Армяне в Османской империи
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|

История Армении |
---|
![]() |
Хронология • Происхождение • Этимология |
Армяне составляли значительное меньшинство в Османской империи . Они принадлежали либо к Армянской апостольской церкви , либо к Армянской католической церкви , либо к Армянской протестантской церкви , причем каждая церковь служила основой проса . Реформы Танзимата в девятнадцатом веке стремились продемонстрировать доктрину равенства перед законом , но дуализм немусульманских меньшинств, особенно армян, сохранялся до конца империи.
Они играли решающую роль в промышленности и торговле Османской империи, а армянские общины существовали почти в каждом крупном городе империи. Большинство армянского населения составляло рея , или крестьянский класс в Восточной Анатолии . Несмотря на свою важность, армяне подвергались преследованиям со стороны османских властей, особенно со второй половины XIX века, кульминацией которых стал Геноцид армян .
Фон
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2024 г. ) |
![]() |
История Османской империи |
Социальная структура |
---|
Двор и аристократия |
Этнорелигиозные общины |
Подъем национализма |
Классы |
В Византийской империи Армянской церкви не разрешалось действовать в Константинополе ( Стамбуле ), поскольку Греческая православная церковь считала Армянскую церковь еретической . Турки -османы рано столкнулись с армянами , и их завоевание Константинополя дало им легитимность правления над ними. армяне управлялись как зимми , или люди Книги Таким образом, в османской правовой системе . Поначалу султан был высшей властью в стране и контролировал практически все. Однако более определённые очертания государственная организация начала принимать в первой половине XVI века при Сулеймане I. Османы позволили создать Армянский Вселенский Константинопольский Патриархат для управления армянским народом. Это означало начало армянского проса ; Просо находившейся было конфессиональной общиной, под защитой Османской империи, которой было разрешено управлять собой, используя свои собственные религиозные законы .
Османская правовая теория понимала два отдельных «учреждения», разделяющих государственную власть: одно отвечает за управление гражданами страны, а другое - за ее вооруженные силы. [ когда? ] Кроме того, ислам не разделял религиозные и светские вопросы. Армянами управляла гражданская администрация . В Османской империи горожане, деревенские жители и фермеры образовали класс, называемый рея , включая армян. Гражданское и судебное управление осуществлялось в рамках отдельной параллельной системы небольших муниципальных или сельских единиц, называемых казами . Гражданская система считалась проверкой военной системы, поскольку беи , представлявшие исполнительную власть на реаях, не могли осуществлять правосудие без санкции религиозного лидера веры человека.
Армяне стали религиозными лидерами и бюрократами в Османской империи, что позволило им стать более влиятельными, чем просто их собственная община.
Роль армян в экономике Османской империи
[ редактировать ]Некоторые элитные армянские семьи Османской империи завоевали доверие султанов и смогли занять важные позиции в османском правительстве и османской экономике. Хотя их численность была небольшой по сравнению со всем армянским населением Османской империи, это вызвало некоторое недовольство среди османских националистов. Жизнь остальных простых армян была очень трудной, потому что к ним относились как к людям второго сорта.
Больших успехов добились такие элитные армянские личности, как Авраам-паша и Габриэль Норадункян , ставший министром иностранных дел . Семье Дадиан была предоставлена монополия на производство пороха, что поставило их на ключевое положение в военной промышленности Османской империи. Калуст Гюльбенкян стал одним из главных советников Национального банка Турции и Турецкой нефтяной корпорации, которая позже стала Иракской нефтяной корпорацией. Историк А. Чамкертен пишет: «Однако достижения армян в Империи заключались не только в торговле. Они были вовлечены почти во все отрасли экономики и несли высшую степень ответственности. В 19 веке различные армянские семьи стали султанскими ювелирами, султанскими архитекторами. и взял на себя валютные резервы и запасы золота и серебра, включая таможенные пошлины. Шестнадцать из восемнадцати наиболее важных банкиров Османской империи были армянами». [ 1 ] Османские армяне были чрезмерно представлены в торговле. [ 2 ] Будучи посредническими меньшинствами , несмотря на богатство некоторых армян, [ 2 ] их общая политическая власть была низкой, что делало их особенно уязвимыми. [ нужна ссылка ]
Константинопольский Патриархат
[ редактировать ]
После того как Константинополь пал перед турками-османами в 1453 году, Армянский Патриархат начал более непосредственно заботиться обо всех апостольских верующих, проживающих в Османской империи. Ховагим I был в то время митрополитом Бурсы . В 1461 году Овагим I был доставлен в Константинополь султаном Мехмедом II и основал Константинопольский Армянский Патриархат . Поскольку влияние Константинопольского Патриархата превзошло влияние Католикоса Эчмиадзина , центр армянской церковной и национальной жизни переместился из Эчмиадзина в Константинополь. Предполагается, что до османского завоевания в Константинополе не существовало армянских церквей, но после 1453 года было построено 55 армянских церквей. [ 3 ]
До обнародования Указа Гюльхане патриарх в определенных пределах обладал карательной властью над армянским народом. В столице патриархат имел собственную тюрьму и небольшой отряд полиции. Поскольку его власть над духовенством была абсолютной, патриарх мог по своему желанию заключать их в тюрьму или сосылать; и хотя они были вынуждены заручиться согласием султана на заключение в тюрьму или изгнание мирян своей общины, необходимый фирман был легко получен. Патриархальная система правления, передавшая гражданскую власть в руки высших духовных лиц, была результатом того факта, что султан не делал различий между церковью и общиной и часто использовал свою власть для поддержания целостности церкви.
