Цугару-джамисен
Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на японском языке . (Октябрь 2016 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Цугару-джамисен | |
---|---|
Стилистическое происхождение | Минъё |
Культурное происхождение | Начало 19–конца 20 века , Цугару , Япония. |
Типовые инструменты | Сямисэн |
Местные сцены | |
Цугару , Канаги , Хиросаки |
Цугару-дзямисэн ( сямисэн, дзамисэн ) или Цугару-сямисэн относится Цугару- Цугару - как к японскому жанру музыки сямисэн, зародившемуся на полуострове Цугару в современной префектуре Аомори , так и к инструменту, на котором он исполняется, хотя он исполняется по всей Японии. ассоциации с Цугару остаются сильными. Цугару-дзямисэн считается наиболее признанным жанром музыки сямисэн и неоднократно пользовался популярностью в Японии.
История
[ редактировать ]Хотя очевидно, что сямисэн возник из Китая через Окинаву в 16 веке н.э., конкретные разработчики цугару-дзямисэн точно не известны, в основном потому, что письменные записи о его развитии не сохранились и он никогда официально не признавался японцами. правительство. [ 1 ] Что известно, так это то, что цугару-дзамисэн возник на небольшом полуострове Цугару, расположенном к западу от современной префектуры Аомори . [ 2 ] Кроме того, некоторые исследователи высказали предположения о происхождении этого стиля на основе имеющихся данных. Существует мнение, что этот стиль был разработан бездомными и слепыми людьми, называемыми босама . [ 3 ]
предположил, что этот жанр произошел от босамы по имени Нитабо. Один ученый, Дайдзё Кадзуо, на основе интервью музыкантов и их семей [ 4 ] Согласно его исследованиям, Нитабо приобрел и модифицировал сямисэн в 1877 году, для чего применил другой стиль игры. [ 5 ] Нитабо закруглил плектр инструмента так, что он по форме напоминал лопатку для риса . Кроме того, он принял стиль игры, когда сямисэн держится вертикально, включил зону вокруг моста в качестве игровой площадки и включил удары и удары по струнам в отличие от исключительного использования плектра. [ 5 ] Однако другие ученые, такие как Джеральд Громер, утверждают, что из-за отсутствия документации версия, выдвинутая Кадзуо, может быть не совсем точной. [ 6 ]
У Нитабо было несколько слепых учеников, таких как Кинобо и Тёсакубо, которые внесли свой вклад в развитие этого стиля. Последний ученик Нитабо, Сиракава Гумпахиро, выступал за пределами региона Цугару в составе труппы народных представлений. Гунпакиро также выступал в профессиональных условиях, например, в концертных залах Токио. [ 6 ] В результате его успехов цугару-дзямисэн стал популярен в 1920-х годах, но его популярность пошла на убыль с началом Второй китайско-японской войны в конце того же десятилетия. [ 6 ]
В 1955–1965 годах многие исполнители этого жанра переехали в городские центры Японии, такие как Токио . [ 7 ] Эта миграция была частью более широкого движения, вызванного бумом традиционного искусства в Японии. [ 6 ] Цугару-дзамисен пережил еще один всплеск популярности, когда Гунпакиро выступил со энка звездой Мичией Михаси в театре Нихон в Токио в 1959 году. В результате массового знакомства с этим жанром начали появляться молодые любители этого жанра. [ 8 ] Такахаси Чикудзан , который также был босама , также был высоко оцененным практиком этого жанра и начал гастролировать по Японии в 1964 году. [ 9 ]
Состав
[ редактировать ]В цугару-дзямисен играют на более крупном сямисене, называемом футодзао ( 太棹 ), с более толстым грифом и более толстыми струнами, чем те, которые используются в большинстве других стилей. [ 10 ] [ 11 ] Цугару-дзамисэн легко узнать по его ударным качествам (медиатор ударяет по корпусу инструмента при каждом ударе) и ритмичности исполняемых ритмов. В отличие от большинства другой японской музыки, некоторые цугару-дзамисэн пьесы исполняются в тройном размере . [ 12 ] [ 13 ] хотя три доли не акцентированы, как в западной музыке.
