Перипатетические группы Афганистана
есть несколько этнических групп В Афганистане , которые традиционно ведут странствующую жизнь. Это означает, что они являются кочевниками, и их основные занятия сосредоточены на оказании услуг оседлому населению, среди которого они путешествуют, например, торговля определенными товарами или исполнение музыки. В этом они контрастируют как с оседлым населением, так и с кочевниками-скотоводами. Они имеют низкий социальный статус и известны посторонним как джаты — уничижительный термин, который ни одна из групп не использует в качестве самоназвания.
Имя
[ редактировать ]Термин «джат» носит уничижительный характер, и ни одна из странствующих групп не использует его для себя, хотя они и используют его по отношению к другим странствующим сообществам. [ 1 ] Неясно, как эти отдельные группы получили название Джат.
В соседней Южной Азии термин джат относится к большой группе сельскохозяйственных каст, некоторые из которых, особенно в Белуджистане, связаны с разведением и выпасом верблюдов.
Социальные характеристики
[ редактировать ]Как правило, группы характеризуются кочевым образом жизни, при этом их основным занятием является предоставление таких услуг, как производство и продажа сельскохозяйственных орудий, браслетов, барабанов и лотков для просеивания, а также предоставление развлечений, таких как представление медведей и обезьян, гадание. , пение. Большинство Jats имеют сеть клиентов и заказчиков, разбросанных по обширному региону, и они мигрируют между этими известными кластерами клиентов, время от времени добавляя новых. Во-вторых, каждая группа джатов специализируется на определенном виде деятельности, например, горбаты в западном Афганистане занимаются изготовлением сит, ремонтом обуви и торговлей животными, а шадибаз торгуют тканями, браслетами и галантереей. [ 2 ]
Эти сообщества эндогамны , и у некоторых есть секретные языки .
Этнические группы
[ редактировать ]Ниже представлен краткий обзор основных известных групп перипатетиков. Информация в этой таблице, как и в остальной части статьи, актуальна для ситуации 1970-х годов. Вероятно, с тех пор ситуация существенно изменилась за время беспорядков. [ 3 ]
Этническая группа | Регион (в 1970-е годы) | Экономика (в 1970-е годы) | Язык [ 4 ] | Религия |
---|---|---|---|---|
Горбат | найден по всему Афганистану | производители сит и рома, ремонтники обуви, торговцы животными, галантерея, торговля тканями и браслетами | Горбати | в основном шииты, немного сунниты |
Шадибаз | восточный и северный Афганистан | торговая ткань, галантерея или браслеты; ведущие выступления медведей и обезьян | Инка | сунниты |
Они могут упасть | восточный и центральный Афганистан, включая Урузган, Бамиан и Дай-Кунди | торговля браслетами, тканью или галантереей; жонглирование и обаяние змей | Инка | сунниты |
Белудж | северный, западный и южный Афганистан | проституция, иногда музыка и танцы | Белуджи | сунниты |
Джалали | западный и северный Афганистан, в основном в провинциях Харт, Фарах, Баглан, Кундуз, Талоган и Бадахшан. | музыканты, ведущие выступающие обезьяны, время от времени попрошайничающие | Инка | сунниты |
Пикрай | северный и западный Афганистан | торговля животными; торговля браслетами | Инка | сунниты |
Йог | северный Афганистан | попрошайничество, изготовление и продажа лекарственных трав, сельскохозяйственный труд | Могатибей, Узбек и Дари | сунниты |
Мусали [ 5 ] | восточный Афганистан | сельскохозяйственный труд | ||
встретиться | пушту | |||
Шейх Мохаммади [ 6 ] | по всему Афганистану | разносчики | Откуда , секретный язык: Адургари | сунниты |
Белудж
