Абд аль-Кадир аль-Мараги
'Абд аль-Кадир аль-Мараги | |
---|---|
Абдул Кадир Гаиби Мараги | |
Рожденный | 'Абд аль-Кадир аль-Мараги ибн Гайби |
Умер | 1435 Герат , Империя Тимуридов |
Абд аль-Кадир аль-Мараги ибн Гайби ( персидский : Абд аль-Кадир Мараги ; ум. 1435 ) — теоретик музыки , композитор и исполнитель империи Тимуридов . [ 1 ] [ 2 ] Известный писатель-музыкант и музыкант, его теории оказали глубокое влияние на последующую персидскую , арабскую и турецкую музыку . [ 3 ] [ 4 ]
Жизнь
[ редактировать ]Абд аль-Кадир аль-Мараги ибн Гайби родился в Мараге из Империи Тимуридов в середине 14 века. [ 1 ] в персидскую семью . [ 4 ] [ 2 ] [ 5 ] [ 3 ] Он стал одним из придворных менестрелей султана Джалайирида Джалайриде аль-Хусейна около 1379 года. При султане Ахмаде он был назначен главным придворным менестрелем. Когда Тимур захватил Багдад в 1393 году, его перевезли в Самарканд , который был столицей династии Тимуридов . В 1399 году он находился в Тебризе на службе у своенравного сына Тимура Мираншаха . Абдл аль-Кадира обвинили в беспорядочном поведении Мираншаха, и Тимур действовал быстро, чтобы схватить его. Но Абд аль-Кадир был предупрежден и сбежал в Джалайридский двор султана Ахмада в Багдаде . Тимур снова отбил Багдад в 1401 году и забрал Абд аль-Кадира обратно в Самарканд . Абд аль-Кадир стал одним из блестящих людей при дворе сына Тимура Шахруха. В 1421 году он также написал музыкальный трактат (см. ниже) для османского султана Мурада II. Он умер в Самарканде в 1435 году. [ 6 ]
Работает по теории музыки.
[ редактировать ]Абд аль-Кадир хорошо владел музыкой, поэзией и живописью. Это сделало его очень желанным ремесленником при дворах разных династий. Именно благодаря музыкальному таланту современники называли его Славой ушедшей эпохи . [ 2 ]
Абд аль-Кадир известен своими четырьмя работами по теории музыки . Все три сохранившихся произведения были написаны на персидском языке. Его самый важный трактат о музыке — « Джами аль-Алхан» ( جامع الالحان ; «Сборник мелодий»), автографы которого хранятся в Бодлианской библиотеке и библиотеке мечети Нуруосмание в Стамбуле . Первая рукопись этого произведения была написана в 1405 году для его Нур ад-дина Абд ар-Рахмана и переработана автором в 1413 году. Вторая рукопись написана в 1415 году и несет в себе посвящение султану Шаруху из династии Тимуридов .
Второй крупный труд Абд аль-Кадира — персидская книга «Макасид аль-Алхан» (арабский для музыкальных целей) ( مقاصد الالحان ). Он был посвящен османскому султану Мураду II.
Третий трактат о музыке, «Канц ат-Ту.аф» («Сокровищница музыки»), содержащий нотные сочинения автора, не сохранился.
Его последняя работа, «Шарх аль-Адвар» (Комментарий к [Китаб аль-Адвар] Сафи ад-Дина аль-Урмави ) ( شرح الادوار ), находится в библиотеке мечети Нуруосмание в Стамбуле .
Лингвистическое значение
[ редактировать ]Аль-Мараги записывал песни не только на персидском языке , но также на арабском, монгольском, турецком (Хатаи, Чагатай), а также на различных региональных иранских диалектах (Фахлавият) Хамадана , Мазандарана, Казвина, Тебриза и Райя. [ 7 ] его работа дает нам лучшее представление о региональных диалектах Ирана Таким образом , .
