Религия в Курдистане
![]() |
Основными религиями, которые существуют или исторически существовали в Курдистане, являются следующие: суннитский ислам , шиитский ислам , христианство , зороастризм , ярсанизм , езидизм , алевизм и иудаизм . В целом сегодня суннитский ислам является наиболее приверженной религией в Курдистане .
ислам
[ редактировать ]
Большинство курдов являются мусульманами по вероисповеданию. [1] [2] [3] Хотя отношения между религией и национализмом обычно были натянутыми и двойственными из-за сильной власти исламских лидеров в курдском обществе, костяк курдских движений обычно составляли консервативные курды-мусульмане. [4]
В Иракском Курдистане по состоянию на 2023 год Набаз Исмаил, представитель Министерства пожертвований и по делам религии автономного региона, оценивает общее количество мечетей в 5820, из них 3380 будут проводить пятничные проповеди , при этом 129 мечетей будут открыты за год. в том числе 56 в столице региона Эрбиле . Он далее заявляет, что в министерстве работают 2700 исламских учителей и действуют 100 центров изучения Корана , а также 21 исламская школа . Набаз Исмаил также говорит, что 99% мечетей были построены за счет филантропии , опираясь на частных доноров и их благотворительность в форме закята или садаки . [5]
Самоидентификация как мусульманина прежде всего
[ редактировать ]На основе межнациональных сравнительных опросов, проведенных в 2011 и 2013 годах, выяснилось, что на вопрос о том, что составляет их наиболее важную идентичность («прежде всего»), среди курдов Турции 66% выбрали мусульманина, 20% выбрали курдов. идентичность и 11% - турецкая нация, в то время как среди курдов Ирака 59% выбрали мусульманство, 27% выбрали курдскую идентичность и 13% выбрали иракскую нацию. [6]
Суннитский ислам
[ редактировать ]Большинство курдов являются мусульманами-суннитами . Точная пропорция неизвестна, но Макдауэлл называет процент «приблизительно 75%». [7] в то время как Мартин ван Брюнессен оценивает примерно в две трети или, по крайней мере, в три четверти. Большинство курдов-суннитов следуют шафиитскому мазхабу , что отличает их от арабских и турецких соседей, которые в целом являются ханафитами . Некоторые курды считают это различие существенным для своей этнической идентичности и намеренно подчеркивают его. [4]
В течение последних шести столетий курдские улемы играли влиятельную роль при османском дворе и преподавали в важных университетах, таких как Университет Аль-Азхар и в священных городах Аравии. Более того, из-за расположения Курдистана между тремя основными культурными исламскими регионами многие курдские улемы знали не только курдский, но также арабский , персидский и турецкий языки, что давало им важную роль в посредничестве между индийскими мусульманами, которые общались на персидском, арабском и турецком языках. мир. Курдское обучение также имело длительное влияние в Индонезии . [8]
Суннитский ислам среди курдов характеризуется сильным оттенком мистицизма и принадлежностью его ученых к суфийским орденам. [2] В курдском обществе они представляют собой иерархическую систему, в которой лидеры ( шейхи ) распространяют свое влияние на местности через своих заместителей ( халифа ), которые являются посредниками между шейхами и простыми людьми. Сегодня Накшбандия и Кадирия являются наиболее активными тарикатами. Эти тарикаты породили ряд значительных фигур в ранней истории курдского националистического движения, в том числе Махмуда Барзанджи из Кадирии , а также шейха Саида и шейха Убейдуллу из Накшбандии. Сильное влияние шейхов в конце 19 - начале 20 веков было связано с административными реформами Османской империи и защитой от вторжения христианских миссионеров. [8]
Современное политическое развитие среди курдов-суннитов-мусульман различается в зависимости от государства, к которому они принадлежат. В Турции Саид Нурси большое влияние оказывал . Нурси посвятил себя интеллектуальному развитию. Это стало основой движения Нур , которое поддерживало исламский модернизм , мистицизм, совместимость с современной наукой и толерантность. В середине 20 века движение «Нур» собрало несколько миллионов последователей. [9] Группа существенно раздробилась в 1970-х и 1980-х годах, что привело к появлению таких ответвлений, как движение Гюлена . [10]
Шиитский ислам
[ редактировать ]Существует меньшинство мусульман-шиитов- двунадесятников в южных частях Курдистана в провинциях Керманшах , Ханакин , Мандали , [11] и провинция Илам . Доля курдов, придерживающихся двунадесятников, потенциально достигает 15%. [7]
Религиозность и радикализация молодежи в Иракском Курдистане