[ редактировать ]Балуджей ( Baluč ) не следует путать ни с гораздо более крупной этнической группой народа белуджей (хотя они говорят на одном языке ), [ 7 ] или с одной из подгрупп перипатетической Вангавалы. [ 8 ] Белуджи были также известны как Чалу , Герати и Джат-Балудж . [ 9 ] Насчитывая в 1970-х годах около 2500 человек, они утверждают, что в конечном итоге мигрировали из Белуджистана . Долгое время они были связаны с племенем Джамшиди , у которого работали кузнецами и ювелирами. Этим отношениям пришел конец с засухой середины 1960-х годов, последовавшая за этим бедность, как сообщается, вынудила их заняться проституцией и развлечениями, которые были их основными занятиями в 1970-х годах. Лишь часть мужчин занималась музыкой, но все женщины занимались пением, танцами и проституцией. [ 10 ] Последняя деятельность в то время подвергалась стигматизации и была незаконной, но в отличие от многих проституток в оседлых районах, женщины-белуджи не пытались скрыть свою личность на публике, а одевались и вели себя так, чтобы их сразу можно было узнать как таковых. Женщины принимали клиентов в своих летних лагерях, а их мужья (или отцы, если они не женаты) определяли цену и собирали официальный заработок. Хотя некоторым женщинам эта работа не нравилась, многие говорили, что, по их мнению, это легкий способ получить удовольствие и деньги. Мужчины заявили, что предпочли бы, чтобы их женам не приходилось работать проститутками, но, тем не менее, они были счастливы, что им самим не пришлось работать. И мужчины, и женщины относились к своим клиентам с «бесконечным презрением» и часто называли их «собаками». [ 11 ] многоженство . В группе было распространено [ 12 ]
Горбат
[ редактировать ]Горбат . ( Шорбат ) — наиболее широко рассредоточенная странствующая община, состоящая из около 600 нуклеарных семей по состоянию на 1970-е годы Их происхождение в конечном итоге западно-иранское. [ 13 ] и они говорят на местных разновидностях персидского языка в дополнение к горбати (также известному как магади или газулаги), секретному языку с тяжелой персидской основой. [ 14 ]
Джалали, Пикрадж, Шадибаз и Вангавала
[ редактировать ]Эти четыре общины заявляют о своем происхождении от предков, которые мигрировали в 19 веке из районов Дера Исмаил Хан и Дера Гази Хан на востоке Белуджистана (ныне Пакистан). Джалали и Пикрадж называют причиной своей миграции последовательные засухи и голод, в то время как Шадибаз и Вангавала заявляют, что их предки бежали от кровной мести, в конечном итоге вызванной похищением родственниц. [ 15 ] Все четыре группы говорят на близкородственных разновидностях индоарийского языка инку , который, вероятно, связан с сараики из мест их происхождения. [ 16 ]
Джалали ( Джалали ) были обнаружены на северо-востоке Афганистана и насчитывали около 500 человек, разделенных на четыре линии. Некоторые были нищими, более обеспеченные торговали галантереей. Женщины обычно продавали фрукты по домам, а некоторые мужчины были музыкантами или держали обезьян, которых они обучали «танцевать и выполнять трюки». [ 16 ]
Пикрадж ( Pikrāj ) насчитывал в 1976 году около 2000 человек. Они кочевали по всему Афганистану к северу от Гиндукуша . Основным мужским занятием была торговля ослами и лошадьми, хотя некоторые дополнительно чинили разбитый фарфор, а другие – металлические украшения. В большинстве мест женщины торговали галантереей и безделушками. [ 17 ]
Шадибаз ( Шадибаз ), также известный как Шадиван ( Шадиван ), имел население около 1500 человек, разделенных на три группы по происхождению. Их название, буквально означающее «игроки-обезьяны» на местном персидском варианте, отражает их основное занятие, которое заключалось в дрессировке обезьян и последующем использовании их для представлений. Поскольку это стало менее прибыльным, мужчины все чаще занимались другими занятиями, такими как продажа ткани или работа в качестве сельскохозяйственных рабочих. Женщины же торговали стеклянными и пластиковыми браслетами. [ 18 ]
