Ходживанк Пантеон Тбилиси
Армянский пантеон Тбилиси | |
---|---|
Основная группа надгробий, сохранившаяся в Ходживанке, 2011 г. | |
![]() | |
Подробности | |
Учредил | в. 1655 г. |
Расположение | Тбилиси , Грузия |
Координаты | 41 ° 41'54 "N 44 ° 49'07" E / 41,698333 ° N 44,818611 ° E |
Тип | общественный |
Владелец | Муниципалитет Тбилиси |
Армянский пантеон Тбилиси , также известный как Ходживанк ( грузинский : ხოჯივანქი Ходживанки ; армянский : Խոջիվանք ) или Ходжаванк ( армянский : Խոջավանք ), представляет собой архитектурный комплекс в Тбилиси. северо-восточная часть Авлабарского района Тбилиси , Грузия . Он занимает часть территории разрушенного кладбища Ходжаванк и содержит перенесенные надгробия некоторых известных армянских писателей, художников и общественных деятелей, похороненных там.
Ходжаванк раньше состоял из огромного мемориального кладбища и армянской церкви Святой Богородицы (церковь Св. Аствацацин). Церковь и большая часть кладбища были разрушены в 1937 году, а большая часть оставшейся части кладбища была разрушена в период с 1995 по 2004 год во время строительства Свято-Троицкого собора Тбилиси (также известного как собор Самеба). Крошечная часть, которая осталась, вместе с некоторыми перенесенными надгробиями, сохранилась как Армянский Пантеон Тбилиси.
Строительство и подъем
[ редактировать ]Эта территория была подарена армянскому бебут-беку из рода Бебутовых в 1612 году шахом Аббасом по соответствующей грамоте. Его сын Аслан Мелик-Бебут, казначей грузинского царя Картлии Ростома , расширил первоначальное кладбище, проложил сюда трубы для подачи воды, посадил несколько деревьев и в 1655 году построил церковь Св. Аствацатин, названную Ходживанк по имени основателя, который назывался грузинским царем Ростомом – Ходжа Бебут (Большой Бебут). Позже кладбище тоже стало называться Ходживанк. Вывеска здания сохранилась и хранится в Тбилисском Историко-этнографическом музее, на которой написано: «Летом 1104 года Армянского по воле Божией я, Ходжа Бебут, мой брат Хатин и моя жена Лали построили эту церковь смиренного Аслана». . Церковь Св. Аствацацин была посвящена Святой Пурпурной Богородице, была окружена оградой, имела красивые стены и цветущий сад рядом. Позже диплом Бебутовых был продлен Теймуразом II и Ираклием II . [ нужна ссылка ]
В 1899 году вокруг кладбища была построена массивная межевая стена, которая к тому времени значительно расширилась и стала крупнейшим армянским кладбищем в Тбилиси. Число могил в период до его разрушения достигло более 90 тысяч. [ нужна ссылка ]
Разрушение кладбища
[ редактировать ]К 1920-м годам захоронения в Ходживанке практически прекратились.