[ редактировать ]Изучая религиозность молодежи в Иракском Курдистане, курдский социолог Ибрагим Садик Малазада в своем эмпирическом исследовании 2021 года оценивает, что религиозная молодежь составляет около 50%, или примерно половину, отмечая, что подъем ИГИЛ не оказал реального влияния (8-9% снижение их религиозности, но увеличение на 7% из-за ИГИЛ), в то время как COVID-19 вместо этого усилил религиозность (поскольку 29% считают ее «божественным испытанием для общества»), Малазада заключает, что «религиозная идентичность среди молодежи в Курдистане имела тенденцию быть стабильной и что существенных изменений в религиозных тенденциях молодежи не произошло». [12] Согласно тому же исследованию, 30% молодых курдов считают свою религиозную идентичность столь же важной, как и их национальная идентичность, 29% считают свою религиозную идентичность более важной, а 7% считают религию «единственным оставшимся источником гордости». [13]
Существуют также опасения по поводу радикализации молодежи из-за ухудшения социально-экономических условий в Иракском Курдистане, хотя они придерживаются квиетистской формы салафизма , которой часто отдают предпочтение местные партии, чтобы уменьшить влияние групп, связанных с «Братьями-мусульманами» вместо этого . более жестокого и революционного салафитского джихадизма . [14] Салафизм среди курдов – явление, выходящее за рамки молодежи Иракского Курдистана.
Алевизм
[ редактировать ]Сообщество алевитов в основном проживает в северо-западных частях Курдистана. В основном они сосредоточены в провинции Тунджели .
Езидизм
[ редактировать ]
Езидизм — монотеистическая этническая религия, уходящая корнями в западную ветвь иранской дозороастрийской религии. [15] [16] [17] [18] Он основан на вере в единого Бога, создавшего мир и вверившего его заботе семи Святых Существ. [19] [20] Лидером этой семерки является Тавусе Мелек , которого символизирует павлин . [19] [21] Число его приверженцев во всем мире насчитывает от 700 000 до 1 миллиона человек. [22] и являются коренными жителями курдских регионов Ирака Османской , Сирии и Турции , а также некоторые значительные, новейшие общины в России , Грузии и Армении, основанные беженцами, спасающимися от мусульманских преследований в империи . [20] Езидизм с курдским алевизмом и ярсанизмом , которые восходят к доисламским временам. имеет много общего [23] [24] [25]
Ярсанизм
[ редактировать ]Ярсанизм (также известный как Ахль-и-Хакк, Ахл-э-Хаг или Какаи) также является одной из религий, связанных с Курдистаном.
Хотя большинство священных текстов Ярсана находится в Горани , а все святые места Ярсана расположены в Курдистане , последователи этой религии встречаются и в других регионах. [26] Например, хотя в Иракском Курдистане проживает более 300 000 ярсани, в Иране проживает более 2 миллионов ярсани. [27] Однако Ярсани лишены политических прав в обеих странах.
Во время войны с ИГИЛ многие жители Ярсани подвергались преследованиям со стороны Исламского государства , считались «еретиками» и были изгнаны из своих деревень. [28] Однако наступления пешмерга вытеснили Исламское государство, и народ Ярсани теперь находится в относительной безопасности. [29]
Зороастризм
[ редактировать ]Зороастризм был одной из доминирующих религий в Курдистане до исламской эры. В настоящее время зороастризм является официально признанной религией в Иракском Курдистане и Иране , и после официального признания зороастризма в регионе в 2015 году в Иракском Курдистане открылись три зороастрийских храма. [30] В 2015 году также наблюдалась тенденция зороастризма, когда многие приняли зороастризм после того, как разочаровались в исламе из-за Исламского государства . [31] [32] Курдский исламский священнослужитель из Сулеймании , с другой стороны, утверждал, что зороастризм не был древней религией курдов и что он был навязан им «огнепоклонствующими персами», тогда как ислам освободил их, и призвал курдов убивать зороастрийцев. обращаются, если не обратятся обратно в ислам в течение 3 дней. [33] первый официальный зороастрийский храм огня Иракского Курдистана открылся 21 сентября 2016 года в Сулеймании . Присутствующие отпраздновали это событие зажжением ритуального огня и ударами в барабан или «даф». [34] [35]
Зороастрийская община в Иракском Курдистане заявила, что тысячи людей в этом регионе недавно обратились в зороастризм; однако это не подтверждено независимыми источниками, и официальных данных о зороастрийском населении в регионе нет. [36] [34] Сообщалось, что в 2020 году в Иракском Курдистане проживало 60 зороастрийских семей. [37] В то же время агентство Reuters заявило, что многие новые, преимущественно курдские, принявшие зороастризм в Курдистане официально не зарегистрированы как таковые, но ассоциация «Ясна», представляющая зороастрийцев, насчитывает около 15 000 членов. [38]
христианство
[ редактировать ]Христианство присутствует в Иракском Курдистане благодаря наличию нескольких отдельных общин. Это курдские христиане , меньшинство, и некурдские ассирийцы , в том числе те, кто идентифицирует себя как халдеи и сирийцы, а также армяне . Ассирийская и армянская общины Иракского Курдистана проживают в основном в провинциях Эрбиль и Дахук . [39]
иудаизм
[ редактировать ]проживало еврейское Раньше в большей части Курдистана меньшинство, но большинство из них были вынуждены бежать в Израиль в середине 20 века. В начале 20 века в городах Керманшах , Урумия , Пираншахр и Махабад проживало самое большое еврейское население в Иранском Курдистане .
