Перевозка
Перевозка | |
---|---|
Вверху: карета тележного типа в Бэйуок , Манила ; Внизу: калеса типа каритела в Интрамуросе , Манила. | |
Приложение | Транспорт |
Работает | Нет |
Самоходный | Нет |
Колеса | 2 |
Калеса , ( филиппинский испанский : Calesa ) — двухколесная конная повозка используемая на Филиппинах . [1] [2] Обычно его ярко раскрашивают и украшают. [3] Это был основной вид общественного и частного транспорта на Филиппинах в испанский и американский колониальный период . Их использование сокращалось с ростом использования моторизованных транспортных средств в 20 веке, пока калесы не перестали быть жизнеспособными в 1980-х годах. В наше время они в основном сохранились только как туристические достопримечательности, например, в Вигане, Илокос-Сур .
У Калесас есть другие названия в зависимости от количества пассажиров, которые они могут разместить. Небольшие калесы, которые могут перевозить одного или двух пассажиров на сиденьях, обращенных вперед, известны как каромата или карумата . Более крупные калесы, которые перевозят груз или до шести или более пассажиров на сиденьях, обращенных по бокам, известны как каритела или каретела (также тартанилья на Себу ). Однако со временем эти термины стали взаимозаменяемыми. Четырехколесные повозки дифференцируются как карвахе .
История
[ редактировать ]Калеса (от исп.calesa ) были впервые завезены на Филиппины в 1700-х годах испанцами . Они стали основным видом общественного и частного транспорта на островах. [1] Их изготавливали традиционные мастерские, известные как каросерья . [4] Корм , которым кормили лошадей, был известен как закате , производство которого также было собственной важной отраслью промышленности из-за преобладания калесас. [5]

Использование калесы продолжалось во время американского колониального периода на Филиппинах (1898–1946 годы), где они оставались основным видом дешевого общественного транспорта. Американское колониальное правительство попыталось ввести рикши в 1902 году, чтобы расширить общественный транспорт в Маниле, но это было встречено сопротивлением со стороны состоящих в профсоюзе водителей калеса ( кочерос ), которые характеризовали рикш как «превращающих людей в зверей». В результате рикши так и не получили признания на Филиппинах. [6] [5] [7]
Американское колониальное правительство также начало моторизацию общественного транспорта в начале 20-го века, представив такие автомобили, как джипни («авто-калеса») и автобусы («автобусы»), а также расширив Tranvia линии электрического трамвая (управляемые Meralco ). . Эти новые моторизованные транспортные средства напрямую конкурировали с калесами, а моторизованный и гужевой транспорт часто конфликтовали. Были приняты новые постановления, ограничивавшие движение конного транспорта в пользу моторизованного транспорта. Несмотря на это, калеса процветали до середины 20-го века благодаря их гораздо более гибким маршрутам, дешевизне и значительной политической власти профсоюзов кочеро . Политический вес профсоюзов кочеро в современных средствах массовой информации назывался « голосованием калезы » и считался синонимом голоса низших классов. В него входили малообеспеченный рабочий класс и малые предприятия, которые полагались на калесы как для личного транспорта, так и для доставки товаров. " Голосование калесы » имело сильное влияние на выборах, что позволило калесас избежать большинства попыток изменить правила дорожного движения. В конце 1930-х годов только в Маниле все еще действовало около 7000 калесас. [5] [7]

В 1939 году правительство на серии публичных слушаний предложило меры по отмене калесас, чтобы решить ухудшающиеся проблемы с дорожным движением, которые они вызывали. Самым решительным предложением стал немедленный выкуп кочеро с возможностью переобучения их в водителей автомобилей. Это было встречено массовыми протестами профсоюзов кочеро , которые привели к отказу от этих предложений. Однако было принято все больше других мер, включая запрет на создание новых терминалов «калеса» и запрет «калесам» выходить на определенные оживленные улицы или парковаться возле рынков. [5]
Во время Второй мировой войны , с 1941 по 1945 год, «калесас» выжили и оказали столь необходимые услуги во время японской оккупации Филиппин . Они также использовались и в послевоенные годы, но уже пришли в упадок и потеряли свое прежнее политическое влияние. К 1960-м годам были введены дополнительные ограничения на доступ калесов к дорогам, ограничив их проездом по второстепенным дорогам. Несколько калесов просуществовали до конца 1980-х годов, прежде чем стали фактически нежизнеспособными как вид общественного транспорта. [5]
Калесы в наше время в основном используются только как туристические достопримечательности. Они до сих пор сохранились в некоторых районах Филиппин, например, в Сан-Фернандо, Пампанге, Вигане и Лаоаге . [8] Калесы также можно найти в Интрамуросе , где они обслуживают туристов, и Бинондо в Маниле, а также в Илигане , где украшенные калесы можно покатать по определенной улице. В Кагаяне калеса распространены, особенно в Туао , Тугегарао и других муниципалитетах провинции.
