Jump to content

Отношения Израиля и Южной Африки

Страница расширена и защищена

Отношения между Израилем и Южной Африкой
Карта с указанием местонахождения Израиля и Южной Африки

Израиль

ЮАР

Отношения между Израилем и Южной Африкой относятся к нынешним и историческим отношениям между Южно-Африканской Республикой и Государством Израиль . По состоянию на январь 2024 года Южная Африка поддерживает лишь «ограниченное политическое и дипломатическое взаимодействие» с Израилем из-за продолжающегося израильско-палестинского конфликта . [ 1 ]

В 1947 году Южная Африка проголосовала за План раздела ООН по созданию Израиля. В 1950-е и 1960-е годы Израиль критиковал расовую политику Южной Африки . [ 2 ] Но начиная с 1967 года Израиль углубил отношения с южноафриканским режимом апартеида . [ 3 ] и поддерживал дипломатические отношения с « бантустанами ». У Израиля и Южной Африки также был военный союз, включая сотрудничество в области ядерного оружия. [ 1 ] До 1986 года у Израиля также были активные экономические отношения, но в 1987 году он был вынужден ввести санкции против Южной Африки из-за американского давления. [ 4 ]

Отношения начали ухудшаться после прекращения апартеида в 1994 году. Нельсон Мандела посетил Израиль, но подверг критике его обращение с палестинцами. [ 5 ] В 2019 году Южная Африка ухудшила отношения с Израилем в ответ на убийство протестующих в Газе . [ 1 ] В 2023 году, во время войны между Израилем и Хамасом , Южная Африка подала иск против Израиля в Международный Суд , обвинив Израиль в совершении геноцида против палестинцев в нарушение Конвенции о геноциде . В настоящее время Израиль имеет посольство в Претории и торговое представительство в Йоханнесбурге . [ 6 ] [ 7 ] в то время как у Южной Африки есть посольство в Тель-Авиве . [ 8 ]

Ранние отношения (до 1967 г.)

1948–1949: признание Израиля Южной Африкой.

Делегация Южной Африки на Маккабианских играх 1935 года в Тель-Авиве , Подмандатная Палестина .

был Южно-Африканский Союз среди тридцати трех государств, проголосовавших за Объединенных Наций (ООН) План раздела Организации 1947 года , который одобрил создание еврейского государства в Палестине . [ 9 ] [ 10 ] 24 мая 1948 года, через девять дней после провозглашения независимости Израиля , южноафриканское правительство фельдмаршала Яна Смэтса стало седьмым иностранным правительством, предоставившим де-факто признание Государству Израиль. [ 11 ] Двумя днями позже Смэтс – давний сторонник сионизма и личный друг Хаима Вейцмана. [ 12 ] [ 13 ] – был исключен на выборах ; новое южноафриканское правительство было сформировано (НП) Д. Ф. Малана , Национальной партией которая опиралась на платформу законодательного апартеида . Этот результат представлял интерес для Израиля прежде всего из-за присутствия в Южной Африке большого еврейского населения : к 1949 году в Южной Африке проживало 120 000 евреев, подавляющее большинство из которых были сионистами. [ 14 ] и многие из которых оказали важную финансовую поддержку сионистскому движению в течение десятилетий после Декларации Бальфура . [ 15 ] После избрания в правительство НП, очевидно, преодолела свою прежнюю тенденцию к «яростному антисемитизму». [ 16 ] [ 17 ] Правительство Южной Африки предоставило де-юре признание 14 мая 1949 года. Израилю [ 18 ] : 109–111  [ 19 ] Официальные дипломатические отношения между странами начались в том же году, с открытием генерального консульства Израиля в Претории . [ 18 ] : 110  позже — в ноябре 1950 года — повышен до статуса дипломатической миссии . [ 20 ] Однако Южная Африка не имела прямого дипломатического представительства в Израиле, а вместо этого была представлена ​​Соединенным Королевством , пока оно не отправило генерального консула в Тель-Авив в 1972 году. [ 21 ] [ 22 ]

Помимо предоставления Израилю дипломатического признания, Малан разрешил еврейским добровольческим резервам служить в Израиле и ослабил жесткие валютные правила Южной Африки, разрешив экспорт товаров и иностранной валюты в Израиль. [ 23 ] [ 24 ] Действительно, в конце 1948 года Малан и его министр обороны одобрили – а Таможенное управление Южной Африки оказало логистическую помощь – поставку товаров в Израиль на сумму 1,2 миллиона долларов, спонсируемую Южноафриканской сионистской федерацией . [ 25 ] Израиля В 1951 году министр иностранных дел Моше Шаретт посетил Южную Африку; [ 2 ] а в 1953 году Малан лично посетил Израиль, став первым премьер-министром Содружества , сделавшим это. [ 23 ] [ 26 ] [ 27 ] После своего избрания в 1958 году премьер-министр Хендрик Фервурд заверил южноафриканцев-евреев, что он продолжит дружественную политику, начатую его предшественниками Маланом и Дж. Г. Стрейдомом . За это и за «помощь Израилю в достижении нынешнего статуса» в 1959 году его публично поблагодарил посетивший страну член Мордехай Кнессета Нурок . [ 28 ] Ежегодные потоки средств в Израиль из Южной Африки к тому времени оценивались в 700 000 долларов. [ 28 ] Всего было подсчитано, что южноафриканские евреи отправили в Израиль более 19,6 миллиона долларов в период с 1951 по 1961 год. [ 29 ]

1950–1960-е годы: отказ Израиля от апартеида.

