Хампарсум Лимонджян
Хампарсум Лимонджян Вознесенский Лимонджян | |
---|---|
Справочная информация | |
Рожденный | 1768 Константинополь , Османская империя |
Умер | 29 июня 1839 г. Константинополь, Османская империя |
Жанры | Армянская церковная музыка , Армянская классическая музыка , Османская классическая музыка , нотная грамота |
Род занятий | Музыкальный теоретик, композитор, певец |
Инструмент(ы) | пение , скрипка , барабан |
Хампарсум Лимонджян [ а ] ( Армянский : Амбарцум Лимонджян ; [ б ] 1768 — 29 июня 1839) — османский армянский композитор армянской церковной и классической музыки , а также османской классической музыки и теоретик музыки , разработавший систему обозначений «Хампарсум». Эта система была основной нотной записью западноармянской и до и османской классической музыки до введения в 20 веке европейских систем нотации сих пор используется Армянской Апостольской церковью .
В музыкальных кругах Османского императорского двора Лимонджяна называли Баба Хампарсум (Отец Хампарсум). Имя Համբարձում, транслитерируемое как Хампарцум на западноармянском языке или Хамбарцум на восточноармянском языке , означает « вознесение ».
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Хампарсум Лимонджян родился в 1768 году на улице Чукур в районе Пера ( Бейоглу ) Стамбула. Его отец Саркис и мать Гадерина, недавно переехавшие в Стамбул из Харпута , были бедны и могли отправить сына только в начальную школу. После начальной школы Лимонджян начал работать портным. Любитель музыки, Лимонджян начал посещать армянские церкви и получать уроки музыки в церкви. [ 3 ]
Брак и дети
[ редактировать ]Ампарцум Лимонджян женился в возрасте 27 лет и имел шестерых детей, один из которых, Зеноп Лимонджян (1810–1866), также стал музыкантом и играл на ней . [ 1 ]
Музыкант, композитор, член суда и теоретик.
[ редактировать ]Ампарцум Лимонджян брал уроки армянской музыки у различных армянских музыкантов, таких как Крикор Карасакалян (1736–1808) и Зенне Богос (1746–1826). [ 3 ] Вскоре он попал под покровительство другого армянина - Ованнеса Челеби Дюзяна, директора Османского императорского монетного двора, после чего смог полностью посвятить себя музыке и продолжил музыкальное образование в семейном особняке Дюзянов в районе Куручешме Константинополя. [ 4 ] После службы в качестве хориста Армянской церкви он был назначен регентом (первым певцом) и главным музыкантом. [ 5 ]
Примерно в это же время Хампарсум Лимонджян начал посещать мевлевиханы , места сбора дервишей ордена Мевлеви , чтобы изучать османскую музыку. В Бешикташе Мевлевиханеси он брал уроки у Деде Эфенди , одного из величайших османских композиторов. Затем он был принят при дворе османского султана Селима III , который сам был композитором, чья музыка исполняется до сих пор, и был постоянным членом музыкальных кругов своего времени. [ 1 ]
Султан Селим III был обеспокоен отсутствием комплексной системы нотной записи для музыки и призвал членов своего двора работать над системой нотной записи, которую было бы легко выучить и записать. В результате были разработаны две музыкальные системы, которые были представлены Селиму. III, Хампарсум Лимонджян и Абдулбаки Насир Деде . Система Абдулбаки Насира Деде была основана на системе абджад , однако отличается порядком примечаний. Ноты Хампарцума Лимонджяна, которые он разработал за два года между 1813 и 1815 годами, были предпочтительнее других и стали доминирующими обозначениями в турецкой и армянской музыке. [ 3 ]
Он работал мастером музыки и воспитал ряд турецких и армянских музыкантов своего времени. [ 1 ] Помимо того, что он был известен как ведущий композитор, он был известным вокалистом, играл на скрипке и танбуре. тридцать один его армянский гимн, составленный на армянскую лирику в турецкой мелодической системе ( макам До наших дней дошел ). Он написал большое количество турецких музыкальных произведений, большинство из которых регулярно исполняются сегодня.
