Вагон
Вагон фургон или запряженное — это тяжелое четырехколесное транспортное средство, тягловыми животными или, иногда, людьми, используемое для перевозки грузов , товаров, сельскохозяйственных материалов, припасов, а иногда и людей.
Вагоны сразу отличают от повозок (имеющих два колеса) и от более легких четырехколесных транспортных средств преимущественно для перевозки людей, например карет . Животные, такие как лошади , мулы или быки, обычно тянут повозки. Тянуть повозки может одно животное или несколько, часто парами или группами. Тем не менее, есть примеры повозок, приводимых в движение людьми, например, шахтерские суда .
Раньше повозку называли повозкой , а тот, кто строит или ремонтирует повозки, — тележником . В частности, повозка — это тип грузового транспортного средства, запряженного лошадьми или волами, используемого в сельскохозяйственных целях, а не для перевозки людей. Повозка или телега, обычно четырехколесная; [1] например, тележка для сена обычно имеет четыре колеса, но теперь этот термин приобрел слегка поэтический оттенок, поэтому не всегда используется с технической корректностью. Однако двухколесный «воз сена» будет тележкой для сена, а не повозкой. Повозка также является архаичным термином для обозначения колесницы. Wain также может быть глаголом нести или доставлять и имеет другие значения.
Современные или современные повозки, запряженные животными, могут быть металлическими, а не деревянными , и иметь обычные колеса с резиновыми шинами вместо традиционных колес повозок.
Человека, который управляет повозками, называют «вагонщиком». [2] [3] « возница », « бык » (Австралия), « погонщик мулов » или просто «водитель».
Вагоны служили множеству целей и имели множество соответствующих конструкций. [4] Как и в случае с моторизованными транспортными средствами, некоторые из них предназначены для выполнения как можно большего количества функций, тогда как другие являются узкоспециализированными.
Терминология и дизайн
[ редактировать ]Точное название и используемая терминология часто зависят от конструкции или формы фургона. Если он низкий и бесбортный, его можно назвать телегой, тележкой или поплавком . [6] : 68, 79, 165 При поездках на большие расстояния и периоды вагоны можно накрывать тканью, чтобы защитить их содержимое от непогоды; это « крытые вагоны ». Если у него высокие борта, с постоянным верхом или без него, его можно назвать « фургоном ». [6] : 167 Повозка может оказаться неподрессоренной, если она обычно используется по пересеченной местности или булыжнику. [7] : 442
Передний мост в своей простейшей форме представляет собой сборку короткой балки с поворотной пластиной, двумя колесами телеги и шпинделями , а также прикрепленным к ней дышлом . Штифт прикрепляет устройство к колеснице , повозке или карете , уменьшая радиус поворота . [4]
Типы
[ редактировать ]Фермерский фургон
[ редактировать ]Сельскохозяйственные вагоны предназначены для универсального использования в сельскохозяйственных или сельских условиях. К ним относится сбор сена , урожая и древесины и доставка их на подворье или рынок . [4] Вагоны также можно буксировать тракторами для облегчения транспортировки этих материалов.
Распространенной формой, встречающейся по всей Европе, является повозка с лестницей , большая повозка, стороны которой часто состояли из лестниц, привязанных ремнями для хранения сена или зерна , хотя их можно было снять для других нужд. [4] Распространенным типом сельскохозяйственных повозок, характерным для Северной Америки, является повозка .
Грузовой вагон
[ редактировать ]Грузовые вагоны используются для наземных перевозок грузов и сыпучих грузов. [8]
В Соединенных Штатах и Канаде большой, прочно построенный фургон Conestoga был преобладающей формой грузового фургона в конце 18 и 19 веков и часто использовался для перевозки грузов по Великой Вагонной дороге в Аппалачской долине и через Аппалачи.
Были построены еще более крупные фургоны, такие как упряжные фургоны на двадцать мулов , используемые для перевозки буры из Долины Смерти , которые могли перевозить 36 коротких тонн (32 длинных тонны; 33 т) за пару. [9] Кузова повозок имели длину 16 футов (4,88 м) и глубину 6 футов (1,83 м); задние колеса имели диаметр 7 футов (2,13 м), а пустые вагоны весили 7800 фунтов (3500 кг). [9] [10]
Грузовые вагоны предназначались для перевозки грузов, а не людей, и не создавались для комфорта. Во многих случаях не было сиденья или скамейки водителя, и вознице приходилось идти рядом с повозкой или ездить верхом на одной из лошадей. В результате во многих грузовых вагонах появилась «ленивая доска» — доска, которую можно было вытащить, чтобы на ней сесть, а затем отодвинуть назад, когда в этом нет необходимости. В Америке лейзиборды располагались с левой стороны и рядом с тормозом, потому что тележки управлялись с левой стороны; обратное практиковалось в Великобритании. [11]
-
Повозка Конестога , США, 1840-е гг.
