Зулу (фильм 1964 года)
Зулу | |
---|---|
![]() Афиша релиза британского кино | |
Режиссер | Сай Эндфилд |
Автор сценария | Джон Преббл Сай Эндфилд |
Рассказ | Джон Преббл |
Продюсер: | Стэнли Бейкер Сай Эндфилд |
В главных ролях | |
Рассказал | Ричард Бертон |
Кинематография | Стивен Дейд |
Под редакцией | Джон Симпсон |
Музыка | Джон Барри |
Производство компания | Алмазные фильмы |
Распространено | Парамаунт Пикчерз |
Дата выпуска |
|
Время работы | 139 минут |
Страна | Великобритания [ 1 ] |
Язык | Английский |
Бюджет | 1 720 000 долларов США . (666 554 фунта стерлингов) [ 2 ] или £653,439 [ 3 ] |
Театральная касса | 8 миллионов долларов (США) [ 4 ] |
«Зулу» — британский эпический приключенческий военный фильм 1964 года, изображающий битву при Роркс-Дрифте между отрядом британской армии и зулусами в 1879 году во время англо-зулусской войны , в которой приняли участие 150 британских солдат, 30 из которых были больны и ранены. на отдаленной заставе сдержал отряд из 4000 воинов-зулусов.
Режиссером фильма выступил американский сценарист. [ 5 ] Сай Эндфилд , продюсеры Стэнли Бейкер и Эндфилд, с Джозефом Э. Левином в качестве исполнительного продюсера. Сценарий написали Эндфилд и писатель-историк Джон Преббл на основе лилипутской статьи Преббла 1958 года «Резня на солнце». В фильме снимается Бейкер, и он представляет Майкла Кейна в его первой главной роли с актерским составом второго плана, в который входят Джек Хокинс , Улла Джейкобссон , Джеймс Бут , Найджел Грин , Пол Дейнман , Глинн Эдвардс , Айвор Эммануэль и Патрик Маги . Вождь зулусов и будущий политический лидер Южной Африки Мангосуту Бутелези сыграл короля зулусов Сетшвайо Кампанде , его прадеда. Вступительное и заключительное повествование произносит Ричард Бертон .
Впервые фильм был показан к 85-й годовщине сражения, 22 января 1964 года, в театре Плаза в Вест-Энде Лондона . Зулу получил широкое признание критиков, в том числе декорации, саундтрек, кинематографию, боевые сцены и игру актеров, особенно Бейкера, Бута, Грина и Кейна. Этот фильм принес Кейну международную известность. В 2017 году опрос 150 актеров, режиссеров, писателей, продюсеров и критиков журнала Time Out поставил его на 93-е место среди лучших британских фильмов всех времен. [ 6 ]
Сюжет
[ редактировать ]В январе 1879 года, после сокрушительного поражения британской колонны численностью 1300 человек армиями зулусов в Исандлване , зулусские племена очищают поле битвы и собирают винтовки и боеприпасы у мертвых солдат. На массовой церемонии бракосочетания зулусов, свидетелями которой стали миссионер Отто Витт и его дочь Маргарета, королю зулусов Кетшвайо сообщают о великой победе; Витт и Маргарета бегут, когда понимают, что зулусы собираются атаковать миссионерскую станцию Витта в Роркс-Дрифт в Натале , которую рота 24-го пешего полка британской армии использует в качестве склада снабжения и госпиталя для британских войск в Зулуленде .
Получив известие о битве при Исандлване от командующего контингентом коренных жителей Натала Адендорфа и предупреждение о том, что 4000 воинов зулусов продвигаются на их позиции, лейтенант Джон Чард из Королевских инженеров принимает на себя командование силами, состоящими менее чем из 200 человек, поскольку он немного старше их номинальный командир лейтенант Гонвилл Бромхед . Не имея достаточно времени, чтобы отдать приказ о полной эвакуации, Чард решает остаться и сражаться. У него есть фургоны , мешки с кукурузой и ящики с галетами , сложенные так, чтобы образовать оборонительный периметр , в стенах больницы пробиты орудийные отверстия, а в часовне Уитта оборудована медицинская палата. Прибывает отряд южноафриканских кавалеристов, сражавшихся при Исандлване, отказывается от просьб Чарда помочь укрепить станцию на том основании, что она безнадежна, и быстро уходит на своих лошадях. Витт, разгневанный тем, что Чард вооружил пациентов больницы и приказал им сражаться вместо того, чтобы позволить им эвакуироваться, убеждает зулусов, служащих в Контингенте коренных жителей Натала, дезертировать. В отместку Чард приказывает перевернуть фургоны, в которых Витт хотел перевезти больных и раненых, чтобы закрыть бреши в барьере. Затем он приказывает запереть Витта в кладовой часовни.
Зулусские импи приближаются, затем атакуют, прежде чем быстро отступить под британским огнем; Адендорфф объясняет, что они пытаются найти слабые места в обороне станции. Витт начинает сильно пить и заявляет, что ни один из солдат не выживет в предстоящей битве. Чард позволяет Маргарете забрать ее отца; Зулусы, узнав Уиттов, позволяют им пройти невредимыми. Чард обеспокоен тем, что северная стена по периметру недостаточно защищена, и понимает, что зулусы, зная об этом, готовятся атаковать станцию со всех сторон. Зулусские воины, вооруженные британскими винтовками, также начали стрелять в солдат. В течение дня и ночи волна за волной нападавших зулусов отражаются, но защитники постепенно уничтожаются один за другим, в том числе повар роты, убитый зулусским копьем при ношении боеприпасов. Из-за выстрела, произведенного слишком близко к сенной крыше больницы, здание загорается, и рядовой Генри Хук сплачивает пациентов, чтобы сразиться с ними и сбежать. Сержант Роберт Максфилд, прикованный к постели и психически сломленный командир рядового Крюка, убит вместе с зулусским воином во время горения госпиталя.