В 1934 году по приказу Лаврентия Берии церковь и кладбище начали разрушать. Церковь Св. Аствацатина с окружающими ее церковными постройками была разрушена, все часовни и склепы разрушены вместе с большинством могил, надгробия и хачкары которых из редкого мрамора и других камней были повторно использованы в качестве строительных материалов в других сооружениях. [ 1 ] [ нужна страница ] В здании Института марксизма-ленинизма использовано большое количество мрамора, оставшегося после разрушения Ходживанка, как и при восхождении на Бараташвили, аллее перед Дворцом пионеров, [ 1 ] [ нужна страница ] Институт партийных залов (нынешний парламент Грузии) и дом Лаврентия Берии на Мачабели, 11. Из этих надгробий построена также стена, граничащая со школой №68 и водонапорной башней, построенной в 1961 году. Некоторые камни использовались для строительства лестницы в парке на острове Мадатен и многих других зданий. Специальные бригады Наркомата государственной безопасности искали драгоценные вещи на кладбище. Так продолжалось до 1938 года, когда большая часть кладбища была разрушена, а небольшая часть могил сохранилась и вообще была перенесена на Петропавловское кладбище. Надгробия Ованнеса Туманяна и Раффи были спасены. Территория была перестроена в парк с предварительным названием « Парк культуры и отдыха 26 комиссаров », но окончательным названием было «Парк Дружбы», стены которого были построены преимущественно из армянских надгробий. [ нужна ссылка ]
17 марта 1962 года был открыт Армянский Пантеон, в котором сохранилось около 30 надгробий, под большинством из которых не было человеческих останков. [ нужна ссылка ]
строительство Свято-Троицкого собора В 1994 году на территории парковой зоны началось . Сначала было объявлено, что она займет территорию рядом с Ходживанком, но размеры новой церкви были огромными и охватывали значительную часть Ходживанка, включая территорию армянской церкви Св. Аствацацин. [ 1 ] [ нужна страница ] Во время фундамента церкви бульдозеры и экскаваторы выкопали останки тысяч захороненных на кладбище, и вокруг будущей церкви образовались курганы из черепов и костей. Эти человеческие останки, смешанные с разбитыми надгробиями и другим мусором, позже были увезены на грузовиках в неизвестном направлении. [ 1 ] [ нужна страница ] Большую часть оставшихся могил разобрали, убрали большинство надгробий. Надгробие Григория Долуханова было брошено перед Армянским театром и оставлено на несколько лет. В ответ на протесты армян строительство временно остановилось. В июне 1997 года строительство возобновилось. [ 1 ] [ нужна страница ] [ нужен сторонний источник ]
25 декабря 2002 года состоялось первое богослужение. 23 ноября 2004 года Свято-Троицкого собора Тбилиси состоялось официальное открытие .
В мае 2023 года в ходе восстановительных работ в школе № 44 Мтацминда в Тбилиси выяснилось, что ее входная лестница была построена с использованием армянских надгробий, камней, вероятно, взятых с кладбища Ходживанк. [ 2 ]
Эпиграммы
[ редактировать ]Могилы на кладбище имели большое количество эпиграмм и надгробий с краткими записями, которые многое раскрывали об армянском населении Тбилиси, семьях, различных наследиях и различных сторонах общественной жизни. Среди наиболее известных эпиграмм была надгробная эпиграмма жены Саят-Новы , в которой говорилось: «456 (1768 г.). В этой могиле я – жена Саят-Новы Мармара. Благослови». Другим примером была эпиграмма: «Вот я – жена Тер-Давида, протоиерея церкви Мугни. Кто читает, помните. Лето 420 (1732г.)». Надгробие Григора Арцруни , выполненное в виде скалы, утеряно. Утеряно и надгробие Газароса Агаяна с эпиграммой: «Друг детей Газарос Агаян». Некоторые эпиграммы сохранились благодаря А. Еремяну, который переписал и опубликовал в Вене эпиграфы Ходживанка конца XIX – начала XX веков, а отдельные экземпляры сохранились в Историко-этнографическом музее в Тбилиси. Еремян писал: «Там были тысячи гранитных, мраморных скульптур и стел, тысячи коротких и волнующих заметок, грустных стихотворений и четверостиший». [ нужна ссылка ]
Захоронения
[ редактировать ]Вот некоторые из известных армянских захоронений: [ 3 ] [ нужен лучший источник ]
Имя | Дата | Занятие |
---|---|---|
