Jump to content

Увидимся

Координаты : 25 ° 24'43 "ю.ш. 30 ° 20'23" в.д.  /  25,41194 ° ю.ш. 30,33972 ° в.д.  / -25,41194; 30.33972
Увидимся
Бокони находится в Южной Африке.
Увидимся
Показано в Южной Африке
Расположение Провинция Мпумаланга , Южная Африка
Координаты 25 ° 24'43 "ю.ш. 30 ° 20'23" в.д.  /  25,41194 ° ю.ш. 30,33972 ° в.д.  / -25,41194; 30.33972
Тип Сообщество и политическая единица
Длина 150 километров
История
Строитель Кони люди
Основан 16 или 17 век
Заброшенный 19 век
Периоды Поздний железный век

Бокони (что означает «земля людей с севера») было доколониальным агро-пастбищным обществом, расположенным в северо-западной и южной частях современной Мпумаланга провинции в Южной Африке . [1] Знаковыми для этой области являются места с каменными стенами , встречающиеся в самых разных формах и формах. Участки Бокони также демонстрируют специализированное сельское хозяйство и торговлю на большие расстояния с другими группами в прилегающих регионах. Бокони видел оккупацию в различных формах примерно между 1500 и 1820 годами нашей эры.

Этимология

[ редактировать ]

В литературе можно встретить несколько вариантов имени Бокони. К ним относятся шишки, шишки, шишки, шишки и шишки.

Много споров вызывает терминология, касающаяся Бокони и его жителей. С лингвистической точки зрения Боконе переводится как «северный регион», а Баконе — как «люди с севера». [1] БоКони и БаКони больше не считаются точными в своем частом и неверном описании происхождения Кони. Несмотря на неточности, связанные с термином «Кони» (который использовался для описания неправильного происхождения как Нгуни ), он все еще используется в отношении сообществ, связанных с Бокони. Принято считать, что этот термин применяется к группе посторонними, а не тот, который используется Кони для самоидентификации. [2] Бакони, также относящееся к «людям севера», используется очень редко и может рассматриваться как альтернативное написание Бокони или Баконе. [2] В целях соответствия самой популярной терминологии в литературе будет использоваться Бокони (для обозначения общества), а также Кони (для обозначения людей).

Точно так же, как Бокони относится к кони, «Бопеди» (иногда называемый Бапеди) относится к территории или обществу народа педи. [3]

Описание

[ редактировать ]

Урегулирование

[ редактировать ]

В недавних исследованиях считается, что кони не являются единым этническим образованием и не должны считаться таковыми. Археологические исследования, проведенные на ранних стоянках Кони, на самом деле могут изучать выборку групп разного происхождения и этнической принадлежности, которые прибыли в один и тот же регион примерно в одно и то же время. В какой-то момент между этим и более поздними этапами истории Бокони эти группы слились и сформировали коллективную идентичность. [2] Было высказано предположение, что группы Рока составляют часть этой объединенной идентичности. [4] Ряд ученых отмечают, что некоторые группы, составляющие кони, пришли с востока региона, а другие - с северо-запада. [5] Другие академические источники отмечают, что современные группы кони называют Свазиленд (современный Эсватини ) местом своего происхождения. [5] [6] [7]

Участки Бокони почти постоянно встречаются между Оригстадом и Каролиной , обычно вдоль различных рек, ответвляющихся на восток и запад на этом 150-километровом участке. [8] [9] Сообщества бокони обычно состояли из централизованных больших деревень, расположенных на холмах в долинах; с меньшими поселениями, имеющими сходство с окружающими их. [10] Самая большая из деревень, связанных с Бокони, имеет диаметр более 5 километров. [11] Среди этих закономерностей есть несколько заметных отклонений: в том числе группы участков в близлежащей южной долине Комати и в пределах притоков Крокодилов. Единую группу памятников также можно найти к западу от общего региона Бокони, в долине Стилпорт ; но эти стоянки не имеют тех же характеристик, что и другие стоянки Бокони, и в различных анализах их несколько игнорировали. Регион Бокони также описывается в более общем смысле как расположенный между горами Леолу , рекой Спекбум и долиной Бадфонтейн. [7]

Также видно, что поселения в районе Бокони расположены на значительном диапазоне высот. Исследования по оценке численности населения показали, что популяция Бокони находится на пике развития общества и составляет от 19 000 до 57 000 человек. [12]

Профессиональные этапы

[ редактировать ]

В истории Бокони можно выделить четыре основных профессиональных этапа. Все даты AD

  1. До 18 века: сосредоточен в долине реки Комати . [13] небольшие вождества занимались легким строительством первых каменных террас. [11]
  2. Начало 18 – середина 18 веков: в этот момент постройки начинают принимать более оборонительную форму. Это согласуется с перемещением населенного пункта из Мошомаци в Мохло-Пела. Было высказано предположение, что это коррелирует с насилием со стороны соседнего Мапоно . [7] На этом этапе также создается множество деревень, которые сохранились и в более поздние периоды. [11]
  3. Середина 18-го — середина 19-го веков: Этот период отмечен частыми конфликтами: чаще всего с Педи или Маротенгом . В результате рассеяния народа кони в этот период времени большая часть данных поступает из устных историй, а не из археологических данных. [11]
  4. Конец 19-го века: после очень краткого возрождения в начале этого этапа Бокони пережил упадок и возможную потерю автономии перед лицом более крупных местных групп на этом этапе. [13] С этого момента и по настоящее время сайты обычно заброшены.

Особенности с каменными стенами

[ редактировать ]

Знаковыми местами Бокони и считающимися уникальными для этого региона Африки являются наличие значительных каменных террас и изделий из камня. Камни местного производства окружают и составляют ряд объектов: в том числе усадьбы, дороги и различные вольеры для животных; а также другие, менее распространенные функции, которые различаются в зависимости от сайта и региона. [10] Каменные террасы и стены сильно различаются по форме: их высота варьируется от 1,2 до более 2 метров. [11] Террасы на стоянках Бокони сохранились исключительно хорошо по сравнению с другими южноафриканскими группами того же периода. Хотя похожие конструкции усадеб можно встретить и в других регионах, дороги и сельскохозяйственные террасы, найденные на стоянках Бокони, считаются совершенно уникальными. [9]

Элементы каменных стен на стоянках Бокони ни в коем случае не были статичными: ученые полагают, что эти особенности со временем будут меняться, чтобы соответствовать потребностям жителей участка. Археологические данные некоторых памятников показывают многоуровневые дороги, а раскопки в Ритвлее выявили пастбища для скота, расположенные прямо на бывших сельскохозяйственных террасах. Утверждается, что целью была максимальная эффективность использования земли. [14]

Дороги, обнаруженные на участках Бокони, признаны самыми длинными и сложными в доколониальной Южной Африке , и имеют мало сопоставимых систем в других частях мира. Дороги в этом регионе обычно обозначаются каменной стеной с обеих сторон. Эти дороги соединяют усадьбы и ограничивают передвижение скота по территории, сохраняя при этом террасные сельскохозяйственные зоны от выпаса. Приближаясь к самим усадьбам, дороги имеют тенденцию сужаться примерно до метра в ширину, ограничивая перемещение скота однорядными рядами. В большинстве случаев ведущие к усадьбе тропинки заканчиваются у входа в центральную ограду данной усадьбы после того, как появляются у входов в более крупные общественные тропы. Эти общественные тропы соединяют между собой усадьбы и террасы на большей территории, и, как было установлено, их длина достигает или превышает 4 километра каждая. [9]

