Международный аэропорт Кларк
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2018 г. ) |
Международный аэропорт Кларк Кларк на чемпионате мира Международный аэропорт Кларк | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() | |||||||||||
![]() Терминал аэропорта ночью в декабре 2023 года. | |||||||||||
Краткое содержание | |||||||||||
Тип аэропорта | Общественный / Военный | ||||||||||
Владелец | Корпорация международного аэропорта Кларк | ||||||||||
Оператор | Корпорация развития международного аэропорта Лусона (LIPAD) [1] [2] | ||||||||||
Служит | Центральный и Северный Лусон | ||||||||||
Расположение | Кларк , Анхелес и Мабалакат , Пампанга , Филиппины | ||||||||||
Открыто | 16 июня 1996 г [3] [4] | ||||||||||
Центр для | ПАЛ Экспресс | ||||||||||
Операционная база для | |||||||||||
Часовой пояс | ПХТ ( UTC+08:00 ) | ||||||||||
Высота AMSL | 148 м / 484 фута | ||||||||||
Координаты | 15 ° 11'09 "N 120 ° 33'35" E / 15,18583 ° N 120,55972 ° E | ||||||||||
Веб-сайт | www | ||||||||||
Карты | |||||||||||
![]() | |||||||||||
Взлетно-посадочные полосы | |||||||||||
| |||||||||||
Статистика (2022 г.) | |||||||||||
| |||||||||||
Источник: ЦИАК [5] |
Международный аэропорт Кларк ( IATA : CRK , ICAO : RPLC ), известный как Международный аэропорт Диосдадо Макапагал с 2003 по 2014 год, является международным аэропортом, охватывающим часть городов Анхелес и Мабалакат в пределах свободного порта Кларк и специальной экономической зоны в провинции Пампанга. , Филиппины . Он расположен в 80 километрах (50 миль) [6] к северо-западу от Манилы . До него можно добраться по скоростной автомагистрали Субик-Кларк-Тарлак (SCTEX).
Аэропорт обслуживает Центральный Лусон , Северный Лусон и, в некоторой степени, Метро Манилу международными и внутренними рейсами. Название происходит от бывшей американской авиабазы Кларк , которая была крупнейшей зарубежной базой ВВС США , пока не была закрыта и передана правительству Филиппин в 1991 году.
Аэропорт управляется и управляется Luzon International Premier Airport Development (LIPAD) Corp., консорциумом JG Summit Holdings , Filinvest Development Corporation , Philippine Airport Ground Support Solutions (PAGSS) Inc. и Changi Airports Philippines Pte. ООО [1] [2] Южная часть объекта используется ВВС Филиппин как авиабаза Кларк . [7]
Аэропорт был номинирован в качестве финалиста в категории «Аэропорт Versailles Prix [8] но проиграл Терминалу B аэропорта Ла-Гуардия как лучший новый аэропорт 2021 года. [9] Тем не менее, он был признан лауреатом списка самых красивых аэропортов мира Prix Versailles 2023 года. [10]
1 марта 2024 года CRK получила награду Routes Asia Marketing Awards в категории аэропортов с 5 миллионами пассажиров после того, как была признана, что в 2023 году она обслужила почти 2 миллиона пассажиров, что на 160 % больше. [11]
История
[ редактировать ]
Кавалерия Соединенных Штатов основала форт Стоценберг в 1902 году, а затем превратила его часть в аэродром, который, в свою очередь, был переименован в аэродром Кларка в 1919 году — в честь летчика-майора Гарольда Мелвилла Кларка . Аэродром Кларк использовался в качестве стратегической зарубежной базы как Соединенными Штатами , так и Японией во время Второй мировой войны . [12]
В 1947 году было подписано Соглашение о военных базах США и РП, объединяющее аэродром Кларк и форт Стоценберг с авиабазой Кларк, но после извержения горы Пинатубо в июне 1991 года и непродления соглашения о военных базах авиабаза Кларк была вернулся к филиппинскому правительству . [13]
Закон о преобразовании баз 1992 года ускорил преобразование авиабазы Кларк в особую экономическую зону, а в 2007 году Конгресс Филиппин принял Республиканский закон № 9400, который переименовал базу в Кларк-Фрипорт Филиппины. [14] В настоящее время он разделен на два отдельных подразделения: зону Кларка Фрипорта, находящуюся в ведении Clark Development Corporation, и комплекс гражданской авиации Кларка, находящийся в ведении корпорации Clark International Airport Corporation (CIAC).