На следующее утро зулусы подходят на расстояние нескольких сотен ярдов и поют плач, прежде чем снова начать свое боевое песнопение; Британцы в ответ исполнили валлийскую песню « Men of Harlech ». В финальном штурме, когда кажется, что зулусы наконец сокрушат усталых защитников, британские солдаты отступают к небольшому редуту перед часовней. С резервом людей, спрятанным внутри редута, они выстраиваются в три шеренги и дают залп за залпом, нанося тяжелые потери; зулусы отступили. После трехчасовой паузы зулусы переформировываются на Оскарберге . Смирившись с новым нападением, британцы удивляются, когда зулусы вместо этого поют песню в честь храбрости защитников перед отъездом.
Бросать
[ редактировать ]- Стэнли Бейкер в роли лейтенанта Джона Чарда , командира-ветерана, служащего в составе Королевских инженеров. Он берет на себя ответственность за защиту Дрифта Рорке в силу старшинства, несмотря на свое отвращение к военной резне.
- Майкл Кейн в роли лейтенанта Гонвилла Бромхеда , офицера, который подчиняется командованию Чарда. Он неопытен, высокомерен и пренебрежительно относится к возможностям зулусской армии, но постепенно приходит в себя, следуя примеру Чарда, и показывает себя храбрым.
- Джек Хокинс в роли преподобного Отто Витта, шведского миссионера, базирующегося в Роркс-Дрифт.
- Улла Якобссон в роли Маргареты Витт
- Вождь Мангосуту Бутелези в роли короля Кетшвайо ; Цетшвайо был настоящим прадедом Бутелези по материнской линии.
- Джеймс Бут в роли рядового Генри Крюка , описанного как «вор, трус и непослушный казарменный адвокат», который был помещен в больницу после того, как ложно заявил о болезни, чтобы получить освобождение от своих обязанностей.
- Найджел Грин в роли цветного сержанта Фрэнка Борна , опытного сержанта, играющего ключевую роль в организации и руководстве британской обороной.
- Пол Дейнман в роли сержанта Роберта Максфилда, прикованного к постели и психически сломленного командира рядового Крюка.
- Джо Пауэлл в роли сержанта Джозефа Виндриджа
- Айвор Эммануэль в роли рядового Оуэна, валлийского баритона и руководителя хора компании.
- Глинн Эдвардс в роли капрала Уильяма Аллена
- Нил Маккарти в роли рядового Томаса, лучшего друга Оуэна, который мечтает вернуться на свою ферму в Уэльсе.
- Дэвид Кернан в роли рядового Фредерика Хитча
- Гэри Бонд в роли рядового Коула
- Питер Гилл в роли рядового 612 Джона Уильямса , члена хора роты, приписанного к отряду, защищающему больницу.
- Ричард Дэвис в роли рядового 593 Уильяма Джонса
- Денис Грэм в роли рядового 716 Роберта Джонса
- Патрик Маги в роли главного хирурга Джеймса Генри Рейнольдса
- Дикки Оуэн в роли капрала Фредерика Шисса , госпитализированного швейцарского капрала из местного контингента Натала, который добровольно помогает защитникам Чарда.
- Герт ван ден Берг в роли лейтенанта Герта Адендорфа , африканерского офицера, служащего в составе коренного контингента Натала, и выжившего в битве при Исандлване, который дает советы Чарду и сражается вместе с ним.
- Деннис Фолбигг — исполняющий обязанности помощника комиссара Джеймс Лэнгли Далтон
- Ларри Тейлор, как Хьюз
- Керри Джордан в роли Луи Бирна, повара компании, который вынужден присоединиться к защитникам, несмотря на его заявления о трусости. [ 8 ]
- Харви Холл, как больной
Производство
[ редактировать ]
Сай Эндфилд был вдохновлен на создание фильма после прочтения статьи Джона Преббла о битве при Роркс-Дрифте . Он отнес его актеру Стэнли Бейкеру, с которым снял несколько фильмов и который был заинтересован в производстве. Эндфилд и Преббл составили сценарий, который Бейкер затем показал Джозефу Э. Левину во время съемок «Содома и Гоморры» (1962) в Италии. Левин согласился профинансировать фильм, продюсером которого выступила компания Бейкера Diamond Films. [ 9 ] Он был снят с использованием кинематографического процесса Super Technirama 70 и распространялся компанией Paramount Pictures во всех странах, за исключением США, где его распространяла компания Embassy Pictures . [ 5 ]
Большая часть зулусов была снята на натуре в Южной Африке. Депо миссии в Роркс-Дрифт было воссоздано под естественным амфитеатром в Драконовых горах (значительно более крутом, чем настоящий Роркс-Дрифт , который представляет собой немногим больше двух небольших холмов). Декорации для британского полевого госпиталя и склада снабжения в Роркс-Дрифт были созданы недалеко от реки Тугела на фоне амфитеатра. Реальное место битвы находилось в 100 километрах (60 миль) к северо-востоку, на реке Буффало , недалеко от изолированного холма в Исандлване.