Однако это якобы благоприятное начало отношений было осложнено позицией Израиля во все более громких дебатах Генеральной Ассамблеи ООН по поводу южноафриканского апартеида . Это началось на той самой неделе после вступления Израиля в ООН в мае 1949 года, когда он поддержал предложение, требующее от Южной Африки вступить в дискуссии за круглым столом с Пакистаном и Индией по поводу апартеида и его последствий для индийских и пакистанских граждан. [ 30 ] В декабре 1950 года дипломат Майкл Комай написал во внутренней записке, что стратегия Израиля в таких голосованиях заключалась в следующем:

«В целом воздерживаться от осуждения Южной Африки и от вынесения каких-либо суждений по конкретным существу вопросов... С другой стороны, мы можем и должны воздерживаться от любой явной или подразумеваемой поддержки южноафриканской кастовой системы...» [ 31 ]

В декабрьском письме Комай резюмировал эту позицию как ответ на необходимость «найти компромисс между нашими принципами и убеждениями по вопросам расизма и нашим желанием сохранить дружбу с Южной Африкой». [ 32 ] По словам историка права Ротема Гилади, в 1950-е годы это проявлялось в частых «двусмысленных высказываниях» по поводу апартеида со стороны израильской миссии при ООН – хотя Гилади также утверждает, что речи и голоса Израиля по апартеиду, тем не менее, были «значительно более прогрессивными», чем речи многих западных государства. [ 33 ] А в 1960-е годы Израиль становился все более последовательным в своей критике правительства Южной Африки: [ 34 ] он часто голосовал против Южной Африки и апартеида в ООН. [ 35 ]

В октябре 1961 года Израиль проголосовал в ООН за осуждение речи, произнесенной в яростную защиту апартеида Эриком Лоу Южной Африки , министром иностранных дел . [ 36 ] [ 37 ] Израиль и Нидерланды были единственными двумя западными государствами, поддержавшими цензуру. [ 27 ] Премьер-министр Южной Африки и архитектор политики апартеида в Южной Африке Хендрик Фервурд отклонил голосование Израиля против южноафриканского апартеида в Организации Объединенных Наций, заявив: «Израиль непоследовательен в своей новой позиции против апартеида... они отняли Израиль от Арабы после того, как арабы жили там тысячу лет, в этом я согласен с ними. Израиль, как и Южная Африка, является государством апартеида». [ 38 ] Его преемник Джон Форстер также придерживался той же точки зрения. [ 39 ]

В октябре 1962 года на Генеральной Ассамблее ООН Израиль проголосовал за знаковую резолюцию 1761 , которая решительно осудила апартеид и призвала к добровольным санкциям против Южной Африки . [ 40 ] Члены законодательного органа Израиля, Кнессета, одобрили эту меру 63 голосами против 11. [ 41 ] В следующем году Израиль объявил, что отозвал своего посланника в Южную Африку, тем самым в одностороннем порядке снизив статус своего дипломатического представительства, а его южноафриканскую миссию отныне возглавляет поверенный в делах . [ 42 ] Он также объявил, что предпринимает шаги по обеспечению соблюдения эмбарго против южноафриканских вооруженных сил , как того требует резолюция 1761. [ 42 ] В октябре 1967 года Израиль был среди подавляющего большинства государств-членов ООН, проголосовавших за резолюцию о прекращении мандата Южной Африки в отношении Юго-Западной Африки . [ 43 ] [ 2 ]

В 1960-х годах высокопоставленные израильские политики часто рассматривали дипломатическую оппозицию апартеиду как принципиальный вопрос: в октябре 1963 года Голда Меир , тогдашний министр иностранных дел Израиля, заявила Генеральной Ассамблее ООН, что «глубокое отвращение Израиля ко всем формам дискриминации по признаку раса, цвет кожи или религия... проистекает из наших вековых духовных ценностей и из нашего долгого и трагического исторического опыта жертвы». [ 44 ] У Израиля также были стратегические причины дистанцироваться от Южной Африки: в качестве противовеса враждебности арабского и советского блоков , [ 45 ] он все больше стремился к более тесным связям с чернокожими африканскими государствами, которые в то время обретали политическую независимость и решительно выступали против политики апартеида и региональной гегемонии Южной Африки. [ 2 ] [ 46 ] Эти моральные и стратегические соображения должны были быть сбалансированы с опасениями южноафриканских евреев: влиятельный совет еврейских депутатов Южной Африки опасался антисемитской реакции, если Израиль оттолкнет правительство Южной Африки. [ 34 ] и действительно, он принял резолюцию, в которой провозглашалось, что «Израиль должен был присоединиться к другим западным странам и воздержаться от голосования против Южной Африки» по резолюции 1761. [ 47 ]

Независимо от мотивов Израиля, правительство Южной Африки крайне возмущалось его позицией в ООН. [ 48 ] Лоу обвинил израильское правительство во «враждебности и неблагодарности... ввиду того факта, что правительство Южной Африки и отдельные члены кабинета министров в прошлом изо всех сил старались наладить хорошие отношения с Израилем», а Фервурд публично заявил об этом. что «Израиль, как и Южная Африка, является государством апартеида». [ 36 ] В качестве ответной меры были отменены ранее предоставленные уступки в отношении потоков иностранной валюты в Израиль. [ 24 ] [ 47 ] К 1967 году дипломатические контакты между Израилем и Южной Африкой были минимальными, хотя и не совсем отсутствовали. [ 49 ] [ 2 ] Однако, как отмечает академик Ричард П. Стивенс, «хотя взаимные обвинения на международном уровне росли, рос и объем торговли между двумя странами». [ 29 ] Хотя Израиль начал применять военное эмбарго, он не разорвал коммерческое, морское и воздушное сообщение с Южной Африкой, как поощрялось в резолюции 1761. [ 42 ] В 1967 году экспорт Израиля в Южную Африку составил 4 миллиона долларов (более чем в два раза больше, чем в 1961 году), а экспорт Южной Африки в Израиль — 3,3 миллиона долларов. [ 29 ] Это будет означать, что, несмотря на дипломатический акцент Израиля на черной Африке – и несмотря на то, что это составляет лишь небольшую часть общего объема торговли каждой страны – Южная Африка стала крупнейшим торговым партнером Израиля в Африке. [ 50 ]

«Мы рассматриваем позицию и проблемы Израиля с пониманием и сочувствием. Как и нам, им приходится иметь дело с проникновением террористов через границу; и, как и мы, у них есть враги, стремящиеся их уничтожить».

– Премьер-министр ЮАР Джон Форстер , апрель 1971 г. [ 51 ]

1967–1994

1967–1987: Стратегическое сотрудничество.

