Люди Мпондо
![]() Сын короля Мпондо Факу (до 1864 г.) | |
Общая численность населения | |
---|---|
~5 миллионов [ 1 ] [ 2 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | |
Языки | |
Коса , английский | |
Религия | |
Христианство , африканская традиционная религия | |
Родственные этнические группы | |
Коса , Мпондомисе , Тембу , Ксесибе Свати , Хлуби , зулу и другие народы банту. |
Нация Ама-Мпондо | |
---|---|
Человек | Мпондо |
Люди | Мпондос |
Язык | Иси-Коса |
Страна | Эма-Мпондвени |
Народ Мпондо, или просто Ама-Мпондо , — королевство на территории нынешнего Восточного Кейпа . [ 3 ] [ 2 ] Он был основан в 1226 году. Сначала народом Ама-Мпондо правил его основатель, который был королем Мпондо Канджанья, который жил поблизости (родился в 1205 году и умер в 1280 году), а затем кланом Ама-Ньявуза (королевский клан Ама). -Мпондо), по национальности называли себя «Ама-Мпондо». Они связаны с другими королевствами и вождествами Аба-Мбо в Южной Африке.
Происхождение
[ редактировать ]Этот раздел , возможно, придется переписать, Википедии чтобы он соответствовал стандартам качества , поскольку он запутан и неграмматичен, особенно в первых предложениях. ( июнь 2020 г. ) |
История происхождения эма-Мпондосени была рассказана для того, чтобы олицетворять и символизировать тот факт, что это была нация с землями в форме рога, когда она включает земли эма-Мпондомисени , и чтобы облегчить рассказ Иинцоми, то есть поучительных историй. . Взяв Мпондо как сына, поскольку он использовался для защиты, и Мпондомисе как дочь, поскольку он использовался для нападения и переговоров. Таким образом, согласно устной традиции Мпондо , они являются легендарными потомками короля Мпондо, внука короля Сибисида, который был лидером некогда могущественной нации Эмбо (Аба-Мбо или Ма-Мбо). Люди мпондо являются частью группы Аба-Мбо, которая, как полагают, мигрировала из Великих озер в современную Южную Африку, или расы людей, пришедших из Эфиопии и Замбии мимо Эсватини, которые, как полагают, находились под Великим Королевством Куш. . Об этом свидетельствует доминирующее растение на побережье юго-востока Африки и северо-запада Мадагаскара — растение марихуаны. Он в изобилии растет от Эма-Мпондвени до побережья и побережья Мадагаскара. Именно через короля Сибисида Мпондо, праотец нации, появляется вместе с другими известными народами. Люди мпондо имеют общую линию с Ама-Мпондомисе, Ама-Ксесибе, Абаква-Мхизе, Ама-Бомву и Ама-Бомвана. [ нужна ссылка ]
Потомок короля Сибисида: [ 4 ]
- Мавово (наследник короля Сибисида и отец рода Мхизе)
- Губхела (его потомки также называют себя Мхизе)
- Номафу (Бомву и Бомвана)
- Ньянья (Мпондо, Мпондомисе, Ксесибе)
Мпондо и Мпондомисе были близнецами. Продолжается спор о том, кто из близнецов был старшим. Наиболее распространенная точка зрения состоит в том, что Мпондо является старшим близнецом. Говорят, что во время охоты Мпондо убил льва и отказался передать шкуру Мпондомисе, как это было принято (старший имел право на шкуры некоторых животных). [ 5 ] Напряженность между ними началась с того дня, и Мпондо и его последователи были первыми, кто покинул страну и поселился в другом месте, вдали от земли своего отца.
