Джон Дж. Лейк
Джон Грэм Лейк | |
---|---|
![]() Раннее фото Джона Г. Лейка | |
Персональный | |
Рожденный | |
Умер | 16 сентября 1935 г. | ( 65 лет
Религия | Христианин- пятидесятник , методист |
Национальность | Канадский/американский |
Супруг |
|
Организация | |
Церковь | Церковь Истины, Спокан, Вашингтон (1914–1920 гг.) |
Старшая должность | |
Под влиянием |
Джон Грэм Лейк (18 марта 1870 — 16 сентября 1935) был канадско-американским лидером пятидесятнического движения, зародившегося в начале 20-го века, и известен как целитель , миссионер и вместе с Томасом Хезмалхалчем , соучредителем Миссии апостольской веры Южной Африки . Благодаря своей африканской миссионерской деятельности в 1908–1919 годах Лейк сыграл решающую роль в распространении пятидесятничества в Южной Африке , самого успешного южноафриканского религиозного движения 20-го века. [ 1 ] : 98 [ 2 ] : 34 После завершения своей миссионерской работы в Африке Лейк в течение 10 лет проповедовал Евангелие, в основном на западном побережье Соединенных Штатов, открывая «комнаты исцеления», проводя кампании исцеления, а также основывая церкви. Лейк находился под влиянием служения исцеления Джона Александра Доуи и служения Чарльза Парэма . [ 3 ]
Ранняя жизнь и карьера
[ редактировать ]Лейк родился в Сент-Мэрис, Онтарио, Канада, и переехал в Су-Сент. Мари, штат Мичиган, со своей семьей в 1886 году. [ 4 ] Он родился в большой семье, в которой было 16 братьев и сестер (восемь из которых умерли молодыми). [ 5 ] Он окончил среднюю школу в Сент-Мэри незадолго до переезда в Мичиган и утверждал, что был рукоположен в методистское служение в возрасте двадцати одного года. [ 4 ] Однако его посещение семинарии так и не было подтверждено. [ 6 ] : 53 а данные переписи населения не могут подтвердить даже десятилетнее образование. [ 7 ] Таким образом, Лейк, возможно, не имел формального богословского образования.
Лейк переехал в пригород Чикаго, Харви, в 1890 году, где работал кровельщиком и строителем, а затем вернулся в свой родной город в 1896 году. По словам Лейка, он стал трудолюбивым бизнесменом и основал две газеты: Harvey Citizen в Харви, Иллинойс и Soo Times в Су-Сент. Мари, Мичиган , [ 4 ] прежде чем начать успешную карьеру в сфере недвижимости, а затем стать миллионером в сфере страхования жизни. Историк Барри Мортон не нашел никаких доказательств того, что Лейк когда-либо владел двумя газетами, ссылаясь на источники, указывающие на то, что Harvey Citizen была основана в поселке Харви. [ 8 ] а газета Soo Times была основана Джорджем А. Феррисом и принадлежала Ferris & Scott Publishers. [ 1 ] : 103 [ 9 ] : 394 [ 10 ] Мортон далее утверждает, что Лейк преувеличивал свою деловую карьеру, и что «явные доказательства» показывают, что Лейк вместо этого работал мелким подрядчиком, кровельщиком и «переворачивателем дома». [ 1 ] : 103 В переписи 1900 года профессия Лейка указана как «плотник». [ 7 ] В феврале 1893 года Лейк женился на Дженни Стивенс из Ньюберри, штат Мичиган, и у них было шестеро детей, и они усыновили еще одного перед ее смертью в 1908 году. В 1890-х годах Лейк и многие члены его семьи начали регулярно появляться на службах Дауи, где посетители якобы исцелялись. и якобы возвращен от порога смерти. В 1898 году Лейк открыл небольшое отделение христианско-католической церкви Дауи в Су-Сент-Мари и проводил собрания на чердаке дома своих родителей. В 1901 году он перевез свою семью в Сион, штат Иллинойс , где работал в строительном отделе теократического города.