В 1993 году бывшая авиабаза Кларк была вновь открыта как Особая экономическая зона Кларка (CSEZ) после того, как территория была очищена от лахара, обломков образовавшихся в результате извержения горы Пинатубо и последовавшего за ним тайфуна . [15] подписал указ, 28 апреля 1994 года бывший президент Фидель Рамос согласно которому Кларк была определена как особая экономическая зона Кларка в качестве будущего места для главного международного аэропорта с целью привлечения экономической и туристической деятельности в Центральный Лусон и уменьшения заторов в метро. Манила . [16]
В 1997 году развитие международного аэропорта Кларк (CIA) началось всерьез с подписания контракта с участием застройщика, связанного с предлагаемым новым пассажирским терминалом в международном аэропорту Ниной Акино (NAIA) в Пасай-Сити . Этот шаг был частью более широкой стратегии правительства Филиппин по улучшению инфраструктуры аэропортов страны и уменьшению заторов в NAIA. Сотрудничая с опытными международными операторами и разработчиками аэропортов, такими как Aeroports de Paris (ныне Groupe ADP ), BCDA стремилась превратить Кларк в крупные международные ворота. Эта разработка была призвана поддержать региональный экономический рост и обеспечить жизнеспособную альтернативу NAIA для международных и внутренних рейсов. [17] В том же году был разработан генеральный план. Планировалось создать современный авиационный комплекс с пропускной способностью 10 миллионов пассажиров в день, предполагалось установить оборудование, но строительство пассажирского терминала и диспетчерской вышки еще не завершено. [18]
CIAC берет свое начало от Республиканского закона № 7227, также известного как «Закон о преобразовании и развитии баз 1992 года», который санкционировал преобразование нескольких военных резерваций, включая бывшую авиабазу Кларк, в устойчивые экономические зоны. Юрисдикция над корпорацией перешла от Управления по развитию конверсии баз (BCDA) и Clark Development Corporation (CDC) с момента ее официального объединения с SEC в 1995 году. [ нужна ссылка ]
Аэропорт открылся для коммерческих операций 16 июня 1996 года. [3]
4 апреля 2003 года президент Глория Макапагал Арройо переименовала аэропорт в Международный аэропорт Диосдадо Макапагал (DMIA) в память о своем отце, бывшем президенте Диосдадо Макапагале , и в феврале 2007 года приказала Clark International Airport Corporation (CIAC) финансировать США. Расширение DMIA на 1,7 миллиарда долларов США (76,5 миллиардов фунтов стерлингов) и утверждение плана исследования на сумму 2 миллиона долларов США (90 миллионов фунтов стерлингов), финансируемого Корейским агентством международного сотрудничества . Первый этап программы расширения аэропорта Кларк, расширение терминала стоимостью 130 миллионов фунтов стерлингов, был завершен в январе 2008 года и позволил принимать более 2 миллионов пассажиров в год. [19]
Жизнеспособность и практичность ЦРУ были подтверждены исследованиями Pacific Consultants International в 2005 году, Корейского агентства международного сотрудничества в 2008 году и Aecom в 2010 году. [20]
В 2011 году CIAC был передан из Управления конверсии и развития баз и стал прикрепленным агентством Министерства транспорта и коммуникаций (DOTC) на основании Исполнительного указа № 64, изданного президентом Бениньо Акино III . [21] [22]
В феврале 2012 года аэропорт снова использовал название международного аэропорта Кларк. [23] но первоначальный пассажирский терминал продолжал носить имя Макапагала до 2014 года.
28 февраля 2017 года президент Родриго Дутерте издал Указ № 14, возвращающий CIAC в качестве дочерней компании BCDA, но при этом Министерство транспорта (DOTr) сохраняет надзор и оперативный контроль над аэропортом. [24]
Расширение и будущее развитие
[ редактировать ]Ожидается, что четыре новых терминала будут построены, и все они будут полностью введены в эксплуатацию к 2025 году. После завершения строительства эти четыре терминала увеличат пассажиропоток Кларка до более чем 110 миллионов в год. Аэропорт также готовится стать одним из первых « аэротрополисов » в стране, представляющих собой поселение с аэропортом мирового класса, окруженное бизнес-кластерами и жилыми комплексами. [25] Проект предполагает эксплуатацию и техническое обслуживание существующих и предлагаемых новых зданий пассажирского терминала аэропорта с 25-летним периодом концессии. Проект стоимостью 12,55 млрд фунтов стерлингов предполагает строительство нового здания пассажирского терминала проектной пропускной способностью двенадцати миллионов пассажиров в год. Это предложение было сделано ADP Ingénierie в 2015 году.