Обозначение гампарсума
[ редактировать ]Используя свою собственную систему, Хампарсум Лимонджян переписал большую часть турецких музыкальных произведений XVIII века в сборник из шести книг, который он подарил Селиму III. [ 1 ] На сегодняшний день сохранились только два оригинала, которые хранятся в библиотеке Муниципальной консерватории Стамбула . Как доминирующая нотация турецкой и армянской музыки, нотация Хампарсум сыграла важную роль в транскрипции и сохранении тысяч музыкальных произведений и была превзойдена только в наше время в использовании для турецкой классической музыки. Система обозначений до сих пор используется Армянской Апостольской церковью. [ 1 ]
В нотации Хампарцум используются символы, заимствованные из более старой нотации хаз ( армянский : խազ ), используемой Армянской церковью. [ 1 ] Высота звука обозначается одним из сорока пяти символов. В каждой октаве четырнадцать нот в диапазоне трех октав и малой секунды ; Тильда . используется вместо диеза , а также для повышения или понижения ноты на октаву Представлены все двенадцать нот западной хроматической гаммы , но в случае фа-диеза ( фа диез по- турецки ) и си-натурального ( си два энгармонических ) для каждой используются символа, поскольку в ближневосточной музыке используются микротональные интервалы, называемые запятыми. . Над каждой нотой написан еще один символ, обозначающий ее продолжительность. Другие символы используются для пауз , повторов и фраз.
Смерть
[ редактировать ]Ампарцум Лимонджян умер в возрасте 71 года в своем доме в районе Хаскёй Константинополя. Похоронен на армянском кладбище Сурп Агоп.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Представлено как Hamparsum Limonciyan на турецком латинском алфавите ; [ 1 ] также Амбарцум Лимонджян . [ 2 ]
- ^ В классической орфографии и западноармянском языке ; Амбарцум Лимонджян в реформированном восточноармянском языке .
Ссылки
[ редактировать ]- Егер, Ральф Мартин: Турецкая художественная музыка и ее рукописные источники XIX века, Айзенах, 1996, ISBN 3-88979-072-0
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Карамахмутоглу, Гюлай. «Хампарсум Лимонциан и система обозначений» . Музыка и наука. Архивировано из оригинала 17 января 2007 г. Проверено 11 января 2007 г.
- ^ Дэниэлсон, Вирджиния; Рейнольдс, Дуайт; Маркус, Скотт (2017). Энциклопедия мировой музыки Garland: Ближний Восток . Рутледж . п. 1459. ИСБН 978-0824060428 . Проверено 17 августа 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с Армянские композиторы Vol. 2 (буклет альбома). Различный. Стамбул: Sony Music Турция. 2003.
{{cite AV media notes}}
: CS1 maint: другие цитируют AV Media (примечания) ( ссылка ) - ^ Памукчиян, Кеворк (2003). Упоминания из армянских источников . Стамбул: Издательство Арас. стр. 289–292. OCLC 81958802 .
- ^ Калаитцидес, Кириакос. «На волнах Средиземноморья» (PDF) . Евромед Наследие. Архивировано из оригинала (PDF) 27 сентября 2007 г. Проверено 11 января 2007 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Hamparsum (на турецком языке) (требуется установка загружаемого шрифта TrueType для обозначения Hamparsum)
- 1768 рождений
- 1839 смертей
- Музыканты из Стамбула
- Армянские композиторы
- Армянские изобретатели
- Армяне из Османской империи
- Турецкие композиторы-классики
- Люди XVIII века из Османской империи
- Композиторы XIX века из Османской империи
- Композиторы османской классической музыки
- Композиторы турецкой музыки макам
- Композиторы-мужчины-классики