проживало от 400 до 730 еврейских семей По последним данным, в курдском регионе . Однако д-р Мордехай Закен , израильский эксперт по курдским делам, сообщил газете «Джерузалем Пост» в интервью в ноябре 2015 года, что сообщения СМИ о 430 еврейских семьях в Иракском Курдистане были ложными: «Было несколько десятков семей, имевших отдаленную семейную связь с иудаизмом. и большинство из них иммигрировали в Израиль после войны в Персидском заливе ...». [40]
18 октября 2015 года региональное правительство Курдистана назначило Шерзада Омара Мамсани, курдского еврея, еврейским представителем Министерства пожертвований и по делам религии. [41] В 2017 году раввин Даниэль Эдри, главный раввин раввинской общины Хайфы в Израиле, заявил, что он был назначен главным раввином Курдистана министром по делам пожертвований и религии Курдского региона. [42] В 2018 году Шерзад Мемсани был отстранен от должности. [42]
Секуляризм
[ редактировать ]Курдистан называют «последним убежищем для секуляризма» в регионе, изобилующем религиозным экстремизмом. В 2012 году полуавтономный Курдистан заявил, что государственные школы должны быть религиозно нейтральными и что все основные религии мира преподаются на равной основе. По состоянию на 2012 год РПК и Рожава (Сирийский Курдистан) являются единственными администрациями во всем регионе, которые открыто не поддерживают ни одну религию в государственных школах. [43]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Али, Осман (1 октября 1997 г.). «Южный Курдистан во время последней фазы османского контроля: 1839–1914» . Журнал по делам мусульманских меньшинств . 17 (2): 283–291. дои : 10.1080/13602009708716377 . ISSN 1360-2004 . Архивировано из оригинала 07 октября 2023 г. Проверено 9 декабря 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Брюнессен, Мартин ван (1992). Ага, шейх и государство: социальные и политические структуры Курдистана . Лондон: Зед Букс. ISBN 1-85649-018-1 . ОСЛК 24009664 . Архивировано из оригинала 31 июля 2009 г. Проверено 9 декабря 2020 г.
- ^ Санто, Эдит (2020), Люкенс-Булл, Рональд; Вудворд, Марк (ред.), «Ислам в Курдистане: религиозные общины и их практика в современном Северном Ираке» , Справочник по современному исламу и жизни мусульман , Cham: Springer International Publishing, стр. 1–16, doi : 10.1007/978- 3-319-73653-2_88-1 , ISBN 978-3-319-73653-2 , S2CID 226565009 , заархивировано из оригинала 19 декабря 2021 г. , получено 9 декабря 2020 г.
- ^ Jump up to: а б ван Брюнессен, Мартин (2000). Муллы, суфии и еретики: роль религии в курдском обществе. Сборник статей . Изида Пресс. стр. 14–15. ISBN 9789754281620 .
Отношения религии и национализма в Курдистане часто были напряженными и двойственными. Многие ведущие националисты были нерелигиозны или, по крайней мере, недовольны сильной властью мулл и шейхов над народом. С другой стороны, костяк курдского движения обычно составляли ортодоксальные мусульмане.
