Jump to content

Религия в Курдистане

Основными религиями, которые существуют или исторически существовали в Курдистане, являются следующие: суннитский ислам , шиитский ислам , христианство , зороастризм , ярсанизм , езидизм , алевизм и иудаизм . В целом сегодня суннитский ислам является наиболее приверженной религией в Курдистане .

Великая мечеть в Мардине

Большинство курдов являются мусульманами по вероисповеданию. [1] [2] [3] Хотя отношения между религией и национализмом обычно были натянутыми и двойственными из-за сильной власти исламских лидеров в курдском обществе, костяк курдских движений обычно составляли консервативные курды-мусульмане. [4]

В Иракском Курдистане по состоянию на 2023 год Набаз Исмаил, представитель Министерства пожертвований и по делам религии автономного региона, оценивает общее количество мечетей в 5820, из них 3380 будут проводить пятничные проповеди , при этом 129 мечетей будут открыты за год. в том числе 56 в столице региона Эрбиле . Он далее заявляет, что в министерстве работают 2700 исламских учителей и действуют 100 центров изучения Корана , а также 21 исламская школа . Набаз Исмаил также говорит, что 99% мечетей были построены за счет филантропии , опираясь на частных доноров и их благотворительность в форме закята или садаки . [5]

Самоидентификация как мусульманина прежде всего

[ редактировать ]

На основе межнациональных сравнительных опросов, проведенных в 2011 и 2013 годах, выяснилось, что на вопрос о том, что составляет их наиболее важную идентичность («прежде всего»), среди курдов Турции 66% выбрали мусульманина, 20% выбрали курдов. идентичность и 11% - турецкая нация, в то время как среди курдов Ирака 59% выбрали мусульманство, 27% выбрали курдскую идентичность и 13% выбрали иракскую нацию. [6]

Суннитский ислам

[ редактировать ]

Большинство курдов являются мусульманами-суннитами . Точная пропорция неизвестна, но Макдауэлл называет процент «приблизительно 75%». [7] в то время как Мартин ван Брюнессен оценивает примерно в две трети или, по крайней мере, в три четверти. Большинство курдов-суннитов следуют шафиитскому мазхабу , что отличает их от арабских и турецких соседей, которые в целом являются ханафитами . Некоторые курды считают это различие существенным для своей этнической идентичности и намеренно подчеркивают его. [4]

В течение последних шести столетий курдские улемы играли влиятельную роль при османском дворе и преподавали в важных университетах, таких как Университет Аль-Азхар и в священных городах Аравии. Более того, из-за расположения Курдистана между тремя основными культурными исламскими регионами многие курдские улемы знали не только курдский, но также арабский , персидский и турецкий языки, что давало им важную роль в посредничестве между индийскими мусульманами, которые общались на персидском, арабском и турецком языках. мир. Курдское обучение также имело длительное влияние в Индонезии . [8]

Суннитский ислам среди курдов характеризуется сильным оттенком мистицизма и принадлежностью его ученых к суфийским орденам. [2] В курдском обществе они представляют собой иерархическую систему, в которой лидеры ( шейхи ) распространяют свое влияние на местности через своих заместителей ( халифа ), которые являются посредниками между шейхами и простыми людьми. Сегодня Накшбандия и Кадирия являются наиболее активными тарикатами. Эти тарикаты породили ряд значительных фигур в ранней истории курдского националистического движения, в том числе Махмуда Барзанджи из Кадирии , а также шейха Саида и шейха Убейдуллу из Накшбандии. Сильное влияние шейхов в конце 19 - начале 20 веков было связано с административными реформами Османской империи и защитой от вторжения христианских миссионеров. [8]

Современное политическое развитие среди курдов-суннитов-мусульман различается в зависимости от государства, к которому они принадлежат. В Турции Саид Нурси большое влияние оказывал . Нурси посвятил себя интеллектуальному развитию. Это стало основой движения Нур , которое поддерживало исламский модернизм , мистицизм, совместимость с современной наукой и толерантность. В середине 20 века движение «Нур» собрало несколько миллионов последователей. [9] Группа существенно раздробилась в 1970-х и 1980-х годах, что привело к появлению таких ответвлений, как движение Гюлена . [10]

Шиитский ислам

[ редактировать ]

Существует меньшинство мусульман-шиитов- двунадесятников в южных частях Курдистана в провинциях Керманшах , Ханакин , Мандали , [11] и провинция Илам . Доля курдов, придерживающихся двунадесятников, потенциально достигает 15%. [7]