Армянская деревенская жизнь
[ редактировать ]
В селах, в том числе в тех, население которых было преимущественно мусульманским, армянские кварталы располагались группами среди других частей населения. По сравнению с другими армяне жили в хорошо построенных домах. [ нужна ссылка ] Дома располагались один над другим, так что плоская крыша нижнего дома служила передним двором того, что над ним. В целях безопасности дома были прижаты друг к другу. Армянские жилища были приспособлены к экстремальным температурам в высокогорьях Западной Армении (переименованной в Восточную Анатолию в 1941 году). Летом толстые стены и крытые землей крыши сохраняли прохладу в комнатах. Природные и земледельческие традиции армян были схожи с другими, но характеристики можно найти и у Ксенофонта , описавшего многие стороны армянской деревенской жизни и гостеприимства. [ 4 ]
Бей . или старейшина был чем-то вроде лидера деревни, и их дом обычно был самым роскошным жилищем в деревне Нередко было три священника на тридцать пять семей. Большинство армян ездили верхом в соседние села, иногда для религиозных церемоний (например, Ванского праздника), иногда для того, чтобы забрать невесту, сопровождая ее с музыкальными инструментами и аплодисментами в свою деревню.
Османская Армения: 1453–1829 гг.
[ редактировать ]

Армяне сохранили свою культуру, историю и язык с течением времени, во многом благодаря своей особой религиозной идентичности среди соседних турков и курдов . Подобно греческому православному и еврейскому меньшинствам Османской империи , они составляли отдельное просо . Согласно этой системе, немусульмане считались гражданами второго сорта ; они подвергались повышенному налогообложению, но взамен получали автономию внутри своих религиозных общин и освобождались от военной службы. Растущее религиозное и политическое влияние со стороны соседних общин потребовало принятия мер безопасности, которые часто требовали более длительного периода ожидания для меньшинств, чтобы обратиться за правовой помощью в суды. [ 5 ] Под властью Османской империи армяне образовали три отдельных миллета : армянские православные григорианцы , армянские католики и армянские протестанты (в 19 веке). [ 6 ]
После многих столетий турецкого владычества в Анатолии и Армении (сначала сельджуков , затем различных анатолийских бейликов и, наконец, османов) центры с высокой концентрацией армян утратили географическую непрерывность (части Вана , Битлиса и Харпута) . вилайеты ). На протяжении веков племена тюрков и курдов поселились в Анатолии и Армении, которые были сильно обезлюдены в результате множества разрушительных событий, таких как византийско-персидские войны , византийско-арабские войны , турецкая миграция , монгольские вторжения и, наконец, кампании Тамерлана. . [ 7 ]
Кроме того, между соперничающими империями шли вековые османско-персидские войны , поля битвы которых простирались на Западную Армению (следовательно, на большую часть родных земель армян), в результате чего регион и его народы оказались переданы между Османы и персы неоднократно. Войны между главными соперниками начались с начала 16 века и продолжались вплоть до 19 века, имея катастрофические последствия для коренных жителей этих регионов, включая армян Западной Армении.