Консорциум аэропортов Северного Лусона (NLAC), который является консорциумом JG Summit Holdings , Filinvest Development Corporation , Philippine Airport Ground Support Solutions Inc. и Changi Airports Philippines Pte. Ltd. (которая является дочерней компанией Changi Airports International Pte. Ltd, которая сама является дочерней компанией Changi Airport Group, оператора сингапурского аэропорта Чанги ) выиграла открытый тендер BCDA на принятие на себя эксплуатацию и техническое обслуживание аэропорта. [26] 25 января 2019 года NLAC подписала 25-летний контракт на эксплуатацию и техническое обслуживание аэропорта. [27] 16 августа эксплуатация и техническое обслуживание международного аэропорта Кларк были официально переданы победителю конкурса (теперь переименованному в Luzon International Premier Airport Development (LIPAD) Corporation) на церемонии, проведенной в новом здании терминала вместе с открытием его нового логотипа. [1] [2]
Строительство нового пассажирского терминала было завершено в сентябре 2020 года. [28] Пробные полеты в новый терминал и обратно были проведены в декабре 2021 года. [29] а терминал открыт для коммерческих операций 2 мая 2022 года. [30] Все рейсы были переведены в новый терминал в день его открытия. [31] После открытия нового терминала старый терминал был выведен из эксплуатации. [32] Новый терминал был официально открыт президентом Бонгбонгом Маркосом во время торжественного открытия 28 сентября. [33]
Географическое положение
[ редактировать ]Международный аэропорт Кларк расположен в зоне Кларк-Фрипорт на острове Лусон , примерно в 98 километрах (61 миле) от Манилы на юге и в 163 километрах (101 миле) от Багио . Аэропорт расположен между горой Пинатубо на западе и горой Араят на востоке.
Территория аэропорта находится на территории комплекса гражданской авиации зоны Кларк-Фрипорт, который занимает 2367 гектаров (5850 акров) и напрямую связан со скоростной автомагистралью Субик-Кларк-Тарлак (SCTEX), которая соединена со скоростной автомагистралью Северный Лусон (NLEX), обеспечивая прямую связь с Метро Манила.
Он имеет местный водосборный бассейн с населением около 23 миллионов человек, охватывающий регион Илокос , долину Кагаян , Центральный Лусон , административный район Кордильеры и северную часть Метро Манилы .
Структура
[ редактировать ]Пассажирский терминал
[ редактировать ]
В аэропорту имеется четырехуровневое здание пассажирского терминала площадью 82 600 квадратных метров (889 000 квадратных футов), которое заменило первоначальный терминал в 2022 году. [30] Спроектирован компаниями Populous и Casas+Architects и построен компаниями Megawide Construction Corporation и GMR Infrastructure . [34] [35] Терминал имеет общую площадь 110 000 квадратных метров (1 200 000 квадратных футов) и проектную пропускную способность двенадцать миллионов пассажиров в год. [32]
На первом этаже находятся залы выдачи багажа и залы прибытия, а на втором этаже расположены помещения для трансфера, иммиграционные залы для прибывающих международных пассажиров и 18 трапов . Помимо трапов, на перроне есть дистанционные ворота. На третьем уровне расположены стойки регистрации и зоны перед отъездом, включая залы ожидания у выхода на посадку, а на четвертом уровне расположены зоны еды и напитков, а также залы ожидания для коммерчески важных лиц . [36]
Фасад терминала имеет волнообразную крышу, вдохновленную горами Арайат , Пинатубо и Сьерра-Мадре горным хребтом . [36]
Бывший терминал
[ редактировать ]Первоначальный терминал был расширен за 3 миллиона долларов (130 миллионов фиалских фунтов), чтобы принимать 1 миллион пассажиров в год. Проект расширения был инициирован президентом Арройо в апреле 2008 года для обслуживания растущего пассажиропотока в связи с приходом в аэропорт иностранных и местных бюджетных перевозчиков. [37]