Вторжение Шаки на Ама Мпондо
[ редактировать ]Когда король Мпондо Факу подвергся нападению Шаки, он обратился к Нгубенгкуке и королю коса Хинтса за помощью в победе над королем зулусов, и сообщение также было отправлено в Грэмстаун к тому времени, когда Грэмстаун послал своих солдат, чтобы похвалить армии коса, тембу и мпондо, воинов Шаки. Когда они уже давно ушли, объединенные силы затем приступили к атаке на Амангване, думая, что это Амазулу. [ 6 ]
Воины нгване погибли в большом количестве в тот день и были успешно изгнаны из Тембуленда, некоторые стали беженцами, спрятавшимися в горах, весь их скот был взят, и не было даже коровы, чтобы остаться в живых, люди нгване подчинились АбаТембу, другие отправились присоединиться к АмаМпондо. и другие королевства. [ 7 ]
Королевство Мпондо
[ редактировать ]Великий дом Мпондо называется Большим дворцом Ндимакуде и расположен во Флагстаффе , Восточный Кейп. Правый дом называется Nyandeni Great Place и расположен в Либоде , Восточный Кейп. Дом Ньяндени пользовался автономией на протяжении десятилетий и часто назывался Западной землей Мпондо, а дом Кавукени назывался Восточной землей Мпондо.
Города королевства Мпондо включают Лусикисики, Сифакени (известный как Флагстафф), Мбизану (ошибочно называемую Бизана), Нтабанкулу, Порт-Сент-Луис. Джонс , Либоде и Нгкелени.
Мзинтлава (ныне известная как Кокстад ) принадлежала Адаму Коку из племени Гриквас. [ 8 ]
- Король Сибисид [Отцы: наследный принц Мавово, принц Губхела, принц Нджанья, принц Нгконго, принц Хленгва, принц Шанге и принцесса Номафу]
(Родился: 1120 – Умер: 1202)
- Король Нджанья [Отцы: принц Мпондо, принц Мпондомисе, принц Ксесибе, принц Ньямбосе и принц Чиби]
(Род.: 1151 г. – Умер: 1225 г.)
- Король Мпондо [Отцы: принц Ситхула, принц Нтуси, принц Кване и принц Фика]
(Родился: 1205 – Умер: 1280) [Правил: с 1226 по 1280 год]
- Король Ситхула [Отцы: принц Митва, принц Хвало, принц Гинци и принц Хувана]
(Родился: 1232 – Умер: 1318) [Правил: с 1280 по 1318 год]
- Король Митва [Отцы: принц Санцабе, принц Ндовелане, принц Мбангвени, принц Гавула и принц Хлувоза]
(Родился: 1264 – Умер: 1351) [Правил: с 1318 по 1351 год]
- Король Сантсабэ [Отцы: принц Хондване, принц Бумбантаба, принц Мафизе и принц Ханьяджо]
(Родился: 1303 – Умер: 1385) [Правил: с 1351 по 1385 год]
- Король Хондване [Отцы: принц Сукуде, принц Нтлане, принц Гкута, принц Валела и принц Воше]
(Родился: 1347 г. - Умер: 1425 г.) [Правил: с 1385 г. по 1425 г.]
- Король Сукуде [Отец: принц Хламбангобубенде, принц Нсенджана, принц Шияма, принц Ниямба и принц Хойя]
(Родился: 1380 – Умер: 1456) [Правил: с 1425 по 1456 год]
- Король Хламбангобубенде [Отец: принц Зикелекази]
(Родился: 1406 г. - Умер: 1471 г.) [Правил: с 1456 г. по 1471 г.]
- Король Зикелекази [Отец: принц Нкамане]
(Родился: 1435 г. – Умер: 1494 г.) [Правил: с 1471 г. по 1494 г.]
- Король Нкамане [Отец: принц Тобе]
(Родился: 1458 г. – Умер: 1513 г.) [Правил: с 1494 г. по 1513 г.]
- Король Тобе [Отец: принц Мсиза]
(Родился: 1481 – Умер: 1539) [Правил: с 1513 по 1539 год]
- Король Мсиза [Отец: принц Нсиндисе]
(Родился: 1504 г. - Умер: 1569 г.) [Правил: с 1539 г. по 1569 г.]
- Король Нсиндисе [Отец: принц Кейб]
(Родился: 1527 – Умер: 1591) [Правил: с 1569 по 1591 год]
- Король Кабе [Отцы: принц Кхия, принц Гангата, принц Гкварха, принц Чапати, принц Дверха и принц Нджило]
(Родился: 1553 г. - Умер: 1619 г.) [Правил: с 1591 г. по 1619 г.]