Сельскохозяйственные террасы

[ редактировать ]

Террасирование в сельскохозяйственной инфраструктуре Бокони принимает различные формы сложности и является единственной известной полевой сельскохозяйственной системой, которая сохранялась до и в течение колониального периода Африки . Граница поля может быть обозначена одним или несколькими рядами просто расположенных камней или иногда облицована значительными каменными стенами, обычно высотой более метра. Размеры и формы индивидуально обозначенных сельскохозяйственных участков сильно различаются как по размеру, так и по форме, но среди сельскохозяйственных предприятий Бокони распространена тенденция размещать участки на склонах, а не на более плоских равнинах. Хотя ученые допускают, что сельское хозяйство существовало на равнинах, вполне возможно, но пока не обнаружено никаких террас, построек или других археологических свидетельств, подтверждающих это. Было отмечено, что каменные материалы для строительства террас и других каменных сооружений на склонах холмов добываются на тех же холмах, на которых они были предназначены. [9]

Террасы оказываются полезными в борьбе с эрозией почвы на склонах холмов. Террасы здесь позволяют не только организовать участки сельскохозяйственных угодий, но и сделать возможным возделывание земли на более крутых склонах местности, где в противном случае эрозия почвы оказалась бы проблематичной. [15] В большинстве изученных случаев кажется, что стены террас не были застроены сразу; после накопления утраченной почвы некоторые участки ранее каменных рядов были расширены вверх, чтобы еще больше предотвратить потерю почвы. [15] Также считается, что террасирование применялось не в начале заселения участка, а довольно медленно с течением времени, чтобы приспособиться к растущему населению. [9]

Усадьбы Бокони имеют определенную степень единообразия в своей планировке: центральные краали для скота , окруженные домашними помещениями, в свою очередь окружены внешней стеной. Большую часть времени усадьба будет соединена небольшой индивидуальной дорогой с более крупной общественной дорогой, ведущей к другим усадьбам и другим частям поселения. Было замечено, что дома построены на внутренних пространствах этих усадеб. Предполагается, что надстройки были изготовлены из более мягких материалов, чем камень: что привело к отсутствию видимых остатков, кроме каменной облицовки там, где на большинстве участков должны были быть стены, и ям для костра на некоторых участках. Исключением из этой тенденции являются некоторые участки, где почти полностью построены каменные хижины, а также используются выступы: обычно они встречаются в отдаленных кластерных участках к югу от основных регионов Бокони. [9] [16] [17]

Усадьбы примечательны той ролью, которую они играли в контексте духовности Кони: поскольку духовный мир системы верований Кони мог быть достигнут только мужчинами-главами семей через силу, передаваемую через связи с умершими предками по отцовской линии. [18] В некоторых исследованиях модели кластеризации вольеров внутри усадеб также были связаны со структурой семьи: по мере дальнейшего развития усадьбы для размещения расширяющейся семейной группы физическая структура будет отражать связи и размер семьи. [18]

В ходе археологических исследований исследователи определили и выделили три различные разновидности усадеб:

  1. Пара концентрических кругов. В центральном краале внутреннего дома будет размещаться домашний скот; а внешнее будет служить домашним пространством с расположенными внутри него домами. Стена будет окружать домашнее пространство, завершая второй круг и связывая усадьбу воедино. Этот тип усадеб обычно встречается в небольших изолированных поселениях. [12]
  2. Пара концентрических кругов. Эта разновидность похожа на первую, но отличается рядом вспомогательных кругов на внешней стороне внешней стенки. Распределение этих вспомогательных кругов имеет тенденцию различаться в зависимости от места, но обычно напоминает геометрические или «цветущие» узоры. Этот тип усадеб обычно встречается в более крупных поселениях, реже (хотя и не полностью отсутствует) в более мелких. [12]
  3. Третья форма усадьбы, лишенная концентрических кругов первых двух разновидностей, целиком состоит из меньших кругов. [12] Это самая редкая из трех разновидностей, и обычно ее можно найти на расстоянии от других усадеб и сельскохозяйственных террас; в отличие от более тесного включения. [9]

По сравнению с другими участками усадебного типа по всему континенту общепризнано, что усадьбы Бокони уникальны тем, что не следуют традиционным условностям. Это относится не только к общему замыслу, но и к таким особенностям, как оппозиционно ориентированные ограждения первой и второй разновидностей усадеб и направленно ориентированные наружные ограждения второй и третьей разновидностей. [9] Считается, что на некоторых усадебных участках присутствуют элементы дизайна художественных узоров, например изображения цветов. [14] Было замечено, что группы усадеб сильно различаются по размеру: самая большая известная группа находится в Ритвлее и состоит примерно из 300 усадеб. [15]

Наскальные рисунки

[ редактировать ]

Кони, которые обычно считаются неотъемлемой частью усадеб Бокони, часто создавали наскальные рисунки. Когда-то считалось, что это были подробные «планы этажей» усадеб. [9] но теперь считаются более интерпретативными по своей природе. [14] Известно, что эти петроглифы отличаются высокой детализацией и представляют собой художественно стилизованные изображения сооружений, как и многие другие формы гравюр южноафриканского сообщества железного века . [9] Существует также аспект «мужественности», который, как утверждают некоторые, присутствует в гравюрах района Бумплаатс и за его пределами, потенциально созданный молодыми художниками-мужчинами во время работы по уходу за скотом. [14] Из-за того, что гравюры усадьбы Бокони классифицируются как наскальные рисунки, они охраняются Законом Южной Африки о ресурсах национального наследия 1999 года . [1]

Общество и культура

[ редактировать ]

Авторитетные фигуры

[ редактировать ]

В Мпумаланге роли вождей между обществами часто обнаруживают сходство. Это распространяется даже на круг ведения: четыре разных термина для вождя в регионе, кгоши , кгоси , инкоси и ихоси , демонстрируют удивительное сходство друг с другом, а также являются дополнительными свидетельствами того факта, что вождества уходят в прошлое. почти для всех культур здесь. [1] [19] Что касается обязанностей, вожди групп обычно отвечали за дела в обществе, такие как безопасность и миграция, когда это было необходимо. [1] Предполагается, что по всему региону с течением времени, под давлением внешних групп, вожди выработали образ мышления, более ориентированный на оборону. Это привело к развитию более высоких построек с каменными стенами и, в конечном итоге, к более укрепленным оборонительным сооружениям. [20] Местоположение этих более стратегически обоснованных поселений также объясняется желанием иметь лучшие точки обзора для охоты или культурно значимыми возвышенностями, позволяющими продемонстрировать доминирование или лидерство над другими группами. [21]

В выполнении задач вождям групп помогали советники, а также «главы», набранные из различных подгрупп каждого вождества. И советники, и главы были представителями онтологий и политики своих подгрупп и выбирались на основе возраста, звания и навыков. [22] Руководители групп также имели высокую степень свободы автономии, поскольку в большом обществе Кони централизация власти была очень незначительной. [14]