Первый этап расширения терминала начался в апреле 2010 года и обошелся в 12 миллионов долларов (550 миллионов фунтов стерлингов), включал в себя второй этаж, залы прибытия и вылета, а также два аэромоста, добавленные к зданию терминала. Расширение увеличило пропускную способность аэропорта до 2,5 миллионов пассажиров в год. [38]
Пассажирский терминал был снова расширен в 2013 году стоимостью 9,6 миллиона долларов (417 миллионов фунтов стерлингов), в результате чего пропускная способность терминала увеличилась с 2,5 миллиона до 4,2 миллиона пассажиров в год. В результате расширения размер здания пассажирского терминала увеличился с 11 439 квадратных метров (123 130 квадратных футов) до 19 799 квадратных метров (213 110 квадратных футов). Была добавлена 21 новая стойка регистрации, в результате чего общее количество стоек увеличилось с 13 до 34. Также были построены пять стоек прибытия и 12 стоек вылета. Расширенный терминал имеет восемь пунктов въезда и три таможенных поста. Модернизированный терминал начал работу в мае 2013 года. [39]
Взлетно-посадочные полосы
[ редактировать ]Раньше в международном аэропорту Кларка было две параллельные взлетно-посадочные полосы длиной 3200 метров (10 500 футов). Поскольку взлетно-посадочные полосы расположены близко друг к другу, второстепенная взлетно-посадочная полоса (02L/20R) выведена из эксплуатации и больше не используется. Новый терминал занимает конец бывшей взлетно-посадочной полосы 20R, а на взлетно-посадочной полосе 02L в настоящее время строится новый ангар для технического обслуживания. [40]
- Основная взлетно-посадочная полоса (ВПП 02R/20L) имеет длину 3200 метров (10 500 футов) и ширину 60 метров (200 футов). Он оснащен различными навигационными средствами и средствами освещения и имеет категорию 1 по точному заходу на посадку. [41]
- Бывшая второстепенная взлетно-посадочная полоса (ВПП 02L/20R) имеет ту же длину, что и основная взлетно-посадочная полоса, но ее ширина составляет всего 45 метров (148 футов), что на 15 метров (49 футов) уже, чем основная взлетно-посадочная полоса. В отличие от основной взлетно-посадочной полосы, дополнительная взлетно-посадочная полоса использовалась только для правил визуального полета (VFR). Вторичная взлетно-посадочная полоса выведена из эксплуатации в 2017 году. [41]
Башня управления воздушным движением
[ редактировать ]В 2020 году корпорация международного аэропорта Кларк (CIAC) объявила о планах построить самую высокую диспетчерскую вышку на Филиппинах, высота которой составит около 54 метров (177 футов). [42] Башню планировалось построить к декабрю 2021 года. [43] Однако по состоянию на декабрь 2023 года проект завершен лишь на 61 процент из-за проблем с проектированием и ожидания одобрения Управления гражданской авиации Филиппин и Clark Development Corporation . [44]
Второй ангар
[ редактировать ]12 марта 2024 года Элмар Люттер, Lufthansa Technik Philippines, президент объявил о новаторском стоимостью 8,4 миллиарда песо (150 миллионов долларов США) проекте строительства ангара в международном аэропорту Кларк. Планируемый второй ангар был открыт во время визита филиппинских официальных лиц в Берлин , Германия, во главе с президентом Бонгбонгом Маркосом и Альфредо Э. Паскуалем . [45]
Авиакомпании и направления
[ редактировать ]Пассажир
[ редактировать ]Авиакомпании | Направления |
---|---|
Аэро К | Сезонно: Чхонджу |
ЭйрСВИФТ | Гнездо |
Азиана Эйрлайнз | Сеул – Инчхон |
Себу Пасифик | Бангкок – Суварнабхуми , Катиклан , Себу , Давао (возобновление 22 октября 2024 г.), [46] Генерал Сантос (возобновляется 21 октября 2024 г.), [46] Гонконг , Илоило (возобновление 21 октября 2024 г.), [46] Пуэрто-Принсеса (резюме от 2 октября 2024 г.), [46] Сингапур , Токио – Нарита |