Вследствие этих событий армяне на всей территории своей древней родины составляли не более четверти всего населения. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] Несмотря на это, они сохраняли и защищали фактическую автономию в некоторых изолированных областях, таких как Сасун , Шатах (Чатак) и части Дерсима (Тунджели). [ 11 ] Армянский оплот и символ фактической армянской автономии, Зейтун (Ульния) был расположен между Шестью Вилайетами и Киликией , где также было сильное армянское присутствие с момента создания Королевства Малой Армении . Однако разрушение Королевства Рамаданидами и последующее правление мусульманских держав, таких как Дулкадириды , мамлюки и османы, привело к постоянному увеличению числа мусульман в регионе, пока, наконец, геноцид армян не уничтожил оставшиеся остатки армянского населения. люди. После османских завоеваний многие армяне также переехали на запад и поселились в Анатолии, в крупных и процветающих османских городах, таких как Константинополь и Смирна ( Измир ).
Османская Армения: 1829–1878 гг.
[ редактировать ]Оставшаяся Османская Армения, состоящая из шести провинций ( Эрзурум , Ван , Битлис , Диярбекир , Харпут и Сивас) . [ 12 ] ) до Первой мировой войны, под властью Османской империи, также называлась Западной Арменией . Существовали также значительные общины в частях Трапезундского и Анкарского вилайетов, граничащих с Шестью вилайетами (например, в Кайсери ).

Помимо учебных профессий, преподававшихся в школах, открытых по всей Османской империи , основными занятиями армян-османов были торговля и коммерция, промышленность и сельское хозяйство. В империи армяне занимали более высокие должности, например, Калуст Саркис Гюльбенкян был бизнесменом и филантропом. Он сыграл важную роль в предоставлении нефтяных запасов Ближнего Востока для развития Запада. Армянская пресса и литература в этот период создали институты, которые имели решающее значение; такое отношение сыграло неоценимую роль в устранении злоупотреблений и улучшении ситуации в армянских общинах. Таким образом, их критический инстинкт был скорее положительным, чем отрицательным. Армяне организовались в организации гражданского общества, включая клубы и политические партии. Овсеп Пушман был художником, ставшим очень известным в Империи. В этот период армяне основывали церкви, школы, библиотеки и газеты. Саргис Мубаеджян был плодовитым и разносторонним писателем, получившим образование в Константинополе. Многие из его работ до сих пор разбросаны по армянской периодике.
Многие армяне, эмигрировавшие в зарубежные страны и разбогатевшие там, вернулись на родину. [ 13 ] Алекс Манукян, ставший филантропом и активным членом Всеармянского благотворительного союза, был родом из Смирны ( Измир ), Артур Эдмунд Кэрью , уроженец Трапезунда, стал актером в эпоху немого кино .
Восточный вопрос
[ редактировать ]Восточный вопрос (обычно датируемый 1774 годом) относится к дипломатическим и политическим проблемам, возникшим в результате упадка Османской империи в 18 веке; включая нестабильность на территориях, находящихся под управлением Османской империи. Положение образованных и привилегированных христиан внутри Османской империи улучшилось в 17 и 18 веках, и османы все больше осознавали недостающие навыки, которых не хватало более широкому османскому населению, и по мере того, как империя становилась более оседлой, она начала ощущать свою растущую отсталость в отношении европейским державам. С другой стороны, европейские державы, участвовавшие в борьбе за власть за защиту своих стратегических и коммерческих интересов в Империи, дали державам мотивацию помогать нуждающимся людям. Подъем национализма в Османской империи был прямым результатом просвещения христианского проса посредством образования. Армяне, по большей части, в эти годы оставались пассивными, за что получили титул миллет-и садыка или «верное просо». [ 14 ]
Восточный вопрос приобрел еще большую актуальность к концу 1820-х годов благодаря греческому Просвещению и греческой войне за независимость, показав пример того, как немусульмане обретают независимость от Османской империи. Россия могла выиграть от упадка Османской империи; с другой стороны, Австрия и Соединенное Королевство считали, что сохранение Империи отвечает их интересам. Позиция Франции на протяжении веков менялась несколько раз. Вовлечению Армении на международную арену придется подождать до тех пор , пока не произойдет армянское национальное пробуждение , когда Армянский вопрос , используемый в европейской истории, стал обычным явлением в дипломатических кругах и в популярной прессе после Берлинского конгресса (1878 г.). Хотя армянский национализм развился позже греческого национализма , эти два движения имеют больше общего, чем движения других этнических групп. [ 15 ]
Реализация реформы, 1860–1880-е гг.
[ редактировать ]Великие державы Великобритания, Франция и Россия были недовольны обращением Османской империи с ее христианскими меньшинствами и все больше оказывали давление на Блистательную Порту , чтобы она предоставила равные права всем своим гражданам.