Четыре четверостишия под названием «фахлавият» Ходжи Мухаммада Коджани (ум. 677/1278–79); Родился в Коджане или Корджане, деревне недалеко от Тебриза, записанной Абд аль-Кадиром аль-Мараги. [ 7 ] [ 8 ] Отрывок одного из четырех четверостиший из Ходжи Мухаммада Коджани.
Все недовольны
Бана ай чу хе дат гижи ванийхе
Все пророки были хорошими
Мухаммед Мустафа убил Кижи
.
Два кетаса (стихотворения), цитируемые Абд аль-Кадиром Мараги на диалекте Тебриза (ум. 838/1434–35; II, стр. 142). [ 7 ] [ 8 ] Образец одного из этих стихотворений
Рорум Пари Байлан
Что со мной не так?
Мы решили последовать за ним
Хиза اَوُو وُرارده
«Шесть веков, шесть лет» — это фильм, снятый выдающимся режиссером Моджтабой Миртахмасбом , в котором показаны усилия группы иранских мастеров-музыкантов по выявлению, сохранению и записи коллекции композиций Абд аль-Кадира Мараги. [ 9 ] Фильм получил несколько наград, в том числе лучший документальный фильм Action On Film (AOF) в на 12-м Международном кинофестивале Лос-Анджелесе, США, в 2016 году и Лучший документальный фильм 6-го Лондонского фестиваля иранского кино , Великобритания, 2015 год. [ 10 ]
Наследие
[ редактировать ]Согласно Энциклопедии ислама , он «был величайшим из персидских писателей о музыке». [ 2 ] По словам Кубилая Колукырыка, аль-Мараги считается «очень важным музыкантом, имя которого часто упоминается в процессе развития истории тюркской музыки». [ 11 ]
Сочинения
[ редактировать ]- аль-Мараги, Абд аль-Кадир ибн Гайби (1987) [15 век]. Джами аль-Алхан Коллекционер мелодий [ Сборник мелодий ] (на персидском языке). Перевод Биниша, Таки. Тегеран: Перевод истины и истины. OCLC 476977631 .
- —— (1966) [15 век]. Макасид аль-Алхан Назначение мелодий [ Смысл мелодий ] (на персидском языке). Перевод Биниша, Таки. Тегеран: Бунгах-и тарджамах ва нашр-и Китаб. OCLC 977163315 . 2-е изд., 1977 г.
- —— (1991) [15 век]. Объясните адвар: ба матн-и Адвар ва-заваид аль-фаваид Описание периодов: с текстом периодов и дополнительными льготами. [ Комментарий к « Китаб аль- адвар» аль- Урмави ] (на персидском языке). Перевод Биниша, Таки. Тегеран: Марказ-и Нашр-и Данишгахи. OCLC 27455937 .
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Райт 2001 , § параграф. 1.
- ^ Перейти обратно: а б с д Blum 2007 , § абз. 1.
- ^ Перейти обратно: а б Донзель 1994 , с. 8 .
- ^ Перейти обратно: а б Биран 2016 , с. 146 нот (52).
- ^ Генрих фон Диц и его одноименные альбомы , Дэвид Дж. Роксбург, Мукарнас , Том 12, 1995, 127; « Гайби аль-Хафиз аль-Мараги, персидский музыкант и теоретик музыки, присутствовавший при дворе Шахруха после 1405 года.. ».
- ^ «Гроссмейстер турецкой классической музыки Абд аль-Кадир Мараги» . ЕЖЕДНЕВНЫЙ САБАХ. 25 марта 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Доктор А. А. Садеки, «Аш'ар-е махалли-э Джаме аль-Хаанн», Маджалла-йе забан-шенаси 9, 1371./1992, стр. 54-64/ [1]
- ^ Перейти обратно: а б Фахлавият в Энциклопедии Ираника доктора Ахмада Тафазцоли. Архивировано 17 марта 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ «Шесть веков, шесть лет» . Стэнфордский гуманитарный центр. 6 октября 2016 г. Проверено 7 июня 2023 г.