Эмирейтс | Дубай – международный |
ЕВА Эйр | Тайбэй – Таоюань |
Гонконг Экспресс | Гонконг |
Вода Чеджу | Сеул – Инчхон |
Джетстар Азия | Сингапур |
Джин Эйр | Пусан , Сеул–Инчхон |
ПАЛ Экспресс | Баско , Бусуанга , Катиклан , Себу |
Филиппины AirAsia | Катиклан |
Катарские авиалинии | Доха |
Бежать | Сингапур |
Старлюкс Эйрлайнз | Тайбэй – Таоюань |
Солнечный свет Воздух | Бусуанга , Катиклан , Сиаргао Сезонно: Сент-Винсент |
Груз
[ редактировать ]Авиакомпании | Направления |
---|---|
ФедЭкс Экспресс | Бангкок , Гуанчжоу , Тайбэй-Таоюань , Хошимин , Сингапур , Сидней |
Цзянсу Цзиндун Карго | Шэньчжэнь |
Скайвей Карго | Себу |
СЭЭйр Интернешнл | Себу |
Тяньцзинь Эйр Карго | Наньнин |
УПС Эйрлайнз | Шэньчжэнь |
Статистика
[ редактировать ]Данные Clark International Airport Corporation (CIAC). [47] [5]
![]() | Графики недоступны по техническим причинам. Дополнительную информацию можно найти на Phabricator и на MediaWiki.org . |
Год | Пассажирские перевозки | Движения самолетов | Перевозки грузов (в тоннах ) | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Одомашненный | Международный | Общий | % изменять | Одомашненный | Международный | Общий | % изменять | Одомашненный | Международный | Общий | % изменять | |||
2004 | 9,442 | 49,546 | 58,988 | — | 432 | 230 | 662 | — | Данные не предоставлены | — | ||||
2005 | 7,816 | 224,497 | 232,313 | ![]() | 455 | 1,188 | 1,643 | ![]() | ||||||
2006 | 17,889 | 470,867 | 488,756 | ![]() | 437 | 2,065 | 2,502 | ![]() | 3,774 | 124,981 | 128,755 | |||
2007 | 43,650 | 489,969 | 533,619 | ![]() | 621 | 1,975 | 2,596 | ![]() | 3,533 | 125,124 | 128,657 | ![]() | ||
2008 | 39,681 | 490,748 | 530,429 | ![]() | 584 | 2,039 | 2,623 | ![]() | 2,780 | 127,805 | 130,585 | ![]() | ||
2009 | 30,732 | 559,792 | 590,524 | ![]() | 572 | 2,613 | 3,185 | ![]() | Данные не предоставлены [а] | 132,078 | ![]() | |||
2010 | 46,525 | 607,704 | 654,229 | ![]() | 379 | 2,672 | 3,051 | ![]() | Данные не предоставлены | — | ||||
2011 | 42,118 | 725,023 | 767,141 | ![]() | 609 | 6,971 | 7,580 | ![]() | ||||||
2012 | 300,438 | 1,015,319 | 1,315,757 | ![]() | 3,501 | 9,313 | 12,814 | ![]() | ||||||
2013 | 215,173 | 985,419 | 1,200,592 | ![]() | 1,916 | 8,420 | 10,336 | ![]() | ||||||
2014 | 90,948 | 786,809 | 877,757 | ![]() | 936 | 5,715 | 6,651 | ![]() | 1,280 | 46,702 | 47,982 | |||
2015 | 41,824 | 826,704 | 868,528 | ![]() | 348 | 5,709 | 6,057 | ![]() | 2,217 | 32,796 | 35,013 | ![]() | ||
2016 | 51,625 | 899,382 | 951,007 | ![]() | 360 | 5,852 | 6,212 | ![]() | 2,120 | 13,236 | 15,356 | ![]() | ||
2017 | 431,343 | 1,083,188 | 1,514,531 | ![]() | 5,399 | 7,221 | 12,620 | ![]() | 2,789 | 13,656 | 16,445 | ![]() | ||
2018 | 1,350,168 | 1,314,210 | 2,664,378 | ![]() | 16,267 | 8,650 | 24,873 | ![]() | 2,875 | 15,342 | 18,217 | ![]() | ||
2019 | 1,780,000 | 2,200,000 | 4,000,211 | ![]() | 23,856 | 11,882 | 35,738 | ![]() | 11,055 | 15,267 | 26,322 | ![]() | ||
2020 | 508,795 | 432,773 | 941,532 | ![]() | 5,591 | 3,329 | 8,920 | ![]() | Данные не предоставлены [а] | 31,800 [48] | ![]() | |||
2021 | 9,405 | 131,997 | 192,542 | ![]() | 234 | 971 | 2,386 | ![]() | Данные не предоставлены [а] | 36,975 | ![]() | |||
2022 | 140,248 | 628,578 | 768,826 | ![]() | 1,526 | 4,138 | 5,664 | ![]() | Данные не предоставлены [а] | 49,254 | ![]() |
Награды
[ редактировать ]- Центр Азиатско-Тихоокеанской авиации
- Награды Frost & Sullivan в области аэрокосмической и оборонной промышленности Азиатско-Тихоокеанского региона
- Аэропорт года (2008) (аэропорты до 15 миллионов пассажиров) [50]
- Награды за маркетинг в аэропортах Routes
- Победитель (2013 г.) (аэропорты до 20 млн пассажиров) [51]
- Версальская премия
- Лауреат премии «Самые красивые аэропорты мира» (2023 г.) [10]