Сельское хозяйство

[ редактировать ]

Геология этого региона указывает на высококачественные почвы, удерживаемые системой каменных террас. [14] Среди сортов, встречающихся на участках Бокони, - сорго , просо и кукуруза . [23] Археология и устная история подтверждают, что в какой-то момент в 18 веке была завезена кукуруза, которая в конечном итоге вытеснила сорго. Кукурузу будет легче производить, но она будет менее ценной. [24] Сельское хозяйство было основным источником продовольствия для кони, оказавшись исключительно важным в обществе, где крупный рогатый скот не был постоянным явлением. Сельское хозяйство обычно рассматривалось как женская работа и представляло собой работу, делегированную женщинам, живущим в усадьбе. [24]

Вожди также отвечали за выделение земли для ведения сельского хозяйства для представляемых ими групп и отдельных лиц. Земля будет разделена между жилыми, пахотными и пастбищными зонами. Информация о решениях такого рода передавалась через начальников их подчиненным; и от этих советников и глав к группам, которые они представляли. [25] [26] Возможность вождя создавать и распределять землю таким образом представляла собой способ общинного землевладения. [25] [27]

В какой-то момент 19-го века, возможно, совпавший с кратким визитом Дэвида Ливингстона , миссионеры познакомили с плугами и волами различные группы Бокони в качестве сельскохозяйственных технологий. Неизвестно, оказались ли эти методы эффективными в сочетании с каменными террасами в сельском хозяйстве. [28] До этого развития технологий мотыги широко использовались в регионе в качестве предпочтительного сельскохозяйственного орудия. Обычно их модифицировали с помощью просверленных камней в качестве утяжелителей. [14]

Домашний скот

[ редактировать ]

Кони, будучи общинами смешанного земледелия, вложили значительные средства в выпас скота . Владение огромными стадами крупного рогатого скота также было популярным методом власти и главных фигур продемонстрировать свое богатство. В некоторых случаях отмечалось, что локальные войны чаще ассоциировались с целью угона скота, чем с убийством других людей. [22] Примечательна также особая система кредитования скота: она позволяла лучше распределять богатство, а в некоторых случаях позволяла клиентам повышать экономический рост в своих группах. [26] [27] [20] [29] Выпас скота обычно был мужской работой. Известные своей эффективностью, небольшая группа самцов кони могла охранять и успешно пасти большое количество скота одновременно. Несмотря на то, что в качестве выкупа за жену можно было использовать крупный рогатый скот, в некоторых близлежащих районах женщинам было категорически запрещено общаться со скотом. Их присутствие было сочтено небезопасным для скота, а новые жены в близлежащих южных группах нгуни не могли пить молоко стад. [24]

трудности

[ редактировать ]

Бокони подвергались всевозможным невзгодам: включая засуху, нашествие вредителей и саранчу, болезни сельскохозяйственных культур и болезни человека, такие как малярия и трипаносомоз . [29] [30] [31] [20] Также следует отметить лишения, вызванные деятельностью человека: войны, набеги и, главным образом, конфискацию скота. [24]

Кони решали трудности разными творческими способами. Удобрения, полученные от крупного рогатого скота, о чем свидетельствует отсутствие навоза в каменных загонах, использовались для подкормки сельскохозяйственных культур; [14] и другие культуры были введены для выпаса скота на основе сезонной системы севооборота. [32] [33] [20] Скот выпасали по ночам, чтобы избежать встречи с большинством насекомых, а растительность, связанную с вредными мухами цеце и комарами, уничтожалась с помощью пожаров и вырубок. [34] [21]

Гендерные роли

[ редактировать ]

Было отмечено, что у кони есть отдельные, но не конкретные, роли, связанные с полом: женщины обычно были связаны с земледелием, а мужчины - с хранением запасов. Эти роли не были абсолютными. [29] Общества по большей части были патриархальными, но женщины находили способы осуществлять власть в качестве членов королевской семьи, а иногда и целителей. [1] Кони также были известны тем, что инициировали по возрасту , объединяя роли детства и взрослой жизни в отдельные группы в зависимости от возраста и обрядов посвящения. Задания с учетом возраста будут включать в себя такие виды деятельности, как охота. [35] [6] [29] [36] [37] [20] [31]

Женщины также были известны тем, что работали шахтерами. Работая в Таба Тшвеу («Белая гора») в современном Мраморном зале , женщины могли добывать известняк. Это может быть мелкий порошок, который можно использовать для макияжа, нанесения краски на лицо и окраски стен жилых домов. [1] [37]

Доступ к определенным частям усадеб может быть ограничен по признаку пола. В некоторых местах женщинам не разрешалось входить в коровники, расположенные в глубине усадеб. Царством женщин были зернохранилища, расположенные за стенами усадьбы. За стенами здесь также были найдены загоны для мелкого скота, например, коз. В других частях региона приусадебными домашними хозяйствами руководили женщины. [15]

Приготовление пищи приводит к уникальному разделению ролей: большая часть приготовления пищи, даже говядины, и производства пива была задачей, делегированной женщинам и обычно выполняемой внутри дома. Однако в некоторых случаях говядину жарили мужчины. [24]

Торговля и металлообработка

[ редактировать ]

Благодаря ряду удачных связей и большому количеству желаемого экспорта, Кони добились большого экономического успеха на протяжении всей оккупации территорий Бокони. [14]

Способны ли кони обрабатывать металл, до сих пор остается предметом споров археологов. До тех пор, пока работа с металлом не была доказана археологическими методами, ученые склонялись к выводу, что Бокони не занимался этой деятельностью. Какое-то время распространенной мыслью было то, что, хотя у Кони не было доступа к железу, у более поздних и близлежащих Педи он был. [38] В настоящее время также считается, что близлежащая Фалаборва могла быть источником импортного железа. [14] Первоначальные исследования, оценивающие возможности этого района, в целом вызывали споры даже после первых открытий железа в археологических находках Кони. [12] Несмотря на первоначальные мысли, дефицит железа не распространялся с позднего железного века на колониальную эпоху . Независимо от того, было ли это железо местным или импортным, было ясно, что народы Бокони имели к нему доступ. Большая часть территории Бокони, регионов, связанных с более поздними этапами оккупации, теперь известна своими археологическими свидетельствами обработки металлов. На объектах вблизи Лиденбурга, Бадфонтейна и Каролины — инструменты, оборудование, уголь; а также были найдены готовые изделия, такие как топоры, кирки, ножи, копья и мотыги. [39] [40] [41] [16] [30] Кони до сих пор не связаны с производством меди или олова, но эти материалы все еще встречаются на стоянках Бокони. По этой причине многие считают кони посредниками в торговой сети, перемещающими различные металлы и другие предметы в направлении залива Делагоа . [1] Делагоа должен был быть одним из многих торговых центров, которые начали появляться к 1700-м годам в более обширном географическом регионе, окружающем Бокони - Мпумаланга начал ориентироваться на крупномасштабную экономику. [42]