Описание
[ редактировать ]
Калеса выглядит как двухколесная наклонная повозка, которую тянет одна лошадь. Его изготавливают из дерева, металла или их комбинации. Водитель калесы, которого обычно называют куцеро (исп. cochero ), сидит на водительском сиденье впереди. [9] И водитель, и пассажиры закрыты навесом, берущим начало в задней части кабины. У Калесы была особая терминология для водителей. Когда куцеро хочет, чтобы лошадь повернулась направо, он говорит « мано », а затем говорит « силла », чтобы лошадь повернулась налево. [10]
Kalesas можно отличить по количеству пассажиров, которые они могут разместить. Небольшие калесы, которые могут перевозить одного или двух пассажиров на сиденьях, обращенных вперед, известны как каромата или карумата ( филиппинский испанский : carromata ). Кароматас имел минимум удобств и взимал самые низкие тарифы, в результате чего их характеризовали как «простонародную карету». [11] [5] Более крупные калесы, перевозящие груз или до шести пассажиров на сиденьях, обращенных по бокам, известны как каритела или каретела (филиппинский испанский: carretela ). Карителы широко использовались малым бизнесом для дешевых грузовых перевозок. Эти термины со временем стали взаимозаменяемыми. [11] [5] На Себу карителы известны как тартанилья. В современных версиях они вмещают от восьми до десяти человек. Они остаются культовым видом транспорта в городе Себу . [12] [13]
Большие четырехколесные версии калесы были известны как карвахе (филиппинский испанский: carruaje ); в то время как повозки, запряженные карабао (обычно используемые для перевозки грузов), были известны как гареты или каретон (исп. carreton ). [4]
Наследие
[ редактировать ]Два современных моторизованных транспортных средства общественного транспорта на Филиппинах названы в честь калесы: джипни , который первоначально был известен как «авто калеса » (или для краткости «AC») с 1910-х по 1940-е годы; [3] [14] и моторела Северного Минданао , смесь слов «моторизованный» и « карретела ». [15]
Красочные украшения калесы также были унаследованы джипни после мировой войны Второй . большинства Орнамент на капоте джипни также является данью уважения его предшественнику калесе. [3]
В популярной культуре
[ редактировать ]Композитор Амбросио Дель Росарио написал оригинальную музыку, а национальный артист Филиппин Леви Селерио написал текст песни под названием Kalesa в честь автомобиля. [16]
Ежегодный парад Калеса проводится во время фестиваля искусств Бинатбатан в городе Виган. [17]
Галерея
[ редактировать ]- Перевозки в Маниле
- Повозка на улице Крисолого, Виган
- Вчера мы припарковались перед Виганским собором.
- Церковь в Бинондо , Манила.
- Калеса перед собором Манилы
См. также
[ редактировать ]- Кангга , традиционные сани, запряженные Карабао.
- Моторизованный трехколесный велосипед (Филиппины)
- Джипни
- Вытащил рикшу
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Монтефалькон, Морин Энн М.; Круз, Робин Лоуренс И.; Иносенсио, Мэриан Николь Дж.; Портус, Алисса Джин (2019). «Эргономическая оценка филиппинской Калесы». В Гунетиллеке, Равиндра С.; Карвовский, Вальдемар (ред.). Достижения в области физической эргономики и человеческого фактора . Достижения в области интеллектуальных систем и вычислений. Том. 789. стр. 170–178. дои : 10.1007/978-3-319-94484-5_18 . ISBN 978-3-319-94483-8 . S2CID 169516531 .
- ^ Смит, DJM (1988). Словарь конных повозок . JA Allen & Co. Ltd. с. 33. ISBN 0851314686 . ОЛ 11597864М .
Калеса. Двухколесная пассажирская тележка или тяжелая двуколка, использовавшаяся на Филиппинах с середины 19 века до 1940-х годов. Водитель часто сидел в задней части автомобиля, как на английской ферме или молочной платформе. Подвеска на боковых полуэллиптических рессорах. Запряженный одной лошадью.
- ^ Jump up to: а б с Чиу, Имес (2008). Эволюция от лошади к автомобилю: сравнительное международное исследование . Камбрия Пресс. стр. 224–229. ISBN 9781604975468 .
- ^ Jump up to: а б «Последний производитель калесы: как гордый Фернандино сохранил угасающую промышленность» . Столица Пампанга . 28 марта 2019 г. . Проверено 26 марта 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Панте, Майкл Д. (2022). «Голосование Калесы: уличная политика и местное самоуправление в Маниле 1930-1940-х годов» . Пребывание: Журнал социальных проблем Юго-Восточной Азии . 37 (2): 201–229.
- ^ Панте, Майкл Д. (декабрь 2014 г.). «Рикши и филиппинцы: транснациональное значение технологий и труда в оккупированной американцами Маниле». Международное обозрение социальной истории . 59 (С22): 133–159. дои : 10.1017/S0020859014000315 .
- ^ Jump up to: а б Хорн, Флоренция (1941). Сироты Тихого океана — Филиппины . Нью-Йорк, Рейнал и Хичкок. стр. 23–27.
- ^ Калеса. Архивировано 11 ноября 2007 года в Wayback Machine, город Виган, Филиппины - город, внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
- ^ Сивер, Дэвид (1 июня 1976 г.). «Калеса Филиппинских островов» . Каретный журнал . 14 (1). Американская ассоциация перевозок : 32–35 . Проверено 31 июля 2022 г.
- ^ «Езда на филиппинской «Калесе» и бизнес» . Архивировано из оригинала 28 ноября 2010 года . Проверено 28 ноября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б "КАРОМАТА " Только тагальский Получено 30 марта .
- ^ «Увядающие колесницы Тартанильи Себу» . CDN . 17 августа 2018 г. Проверено 6 декабря 2020 г.
- ^ Предполагается, Ариэль. «Тартанилья: король дорог Себу » Гордый Бисая Бай Получено 30 марта .
- ^ Рагодон, Рихард Вильгельм (21 декабря 2017 г.). «Долгое прощание джипни» . Топ Гир Филиппины . Проверено 6 декабря 2020 г.
- ^ «Рафаэль Флоирендо – изобретатель Motorela» . CDODev.Com . 18 марта 2010 года . Проверено 11 ноября 2015 г.
- ^ Калеса - Видео Смотрите, смотрите видео на Youtube, скачивайте видео на Youtube. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Риверо, Имельда К. «Прочные «калесы» Вигана помогают сохранять воздух в городе чистым» . Филиппинское информационное агентство . Проверено 26 марта 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Калесасом, на Викискладе?