Радхика Мохан Майтра
Радхика Мохан Майтра | |
---|---|
![]() Радика с сародом | |
Справочная информация | |
Рожденный | 1917 |
Источник | Таландо , Таноре , Раджшахи , Бангладеш ; ( Калькутта , президентство Бенгалии , Британская Индия ) |
Умер | 16 октября 1981 г. |
Жанры | Классическая музыка хиндустани |
Род занятий | Сарод игрок |
Инструмент | Сарод Мохан Вина Сурсингар Искусство Ребаба |
Ранее из | Буддхадев Дас Гупта , Калян Мукерджиа Санджой Бандопадхьяй , Нарендра Нат Дхар , Самарендра Нат Сикдар, Майкл Роббинс |
Радхика Мохан Майтра (1917–1981) был индийским игроком на сароде , создавшим Мохан Вину в 1948 году, и гуру Нарендры Натха Дхара , Каляна Мукерджи , Буддхадева Даса Гупты , Санджоя Бандопадхьяя , Абаниндры Майтры, Пранаба Кумара Наха, Самарендры Нат Сикдара, Майкл Роббинс и многие другие музыканты этого поколения. [ 1 ] Майтра считался влиятельной фигурой в игре на сароде 20 века и получил титул Сангитачарья. [ 2 ] Он был среди награжденных Академической премией Сангита Натака в 1971 году. [ 3 ]
Радхика Мохан Майтра происходила из бенгальской семьи заминдар , которая имела богатый опыт музыкального искусства и покровительства этому искусству. В настоящее время это находится в Таландо в Таноре-упозила района Раджшахи в Бангладеш. Его дед, Лалит Мохан Майтра, играл на табле , отец, Браджендра Мохан, играл на сароде, а мать училась игре на ситаре . Среди тех, кому покровительствовал его дедушка, был Мохаммед Амир Хан и именно он выступал в качестве гуру и главного учителя Радхики, хотя с его разрешения ученик изучал и другие инструменты и стили музыки. Помимо музыкального образования, Майтра имел степень магистра философии, присужденную Калькуттским университетом , а также степень бакалавра права. степень юриста. Некоторое время он преподавал философию, а также был известным музыковедом , написавшим несколько книг. [ 4 ]
Майтра приобрел известность как музыкант в 1950-х годах, когда его концерты были востребованы как в Индии, так и в других странах мира. Помимо концертов на радио, он выступал в таких странах, как Афганистан, Австралия, Китай, Новая Зеландия и Филиппины в составе культурных делегаций, организованных правительством Индии , а также выступал в неправительственном туре по США в 1975 году. Примерно с этого времени он постепенно сокращал свои выступления, предпочитая вместо этого сосредоточиться на обучении игре на сароде и ситаре. Его учеников часто набирали методом направления, когда потенциального нового ученика представлял тот, кого уже обучал Майтра. Иногда он преподавал напрямую, а иногда делегировал задачу ученику. [ 5 ]
В 1976 году Радхика Мохан основала Школу инструментальной музыки Мохаммеда Амира Хана, которая была посвящена развитию молодых талантов в Сароде и Ситаре, чтобы нести знамя Шахджаханпур-Гхараны вперед. В 1977 году он основал музыкальную конференцию «Восходящие таланты», целью которой было предоставить возможность молодым и талантливым артистам, независимо от их гхараны или гуру, выступить перед любящей музыку публикой Калькутты. Эта программа стала очень популярной и продолжалась даже после его смерти, до середины девяностых. Некоторые из самых известных имен на современной индийской классической музыкальной сцене впервые получили возможность выступить на большой сцене на конференции Rising Talents.
В июле 1944 года Майтра женился на Лалите Чаудхури, даме из «королевской семьи» Сушанга. [ 6 ] Он умер в 1981 году в возрасте 64 лет в результате несчастного случая. [ 7 ]
Радхика Мохан Майтра изобрела Мохан Вину в 1948 году, а в 1949 году она была адаптирована на Всеиндийском радио Тхакуром Джайдевом Сингхом, тогдашним главным продюсером Всеиндийского радио в Нью-Дели. В этом инструменте козья шкура сарода заменена деревом, а мост сарода заменен мостом Сурбахара. Он исполнил несколько программ на Мохан вине на Всеиндийском радио, которые сейчас доступны в свободном доступе и являются активами архивов AIR. https://www.thehindubusinessline.com/blink/watch/He-who-came-first/article20849369.ece
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Чаттерджи, Гаутам (8 августа 2008 г.). «Музыка на экране» . Индус . Архивировано из оригинала 11 октября 2008 года . Проверено 24 января 2015 г.
- ^ «Тайм-аут» . Телеграф . 23 января 2006 г. Архивировано из оригинала 12 сентября 2012 г. Проверено 24 января 2015 г.
- ^ «Сангит Натак Академи Пураскар (Премия Академии)» . Академия Сангит Натак. Архивировано из оригинала 30 мая 2015 года . Проверено 24 января 2015 г.
- ^ Гамильтон, Джеймс Сэдлер (1994). Ситарная музыка в Калькутте: этномузыкологическое исследование . Издательство Мотилал Банарсидасс. стр. 3–6, 113–114. ISBN 978-8-12081-210-9 .
- ^ Гамильтон, Джеймс Сэдлер (1994). Ситарная музыка в Калькутте: этномузыкологическое исследование . Издательство Мотилал Банарсидасс. стр. 115–119. ISBN 978-8-12081-210-9 .
- ^ Калян Мухерджа; Питер Мануэль (2010). «Радхика Мохан Майтра: его жизнь и времена» . Азиатская музыка . 41 (2): 188 — через Project MUSE .
- ^ Гамильтон, Джеймс Сэдлер (1994). Ситарная музыка в Калькутте: этномузыкологическое исследование . Издательство Мотилал Банарсидасс. п. 115. ИСБН 978-8-12081-210-9 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Мухерджа, Калян; Мануэль, Питер (2010). «Радхика Мохан Майтра: его жизнь и времена». Азиатская музыка . 41 (2): 180–197. дои : 10.1353/аму.0.0065 . S2CID 162348071 .