Более поздние исследования раскрыли истинные возможности и потенциал торговли скотом, что напрямую связано с Бокони. Это могло быть усилено и стать катализатором конфликтов с пастухами педи в районах к северо-востоку от Лиденбурга. [43] Соль также была обычным экспортным товаром для Кони. Его добывали из местных щелочных источников, доступ к которым можно было купить за десятину местному вождю. [44]

Считается, что бусы были одним из первых предметов импорта, попавших в этот регион, о чем свидетельствуют археологические находки из соседней столицы Ндзундзы 17-19 веков КваМаза. [2] Бусы пользовались большим спросом в обществе Бокони и считались очень ценными для народов Мпумаланги. Различные виды бус были связаны с разными ценностями, и некоторые из них в буквальном смысле были на вес золота. В этом отношении золото было еще одним экспортным товаром региона. Кони не видели применения золоту, и в археологических данных его нет среди предметов, обработанных в различных формах. [14] Какое-то время считалось, что, поскольку медь и олово не были местными продуктами, слоновая кость не была прямым экспортным товаром Бокони. В настоящее время принято считать, что в этом районе обитали значительные популяции слонов, что привело к значительной прибрежной торговле в 1600-х годах. Слоновую кость слонов обменивали на такие материалы, как ткань и бисер. [14] Их роль в различных торговых сетях могла привести к давлению со стороны внешних групп, пытающихся поглотить Бокони. [14] [20]

Керамика

[ редактировать ]

Большая часть археологических работ по керамике региона была проведена относительно рано. Многие ранние исследования пытались связать местные формы с близлежащими современными группами, такими как зулусы. [45] и Педи. [46] [40] [12] [47] [48] Ранний анализ керамики вызвал некоторую критику со стороны современных ученых. [9] Эти «плохие» методы продолжались и в 1970-е годы, что, по мнению некоторых, совпадало с общим отсутствием ссылок на устные истории. [20] В 1982 году Колле предложил название «Маратенг» для стиля керамики, связанного с Бокони. Это название местной горы в регионе Бадфонтейн, которое использовалось археологами для обозначения не только керамики, но и всего комплекса материальной культуры, связанного с этим регионом. Это имя подверглось умеренной критике, поскольку оно похоже на Маротенг. [9] [47]

Считается, что керамика в этом регионе была разработана для приготовления пищи, хранения и подачи воды. [14]

Устные истории Кони

[ редактировать ]

первоначально собранные берлинскими миссионерами в 1860-х годах, а затем местными чиновниками и учеными, начиная примерно с 1900 года, считаются несколько сомнительными и известны плохими стратегиями и практиками сбора, связанными с ними. Устные истории Кони и Бокони, [2] Из-за отсутствия надлежащей документации, даже источников по истории, существует большая вероятность исторической предвзятости в последующих историях. Сбор преданных летописцев и антропологов начался в 1930-х годах с работ К. В. Принслу. [2] Его работы были ориентированы на тех, кто на момент сбора проживал в районах, связанных с Бокони; те, кто признал нгуни своими предками. Принслу [7] Обычно считается, что он собрал наиболее подробные устные истории Бокони, выучил местный язык Секони и вырос среди тех, кто в начале 20 века идентифицировал себя как Бакони. [49] Зима [50] и Хант [51] также собирал устные истории в 1912 и 1931 годах соответственно, но в основном они были с точки зрения Педи. Их заметки о Бокони не так полезны, как записи Принслу. [49]

Учитывая то, как долго они были доступны, устные истории до недавнего времени не признавались. Даже игнорировался в исследованиях 1970-х годов, хотя, возможно, это было связано с очень ориентированным на Педи мышлением того времени в отношении региона. Некоторые ученые отмечают, что это результат гораздо большего количества доступной информации о педи, чем о других группах. [20] [49]

Ранняя история

[ редактировать ]

Моксомаци, расположенный к югу от Мачадодорпа, признан потомками первым поселением кони в большом регионе Бокони. Это место было оккупировано до тех пор, пока частые атаки другой местной группы, мапоно, не вытеснили кони на северо-восток. Следующее заселение Кони связано с местом, известным как Мохло-Пела, на этот раз к востоку от Мачадодорпа. Отмечается, что это место стало более успешным занятием, и по всему региону Большого Мачадодорпа начали появляться новые деревни. Самым известным из этих новых мест и наиболее часто упоминаемым в более поздние времена был Хутванег, расширенный на местном языке как Хутванег, Метси а Татха («расколотая вода, водяной пар»). [7] Датировать этот период времени можно по устным рассказам близлежащего Педи (в то время называемого Маротенг). Общее согласие между устными историями указывает на то, что народ маротенг двинулся в этот район с юго-востока и взаимодействовал с кони еще в 1650 году нашей эры. Это указывает на потенциальное заселение этой территории кони еще в начале 17 века. [2]

В течение следующих двух столетий маротенг и кони были географическими соседями, и, по-видимому, оба находились под контролем соседнего Монгатане. Это было вождество Барока к северу от обоих. [2] Около 1740 года педи, возглавляемые вождём Мукангве, столкнулись с подгруппой бокони, известной как Кгомане, вероятно, проживавшей к северо-востоку от Лиденбурга. Это указано как первый зарегистрированный конфликт в социальном масштабе, и в сочетании с классификацией профессиональной фазы знаменует собой начало третьей фазы Бокони. [52] Мотивы этого конфликта варьируются в зависимости от устных историй, но существует общее мнение, что Маротенг были заинтересованы в расширении и стремились сделать это после связанной с Кони смерти Мохубе. Это был сын вождя педи Мукангве, и в то время он исполнял обязанности вождя в условиях возрастающей слабости и возраста своего отца. Кгомане обратились за помощью к монгатане в прекращении насилия маротенгов. Считается, что это послужило катализатором создания Маротенгом Королевства Педи, чтобы противостоять союзу между Монгатане и Кони. [2]

Преемником Мохубе стал Мампуру, который усилил давление на Кони как на нового действующего лидера Маротенга. Центральным событием этого конфликта стала битва у крепости Кони Кутоане, расположенной недалеко от Бадфонтейна. Из-за очевидного существования только одного входа в форт, возглавляемого вождем Кони Нцуаньяне, педи не смогли прорваться через крепость. Однако ход осады изменился, когда предатель обнаружил второй вход в Мампуру. После отказа его сына Нтхобенга попытаться прорваться через второй вход, Мороамотше (сын Мохубе и наследник престола) согласился проломить вход. Это привело к падению Кутоане. [51]

Регистрация и конфликт с Педи

[ редактировать ]

Действия, предпринятые Мороамотше (иногда называемым Морвамотше) в Кутоане, привели к его приходу к власти над Королевством Педи. Похоже, что во время его правления некоторые группы Кони были включены в состав Королевства, хотя и сохранили свои клановые названия и идентичность, что является обычной практикой для южноафриканских объединений и присоединений. [51] Считается, что группы Кони под эгидой Педи в этот период обладали мощным военным и экономическим потенциалом. Однако после смерти Мороамотше примерно в 1780 году двое его сыновей боролись за наследование престола. Это были Туларе и Дикотопе, последний из которых искал убежища у кони Оригстада. Эта группа Бокони была известна как Маепа, и вместе с Дикотопе образовали военный союз с Монгатане для борьбы с Туларе. [2]