Другие сцены были сняты в национальных парках тогдашней провинции Натал . Интерьеры и все сцены с Джеймсом Бутом в главной роли были завершены на киностудии Twickenham Film Studios в Миддлсексе , Англия. Большинство зулусов были настоящими зулусами. Для съемок боевых сцен было задействовано 240 статистов-зулусов, прибывших на автобусах из своих племенных домов, находящихся на расстоянии более 100 миль. Еще около 1000 соплеменников были сняты вторым отрядом в Зулуленде . В роли солдат были выбраны восемьдесят южноафриканских военнослужащих. [ 10 ]
Бейкер сравнил фильм с вестерном , в котором традиционные роли кавалерии Соединенных Штатов и коренных американцев сыграли британцы и зулусы соответственно. Режиссер Эндфилд показал зулусам вестерн, чтобы продемонстрировать концепцию игры в кино и то, как он хотел, чтобы воины вели себя. [ 5 ] Ходили слухи, что из-за законов апартеида в Южной Африке ни одному из зулусских статистов не могли платить за их выступления, и, следовательно, Эндфилд обошел это ограничение, оставив им всех животных, в первую очередь крупный рогатый скот, использованных в фильме. Это утверждение неверно; такого закона не существовало, и всем зулусским статистам платили в полном объеме: основная часть статистов получала эквивалент девяти шиллингов в день каждый, дополнительные статисты - восемь шиллингов, а танцовщицы - немного меньше. [ 11 ] [ 10 ]

Майкл Кейн, который на этом раннем этапе своей карьеры играл в основном эпизодические роли, изначально претендовал на роль рядового Генри Хука, которая досталась Джеймсу Буту. По словам Кейна, он очень нервничал во время кинопроб на роль Бромхеда, и режиссер Сай Эндфилд сказал ему, что это был худший кинопроб, который он когда-либо видел, но они все равно выбрали Кейна на эту роль, потому что производство закрывалось. в Южную Африку в ближайшее время, и они не нашли никого другого на эту роль. [ 5 ] Кейн также считал, что ему повезло, что фильм снял американец (Эндфилд), потому что «ни один английский режиссер не взял бы меня на роль офицера, я вам обещаю, ни одного» из-за его корней кокни. [ 12 ] Позже Кейн сказал: «Вся моя карьера в кино основана на длине бара в театре Принца Уэльского, потому что я собирался уходить [после того, как не смог пройти прослушивание на роль], и идти до двери было очень долго. И только я подошел, как он крикнул: «Вернись!» [ 13 ]
Компания не смогла получить достаточное количество исторически аутентичных винтовок Мартини-Генри для всех дополнительных опций, и ей пришлось использовать дополнительные более поздние винтовки Ли Энфилдс с очень заметным подвижным затвором с правой стороны, отсутствующим на Мартини-Генри. Использованное личное оружие также было явно более поздним типом - револьверами Webley Mk VI времен Первой мировой войны . [ 14 ]
Бюджет фильма был предметом некоторых спекуляций. Цифры, связанные с прессой, — 3 миллиона долларов и даже 3,5 миллиона долларов. [ 9 ] были упомянуты после выхода картины в США. Позже Джо Левин рассказал, что Стэнли Бейкер обратился к нему со сценарием и бюджетом в 1962 году, сразу после съемок « Содома и Гоморры» . Левин согласился профинансировать картину на сумму до 2 миллионов долларов. Согласно отчетам британской компании по выпуску облигаций Film Finance, Ltd., бюджет производства в конечном итоге составил 666 554 фунта стерлингов (приблизительно 1 720 000 долларов США). Сюда включена сумма непредвиденных расходов в размере 82 241 фунт стерлингов, из которых только 34 563 фунта стерлингов были использованы к тому времени, когда пост-продакшн картины был практически завершен (Отчет о затратах № 15, 18 октября 1963 г.). В результате почти окончательная отрицательная стоимость составила бы 618 876 фунтов стерлингов (приблизительно 1 600 000 долларов США). [ 15 ]
Историческая точность
[ редактировать ]![]() | Возможно, этот раздел содержит оригинальные исследования . ( Март 2019 г. ) |

Основные предпосылки фильма правдивы и во многом точны, но это не историческая реконструкция реальных событий. Хотя реальными участниками битвы названы персонажи фильма, они мало похожи на своих реальных собратьев. Британцы, превосходившие численностью, успешно защитили «Дрифт Рорка», более или менее такой, как показано в фильме. Писатель Сай Эндфилд даже обратился к историку зулусского племени за информацией из устной традиции зулусов о нападении. [ 5 ] В фильме есть ряд исторических неточностей. [ 16 ]
Полк
[ редактировать ]- В сценарии 24-й пеший полк представлен преимущественно валлийским полком, чего не было в 1879 году. Из солдат, присутствовавших в Роркс-Дрифте, 49 были англичанами, 32 валлийца, 16 ирландцев и еще 22 человека неопределенного этнического происхождения. [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] Хотя полк в течение нескольких лет базировался в Бреконе в Южном Уэльсе , его полное название в то время было 24-й (2-й Уорикширский ) пеший полк. (В 1881 году полк получил свое позднее название «Пограничники Южного Уэльса».)
- Песня « Люди Харлеха » занимает видное место как полковая песня; это произошло лишь позже. Во время боя полковой песней была « Уорикширский парень ». Между британцами и зулусами не было «конкурса певцов на поле боя». [ 20 ]
Уиттс
[ редактировать ]Есть несколько несоответствий с историческими данными, касающимися шведских миссионеров Уиттов. В фильме Витт изображен мужчиной средних лет, пацифистом и пьяницей, которого сопровождает взрослая дочь по имени Маргарета. На самом деле Отто Витту было 30 лет. Во время битвы семья Витта находилась в 30 километрах (19 милях) от него. Утром в день битвы Отто Витт с капелланом Джорджем Смитом и майором-хирургом Джеймсом Генри Рейнольдсом поднялись на Шияне (Оскарберг), большой холм недалеко от станции, и заметили приближение зулусских войск через Буффало. Река. Далекий от того, чтобы быть пацифистом, Витт тесно сотрудничал с британской армией и заключил договор аренды, согласно которому «Роркес-Дрифт» был передан в распоряжение лорда Челмсфорда. Витт ясно дал понять, что он не выступает против британской интервенции против короля Кетшвайо. Он остановился в Роркс-Дрифт, потому что хотел «принять участие в защите моего собственного дома и в то же время в защите важного места для всей колонии, однако мои мысли были обращены к моей жене и моим детям, которые находились недалеко оттуда и ничего не знали о том, что происходит». Поэтому незадолго до битвы он уехал верхом на лошади, чтобы присоединиться к своей семье. [ 21 ]
Бойцы полка
[ редактировать ]- Лейтенанты Джон Чард и Гонвилл Бромхед: Чард получил свое звание в феврале 1868 года, что сделало Бромхеда младшим офицером и заместителем командира в Дрифте, хотя он был пехотинцем, а Чард был инженером. В фильме говорится, что Бромхед получил комиссию всего через три месяца после Чарда, хотя на самом деле это было целых три года после Чарда.