В 1967 году победа Израиля в Шестидневной войне и последующая оккупация Синая и Западного берега привели к дипломатическому отчуждению Израиля от большей части стран третьего мира и черной Африки, чьи националистические движения начали рассматривать Израиль как колониальное государство. [ 52 ] В то же время Израиль стал объектом восхищения среди части белого населения Южной Африки, особенно среди политического и военного руководства страны. В редакционной статье газеты Die Burger , тогдашнего рупора южноафриканской НП, говорилось:

«Израиль и Южная Африка… ведут борьбу за существование… Антизападные державы привели Израиль и Южную Африку к общности интересов, которые лучше использовать, чем отрицать». [ 53 ]

Правительство Джона Форстера разрешило гражданским и военизированным добровольцам Южной Африки ездить в Израиль и разрешило расширение сионистских организаций и сбора средств внутри Южной Африки. [ 29 ] [ 54 ] Были предприняты усилия, особенно с южноафриканской стороны, по укреплению торговли и коммерческих контактов, [ 2 ] при содействии Лиги израильско-южноафриканской дружбы и Торговой ассоциации Израиль-Южная Африка, созданных в 1968 году. [ 55 ] [ 56 ] К апрелю 1971 года К. Л. Сульцбергер заметил «удивительно тесное, хотя и малоизвестное партнерство» между странами. [ 51 ] Однако Израиль продолжал поддерживать дружбу с черной Африкой. [ 57 ] и, в качестве окончательного выражения этой стратегии, в 1971 году оно предложило 2850 долларов в качестве помощи Организации африканского единства . фонду освободительных движений [ 58 ] Пожертвование было отклонено, но не раньше, чем оно серьезно разозлило правительство Южной Африки. [ 59 ] [ 2 ]

1973 года Однако Война Судного дня привела к «почти полному краху позиций Израиля в Африке». [ 57 ] К концу 1973 года все африканские государства, кроме четырех, разорвали дипломатические отношения с Израилем. [ 60 ] [ 61 ] Частично это произошло из-за нефтяного эмбарго, введенного Организацией стран-экспортеров нефти в 1973 году против западных партнеров Израиля, которое укрепило новый союз между арабскими и черными африканскими государствами. [ 58 ] По словам Наоми Хазан , нефтяное эмбарго также привело к частичному разрыву отношений Израиля с Западом. [ 60 ] После 1973 года Израиль стремился к более тесным связям с Южной Африкой, решение, которое часто анализировалось как прагматичный ответ на возросшую международную изоляцию первой, поддерживаемое тем, что журналист Томас Фридман описывает как его новообретенную « реальную политику » позицию, согласно которой у Израиля слишком мало друзей. в мире быть разборчивым в отношении своих партнеров в торговле и продаже оружия». [ 62 ] [ 27 ] [ 3 ] Близкая, но несколько иная интерпретация предполагает согласованные усилия по укреплению стратегического трехстороннего союза между Южной Африкой, Израилем и Соединенными Штатами. [ 63 ] [ 64 ] Эта договоренность поддержала бы американскую политику сдерживания в Африке. [ 65 ] По мнению журнала Economist, позволив Соединенным Штатам использовать Израиль «в качестве тайного канала в Южную Африку» на фоне растущего общественного и международного осуждения южноафриканского режима. [ 66 ] Интересы южноафриканских евреев также оставались общепризнанной внешнеполитической заботой израильского правительства. [ 67 ]

«В течение многих лет политика Израиля в отношении Южной Африки была политикой намеренной двусмысленности: публично осуждая апартеид, но в частном порядке поддерживая прагматичный и взаимовыгодный комплекс коммерческих и военных связей».

- Томас Фридман для The New York Times , 1987 г. [ 62 ]

Дипломатическое и политическое сотрудничество

На Генеральной Ассамблее ООН в 1970-х годах Израиль воздержался от некоторых ключевых голосований, затрагивающих Южную Африку, таких как голосование по предоставлению статуса наблюдателя Африканскому национальному конгрессу (АНК) в 1972 году, [ 68 ] и голосует против апартеида в последующие годы. [ 60 ] [ 69 ] Южная Африка ответила тем же, воздержавшись при голосовании, осуждающем израильскую аннексию Восточного Иерусалима . [ 56 ] Однако по большей части, как и многие другие западные страны того времени, [ 62 ] [ 70 ] [ 71 ] Израиль по-прежнему официально выступал против системы апартеида. [ 69 ] в то время как в частном порядке он развивал отношения с Южной Африкой и, как правило, не вводил и не обеспечивал соблюдения санкций. [ 63 ] В начале 1974 года, в том же году, когда полномочия Южной Африки в Генеральной Ассамблее ООН были отклонены, Израиль повысил статус своего южноафриканского представительства до посольства. [ 60 ] В следующем году Южная Африка повысила статус своего представительства в Тель-Авиве, созданного в 1972 году как консульство, до посольства. [ 68 ] [ 72 ] В апреле 1976 года премьер-министр Форстер совершил государственный визит к премьер-министру Ицхаку Рабину в Израиле. [ 72 ] Позже в 1976 году [ 60 ] [ 73 ] Южная Африка и Израиль заключили пакт о всеобъемлющем сотрудничестве , который будет реализован совместным министерским комитетом. Содержание соглашения не было обнародовано, но оказалось обширным и обширным, охватывающим как военное, так и экономическое сотрудничество. [ 60 ] [ 73 ]

Первоначально из-за желания преуменьшить свою близость с Преторией правительство Израиля, как сообщается, запретило визиты министров в Южную Африку. [ 60 ] А политика апартеида в Южной Африке продолжала вызывать напряженность: в 1978 году произошел «дипломатический инцидент», когда посол Израиля в Южной Африке Ицак Унна объявил, что бойкотирует пьесу «Голда » о жизни Голды Меир, поскольку она шла на сцене театр только для белых. [ 66 ] К бойкоту присоединились как минимум десять других западных послов, а сама Меир заявила, что полностью поддерживает решение Унны. [ 74 ] [ 75 ] Однако дипломатические контакты на высоком уровне усилились в 1980-е годы, особенно после того, как в 1977 году в Израиле к власти в Израиле пришла коалиция «Ликуд» — новый премьер-министр Менахем Бегин был председателем Лиги дружбы между Израилем и Южной Африкой. [ 76 ] [ 72 ] Сообщается, что двусторонние визиты, формально или неофициально, совершили, в частности, министр информации Южной Африки Конни Малдер (1974 г.), [ 60 ] Министр иностранных дел ЮАР Пик Бота (1979, 1984), [ 77 ] Израиля Министр финансов Симха Эрлих (февраль 1978 г.), [ 72 ] [ 78 ] и (тайно) министр обороны Израиля Эзер Вейцман (март 1980 г.). [ 72 ]