Вскоре после прибытия Дикотопа в Оригстад ​​Тулар узнал о будущем союзе и быстро нанес удар по приближающимся силам Монгатана. Застав группу врасплох, он одержал легкую победу. Готовясь к следующему бою с объединенными силами групп Дикотопа и Бокони, Тулар отступил в дом Дикотопа и стал ждать. В результате позднего прибытия сил Бокони Туларе смог одержать дальнейшие победы над обеими группировками. Это привело к гибели Дикотопа и Мо'лабини (вождя Маепа). [50]

Правление Тулара достигнет своего пика после совместного поражения сил Бокони и Монгатане. Однако после его смерти примерно в 1820 году последовали серьезные политические разногласия. Каждый из сыновей Тулара был готов занять его трон. Это привело к быстрой смене королей Педи, поскольку один мог перехитрить или убить другого только для того, чтобы сделать это самому. Среди хаоса и, возможно, в результате того, что его отец передал регион под управление, Макополе покинул столицу Педи, чтобы жить среди Бакони из Лиденбурга. Его действия становились все более независимыми от Королевства, и в какой-то момент его называли вождем Бокони, когда он развивал крепость, в которой жил. Выполняя обязанности вождя Кони, Макополе в конце концов привлек внимание Фетеди: особенно недолговечного правителя Педи. Фетеди предпринял попытку захвата крепости Макополе, но безуспешно. [51]

Разгром Макополе

[ редактировать ]

Позже крепость Макополе была взята Собхузой во время второй попытки атаки последнего. Считается, что Собхуза потенциально работал под началом Мзиликазы и был лишь одной из множества рейдовых групп, осаждавших Мпумалангу между 1810-ми и 1820-ми годами. Многие другие конфликтующие группировки в этот момент сыграли свою роль в хаосе в регионе. В их число входили ндвандве, заселившие близлежащий Стилпорт в середине 1820-х годов, и ндебеле на западе (около 1826 года). Вплоть до завоевания Педи ндвандве между 1824 и 1825 годами Педи представляли собой еще одну постоянную угрозу. Менее непосредственным, но уже присутствующим игроком был Мозамбик на юге. Бокони, находясь прямо в центре событий, понесли огромные потери. Бокони в южных регионах пострадали сильнее, чем жители севера, поскольку у них не было гор, куда можно было бы отступить. Некоторые из этих Кони перед лицом кризиса обратились к набегам и каннибализму, но все были рассеяны. [20] Группы Бокони, прибегающие к каннибализму, были переименованы остальной частью общества в «Макчема». [53]

Перегруппировка усилий и Марангранг

[ редактировать ]

После ухода ндвандве из этого региона примерно в 1825 году исторические отчеты показывают, что два главных человека, Патане и Мосс, стали новыми вождями Бокони. В результате ссоры между этими двумя особенно сильный солдат-простолюдин по имени Марангранг (или Морангранг) сплотил силы Бокони, сверг их двоих и стал новым лидером Бокони. Этот отчет примечателен тем, что Марангранг указан как король, а не как вождь, что подразумевает новую форму идентификации Кони как королевства. Марангрангу удалось победить обе группы каннибалов Макчема; но также группы Бапели на севере. [54] Большинство согласны с тем, что после этих успехов Марангранг и его последователи покинули район Лиденбурга и направились в Хутванег, крепость в районе Мачадодорпа. Первоначально Марангранг получил, казалось бы, всеобщую поддержку со стороны своих групп Бокони, однако отмечается, что он был жестоким правителем. [7] [51] [54]

Оккупация Марангранга Хутванега отражала потребности его народов в то время: расположенный в обороняемом ущелье, Хутванег теперь имел более плотно упакованные каменные дворы и другие каменные постройки. [2] Оборонительный характер этой оккупации подчеркивался давлением всевозможных внешних групп, в первую очередь близлежащих зулусов. [20]

Марангранг был свергнут и убит последователями Секвати, которые вернулись на север около 1828 года и в конечном итоге возродили Королевство Педи. Некоторые группы Кони, перемещенные в результате этого события, в конечном итоге воссоединятся с Королевством Педи. [54] К 1830-м годам от Кони мало что осталось. Этот регион все еще был населен, но в нем не было значительных вождеств. Примечательна еще одна, третья популяция Хутванега у Кони. [7] Это знаменует собой начало четвертого этапа оккупации Бокони. [52]

Кони до колониализма

[ редактировать ]

Под угрозой со стороны буров многие оставшиеся группы Кони были быстро подчинены или покинули этот район в поисках убежища среди других держав. Известно, что в короткие периоды с 1850-х по 1870-е годы группы Кони выражали сопротивление перед лицом ослабления власти более крупных региональных групп. [2] В 1873 году Меренский отметил деревню Бокони Бочабело, возглавляемую Фассоаном, и с которой, как известно, взаимодействовала эта деревня; и предложить убежище Йоханнесу Динкваньяну - позже ключевой фигуре в начале войны между Педи и Южно-Африканской Республикой . [55] Динкваьяне, выехав, чтобы принять предложение, основали Мафолофоло к северу от Лиденбурга. [2] [20] Археологи отмечают, что Мафолофоло имеет большое значение как по своей конструкции, так и по культурному значению. Современный памятник Кони, среди каменных стен которого обнаружены отверстия для применения огнестрельного оружия. Группы здесь представляют собой смесь кони, педи и даже миссионерских работников. [14] Это место, хорошо укрепленное как крепость, было одним из последних, связанных с Кони (основано во второй половине XIX века). [52]

Археология памятников Бокони

[ редактировать ]
Карта
О OpenStreetMaps
Карты: условия использования
75 км
50 миль
никто
Лиденбург
Оригстад
Бадфонтейн
.
Каролина
Области археологического внимания с 1930-х годов по настоящее время.

История археологии

[ редактировать ]

Хотя во время и около 1918 года ученые проявляли умеренный интерес к петроглифам региона, [14] Первые исследования стоянок Бокони между Оригстадом и Каролиной проводились начиная с 1930-х годов. Первым из них было исследование П. В. Лайдлера 1932 года, в котором основное внимание уделялось керамике региона, а не особенностям камня. [2] Исследование ECN ван Хопена 1939 года было первым, в котором фактически были изучены каменные стены четырех памятников Бокони, включая ограды, террасы и гравюры. Хопен отметил, что эти места были усадьбами полигамных предков Педи и Ндзундза . [2] [17] По иронии судьбы, несколько лет назад П.В. Принслу уже определил, что стоянки Бокони были делом рук народа Кони. [7] [49]

После работ Лэйдлера и Хопена исследования в этом регионе в целом заморозились до 1960-х годов, в течение которых Ревил Дж. Мейсон (часто упоминаемый как Р. Дж. Мейсон) проанализировал поселения с каменными террасами в этом регионе с наземной и воздушной точек зрения. Аэрофотосъемка, использованная Мейсоном в исследовании региона в 1968 году, позволила обнаружить около 1800 поселений в окрестностях Оригстада. [2] [56] Определение Мэйсона «поселения» отличалось от определения других экспертов, как показали последующие десятилетия исследований. Интерес Мэйсона к продолжению исследований в этой области привел к созданию Программы железного века в Университете Витватерсранда , которая, в свою очередь, повышала интерес к этой области до ухода Мэйсона из университета несколько десятилетий спустя.