- Хирург Рейнольдс : Во время битвы при Роркс-Дрифте Рейнольдс обходил баррикады, раздавая там боеприпасы и оказывая помощь раненым, чего в фильме не показано. [ 22 ] Во время заключительного голоса его также неправильно называют «главным хирургом армейского госпитального корпуса»; Рейнольдс работал в военном медицинском департаменте и получил звание старшего хирурга только после боя у Роркс-Дрифт. [ 22 ] Пацифизм, очевидный в изображении Маги, также несколько анахроничен и не основан на историческом хирурге Рейнольдсе.
- Рядовой Генри Хук, венчурный капиталист, изображен мошенником со склонностью к алкоголю; на самом деле он был образцовым солдатом, который позже стал сержантом; он также был трезвенником . Хотя в фильме он находится в больнице, «симулируя арест», на самом деле его направили туда специально охранять здание. [ 23 ] Пожилые дочери настоящего Крюка были настолько возмущены его изображением в фильме, что покинули лондонскую премьеру в 1964 году. Вымышленное изображение привело к продолжающейся кампании по восстановлению исторической репутации настоящего рядового Крюка. [ 24 ] Продюсеры фильма признались, что выбрали Крюка просто потому, что «им нужен был антигерой, который выдержит давление». [ 25 ]
- Капрал Уильям Аллен изображен образцовым солдатом; в реальной жизни его недавно разжаловали в звании сержанта за пьянство. [ 26 ]
- Цветной сержант Фрэнк Борн (1854–1945) изображен как крупный, закаленный ветеран средних лет; на самом деле он был скромного роста и в свои 24 года был самым молодым цветным сержантом в британской армии. [ 27 ] Его люди называли его «Малыш». [ 28 ] Цветной сержант Борн не носил бы медалей на своей дежурной форме. Более того, на костюме Грина шевроны расположены не на той руке. После битвы Борну предложили комиссию, но он отказался от нее, потому что у него не было денег, необходимых для службы в должности офицера; он действительно принял комиссию в 1890 году. Он был последним британцем, выжившим в битве, и умер в звании полковника.
- Роль падре Джорджа Смита («Амуниция» Смита) полностью игнорируется. [ 29 ]
- Капралу Кристиану Фердинанду Шиссу было всего 22 года, что значительно моложе актера, сыгравшего его. [ 30 ]
- Отряд кавалерии « Лошади Дарнфорда », подъехавший к миссионерской станции, состоял из членов Контингента коренных жителей Натала , в основном состоящего из чернокожих всадников, а не из местных белых фермеров, изображенных в фильме, которые пережили битву при Исандлване и ездили верхом на лошадях. в Дрифт Рорке, чтобы предупредить и помочь тамошнему гарнизону. Они присутствовали во время первого боя с зулусами, но затем уехали, так как у них было очень мало боеприпасов для кавалерийских карабинов. Во главе их изображен капитан Стефенсон; на самом деле он возглавлял уже дезертировавшую пехоту ННС.
- Униформа Натальского туземного контингента неточная: войска ННС не были обеспечены одеждой европейского образца. Только их европейские офицеры носили импровизированную форму. Рядовые носили традиционную племенную одежду, увенчанную красной тряпкой, надетой на лоб (как правильно изображено в фильме о более ранней битве при Айлендване, «Зулусский рассвет» ). История их дезертирства правдива. Однако, поскольку Витт уже уехал, он не нес ответственности за их отъезд. Они ушли по собственному желанию вместе с капитаном Стивенсоном и его европейскими сержантами. [ 31 ] Когда они уходили, по этим дезертирам обстреляли, а один из их сержантов, капрал Андерсон, был убит. Позже Стивенсон был признан в дезертирстве виновным военным трибуналом и уволен из армии.
Зулусы
[ редактировать ]Нападение на миссионерскую станцию не было заказано королем Кетшвайо, поскольку зрителям заставляют поверить в фильм. Кетшвайо специально приказал своим воинам не вторгаться в Натал, британскую колонию. Атаку возглавил принц Дабуламанзи Кампанде , сводный брат короля, который преследовал бежавших выживших в Исандлване через реку, а затем двинулся дальше, чтобы атаковать Дрифт Рорке. Хотя защитники выпустили почти 20 000 патронов, в Роркс-Дрифт было убито чуть менее 400 зулусов. Такое же количество осталось, когда зулусы отступили, будучи слишком тяжело ранеными, чтобы двигаться дальше. Комментарии ветеранов спустя много лет после этого события позволяют предположить, что британцы убили многих из этих раненых после битвы, в результате чего общее число смертей зулусов превысило 700.
Боевой
[ редактировать ]Примерно в 7 часов утра появился Импи, что побудило британцев снова занять свои позиции. Никакой атаки не произошло, поскольку зулусы находились в движении в течение шести дней до битвы. В их рядах были сотни раненых, к тому же они находились в нескольких днях пути от каких-либо припасов.
Около 8 часов утра появились еще одни силы; защитники отказались от завтрака и снова заняли свои позиции. Приближающиеся войска были авангардом колонны помощи лорда Челмсфорда.