- ^ «Шесть веков, шесть лет» . Киностудия Кара . Проверено 7 июня 2023 г.
- ^ Колукырык, Кубилай (2010). «ЖИЗНЬ, ЛИЧНОСТЬ И МУЗЫКАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ АБДУЛКАдира МЕРАГИ» . Журнал теологического факультета Университета Фырат (на турецком языке). 15 . Университет Фират : 227.
Источники
[ редактировать ]- Блюм, Стивен (2007). «Абд аль-Кадир аль-Мараги» . Энциклопедия ислама . Лейден: Издательство Brill . дои : 10.1163/1573-3912_ei3_SIM_0241 . ISBN 978-90-04-16164-1 .
- Биран, Майкл (2016). «Сафи ад-Дин Урмави и кружок музыкантов Ильханидов». В Никола, Бруно; Мелвилл, Чарльз (ред.). Монгольский Ближний Восток: преемственность и трансформация в Ильханидском Иране . Брилл. стр. 133–155. ISBN 978-90-04-31199-2 .
- Донзел, Э.Дж. Ван (1994). Исламский настольный справочник . Лейден: Издательство Brill . ISBN 90-04-09738-4 .
- Райт, Оуэн (2001). « Абд аль-Кадир» . Гроув Музыка онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.00025 . ISBN 978-1-56159-263-0 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Сейедахмади, Завие (2016). «Сравнительный анализ структурных сходств между персидской и венгерской музыкой». Арт-Санат : 175–189. ISSN 2148-3582 .
- Догрусёз, Нилгюн (12 июля 2015 г.). «От анатолийских авторов Эдвара (книги по музыкальной теории) до Абдулбаки Насыра Деде: оценка истории османской / турецкой теории музыки». Написание истории «османской музыки» . Вюрцбург: Эргон-Верлаг. стр. 75–86. дои : 10.5771/9783956507038-75 . ISBN 978-3-95650-094-7 .
- Фельдман, Уолтер (осень 1990 г. - зима 1991 г.). «Культурный авторитет и аутентичность в турецком репертуаре». Азиатская музыка . 22 (1): 73–111. дои : 10.2307/834291 . JSTOR 834291 .
- Фельдман, Уолтер (12 июля 2015 г.). Музыкальный «Ренессанс» Османской Турции конца семнадцатого века: размышления о музыкальных материалах Али Уфки-бея (ок. 1610-1675), Хафиза Поста (ум. 1694) и репертуаре «Мараги» . Вюрцбург: Эргон-Верлаг. стр. 87–138. дои : 10.5771/9783956507038-87 . ISBN 978-3-95650-094-7 .
- Райт, О (1995). « Абд аль-Кадир аль-Мараги и Али б. Мухаммад Бинаи: два примера обозначений пятнадцатого века, часть 2: комментарий» . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 58 (1): 17–39. дои : 10.1017/s0041977x00011836 . JSTOR 619996 . S2CID 221955811 . Проверено 3 февраля 2023 г.
- Бабак, Хазраи (2008). «Заявления Абд аль-Кадира Мараги относительно игры на струнных инструментах» . Журнал истории науки . 6 (2). ISSN 2717-1965 . Проверено 3 февраля 2023 г.
- Восстановление музыки Мараги шестивековой давности
- Райт, О (2008). « Абд аль-Кадир аль-Мараги и Али б. Мухаммад Бинаи: два примера обозначений пятнадцатого века. Часть 1: Текст» . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 57 (3): 475–515. дои : 10.1017/S0041977X00008880 . S2CID 246637305 . Проверено 3 февраля 2023 г.
- Карабашоглу, Джемаль (2012). «ЗВУКОВАЯ СИСТЕМА В МАКАСИДУЛ-ЭЛАНЕ». Журнал теологического факультета Университета Сакарья . 1 (25): 163–188. ISSN 1304-6535 .