В 1970-е годы интерес к этим местам стал гораздо выше. Вдохновленный работами Ревила Дж. Мейсона, Тимоти Майкл Эверс (часто упоминаемый как Т.М. Эверс) провел еще одно воздушное обследование региона, обнаружив то, что он позже определил как 166 участков с каменными стенами (эти 166 можно было бы перевести примерно как 5000 участков, используя логику, найденную в работах Мейсона). [40] Эверс также стремился проанализировать закономерности строительства и кластеризации на этих объектах. [2] Начиная с самого конца 1970-х и вплоть до 1980-х годов Дэйв Коллет (в то время студент магистратуры Университета Витватерсранда) сосредоточил свое внимание на регионе Бадфонтейн, расположенном к югу от районов, изучаемых Эверсом и Мэйсоном. Этот регион считался важным для размещения поселений на склонах, обращенных на запад (по сравнению с поселениями на склонах на восток, наблюдаемыми в исследовании кластеризации Эверса) в долинах. [47]

После ухода Р. Дж. Мейсона из Университета Витватерсранда интерес к этой области снова заморозился. Самым заметным исследованием последующих десятилетий стал анализ Тимом П. Мэггсом в 1990-х годах ранее не рассматривавшихся гравюр поселений из отчетов Хопена 60-летней давности. [2] [18]

Недавние исследования в этом районе включают химический анализ образцов почвы каменных террас, а также пространственный анализ с точки зрения ГИС . [2] [57]

Споры о резидентах участка

[ редактировать ]

Когда-то считалось, что эти стоянки были ответственны за создание этих памятников Педи, но радиоуглеродное датирование показало, что стоянки Лиденбург Бокони (датированные концом 17 или началом 18 веков), по-видимому, появились раньше стоянок Педи и гегемонии Педи. [12] В то время группы участков в долине реки Комати считались исключениями, но теперь признаны более ранними, заселенными участками первой фазы Кони.

Среди археологов даже сегодня распространено мнение, что кони пришли в Мпумалангу из северных регионов. Утверждается, что кони, связанные со знаковым лидером, имеющим большое значение, Мабулой, переселились в этот район из Зимбабве (где Мабула был похоронен в какой-то момент времени). [58]

Другая распространенная теория состоит в том, что предки Кони занимали нижнюю часть Мпумаланги, занимая такие места, как Фаланорва и Бокгага недалеко от Лейсдорпа, в какой-то неустановленный момент времени. Когда эта группа распалась на множество более мелких групп в 15 и 16 веках, самая крупная из этих групп (бокони) попала под руководство линии Матлала. Некоторые группы остались здесь, в нижнем вельде, а другие двинулись на запад и юг, собираясь в поселениях в районах современного Оригстада, Лиденбурга и Мидделбурга. Доминирующая группа в тот момент называлась Матлала-а-Таба («Матлала горы»). [44] Эта группа в 17 веке стала свидетелем конфликтов между лидерами между старым вождем и сыновьями Ракоди, Матекгой и Моджелой. В этот момент некоторые отколовшиеся группы заняли оборонительные объекты, такие как Макгабенг и Блоуберг. Другими идентифицированными гибридными оборонительными/земледельческими объектами Кони являются Га-Чуэне («Порт Чуэне») и Таба-Тшвеу («Мраморный зал»), хотя в устных историях они упоминаются как временные места жительства, занятые в течение длительного времени. -временное движение ответвлений группы Кони. [44]

М.Х. Шуман был первым, кто выдвинул убедительные доводы против господствовавшей десятилетиями теории Педи. Анализируя устные традиции Педи, она обнаружила упоминание о районе Бадфонтейна как о «цитадели Кони», подвергшейся нападению Педи под предводительством Мампуру. [59] Это совпало с более старыми, но менее известными отчетами Д. Р. Ханта, который признал это место крепости (хотя и не другие места с каменными стенами) Кони 18-го века. [51] [2]

Псевдонаучные теории

[ редактировать ]

Местонахождения Бокони также подверглись ряду псевдонаучных теорий. К ним относится теория Хромника о том, что индейцы и индо-санские общины построили эти места, а затем были вытеснены современным населением. Вместо того, чтобы опираться на материальную культуру, упоминаются географическая близость к Индии и несколько вольных архитектурных отсылок. [60] [61] [62] Эти идеи в настоящее время по большей части отвергнуты, и в целом местные исследователи стали называть их «экзотической теорией». [49] [14]

Хейне и Теллингер заявляют, что места Бокони, возникшие в результате согласования с Великим Зимбабве и пирамидами Египта, являются порталами в другие миры. [63] [49]

Существует также ряд теорий о том, что эти места представляют собой древние обсерватории, часто связанные с теориями неафриканского строительства. [49] Ранние теории строительства памятников, особенно теории ван Хопена в конце 1930-х годов, приписывали Бокони коренному населению стран Африки к югу от Сахары. [14]

Современный Бокони

[ редактировать ]

Текущее состояние сайтов

[ редактировать ]

На данный момент ни один объект не был признан объектом официального наследия и, таким образом, сталкивается с серьезной угрозой с точки зрения сохранения. [64] Многие из них находятся на частных землях, а некоторые из них были разрушены, чтобы обеспечить материалы для новых проектов. [49] Несмотря на законодательство, петроглифы часто повреждаются посетителями: трогают, царапают, рисуют граффити; но также естественным перемещением скота и пожарами, а также незаконными грабежами. [1]

Текущее состояние Кони

[ редактировать ]

Хотя в современную эпоху места Кони обычно считаются заброшенными, ландшафт Бокони постоянно был заселен на всех этапах и до настоящего времени. В 1952 году племя Кони было отмечено Педи как независимое (благодаря политической помощи) и возглавлялось лидером, известным как Масерумуле. [3] Х. О. Мённиг в 1967 году отметил присутствие около 50 групп, идентифицированных как Кони, на территории этого района. Эти группы несли тотемы, в которые входили чешуйчатоперый вьюрок , гиена , слон , дукер , буйвол , крокодил , леопард , лев и павиан . [3]

Отмечается, что некоторые группы кони нашли убежище и новый образ жизни в местных миссиях, как показано в Ботшабело в документальном фильме 2015 года « Забытый мир» . [14]