- Король Гангата [Отцы: принц Бхала, принц Дхиба, принц Хлабе, принц Нчина и принц Ньонгеза]
(Родился: 1585 г. – умер: 1643 г.) [Правил: с 1619 г. по 1643 г.]
- Король Бхала [отцы: принц Читвайо, принц Хонджвайо, принц Ньяти, принц Нкойя, принц Хелени и принц Хола]
(Родился: 1610 г. – умер: 1664 г.) [Правил: с 1643 г. по 1664 г.]
- Король Читвайо [Отец: принц Ндайени]
(Родился: 1643 г. – умер: 1696 г.) [Правил: с 1664 г. по 1696 г.]
- Король Ндайени [Отец: принц Тале]
(Родился: 1665 г. – умер: 1721 г.) [Правил: с 1696 г. по 1721 г.]
- Король Тале [Отец: принц Ньявуза]
(Родился: 1691 – Умер: 1755) [Правил: с 1721 по 1755 год]
- Король Ньявуза [Отец: принц Нгкунгкуксе]
(Родился: 1720 г. – умер: 1782 г.) [Правил: с 1755 г. по 1782 г.]
- Король Нгкунгкуше [Отец: принц Факу, принц Факане, принц Чинго, принц Ситата, принц Мтенгване и принц Ханья]
(Родился: 1762 г. - умер: 1818 г.) [Правил: с 1782 г. по 1818 г.]
- Король Факу [Отцы: принц Ндамасе, принц Мкикела, принц Бхекамева и принц Мбангазита]
(Родился: 1789 г. – умер: 1867 г.) [Правил: с 1818 г. по 1867 г.]
- Король Мкикела [Отцы: принц Сигкаву, принц Мхланга, принц Нгквенго и принц Дибанисо]
(Родился: 1831 г. - умер: 1887 г.) [Правил: с 1867 г. по 1887 г.]
- Король Сигкаву [Отцы: принц Рархелане, принц Мсвакези, принц Мбангани и принц Думалисиле]
(Родился: 1856 г. – умер: 1905 г.) [Правил: с 1887 г. по 1905 г.]
- Регентский король Мхланга [Отец:????????????] (Он был регентом своего племянника принца Рархелана КаСигкаву, который в то время еще учился в средней школе и был несовершеннолетним, чтобы управлять своим народом).
(Родился: 1863 – Умер: 1917) [Удерживал власть: с 1905 по 1909 год]
- Король Рархелан [Отцы: принц Мандлонке, принц Мандаленкоси, принц Манзолвандл и принц Длангамандла]
(Родился: 1890 г. – умер: 1921 г.) [Правил: с 1909 г. по 1921 г.]
- Король-регентство Мсвакези [Отец: ????????????] (он тоже был регентом своего племянника принца Мандлонке Карархелане, который был правнуком своего покойного брата, потому что он был слишком молод, чтобы управлять своим народом).
(Родился: 1887 – Умер: 1949) [Удерживал власть: с 1921 по 1934 год]
- Король Мандлонке [Отец: у него никогда не было собственных детей] (Он был первым королем, но поскольку он умер, не произведя на свет своих собственных детей, королевская семья решила передать трон его брату-близнецу, который занял его место).
(Родился: 1909 г. – умер: 1937 г.) [Правил: с 1934 г. по 1937 г.]
- Король Мандаленкоси [Отец: принц Звелидумиле]
(Родился: 1909 – Умер: 1970) [Правил: с 1937 по 1970 год]
- Король Звелидумиле [Отец: принц Занозуко]
(Родился: 1948 г. – умер: 1984 г.) [Правил: с 1970 г. по 1984 г.]
- Король Занозуко [Отец: принц Йолиса]
(Родился: 1974 г. – Умер: 2022 г.) [Правил: с 2013 г. по 2022 г.]
- Король Йолиса [Отец: ???????????????] (Он является нынешним правящим монархом народа ама-мпондо в Южной Африке сегодня с 2022 года).