Наземный транспорт
[ редактировать ]Автомобиль
[ редактировать ]Скоростная автомагистраль Субик -Кларк-Тарлак (SCTEx) обеспечивает высокоскоростной автомобильный доступ к аэропорту с юго-запада с двумя выездами : развязкой Кларк-Норт и Кларк-Саут. Последний ведет прямо к Кларку. Пассажиры со стыковочными рейсами в международном аэропорту Ниной Акино в Маниле могут либо заплатить за проезд, чтобы воспользоваться Skyway , новейшей скоростной автомагистралью между Кларком и NAIA, от скоростной автомагистрали Северного Лусона (NLEX) до скоростной автомагистрали NAIA, соединяющей терминалы 1, 2 и 3 NAIA с 29 декабря. , 2020 или воспользуйтесь NLEX, который связан через SCTEX, затем пройдите через проспект Эпифанио-де-лос-Сантос от Балинтавака , Кесон-Сити до бульвара Роксас в Пасай , бульвара Роксас от EDSA до северной конечной остановки скоростной автомагистрали Манила-Кавите (CAVITEX) в Параньяке , и наконец, на NAIA Road .
В аэропорту также предоставляются услуги парковки и перелета. [52]
Общественный транспорт
[ редактировать ]с кондиционером На маршрутах на короткие расстояния джипни соединяют Кларк с близлежащим автовокзалом Дау в Мабалакате и SM City Clark в Анхелес-Сити . Из Дау пассажиры могут ездить на междугородних автобусах, ведущих в другие города Северного и Центрального Лусона, а также в метро Манилы. Прямые двухточечные автобусные перевозки премиум-класса (P2P) для междугородных маршрутов предоставляются четырьмя автобусными компаниями, ведущими в ТриНому в Кесон-Сити , Субик и соседний Олонгапо в Замбалесе , Дагупан в Пангасинане и Виган в Илокос-Сур . [53]
Аэропорт также будет обслуживаться станцией международного аэропорта Кларк пригородной железной дороги Север -Юг , соединяющей аэропорт с Нью-Кларк-Сити в Капасе, Тарлаке , а также с Тутубаном в Маниле и Каламбой в Лагуне. Подключение планируется завершить где-то в 2026 году. [54]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Приводятся только совокупные объемы международных и внутренних грузов.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Корпорация Lipad берет на себя управление аэропортом Кларк» . Рэплер . 18 августа 2019 года . Проверено 7 сентября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с Орехас, Тонетт (16 августа 2019 г.). «Консорциум Lipad захватывает аэропорт Кларк» . Филиппинский Daily Inquirer . Проверено 17 августа 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Годовой отчет за 2007 год» (PDF) . Официальный сайт международного аэропорта Кларк . Корпорация международного аэропорта Кларк. п. 16. Архивировано из оригинала (PDF) 2 июня 2015 года . Проверено 17 июня 2016 г.
- ^ «Вспоминая первый полет CRK 20 лет назад, 16 июня 1996 года» . Фейсбук . Корпорация международного аэропорта Кларк. Архивировано из оригинала 26 февраля 2022 года . Проверено 17 июня 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «Годовой отчет» . Корпорация международного аэропорта Кларк . Проверено 1 декабря 2023 г.
- ^ Балуют, Джоэлин (10 октября 2012 г.). «Рейсы NAIA перенаправлены на Кларк» . Филиппинское информационное агентство . Архивировано из оригинала 16 апреля 2013 года . Проверено 13 января 2013 г.
- ^ «Авиабаза Кларк» . Филиппинские ВВС. Архивировано из оригинала 22 января 2013 года . Проверено 31 декабря 2012 г.
Хотя авиабаза в основном обслуживала гражданские воздушные перевозки (планировалось заменить международный аэропорт Ниной Акино в качестве основного аэропорта метро Манилы), филиппинские ВВС сохраняли там свое присутствие, и часть их все еще была известна как авиабаза Кларк.
- ^ Сан-Хуан, Александрия Деннис (19 августа 2021 г.). «Ух ты! Международный аэропорт Кларк номинирован на Версальскую премию» . Манильский бюллетень . Проверено 20 августа 2021 г.