Южной Африки Израиль также наладил связи с номинально независимыми «родинами» . [ 18 ] : 143–44  С конца 1970-х годов она начала устанавливать прямые экономические связи с Транскей , Бопутатсвана , Сискей и инвестиционными корпорациями Банту . [ 79 ] В Бопутатсване это включало использование израильских компаний в нескольких крупных проектах, включая международный аэропорт и стадион олимпийских размеров. [ 80 ] Премьеры Бопутатсваны , Лукас Мангоуп [ 81 ] и Мангосуту Бутелези , [ 82 ] [ 83 ] оба посетили Израиль в 1985 году. Более того, Бопутатсвана учредила в Тель-Авиве миссию под названием «Дом Бопутатсваны» - единственное место за пределами Южной Африки, где развевается флаг родины, как сообщается, вопреки возражениям Министерства иностранных дел Израиля. [ 84 ] В 1984 году Израиля посол Элиягу Ланкин заявил, что политика Израиля должна соответствовать резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1979 года, призывающей не признавать родину, хотя лично он поддерживал признание. [ 85 ]

Культурные и демографические связи

Связи между населением двух стран также укрепились после 1967 года. В 1970-е годы двусторонний туризм вырос: в 1979 году около 10 000 израильтян посетили Южную Африку, а в следующем году около 25 000 южноафриканцев посетили Израиль. [ 79 ] Что еще более важно, к 1983 году в Израиле проживало 12 000 южноафриканских евреев, а в Южной Африке — около 20 000 израильтян (в 1987 году эта цифра увеличилась до 25 000). [ 86 ] ). [ 87 ] Чазан сообщает, что 1500 южноафриканских евреев участвовали в Войне Судного дня 1967 года. [ 88 ] и что белые южноафриканцы объявили Израиль своей любимой зарубежной страной в опросе общественного мнения 1981 года. [ 89 ] Несколько южноафриканских городов официально стали побратимами израильских городов. [ 90 ] Однако к 1980 году Совет еврейских депутатов Южной Африки – влиятельный представитель еврейской общины Южной Африки – объявил о своей поддержке отмены апартеида, еще одного фактора, который, вероятно, препятствовал открытому дипломатическому и политическому сотрудничеству между Израилем и Израилем. государство апартеида. [ 91 ]

К 1980 году значительный контингент южноафриканских военных и правительственных чиновников постоянно проживал в Израиле, чтобы контролировать многочисленные совместные проекты между странами, в то время как их дети посещали местные израильские школы. [ 92 ] Научное сотрудничество также продолжало расширяться: многие ученые работали в странах друг друга. Вероятно, самой чувствительной была большая группа израильских ученых, работавших на южноафриканской ядерной установке Пелиндаба . [ 92 ]

South African Airways начала выполнять рейсы между Йоханнесбургом и Тель-Авивом , но, поскольку ей было запрещено использовать воздушное пространство большинства африканских стран, ей пришлось сделать объезд вокруг Западной Африки, что удвоило расстояние и время полета. [ 93 ] Однако израильский национальный авиаперевозчик «Эль-Аль» смог выполнять рейсы между двумя городами через Найроби . [ 94 ]

Культурные и демографические связи между двумя странами проявились и в спорте. По словам Итамара Дубинского, израильские спортивные учреждения и спортсмены обходили спортивные санкции против режима апартеида из-за профессиональных, сионистских и национальных интересов. [ 95 ]

«У Израиля и Южной Африки есть одна общая черта: они оба расположены в преимущественно враждебном мире, населенном темными народами».

- Официальный ежегодник правительства ЮАР, 1978 г. [ 96 ]

Военное сотрудничество

В 1970-х годах Израиль помогал марионеточным силам Фронта национального освобождения Анголы, организованным и обученным Южной Африкой и ЦРУ, чтобы предотвратить формирование правительства во главе с МПЛА во время гражданской войны в Анголе . Израиль отправил самолет, полный 120-мм снарядов, отправленных через Заир ФНЛА и Уните , а также партию из 50 ракет SA-7. [ 97 ]

К 1973 году экономический и военный союз между Израилем и Южной Африкой стал набирать силу. Военное руководство обеих стран было убеждено, что обе страны столкнулись с принципиально схожими трудностями, борясь за свое выживание против общего врага ООП и АНК. [ 98 ] Менее чем через десять лет Южная Африка станет одним из ближайших военных и экономических союзников Израиля, в то время как Израиль займет позицию ближайшего военного союзника Южной Африки, а Израиль станет самым важным иностранным поставщиком оружия для Сил обороны Южной Африки (САДФ). ). [ 18 ] : 117–19 

В 1976 году 5-я Конференция неприсоединившихся наций в Коломбо, Шри-Ланка, приняла резолюцию, призывающую к введению нефтяного эмбарго против Франции и Израиля из-за продажи ими оружия Южной Африке. [ 99 ]

Руководители разведок Израиля и Южной Африки регулярно проводили друг с другом конференции, чтобы обмениваться информацией о вражеском вооружении и подготовке. [ 100 ] Координация между Армией обороны Израиля (ЦАХАЛ) и САДФ была беспрецедентной: израильские и южноафриканские генералы предоставляли друг другу беспрепятственный доступ к полям боя и военной тактике друг друга, а Израиль делился с Южной Африкой строго секретной информацией о своих миссиях. например, операция «Опера» , которая ранее была зарезервирована только для Соединенных Штатов. [ 101 ]

Израиль был одним из важнейших союзников Южной Африки в закупках оружия в годы режима П.В. Боты. [ 102 ]

Во время операции «Протея» в 1981 году САДФ вошли в военную историю, став, возможно, первым пользователем современных беспилотных технологий, когда они использовали израильские дроны IAI Scout в боевых действиях в Анголе. Они будут использоваться в бою Армией обороны Израиля только год спустя во время Ливанской войны 1982 года и операции «Кротовая сверчка» 19 . [ 103 ]

В 1981 году министр обороны Израиля Ариэль Шарон посетил южноафриканские войска в Юго-Западной Африке . на 10 дней [ 104 ] позже заявив, что Южной Африке нужно больше оружия для борьбы с советским проникновением в регион.