Зулусы не пели песни, приветствуя товарищей-воинов, и ушли при приближении британской колонны помощи. [ 20 ] [ 23 ] Эту неточность хвалили за то, что она показала зулусов в положительном свете и за то, что они относились к ним и британцам как к равным, а также критиковали как подрывающую антиимперскую направленность фильма. [ 32 ]
Прием
[ редактировать ]При первом выпуске в 1964 году он стал одним из самых кассовых хитов всех времен на британском рынке. В течение следующих 12 лет он постоянно появлялся в кинотеатрах, прежде чем впервые появился на телевидении. Затем он стал постоянным телевизионным сериалом и по-прежнему любим британской публикой. [ 10 ]
Зулу получил весьма положительные отзывы критиков. Босли Кроутер из «Нью-Йорк Таймс» писал: «Если вы не слишком брезгливы при виде резни и крови и можете сосредоточиться на мысли, что в британской колониальной экспансии XIX века было что-то героическое и сильное, вы может найти много интереса в этом ярком киплинговском фильме, потому что ребята, снявшие его, Сай Эндфилд и Стэнли Бейкер, проделали примерно такую же изящную работу по воплощению в жизнь. формулу, как можно было бы сделать». [ 33 ] Variety похвалил «умный сценарий» и «высокий уровень актерской игры», заключив: «Высококачественные технические качества дополняют классную постановку». [ 34 ] Ричард Л. Коу из The Washington Post написал, что фильм «продолжает давно забытую традицию « Beau Geste » и « Четыре пера ». В нем есть сдержанное, неторопливое напряжение, героика великолепно выражена, а актерский состав возглавляют такие выдающиеся личности, как Стэнли Бейкер и Джек Хокинс». [ 35 ] Уитни Баллиетт из The New Yorker написала, что фильм «не только обновил все клише жанра, но и придал им блеск высокого стиля… Уже отмечалось, что «Зулу» — это дурной вкус. такие бесценные реликвии, как Г.А. Хенти , Райдер Хаггард и Киплинг». [ 36 ] «Ежемесячный кинобюллетень» назвал «Зулу » «типично модным военным фильмом, послушно на словах подчеркивающим бесполезность резни и одновременно добывающим из нее острые ощущения. А битва, занимающая всю вторую половину фильма, несомненно, захватывает… Но всякий раз, когда в действии возникает пауза, сценарий безжалостно погружается в банальность, с враждующими офицерами, комическими другими чинами и всеми другими атрибутами британского военного фильма «Марк I», который надеялись, благополучно устарели». [ 37 ]
Игра Кейна на языке зулу принесла ему похвалу рецензентов, и его следующей ролью в кино станет роль звезды в фильме «Досье Ипкресса» , в котором он воссоединится с Найджелом Грином. [ 5 ]
Rotten Tomatoes дает оценку 96% на основе отзывов 27 критиков. Консенсус резюмирует: « Зулу терпеливо формирует состав ярких персонажей и непреодолимых ставок, прежде чем развернуть свое беспощадное зрелище, подарив при этом незабываемую военную эпопею». [ 38 ]
Среди более современных оценок Робин Клиффорд из Reeling Reviews дал фильму четыре звезды из пяти, а бразильский рецензент Пабло Вильяса из Cinema em Cena (Cinema Scene) дал фильму три звезды из пяти. [ 39 ] Деннис Шварц из Ozus Movie Reviews высоко оценил игру Кейна, назвав ее «одним из самых великолепных часов в кино» и поставил фильму оценку «А». [ 40 ]
Когда фильм был выпущен в период апартеида в Южной Африке в 1964 году, он был запрещен для чернокожей аудитории (поскольку правительство опасалось, что сцены убийства черных белых могут спровоцировать их к насилию), за исключением нескольких специальных показов для зулусских статистов в Дурбане и некоторых небольших Квазулу. города. [ 41 ]
К 2007 году критики разделились во мнениях, следует ли считать фильм глубоко антиимпериалистическим или расистским. [ 32 ]
Рецензент дал фильму 8 звезд из 10. [ 42 ]
В 2010 году Алекс фон Тунзельманн из The Guardian поставил фильму оценку B, заявив: «Зулусы - это загадка, валлийцы неуместны, получатель Креста Виктории оклеветан, и ни у кого нет достаточного количества волос на лице. Тем не менее, зулусы - это блестяще сделанная инсценировка «Дрейфа Рорка», прекрасно передающая дух, которым запомнилась битва». [ 43 ]
В 2014 году Пэт Рид из Empire дал фильму четыре звезды из пяти, охарактеризовав Зулу : «Как захватывающий военный фильм с мощным моральным измерением, Зулу предшествует фильму Спилберга «Спасти рядового Райана» более чем на три десятилетия. Как и защита «Дрифта Рорка» сама по себе ее легенда растет с течением времени». [ 44 ] В том же году Cinema Retro выпустило специальный выпуск, посвященный зулу , в котором подробно рассказывалось о производстве и съемках фильма. Заявляя, что фильм «не утратил своего влияния с годами», он хвалит боевые сцены, называя их «впечатляюще поставленными» и изображая зулусов «как благородных деятелей, у которых развивается взаимное уважение к британцам, даже когда они пытаются их убить». Он также хвалит «особенно впечатляющую» игру актеров второго плана Хокинса, Якобссона и Маги. [ 45 ]
В статье в Telegraph Уилл Хэвен написал: « Зулу — это история реального героизма, увиденная через призму викторианской пропаганды и голливудского эпического кино. Возможно, это неправда, но, боже мой, результат захватывающий». [ 46 ]
В книге Дэниел О'Брайен отметил, что один из зулусов убил одного из своих, чтобы защитить дочь Витта, и как Бромхед увольняет местных вспомогательных сил, погибших вместе с колонной в Исандлване: «Будь проклят этот рекрут, еще более трусливые черные» получил выговор от Адендорфа. [ 47 ]
В 2018 году вождь Мангосуту Бутелези защищал культурные и исторические достоинства фильма, заявив, что «...глубокое уважение, которое возникает между враждующими армиями, и благородство воинов короля Кетшвайо, когда они приветствуют врага, требует иного образа мышления». от среднего зрителя на момент выхода фильма. Действительно, этот фильм по-прежнему требует вдумчивого подхода». [ 48 ] Бутелези, с которым Бейкер подружился во время съемок, описал Бейкера как «самого прекрасного белого человека, которого он когда-либо встречал». [ 49 ]
Награды и почести
[ редактировать ]Эрнест Арчер был номинирован на премию BAFTA за лучшую цветную режиссуру фильма. [ 5 ] Журнал Total Film (2004) поставил Зулу на 37-е место среди величайших британских фильмов всех времен, а в британской телевизионной программе «100 величайших фильмов о войне» он занял восьмое место . [ 50 ] Empire Журнал поставил зулусов на 351-е место в списке 500 величайших фильмов.