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Мпумаланга: история и наследие . Делиус, Питер (Питер Николас Сент-Мартин). Скоттсвилл, Южная Африка: Издательство Университета Квазулу-Натал. 2007. ISBN  978-1869141219 . OCLC   170955451 . {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Делиус, П.; Шуман, Миннесота (май 2007 г.). «Возвращение к Бокони: заселение каменных руин откоса Мпумаланга» . Открытие пятисот лет заново: прецеденты и перспективы Южной Африки . Йоханнесбург: Издательство Университета Витса. стр. 135–167. ISBN   978-1-86814-474-7 .
  3. ^ Jump up to: а б с Мённиг, Х.О. (1967). Педи . Претория: JL Van Schaik Limited.
  4. ^ Мённиг, Х.О. (январь 1963 г.). «Швеи Ягненка» Африканские исследования . 22 (4): 170–175. дои : 10.1080/00020186308707183 . ISSN   0002-0184 .
  5. ^ Jump up to: а б Вармело, Николаас (1935). Предварительный обзор племен банту Южной Африки . Претория: Правительственная типография. п. 108.
  6. ^ Jump up to: а б КРИГЕ, доктор медицинских наук (1 января 1937 г.). «Традиционное происхождение и племенные отношения сото Северного Трансвааля». Исследования банту . 11 (1): 321–356. дои : 10.1080/02561751.1937.9676059 . ISSN   0256-1751 .
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Принслу, CW (1936). Обучение звуку и форме от Бакони (Массачусетс) . Претория: Университет Претории.
  8. ^ Райт, Джон (август 2010 г.). «Нанесение Бокони на карту историка». Африканские исследования . 69 (2): 229–233. дои : 10.1080/00020184.2010.499199 . ISSN   0002-0184 . S2CID   145174704 .
  9. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Мэггс, Тим (май 2007 г.). «Поселения на откосе Мпумаланга: некоторые ответы, много вопросов» . Открытие пятисот лет заново: прецеденты и перспективы Южной Африки . Йоханнесбург: Издательство Университета Витса. стр. 169-181. ISBN   978-1-86814-474-7
  10. ^ Jump up to: а б Делиус, Питер Николас Сен-Мартен; Шуман, Алекс; Мэггс, ТМ О'К (2014). Забытый мир: поселения с каменными стенами на откосе Мпумаланга . Издательство Университета Уиттса. ISBN  9781868147748 .
  11. ^ Jump up to: а б с д и Делиус, Питер; Мэггс, Тим; Шуман, Мария (01 июня 2012 г.). «Бокони: старые структуры, новые парадигмы? Переосмысление доколониального общества с точки зрения памятников с каменными стенами в Мпумаланге». Журнал южноафриканских исследований . 38 (2): 399–414. дои : 10.1080/03057070.2012.682841 . ISSN   0305-7070 . S2CID   145467790 .
  12. ^ Jump up to: а б с д и ж г Маркер, Мэн; Эверс, ТМ (декабрь 1976 г.). «Поселения железного века и эрозия почвы в Восточном Трансваале, Южная Африка». Южноафриканский археологический бюллетень . 31 (123/124): 153. дои : 10.2307/3887737 . JSTOR   3887737 .
  13. ^ Jump up to: а б Кусимба, Чапуруха М.; Чандеу, Санторес; Зейденстикер, Дирк; Даггетт, Адрианна; Вуд, Мэрили; Дюсюбье, Лор; Форссман, Тим; Смэтс, Кейт; Уилтшир, Ник (01 декабря 2016 г.). Африканская археология без границ: материалы Конгресса Панафриканской археологической ассоциации 2014 года . Нью-Йоркский университет Пресс. ISBN  9781776141616 .
  14. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Элла, Терри (режиссер), Делиус П. (сценарист) (2015). Забытый мир (документальный).
  15. ^ Jump up to: а б с д Мэггс, Тим (август 2015 г.). ОТ БОКОНИ ДО МАРАКВЕТА: «ОСТРОВА» СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО И ИНТЕНСИВНОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В ЮЖНОЙ И ВОСТОЧНОЙ АФРИКЕ. Палка-копатель. Лиусиг, Южная Африка. Южноафриканское археологическое общество.
  16. ^ Jump up to: а б Майбург, AC (1956). «Племена округа Каролина». Отдел по делам коренных народов, Этнологическая серия . 34 .
  17. ^ Jump up to: а б Ван Хопен, ECN (1939). «Доевропейская культура банту в районе Лиденбург». Археологические исследования Национального музея Блумфонтейна . II (5): 47–74.
  18. ^ Jump up to: а б с Мэггс, Тим (декабрь 1995 г.). «Заброшенное наскальное искусство: наскальные рисунки сельскохозяйственных сообществ Южной Африки». Южноафриканский археологический бюллетень . 50 (162): 132–142. дои : 10.2307/3889062 . JSTOR   3889062 .
  19. ^ Делиус, Питер. Традиционные лидеры . Страница 3.
  20. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Делиус, Питер (Питер Николас Сент-Мартин) (1984). Земля принадлежит нам: государству Педи, бурам и британцам в Трансваале девятнадцатого века . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN  0520051483 . OCLC   9918368 .
  21. ^ Jump up to: а б Гамильтон, Кэролайн, изд. (1 января 1995 г.). Последствия Мфекане: реконструктивные дебаты в истории Южной Африки . Издательство Университета Витса. дои : 10.18772/21995012521 . ISBN  9781868146994 . JSTOR   10.18772/21995012521 .
  22. ^ Jump up to: а б Этерингтон, Норман. (2001). Великие походы: трансформация Южной Африки, 1815–1854 гг . Харлоу, Англия: Лонгман. ISBN  0582315670 . OCLC   47893949 .
  23. ^ Кусимба, Чапуруха М.; Чандеу, Санторес; Зейденстикер, Дирк; Даггетт, Адрианна; Вуд, Мэрили; Дюсюбье, Лор; Форссман, Тим; Смэтс, Кейт; Уилтшир, Ник (01 декабря 2016 г.). Африканская археология без границ: материалы Конгресса Панафриканской археологической ассоциации 2014 года . Нью-Йоркский университет Пресс. ISBN  9781776141616 .
  24. ^ Jump up to: а б с д и Купер, Адам (30 ноября 2016 г.). «Традиции родства, брака и выкупа на юге Африки» (PDF) . Антропология Южной Африки . 39 (4): 267–280. дои : 10.1080/23323256.2016.1243447 . ISSN   2332-3256 . S2CID   152040036 .
  25. ^ Jump up to: а б Делиус, Питер. Традиционные лидеры. Страница 8-11.
  26. ^ Jump up to: а б Бейнарт, Уильям (октябрь 1982 г.). Политическая экономия Пондоланда 1860–1930 Уильяма Бейнарта . дои : 10.1017/cbo9780511558757 . ISBN  9780521243933 . Проверено 4 ноября 2019 г. {{cite book}}: |website= игнорируется ( помогите )
  27. ^ Jump up to: а б Пейрес, JB (Джеффри Б.) (1982). Дом Фало: история народа коса во времена их независимости . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN  0520046633 . ОСЛК   8281949 .
  28. ^ Эроусмит, Джон; Кук, Роберт; Дэй и Сын.; Хауэлл, Мармадьюк Г.; Ларкинс, Дж.; Ливингстон, Дэвид; Ливингстон, Дэвид; Моффат, Роберт; Нужда, Генри (1857). Миссионерские путешествия и исследования в Южной Африке: включая описание шестнадцатилетнего проживания в глубине Африки и путешествие от мыса Доброй Надежды до Лоанды, на западном побережье, затем через континент, вниз по реке Замбези, в . Лондон: Дж. Мюррей. дои : 10.5962/bhl.title.60040 .