-
Повозка с быками, перевозящая шерсть, Новая Зеландия ок. 1880 г.
-
Упряжка из двадцати мулов , груз буры, США, 1880-е гг.
-
Вагоны Borax на выставке c. 1935 год
-
Грузовые вагоны, США, 1905 г.
-
Грузовые вагоны, Аргентина, 1920-е гг.
-
Груз пшеницы, США, 1910 г.
Вагон доставки
[ редактировать ]Вагон для доставки использовался для доставки таких товаров, как молоко, хлеб, продукты, мясо и лед, частным и коммерческим клиентам, преимущественно в городских условиях. Концепция экспресс-вагонов и панельных фургонов возникла в 19 веке. [7] : 441–5 К концу XIX века повозки часто были красиво раскрашены, украшены надписями и лаком и служили имиджевыми и прокатными рекламными объявлениями. [12] [13] К специальным формам развозного вагона относятся вагон для льда и вагон для молока .
Вагоны-цистерны перевозили жидкие грузы. Вагоны с водой доставляются в районы без водопровода и для использования в военных лагерях. [6] : 171 В начале 1900-х годов американские дворники использовали газовый насос для очистки городских улиц от мусора и грязи, а также для смачивания пыли в засушливые сезоны. [6] : 7, 171 Вагоны для жидкого навоза представляли собой низкие цистерны для разбрасывания навоза по полям в 1860-1900-х годах. [6] : 156 Нефтяные фургоны работали с 1880-х по 1920-е годы и вмещали до 500 галлонов масла или спиртных напитков. [6] : 123–124
В центре города Швебиш-Гмюнд , Германия, с 1992 года растения города орошаются с помощью гужевой повозки с цистерной для воды . [14]
-
Вагон для доставки хлебобулочных изделий, Австралия, 1900-е годы.
-
Вагон-цистерна для спирта, Франция, 1900-е годы.
-
Доставка в магазин, США, 1900-е гг.
-
Доставка хлеба, Англия, 1910-е годы.
-
Молочные вагоны , Финляндия 1920-е гг.
-
Доставка молока, Канада, 1920-е годы.
Жилые помещения
[ редактировать ]Вагоны также служили первыми передвижными домами , передвижными мастерскими и передвижными кухнями.
- Пастушья хижина – для отдаленных пастухов
- Вардо XIX века. - традиционная повозка британских цыган
- Жилой фургон - использовался для размещения передвижных рабочих бригад в первые дни существования паровых двигателей.
- Повозка шоумена – тщательно продуманные жилые помещения для шоуменов.
- Чаквагон — небольшая повозка, используемая для доставки еды и приготовления пищи; по сути переносная кухня
-
Пастушьи хижины
-
Романи Вардо
-
Вагон шоумена
Развлечения и шоу
[ редактировать ]Странствующие цирки украшали свои фургоны, чтобы иметь возможность принять участие в грандиозном параде — даже упаковывали фургоны для оборудования, фургоны с клетками для животных, живые фургоны и оркестровые фургоны. [6] : 45 Популярным в Северной Америке был и остается поплавок или выставочный фургон, приводимый в движение шестью лошадьми, тянущими богато украшенный выставочный фургон с символической полезной нагрузкой и густо расписанный рекламой компании или владельца. [6] : 1 Повозки, запряженные лошадьми, — популярная достопримечательность в туристических местах для неторопливого осмотра достопримечательностей. [6]
-
Театрализованные повозки, Бельгия, 1615 г.
-
Цирковой парадный вагон 1904 года постройки.
-
Парадная площадка , США, 1908 год.
-
Туристический фургон, США 2004 г.
-
Экскурсионный фургон, Германия 2008 г.
-
Выставочный вагон, США 2017
Моторизованные вагоны
[ редактировать ]При переходе к механизированным транспортным средствам с приводом от животных автомобили строились кузовостроителями , а кузова и ходовая часть были по существу аналогичны гужевым транспортным средствам.
- Гиппомобиль - изобретение 1860-х годов, бензиновый.
- Паровая повозка - конец 1800-х годов, большая паровая машина.
- Duryea Motor Wagon - бензиновый двигатель 1890-х годов, созданный по образцу американского багги .
- Auto Wagon - бензиновый двигатель начала 1900-х годов, созданный по образцу американского багги.
- Высокие колеса - 1910-е годы - часто изготавливаются из переоборудованных конных повозок.
В наше время термин «универсал» сохранился как тип автомобиля. Он описывает автомобиль с пассажирским салоном, простирающимся до задней части автомобиля, без багажника, с одним или несколькими задними сиденьями, которые можно сложить, освобождая место для перевозки груза, а также с открывающейся задней дверью или задней дверью. [15]
-
Патентный рисунок на дорожное транспортное средство Duryea , 1895 г.