Цугару-сямисэн Репертуар большой и постоянно пополняющийся. Интервью с известными исполнителями, такими как Такахаси Чикудзан. [ 14 ] и Ямада Чисато , а также записи, выпущенные звездами прошлого, позволяют составить следующую таблицу. Большинство названий, приведенных ниже, существуют в двух версиях: в форме песни (вокальная линия с аккомпанементом барабанов сямисэн и тайко ) и в виде сольной пьесы для сямисэна (см. шестую группу ниже). В последнее время молодые исполнители пытаются сочетать стили или мотивы игры цугару-сямисэн с джазом, роком и другими формами более коммерческой музыки. За исключением аранжировок, классифицируемых как син минъё , эти произведения обычно считаются традиционными.
цугару -дзямисен Репертуар
[ редактировать ]- А. Кудоки Буси (Квази-сюжетные песни)
- Suzuki Mondo , сейчас редко играют
- Джонкара кудоки , сейчас играют редко
- Б. Цугару (но) мицумоно («Три песни цугару ») [ 15 ]
- Цугару Джонгара Буси
- син буси («новая песня»)
- нака буси («средняя песня»)
- кю буси («старая песня»)
- Син Кю Буши («новая старая песня»)
- Цугару ёсаре буси
- син буси («новая песня»)
- кю буси («старая песня»)
- Цугару охара буси
- син буси («новая песня»)
- кю буси («старая песня»)
- Цугару Джонгара Буси
- C. Цугару (но) ицуцумоно («Пять песен Цугару» — «Три песни Цугару» выше, плюс следующие две)
- Цугару Айя Буши
- Цугару сан-сагари
- Д. Кю минъё («старые народные песни»)
- Ясабуро буси
- Цугару джинку
- Додаребах
- Обратите внимание на свой слух
- Тоса-но Сунаяма
- Цугару ондо
- Торадзёсама
- Танто Буши
- Другие
- Э. Син минъё («новые народные песни»)
- Вайха буси (составлено в 1932 году певцом Наритой Унтику (1888–1974))
- Ринго буси (написано Наритой Унтику в 1954 году)
- Другие
- Ф. Кёкубики ( соло на сямисэне и импровизация) : потенциально все песни B, C, D и E (чаще всего B), а также свободная импровизация, свободно озаглавленная исполнителями.
- Иваки (Такахаси Тикудзан)
- Араси (Ямада Чисато)
- Другие и т. д.
- Г. Гассо (ансамблевая игра на нескольких сямисэнах , иногда дополняемых другими инструментами, такими как ударные, тайсё-гото , кото и т. д., также называемая кёку-авасэ . Чаще всего версии Джонкара буси ; иногда другие песни групп от B до E выше, иногда новые произведения или свободная импровизация по стандартным образцам.)
Метод игры
[ редактировать ]Цугару -дзямисэн характеризуется множеством различных фраз и стилей. Особенностью акробатической техники ( кекубики ) является импровизация. Игрок часто очень сильно и быстро ударяет по струнам и снимает кожу с помощью бачи . Традиционно они используют только левый указательный и безымянный палец, а гамма в основном пентатоника (do re mi sol la). Техника, уникальная для стиля цугару-дзямисэн последних лет, - это тремоло, играемое задней частью бати, не затрагивая кожу.
Обсуждение репертуара
[ редактировать ]Группа А представляет песни, которые сегодня редко можно услышать, хотя когда-то они были основой репертуара странствующих, часто слепых музыкантов-нищих, известных как босама . В начале 20 века эти кудоки постепенно вытеснялись более короткими песнями, не имеющими повествовательного характера. Босама (а со временем и другие исполнители) , как правило, концентрировали свои усилия примерно на пяти любимых песнях (группа C). К середине 20-го века три песни (группа Б) и их сямисэн- версии стали основой репертуара цугару-сямисэн , которым они остаются и сегодня. Действительно, « Джонкара буси » — в версии, которую старый босама , вероятно, даже не узнал бы — сегодня стал практически символом вневременного «духа Цугару».