- ^ «Еще 129 мечетей построено в Иракском Курдистане за год: Министерство пожертвований» . Экурд Дейли . 28 марта 2023 г. Архивировано из оригинала 23 мая 2023 г.
- ^ Моаддел, Мансур (2020). Столкновение ценностей: исламский фундаментализм против либерального национализма . Издательство Колумбийского университета . стр. Таблица 3.10. ISBN 9780231550529 .
- ^ Jump up to: а б Макдауэлл, Дэвид (1997). Современная история курдов . Блумсбери, Лондон: IB Tauris. п. 10.
- ^ Jump up to: а б ван Брюнессен, Мартин (2000). Муллы, суфии и еретики: роль религии в курдском обществе. Сборник статей . Изида Пресс. п. 24. ISBN 9789754281620 .
- ^ Поль Дюмон «Ученики света: движение Нурджу в Турции», Central Asian Survey 5:2 (1986): 330.
- ^ Анника Рабо; Бо Утас (2005). Роль государства в Западной Азии . Шведский научно-исследовательский институт в Стамбуле. стр. 53–. ISBN 978-91-86884-13-0 .
- ^ ван Брюнессен, Мартин (2000). Муллы, суфии и еретики: роль религии в курдском обществе. Сборник статей . Изида Пресс. п. 15. ISBN 9789754281620 .
- ^ Садик, Ибрагим (2021). «Курдская молодежь и религиозная идентичность: между религиозной и национальной напряженностью». В Фазиле Шиван; Басер, Бахар (ред.). Молодежная идентичность, политика и изменения в современном Курдистане . Транснациональная пресса, Лондон. п. 220.
- ^ Садик, Ибрагим (2021). «Курдская молодежь и религиозная идентичность: между религиозной и национальной напряженностью». В Фазиле Шиван; Басер, Бахар (ред.). Молодежная идентичность, политика и изменения в современном Курдистане . Транснациональная пресса, Лондон. п. 212.
- ^ Шаер, Катрин (27 ноября 2021 г.). «Обратятся ли иракские курды к религиозному экстремизму?» . Немецкая волна . Архивировано из оригинала 2 октября 2023 года . Проверено 23 мая 2023 г.
- ^ Тургут, Локман. Древние обряды и старые религии в Курдистане . OCLC 879288867 .
- ^ Фольц, Ричард (01 июня 2017 г.). «Оригинальная» курдская религия? Курдский национализм и ложное смешение езидских и зороастрийских традиций» . Журнал персидских исследований . 10 (1): 87–106. дои : 10.1163/18747167-12341309 . ISSN 1874-7094 . Архивировано из оригинала 26 марта 2023 г. Проверено 16 августа 2021 г.
- ^ Омархали, Ханна (2011). Статус и роль езидских легенд и мифов : к вопросу сравнительного анализа езидизма, ярисана (Ахл-е Хакк) и зороастризма: общий субстрат? . OCLC 999248462 .
- ^ Креенбрук, Филип Г. (1995). Езидизм – его происхождение, обычаи и текстовая традиция . Льюистон, Нью-Йорк : Эдвин Меллен Пресс . ISBN 978-0-7734-9004-8 . Архивировано из оригинала 07 октября 2023 г. Проверено 16 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Эллисон, Кристина (25 января 2017 г.). «Езиды» . Оксфордская исследовательская энциклопедия религии . Оксфорд : Издательство Оксфордского университета . дои : 10.1093/акр/9780199340378.013.254 . ISBN 9780199340378 . Архивировано из оригинала 11 марта 2019 года . Проверено 15 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Ачикылдыз, Биргюль. (2010). Езиды: история общины, культуры и религии . Лондон: ИБ Таурис. ISBN 978-0-85772-061-0 . OCLC 772844849 .
- ^ Мейзел, Себастьян (24 декабря 2016 г.). Езиды в Сирии: формирование идентичности среди двойного меньшинства . Лексингтонские книги. ISBN 9780739177754 .
- ^ Роу, Пол С. (20 сентября 2018 г.). Справочник Рутледжа по меньшинствам на Ближнем Востоке . Рутледж. ISBN 978-1-317-23378-7 . Архивировано из оригинала 7 апреля 2022 г. Проверено 19 ноября 2021 г.
- ^ Бозарслан, Хамит; Гюнеш, Ченгиз; Ядирги, Вели (22 апреля 2021 г.). Кембриджская история курдов . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-108-58301-5 . Архивировано из оригинала 07 октября 2023 г. Проверено 19 ноября 2021 г.