После массовых сокращений, затронувших вечно обанкротившийся город Сион, [ 11 ] Лейк нашел новую работу примерно в 1905 году. Позже он утверждал, что поддерживал отношения со многими ведущими фигурами своего времени, включая железнодорожного магната Джеймса Джерома Хилла , Сесила Роудса , Махатму Ганди , Артура Конан Дойла и других. [ 12 ] [ 13 ] Когда он начал свою проповедническую карьеру, он утверждал, что отказался от годовой зарплаты в размере 50 000 долларов (около 1,25 миллиона долларов в долларах США 2007 года). [ 14 ] ), а также его место в Чикагской торговой палате . Биограф Лейка, Берпо, не сообщил никаких доказательств, помимо собственных утверждений Лейка, о том, что Лейк был связан с этими богатыми финансистами и промышленниками. [ 6 ] По словам Мортона, современные записи показывают, что Лейк никогда не покидал Сион-Сити в то время, когда Лейк, как говорили, делал себе имя в Чикаго; Вместо этого он работал в соседнем Уокигане «обычным продавцом страховых услуг в маленьком городке». Лейк не появлялся в современных газетах до 1907 года, где он рассказал о своем опыте говорения на языках. [ 1 ] : 105 В 1907 году Лейк обратился в пятидесятничество, когда Чарльз Парэм организовал палаточное пробуждение в Сионе, пытаясь добиться расположения сторонников Дауи. После ухода Пархема в Сионе осталась группа из нескольких сотен «пархамитов» во главе с Томасом Хезмалхалчем — недавно прибывшим из « Пробуждения на Азуза-стрит» . По мере того как 1907 год продолжался, Лейк становился все более влиятельным среди этой группы и обычно числился соруководителем. После ареста Парэма летом 1907 года за сообщения о содомии и педофилии. [ 15 ] Пархамиты пришли в дезорганизацию. Полагая, что многие из них были одержимы демонами, начался ряд жестоких экзорцизмов , в результате которых погибли как минимум двое. [ 16 ] [ 17 ] [недействительные, нерабочие ссылки для цитирования] Перед лицом арестов и возможного насилия со стороны толпы пархамиты были вынуждены массово бежать из Иллинойса. Лейк и Хезмальхалх уехали в Индианаполис. Оказавшись там, они собрали 2000 долларов для финансирования пятидесятнической миссии в Южной Африке.
Миссионерская работа в Африке
[ редактировать ]Вместе с Томасом Хезмалхалчем Лейк основал Миссию апостольской веры Южной Африки (AFM) в 1908 году и вел миссионерскую работу с 1908 по 1913 год. Лейк и Хезмальхалч, по-видимому, были первыми пятидесятническими миссионерами в Южной Африке и ввели говорение на языках. Многие из тех, кто присоединился к их церкви, ранее были сионистами, связанными с организацией Дауи, которые верили в исцеление верой . Мортон пишет: [ 1 ] : 98 «Лейк сыграл важную роль в распространении этого слияния сионизма и пятидесятничества, которое уникально для южной Африки… около половины южноафриканских христиан в этом году [2023] являются его приверженцами… Лейк сыграл решающую роль в распространении этого». вторая евангелизация». Движение Лейка привлекло многих ранних сионистов во главе с Питером Л. Ле Ру из Ваккерструма . [ 18 ] : 15 Из-за сегрегационистских побуждений белых членов АФМ, [ 19 ] большинство ее африканских членов в конечном итоге отделились, образовав множество различных сионистских христианских сект . [ нужна ссылка ]
Всего через шесть месяцев после прибытия Лейка в Южную Африку, 22 декабря 1908 года, умерла его первая жена Дженни. [ 3 ] Он назвал смерть своей жены «мастерским ходом сатаны». Он продолжал свою работу в Африке еще четыре года, воспитывая семерых детей с помощью сестры Ирен. [ 3 ]
Служение Лейка в Южной Африке не обошлось без противоречий. Мортон написал [ 1 ] : 114–15 Лейка обвинили в незаконном присвоении средств AFM, в частности в том, что средства не поступали в бедные сельские районы, но в конечном итоге было опровергнуто. Исцеления, произошедшие во время его служения, были тщательно задокументированы. Он также написал, что «анализ миссионера был полон откровенной лжи». [ 1 ] : 98 Мариус Нель занимает другую позицию и упоминает «казалось бы, предвзятое представление о Лейке как о мошенничестве и мошенничестве, подкрепленное несбалансированным использованием и несправедливым обращением с ресурсами». [ 20 ]
Дальнейшая жизнь и религиозная деятельность
[ редактировать ]Лейк вернулся в Америку 1 февраля 1913 года и в сентябре 1913 года женился на Флоренс Свитцер. [ 3 ] Комментарий Лейка [ нужна ссылка ] об этом втором браке было так: «В наши дни мужчины считают себя счастливыми в браке только один раз. Мне особенно повезло, что я был счастливо женат дважды». От этого брака родилось пятеро детей.
После года странствующих проповедей к июлю 1914 года Лейк переехал в Спокан, штат Вашингтон , и начал служить в «Церкви Истины». Он основал организацию под названием «Институт божественного исцеления» и открыл то, что он назвал «Комнатами божественного исцеления озера». Лейк управлял «комнатами исцеления» с 1915 по май 1920 года, после чего он переехал в Портленд, штат Орегон , для аналогичного служения, которое продолжалось еще пять лет. Он продолжал основывать церкви и «комнаты исцеления» вдоль побережья Калифорнии и, в конечном итоге, в Хьюстоне, штат Техас, в 1927 году, прежде чем, наконец, вернуться в Спокан в 1931 году. По возвращении в Спокан он купил старую церковь и открыл свою последнюю церковь и комнату исцеления. [ 3 ]
В 1935 году Лейк перенес серьезный инсульт. [ 21 ] и умер 16 сентября 1935 г. [ 3 ] в 65 лет.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Мортон, Барри (2012). « Дьявол, который исцеляет»: мошенничество и фальсификация в евангелической карьере Джона Дж. Лейка, миссионера в Южной Африке, 1908–1913 гг.» (PDF) . Африканский исторический обзор . 44 (2): 98–118. дои : 10.1080/17532523.2012.739752 . S2CID 162869997 .
