Jump to content

Цугару-джамисен

Игрок -джемисен цугару

Цугару-дзямисэн ( сямисэн, дзамисэн ) или Цугару-сямисэн относится Цугару- Цугару - как к японскому жанру музыки сямисэн, зародившемуся на полуострове Цугару в современной префектуре Аомори , так и к инструменту, на котором он исполняется, хотя он исполняется по всей Японии. ассоциации с Цугару остаются сильными. Цугару-дзямисэн считается наиболее признанным жанром музыки сямисэн и неоднократно пользовался популярностью в Японии.

Хотя очевидно, что сямисэн возник из Китая через Окинаву в 16 веке н.э., конкретные разработчики цугару-дзямисэн точно не известны, в основном потому, что письменные записи о его развитии не сохранились и он никогда официально не признавался японцами. правительство. [ 1 ] Что известно, так это то, что цугару-дзамисэн возник на небольшом полуострове Цугару, расположенном к западу от современной префектуры Аомори . [ 2 ] Кроме того, некоторые исследователи высказали предположения о происхождении этого стиля на основе имеющихся данных. Существует мнение, что этот стиль был разработан бездомными и слепыми людьми, называемыми босама . [ 3 ]

предположил, что этот жанр произошел от босамы по имени Нитабо. Один ученый, Дайдзё Кадзуо, на основе интервью музыкантов и их семей [ 4 ] Согласно его исследованиям, Нитабо приобрел и модифицировал сямисэн в 1877 году, для чего применил другой стиль игры. [ 5 ] Нитабо закруглил плектр инструмента так, что он по форме напоминал лопатку для риса . Кроме того, он принял стиль игры, когда сямисэн держится вертикально, включил зону вокруг моста в качестве игровой площадки и включил удары и удары по струнам в отличие от исключительного использования плектра. [ 5 ] Однако другие ученые, такие как Джеральд Громер, утверждают, что из-за отсутствия документации версия, выдвинутая Кадзуо, может быть не совсем точной. [ 6 ]

У Нитабо было несколько слепых учеников, таких как Кинобо и Тёсакубо, которые внесли свой вклад в развитие этого стиля. Последний ученик Нитабо, Сиракава Гумпахиро, выступал за пределами региона Цугару в составе труппы народных представлений. Гунпакиро также выступал в профессиональных условиях, например, в концертных залах Токио. [ 6 ] В результате его успехов цугару-дзямисэн стал популярен в 1920-х годах, но его популярность пошла на убыль с началом Второй китайско-японской войны в конце того же десятилетия. [ 6 ]

В 1955–1965 годах многие исполнители этого жанра переехали в городские центры Японии, такие как Токио . [ 7 ] Эта миграция была частью более широкого движения, вызванного бумом традиционного искусства в Японии. [ 6 ] Цугару-дзамисен пережил еще один всплеск популярности, когда Гунпакиро выступил со энка звездой Мичией Михаси в театре Нихон в Токио в 1959 году. В результате массового знакомства с этим жанром начали появляться молодые любители этого жанра. [ 8 ] Такахаси Чикудзан , который также был босама , также был высоко оцененным практиком этого жанра и начал гастролировать по Японии в 1964 году. [ 9 ]

Вебстер - Концерт братьев Ёсида в холле в ноябре 2012 года.

В цугару-дзямисен играют на более крупном сямисене, называемом футодзао ( 太棹 ), с более толстым грифом и более толстыми струнами, чем те, которые используются в большинстве других стилей. [ 10 ] [ 11 ] Цугару-дзамисэн легко узнать по его ударным качествам (медиатор ударяет по корпусу инструмента при каждом ударе) и ритмичности исполняемых ритмов. В отличие от большинства другой японской музыки, некоторые цугару-дзамисэн пьесы исполняются в тройном размере . [ 12 ] [ 13 ] хотя три доли не акцентированы, как в западной музыке.

Цугару-сямисэн Репертуар большой и постоянно пополняющийся. Интервью с известными исполнителями, такими как Такахаси Чикудзан. [ 14 ] и Ямада Чисато , а также записи, выпущенные звездами прошлого, позволяют составить следующую таблицу. Большинство названий, приведенных ниже, существуют в двух версиях: в форме песни (вокальная линия с аккомпанементом барабанов сямисэн и тайко ) и в виде сольной пьесы для сямисэна (см. шестую группу ниже). В последнее время молодые исполнители пытаются сочетать стили или мотивы игры цугару-сямисэн с джазом, роком и другими формами более коммерческой музыки. За исключением аранжировок, классифицируемых как син минъё , эти произведения обычно считаются традиционными.