Формат презентации
[ редактировать ]Зулу был снят в «Технираме» и предназначен для презентации в «Супер Технираме 70», как показано на снимках. Однако в Великобритании единственным 70-миллиметровым показом была пресс-показ перед выпуском. В то время как подавляющее большинство кинотеатров в любом случае показывали бы фильм в формате 35 мм, в кинотеатре Plaza West End показывали также 35-миллиметровую анаморфную версию, а не, как можно было бы ожидать, 70-миллиметровую печать. в Великобритании Это произошло из-за правил квотирования фильмов , которые требовали, чтобы в течение календарного года в кинотеатрах показывалось 30% британских фильмов, но эти правила распространялись только на 35-миллиметровые презентации. К 1964 году количество британских фильмов, доступных для просмотра в таком кинотеатре, как «Плаза», могло быть ограничено, и Зулу предоставил им несколько недель британской квоты, если они будут воспроизводиться в формате 35 мм. В других странах публика смогла увидеть фильм в 70-миллиметровом формате.
Домашние видеорелизы
[ редактировать ]В США выпуск LaserDisc от The Criterion Collection сохраняет оригинальный стереофонический саундтрек, взятый из 70-миллиметровой копии.
Официальный выпуск DVD (с монофоническим саундтреком, поскольку оригинальные стереотреки не были доступны) был позже выпущен StudioCanal через Metro-Goldwyn-Mayer . Фильм был выпущен на Blu-ray в Великобритании в 2008 году; эта версия не зависит от региона. 22 января 2014 года, в 50-летие фильма и 135-летие самой битвы, Twilight Time выпустила ограниченный тираж Blu-ray с фильмом Zulu в США с музыкой Джона Барри в качестве отдельного трека. [ 51 ] [ 52 ]
Мерчендайзинг
[ редактировать ]- Альбом саундтреков Джона Барри, включающий одну сторону музыки к фильму и одну сторону "Zulu Stamp", был выпущен на Ember Records в Великобритании и United Artists Records за пределами Содружества.
- Хореограф Лайонел Блэр поставил танец под названием «Зулусская марка» под инструментальную партию Барри. [ 53 ]
- в . законченном фильме К фильму был выпущен комикс Dell Comics, в котором есть сцены и кадры, отсутствующие [ 54 ] [ 55 ] [ 56 ]
- Conte Были произведены игрушечные солдатики и игровые наборы , украшенные произведениями искусства и кадрами из фильма. [ 57 ]
Приквел
[ редактировать ]Позже Эндфилд написал «Зулуский рассвет» (1979), который является приквелом к оригинальному фильму.
В популярной культуре
[ редактировать ]- Сцена «Битва в Хельмовой Пади» в Питера Джексона фильме «Властелин колец: Две башни» была снята в манере, намеренно напоминающей зулусский стиль . [ 58 ]
- Blood Bath at Orc's Drift — дополнение к кампании 1985 года к (2-е издание) Games Workshop игре Warhammer Fantasy Battle , в которой небольшой отряд высших эльфов , гномов и людей противостоял атакующей армии орков . В 1997 году Games Workshop снова черпала вдохновение у зулусов для резни на реке Биг-Туф . В этом случае преторианская гвардия, фракция, основанная непосредственно на колониальных английских войсках конца XIX века, противостояла нападавшим оркам, исполняя роль зулусов. [ 59 ] [ 60 ]
- Стэнли Бейкер купил Крест Виктории Джона Чарда в 1972 году, полагая, что это точная копия. После смерти Бейкера она была продана коллекционеру по низкой цене, но затем оказалась настоящей медалью. [ 61 ]
- Африка Бамбаатаа сказал, что он выбрал имя «Зулу», вдохновленный фильмом 1964 года. То, что Бамбаатаа «увидел в зулусах, было мощным образцом солидарности черных». Позже в 1970-х годах это послужило вдохновением для названия его организации Universal Zulu Nation . [ 62 ]
См. также
[ редактировать ]- 100 лучших британских фильмов по версии BFI (1999)
- Капские колониальные силы
- Колония Натал
- Сэр Генри Бартл Эдвард Фрер, первый баронет
- Генри Герберт, 4-й граф Карнарвон
- История Капской колонии с 1870 по 1899 год.
- Каффир (историческое использование в южной Африке)
- Британская Кафрария
- Кафрария
- Список конфликтов в Африке
- Мартини-Генри
- Военная история Южной Африки
- Борьба за Африку
- Шака Зулу (сериал)
- Войны коса (также известные как Капские пограничные войны или «100-летняя война Африки»)
- Зулусское Королевство
- Зулусская война
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Зулу (1963)» . Британский институт кино . Архивировано из оригинала 12 июля 2012 года . Проверено 28 июля 2014 г.
- ^ Film Finance, Ltd. (Производственная облигационная компания) Отчет о производственных затратах № 15, конец недели, 18 октября 1963 г.
- ^ Чепмен, Дж. (2022). Деньги за ширмой: история британского кинофинансирования, 1945–1985. Издательство Эдинбургского университета, стр. 360.
- ^ «Киногиганты шагают в финансы». Наблюдатель . Лондон, Великобритания. 19 апреля 1964 г. с. 8.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Стаффорд, Джефф. «Зулу» . Классические фильмы Тернера .
- ^ «100 лучших британских фильмов» . Тайм-аут . Проверено 26 октября 2017 г.
- ^ «Майкл Кейн» . Передний ряд . 29 сентября 2010 г. Радио Би-би-си 4 . Проверено 18 января 2014 г.
- ^ Холл, Шелдон (2005). Зулу: за этим стоит некоторая смелость: создание эпического фильма . Шеффилд, Англия: Томагавк. п. 68. ИСБН 978-0-95319-2-663 .