-
Джордж Б. Селден за рулем автомобиля, 1905 год.
Современные сельскохозяйственные вагоны
[ редактировать ]-
с фронтальной разгрузкой Прицеп для корма
Вагонный поезд
[ редактировать ]В миграционных и военных условиях повозки часто встречались большими группами, называемыми обозами .
В войне большие группы повозок снабжения использовались для обеспечения путешествующих армий продовольствием и боеприпасами, образуя «обагажные поезда». Во время Гражданской войны в США эти поезда часто сопровождали вагоны частных торговцев, известных как сатлеры , которые продавали товары солдатам, а также вагоны фотографов и репортеров. [16] Специально построенные вспомогательные вагоны существовали для кузнечного дела , телеграфии и даже полетов на аэростатах для наблюдения. [17]
В миграционных условиях, таких как эмигрантские тропы американского Запада или Великий путь Южной Африки, повозки путешествовали вместе для поддержки, навигации и защиты. Группа повозок может быть использована для создания импровизированного форта , называемого лаагером , который создается путем их окружения, образуя ограждение. В этих условиях чаквагон — это небольшая повозка, используемая для доставки еды и приготовления пищи, по сути, переносная кухня.
Тяжелые животные
[ редактировать ]Помимо лошадей и волов, в качестве тягловых животных для повозок соответствующего размера использовались такие животные, как мулы и козы.
-
Овцы и детская повозка (1883 г.)
-
Пара коз и повозка (1917)
-
Осел и повозка, полная детей (1925)
-
Упряжка мулов и повозка (1939)
-
Волы и крытая повозка (1951)
Вагоны в искусстве
[ редактировать ]Вагоны, как обычный и важный элемент истории и жизни, были объектами произведений искусства. Некоторыми примерами являются картины «Телега сена» и «Триптих воза сена» , а также полдоллара Мемориала «Орегонская тропа» .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Вайн № 1». Оксфордский словарь английского языка (2-е изд.). Издательство Оксфордского университета . 1989.
- ^ «Вагонер» . Мерриам-Вебстер . Проверено 29 января 2017 г.
- ^ «Вагонер» . Бесплатный словарь . Проверено 29 января 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Вагон». Циклопедия Риса . Том. 37. Лондон: Лонгман, Херст, Рис, Орм и Браун. 1817–1818.
- ^ «В Лчашене, Армения, найдены повозки возрастом 4000 лет» . Арт-А-Цолум . 28 декабря 2017 года . Проверено 13 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Смит, DJM (1988). Словарь конных повозок . JA Allen & Co. Ltd. ISBN 0851314686 . ОЛ 11597864М .
- ^ Jump up to: а б Страттон, Эзра М. (1878). Мир на колесах; или «Кареты с их историческими ассоциациями от древнейших времен до наших дней, включая избранное из выставки, посвященной столетию Америки» . Нью-Йорк: Автор. ОСЛК 3570369 . ОЛ 7004294М .
- ^ Гарднер, Марк Л. (сентябрь 1997 г.). «Вагоны на тропе Санта-Фе: 1822–1880» (PDF) . Служба национальных парков . Проверено 5 февраля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Двадцать команд мулов» . Национальный парк Долина Смерти . Служба национальных парков . Проверено 6 февраля 2013 г.
- ^ «Боракс: Команда двадцати мулов» . Архивировано из оригинала 25 сентября 2008 года . Проверено 18 сентября 2008 г.
- ^ Берт, Олив В., Джон Ванамакер: Мальчик-торговец, The Bobbs-Merrill, Company, Inc., Нью-Йорк, авторские права 1952, 1962, стр. 62.
- ^ Хиллик, MC (1898). Практическая покраска экипажей и вагонов . Чикаго: Пресса западного художника. стр. 2 , 109–116.
- ^ Сандерс, Уолтер Р. (1922). Доставка льда . Чикаго: Никерсон и Коллинз. стр. 170–172 .
- ^ «Одна лошадиная сила на 160 цветочных горшков». Гмюндер Tagespost (на немецком языке). 31 июля 2015 года. Архивировано из оригинала 11 декабря 2019 года . Проверено 25 февраля 2022 г.
- ^ «Определение: универсал» . Merriam-Webster.com . Проверено 9 декабря 2019 г.
- ^ О'Салливан, Тимоти (1863). «Билтон, Вирджиния» . Библиотека Конгресса гравюр и фотографий . Проверено 5 февраля 2013 г.
- ^ «Таддеус Лоу со своими инфляционными вагонами» . Смитсоновский институт: Национальный музей авиации и космонавтики . Проверено 5 февраля 2013 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Словарное определение повозки в Викисловаре
- СМИ, связанные с вагонами, на Викискладе?
- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.