Религиозность и радикализация молодежи в Иракском Курдистане

[ редактировать ]

Изучая религиозность молодежи в Иракском Курдистане, курдский социолог Ибрагим Садик Малазада в своем эмпирическом исследовании 2021 года оценивает, что религиозная молодежь составляет около 50%, или примерно половину, отмечая, что подъем ИГИЛ не оказал реального влияния (8-9% снижение их религиозности, но увеличение на 7% из-за ИГИЛ), в то время как COVID-19 вместо этого усилил религиозность (поскольку 29% считают ее «божественным испытанием для общества»), Малазада заключает, что «религиозная идентичность среди молодежи в Курдистане имела тенденцию быть стабильной и что существенных изменений в религиозных тенденциях молодежи не произошло». [12] Согласно тому же исследованию, 30% молодых курдов считают свою религиозную идентичность столь же важной, как и их национальная идентичность, 29% считают свою религиозную идентичность более важной, а 7% считают религию «единственным оставшимся источником гордости». [13]

Существуют также опасения по поводу радикализации молодежи из-за ухудшения социально-экономических условий в Иракском Курдистане, хотя они придерживаются квиетистской формы салафизма , которой часто отдают предпочтение местные партии, чтобы уменьшить влияние групп, связанных с «Братьями-мусульманами» вместо этого . более жестокого и революционного салафитского джихадизма . [14] Салафизм среди курдов – явление, выходящее за рамки молодежи Иракского Курдистана.

Сообщество алевитов в основном проживает в северо-западных частях Курдистана. В основном они сосредоточены в провинции Тунджели .

Лалиш – святое место езидов.

Езидизм — монотеистическая этническая религия, уходящая корнями в западную ветвь иранской дозороастрийской религии. [15] [16] [17] [18] Он основан на вере в единого Бога, создавшего мир и вверившего его заботе семи Святых Существ. [19] [20] Лидером этой семерки является Тавусе Мелек , которого символизирует павлин . [19] [21] Число его приверженцев во всем мире насчитывает от 700 000 до 1 миллиона человек. [22] и являются коренными жителями курдских регионов Ирака Османской , Сирии и Турции , а также некоторые значительные, новейшие общины в России , Грузии и Армении, основанные беженцами, спасающимися от мусульманских преследований в империи . [20] Езидизм с курдским алевизмом и ярсанизмом , которые восходят к доисламским временам. имеет много общего [23] [24] [25]

Ярсанизм

[ редактировать ]

Ярсанизм (также известный как Ахль-и-Хакк, Ахл-э-Хаг или Какаи) также является одной из религий, связанных с Курдистаном.

Хотя большинство священных текстов Ярсана находится в Горани , а все святые места Ярсана расположены в Курдистане , последователи этой религии встречаются и в других регионах. [26] Например, хотя в Иракском Курдистане проживает более 300 000 ярсани, в Иране проживает более 2 миллионов ярсани. [27] Однако Ярсани лишены политических прав в обеих странах.

Во время войны с ИГИЛ многие жители Ярсани подвергались преследованиям со стороны Исламского государства , считались «еретиками» и были изгнаны из своих деревень. [28] Однако наступления пешмерга вытеснили Исламское государство, и народ Ярсани теперь находится в относительной безопасности. [29]

Зороастризм

[ редактировать ]

Зороастризм был одной из доминирующих религий в Курдистане до исламской эры. В настоящее время зороастризм является официально признанной религией в Иракском Курдистане и Иране , и после официального признания зороастризма в регионе в 2015 году в Иракском Курдистане открылись три зороастрийских храма. [30] В 2015 году также наблюдалась тенденция зороастризма, когда многие приняли зороастризм после того, как разочаровались в исламе из-за Исламского государства . [31] [32] Курдский исламский священнослужитель из Сулеймании , с другой стороны, утверждал, что зороастризм не был древней религией курдов и что он был навязан им «огнепоклонствующими персами», тогда как ислам освободил их, и призвал курдов убивать зороастрийцев. обращаются, если не обратятся обратно в ислам в течение 3 дней. [33] первый официальный зороастрийский храм огня Иракского Курдистана открылся 21 сентября 2016 года в Сулеймании . Присутствующие отпраздновали это событие зажжением ритуального огня и ударами в барабан или «даф». [34] [35]

