Jump to content

Перипатетические группы Афганистана

есть несколько этнических групп В Афганистане , которые традиционно ведут странствующую жизнь. Это означает, что они являются кочевниками, и их основные занятия сосредоточены на оказании услуг оседлому населению, среди которого они путешествуют, например, торговля определенными товарами или исполнение музыки. В этом они контрастируют как с оседлым населением, так и с кочевниками-скотоводами. Они имеют низкий социальный статус и известны посторонним как джаты — уничижительный термин, который ни одна из групп не использует в качестве самоназвания.

Термин «джат» носит уничижительный характер, и ни одна из странствующих групп не использует его для себя, хотя они и используют его по отношению к другим странствующим сообществам. [ 1 ] Неясно, как эти отдельные группы получили название Джат.

В соседней Южной Азии термин джат относится к большой группе сельскохозяйственных каст, некоторые из которых, особенно в Белуджистане, связаны с разведением и выпасом верблюдов.

Социальные характеристики

[ редактировать ]

Как правило, группы характеризуются кочевым образом жизни, при этом их основным занятием является предоставление таких услуг, как производство и продажа сельскохозяйственных орудий, браслетов, барабанов и лотков для просеивания, а также предоставление развлечений, таких как представление медведей и обезьян, гадание. , пение. Большинство Jats имеют сеть клиентов и заказчиков, разбросанных по обширному региону, и они мигрируют между этими известными кластерами клиентов, время от времени добавляя новых. Во-вторых, каждая группа джатов специализируется на определенном виде деятельности, например, горбаты в западном Афганистане занимаются изготовлением сит, ремонтом обуви и торговлей животными, а шадибаз торгуют тканями, браслетами и галантереей. [ 2 ]

Эти сообщества эндогамны , и у некоторых есть секретные языки .

Этнические группы

[ редактировать ]

Ниже представлен краткий обзор основных известных групп перипатетиков. Информация в этой таблице, как и в остальной части статьи, актуальна для ситуации 1970-х годов. Вероятно, с тех пор ситуация существенно изменилась за время беспорядков. [ 3 ]

Основные группы [ 2 ]
Этническая группа Регион (в 1970-е годы) Экономика (в 1970-е годы) Язык [ 4 ] Религия
Горбат найден по всему Афганистану производители сит и рома, ремонтники обуви, торговцы животными, галантерея, торговля тканями и браслетами Горбати в основном шииты, немного сунниты
Шадибаз восточный и северный Афганистан торговая ткань, галантерея или браслеты; ведущие выступления медведей и обезьян Инка сунниты
Они могут упасть восточный и центральный Афганистан, включая Урузган, Бамиан и Дай-Кунди торговля браслетами, тканью или галантереей; жонглирование и обаяние змей Инка сунниты
Белудж северный, западный и южный Афганистан проституция, иногда музыка и танцы Белуджи сунниты
Джалали западный и северный Афганистан, в основном в провинциях Харт, Фарах, Баглан, Кундуз, Талоган и Бадахшан. музыканты, ведущие выступающие обезьяны, время от времени попрошайничающие Инка сунниты
Пикрай северный и западный Афганистан торговля животными; торговля браслетами Инка сунниты
Йог северный Афганистан попрошайничество, изготовление и продажа лекарственных трав, сельскохозяйственный труд Могатибей, Узбек и Дари сунниты
Мусали [ 5 ] восточный Афганистан сельскохозяйственный труд
встретиться пушту
Шейх Мохаммади [ 6 ] по всему Афганистану разносчики Откуда , секретный язык: Адургари сунниты