Песни группы D, хотя и не менее традиционные, чем песни групп A, B и C, похоже, не составляли основной части репертуара босама . Вместо этого их, как правило, исполняли непрофессионалы, как правило, без аккомпанемента сямисэна . Но с «бумом» цугару-сямисэн после Второй мировой войны, эти песни начали получать новое внимание. Аккомпанемент сямисэна был написан или аранжирован такими исполнителями, как Такахаси Тикузан (Takahashi 1976:142). Несколько раньше возникло общенациональное движение за создание «новых народных песен» (см. Hughes 1985:144-54, 281–309; Kojima 1970), в результате чего песни были включены в группу E. Еще позже появились сольные сямисэнов версии . аранжированы песни группы D. Сольные версии старых песен стали центром репертуара, что привело к развитию длительных сольных импровизаций (группа F) и ансамблевой игры (группа G).
Одной из наиболее интересных особенностей репертуара Цугару-сямисэн является то, что можно назвать его накопительным характером. Как видно из списка песен в группе B, новые варианты песен, как правило, сосуществуют рядом со старыми версиями, а не заменяют их. Хотя старые песни и их сямисэн- аккомпанементы или соло-версии сямисэна , несомненно, сами по себе несколько изменились по сравнению с тем, какими они были много десятилетий назад (и, конечно, они никогда не были полностью единообразными с самого начала), остается несомненным, что «старые», «Средняя» и «новая» версии различаются не только стилистически, но и исторически. Их структурные различия содержат как бы застывшую историю.
Известные игроки
[ редактировать ]- Братья Ёсида
- Сиракава Гумпахиро
- Такахаши Чикудзан
- Кида Риншоэ
- Фукуси Масакацу
- Ояма Мицугу
- Михаши Мичия
- Ямада Чисато
- Шибутани Кадзуо
- Хиромицу Агацума
- Синъити Киносита
- Мичихиро Сато
- Кевин Кмец
- Кайл Эбботт
- Масахиро Нитта
- Майк Пенни
- Мицуо Ояма
- Мицугу Ояма
- Ютака Ояма
- Шамимастер Шишидо (Коузан Ояма)
- Ёсиказу Ояма
- Сэйю Ояма
- Нитта Ояко
- Чи Ханава
- Ки и Ки — Канами и Хикари
- Бени Нинагава ( Wagakki Band )
- Синобу Кавасима
- Норико Тадано
Основной стиль
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Пелусе 2005 , стр. 60–62.
- ^ Пелусе 2005 , с. 59.
- ^ Пелусе 2005 , с. 61.
- ^ Пелусе 2005 , стр. 61–62.
- ^ Jump up to: а б Мики 2008 , с. 110.
- ^ Jump up to: а б с д Пелусе 2005 , с. 62.
- ^ Громер 1999 , с. 72.
- ^ Пелусе 2005 , стр. 62–63.
- ^ Пелусе 2005 , с. 63.
- ^ Додд и Ричмонд 2011 , Хиросаки.
- ^ Мики 2008 , с. 88.
- ^ Громер 1999 , стр. 117, 135.
- ^ Огава и Ёситоми 1999 , стр. 125.
- ^ Холливелл 2001 , с. 158.
- ^ Го 2005 , стр. 88.
Библиография
[ редактировать ]- Додд, Ян; Ричмонд, Саймон (2011). Грубый путеводитель по Японии (5-е изд.). Лондон: Пингвин . ISBN 978-1405389266 .
- Громер, Джеральд (1999). Дух Цугару: слепые музыканты, Цугару-дзямисэн и народная музыка Северной Японии . Уоррен, Мичиган: Harmony Park Press. ISBN 0899900852 .
- Го, Наньянь, изд. (2005). «Цугару Сямисэн». Цугару: региональная идентичность северной периферии Японии . Данидин, Новая Зеландия: Университет Отаго Press. ISBN 1877372080 .
- Холливелл, Патрик (2001). «Обзор: Джеральд Громер: Дух Цугару: слепые музыканты, Цугару-дзямисэн и народная музыка Северной Японии». Азиатское фольклористика . 60 (1): 158–160. дои : 10.2307/1178707 . JSTOR 1178707 .