- ^ Миллер, Дензил Р. (2005). От Азусы до Африки и народов (PDF) . Спрингфилд, Миссури: Мировые миссии Ассамблей Божьих: Африканский офис, Инициатива «Действия в Африке». ISBN 1-8911-1034-9 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж «О Джоне Г. Лейке» . Министерство Джона Дж. Лейка . Проверено 17 ноября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Линдси, Гордон, изд. (1997). Джон Г. Лейк – Апостол Африки . Христос для народов, Inc. ISBN 978-0899850115 .
- ^ Б. Мортон, «Годы становления Джона Дж. Лейка, 1870–1908» , май 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Берпо, Кемп Пендлтон (2004). Божий шоумен: историческое исследование Джона Г. Лейка и Южной Африки/американского пятидесятничества . Осло: Издательство Refleks. ISBN 978-82-996599-2-5 .
- ^ Jump up to: а б Перепись США 1900 года, Мичиган, Чиппева, Су-Сент-Мари, округ 02, округ 0020 , Ancestry.com
{{citation}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Город Харви, штат Иллинойс: производственный пригород Чикаго, которому два года . Харви, Иллинойс: Ассоциация Харви Лэнд. 1892.
- ^ Ежегодник американской газеты NW Ayer & Son: содержит каталог американских газет, список всех газет Соединенных Штатов и Канады, 1898 г., том 1 . Северо-Запад Эйер и сын. 1898.
- ^ Новости Су-Сент-Мари . 6 марта 1896 года.
{{cite news}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ Чикаго Интер-Оушен . 7 февраля 1904 года.
{{cite news}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ Коупленд, Кеннет (1995). Джон Г. Лейк: его жизнь, его проповеди, его смелость веры . футов. Стоит: Публикации Кеннета Коупленда. п. 89. ИСБН 9780881149623 .
- ^ Ридт, В. (1989). Джон Г. Лейк: человек без компромиссов . Спрингфилд, Миссури: Харрисон Хаус. п. 15. ISBN 978-0892743162 .
- ^ Офицер Лоуренс Х. и Уильямсон, Сэмюэл Х. (2013). «Покупательная способность денег в Соединенных Штатах с 1774 года по настоящее время» . Измерительная ценность . Проверено 1 октября 2013 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ «Чикаго Трибьюн, 21 сентября 1907 года, стр. 1» .
- ^ «Признается, что смерть наступила от дьявольского лечения» . Индианаполис Стар . 21 сентября 1907 года.
Поддавшись религиозному безумию и полагая, что их манипуляции изгонят бесов и принесут здоровье госпоже Летиции Гринхол, 64 года и калеке в течение двадцати лет, пять членов секты пархамитов находятся под арестом в Сионе. Сити обвиняется в пытках...
- ^ «Пытлен в обряде фанатиков; умирает» . Чикаго Дейли Трибьюн . 21 сентября 1907 г. с. 1.
- ^ Чандомба, Лайтон (2007). История миссии апостольской веры и других пятидесятнических миссий в Южной Африке . Авторхаус. ISBN 978-1425997397 .
- ^ де Вет, Кристиан Р. (1989). Миссия апостольской веры в Африке, 1908–1960: пример роста церкви в сегрегированном обществе (доктор философии). Университет Кейптауна . п. Главы 3–4.
- ^ Мариус Нел: «Джон Г. Лейк как мошенник, мошенник и лжепророк»: критическая оценка исторической оценки служения Лейка». В: Studia Historiae Ecclesiasticae , 2016, 42.
- ^ Лиардон, Робертс, изд. (1996). Божьи генералы: почему они добились успеха и почему некоторые потерпели неудачу . Дом Уитакера. ISBN 978-1880089477 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Лейк, Джон Г. (2005). Лиардон, Робертс (ред.). Антология Джона Г. Лейка: Полное собрание его жизненных учений . Дом Уитакера. п. 992. ИСБН 978-0-88368-568-6 .
- Линдси, Гордон (1952). Очерки из жизни и служения Джона Г. Лейка . Шривпорт, Луизиана: Издательская компания «Голос исцеления». п. 116.
- Лейк, Джон Г. (1995). Коупленд, Кеннет (ред.). Джон Г. Лейк: его жизнь, его проповеди, его смелость веры . Публикации Кеннета Коупленда. ISBN 9780881149623 .
- Лиардон, Робертс, изд. (1996). Божьи генералы: почему они добились успеха и почему некоторые потерпели неудачу . Дом Уитакера. ISBN 978-1880089477 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Целители веры
- Протестантские миссионеры в Южной Африке
- Африканские церкви, инициированные
- 1870 рождений
- 1935 смертей
- Христианские мистики XIX века
- Христианские мистики ХХ века
- Протестантские мистики
- Американские пятидесятнические миссионеры
- Канадские протестантские миссионеры
- Американские эмигранты в Южной Африке
- Канадские эмигранты в Южной Африке
- Пятидесятники из Мичигана
- Американские евангелисты
- Канадские евангелисты
- Христиане из Орегона
- Христиане из Вашингтона (штат)