Начиная с 1839 года, османское правительство реализовало реформы Танзимата , среди которых было множество целей по улучшению положения немусульманских меньшинств, хотя они оказались в значительной степени неэффективными. В 1856 году Указ об имперской реформе обещал равенство всем гражданам Османской империи независимо от их этнической принадлежности и вероисповедания, расширив сферу действия Указа Гюльхане 1839 года . Реформистский период достиг своего пика с принятием Конституции , написанной членами организации « Молодые османы» , которая была обнародована 23 ноября 1876 года. Она установила свободу вероисповедания и равенство всех граждан перед законом. «Фирман реформ» предоставил армянам огромные привилегии, которые сформировали «правление в управлении» с целью устранения аристократического засилья армянской знати путем развития политических слоев общества. [ 16 ]
Армянский вопрос , производное от Восточного вопроса, стал обычным явлением в дипломатических кругах и в популярной прессе после Берлинского конгресса (1878 г.). [ 17 ]
Национальная конституция Армении, 1863 г.
[ редактировать ]В 1863 году была обнародована Национальная конституция Армении (османско-турецкий: «Низамнаме-и Миллет-и Эрмениян»). Это была форма «Свода правил», состоящего из 150 статей, разработанного армянской интеллигенцией, который определял полномочия Патриарха, недавно сформированного « Армянского национального собрания », а также права и привилегии армян в Османской империи. [ 18 ] Патриарх Микртич издал указ, разрешающий женщинам иметь равные голоса с мужчинами и предписывающий им принимать участие во всех выборах.
Национальное собрание Армении имело широкие функции. Мусульманские чиновники не привлекались для сбора налогов в армянских селах, но налоги во всех армянских селах должны были собираться армянскими сборщиками налогов, назначенными Национальным собранием Армении. Армянам было разрешено создавать свои собственные суды с целью отправления правосудия и ведения судебных разбирательств между армянами, а также для решения всех вопросов, касающихся брака, развода, имущества, наследства и т. д., принадлежащих им. Также армянам было предоставлено право создавать свои собственные тюрьмы для заключения в тюрьму обидчиков-армян, и ни в коем случае армянин не должен быть заключен в тюрьму в Османской империи.
Национальное собрание Армении также имело право избирать губернатора Армении местным законодательным советом Армении. Позднее советы станут частью выборов во время Второй конституционной эры . Местные армянские законодательные советы состояли из шести армян, избранных Национальным собранием Армении.
Образование и социальная работа
[ редактировать ]
Начиная с 1863 года образование было доступно всем предметам, насколько это позволяли средства. Такое образование находилось под руководством комитетов мирян. В этот период в Русской Армении связь школ с Церковью была тесной, но действует тот же принцип. Это стало проблемой для российской администрации, пик которой пришелся на 1897 год, когда царь Николай II армянофоба Григория Сергеевича Голицына назначил губернатором Закавказья , а армянские школы, культурные общества, газеты и библиотеки были закрыты.
Армянские благотворительные учреждения, больницы и сберегательные учреждения были организованы в соответствии с изложенной перспективой. Армяне, помимо уплаты налогов государству, добровольно налагали на себя дополнительные обременения, чтобы поддержать эти благотворительные учреждения. Налоги государству в таких случаях не имели прямого возврата армянам.
Национальное пробуждение: 1880-е гг.
[ редактировать ]Национально-освободительное движение балканских народов (см.: Национальные пробуждения на Балканах ) и непосредственное вмешательство европейских держав в Восточный вопрос оказали мощное воздействие на подавленное до сих пор национальное движение среди армян Османской империи – на развитие национально-освободительная идеология. [ 19 ] Армянское национально-освободительное движение было армянской национальной попыткой освободить историческую родину армян в восточной части Малой Азии и Закавказья от российского и османского владычества и восстановить независимое армянское государство . называли тех армян, которые не поддерживали национально-освободительные стремления или были нейтральны Чезоками .
Абдул Хамид II был 34-м султаном и руководил периодом упадка мощи и размеров Империи , правя с 31 августа 1876 года до своего свержения 27 апреля 1909 года. Он был последним османским султаном, правившим с абсолютной властью.

Столкновение Башкале: 1889 г.