(Родился: 1997 г. - Жив: Стареет) [Правление: с 2022 г. по настоящее время]
Кланы мпондо и кланы-данники
[ редактировать ]Сегодня в стране Мпондо (ква-Мпондо/эма-Мпондвени) можно встретить три типа кланов. Во-первых, из многих домов королей, перечисленных в разделе выше, возникают кланы (потомки короля Мпондо). Во-вторых, существуют кланы более древнего Клана Аба-Мбонамби Ма-Мбо, из которого произошел сам Мпондо, следовательно, это люди его предков. В-третьих, есть кланы, которые иммигрировали в землю Мпондо и теперь платят дань королевству Мпондо.
Более подробно: [ 5 ] [ 8 ] [ 9 ]
- Из Сихулы у нас есть Ими-Кване, Ама-Нтуси (старшего сына зовут Мбангвени, а младшего брата зовут Гаву камбангвени).
- Из Мтвы у нас есть Тва, Воше, Нгквангуле, Гинки, Хвало, Беко.
- Из Мхондване у нас есть Ама Нтлане, Ама Валела, Ама Гкуда.
- Из Сукуде у нас есть Ама-Саме, Ама-Нсенджане.
- Из Кабе у нас есть Кабе, Чомане, Двера, Кхия, Нджило, Гкварху, Нканда.
- От Гангаты у нас есть Ама-Гангата, Ими-Капати.
- Из Бхалы у нас есть Ама Бхала, Ама Читвайо, Ама Хонвайо, Ама Нати, Ама Хеллени, Ама Нгкойя, Ама Джола (не путать с кланом Ама-Мпондомисе).
- От Ндайини у нас есть Ама-Ндайини.
- От Тале у нас есть Ама-Тале.
- От Ньяуза у нас есть Ама Ньяуза, Ама Факу, О Нкунгкуксе.
Некоторые из следующих кланов с самого начала были последователями королей Мпондо, некоторые появились только позже, во время правления Факу: [ 8 ] [ 9 ]
- Ялос
- Ама-Мписи
- Секретари
- Свет
- И-Зизи
- Нтшангасе
- Белки
- Дети
- Ама-Дунду
- Изи-лангве (родословная клана силангве согласно устной истории)
восстания 1960 года
[ редактировать ]Причины
[ редактировать ]К восстаниям привели разные причины, в частности программа реабилитации земель, система властей банту и повышение налогов.
Программа реабилитации земель
[ редактировать ]Программа реабилитации земель представляла собой систему, согласно которой колонизаторы оставляли себе плодородные почвы и передавали менее плодородные земли местному населению. [ 10 ] Народ Мпондо восстал против этого. [ нужна ссылка ]
Система органов власти банту
[ редактировать ]Эта система вызвала напряженность между жителями Пондоланда и их вождями. Система властей банту создала псевдоощущение власти, поскольку колониальные власти предоставили вождям ограниченную власть, гарантируя, что административные обязанности по-прежнему возлагались на колониальное правительство. Это нарушило систему, поскольку люди привыкли, что перед принятием решений с ними советовались в Инкундле. Инкундла – это когда члены сообщества собирались вместе, чтобы обсудить проблемы, затрагивающие район/район, и принять решения. [ нужна ссылка ]
Серия событий, приведших к восстаниям 1960 года.
