Jump to content

Дзиады (бродячие нищие)

Дзяды-нищие возле Каменца-Подольского ( Украина ), конец XIX века, фото Михала Грейма [ pl ] .

Дзяды (множественное число, букв. «старики, нищие»; единственное число: дзяд ), также дзяды просальне («попрошайничество дзяды») или дзиад калварийски кальварийский дзяд») — термин, обычно используемый во многих регионах Польши (а также в в других славянских странах ) для обозначения нищих кочевых . Вызов нищих дзяды был связан с представлением о том, что они обладают медиумическими способностями, являются своеобразной связью с «потусторонним миром» и представителями умерших ( дзиады-предки ).

Деятельность дзядов

[ редактировать ]

В традиционных кочевых сельских общинах дзяды выполняли важные социальные функции. Их воспринимали и относились к ним не как к «обычным» нищим, а как к посредникам между миром живых и мертвых. Благодаря им можно было установить контакт с предками и выполнить возложенные на них традицией обязанности (например, накормить их). Считалось также, что молитва дзяды имела особую силу, поэтому, особенно в периоды Дня поминовения усопших ( дзиады ), их просили помянуть души предков, награждая пищей или денежными пожертвованиями. В некоторых районах дзиады играли важную роль и в погребальной обрядности – их нанимали «охранять» труп умершего или приглашали на особый вид поминок (так называемый «обед дзиады»). [ 1 ]

Дзиады также очень часто были певцами. Они исполняли в общественных местах (особенно рядом с церквями ) различные песни, преимущественно на религиозные темы и нравоучительные окраски (например, о святых, чудесных откровениях, конце света, смерти, падении обычаев), которые принято называть "песни дзядов". [ 2 ] На восточных территориях аналогичный репертуар под аккомпанемент шарманки исполняли украинские и белорусские лирники , которых часто называли также дзяды, хотя, несмотря на некоторое сходство, по сути они составляли отдельную группу со специфической, разной культурой и методами. операции. [ 3 ]

В оседлых и малоподвижных бывших сельских общинах странствующий джиад был также одним из немногих источников информации о мире. Он приносил вести из ближнего и дальнего зарубежья, рассказывал о священных местах, о жизни в других частях света, о разных необычных событиях (например, о явлениях, войнах, катаклизмах, убийствах и т. д.). Некоторые из дзиад иногда занимались и мелкой торговлей, продавая в основном разного рода религиозные товары, хотя их не следует путать с бродячими ларьками, составлявшими отдельную группу, торгующую на ярмарках и индульгенциях разного рода товарами. [ 4 ]

Социальное положение дзядов

[ редактировать ]
Кальварийский старик

Дзяды происходили в основном из сельских общин, из числа людей, которые по разным причинам (болезнь, старость, отсутствие работы) не могли работать на земле и в «ремесле дзяды» искали источник дохода. Иногда, однако, среди них находились и люди с определенным образованием, которых различные жизненные пути (участие в войнах, потеря имущества, конфликты с законом) вынуждали их заниматься подобной деятельностью. Положение дзиад в традиционных сельских общинах в целом было очень высоким. С одной стороны, их почитали как странников, «божьих странников», почти святых людей, обладающих широкими познаниями «этого» и «того» мира. По этой причине их ждали, охотно принимали в дома людей и щедро дарили. С другой стороны, опасались, что обиженный дзиад может оказаться опасным и, например, наложить проклятие на не слишком гостеприимное войско. Поэтому в прошлом существовало поверье, что странствующим дзядам нельзя отказывать в поддержке. [ 2 ]

В городских и современных сообществах к дзиядам очень часто относились как к мошенникам, которые под «макией нищеты» искали легкий заработок различными, зачастую изощренными способами, используя человеческую наивность. Их обвиняли в различных видах обмана (главным образом имитация инвалидности), в злостном обмане (воровство, грабеж, колдовство), в хорошо организованной корпоративной деятельности (гильдии дзядов, короли дзядов), в богатстве. [ 5 ]

и Вторая мировая война вызванные ею социальные и политические изменения положили конец деятельности странствующих дзиад. С постепенным распадом традиционной народной культуры, техническими и мировоззренческими изменениями, вызванными модернизацией, дзяды перестали рассматриваться как представители мира мертвых или певцы и поставщики новостей и, таким образом, перестали выполнять важные социальные функции. Кроме того, введенная в Польше социалистическая система предполагала плановую ликвидацию «процедуры попрошайничества», существенно затруднявшей жизнь последних представителей этой профессии. [ 4 ]

Дзяды в литературе

[ редактировать ]

Фигура странствующего дзияда-нищего была частым литературным мотивом. Уже в старопольский период появляются первые сатирические диалоги, изображающие в пародийной форме окружающую среду дзьяда ( «Перегринация дзядовска» , «Трагедия бельча» ). В более поздние периоды имеется множество произведений, в которых странствующие нищие играют большую или меньшую роль; самые известные включают романы Юзефа Дзержковского [ pl ] Король Дзержковский» ), Игнация Крашевского ( «Zygmuntowskie Czasu» ), Эдварда Редлинского ( «Конопелка ») и Тадеуша Новака [ pl ] Внебо Глосы» ).

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ К. Михайлова, Dziad wędrowy в народной культуре славян , пер. Х. Карпиньска, Варшава, 2010 г.
  2. ^ Jump up to: а б П. Гроховский, Дзяды. О странствующих нищих и их песнях , Торунь, 2009.
  3. ^ Н. Кононенко, Украинские менестрели , Армонк-Нью-Йорк-Лондон, 1998.
  4. ^ Jump up to: а б Э. Козел, Воспоминания странствующего разносчика , Познань, 1971.
  5. ^ Б. Геремек, Мир «нищей оперы»: образ бродяг и нищих в европейской литературе XV-XVII веков, Варшава, 1989.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1b3e9e6698e28789faf48de003c7d484__1718508180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1b/84/1b3e9e6698e28789faf48de003c7d484.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dziady (wandering beggars) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)