[ редактировать ]Столкновение в Башкале — кровавое столкновение между партией Арменакан и Османской империей в мае 1889 года. Его название происходит от Башкале , пограничного города Ван Эялет Османской империи. Событие было важным, поскольку оно было отражено в основных армянских газетах, поскольку обнаруженные документы об Арменаканах свидетельствовали о обширном заговоре национального движения. [ 20 ] Османские чиновники считали, что эти люди были членами крупного революционного аппарата, и обсуждение было отражено в газетах ( «Восточный экспресс» , «Восточный рекламодатель» , «Саадет » и «Тарик» ), а ответы были в армянских газетах. В некоторых армянских кругах это событие было воспринято как мученичество и повлекло за собой новые вооруженные конфликты. [ 21 ] находилось Сопротивление Башкале на персидской границе, где арменаканцы поддерживали связь с армянами Персидской империи . Гугунская экспедиция , последовавшая через пару месяцев, представляла собой попытку небольшой группы армянских националистов из Российской Армении начать вооруженную экспедицию через границу в Османскую империю в 1890 году в поддержку местных армян.
Год демонстрации главы: 1890 г.
[ редактировать ]Демонстрация Кум Капу произошла в армянском квартале Кумкапы , резиденции Армянского Патриарха, который был спасен благодаря быстрым действиям коменданта Хасана Аги. [ 22 ] 27 июля 1890 года Арутюн Джангюльян , Мигран Дамадян и Амбарцум Бояджян прервали Божественную литургию, чтобы прочитать манифест и осудить безразличие Армянского патриарха и Национального собрания Армении к национальному освобождению. Затем Джангульян попытался убить Патриарха. Целью было убедить армянских священнослужителей привести свою политику в соответствие с национальной политикой. Вскоре они вынудили патриарха присоединиться к процессии, направлявшейся к дворцу Йылдыз, чтобы потребовать выполнения статьи 61 Берлинского договора . Примечательно, что эта резня, в которой, как говорят, погибло 6000 армян, не была результатом общего подъема мусульманского населения. [ 22 ] Софта не принимали в этом участия, и многие армяне нашли убежище в мусульманских районах города. [ 22 ]
Кровавые годы: 1894–96.
[ редактировать ]
Первая заметная битва в армянском движении сопротивления произошла в Сасуне, где националистические идеалы распространялись активистами Социал-демократической партии Гнчакян , или «Гнчак» , такими активистами, как Дамадян и Бояджян. Армянская революционная федерация , или Дашнакская партия, также сыграла значительную роль в вооружении населения региона. Армяне Сасуна противостояли османской армии и курдским нерегулярным формированиям , уступив превосходящим силам. [ 23 ] За этим последовало восстание Зейтуна , в ходе которого активисты Гнчака совершили поездку по различным регионам Киликии и Зейтуна, чтобы поддержать сопротивление, и основали новые отделения партии Гнчак.
Захват Османского банка в 1896 году был совершен дашнаками, вооруженными пистолетами, гранатами, динамитом и ручными бомбами, против Османского банка в Константинополе. Захват банка длился 14 часов, в результате чего погибли 10 армянских мужчин и османских солдат. Реакция Порты на захват власти привела к дальнейшим массовым убийствам и погромам нескольких тысяч армян, живущих в Константинополе, и к тому, что султан Абдул Хамид II угрожал сравнять с землей все здание. Однако благодаря вмешательству европейских дипломатов в городе удалось убедить правительство предоставить выжившим безопасный проезд во Францию. Несмотря на уровень насилия, вызванный инцидентом, о захвате власти положительно отзывались в европейской прессе, хваля мужчин за их смелость и цели, которых они пытались достичь. [ 24 ] Годы между 1894 и 1896 годами закончились, когда число погибших варьировалось от 80 000 до 300 000 человек. [ 25 ] Резня в Хамидиане названа в честь султана Абдул Хамида II, чьи усилия по укреплению территориальной целостности Османской империи привели к массовым убийствам.
Сасунское восстание: 1904 г.
[ редактировать ]Османские чиновники, участвовавшие в Сасунском восстании , ранее потерпевшие поражение в Первом Зейтунском восстании , не хотели образования еще одной полуавтономной армянской области в Восточных вилайетах. В Сасуне армянские активисты работали над вооружением народа и вербовкой молодых людей, мотивируя их на армянское дело. 50-тысячное турецкое и курдское войско начало наступление в Сасуне, где 500 федаев должны были защищать 20-тысячное безоружное население. Армян возглавил Андраник Озанян вместе с Кеворком Чавушем , Сепасдаци Мурадом , Кери, Грайром Чохком и другими. [ 26 ]
Покушение на султана Абдул Хамида II: 1905 г.