Зороастрийская община в Иракском Курдистане заявила, что тысячи людей в этом регионе недавно обратились в зороастризм; однако это не подтверждено независимыми источниками, и официальных данных о зороастрийском населении в регионе нет. [36] [34] Сообщалось, что в 2020 году в Иракском Курдистане проживало 60 зороастрийских семей. [37] В то же время агентство Reuters заявило, что многие новые, преимущественно курдские, принявшие зороастризм в Курдистане официально не зарегистрированы как таковые, но ассоциация «Ясна», представляющая зороастрийцев, насчитывает около 15 000 членов. [38]

христианство

[ редактировать ]

Христианство присутствует в Иракском Курдистане благодаря наличию нескольких отдельных общин. Это курдские христиане , меньшинство, и некурдские ассирийцы , в том числе те, кто идентифицирует себя как халдеи и сирийцы, а также армяне . Ассирийская и армянская общины Иракского Курдистана проживают в основном в провинциях Эрбиль и Дахук . [39]

проживало еврейское Раньше в большей части Курдистана меньшинство, но большинство из них были вынуждены бежать в Израиль в середине 20 века. В начале 20 века в городах Керманшах , Урумия , Пираншахр и Махабад проживало самое большое еврейское население в Иранском Курдистане .

проживало от 400 до 730 еврейских семей По последним данным, в курдском регионе . Однако д-р Мордехай Закен , израильский эксперт по курдским делам, сообщил газете «Джерузалем Пост» в интервью в ноябре 2015 года, что сообщения СМИ о 430 еврейских семьях в Иракском Курдистане были ложными: «Было несколько десятков семей, имевших отдаленную семейную связь с иудаизмом. и большинство из них иммигрировали в Израиль после войны в Персидском заливе ...». [40]

18 октября 2015 года региональное правительство Курдистана назначило Шерзада Омара Мамсани, курдского еврея, еврейским представителем Министерства пожертвований и по делам религии. [41] В 2017 году раввин Даниэль Эдри, главный раввин раввинской общины Хайфы в Израиле, заявил, что он был назначен главным раввином Курдистана министром по делам пожертвований и религии Курдского региона. [42] В 2018 году Шерзад Мемсани был отстранен от должности. [42]

Секуляризм

[ редактировать ]

Курдистан называют «последним убежищем для секуляризма» в регионе, изобилующем религиозным экстремизмом. В 2012 году полуавтономный Курдистан заявил, что государственные школы должны быть религиозно нейтральными и что все основные религии мира преподаются на равной основе. По состоянию на 2012 год РПК и Рожава (Сирийский Курдистан) являются единственными администрациями во всем регионе, которые открыто не поддерживают ни одну религию в государственных школах. [43]