Балуджей ( Baluč ) не следует путать ни с гораздо более крупной этнической группой народа белуджей (хотя они говорят на одном языке ), [ 7 ] или с одной из подгрупп перипатетической Вангавалы. [ 8 ] Белуджи были также известны как Чалу , Герати и Джат-Балудж . [ 9 ] Насчитывая в 1970-х годах около 2500 человек, они утверждают, что в конечном итоге мигрировали из Белуджистана . Долгое время они были связаны с племенем Джамшиди , у которого работали кузнецами и ювелирами. Этим отношениям пришел конец с засухой середины 1960-х годов, последовавшая за этим бедность, как сообщается, вынудила их заняться проституцией и развлечениями, которые были их основными занятиями в 1970-х годах. Лишь часть мужчин занималась музыкой, но все женщины занимались пением, танцами и проституцией. [ 10 ] Последняя деятельность в то время подвергалась стигматизации и была незаконной, но в отличие от многих проституток в оседлых районах, женщины-белуджи не пытались скрыть свою личность на публике, а одевались и вели себя так, чтобы их сразу можно было узнать как таковых. Женщины принимали клиентов в своих летних лагерях, а их мужья (или отцы, если они не женаты) определяли цену и собирали официальный заработок. Хотя некоторым женщинам эта работа не нравилась, многие говорили, что, по их мнению, это легкий способ получить удовольствие и деньги. Мужчины заявили, что предпочли бы, чтобы их женам не приходилось работать проститутками, но, тем не менее, они были счастливы, что им самим не пришлось работать. И мужчины, и женщины относились к своим клиентам с «бесконечным презрением» и часто называли их «собаками». [ 11 ] многоженство . В группе было распространено [ 12 ]

Горбат . ( Шорбат ) — наиболее широко рассредоточенная странствующая община, состоящая из около 600 нуклеарных семей по состоянию на 1970-е годы Их происхождение в конечном итоге западно-иранское. [ 13 ] и они говорят на местных разновидностях персидского языка в дополнение к горбати (также известному как магади или газулаги), секретному языку с тяжелой персидской основой. [ 14 ]

Джалали, Пикрадж, Шадибаз и Вангавала

[ редактировать ]

Эти четыре общины заявляют о своем происхождении от предков, которые мигрировали в 19 веке из районов Дера Исмаил Хан и Дера Гази Хан на востоке Белуджистана (ныне Пакистан). Джалали и Пикрадж называют причиной своей миграции последовательные засухи и голод, в то время как Шадибаз и Вангавала заявляют, что их предки бежали от кровной мести, в конечном итоге вызванной похищением родственниц. [ 15 ] Все четыре группы говорят на близкородственных разновидностях индоарийского языка инку , который, вероятно, связан с сараики из мест их происхождения. [ 16 ]

Джалали ( Джалали ) были обнаружены на северо-востоке Афганистана и насчитывали около 500 человек, разделенных на четыре линии. Некоторые были нищими, более обеспеченные торговали галантереей. Женщины обычно продавали фрукты по домам, а некоторые мужчины были музыкантами или держали обезьян, которых они обучали «танцевать и выполнять трюки». [ 16 ]

Пикрадж ( Pikrāj ) насчитывал в 1976 году около 2000 человек. Они кочевали по всему Афганистану к северу от Гиндукуша . Основным мужским занятием была торговля ослами и лошадьми, хотя некоторые дополнительно чинили разбитый фарфор, а другие – металлические украшения. В большинстве мест женщины торговали галантереей и безделушками. [ 17 ]

Шадибаз ( Шадибаз ), также известный как Шадиван ( Шадиван ), имел население около 1500 человек, разделенных на три группы по происхождению. Их название, буквально означающее «игроки-обезьяны» на местном персидском варианте, отражает их основное занятие, которое заключалось в дрессировке обезьян и последующем использовании их для представлений. Поскольку это стало менее прибыльным, мужчины все чаще занимались другими занятиями, такими как продажа ткани или работа в качестве сельскохозяйственных рабочих. Женщины же торговали стеклянными и пластиковыми браслетами. [ 18 ]

Вангавала ( Вагавала ) известны на пушту как Бангривал или Бангудифруш , а на дари как Чурифруш . Насчитывая 3000 человек, распределенных по пяти группам происхождения ( Балуч , Ченар , Малек , Пешаври и Рати ), они жили к югу от Гиндукуша и к востоку от Гильменд долины . Некоторые семьи проводили зиму в Пешаваре или его окрестностях в Пакистане. Женщины продавали браслеты, чем были хорошо известны, в то время как мужчины занимались различными профессиями: в одних группах они занимались мелкой торговлей, в других - сезонными сельскохозяйственными работами, в третьих - контрабандистами, фермерами, торговцами животными или артисты, специализирующиеся на жонглировании, магии или заклинании змей. [ 19 ]