Сотрудничество по баллистическим ракетам

Командиры Сил обороны ЮАР присутствовали на испытательных стрельбах израильской баллистической ракетной системы «Иерихон», где они стояли рядом с генералами ЦАХАЛа. [ 105 ] Израильская баллистическая ракетная система «Иерихон II» впоследствии получила лицензию на производство в Южной Африке как серия космических ракет-носителей и баллистических ракет RSA. RSA -3 производился компанией Houwteq (прекратившее существование подразделения Denel ) в Грабау , в 30 км к востоку от Кейптауна . Испытательные пуски были произведены с Оверберг полигона недалеко от Бредасдорпа , в 200 км к востоку от Кейптауна. В Роой Элс располагались испытательные стенды для двигателей. Разработка продолжалась даже после того, как Южная Африка отказалась от своего ядерного оружия и использовала его в качестве ракеты-носителя для коммерческих спутников. [ 106 ]

RSA -2 была локальной копией баллистической ракеты Jericho II, а RSA-1 была локальной копией второй ступени Jericho II для использования в качестве мобильной ракеты. [ 107 ] [ 108 ] [ 109 ] [ 110 ]

Предполагаемое ядерное сотрудничество

С середины 1970-х годов обе страны предположительно участвовали в совместной разработке и испытаниях ядерного оружия. По словам Сеймура Херша , например, инцидент с Велой в 1979 году стал третьим совместным израильско- южноафриканским ядерным испытанием в Индийском океане. [ 111 ] Ричард Роудс заключает, что инцидент был израильским ядерным испытанием , проведенным в сотрудничестве с Южной Африкой, и что администрация США намеренно скрыла этот факт, чтобы не осложнять отношения с Израилем. [ 112 ]

Южная Африка предоставила большую часть желтого урана , необходимого Израилю для разработки своего ядерного оружия. Южная Африка создала свои собственные ядерные бомбы , возможно, с помощью Израиля. [ 113 ] В некоторых резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН в начале 1980-х годов, осуждавших сотрудничество между Израилем и апартеидом Южной Африки, также упоминалось ядерное сотрудничество. [ 114 ] Разведка США полагала, что Израиль участвовал в южноафриканских ядерных исследовательских проектах и ​​поставлял в Южную Африку передовые технологии неядерного оружия в 1970-е годы, в то время как Южная Африка разрабатывала свои собственные атомные бомбы. [ 115 ] [ 116 ] По словам Дэвида Олбрайта , «столкнувшись с санкциями, Южная Африка начала организовывать тайные сети закупок в Европе и США, а также начала длительное тайное сотрудничество с Израилем». Далее он говорит: «Общий вопрос заключается в том, предоставил ли Израиль Южной Африке помощь в разработке оружия, хотя имеющиеся данные свидетельствуют против значительного сотрудничества». [ 117 ]

Крис МакГрил написал, что «Израиль предоставил опыт и технологии, которые сыграли центральную роль в разработке Южной Африкой своих ядерных бомб». [ 118 ] В 2000 году Дитер Герхардт , советский шпион и бывший командующий ВМС ЮАР, заявил, что в 1974 году Израиль согласился вооружить восемь ракет «Иерихон II» «специальными боеголовками» для Южной Африки. [ 119 ]

По словам журналиста Сеймура Херша , инцидент в Веле в 1979 году стал третьим совместным испытанием ядерного оружия Израиля и Южной Африки в Индийском океане, и израильтяне направили для проведения испытаний два корабля ЦАХАЛа и «контингент израильских военных и экспертов-ядерщиков». . [ 120 ] Автор Ричард Роудс также приходит к выводу, что инцидент был ядерным испытанием Израиля, проведенным в сотрудничестве с Южной Африкой, и что администрация США намеренно скрыла этот факт, чтобы избежать осложнения отношений. [ 121 ]

В 2010 году The Guardian сообщила, что недавно рассекреченные южноафриканские документы, обнаруженные академиком Сашей Полаковым-Суранским, раскрывают подробности встречи 31 марта 1975 года между министрами обороны двух стран, в то время южноафриканским военнопленным Ботой и израильским Шимоном Пересом , на которой Перес якобы предложил Южной Африке «три размера». В докладе предполагалось, что «три размера» относятся к ядерным боеголовкам, но сделка так и не была реализована. [ 113 ] [ 122 ] [ 123 ] Поддерживаемый бывшим министром Йосси Бейлином , Перес заявил, что обвинения не соответствуют действительности и основаны на избирательной интерпретации протоколов. Бывший министр иностранных дел режима апартеида Пик Бота, а также различные израильские инсайдеры и эксперты также заявили, что обвинения крайне маловероятны. [ 124 ] [ 125 ] Позже, в 1991 году, когда апартеид подходил к концу, Бота продолжал утверждать, что обвинения в ядерном сотрудничестве были «плодом чьего-то воображения». [ 126 ] Авнер Коэн, автор книг «Израиль и бомба» и «Самый сокровенный секрет: сделка Израиля с бомбой» , сказал: «Ничто в документах не указывает на то, что Израиль действительно предлагал продать ядерное оружие режиму в Претории ». [ 127 ]

1987–1994: Санкции против Южной Африки.

К 1987 году Израиль оказался единственной развитой страной в мире, которая все еще поддерживала прочные отношения с Южной Африкой . [ 4 ] С 1974 года эти отношения упоминались и осуждались различными международными организациями и несколько раз на Генеральной Ассамблее ООН. [ 18 ] : 114  Таким образом, к концу 1980-х годов внешняя политика в отношении Южной Африки стала предметом разногласий внутри израильского правительства. Меньшинство израильских чиновников и ряд либеральных интеллектуалов во главе с Йоси Бейлином из Министерства иностранных дел настаивали на большей дистанции и даже жестких санкциях. Сообщается, что против них выступили, в частности, министр обороны Ицхак Рабин , а также бывшие министры обороны Эзер Вейцман , Моше Аренс и Ариэль Шарон . [ 62 ] [ 128 ] Министр иностранных дел Шимон Перес занял золотую середину, заявив, что Израиль не будет «возглавлять» антиюжноафриканскую кампанию, а будет следовать подходу, принятому Соединенными Штатами и Западной Европой . [ 62 ] Усиление аргументов против апартеида усиливалось политическим давлением со стороны Соединенных Штатов, которые приняли Всеобъемлющий закон против апартеида . В марте 1987 года американский президент Рональд Рейган был обязан отчитаться перед Конгрессом о продаже оружия в Южную Африку Израилем и другими американскими союзниками, и неблагоприятные результаты могут привести к тому, что Израиль потеряет 1,8 миллиарда долларов американской военной помощи . [ 62 ] За неделю до публикации доклада Перес объявил, что Израиль не будет подписывать никаких дальнейших военных контрактов с Южной Африкой. [ 129 ] Существующие контракты останутся в силе, но им будет разрешено истечь в течение неопределенного периода времени. [ 63 ] [ 128 ] Израиль также сократит свои культурные, дипломатические и туристические отношения с Южной Африкой и создаст комитет для изучения экономических санкций. [ 129 ] [ 130 ] Перес также подтвердил оппозицию Израиля апартеиду, заявив:

«Нет места дискриминации, называется ли это апартеидом или каким-либо другим именем... Мы повторяем, что выражаем наше осуждение системы апартеида. Еврейская точка зрения заключается в том, что каждый человек родился по образу Бога и создан равным. " [ 131 ]

По данным New York Times , израильский кабинет «не пытался скрыть тот факт», что его решение было принято в ответ на политическое давление со стороны США. [ 130 ] [ 129 ] Министр иностранных дел ЮАР Рулоф Бота преуменьшил значение этого события, назвав его «явным прямым результатом давления со стороны Соединенных Штатов». [ 129 ] В сентябре 1987 года под дальнейшим давлением Америки и в преддверии очередного обзора Конгресса Израиль ввел десять экономических и культурных санкций против Южной Африки, включая запреты на новые инвестиции и правительственные, научные, спортивные и культурные обмены. [ 128 ] [ 132 ] Израильский дипломат Алон Лиель позже вспоминал, что президент ЮАР П.В. Бота был удивлен и возмущен этим решением. [ 4 ] Однако, поскольку санкции не имели обратной силы к уже заключенным соглашениям, некоторые обмены продолжались – например, в 1990 году объем двусторонней торговли составил 317 миллионов долларов, а у Израиля возник торговый дефицит в 125 миллионов долларов из-за ограничений на его экспорт в Южную Африку. [ 133 ]

1991–1994: Нормализация

Санкции оставались в силе до тех пор, пока в Южной Африке не начались переговоры о прекращении апартеида : 14 июля 1991 года Израиль отменил свои санкции, через четыре дня после того, как Соединенные Штаты сделали то же самое. [ 133 ] В ноябре того же года преемник Боты Ф.В. Де Клерк совершил государственный визит в Израиль, и он и премьер-министр Израиля Ицхак Шамир договорились о нормализации отношений. [ 133 ] В ходе этого визита министры иностранных дел стран – Пик Бота в Южной Африке и Дэвид Леви в Израиле – подписали меморандум о взаимопонимании , призванный способствовать расширению сотрудничества в науке, культуре, промышленности, сельском хозяйстве, туризме, торговле и других областях. [ 126 ] Бота публично заявил, что ни соглашение, ни общие израильско-южноафриканские отношения не будут включать военное сотрудничество, потому что последнее «принадлежит [ред] прошлому». [ 126 ] Сообщается, что в течение следующих двух лет между посольством Израиля в Южной Африке и правительством Де Клерка возникла напряженность, поскольку посол Израиля сосредоточил свои дипломатические и политические усилия на восходящих чернокожих лидерах АНК. [ 134 ] [ 135 ]

1994–2018: штамм после апартеида

Бывший президент ЮАР Нельсон Мандела с президентом Израиля Эзером Вейцманом и Сидом Коэном из ВВС Израиля , 1999 год.

В 1994 году в Южной Африке прошли первые демократические выборы , и Нельсон Мандела был возведен на пост президента. В своей речи в августе 1993 года Мандела заявил, что его партия, АНК, была «крайне недовольна» связями между Израилем и Южной Африкой времен апартеида, но была готова выйти за рамки этого, в том числе в поисках решения давней проблемы. Израильско-палестинский конфликт :

«Как движение, мы признаем легитимность палестинского национализма так же, как мы признаем легитимность сионизма как еврейского национализма... Мы настаиваем на праве государства Израиль на существование в пределах безопасных границ, но с такой же энергией поддерживаем Право палестинцев на национальное самоопределение ». [ 136 ]

В сентябре 1995 года министр иностранных дел ЮАР Альфред Нзо совершил официальный визит в Израиль, где страны подписали соглашение о создании Совместной комиссии сотрудничества. [ 22 ] В следующем году комиссия заключила пять двусторонних соглашений о сотрудничестве в области сельского хозяйства, туризма, культуры, окружающей среды и науки, а также охраны природы . [ 22 ] В ноябре 1995 года Мандела и другие лидеры АНК присутствовали на поминальной службе по Рабину, который был убит, когда был премьер-министром Израиля. [ 137 ] [ 138 ] Хотя Ясир Арафат из Палестины впервые посетил Южную Африку в 1998 году и несколько раз после этого, [ 139 ] Мандела не посещал Израиль, будучи президентом. Он отметил, что, хотя он и получал приглашения посетить Израиль во время своего президентства, "почти все страны мира, кроме Израиля" приглашали его посетить Израиль после его освобождения из тюрьмы в 1990 году. [ 140 ] [ 141 ] Наконец он посетил Израиль в октябре 1999 года во время турне по Леванту . Он подтвердил свою непоколебимую оппозицию израильскому контролю над сектором Газа , Западным берегом реки Иордан , Голанскими высотами и Южным Ливаном . [ 141 ] но также сказал:

«Многим людям, которые задаются вопросом, почему я приехал, я говорю: Израиль очень тесно сотрудничал с режимом апартеида. Я говорю: я заключил мир со многими людьми, которые убивали наш народ, как животных. Израиль сотрудничал с режимом апартеида, но он не участвовал ни в каких злодеяниях». [ 142 ]

Заместитель министра иностранных дел Израиля Дэнни Аялон по иностранным делам ЮАР встречается с Джерри Матджилой, генеральным директором , сентябрь 2009 г.