  1. ^ Али, Осман (1 октября 1997 г.). «Южный Курдистан во время последней фазы османского контроля: 1839–1914» . Журнал по делам мусульманских меньшинств . 17 (2): 283–291. дои : 10.1080/13602009708716377 . ISSN   1360-2004 . Архивировано из оригинала 07 октября 2023 г. Проверено 9 декабря 2020 г.
  2. ^ Jump up to: а б Брюнессен, Мартин ван (1992). Ага, шейх и государство: социальные и политические структуры Курдистана . Лондон: Зед Букс. ISBN  1-85649-018-1 . ОСЛК   24009664 . Архивировано из оригинала 31 июля 2009 г. Проверено 9 декабря 2020 г.
  3. ^ Санто, Эдит (2020), Люкенс-Булл, Рональд; Вудворд, Марк (ред.), «Ислам в Курдистане: религиозные общины и их практика в современном Северном Ираке» , Справочник по современному исламу и жизни мусульман , Cham: Springer International Publishing, стр. 1–16, doi : 10.1007/978- 3-319-73653-2_88-1 , ISBN  978-3-319-73653-2 , S2CID   226565009 , заархивировано из оригинала 19 декабря 2021 г. , получено 9 декабря 2020 г.
  4. ^ Jump up to: а б ван Брюнессен, Мартин (2000). Муллы, суфии и еретики: роль религии в курдском обществе. Сборник статей . Изида Пресс. стр. 14–15. ISBN  9789754281620 . Отношения религии и национализма в Курдистане часто были напряженными и двойственными. Многие ведущие националисты были нерелигиозны или, по крайней мере, недовольны сильной властью мулл и шейхов над народом. С другой стороны, костяк курдского движения обычно составляли ортодоксальные мусульмане.
  5. ^ «Еще 129 мечетей построено в Иракском Курдистане за год: Министерство пожертвований» . Экурд Дейли . 28 марта 2023 г. Архивировано из оригинала 23 мая 2023 г.
  6. ^ Моаддел, Мансур (2020). Столкновение ценностей: исламский фундаментализм против либерального национализма . Издательство Колумбийского университета . стр. Таблица 3.10. ISBN  9780231550529 .
  7. ^ Jump up to: а б Макдауэлл, Дэвид (1997). Современная история курдов . Блумсбери, Лондон: IB Tauris. п. 10.
  8. ^ Jump up to: а б ван Брюнессен, Мартин (2000). Муллы, суфии и еретики: роль религии в курдском обществе. Сборник статей . Изида Пресс. п. 24. ISBN  9789754281620 .
  9. ^ Поль Дюмон «Ученики света: движение Нурджу в Турции», Central Asian Survey 5:2 (1986): 330.
  10. ^ Анника Рабо; Бо Утас (2005). Роль государства в Западной Азии . Шведский научно-исследовательский институт в Стамбуле. стр. 53–. ISBN  978-91-86884-13-0 .
  11. ^ ван Брюнессен, Мартин (2000). Муллы, суфии и еретики: роль религии в курдском обществе. Сборник статей . Изида Пресс. п. 15. ISBN  9789754281620 .
  12. ^ Садик, Ибрагим (2021). «Курдская молодежь и религиозная идентичность: между религиозной и национальной напряженностью». В Фазиле Шиван; Басер, Бахар (ред.). Молодежная идентичность, политика и изменения в современном Курдистане . Транснациональная пресса, Лондон. п. 220.
  13. ^ Садик, Ибрагим (2021). «Курдская молодежь и религиозная идентичность: между религиозной и национальной напряженностью». В Фазиле Шиван; Басер, Бахар (ред.). Молодежная идентичность, политика и изменения в современном Курдистане . Транснациональная пресса, Лондон. п. 212.
  14. ^ Шаер, Катрин (27 ноября 2021 г.). «Обратятся ли иракские курды к религиозному экстремизму?» . Немецкая волна . Архивировано из оригинала 2 октября 2023 года . Проверено 23 мая 2023 г.
  15. ^ Тургут, Локман. Древние обряды и старые религии в Курдистане . OCLC   879288867 .
  16. ^ Фольц, Ричард (01 июня 2017 г.). «Оригинальная» курдская религия? Курдский национализм и ложное смешение езидских и зороастрийских традиций» . Журнал персидских исследований . 10 (1): 87–106. дои : 10.1163/18747167-12341309 . ISSN   1874-7094 . Архивировано из оригинала 26 марта 2023 г. Проверено 16 августа 2021 г.
  17. ^ Омархали, Ханна (2011). Статус и роль езидских легенд и мифов : к вопросу сравнительного анализа езидизма, ярисана (Ахл-е Хакк) и зороастризма: общий субстрат? . OCLC   999248462 .
  18. ^ Креенбрук, Филип Г. (1995). Езидизм – его происхождение, обычаи и текстовая традиция . Льюистон, Нью-Йорк : Эдвин Меллен Пресс . ISBN  978-0-7734-9004-8 . Архивировано из оригинала 07 октября 2023 г. Проверено 16 августа 2021 г.
  19. ^ Jump up to: а б Эллисон, Кристина (25 января 2017 г.). «Езиды» . Оксфордская исследовательская энциклопедия религии . Оксфорд : Издательство Оксфордского университета . дои : 10.1093/акр/9780199340378.013.254 . ISBN  9780199340378 . Архивировано из оригинала 11 марта 2019 года . Проверено 15 мая 2021 г.
  20. ^ Jump up to: а б Ачикылдыз, Биргюль. (2010). Езиды: история общины, культуры и религии . Лондон: ИБ Таурис. ISBN  978-0-85772-061-0 . OCLC   772844849 .