Джоги, или Джуги, обитают в северном Афганистане и разделены на четыре подгруппы. Вероятно, выходцы из Центральной Азии, они рассказывают, что их предки когда-то свободно путешествовали между Бухарой ​​и Афганистаном. Есть также группы джогов, которые все еще живут в некоторых частях соседнего Таджикистана. [ 20 ] Кроме узбекского и дари , [ 21 ] они говорят на своем собственном языке, называемом Могатибей , также известном как Газулаги и Гурбати , который, по-видимому, является секретным языком. [ 22 ]

Мусали были сконцентрированы в некоторых частях провинции Лагман , где они обеспечивали свою рабочую силу во время напряженного сезона сбора урожая в конце весны. [ 5 ]

Шейх Мохаммади

[ редактировать ]

Существует несколько несвязанных между собой групп шейха Мохаммади ( Шайх Мохаммади ), и между ними существуют разногласия по поводу того, какую из них можно по праву идентифицировать как таковую. Единственное, что у них общего, — это тайный язык адургари , который используется в присутствии незнакомцев. В остальном они говорят на пушту и дари . Шейх Мохаммади заявляет о своем происхождении от легендарного шейха Мохаммеда, также известного как Шейх Рохани Баба, который, согласно традиции, жил в Восточном Афганистане и обладал магическими способностями. [ 23 ] [ 24 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Рао 1986 , стр. 255–6.
  2. ^ Jump up to: а б Рао 1986 .
  3. ^ Рао 1986 , с. 254; Ханифи 2012
  4. ^ Рао 1995 .
  5. ^ Jump up to: а б Ханифи 2012 .
  6. ^ Олесен 1987 .
  7. ^ Рао 1995 , стр. 71–2.
  8. ^ Рао 1986 , с. 270.
  9. ^ Рао 1986 , с. 260.
  10. ^ Рао 1986 , стр. 260–1.
  11. ^ Рао 1986 , стр. 262–3.
  12. ^ Рао 1986 , с. 264.
  13. ^ Рао 1986 , с. 265.
  14. ^ Рао 1995 , стр. 74, 85–6.
  15. ^ Рао 1986 , с. 266.
  16. ^ Jump up to: а б Рао 1986 , с. 267.
  17. ^ Рао 1986 , стр. 267–8.
  18. ^ Рао 1986 , с. 268–9.
  19. ^ Рао 1986 , с. 269–71.
  20. ^ Рао 1986 , с. 272–73.
  21. ^ Рао 1986 , с. 273.
  22. ^ Рао 1995 , стр. 73, 85–6.
  23. ^ Олесен 1987 , стр. 35–36.
  24. ^ Рао 1986 , с. 274.

Библиография

[ редактировать ]
  • Ханифи, М. Джамиль (2012). «Джат» . Иранская энциклопедия .
  • Олесен, А. (1987). «Торговля в Восточном Афганистане: адаптивные стратегии странствующего шейха Мохаммади». В Рао, Апарна (ред.). Другие кочевники: странствующие меньшинства в межкультурной перспективе . Кёльн: Бёлау. стр. 35–63. ISBN  3-412-08085-3 .
  • Рао, Апарна (1986). «Странствующие меньшинства в Афганистане: имидж и идентичность». В Оривале, Эрвин (ред.). Этнические группы Афганистана . Висбаден: Л. Райхерт. стр. 254–83. ISBN  3-88226-360-1 .
  • Рао, Апарна (1995). «Маргинальность и использование языка: пример перипатетиков в Афганистане» . Журнал Цыганского краеведческого общества . 5. 5 (2): 69–95.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9887be6767485a36ab6d2f0ad5765462__1719246300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/98/62/9887be6767485a36ab6d2f0ad5765462.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Peripatetic groups of Afghanistan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)