В конце 2004 года президент ЮАР Табо Мбеки провел серию двусторонних переговоров, посвященных израильско-палестинскому конфликту, приняв в сентябре делегацию правящего Израиля «Ликуда». [ 143 ] а затем, в октябре, заместитель премьер-министра Израиля Эхуд Ольмерт . [ 144 ] Это последовало за особенно напряженным этапом в отношениях: ранее в том же году правительство Южной Африки раскритиковало строительство Израилем израильского барьера на Западном Берегу . [ 143 ] а официальная делегация во главе с заместителем министра иностранных дел Азизом Пахадом выступила с заявлениями в поддержку палестинского дела в Международном Суде . [ 145 ]

Экономические отношения (1992-2015)

После окончания апартеида торговля между Израилем и Южной Африкой увеличилась с 387,8 миллиона долларов в 1992 году. [ 146 ] и 474,7 миллиона долларов в 1994 году, [ 147 ] до 706,4 миллиона долларов в 2000 году. [ 148 ] В 2010 году он достиг $1,03 млрд. [ 149 ] к тому времени Израиль был 40-м по величине источником импорта в Южной Африке и 24-м по величине пунктом назначения экспорта. [ 150 ] Южная Африка была основным торговым партнером Израиля в Африке в период с 2006 по 2016 год. [ 151 ] в импорте из Южной Африки преобладают алмазы и уголь. [ 152 ] Однако после достижения пика в $1,19 млрд в 2012 г. [ 153 ] двусторонняя торговля начала снижаться. В 2019 году двусторонний товарооборот составил всего $407,7 млн, при этом торговый дисбаланс составил $19,5 млн в пользу ЮАР. [ 154 ]

Израиль и Южная Африка подписали двусторонний инвестиционный договор в 2004 году, который включал положения о режиме наибольшего благоприятствования , но срок его действия истек в 2014 году. [ 155 ] По данным Южноафриканского резервного банка , в 2015 году объем прямых иностранных инвестиций Израиля в Южную Африку составил 2,93 миллиарда рандов , или 0,15% всех иностранных инвестиций в Южную Африку. [ 156 ]

BDS в Южной Африке

Произраильский митинг солидарности возле Южноафриканского еврейского музея в Кейптауне , август 2014 года.
Акция протеста в Дурбане против израильских бомбардировок Газы во время войны в Газе , октябрь 2014 года.

Дополнительным фактором напряженности в отношениях между Израилем и Южной Африкой за последние два десятилетия стала политическая поддержка на высоком уровне в Южной Африке пропалестинской кампании бойкота, изъятия инвестиций и санкций . Еще в июне 2006 г. [ 157 ] Конгресс южноафриканских профсоюзов – в то время крупнейшая профсоюзная федерация в Южной Африке и близкий партнер правящего АНК – заявил о своей поддержке бойкота Израиля, назвав последний государством апартеида. [ 158 ] В сентябре 2011 года благодаря лоббированию со стороны Заки Ахмата и его пропалестинской организации «Открытая улица Шухуда ЮАР » министр торговли и промышленности « Роб Дэвис в принципе согласился», что импорт, произведенный на оккупированных палестинских территориях, не должен маркироваться как продукция Израиля. , чтобы облегчить добровольный бойкот израильских товаров в рамках BDS. [ 159 ] На своей выборной конференции 2012 года АНК официально решил поддержать кампанию BDS. [ 160 ] Особенно чувствительным оказался академический бойкот Израиля со стороны некоторых южноафриканских университетов.

Южноафриканская критика израильской оккупации

Хотя опрос общественного мнения 2007 года выявил неоднозначные мнения среди населения Южной Африки, [ 161 ] некоторые видные южноафриканские деятели, такие как Десмонд Туту и ​​министр кабинета Ронни Касрилс , [ 162 ] [ 163 ] уже давно активно критикуют действия Израиля во время продолжающегося израильско-палестинского конфликта, иногда проводя параллели между апартеидом Южной Африки и современным Израилем. Другие, такие как оппозиционный политик Кеннет Мешу , возражали против таких сравнений; [ 164 ] а бывший посол Южной Африки в Израиле Фуманекиле Гиба высказался более неоднозначно, заключив: «Трудно сказать, что Израиль является расистским в классическом . смысле системы власти». [ 165 ] В любом случае, в последнее время и правящий АНК, и его правительство были готовы открыто поддержать аналогию между Израилем и южноафриканским апартеидом. [ 166 ] [ 167 ]

Другие видные южноафриканские активисты, выступающие против апартеида, использовали сравнения с апартеидом для критики оккупации Западного берега и, в частности, строительства разделительного барьера. В их число входят Фарид Эсак , писатель, который в настоящее время является приглашенным профессором Уильяма Генри Блумберга в Гарвардской школе богословия , [ 168 ] Ронни Касрилс , [ 169 ] Винни Мадикизела-Мандела , [ 170 ] Денис Голдберг , [ 171 ] и Арун Ганди , [ 172 ]

В 2008 году делегация ветеранов Африканского национального конгресса (АНК) посетила Израиль и оккупированные территории и заявила, что в некоторых отношениях это хуже, чем апартеид. [ 173 ] [ 174 ] В мае 2018 года, после протестов на границе с Газой , АНК опубликовал заявление, в котором действия палестинцев сравнивались с «нашей борьбой против режима апартеида». Он также обвинил израильские военные в «такой же жестокости», как и Гитлер, и заявил, что «все южноафриканцы должны восстать и относиться к Израилю как к парии, которой он и является». [ 175 ] Примерно в то же время правительство Южной Африки отозвало на неопределенный срок своего посла в Израиле Сису Нгомбане в знак протеста против «неизбирательного и серьезного характера последнего израильского нападения». [ 176 ]

В 2010-е годы эти взгляды все чаще приводили к дипломатическим размолвкам. Южная Африка последовательно поддерживала антиизраильские резолюции ООН. [ 177 ] После рейда флотилии Газы в 2010 году Южная Африка отозвала своего посла из Израиля. [ 178 ] и вызвал посла Израиля на выговор. [ 179 ] В 2013 году Майте Нкоана-Машабане Южной Африки , министр международных отношений и сотрудничества , заявила, что Южная Африка не отправляла своих министров в Израиль, решив «замедлить и сократить контакты высшего руководства с этим режимом до тех пор, пока ситуация не начнет выглядеть лучше". [ 179 ] Позже в том же году премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху отменил запланированную поездку в Южную Африку на похороны Манделы. [ 180 ] ЮАР В апреле 2015 года Израиль отказал министру высшего образования Блейду Нзиманде и его помощникам в разрешении посетить палестинское правительство в Рамалле , что вызвало гневную реакцию со стороны Нзиманде. [ 181 ] А позже в том же году правящий АНК в Южной Африке разозлил Израиль, приняв у себя делегацию воинствующей палестинской националистической группировки Хамас , которая встретилась с президентом Южной Африки Джейкобом Зумой – хотя и в качестве лидера партии АНК – и подписала меморандум о взаимопонимании с АНК о прекращении израильской оккупации палестинских территорий. [ 182 ] В ответ министерство иностранных дел Израиля вызвало заместителя посла ЮАР для объявления выговора. [ 183 ]

2018–2023: ухудшение отношений.