- ^ «Терминал B аэропорта Ла-Гуардия выиграл престижную Версальскую премию ЮНЕСКО 2021 года как лучший новый аэропорт в мире» . Новости столичного аэропорта . 30 декабря 2021 г. . Проверено 23 ноября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Адель, Розетка (10 ноября 2023 г.). «Международный аэропорт Кларк среди самых красивых аэропортов мира » . Филиппинская звезда . Проверено 24 ноября 2023 г.
- ^ Адель, Розетка (2 марта 2024 г.). «Международный аэропорт Кларк чествовали на выставке Routes Asia 2024» . Филиппинская звезда . Проверено 3 марта 2024 г.
- ^ Мейксель, Ричард Б. (2002). «Глава 10: Эпилог». Кларк Филд и воздушный корпус армии США на Филиппинах, 1919-1942 гг . Кесон-Сити, Филиппины: Издательство New Day. ISBN 978-971-10-1078-2 .
- ^ Говард Э. Халворсен (12 июня 2017 г.). «ИСТОРИЯ ВВС: Эвакуация базы ВВС Кларк» . База ВВС Тинкер . Проверено 23 апреля 2024 г.
- ^ «Кларк Фрипорт и особая экономическая зона» . Посетите Центральный Лусон . Проверено 23 апреля 2024 г.
- ^ «Прокламация № 1035, 2006 г.» . Официальный вестник Республики Филиппины . 10 марта 2006 года . Проверено 26 июня 2024 г.
- ^ «Указ № 174» . Lawphil.net . 28 апреля 1994 года . Проверено 14 июня 2024 г.
- ^ Сервантес, Динг. «Бывший пилот Эстрады по имени Кларк — прекси в аэропорту» . Philstar.com . Проверено 13 июня 2024 г.
- ^ «Годовой отчет BCDA за 1997 год» (PDF) .
- ^ Навалес, Рейнальдо Г. «Корейская фирма готовит генеральный план аэропорта Кларк стоимостью 2 миллиона долларов» . СанСтар Пампанга . Архивировано из оригинала 28 сентября 2008 года.
- ^ Inquirer, Philippine Daily (1 октября 2012 г.). «Группа продвигается к аэропорту Кларк» . INQUIRER.net . Проверено 13 июня 2024 г.
- ^ «Приказ № 64 от 2011 года» . Официальный вестник . 21 декабря 2011 года. Архивировано из оригинала 25 мая 2022 года . Проверено 28 июня 2019 г.
- ^ «Международный аэропорт Кларк» . Управление по конверсии и развитию баз .
- ^ «План изменения названия аэропорта Кларк вызывает споры» . Новости АБС-ЦБН . 28 февраля 2012 г.
- ^ «Приказ № 14 от 2017 г.» (PDF) . Официальный вестник . Архивировано из оригинала (PDF) 25 мая 2022 года . Проверено 28 июня 2019 г.
- ^ «Центральный Лусон: новейшее развивающееся направление для бизнеса» . СанСтар . 4 февраля 2018 года. Архивировано из оригинала 5 августа 2022 года . Проверено 6 сентября 2018 г.
- ^ Кабуэнас, Джон Виктор Д. (21 декабря 2018 г.). «Консорциум под руководством Чанги возьмет на себя управление эксплуатацией и техническим обслуживанием аэропорта Кларк» . Новости ГМА .
- ^ Рей, Айка (25 января 2019 г.). «Filinvest и JG Summit подписывают 25-летнее соглашение об эксплуатации аэропорта Кларк» . Рэплер . Проверено 7 сентября 2019 г.
- ^ Рей, Айка (13 октября 2020 г.). «Завершено строительство нового терминала аэропорта Кларк» . Рэплер . Проверено 31 марта 2021 г.
- ^ «Новый терминал международного аэропорта Кларк приветствует первых прибывших» . Новости АБС-ЦБН . 15 декабря 2021 г. . Проверено 28 сентября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Сарао, Закарян (2 мая 2022 г.). «Международный аэропорт Кларк в Пампанге открывает новый терминал» . Филиппинский Daily Inquirer . Проверено 2 мая 2022 г.
- ^ Абадилья, Эмми В. (27 апреля 2022 г.). «Все рейсы Clark вылетают и прибывают в новый терминал CRK ко 2 мая» . Манильский бюллетень . Проверено 21 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Меркурио, Ричмонд (28 апреля 2022 г.). «Новый терминал аэропорта Кларк откроется 2 мая» . Филиппинская звезда . Проверено 28 апреля 2022 г.