цугару -дзямисен Репертуар

[ редактировать ]
  • А. Кудоки Буси (Квази-сюжетные песни)
    • Suzuki Mondo , сейчас редко играют
    • Джонкара кудоки , сейчас играют редко
  • Б. Цугару (но) мицумоно («Три песни цугару ») [ 15 ]
    • Цугару Джонгара Буси
      • син буси («новая песня»)
      • нака буси («средняя песня»)
      • кю буси («старая песня»)
      • Син Кю Буши («новая старая песня»)
    • Цугару ёсаре буси
      • син буси («новая песня»)
      • кю буси («старая песня»)
    • Цугару охара буси
      • син буси («новая песня»)
      • кю буси («старая песня»)
  • C. Цугару (но) ицуцумоно («Пять песен Цугару» — «Три песни Цугару» выше, плюс следующие две)
    • Цугару Айя Буши
    • Цугару сан-сагари
  • Д. Кю минъё («старые народные песни»)
    • Ясабуро буси
    • Цугару джинку
    • Додаребах
    • Обратите внимание на свой слух
    • Тоса-но Сунаяма
    • Цугару ондо
    • Торадзёсама
    • Танто Буши
    • Другие
  • Э. Син минъё («новые народные песни»)
    • Вайха буси (составлено в 1932 году певцом Наритой Унтику (1888–1974))
    • Ринго буси (написано Наритой Унтику в 1954 году)
    • Другие
  • Ф. Кёкубики ( соло на сямисэне и импровизация) : потенциально все песни B, C, D и E (чаще всего B), а также свободная импровизация, свободно озаглавленная исполнителями.
    • Иваки (Такахаси Тикудзан)
    • Араси (Ямада Чисато)
    • Другие и т. д.
  • Г. Гассо (ансамблевая игра на нескольких сямисэнах , иногда дополняемых другими инструментами, такими как ударные, тайсё-гото , кото и т. д., также называемая кёку-авасэ . Чаще всего версии Джонкара буси ; иногда другие песни групп от B до E выше, иногда новые произведения или свободная импровизация по стандартным образцам.)

Метод игры

[ редактировать ]

Цугару -дзямисэн характеризуется множеством различных фраз и стилей. Особенностью акробатической техники ( кекубики ) является импровизация. Игрок часто очень сильно и быстро ударяет по струнам и снимает кожу с помощью бачи . Традиционно они используют только левый указательный и безымянный палец, а гамма в основном пентатоника (do re mi sol la). Техника, уникальная для стиля цугару-дзямисэн последних лет, - это тремоло, играемое задней частью бати, не затрагивая кожу.

Обсуждение репертуара

[ редактировать ]

Группа А представляет песни, которые сегодня редко можно услышать, хотя когда-то они были основой репертуара странствующих, часто слепых музыкантов-нищих, известных как босама . В начале 20 века эти кудоки постепенно вытеснялись более короткими песнями, не имеющими повествовательного характера. Босама (а со временем и другие исполнители) , как правило, концентрировали свои усилия примерно на пяти любимых песнях (группа C). К середине 20-го века три песни (группа Б) и их сямисэн- версии стали основой репертуара цугару-сямисэн , которым они остаются и сегодня. Действительно, « Джонкара буси » — в версии, которую старый босама , вероятно, даже не узнал бы — сегодня стал практически символом вневременного «духа Цугару».

Песни группы D, хотя и не менее традиционные, чем песни групп A, B и C, похоже, не составляли основной части репертуара босама . Вместо этого их, как правило, исполняли непрофессионалы, как правило, без аккомпанемента сямисэна . Но с «бумом» цугару-сямисэн после Второй мировой войны, эти песни начали получать новое внимание. Аккомпанемент сямисэна был написан или аранжирован такими исполнителями, как Такахаси Тикузан (Takahashi 1976:142). Несколько раньше возникло общенациональное движение за создание «новых народных песен» (см. Hughes 1985:144-54, 281–309; Kojima 1970), в результате чего песни были включены в группу E. Еще позже появились сольные сямисэнов версии . аранжированы песни группы D. Сольные версии старых песен стали центром репертуара, что привело к развитию длительных сольных импровизаций (группа F) и ансамблевой игры (группа G).

Одной из наиболее интересных особенностей репертуара Цугару-сямисэн является то, что можно назвать его накопительным характером. Как видно из списка песен в группе B, новые варианты песен, как правило, сосуществуют рядом со старыми версиями, а не заменяют их. Хотя старые песни и их сямисэн- аккомпанементы или соло-версии сямисэна , несомненно, сами по себе несколько изменились по сравнению с тем, какими они были много десятилетий назад (и, конечно, они никогда не были полностью единообразными с самого начала), остается несомненным, что «старые», «Средняя» и «новая» версии различаются не только стилистически, но и исторически. Их структурные различия содержат как бы застывшую историю.