[ редактировать ]События резни в Хамидиане султана Абдул Хамида II и продолжающаяся антиармянская политика [ 27 ] дал возможность дашнакам спланировать покушение на султана с целью отомстить. Дашнакцы во главе с основателем АРФД Кристапором Микаеляном тайно начали производить взрывчатку и планировать операцию в ( Софии Болгария) . Покушение на убийство Абдул Хамида II не увенчалось успехом, хотя в результате погибло 26 человек и еще 58 получили ранения.
Роспуск: 1908–18 гг.
[ редактировать ]

Вторая конституционная эра Империи началась вскоре после того, как султан Абдул-Хамид II восстановил конституционную монархию после младотурецкой революции 1908 года . В этот период было создано множество политических групп . Серия выборов в этот период привела к постепенному усилению доминирования Комитета Союза и Прогресса (CUP) в политике. Этот период также ознаменовал распад Османской империи .
Младотурецкая революция: 1908 г.
[ редактировать ]24 июля 1908 года надежды армян на равенство в империи усилились, когда страна вернулась к конституционной монархии. Двумя крупнейшими революционными группами, пытавшимися свергнуть султана Абдул-Хамида II, были дашнаки и Комитет Союза и Прогресса (CUP), групповая часть младотурецкого движения . [ 28 ] На общем собрании в 1907 году АРФД признала, что армянские и турецкие революционеры преследовали одни и те же цели. Хотя реформы Танзимата предоставили армянам больше прав, АРФД надеялась получить автономию для управления населенными армянами территориями Османской империи как «государство в государстве». [ нужна ссылка ] «Второй конгресс османской оппозиции» состоялся в Париже, Франция, в 1907 году. На нем присутствовали лидеры оппозиции, в том числе Ахмед Риза (КЕП), Сабахеддин-бей (либерал) и Хачатур Малумян (Дашнак). В ходе встречи было официально объявлено о союзе между тремя партиями. [ 28 ] [ 29 ] Дашнаки решили сотрудничать с КЕП, надеясь, что в случае прихода к власти младотурков автономия будет предоставлена армянам.
Балканские войны
[ редактировать ]Андраник Озанян участвовал в Балканских войнах 1912–1913 годов вместе с генералом Гарегином Нжде в качестве командующего армянскими вспомогательными войсками. Андраник встретился с революционером Борисом Сарафовым , и они пообещали вместе работать на благо угнетённых народов Армении и Македонии. Андраник участвовал в Первой Балканской войне вместе с Нжде в качестве главного командира 12-го батальона Лозенградской третьей бригады македонско-адрианопольского ополчения под командованием полковника Александра Протогерова . Его отряд состоял из 273 армянских добровольцев. 5 мая 1912 года дашнакская партия официально разорвала отношения с османским правительством; Публичное заявление Западного бюро, напечатанное в официальном объявлении, было адресовано «гражданам Османской империи». В июньском номере « Дрошака» об этом была опубликована редакционная статья. [ 30 ] : 35 Подавляющее число армян с отличием служили частям Империи во время балканских войн.
Пакет реформ в Армении: 1914 г.
[ редактировать ]
Пакет реформ в Армении представлял собой соглашение, согласованное с Россией, действовавшей от имени великих держав, и Османской империей. Его целью было провести реформы среди армянских граждан империи. Это соглашение, закрепленное в феврале 1914 года, основывалось на договоренностях, номинально заключенных в 1878 году. Согласно этому соглашению генеральные инспекторы, чьи полномочия и обязанности составляли ключ к решению этого вопроса, должны были назначаться сроком на десять лет, и их помолвка не могла быть расторгнута в течение этого периода.