- ^ Баджо, Анна Фелисия (28 сентября 2022 г.). «Маркос приветствует открытие нового здания аэропорта Кларк, городское значение ГЧП» . Новости ГМА . Проверено 28 сентября 2022 г.
- ^ Орехас, Тонетт (16 октября 2020 г.). «Дизайнерская фирма названа в честь интерьера нового терминала аэропорта Кларк» . Филиппинский Daily Inquirer . Проверено 2 августа 2021 г.
- ^ Камю, Мигель Р. (15 октября 2020 г.). «Аэропорт Кларк получил новый пассажирский терминал» . INQUIRER.net . Проверено 19 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Новый пассажирский терминал международного аэропорта Кларк» . Аэропортовые технологии . 20 ноября 2020 г. . Проверено 3 сентября 2022 г.
- ^ Сервантес, Дин (2 апреля 2008 г.). «GMA откроет проект расширения аэропорта Кларк стоимостью 125 миллионов долларов» . Филиппинская звезда . Проверено 28 апреля 2022 г.
- ^ «Международный аэропорт Кларк (ранее Диосдадо Макапагал)» . Аэропортовые технологии . 2 февраля 2018 года . Проверено 3 сентября 2022 г.
- ^ «Расширение международного аэропорта Кларк (ЦРУ), Пампанга» . Airport-technology.com .
- ^ «Концессия на эксплуатацию и техническое обслуживание международного аэропорта Кларк» (PDF) . Ppp.gov.ph. Проверено 28 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Вторая взлетно-посадочная полоса аэропорта Кларк выведена из эксплуатации» . СанСтар . 3 февраля 2017 г. Проверено 3 сентября 2022 г.
- ^ «CIAC построит самую высокую диспетчерскую вышку аэропорта Филиппин» . Солнечная Звезда Пампанга . 20 июля 2020 г. Проверено 20 июля 2020 г.
- ^ «Башня аэропорта Кларк завершена к декабрю» . Малайский бизнес-инсайт . 1 марта 2021 г. Проверено 11 апреля 2021 г.
- ^ Панти, Льянеска (22 апреля 2024 г.). «COA: Проект диспетчерской башни Кларка отложен на 2 года из-за проблем с проектированием» . Новости GMA онлайн . Проверено 26 июня 2024 г.
- ^ Хилотин, Джей (21 марта 2024 г.). «Филиппины: в международном аэропорту Кларк установлен новый ангар стоимостью 8,4 миллиарда филиппинских песо» . Новости Персидского залива . Проверено 23 марта 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Cebu Pacific укрепляет Clark Hub, возобновив рейсы в 4 ключевых внутренних направления» . AvGeek Филиппины . Проверено 8 июля 2024 г.
- ^ «Важная информация» (PDF) . Корпорация международного аэропорта Кларк. Архивировано из оригинала (PDF) 14 февраля 2017 года . Проверено 8 июня 2016 г.
- ^ Пиад, Тайрон Джаспер К. (22 октября 2022 г.). «Реабилитация аэропортов, морские порты нуждаются в усилении логистики» . Филиппинский Daily Inquirer . Проверено 9 декабря 2022 г.
- ^ «Награда DMIA за недорогие перевозки в аэропорту» . Архивировано из оригинала 22 октября 2012 года.
- ^ Jump up to: а б «DMIA признано глобальной консалтинговой группой «Аэропортом года»» . Архивировано из оригинала 11 апреля 2008 года . Проверено 20 апреля 2008 г.
- ^ «Routes Asia 2013:: Награды Routes Airport Marketing Awards» . Маршрут онлайн . Проверено 24 августа 2013 г.
- ^ «Часто задаваемые вопросы» . Корпорация международного аэропорта Кларк . Проверено 13 января 2013 г.
- ^ Павия, Джоуи (13 января 2013 г.). «ЦРУ ожидает 2 миллиона пассажиров в 2013 году и запускает автобусный маршрут Кларк-ТриНома» . БизнесЗеркало . Архивировано из оригинала 16 апреля 2013 года . Проверено 13 января 2013 г.
- ^ «Детали проекта – Строительство» . Build.gov.ph . 1 июня 2018 года . Проверено 9 января 2020 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Официальный сайт
- Текущая погода для RPLC в NOAA / NWS
- История происшествий с CRK в Aviation Safety Network