  21. ^ Мейзел, Себастьян (24 декабря 2016 г.). Езиды в Сирии: формирование идентичности среди двойного меньшинства . Лексингтонские книги. ISBN  9780739177754 .
  22. ^ Роу, Пол С. (20 сентября 2018 г.). Справочник Рутледжа по меньшинствам на Ближнем Востоке . Рутледж. ISBN  978-1-317-23378-7 . Архивировано из оригинала 7 апреля 2022 г. Проверено 19 ноября 2021 г.
  23. ^ Бозарслан, Хамит; Гюнеш, Ченгиз; Ядирги, Вели (22 апреля 2021 г.). Кембриджская история курдов . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-1-108-58301-5 . Архивировано из оригинала 07 октября 2023 г. Проверено 19 ноября 2021 г.
  24. ^ Омархали, Ханна (январь 2009 г.). «Статус и роль езидских легенд и мифов. К вопросу о сравнительном анализе езидизма, ярисана (Ахль-е Хакк) и зороастризма: общий субстрат?» . Архивировано из оригинала 04 сентября 2021 г. Проверено 16 августа 2021 г. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  25. ^ Тургут, Локман (2013). Древние обряды и старые религии в Курдистане . OCLC   879288867 .
  26. ^ «Мартин ван Брюнессен, Когда Хаджи Бекташ еще носил имя султана Саака: Заметки об Ахл-и Хакке района Гуран» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 4 марта 2016 г. Проверено 8 мая 2016 г.
  27. ^ «О Ярсане, религиозном меньшинстве в Иране и просителях убежища Ярсани – Ярсанмедиа» (на персидском языке). Архивировано из оригинала 24 июня 2021 г. Проверено 22 июня 2021 г.
  28. ^ Атаки ИГ вынуждают членов иракского меньшинства какаи покинуть свои деревни , 26 июня 2018 г., заархивировано из оригинала 01 июля 2018 г. , получено 4 октября 2023 г.
  29. ^ Аль-Масфари, Набиль Акид Махмуд. «Какаи Ирака: от вторжения США до противостояния вторжению ИГИЛ» . cfri-irak.com . Архивировано из оригинала 9 июня 2023 г. Проверено 4 октября 2023 г.
  30. ^ Санто, Эдит (15 мая 2018 г.). « Зороастр был курдом!»: Неозороастризм среди иракских курдов» . Иран и Кавказ . 22 (1): 96–110. дои : 10.1163/1573384X-20180108 . ISSN   1609-8498 . Архивировано из оригинала 31 января 2021 г. Проверено 9 декабря 2020 г.
  31. ^ «Иракские курды обращаются к зороастризму, поскольку вера и идентичность переплетаются» . Франция24 . 23 октября 2019 г.
  32. ^ Фатх, Лара (26 ноября 2015 г.). «Любопытное возрождение зороастризма в Иракском Курдистане» . Проекты 21 . Проверено 14 октября 2020 г. .
  33. ^ «Врата Зороастра в горах Иракского Курдистана» . BBC News на фарси (на персидском языке). 31 января 2017 г. Проверено 7 июня 2024 г.
  34. ^ Jump up to: а б «Иракские курды обращаются к зороастризму, поскольку вера и идентичность переплетаются» . Франция 24 . 23 октября 2019 г. Архивировано из оригинала 16 сентября 2020 г. Проверено 16 сентября 2020 г.
  35. ^ «Надежды на возрождение зороастризма в Курдистане, когда первый храм откроет свои двери» . Рудав. 21 сентября 2016 г. Архивировано из оригинала 26 сентября 2016 г. Проверено 8 октября 2016 г.
  36. ^ «Зороастрийская вера возвращается в Курдистан в ответ на насилие со стороны ИГИЛ» . Рудав . Архивировано из оригинала 25 августа 2017 года . Проверено 18 сентября 2015 г.
  37. ^ «Курдистан приветствует доклад Госдепартамента США о свободе вероисповедания» . Архивировано из оригинала 2 июня 2021 г. Проверено 29 мая 2021 г.
  38. ^ «Зороастрийцы возвращаются в северный Ирак, но по-прежнему сталкиваются со стигмой» . Рейтер . 30 сентября 2020 года. Архивировано из оригинала 28 октября 2021 года . Проверено 29 мая 2021 г.
  39. ^ Иракский Курдистан: политическое развитие и зарождающаяся демократия . Гугл Плей. 29 августа 2003 г. ISBN.  9781134414161 . Архивировано из оригинала 2 октября 2023 года . Проверено 7 ноября 2020 г. .
  40. ^ «Так есть ли евреи в Курдистане?» . 12 ноября 2015 г. Архивировано из оригинала 02 июня 2021 г. Проверено 29 мая 2021 г.
  41. ^ Сокол, Сэм (18 октября 2015 г.). «Еврей назначен на официальную должность в Иракском Курдистане» . Иерусалим Пост. Архивировано из оригинала 11 ноября 2018 года . Проверено 18 октября 2015 г.
  42. ^ Jump up to: а б [timesofisrael.com/kurdistan-sacks-jewish-community-representative-to-appease-baghdad/]
  43. ^ «Секуляризм: важен для курдской идентичности» . Новости Курдистана 24. Архивировано из оригинала 28 февраля 2018 г. Проверено 28 февраля 2018 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 075241d5ef1c7ab5141f1644f27af71d__1717772340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/07/1d/075241d5ef1c7ab5141f1644f27af71d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Religion in Kurdistan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)