (PDF) . Тирагетия : 317–334.
- ^ «Несколько фресок в Дильберджине датируются V-VII веком. Сравнение некоторых фресок Дильберджина с картинами в Кызыле («пещера 16 меченосцев» и «пещера с изображением Майи») демонстрирует связь между их (Литвинский 1996, 151)». Курбанов, Айдогды (2014). «ЭФТАЛИТЫ: ИКОНОГРАФИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ» (PDF) . Тирагетия : 317–334.
- ^ Фрумкин, Грегуар (1970). Археология в Советской Средней Азии . Архив Брилла. стр. 116–118.
- ^ Дэни, Ахмад Хасан; Литвинский, Б.А. (1996). История цивилизаций Центральной Азии: Перекресток цивилизаций, 250–750 гг . н.э. ЮНЕСКО. п. 151. ИСБН 978-92-3-103211-0 .
- ^ «Раскопки Советско-Афганской археологической миссии на греко-кушанском городище Дильберджин в Бактрии» (PDF) . Отчеты сессий Академии надписей и изящной словесности : 407–427. 1977. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Дэни, Ахмад Хасан; Литвинский, Б.А. (январь 1996 г.). История цивилизаций Центральной Азии: Перекресток цивилизаций, 250–750 гг . н.э. ЮНЕСКО. п. 150. ИСБН 978-92-3-103211-0 .
- ^ Коллекция ЮНЕСКО по истории цивилизаций Центральной Азии: Онлайн-раздел .
- ^ Баумер, Кристоф (18 апреля 2018 г.). История Средней Азии, The: 4-х томник . Издательство Блумсбери. стр. 203–204. ISBN 978-1-83860-868-2 .
- ^ Баумер, Кристоф (18 апреля 2018 г.). История Средней Азии, The: 4-х томник . Издательство Блумсбери. стр. 203–204. ISBN 978-1-83860-868-2 .
- ^ Литвинский, Б.А. (1981). «Проблемы Калаи-Кафирнигана в религии и искусстве раннесредневекового Тохаристана» (PDF) . Восток и Запад . 31 (1/4): 35–66. ISSN 0012-8376 . JSTOR 29756581 .