Население
[ редактировать ]
Провинция | Населенные пункты | Армяне | Церкви | Монастыри | Школы | Ученики |
---|---|---|---|---|---|---|
Константинополь | 49 | 163,670 | 53 | 64 | ||
Фракия | 9 | 30,316 | 14 | 15 | 2,438 | |
Санджак из Исмета | 42 | 61,675 | 51 | 53 | 7,480 | |
Хюдавендигар | 58 | 118,992 | 54 | 50 | 6,699 | |
Йод | 16 | 21,145 | 26 | 1 | 27 | 2,935 |
Konya | 15 | 20,738 | 14 | 1 | 26 | 4,585 |
Кастамону | 18 | 13,461 | 17 | 18 | 2,500 | |
Трапезунд | 118 | 73,395 | 106 | 31 | 90 | 9,254 |
Ангора | 88 | 135,869 | 105 | 11 | 126 | 21,298 |
Сивас | 241 | 204,472 | 198 | 21 | 204 | 20,599 |
Адана | 70 | 119,414 | 44 | 5 | 63 | 5,834 |
Алеппо | 117 | 189,565 | 93 | 16 | 113 | 8,451 |
Мамурет-уль-Азиз | 279 | 124,289 | 242 | 65 | 204 | 15,632 |
Диярбакыр | 249 | 106,867 | 148 | 10 | 122 | 9,660 |
Эрзурум | 425 | 202,391 | 406 | 76 | 322 | 21,348 |
Битлис | 681 | 218,404 | 510 | 161 | 207 | 9,309 |
К | 450 | 110,897 | 457 | 80 | 192 | |
ОБЩИЙ | 2,925 | 1,914,620 | 2,538 | 451 | 1,996 | 173,022 |
Первая мировая война: 1914–18 гг.
[ редактировать ]
Во время Первой мировой войны Османская империя и Российская империя участвовали друг в друге в Кавказских и Персидских кампаниях , и КЕП начала смотреть на армян с недоверием и подозрением. Это было связано с тем, что в российской армии находился контингент армянских добровольцев . 24 апреля 1915 года армянские интеллектуалы были арестованы османскими властями , и благодаря Закону Техчир (29 мая 1915 года) значительная часть армян, проживающих в Западной Армении, погибла в результате так называемого геноцида армян . В регионе существовало местное армянское сопротивление , направленное против действий Османской империи. , считают, что события 1915–1917 годов Армяне, западные историки и некоторые турецкие писатели и историки, такие как Танер Акчам и Орхан Памук были спонсируемыми государством и спланированными массовыми убийствами или геноцидом .
Геноцид армян заложил основу для того, чтобы турецкое национальное государство стало более однородным. К концу Первой мировой войны более 90 процентов армян Османской империи исчезли, и большинство следов их существования было стерто. Выживших женщин и детей часто заставляли принять ислам и отказаться от своей армянской идентичности. [ 33 ]
См. также
[ редактировать ]- История Армении
- Хронология армянской истории
- Армяно-турецкие отношения
- Армянская диаспора
- Армянский спорт в Османской империи
- Армяне в Турции
- Христианство в Османской империи
- Христианство в Турции
- Поздние османские геноциды
- Белый геноцид (армян)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Калуст Саркис Гюльбенкян: Человек и его работа. Лиссабон: Пресса Фонда Гюльбенкяна.2010.
- ^ Jump up to: а б Блоксэм, Дональд (2005). Большая игра геноцида: империализм, национализм и уничтожение османских армян . Издательство Оксфордского университета . стр. 8–9. ISBN 978-0-19-927356-0 .
- ^ Мансель, Филип (10 ноября 2011 г.). Константинополь: город желаний мира, 1453-1924 гг . Джон Мюррей Пресс. ISBN 978-1-84854-647-9 .
- ^ Минасян, Смбат (21 июня 2008 г.). «Армения, какой ее видел Ксенофонт» . Архивировано из оригинала 27 августа 2008 года . Проверено 3 сентября 2008 г.
- ↑ Мы и они: Армяне в Османской империи. Архивировано 21 ноября 2006 г. в Wayback Machine.
- ^ Ортайлы, Ильбер . Последняя империя Османская империя (Последняя империя: Османская империя) , Стамбул, Timas Publications (Timaş Press), 2006. стр. 87–89. ISBN 975-263-490-7 (книга на турецком языке)
- ^ Вольф-Дитер Хюттерот и Фолькер Хёфельд. Турция , Дармштадт, 2002. С. 128–132.
- ^ М. Канард: «Арминия» в Энциклопедии ислама , Лейден, 1993.
- ^ Г. Л. Селеной и Н. фон Зейдлиц: «Распространение армян в Азиатской Турции и в Закавказье», в: Petermanns Nachrichten , Гота, 1896.
- ^ Маккарти, Джастин: Османские народы и конец Империи ; Лондон, 1981 год; стр.86
- ^ Калигян, Дикран Месроб (2009). Армянская организация и идеология под властью Османской империи: 1908–1914 гг . Издатели транзакций. стр. 30–39–40. ISBN 9781412807753 .
- ^ Кахун, Бен (2000). «Армения» . WorldStatesmen.org . .
