Дзиады (бродячие нищие)

Дзяды (множественное число, букв. «старики, нищие»; единственное число: дзяд ), также дзяды просальне («попрошайничество дзяды») или дзиад калварийски (« кальварийский дзяд») — термин, обычно используемый во многих регионах Польши (а также в в других славянских странах ) для обозначения нищих кочевых . Вызов нищих дзяды был связан с представлением о том, что они обладают медиумическими способностями, являются своеобразной связью с «потусторонним миром» и представителями умерших ( дзиады-предки ).
Деятельность дзядов
[ редактировать ]В традиционных кочевых сельских общинах дзяды выполняли важные социальные функции. Их воспринимали и относились к ним не как к «обычным» нищим, а как к посредникам между миром живых и мертвых. Благодаря им можно было установить контакт с предками и выполнить возложенные на них традицией обязанности (например, накормить их). Считалось также, что молитва дзяды имела особую силу, поэтому, особенно в периоды Дня поминовения усопших ( дзиады ), их просили помянуть души предков, награждая пищей или денежными пожертвованиями. В некоторых районах дзиады играли важную роль и в погребальной обрядности – их нанимали «охранять» труп умершего или приглашали на особый вид поминок (так называемый «обед дзиады»). [ 1 ]
Дзиады также очень часто были певцами. Они исполняли в общественных местах (особенно рядом с церквями ) различные песни, преимущественно на религиозные темы и нравоучительные окраски (например, о святых, чудесных откровениях, конце света, смерти, падении обычаев), которые принято называть "песни дзядов". [ 2 ] На восточных территориях аналогичный репертуар под аккомпанемент шарманки исполняли украинские и белорусские лирники , которых часто называли также дзяды, хотя, несмотря на некоторое сходство, по сути они составляли отдельную группу со специфической, разной культурой и методами. операции. [ 3 ]
В оседлых и малоподвижных бывших сельских общинах странствующий джиад был также одним из немногих источников информации о мире. Он приносил вести из ближнего и дальнего зарубежья, рассказывал о священных местах, о жизни в других частях света, о разных необычных событиях (например, о явлениях, войнах, катаклизмах, убийствах и т. д.). Некоторые из дзиад иногда занимались и мелкой торговлей, продавая в основном разного рода религиозные товары, хотя их не следует путать с бродячими ларьками, составлявшими отдельную группу, торгующую на ярмарках и индульгенциях разного рода товарами. [ 4 ]
Социальное положение дзядов
[ редактировать ]
Дзяды происходили в основном из сельских общин, из числа людей, которые по разным причинам (болезнь, старость, отсутствие работы) не могли работать на земле и в «ремесле дзяды» искали источник дохода. Иногда, однако, среди них находились и люди с определенным образованием, которых различные жизненные пути (участие в войнах, потеря имущества, конфликты с законом) вынуждали их заниматься подобной деятельностью. Положение дзиад в традиционных сельских общинах в целом было очень высоким. С одной стороны, их почитали как странников, «божьих странников», почти святых людей, обладающих широкими познаниями «этого» и «того» мира. По этой причине их ждали, охотно принимали в дома людей и щедро дарили. С другой стороны, опасались, что обиженный дзиад может оказаться опасным и, например, наложить проклятие на не слишком гостеприимное войско. Поэтому в прошлом существовало поверье, что странствующим дзядам нельзя отказывать в поддержке. [ 2 ]
В городских и современных сообществах к дзиядам очень часто относились как к мошенникам, которые под «макией нищеты» искали легкий заработок различными, зачастую изощренными способами, используя человеческую наивность. Их обвиняли в различных видах обмана (главным образом имитация инвалидности), в злостном обмане (воровство, грабеж, колдовство), в хорошо организованной корпоративной деятельности (гильдии дзядов, короли дзядов), в богатстве. [ 5 ]
и Вторая мировая война вызванные ею социальные и политические изменения положили конец деятельности странствующих дзиад. С постепенным распадом традиционной народной культуры, техническими и мировоззренческими изменениями, вызванными модернизацией, дзяды перестали рассматриваться как представители мира мертвых или певцы и поставщики новостей и, таким образом, перестали выполнять важные социальные функции. Кроме того, введенная в Польше социалистическая система предполагала плановую ликвидацию «процедуры попрошайничества», существенно затруднявшей жизнь последних представителей этой профессии. [ 4 ]
Дзяды в литературе
[ редактировать ]Фигура странствующего дзияда-нищего была частым литературным мотивом. Уже в старопольский период появляются первые сатирические диалоги, изображающие в пародийной форме окружающую среду дзьяда ( «Перегринация дзядовска» , «Трагедия бельча» ). В более поздние периоды имеется множество произведений, в которых странствующие нищие играют большую или меньшую роль; самые известные включают романы Юзефа Дзержковского (« Король Дзержковский» ), Игнация Крашевского ( «Zygmuntowskie Czasu» ), Эдварда Редлинского ( «Конопелка ») и Тадеуша Новака (« Внебо Глосы» ).
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ К. Михайлова, Dziad wędrowy в народной культуре славян , пер. Х. Карпиньска, Варшава, 2010 г.
- ^ Jump up to: а б П. Гроховский, Дзяды. О странствующих нищих и их песнях , Торунь, 2009.
- ^ Н. Кононенко, Украинские менестрели , Армонк-Нью-Йорк-Лондон, 1998.
- ^ Jump up to: а б Э. Козел, Воспоминания странствующего разносчика , Познань, 1971.
- ^ Б. Геремек, Мир «нищей оперы»: образ бродяг и нищих в европейской литературе XV-XVII веков, Варшава, 1989.