Уилрайт
Занятие | |
---|---|
Секторы деятельности | Сделки |
Описание | |
Похожие вакансии |
– Колесный мастер это мастер , который изготавливает или ремонтирует деревянные колеса . Это слово представляет собой комбинацию слова «колесо» и слова « райт » (которое происходит от древнеанглийского слова « wryhta », что означает рабочий или формовщик дерева), как в словах «корабел» и «аркрайт» . [1] Это профессиональное название стало английской фамилией Райт . Он также появляется в таких фамилиях, как Картрайт и Уэйнрайт . Это соответствует тому, что умелых рабочих по металлу зовут Смитами.
Эти ремесленники изготавливали колеса для телег (телег), повозок (важен), ловушек и карет, а также ременные передачи для паровых машин . Изготавливали также колеса, а часто и рамы для прялок . Сначала строится ступица (называемая ступицей), спицы и сегменты обода, называемые фелло (произносится как «низкий»), [2] и собрать их все в единое целое, работая от центра колеса наружу. Большинство колес были сделаны из дерева , но для декоративных или других целей использовались и другие материалы, такие как кость и рог . Некоторые более ранние конструкции колес, такие как те, которые использовались в ранних колесницах, были связаны сыромятной кожей , которая наносилась влажной и давала усадку при высыхании, сжатии и скреплении деревянных деталей вместе. Спустя много столетий колеса стали обвязываться железом - метод прибивания железных пластин к костям для защиты от износа на земле и для скрепления колеса вместе. Строкование считалось менее квалифицированной практикой, и его можно было выполнять с меньшими знаниями и оборудованием, что облегчало обслуживание колес без необходимости привлечения кузнеца.
За тысячелетия общий внешний вид колеса практически не изменился, но небольшие изменения в дизайне, такие как выступы и шахматные спицы, помогли не отставать от требований меняющегося мира. Эти небольшие изменения в конструкции значительно увеличили прочность колеса и одновременно снизили его вес; автомобили стали более эффективными в производстве и использовании.
История
[ редактировать ]Ранние деревянные колеса были цельными и делались из древесных плит. Они были тяжелыми, но простая конструкция не требовала особых навыков. Колеса со спицами были легче. Их можно было построить из деревьев меньшего размера и большего диаметра, поскольку они не были ограничены размером деревьев в регионе. Однако колеса со спицами требовали точного расстояния и тщательных расчетов, чтобы построить идеальный круг. Считается, что специальное ремесло колесного мастера началось с изобретения спиц. В сельской местности, где не было доступа к колесному мастеру, продолжали изготавливать цельнолитые колеса. [3] : 85–86
Благодаря навыкам и опыту, необходимым для изготовления колес, в Европе колесный мастер превратился в узнаваемую профессию. [3] : 149
Детали и материалы
[ редактировать ]Основными частями деревянного колеса являются ступица (или ступица), спицы, фелло (felly) и покрышка (покрышка). [3] [4]
Ступица – центральный блок колеса. В колесе с деревянными спицами ступица действует как ступица . Один конец каждой спицы вставляется в неф в процессе, называемом шипованием . В старых колесах ступица имела 6-дюймовую втулку, которая надевалась на ось, чтобы предотвратить раскачивание колеса; требовалась частая смазка. В более современных колесах тележки используются подшипники . [4] : 197 [3] : 232
Спицы — это деревянные палочки, которые с одного конца вставляются в ступицу, а с другого конца — в ступицу. [4] : 251 [3] : 233
Фелло — это один из нескольких изогнутых кусков дерева, которые, собранные вместе, образуют обод колеса. Они устанавливаются на внешние концы спиц. Иногда пишется «фелли». [4] : 119 [3] : 231 Количество валков, необходимых для изготовления круга, варьировалось в зависимости от региона, эпохи и размера колеса - от минимум двух полукругов из гнутого дерева до нескольких валков на колесо, по крайней мере, с двумя спицами на валок. [3] : 83
Обод — это внешний край колеса, хотя некоторые называют шину ободом. [3] : 233
Покрышка представляет или покрышка собой защитную полосу, выходящую за пределы фелло. Шины делались из железа или стали, обычно в виде обруча и закреплялись по ободу в горячем виде. По мере того, как оно охлаждалось и сжималось, оно затягивало соединения спиц со ступицами и спицами с ступицей, укрепляя колесо и делая его более жестким. [4] : 158 Металлические шины очень шумны на твердом дорожном покрытии, поэтому колеса многих повозок были изготовлены с цельнорезиновыми шинами, помещенными в металлический канал. [4] : 71, 162, 298
Из-за возраста или сухого климата колесо сжималось, и шина с металлическим кольцом расшатывалась. Обычно обруч снимали, «усаживали», нагревали и снова устанавливали, чтобы колесо снова затянулось. Инструменты для усадки обручей назывались «высадочными устройствами для шин» или «усадочными устройствами для шин». [5] [6]
Индустриальный век
[ редактировать ]В индустриальную эпоху железные ремни были заменены цельными железными шинами, изготовленными на заказ кузнецом после того, как колесный мастер измерил каждое колесо, чтобы обеспечить правильную посадку. Железные покрышки всегда делались немного меньше колеса по окружности. Их расширяли путем нагревания на огне, а пока они были горячими, их забивали молотком и натягивали с помощью рычажного крюка на обод колеса. Затем горячую шину охлаждали, помещая ее в воду. Это прижало его к дереву и закрыло деревянные стыки. Шины крепились к колесам гвоздями или болтами. Металлические шины были просверлены перед установкой на колесо. Болты для шин выпадали с меньшей вероятностью, чем гвозди, потому что они были вкручены в шипы. Оба потайные и заподлицо с внешней поверхностью колеса.