[ редактировать ]Первые признаки восстания были очевидны через местные группы линчевателей, такие как Махулуспани. «Махулуспани» — это группа, созданная с целью борьбы с хищениями скота в районах Цоло и Кумбу в 1950-х годах. Сообщается, что эти группы преследовали вождей и вождей, которые сотрудничали или подозревали в сотрудничестве с колониальным правительством. [ 11 ] В том же году произошли конфликты вокруг района Бизана, поскольку правительство намеревалось отгородить определенный участок прибрежной зоны, чтобы сохранить леса и прибрежные зоны, не посоветовавшись с населением Мпондо-ленда. Людей выселяли со своих земель, и на одном из этапов выселения подверглась нападению полиция. [ 12 ]
В 1959 году в районе Бизана Саулу Мабуде, который был председателем районной власти и защитником системы властей банту, было предложено встретиться с людьми этой общины. Ему было поручено объяснить им систему властей банту, однако он не появился, опасаясь за свою жизнь. Последствием его действий стало то, что ему сожгли дом, а полиция терроризировала людей в этом районе. Это не помешало народу Мпондо мобилизоваться против правительства, которое дало понять вождю Сигкаву, который был королем в то время, что система банту не будет применяться под их контролем. [ 13 ]
В июне 1960 года на холме Нгкуза было созвано собрание. Эти встречи стали нормой в эпоху апартеида в этом районе, поскольку люди использовали их, чтобы информировать друг друга о происходящих событиях, поэтому встречи на холме не проводились тайно. О встрече сообщили полиции, которая, в свою очередь, по прибытии открыла огонь по людям на холме. В результате были арестованы 23 человека и погибли 11 человек. [ 12 ] В ответ на полицейский патруль во Флагстаффе устроили засаду. В этих людей стреляла полиция, в результате чего двое полицейских были ранены, а один староста арестован. [ 13 ]
В ноябре 1960 года во Флагстаффе в Нгкандули был созван массовый митинг. Вождь Вукайбамбе вызвал полицию и помог разогнать митинг. Один из протестующих был убит, в результате чего крааль Вукайбамбе был подожжен и он погиб. Все, кто был связан с вождём и поддерживал его, были убиты, ранены, а их краали подожжены. Для разрядки ситуации была отправлена полиция. [ 13 ]
Стабилизация восстаний
[ редактировать ]Сразу после резни была проведена комиссия по расследованию. Требования жителей Пондолэнда повлекли за собой отмену властей банту, отмену Закона об образовании банту и освобождение от налогов. [ 13 ] Их требования не были выполнены, и в отместку Пондо бойкотировал все магазины, принадлежащие белым, в Пондоленде. [ 13 ]
К концу ноября 1960 года чрезвычайное положение было объявлено в Пондоленде, во Флагстаффе, Бизане, Табанкулу, Лусикисики и на горе Эйлифф. Никто не мог получить доступ к этим районам без разрешения, а запад Умтаты был закрыт. Восстания были подавлены благодаря жесткой полиции и рейдам на уклонистов от уплаты налогов. Ополчение банту также было создано вождями в попытке подавить восстания с помощью военной силы, посланной государством с целью подчинить себе районы Пондолэнда, где восстания происходили до 1963 года. [ 13 ]
В 1960 году в период восстаний 1950 и 1960 годов в общей сложности 4769 человек были заключены в тюрьму, а 2067 предстали перед судом, и сообщается, что 30 человек были приговорены к смертной казни в августе и октябре 1961 года. [ 12 ]
Искусство и развлечения
[ редактировать ]Народ мпондо является одним из основных племен, производящих и потребляющих музыкальный жанр под названием масканди, но народ мпондо уникален в исполнении укусины ( танец нгуни ) и своего собственного традиционного танца под названием «имфене» (танец бабуинов). Этот танец (имфене) исполняется детьми и взрослыми обоего пола под звуки музыки Масканди.
Фестиваль культуры и наследия Мпондо
[ редактировать ]
Фестиваль культуры и наследия Мпондо ежегодно отмечается Мпондо, чтобы прославить свою культуру и наследие. Это крупнейшее культурное событие, отмечаемое в Королевстве, в котором принимают участие около 20 000 человек, которому предшествует ежегодный танец Мпондо Рид. Он проводится каждый год в сентябре в Lwandlolubomvu Great Place, Нтабанкулу; дворец традиционного главы Джонгиланги Сигкау. Нтабанкулу — гористая часть королевства Мпондо, окруженная великой рекой Мзимвубу. Нтабанкулу на языке мпондо означает «Большие горы». Сентябрь важен в истории Мпондо, поскольку изначально в древних календарях Мпондо это был новый год Мпондо, а также в этом месяце родились двое королей Мпондо, король Мкикела и король Сигкау. Фестиваль культуры и наследия Мпондо также отмечает роль, которую сыграли эти иконы, в том числе легендарные короли Факу, Мкикела, Сигкаву, Мархелан и другие. Это мероприятие также направлено на содействие культурному разнообразию посредством обмена культурой и наследием Мпондо с другими культурами Южной Африки, более широкого африканского континента и за пределами океанов. Он привлекает множество туристов, как местных, так и иностранных, и является одним из крупнейших событий в Восточно-Капской провинции Южной Африки.