  29. ^ Jump up to: а б с д Мэсси, Р.Х. (1905). Коренные племена Трансвааля . Великобритания: Канцелярский офис HM.
  30. ^ Jump up to: а б Майбург, AC (1949). Племена округа Барбертон . Барбертон, Южная Африка: Претория: правительственный принтер.
  31. ^ Jump up to: а б Зиэрвогель, Д. (1954). Восточные сото: племенной, исторический и лингвистический обзор . Претория, Южная Африка: Дж. Л. Ван Шайк.
  32. ^ Боннер, Филип (1983). Короли, простолюдины и концессионеры, Филип Боннер . дои : 10.1017/cbo9780511563027 . ISBN  9780521523004 . Проверено 4 ноября 2019 г. {{cite book}}: |website= игнорируется ( помогите )
  33. ^ Акокс, JPH (Джон Филлип Харисон) (1988). Вельдские виды Южной Африки . Лейстнер О.А., Момберг Б.А. (Третье изд.). Южная Африка: Институт ботанических исследований, Департамент сельского хозяйства и водоснабжения. ISBN  0621113948 . OCLC   20692890 .
  34. ^ Дике, Б.Х. (1932). «Влияние мухи цеце на историю Южной Африки» . Южноафриканский научный журнал . 29 : 15–35.
  35. ^ Фури, HCM (1921). Амандебеле фене Махлангу и их религиозно-общественная жизнь (Диссертация). Зволле: Ла Ривьер и Вурхув.
  36. Новости (18 декабря 2002 г.). «Это не пустая трата» (Интервью).
  37. ^ Jump up to: а б Машунг (Матлала) и др. (7 августа 2005 г.). «Мутсе» (Интервью).
  38. ^ Хорнле, AW (январь 1931 г.). «Заметка о скучающих камнях у банту». Исследования банту . 5 (1): 253–255. дои : 10.1080/02561751.1931.9676263 . ISSN   0256-1751 .
  39. ^ Эверс, ТМ (март 1977 г.). «Недавние успехи в исследованиях Трансвааля раннего железного века, Южная Африка» . Южноафриканский научный журнал . 73:78 .
  40. ^ Jump up to: а б с Эверс, ТМ (1975). «Недавние исследования железного века в Восточном Трансваале, Южная Африка». Южноафриканский археологический бюллетень . 30 (119/120): 71–83. дои : 10.2307/3888096 . JSTOR   3888096 .
  41. ^ Нгомане, Дж. П. С. Тенбош: Монолог Краала .
  42. ^ Ваал, Де; Б, Дж. (1984). «Старые торговые тропы и повозочные дороги Восточного и Северного Трансвааля» . Контри: Журнал городской и региональной истории Южной Африки . ISSN   0379-9867 .
  43. ^ Смит, Дж. М. (2005). Изменение климата и агропастбищная устойчивость в бассейне реки Шаше/Лимпопо с 900 г. н. э. (неопубликованная докторская степень) . Йоханнесбург: Университет Витватерсранда.
  44. ^ Jump up to: а б с Скалли, РТК (1978). Устная традиция Пхалаборвы (неопубликованная докторская степень). Государственный университет Нью-Йорка.
  45. ^ Лейдлер, PW (1932). «Горшечная промышленность банту и ее влияние на другие местные горшечные отрасли Южной Африки». Южноафриканский научный журнал . 29 : 778–791.
  46. ^ Эверс, ТМ (1973). «Исследование железного века в Восточном Трансваале, Южная Африка, 1971». Современная антропология . 14 (4): 487–489. дои : 10.1086/201364 . S2CID   145494743 .
  47. ^ Jump up to: а б с Коллетт, ДП (1982). «Раскопки руин с каменными стенами в долине Бадфонтейн, Восточный Трансвааль, Южная Африка». Южноафриканский археологический бюллетень . 37 (135): 34–43. дои : 10.2307/3888578 . JSTOR   3888578 .
  48. ^ Коллетт, ДП (1979). Археология поселений с каменными стенами в Восточном Трансваале, Южная Африка (магистр). Университет Витватерсранда.
  49. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Делиус, Питер; Шуман, Мария (август 2010 г.). «Чтение камней и рассмотрение отвлекающих факторов». Африканские исследования . 69 (2): 235–254. дои : 10.1080/00020184.2010.499200 . ISSN   0002-0184 . S2CID   161880377 .
  50. ^ Jump up to: а б Винтер, Дж. А. (1912). «Традиция Ра'лоло». Южноафриканский научный журнал . 9:90 .
  51. ^ Jump up to: а б с д и ж Хант, ДР (1931). «Отчет о Бапеди». Исследования банту . В : 291–326.
  52. ^ Jump up to: а б с Шуман, А.; Делиус, П. (август 2011 г.). КРАТКАЯ ИСТОРИЯ БОКОНИ. Палка-копатель. Южноафриканское археологическое общество.
  53. ^ Вангеманн, Т. Фотография из жизни из Южной Африки .
  54. ^ Jump up to: а б с Меренский, А. (1862). «Вклад в историю Бапели». Отчеты Берлинской миссии : 327–358.
  55. ^ Меренский, А. (1860). «БМБ». Отчеты Берлинской миссии . 37 .
  56. ^ Мейсон, Ревил (1968). «Поселение железного века Трансвааля и Натала, обнаруженное с помощью аэрофотосъемки и раскопок». Африканские исследования . 27 (4): 167–180. дои : 10.1080/00020186808707294 . HDL : 10539/9120 .
  57. ^ Кутзи, Т. (2008). Картирование городов Бокони и торговли: применение географических информационных систем для сопоставления обнесенных камнями участков Мпумаланги с доколониальными торговыми путями (дипломная работа с отличием). Университет Претории.
  58. ^ Эверс, ТМ (июнь 1974 г.). «Торговля железного века в Восточном Трансваале, Южная Африка». Южноафриканский археологический бюллетень . 29 (113/114): 33–37. дои : 10.2307/3887936 . JSTOR   3887936 .
  59. ^ Шуман, MH (1997). Археология Ндзундзы в долине реки Стилпорт (неопубликованная магистерская диссертация). Йоханнесбург: Университет Витватерсранда.
  60. ^ Хромник, К. (1999). «Гитлейн: Куда ударяет лунный серп - на краю времени в Эландсдорне». Северный журнал африканских исследований . 8 (2): 1–17.
  61. ^ Хромник, Кирилл А. (июнь 1983 г.). «История Африки и африканистское православие: ответ на обзорную статью Холла и Борланда об «Индо-Африке» ». Южноафриканский археологический бюллетень . 38 (137): 36–39. дои : 10.2307/3888215 . JSTOR   3888215 .
  62. ^ Хромник, Кирилл А. (1981). Индо-Африка: к новому пониманию истории Африки к югу от Сахары . Кейптаун: Джута. ISBN  0702111635 . ОСЛК   8907958 .
  63. ^ Хейне, Йохан. (2008). Календарь Адама: открытие древнейшего рукотворного сооружения на Земле . Теллингер, Майкл. Йоханнесбург: Издательство Zulu Planet. ISBN  978-1920153076 . OCLC   255547828 .
  64. ^ Делиус, Питер (23 января 2020 г.). «Южная Африка рискует потерять богатое представление о древнем фермерском обществе» . Разговор . Проверено 23 января 2020 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c568c832777ee2b1fd5bfd4c2a3cf714__1721009820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c5/14/c568c832777ee2b1fd5bfd4c2a3cf714.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bokoni - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)