- Мики, Минору (2008). Сочинение для японских инструментов . Рочестер, штат Нью-Йорк: Издательство Рочестерского университета. ISBN 978-1580462730 .
- Огава, Йоко; Ёситоми, Катунобу (1999). «Предпочтение молодого поколения прыгающему ритму в японских народных песнях». Бюллетень Совета по исследованиям в области музыкального образования . 141 (141): 124–128. JSTOR 40318997 .
- Пелусе, Майкл С. (2005). «Не музыка твоего дедушки: Цугару Сямисен стирает границы между «фолком», «традиционным» и «поп-музыкой» ». Азиатская музыка . 36 (2): 57–80. дои : 10.1353/аму.2005.0024 . JSTOR 4098516 . S2CID 194103673 .
Ссылки и дальнейшее чтение
[ редактировать ]Дайдзё Кадзуо
Дайдзё провел большую часть своей жизни, изучая « Цугару-Сямисэн» , и встречался со многими старыми босама . Его произведения, часто в полуроманной форме, подчеркивают, что все зародилось в одном « Нитабо ». Большинство ученых [ ВОЗ? ] отвергнуть это однолинейное происхождение жанра.
- 1984 Генкон Цугару-сямисэн Годо Шуппан.
- 1986 « Цугару-сямисэн но рекиси: соно сэйсин то фудо ». В Цугару-сямисэн тайдзен (6 кассет и книга Токио: King Records K25H-5274-8).
- 1995 Цугару-сямисэн-но тандзё: минзоку гэйно-но сэйсэй то рюсэй Токио Синъёша.
Гремер, Джеральд
- 1991 Автобиография Такахаси Тикудзан: Приключения музыканта Цугару-дзамисен . Уоррен Мичиган: Harmonie Park Press.
- 1993 « Цугару-джамисен ни окэру соккё энсотеки ёсо но бунсэки ». Тойё онгаку кэнкю 57:41–61.
- 1999 Дух Цугару: слепые музыканты, Такахаси Тикудзан и народная музыка Северной Японии . Уоррен, Мичиган: Harmony Park Press. 321 с., ил., библио.
- 2012 Дух Цугару: слепые музыканты, Такахаси Тикудзан и народная музыка Северной Японии , 2-е исправленное издание. Хиросаки: Цугару Сёбо. 369 стр., ил., фотографии, библиография.
Новое издание включает в себя большое количество недавно обнаруженной исторической информации и обновляет этот том. В настоящее время оно доступно только на сайте amazon.co.jp и остается на сегодняшний день наиболее подробным исследованием Цугару-сямисена на любом языке. Включает перевод автобиографии Такахаси Тикудзана (Такахаси, 1976).
Хьюз, Дэвид
- 1985 Родной город сердца: традиционная народная песня в современной Японии . Докторская диссертация, Мичиганский университет.
(знакомство с японской народной песней в целом).
Джонсон, Генри
- 2010 Сямисэн : традиции и разнообразие. Лейден/Бостон: Брилл. ISBN 978 90 04 18137 3
Кимура Гензо
- 1974 « Цугару-сямисэн но кейфу (1–24)», Тоо Ниппо, 16 октября – 14 декабря.
Кодзима Томико
- 1970 « Син-минъё ундо но онгакуси-теки иги » Энгекигаку 11:1–29.
(Исследование движения «новая народная песня»)
Мацуно Такео
- 1935 « Цугару минъё-ши » Кёдо-ши Муцу 1: 90–118; 4: 93–112;
Суда Наоюки и Энтони Рауш
- 1998 Рождение Цугару Сямисена Музыка . Аомори: Издательство Университета Аомори.
(Сокращенный перевод Дайдзё 1995 г., включающий некоторый более общий антропологический материал).
Такахаши Чикудзан
- 1973 Цугару-сямисэн Такахаси Тикудзан (примечания на вкладыше Токио: CBS Sony SODL 17).
- 1976 Дзидэн: Цугару-сямисэн хитори таби Токио: Синшокан.
(Автобиография одного из великих цугару-сямисэнов прошлого. Перевод Громера в 1991, 1999 и 2012 годах).