Во второй половине XIX века использование готовых железных ступиц и других деталей колес заводского изготовления из дерева, железа и резины становилось все более распространенным. Такие компании, как Генри Форд , разработали производственные процессы, которые вскоре сделали деревенских колесных мастеров устаревшими. С началом двух мировых войн торговля вскоре пришла в упадок, к 1960-м годам она стала очень редкой и почти исчезла к 2000 году. Однако благодаря усилиям таких организаций, как Worshipful Company of Wheelwrights, колесные мастера все еще продолжают работать в Великобритания. [7]
В наше время колесные мастера продолжают изготавливать и ремонтировать самые разнообразные колеса, в том числе деревянные и с железными шинами. Слово «колесный мастер» остается термином, обычно используемым для обозначения тех, кто производит и ремонтирует колеса для гужевых транспортных средств, хотя иногда оно используется для обозначения тех, кто ремонтирует колеса, выравнивание колес, ободья, барабаны , диски и проволочные спицы на современных транспортных средствах, таких как легковые автомобили , автобусы и грузовые автомобили . Колеса для гужевых повозок продолжают конструироваться и ремонтироваться для использования людьми, которые используют такие транспортные средства для сельского хозяйства , соревнований и презентаций исторических событий, таких как реконструкции и живая история .
Колесное мастерство сегодня
[ редактировать ]Современное деревянное колесо обычно состоит из трех основных частей: ступицы или ступицы в центре колеса, спиц, расходящихся от центра, и фланцев или ободов по внешней стороне. Обычно колесо было связано стальной или железной шиной в зависимости от его исторического периода и цели.
Основными породами древесины, используемыми в традиционном деревянном колесе, являются вяз для ступицы, дуб для спиц и ясень для спиц, хотя в некоторых регионах это может варьироваться в зависимости от наличия древесины, климата и стиля производства. Иногда дуб и ясень заменяют гикори, поскольку его легче сгибать при массовом производстве, и он достаточно упругий для легких колес, требующих некоторой гибкости.
Вяз используется из-за его переплетенного волокна, которое предотвращает раскол ступицы из-за сильного забивания спиц.
Дуб используется потому, что он не сгибается, не сжимается и не изгибается и передает любое давление нагрузки непосредственно от фланцев к ступице.
Ясень используется из-за его гибкости и упругости, он действует как форма подвески и защищает от ударов.
Будущее
[ редактировать ]Во второй половине 20 века обучение колесных мастеров сошло на нет из-за отсутствия спроса на новые деревянные колеса. Эти навыки поддерживали малые предприятия, музеи, общества и тресты, такие как Колониальный фонд Вильямсбурга (США) и Агентство Countryside (Великобритания).
Worshipful Company of Wheelwrights в Лондоне (Великобритания) поддерживает процветающую (поддерживаемую государством) программу ученичества, которая началась в 2013 году.
В колониальном Вильямсбурге (США) действует постоянная программа обучения, и недавно (2016 г.) были приняты на работу новые ученики.
См. также
[ редактировать ]- Артиллерийское колесо
- Платформа для шинирования
- Колесостроение
- Достопочтенная компания колесных мастеров
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Новый университетский словарь Вебстера . Компания G. & C. Merriam. 1976. ISBN 0-87779-338-7 .
- ^ «Оксфордский словарь английского языка» . www.oed.com . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . Проверено 8 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Буллиет, Ричард В. (2016). Колесо: изобретения и переосмысления . Издательство Колумбийского университета. ISBN 9780231173384 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Уолронд, Салли (1979). Энциклопедия вождения . Книги деревенской жизни. п. 293. ИСБН 0600331822 . ОЛ 4175648М .
Колесный мастер: Человек, который изготавливает колеса и устанавливает шины.
- ^ «Установка для шиномонтажа колес вагонов» . Музей места наследия . 27 ноября 2019 г.
- ^ «Мы никогда не устаём от истории: Сжиматель шин» . Северо-Западный музей карет . 10 марта 2023 г.
- ^ Дэвид Эйнхорн (2010). Кузнечное дело времен Гражданской войны . Издатели CreateSpace. ISBN 978-1456364816 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хендриксон, MC (1996). Секреты колесного мастерства: шины . Австралия: MC и П. Хендриксон. Карионг, ISBN Нового Южного Уэльса 0-646-31201-4 .
- Моррисон, Брюс; Моррисон, Джойс (2003). Колесное мастерство: современное введение . Коттонвуд Пресс. стр. 371 (в спиральном переплете). ISBN 0-9731947-0-7 .
- Американский музей карет (1996). Пелубе, Дон (ред.). Изготовление колес: проектирование и изготовление деревянных колес . Астрагал Пресс. ISBN 1879335735 . ОЛ 1023069М .
- Стёрт, Джордж (1923). Магазин Уилрайта . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-09195-0 . OCLC 919297923 . ОЛ 1171822В .
- Райт, Джон; Херфорд, Роберт (1997). Изготовление колеса, как сделать традиционное легкое колесо английского узора . Великобритания: Агентство сельской местности естественной Англии. ISBN 1-869964-57-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Заповедник старого мастера». «Популярная механика» , октябрь 1947 г., с. 144-145.
- Достопочтенная компания колесных мастеров
- Фил Грегсон, Уилрайт
- Всемирное исследование Уилрайта