Лунный календарь
[ редактировать ]По мнению древних народов Аба-Мбо, в том числе и Мпондо, сентябрь — первый месяц года. Некоторые люди Мпондо считают появление Плеяд («исилимела») сигналом начала года. [ 8 ] но наиболее вероятно, что эта интерпретация была заимствована у сото. Календарь Мпондо выглядит следующим образом: он начинается с уМпханды, первого месяца года согласно древнему календарю Мпондо.
- Ю-Форк (сентябрь)
- Октябрь
- ноябрь
- у-Нцинга (декабрь)
- у-Нтлоланжа (январь)
- Ндазосела (февраль)
- ум'Баса (март)
- у-Мгудлула (апрель)
- Май (Май)
- Нтуликази (июнь)
- Нквабакази (июль)
- Август
Известные лидеры Мпондо
[ редактировать ]- Гкума - королева Чомане Мпондо
- Нкоси Нцикаезве Сигкау - активист АНК
- Стелла Сигкау - бывший депутат АНК
См. также
[ редактировать ]- Хижина Сигкау
- Репетитор Ньянгелизве Вулиндлела Ндамасе
- Факу каНгкунгкуше
- Гром Ньявузы
- я был там
- Сигкау
- Вы грязевые пещеры и серные бассейны
- Список нынешних составляющих африканских монархов
- Мпондоленд
- Мпондомизе люди
- Названия клана коса
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Энтони Аппиа; Генри Луи Гейтс (2010). Энциклопедия Африки . Издательство Оксфордского университета. п. 195. ИСБН 978-0-19-533770-9 .
- ^ Jump up to: а б Группа диаграмм (2013). Энциклопедия африканских народов . Рутледж . п. 158. ИСБН 978-1-135-96334-7 .
- ^ Люди мпондо , Британская энциклопедия (2007)
- ^ Мхизе, Сиябонга (2009). Племя Мбо . Издательство Сибисайд. ISBN 978-0-620-43055-5 .
- ^ Jump up to: а б Сога, Джон Хендерсон (1930). Юго-восточные банту (Абе-Нгуни, Аба-Мбо, Ама-Лала . Издательство Витватерсрандского университета . ISBN 978-1-108-06682-2 .
- ^ Хумало, Думисани. «Вторжение на АмаМпондо» . Система анализа документов .
- ^ Чикала, Мако. «Мпондо» . Анализ .
- ^ Jump up to: а б с д Ндамасе, Виктор Пото (1926). Рога: История и волосы . Пресса Института Лавдейла.
- ^ Jump up to: а б Джексон, АО (1974). Этнический состав Сискея и Транскея: Этнологическое издание № 53 . ISBN 0 621 021032 .
- ^ Мюррей, Колин; Уильямс, Гэвин (1994). «Редакционная статья: Земля и свобода в Южной Африке». Обзор африканской политической экономии . 21 (61): 315–324. дои : 10.1080/03056249408704062 . JSTOR 4006143 .
- ^ Питерс. «Традиционалисты, предатели и предатели» в восстании на земле Мпондо 1960–1961 годов. Департамент исследований истории и наследия. Факультет гуманитарных наук Университета Претории. 2007.51
- ^ Jump up to: а б с Кепе и Нцебеза. Сельское сопротивление в Южной Африке. Восстания Мпондо спустя пятьдесят лет. Конинкликье Брилл Н.В.2011.26. https://openaccess.leidenuniv.nl/bitstream/handle/1887/31865/ASC-075287668-3033-01.pdf?sequence=2
- ^ Jump up to: а б с д и ж История ЮАР онлайн. http://www.sahistory.org.za/article/pondoland-revolt-1950-1961 .