Известные игроки

[ редактировать ]

Основной стиль

[ редактировать ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Додд, Ян; Ричмонд, Саймон (2011). Грубый путеводитель по Японии (5-е изд.). Лондон: Пингвин . ISBN  978-1405389266 .
  • Громер, Джеральд (1999). Дух Цугару: слепые музыканты, Цугару-дзямисэн и народная музыка Северной Японии . Уоррен, Мичиган: Harmony Park Press. ISBN  0899900852 .
  • Го, Наньянь, изд. (2005). «Цугару Сямисэн». Цугару: региональная идентичность северной периферии Японии . Данидин, Новая Зеландия: Университет Отаго Press. ISBN  1877372080 .
  • Холливелл, Патрик (2001). «Обзор: Джеральд Громер: Дух Цугару: слепые музыканты, Цугару-дзямисэн и народная музыка Северной Японии». Азиатское фольклористика . 60 (1): 158–160. дои : 10.2307/1178707 . JSTOR   1178707 .
  • Мики, Минору (2008). Сочинение для японских инструментов . Рочестер, штат Нью-Йорк: Издательство Рочестерского университета. ISBN  978-1580462730 .
  • Огава, Йоко; Ёситоми, Катунобу (1999). «Предпочтение молодого поколения прыгающему ритму в японских народных песнях». Бюллетень Совета по исследованиям в области музыкального образования . 141 (141): 124–128. JSTOR   40318997 .
  • Пелусе, Майкл С. (2005). «Не музыка твоего дедушки: Цугару Сямисен стирает границы между «фолком», «традиционным» и «поп-музыкой» ». Азиатская музыка . 36 (2): 57–80. дои : 10.1353/аму.2005.0024 . JSTOR   4098516 . S2CID   194103673 .

Ссылки и дальнейшее чтение

[ редактировать ]

Дайдзё Кадзуо
Дайдзё провел большую часть своей жизни, изучая « Цугару-Сямисэн» , и встречался со многими старыми босама . Его произведения, часто в полуроманной форме, подчеркивают, что все зародилось в одном « Нитабо ». Большинство ученых [ ВОЗ? ] отвергнуть это однолинейное происхождение жанра.

  • 1984 Генкон Цугару-сямисэн Годо Шуппан.
  • 1986 « Цугару-сямисэн но рекиси: соно сэйсин то фудо ». В Цугару-сямисэн тайдзен (6 кассет и книга Токио: King Records K25H-5274-8).
  • 1995 Цугару-сямисэн-но тандзё: минзоку гэйно-но сэйсэй то рюсэй Токио Синъёша.

Гремер, Джеральд

  • 1991 Автобиография Такахаси Тикудзан: Приключения музыканта Цугару-дзамисен . Уоррен Мичиган: Harmonie Park Press.
  • 1993 « Цугару-джамисен ни окэру соккё энсотеки ёсо но бунсэки ». Тойё онгаку кэнкю 57:41–61.
  • 1999 Дух Цугару: слепые музыканты, Такахаси Тикудзан и народная музыка Северной Японии . Уоррен, Мичиган: Harmony Park Press. 321 с., ил., библио.
  • 2012 Дух Цугару: слепые музыканты, Такахаси Тикудзан и народная музыка Северной Японии , 2-е исправленное издание. Хиросаки: Цугару Сёбо. 369 стр., ил., фотографии, библиография.

Новое издание включает в себя большое количество недавно обнаруженной исторической информации и обновляет этот том. В настоящее время оно доступно только на сайте amazon.co.jp и остается на сегодняшний день наиболее подробным исследованием Цугару-сямисена на любом языке. Включает перевод автобиографии Такахаси Тикудзана (Такахаси, 1976).

Хьюз, Дэвид

  • 1985 Родной город сердца: традиционная народная песня в современной Японии . Докторская диссертация, Мичиганский университет.

(знакомство с японской народной песней в целом).

Джонсон, Генри

Кимура Гензо

  • 1974 « Цугару-сямисэн но кейфу (1–24)», Тоо Ниппо, 16 октября – 14 декабря.

Кодзима Томико

  • 1970 « Син-минъё ундо но онгакуси-теки иги » Энгекигаку 11:1–29.

(Исследование движения «новая народная песня»)

Мацуно Такео

  • 1935 « Цугару минъё-ши » Кёдо-ши Муцу 1: 90–118; 4: 93–112;

Суда Наоюки и Энтони Рауш

  • 1998 Рождение Цугару Сямисена Музыка . Аомори: Издательство Университета Аомори.

(Сокращенный перевод Дайдзё 1995 г., включающий некоторый более общий антропологический материал).

Такахаши Чикудзан

  • 1973 Цугару-сямисэн Такахаси Тикудзан (примечания на вкладыше Токио: CBS Sony SODL 17).
  • 1976 Дзидэн: Цугару-сямисэн хитори таби Токио: Синшокан.

(Автобиография одного из великих цугару-сямисэнов прошлого. Перевод Громера в 1991, 1999 и 2012 годах).

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3331ad5913f833e3013789777947706f__1722597600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/33/6f/3331ad5913f833e3013789777947706f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tsugaru-jamisen - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)