- ^ Jump up to: а б Томпсон, Ховард (1 сентября 1963 г.). «Стэнли Бейкер: странствующий актер-продюсер; Провинциальный дебют Genesis» . Нью-Йорк Таймс . Нью-Йорк. п. Х5.
- ^ Jump up to: а б с Холл, Шелдон (19 января 2014 г.). «Нерассказанная история фильма «Зулу» с Майклом Кейном в главной роли, 50 лет спустя» . Независимый . Архивировано из оригинала 7 мая 2022 года . Проверено 10 июня 2014 г.
- ^ Хоксли, Руперт (22 января 2014 г.). «Зулу: 10 вещей, которые вы не знали о фильме» . «Дейли телеграф» . Проверено 10 июня 2014 г.
- ^ Шталь, Лесли (20 декабря 2015 г.). «Майкл Кейн» . 60 минут (телеинтервью) . Проверено 29 апреля 2016 г.
- ^ Кейн, Майкл (18 октября 2021 г.). «Майкл Кейн о Брексите, Борисе Джонсоне и больших переменах: «Я снялся в 150 фильмах. Думаю, этого достаточно» » . The Guardian (интервью). Беседовал Ксан Брукс.
- ^ Джеймс, Гарри (6 июля 2016 г.). «Британская винтовка Мартини-Генри» . Оружие и боеприпасы .
- ^ Film Finance, Ltd. (Производственная облигационная компания) Отчет о производственных затратах № 15, конец недели, 18 октября 1963 г.
- ^ Ньюсингер, Джон (июль 2006 г.). Кровь никогда не высыхала: Народная история Британской империи . ООО «Закладки Публикации»
- ^ «Информационный бюллетень № B3: 24-й полк и его местные связи» . Музеи Королевского полка Уэльса . Архивировано из оригинала 23 ноября 2008 года.
- ^ «Зулу» . Роркс Дрифт ВК . Проверено 12 мая 2016 г.
- ^ Чедвик, Джорджия (январь 1979 г.). «Англо-зулусская война 1879 года: Исандлвана и дрейф Рорка» . Военно-исторический журнал . 4 (4). Южноафриканское военно-историческое общество/Южноафриканское военно-историческое общество . Проверено 12 мая 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «Популярные мифы» . Роркс Дрифт ВК . Проверено 12 мая 2016 г.
- ^ Хейл, Фредерик (декабрь 1996 г.). «Поражение истории в фильме Зулу» . Военно-исторический журнал . 10 (4). Южноафриканское военно-историческое общество/Die Suid-Afrikaanse Krygshistoriese Vereniging . Проверено 12 мая 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «Джеймс Генри Рейнольдс» . Роркс Дрифт ВК . Проверено 12 мая 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «125-летие Дрифта Рорка» . Новости Би-би-си . 24 января 2004 года . Проверено 12 мая 2016 г.
- ^ Суэйн, Джон (15 августа 2008 г.). «Битва за восстановление репутации зулусского героя Генри Хука» . «Дейли телеграф» .
- ^ «Разрушение мифов о дрифте Рорка» . чтениеgivesmewings.com. 2 декабря 2011 года . Проверено 28 января 2016 г.
- ^ «Ссора разгорается из-за« забытого » победителя венчурного турнира «Ньюкасла» Уильяма Аллена, который служил в Rorke's Drift» . Хроника в прямом эфире . 7 сентября 2004 года . Проверено 29 октября 2022 г.
- ^ «Цветной сержант Борн DCM» . Роркс Дрифт ВК . Проверено 12 мая 2016 г.
- ^ «Отчет подполковника Фрэнка Борна, OBE, DCM» . Слушатель . 30 декабря 1936 года . Проверено 12 мая 2016 г. - через Rorkes Drift VC.
- ^ «Зулу» . Роркс Дрифт ВК . Проверено 11 ноября 2022 г.
- ^ «Капрал Фернан Кристиан Шисс» .
- ^ Смайт, Грэм. «Битва при Роркс-Дрифте, 22/23 января 1879 года» . Исибинди Африка . Архивировано из оригинала 20 сентября 2010 года.
- ^ Jump up to: а б Дови, Линдиве (2009). Африканское кино и литература: адаптация насилия к экрану . Издательство Колумбийского университета . стр. 37–38. ISBN 9780231519380 . Проверено 5 января 2018 г.
Хотя интерпретации фильма разделились между критиками, которые утверждают, что он глубоко антиимперский, и теми, кто считает его расистским (Гамильтон и Модизан, 2007), я хочу кратко проанализировать финальный эпизод фильма, чтобы показать, что при рассмотрении Зулусы «в равной степени» создатели фильма компрометируют антиимперский посыл фильма. ... воины зулусов вернулись «чтобы приветствовать товарищей-храбрей». ... Однако эта финальная сцена исторически неточна. ... Война велась не на равных из-за превосходного огнестрельного оружия британцев, и поэтому создатели фильма требуют, чтобы зулусы отдавали дань уважения британцам, поскольку только зулусы могут подтвердить справедливость войны.
- ^ Кроутер, Босли (8 июля 1964 г.). «Это британцы против туземцев в наполненном действием« Зулу » ». Нью-Йорк Таймс : 38.
- ^ «Зулу». Разновидность : 6. 29 января 1964 г.
- ^ Коу, Ричард Л. (24 июля 1964 г.). «10 000 зулусов кусают пыль». Вашингтон Пост . п. Б9.
- ^ Баллиетт, Уитни (18 июля 1964 г.). «Современное кино». Житель Нью-Йорка . п. 93.
- ^ «Зулу». Ежемесячный кинобюллетень . 31 (361): 23 февраля 1964 г.
- ^ «Зулу» . Гнилые помидоры . Проверено 3 января 2023 г.
- ^ «Зулусские обзоры» . Гнилые помидоры . Проверено 16 сентября 2018 г.