Газарос Агаян | 1840–1911 | Писатель, просветитель, фольклорист, историк, лингвист и общественный деятель. |
Акоп Агабаб | 1926 | Поэт |
Исаак Алиханян | 1946 | Актер |
Григор Арцруни | 1845–1892 | Редактор газеты "Мшак" |
Баграт Айвазян | 1937 | Писатель |
Ашхархабек Бебутов | Основатель Ходживанка | |
Vasili Bebutov | 1791–1858 | Общий |
Nikol Duman | 1867–1914 | Военный деятель и член Армянская революционная федерация. партии |
Кери | 1916 | Военный командир |
Геворг Ахвердян | 1892 | Филолог, врач, общественный деятель, издательство «Саят-Нова» |
Акоп Акопян (поэт) | 1866–1937 | Поэт |
Нагаш Овнатан | 1722 | Великий художник-фрескист своего времени |
Мкртун Овнатанян | 1846 | |
жизнь | 1846–1909 | Гусан (композитор, певец) |
Гаяне Хачатурян | 1942–2009 | Художник |
Вано Ходжабекян | 1875–1922 | Художник-график |
Александр Манташев | 1842–1911 | Нефтяной магнат, купец 1-й гильдии, спикер Тифлисской думы . |
Ольга Майсурян | 1861–1931 | Актриса |
Мурацан | 1854–1908 | Писатель |
Нар-Дос | 1867–1933 | Писатель |
Stepanos Nersisyan | 1807–1884 | Художник |
Исай Питоев | 1904 | Педагог и филантроп |
Перч Прошян | 1837–1909 | Писатель и педагог |
Раффи | 1835–1888 | Романист и писатель |
Сос Сосян | 1928–2008 | Актер |
Gabriel Sundukyan | 1825–1912 | Писатель и драматург, основоположник современной армянской драматургии. |
Никита Шахназарян | Генерал-лейтенант в русско-турецкой войне (1877–78). | |
Церенц (Овсеп Шишманян) | 1822–1888 | Писатель |
Aleksandr Tsaturyan | 1865–1917 | Поэт и переводчик |
Prince Georgi Tumanov | 1854–1920 | Основатель грузинского театрального сообщества и Тифлисского колледжа. |
Prince Mikhail Tumanov | 1818–1875 | Известный грузинский поэт, первый Пушкина переводчик на грузинский язык. |
Ованес Туманян | 1869–1923 | Поэт и писатель |
Макар Екмалян | 1856–1905 | Композитор, дирижер |
Aleksandr Yeritsian | 1841–1902 | Историк и археолог |
Геворг Евангулян | 1901 | Крупный город |
Симон Заварян | 1866–1913 | Один из основателей Армянская революционная федерация. партии |
Саргис Дарчинян | 1947–2013 | Архивариус, арт-фотограф, автор книги («Тифлис: Армянские этюды/зарисовки») и статей об армянах и домах/зданиях/зданиях (построенных, принадлежащих или проживавших армянам) в старом Тифлисе |
Среди известных армянских семей, похороненных в Ходживанке, были
- Семья Бебутовых
- Семья Карагановых
- Сараево семья
- Kalantarov family
- Семья Кузановых
- Семья Амировых
- Семья Шароевых
- Семья Агажановых
- Семья Тер-Давида
- Семья Бериевых
- Семья Мурад
- Семья Тер-Гевондянов
- Семья Амираговых
- Семья Питоевых
- Tarkhanov family
- Tumanov family
- Argutinsky-Dolgoroukov family (destroyed) [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Вход в Пантеон
-
Табличка у входа
-
Описательная мемориальная доска внутри Пантеона (на английском языке)
-
Описательная табличка на армянском языке
-
Надгробие Ованнеса Туманяна
-
Памятник Раффи
См. также
[ редактировать ]- Пантеон Комитаса , аналогичное кладбище в Ереване , Армения, для захоронений великих армян.
- Армяне в Грузии
- Армяне в Тбилиси
- Свято-Троицкий собор Тбилиси
- Список кладбищ в Грузии (стране)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Карапетян, Самвел (1998). Государственная политика Грузии и памятники армянской культуры (на армянском языке). Ереван.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Остатки армянских надгробий, обнаруженные во время строительных работ в Тбилиси», Арменпресс, 20 мая 2023 г. [1]
- ^ Армянский пантеон Тбилиси Арменияпедия.org
- ^ "Аргутинский-Долгоруков Давид Луарсабович – Энциклопедия фонда "Хайазг" " . ru.hayazg.info . Retrieved 2019-02-05 .
- ^ "Аргутинский-Долгоруков Александр Иванович – Энциклопедия фонда "Хайазг" " . ru.hayazg.info . Retrieved 2019-02-05 .
- ^ Гогитизе, Мамука (2014). Военная Элита Армении (PDF) (на русском языке). Тбилиси. стр. 20–30. ISBN 978-9941065811 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
- (на армянском языке) Армянская энциклопедия - Тбилисский пантеон Ходживанки ( Айкакан ханрагитаран - Пантеон Тбилиси Ходживанки )
- (на армянском языке) Возможно. Армянская община Тбилиси расплачивается за урбанизацию. Архивировано 9 января 2014 г. в Wayback Machine ( Havlabar. T'bilisii haykakan hamaynkë vcharum ē vurbanizats'iayi ginë ).