- ^ Омархали, Ханна (январь 2009 г.). «Статус и роль езидских легенд и мифов. К вопросу о сравнительном анализе езидизма, ярисана (Ахль-е Хакк) и зороастризма: общий субстрат?» . Архивировано из оригинала 04 сентября 2021 г. Проверено 16 августа 2021 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Тургут, Локман (2013). Древние обряды и старые религии в Курдистане . OCLC 879288867 .
- ^ «Мартин ван Брюнессен, Когда Хаджи Бекташ еще носил имя султана Саака: Заметки об Ахл-и Хакке района Гуран» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 4 марта 2016 г. Проверено 8 мая 2016 г.
- ^ «О Ярсане, религиозном меньшинстве в Иране и просителях убежища Ярсани – Ярсанмедиа» (на персидском языке). Архивировано из оригинала 24 июня 2021 г. Проверено 22 июня 2021 г.
- ^ Атаки ИГ вынуждают членов иракского меньшинства какаи покинуть свои деревни , 26 июня 2018 г., заархивировано из оригинала 01 июля 2018 г. , получено 4 октября 2023 г.
- ^ Аль-Масфари, Набиль Акид Махмуд. «Какаи Ирака: от вторжения США до противостояния вторжению ИГИЛ» . cfri-irak.com . Архивировано из оригинала 9 июня 2023 г. Проверено 4 октября 2023 г.
- ^ Санто, Эдит (15 мая 2018 г.). « Зороастр был курдом!»: Неозороастризм среди иракских курдов» . Иран и Кавказ . 22 (1): 96–110. дои : 10.1163/1573384X-20180108 . ISSN 1609-8498 . Архивировано из оригинала 31 января 2021 г. Проверено 9 декабря 2020 г.
- ^ «Иракские курды обращаются к зороастризму, поскольку вера и идентичность переплетаются» . Франция24 . 23 октября 2019 г.
- ^ Фатх, Лара (26 ноября 2015 г.). «Любопытное возрождение зороастризма в Иракском Курдистане» . Проекты 21 . Проверено 14 октября 2020 г. .
- ^ «Врата Зороастра в горах Иракского Курдистана» . BBC News на фарси (на персидском языке). 31 января 2017 г. Проверено 7 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Иракские курды обращаются к зороастризму, поскольку вера и идентичность переплетаются» . Франция 24 . 23 октября 2019 г. Архивировано из оригинала 16 сентября 2020 г. Проверено 16 сентября 2020 г.
- ^ «Надежды на возрождение зороастризма в Курдистане, когда первый храм откроет свои двери» . Рудав. 21 сентября 2016 г. Архивировано из оригинала 26 сентября 2016 г. Проверено 8 октября 2016 г.
- ^ «Зороастрийская вера возвращается в Курдистан в ответ на насилие со стороны ИГИЛ» . Рудав . Архивировано из оригинала 25 августа 2017 года . Проверено 18 сентября 2015 г.
- ^ «Курдистан приветствует доклад Госдепартамента США о свободе вероисповедания» . Архивировано из оригинала 2 июня 2021 г. Проверено 29 мая 2021 г.
- ^ «Зороастрийцы возвращаются в северный Ирак, но по-прежнему сталкиваются со стигмой» . Рейтер . 30 сентября 2020 года. Архивировано из оригинала 28 октября 2021 года . Проверено 29 мая 2021 г.
- ^ Иракский Курдистан: политическое развитие и зарождающаяся демократия . Гугл Плей. 29 августа 2003 г. ISBN. 9781134414161 . Архивировано из оригинала 2 октября 2023 года . Проверено 7 ноября 2020 г. .
- ^ «Так есть ли евреи в Курдистане?» . 12 ноября 2015 г. Архивировано из оригинала 02 июня 2021 г. Проверено 29 мая 2021 г.
- ^ Сокол, Сэм (18 октября 2015 г.). «Еврей назначен на официальную должность в Иракском Курдистане» . Иерусалим Пост. Архивировано из оригинала 11 ноября 2018 года . Проверено 18 октября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б [timesofisrael.com/kurdistan-sacks-jewish-community-representative-to-appease-baghdad/]
- ^ «Секуляризм: важен для курдской идентичности» . Новости Курдистана 24. Архивировано из оригинала 28 февраля 2018 г. Проверено 28 февраля 2018 г.