- ^ Шварц, Деннис (20 мая 1999 г.). «Зулу» . Рецензии на фильмы Озуса . Архивировано из оригинала 10 апреля 2018 года . Проверено 16 сентября 2018 г.
- ^ Кимон де Гриф (2 июня 2014 г.). «Фильм «Зулу», 50 лет спустя: классика или расизм?» . Это Африка . Архивировано из оригинала 4 января 2018 года . Проверено 5 января 2018 г.
ТИА (Это Африка): И вам удалось посмотреть его, когда он был закончен?
МБ ( Мангосуту Бутелези ): Цензура в Южной Африке была ужасной, и фильм, в котором белые и черные люди сражались и убивали друг друга, был запрещен для чернокожей аудитории. У правительства была такая глупая позиция, что сцены убийства черных белых подстрекают людей к насилию. Но мы запросили разрешение для зулусских статистов, принявших участие в просмотре фильма, и поэтому было организовано несколько специальных показов в Дурбане и некоторых небольших городах Квазулу. - ^ МакЭниани, Крис (6 февраля 2009 г.). «Зулусский кинообзор» . АВФорум . Проверено 12 января 2024 г.
- ^ «Зулу: Майкл Кейн проигрывает сюжет, но выигрывает битву» . Хранитель . 11 февраля 2010 года . Проверено 12 января 2024 г.
- ^ «ИМПЕРИЧЕСКОЕ ЭССЕ: Обзор зулусов» . Январь 2014.
- ^ «BLU-RAY ОБЗОР: «ЗУЛУ» (1964)» . Cinemaretro.com . 12 апреля 2014 года . Проверено 12 января 2024 г.
- ^ Небеса, Уилл (23 декабря 2014 г.). «Зулу: это величайший британский военный фильм?» . Телеграф . Проверено 12 января 2024 г.
- ^ О'Брайен, Дэниел (2017). Черная мужественность в кино: родные сыновья и белая ложь . Спрингер. п. 42. ИСБН 9781137593238 . Проверено 17 июня 2019 г.
- ^ Фланаган, Джейн. «Вождь племени защищает фильм Майкла Кейна «Зулу» в борьбе с расизмом» . Таймс . Проверено 8 февраля 2021 г.
- ^ Холл, Шелдон (2005). Зулу: за этим стоит некоторая смелость: создание эпического фильма . Шеффилд, Англия: Томагавк. п. 254. ИСБН 978-0-95319-2-663 .
- ^ «100 величайших фильмов о войне: 10 к 6» . Фильм4 . Архивировано из оригинала 27 марта 2009 года . Проверено 12 мая 2016 г.
- ^ Коут, Майкл. « Зулу» 50 лет» . Цифровые биты .
- ^ Липп, Чаз (5 февраля 2014 г.). «Обзор Blu-ray: Зулу – ограниченное издание «Время сумерек»» . Отчет Мортона . Проверено 29 июля 2014 г.
- ^ Холл, Шелдон (2005). Зулу: за этим стоит некоторая смелость: создание эпического фильма . Шеффилд, Англия: Томагавк. ISBN 978-0-95319-2-663 .
- ^ Зулу в базе данных Grand Comics
- ^ Классика кино: «Зулу» в базе данных комиксов (архив из оригинала )
- ^ «Обложка журнала» . Джеймсбут.орг . Проверено 6 июня 2014 г.
- ^ «Conte Collectibles — лучшие в мире игрушечные солдатики» . Contecostore.com . Проверено 6 июня 2014 г.
- ^ Леотта, Альфио (2015). Питер Джексон . Издательство Блумсбери. п. 164. ИСБН 978-1501338557 .
- ^ «Резня на Mega Display Ork's Drift» . Материал легенд . 1 июля 2000 г. Архивировано из оригинала 27 января 2020 г. Проверено 9 марта 2020 г.
- ^ «Выставка Дня игр Великобритании '97» . Белый Карлик . Том. 218. стр. 99–71.
- ^ «Тайна сэра Стэнли и «фальшивая» медаль венчурного капитала» . Уэльс онлайн . 5 апреля 2010 г. Проверено 17 ноября 2016 г. .
- ^ Чанг, Джефф (2005). Не могу остановиться, не остановлюсь: история поколения хип-хопа (переиздание). Нью-Йорк: Пикадор. стр. 89–108 . ISBN 978-0312425791 .
Библиография
- Даттон, Рой (2010). Забытые герои: войны зулу и басуто, включая полный список медалей Инфодиал. ISBN 978-0-95565-544-9 .
- Холл, Шелдон (2005). Зулу: за этим стоит некоторая смелость: создание эпического фильма . Шеффилд, Англия: Томагавк. ISBN 978-0-95319-2-663 .
- Моррис, Дональд Р. (1998). Мытье копий: взлет и падение нации зулусов (2-е изд.). Да Капо Пресс. ISBN 978-0-30680-8-661 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Зулу на IMDb
- Зулу в базе данных TCM Movie
- Зулу в AllMovie
- Длинный обзор с приложениями на фан-сайте Джеймса Бута.
- фильмы 1964 года
- Историко-приключенческие фильмы 1960-х годов
- фильмы 1964 года о войне
- Фильмы о войне Британской империи
- Британские исторические приключенческие фильмы
- Британские военные эпические фильмы
- Англоязычные фильмы 1960-х годов
- Эпические фильмы, основанные на реальных событиях
- Фильмы, написанные Джоном Барри (композитор)
- Фильмы о британской армии
- Фильмы, адаптированные под комиксы
- Фильмы режиссера Сая Эндфилда
- Фильмы, действие которых происходит в 1879 году.
- Фильмы, действие которых происходит в Южной Африке
- Фильмы, действие которых происходит в Британской империи
- Фильмы, снятые в Южной Африке
- Осада фильмы
- Военные фильмы, основанные на реальных событиях
- Работы об англо-зулусской войне
- Фильмы на языке зулу
- Цензурированные фильмы
- Британские фильмы 1960-х годов
- Фильмы Paramount Pictures