Вангавала ( Вагавала ) известны на пушту как Бангривал или Бангудифруш , а на дари как Чурифруш . Насчитывая 3000 человек, распределенных по пяти группам происхождения ( Балуч , Ченар , Малек , Пешаври и Рати ), они жили к югу от Гиндукуша и к востоку от Гильменд долины . Некоторые семьи проводили зиму в Пешаваре или его окрестностях в Пакистане. Женщины продавали браслеты, чем были хорошо известны, в то время как мужчины занимались различными профессиями: в одних группах они занимались мелкой торговлей, в других - сезонными сельскохозяйственными работами, в третьих - контрабандистами, фермерами, торговцами животными или артисты, специализирующиеся на жонглировании, магии или заклинании змей. [ 19 ]
Йог
[ редактировать ]Джоги, или Джуги, обитают в северном Афганистане и разделены на четыре подгруппы. Вероятно, выходцы из Центральной Азии, они рассказывают, что их предки когда-то свободно путешествовали между Бухарой и Афганистаном. Есть также группы джогов, которые все еще живут в некоторых частях соседнего Таджикистана. [ 20 ] Кроме узбекского и дари , [ 21 ] они говорят на своем собственном языке, называемом Могатибей , также известном как Газулаги и Гурбати , который, по-видимому, является секретным языком. [ 22 ]
Мусали
[ редактировать ]Мусали были сконцентрированы в некоторых частях провинции Лагман , где они обеспечивали свою рабочую силу во время напряженного сезона сбора урожая в конце весны. [ 5 ]
Шейх Мохаммади
[ редактировать ]Существует несколько несвязанных между собой групп шейха Мохаммади ( Шайх Мохаммади ), и между ними существуют разногласия по поводу того, какую из них можно по праву идентифицировать как таковую. Единственное, что у них общего, — это тайный язык адургари , который используется в присутствии незнакомцев. В остальном они говорят на пушту и дари . Шейх Мохаммади заявляет о своем происхождении от легендарного шейха Мохаммеда, также известного как Шейх Рохани Баба, который, согласно традиции, жил в Восточном Афганистане и обладал магическими способностями. [ 23 ] [ 24 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Рао 1986 , стр. 255–6.
- ^ Jump up to: а б Рао 1986 .
- ^ Рао 1986 , с. 254; Ханифи 2012
- ^ Рао 1995 .
- ^ Jump up to: а б Ханифи 2012 .
- ^ Олесен 1987 .
- ^ Рао 1995 , стр. 71–2.
- ^ Рао 1986 , с. 270.
- ^ Рао 1986 , с. 260.
- ^ Рао 1986 , стр. 260–1.
- ^ Рао 1986 , стр. 262–3.
- ^ Рао 1986 , с. 264.
- ^ Рао 1986 , с. 265.
- ^ Рао 1995 , стр. 74, 85–6.
- ^ Рао 1986 , с. 266.
- ^ Jump up to: а б Рао 1986 , с. 267.
- ^ Рао 1986 , стр. 267–8.
- ^ Рао 1986 , с. 268–9.
- ^ Рао 1986 , с. 269–71.
- ^ Рао 1986 , с. 272–73.
- ^ Рао 1986 , с. 273.
- ^ Рао 1995 , стр. 73, 85–6.
- ^ Олесен 1987 , стр. 35–36.
- ^ Рао 1986 , с. 274.
Библиография
[ редактировать ]- Ханифи, М. Джамиль (2012). «Джат» . Иранская энциклопедия .
- Олесен, А. (1987). «Торговля в Восточном Афганистане: адаптивные стратегии странствующего шейха Мохаммади». В Рао, Апарна (ред.). Другие кочевники: странствующие меньшинства в межкультурной перспективе . Кёльн: Бёлау. стр. 35–63. ISBN 3-412-08085-3 .
- Рао, Апарна (1986). «Странствующие меньшинства в Афганистане: имидж и идентичность». В Оривале, Эрвин (ред.). Этнические группы Афганистана . Висбаден: Л. Райхерт. стр. 254–83. ISBN 3-88226-360-1 .
- Рао, Апарна (1995). «Маргинальность и использование языка: пример перипатетиков в Афганистане» . Журнал Цыганского краеведческого общества . 5. 5 (2): 69–95.