Softa
![]() | Эта статья требует внимания эксперта по Османской империи . Конкретная проблема заключается в следующем: факты и источники нуждаются в проверке и проверке. ( ноябрь 2023 г. ) |
Согласно Энциклопедии ислама, второе издание, написанной английским историком и востоковедом К. Э. Босвортом , термин «софта» (ṣofta) был именем, данным студентам в области теологии, права и других наук в медресе образовательной системе Османской империи. Империя . [ 1 ] Параллельная форма может быть найдена в персидском языке , произносимом как сухте , что означает «в огне» или «поджигать» , то есть поглощается любовью к Богу или обучением. Однако связь между этими двумя словами неясна. [ 1 ]
В частности, «софта», по-видимому, использовалось для обозначения новичков в своих областях науки или теологии, тогда как после завершения первых курсов их вместо этого называли «данишменд» . [ 2 ] [ 3 ]
История
[ редактировать ]Начиная с Мехмеда II , османские султаны основали эти образовательные центры для подготовки квалифицированной группы людей, которые составили бы сильную бюрократию и выполняли административные функции. Города стали интеллектуальными центрами модернизации. [ 4 ] Посредством обучения в системе медресе софта стремились стать частью улемов , класса мусульманской религиозной элиты в Османской империи. [ 4 ] Класс улемов, особенно в классический период, обладал значительной политической и социальной властью и служил средством экономического развития. Хотя улемам не хватало военной мощи, они могли склонить массы к поддержке определенных кампаний, влиять на действия и решения султана и быть представителями населения перед государством. [ 4 ]
Хотя любой мог поступить в систему медресе, выборы в класс улемов становились все более организованными и сильно стратифицированными. [ 4 ] Софта изо всех сил пытались конкурировать за позиции с горожанами, которые родились в семьях улемов или имели личные отношения с членами улемов. Эти связи, передаваемые из поколения в поколение, играли центральную роль в процессе набора и отбора улемов и заменяли рассмотрение навыков кандидата. [ 4 ] Фактически, те, кто имел иерархические связи, часто были менее обучены и образованы в области религиоведения, чем софта, и им не нужно было проходить систему медресе, чтобы быть избранным на высокий пост. [ 5 ] Тем не менее, среди горожан существовало чувство превосходства и общее представление о софтах как о невежественных людях. [ 6 ] В конечном счете, к 18 веку сформировался элитный класс, пользующийся благосклонностью султана и в значительной степени недоступный для софта. Чтобы конкурировать, софта в медресе было необходимо примкнуть к высокопоставленным бюрократическим чиновникам или уважаемым религиозным деятелям, которые могли выступать в качестве их покровителей и рекомендовать их на высокие посты. [ 4 ] Тем не менее, даже те немногие софта, которым удалось поступить в ряды улемов после окончания системы медресе, в конечном итоге составили самые низкие слои внутри класса, белди. Те, кому не удалось найти работу, вернулись в деревню, чтобы работать на более низких должностях. [ 4 ]
По мере того как Османская империя расширялась и Стамбул привлекал все больше людей, посты среди улемов становились более конкурентоспособными, и софта было трудно получить. [ 4 ] Софта также критиковали подход империи к религиозным делам и придерживались ранних религиозных традиций. [ 6 ] Начиная с 17 века, они решительно выступали против попыток Османской империи провести религиозную реформу и модернизацию. [ 7 ] Тем не менее, религиозные элиты осудили софта, считая их невежественными и виновными в искажении мусульманской религии. В частности, они обвиняли их в чрезмерном подчеркивании важности загробной жизни и неспособности признать равную важность жизни на земле, а не в том, что они считали ее преходящей. Они сказали, что такая интерпретация упрощает человеческий опыт и препятствует тяжелой работе. [ 6 ] Из-за разочарования софта иерархической структурой класса улемов, а также из-за их неодобрения религиозных действий империи, многие из них объединились, чтобы сформировать неуправляемую толпу, которая бродила по столице. [ 1 ]
Начиная с 16 века, софта возглавили несколько восстаний, угрожающих стабильности Османского государства. [ 1 ] Многие софта, окончившие обучение и оставшиеся безработными, присоединились к янычарской армии, чтобы участвовать в восстаниях. [ 4 ] Беспорядки софта также были частыми в Константинополе во второй половине девятнадцатого века, особенно в 1853, 1859 и 1876 годах. Однако вскоре после этого влияние этой мафии как силы политических беспорядков уменьшилось, поскольку была заменена система медресе. за счет развития и расширения современных школ. [ 8 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Босворт, Клиффорд Э. (2012). «Энциклопедия ислама, второе издание» . brillonline.com . Брилл . Проверено 27 ноября 2023 г.
- ^ Бабингер, Франц (1913–1936). «Энциклопедия ислама, первое издание» . brillonline.com . Брилл . Проверено 27 ноября 2023 г.
- ^ Шилиович, Джозеф С. (май 1970 г.). «Международный журнал ближневосточных исследований» . jstor.org . Том. 4, № 4. 4 (4). Тейлор и Фрэнсис, ООО: 150–162. JSTOR 162314 . Проверено 27 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Мансурнур, Иик Арифин (1992). «Исламоведение» . jstor.org . Том. 31, № 1. 31 (1). Институт исламских исследований, Международный исламский университет, Исламабад: 35–51. JSTOR 20840061 . Проверено 27 ноября 2023 г.
- ^ Грин, Арнольд Х. (апрель 1976 г.). «Международный журнал ближневосточных исследований» . jstor.org . Том. 7, № 2. 7 (2). Издательство Кембриджского университета: 209–241. JSTOR 162601 . Проверено 27 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Ханиоглу, Шюкрю (1997). «Студия Исламика» . jstor.org . № 86 (86). Брилл: 133–158. дои : 10.2307/1595808 . JSTOR 1595808 . Проверено 27 ноября 2023 г.
- ^ Слепой, Карл (январь 1896 г.). «Североамериканское обозрение» . jstor.org . Том. 162, № 470. 162 (470). Североамериканский обзор: 84–95. JSTOR 25103648 . Проверено 27 ноября 2023 г.
- ^ Шилиович, Джозеф С. (май 1970 г.). «Ближневосточные исследования» . jstor.org . Том. 6, № 2. 6 (2). Тейлор и Фрэнсис, ООО: 150–162. JSTOR 4282321 . Проверено 27 ноября 2023 г.
Для этой статьи необходимы дополнительные или более конкретные категории . ( август 2021 г. ) |