- ^ Йоханссон, Алиса (январь 2008 г.). «Возвратная миграция в Армению» (PDF) . Университет Радбауда . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Дадриан, Ваагн Н. История Геноцида армян: этнический конфликт от Балкан до Анатолии и Кавказа . Оксфорд: Berghahn Books, 1995, стр. 192. ISBN 1-57181-666-6
- ^ Ованнисян, Ричард , Геноцид армян: история, политика, этика , стр.129
- ^ Ортайли, Ильбер , Традиции местного самоуправления от Танзимата до республики , Стамбул, 1985, стр. 73
- ^ Арменоведение: Études Arméennes Ливанской ассоциации выпускников армянских университетов, стр. 4–6
- ^ Ованнисян, Ричард «Армянский народ от древности до современности», стр.198
- ^ Киракосян, Арман Дж. Британская дипломатия и армянский вопрос: с 1830-х по 1914 год , стр. 58
- ^ Тер-Минасян, Рубен. Хай Хегапохакани Ме Хишатакнере [Воспоминания армянского революционера] (Лос-Анджелес, 1952), II, 268–269.
- ^ Дарбинян, соч. цит., с. 123; Аджемян, соч. цит., с. 7; Варандян, Дашнакцутян Патмутюн, I, 30 лет; Великобритания, Турция № 1 (1889 г.), соч. соч., Приложение в №. 95. Выписка из «Восточного экспресса» от 25 июня 1889 г., стр. 83–84; там же, нет. 102. Сэр У. Уайт маркизу Солсбери (получено 15 июля), с. 89; Великобритания, Турция № 1 (1890 г.), соч. соч., нет. 4. Сэр У. Уайт маркизу Солсбери (получено 9 августа), с. 4; там же, Приложение 1 в вып. 4, полковник Чермсайд — сэру У. Уайту, с. 4; там же, вложение 2 в вып. 4. Вице-консул Деви — полковнику Чермсайду, стр. 4–7; там же, вложение 3 в вып. 4. М. Патигян – М. Кулаксисяну, стр. 7–9; там же, вложение 4 в вып.
- ^ Jump up to: а б с Кризи, Эдвард Шепард. Турция , стр.500.
- ^ Курдоглян, Мигран (1996). Айоц Бадмутюн, Том III (на армянском языке). Афины, Греция: Храдарагутиун Азкаин Усумнаган Хорхурти. стр. 42–44.
- ^ Балакян, Питер . Пылающий Тигр: Геноцид армян и ответ Америки . Нью-Йорк: Perennial, 2003. стр. 107–108.
- ^ Акчам, Танер . Позорный поступок . 2006, стр.42.
- ^ Курдоглян, Мигран (1996). Айоц Бадмутюн, Том III (на армянском языке). Афины, Греция: Храдарагутиун Азкаин Усумнаган Хорхурти. п. 47.
- ^ Kirakosian, Arman Dzhonovich. The Armenian Massacres, 1894–1896: 1894–1896 : U.S. media testimony , Page 33.
- ^ Jump up to: а б Кансу, Айкут (1997). Революция 1908 года в Турции . Академическое издательство «Брилл». п. 78. ИСБН 90-04-10283-3 .
- ^ Курдоглян, Мигран (1996). Айоц Бадмутюн (История Армении) (на армянском языке). Афины, Греция: Азкаин Осомнаган Хорхорти. стр. 100-1 52–53.
- ^ Эриксон, Эдвард (2013). Османы и армяне: исследование противоповстанческих действий . Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-1137362209 .
- ^ Киракосян, Дж. С., изд. Айастане мичазкаин диванакитутьян эу советакан арткин кагакаканутьян пастатехтерум, 1828–1923 (Армения в документах международной дипломатии и советской внешней политики, 1828–1923). Ереван, 1972. с.149-358.
- ^ Кеворкян, Раймонд Х. (2011). Геноцид армян: полная история . Лондон: ИБ Таурис. стр. 272–278. ISBN 978-0-85771-930-0 . OCLC 742353455 .
- ^ «Геноцид армян | История, причины и факты | Британника» . www.britanica.com . 17 мая 2024 г. Проверено 15 июня 2024 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фрейзи, Чарльз А. (2006) [1983]. Католики и султаны: Церковь и Османская империя 1453–1923 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521027007 .
- Стопка, Кшиштоф (2016). Армения Христиана: армянская религиозная идентичность и церкви Константинополя и Рима (4-15 века) . Краков: Издательство Ягеллонского университета. ISBN 9788323395553 .