После очевидной разрядки в 2017 г. [ 184 ] [ 185 ] [ 186 ] 14 мая 2018 г. Южная Африка отозвала своего посла на неопределенный срок после протестов на границе с Газой в 2018 г. В своем заявлении Департамент международных отношений и сотрудничества Южной Африки подтвердил «мнение о том, что Силы обороны Израиля должны уйти из сектора Газа и положить конец жестоким и разрушительным вторжениям на палестинские территории». [ 187 ] В менее сдержанном заявлении на следующий день АНК призвал «всех южноафриканцев продемонстрировать миру, что мы считаем израильское правительство и его вооруженные силы изгоями и пагубой для человечества». [ 188 ] Посол вернулся в Тель-Авив в сентябре того же года. [ 189 ] но в апреле 2019 года министр иностранных дел ЮАР Линдиве Сисулу объявил, что посол не будет заменен после окончания его срока полномочий, а статус посольства в Тель-Авиве будет понижен до уровня офиса связи. [ 190 ] [ 191 ] АНК в декабре 2017 года в качестве официальной политики АНК Это понижение ранее было одобрено делегатами выборной конференции . [ 192 ] [ 193 ]

После одностороннего понижения статуса Южной Африкой дипломатические отношения между странами остаются напряженными. ЮАР В 2021 году Департамент спорта, искусства и культуры отказался от поддержки конкурса «Мисс Южная Африка» после того, как последний отказался бойкотировать мероприятие «Мисс Вселенная» в Эйлате, Израиль . [ 194 ] [ 195 ] В 2021 и конце 2022 года Южная Африка вместе с Алжиром возглавила безуспешную кампанию по лишению Израиля статуса наблюдателя в Африканском союзе . [ 196 ] [ 197 ] А правительство Южной Африки продолжало публично критиковать действия Израиля и выражать солидарность с Палестиной в израильско-палестинском конфликте. [ 198 ] [ 199 ] часто повторяя свою поддержку мирного решения на основе создания двух государств . [ 200 ] Однако в июне 2021 года министр иностранных дел ЮАР Наледи Пандор ЮАР заявила парламенту , что правительство не намерено полностью разрывать отношения. [ 201 ] и ее ведомство заявило в начале 2022 года, что продолжающиеся дипломатические контакты «позволили Южной Африке сыграть свою роль вместе со своими международными партнерами в продолжающихся усилиях по прекращению оккупации Палестины». [ 202 ] В настоящее время Израиль сохраняет свое посольство в Претории, а президент ЮАР Сирил Рамафоса принял верительные грамоты нынешнего посла Элиава Белоцерковского в январе 2022 года. [ 6 ] Южноафриканский департамент международных отношений резюмирует сложившуюся ситуацию следующим образом:

«В настоящее время политическое и дипломатическое взаимодействие между Южной Африкой и Израилем ограничено, в основном из-за антагонистического отношения Израиля к MEPP ( ближневосточному мирному процессу ) и игнорирования международного права в отношении прав палестинцев и их территорий. Исходное положение Южной Африки таково: Израиль должен вернуться к переговорам и создать благоприятные условия для мирных переговоров». [ 22 ]

Первые месяцы войны между Израилем и Газой (2023 г.)

Во время войны между Израилем и ХАМАСом правительство Южной Африки призвало мир использовать свое влияние против того, что министр иностранных дел Южной Африки Наледи Пандор назвала «настоящим преступлением против человечества». [ 203 ] Днем позже Африканский национальный конгресс принял предложение, призывающее правительство закрыть посольство в Тель-Авиве. [ 204 ] ЮАР Правительственный кабинет также призвал Международный уголовный суд выдать ордер на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху , отозвал посла страны в Израиле и отозвал весь дипломатический персонал страны из Израиля. [ 205 ] Министр в администрации президента Хумбудзо Нцавени также заявил тогда, что посол Израиля в Южной Африке сделал "пренебрежительные замечания" в адрес тех, кто выступает против "зверств и геноцида израильского правительства". [ 206 ]

21 ноября южноафриканский парламент 248 голосами против 91 проголосовал за парламентское предложение «Борцов за экономическую свободу» , которое призывало закрыть посольство Израиля в Южной Африке и призвало Южную Африку прекратить дипломатические отношения с Израилем до тех пор, пока Израиль не согласится. о прекращении огня в секторе Газа. [ 205 ] Перед голосованием Израиль отозвал своего посла из ЮАР «для консультаций» [ 207 ] 22 ноября президент ЮАР Сирил Рамафоса приветствовал четырехдневное прекращение огня и выразил надежду, что оно будет способствовать усилиям по достижению «полного прекращения нынешнего конфликта». [ 208 ] В марте 2024 года Наледи Пандор заявила, что граждане ЮАР, отправившиеся в Газу воевать на стороне Израиля, будут арестованы по возвращении в Южную Африку. [ 209 ]

Дело о геноциде 2023–2024 гг.

Международные позиции по иску Южная Африка против Израиля:
  ЮАР
  Страны, поддержавшие Южную Африку
  Страны, поддержавшие Израиль
  Израиль

29 декабря ЮАР возбудила дело [ сломанный якорь ] против Израиля , за совершение геноцида, военных преступлений и преступлений против человечности против палестинцев в секторе Газа во время конфликта между Израилем и Хамасом , в Международном Суде . [ 210 ] [ 211 ] Разбирательство было возбуждено в Международном Суде на основании Конвенции о геноциде , которую подписали Израиль и Южная Африка. [ 212 ] и возбуждено в соответствии со статьей IX Конвенции. [ 213 ] [ 214 ] В 84-страничном заявлении страны, поданном 29 декабря 2023 года, Южная Африка заявила, что действия Израиля «носят геноцидный характер, поскольку они направлены на уничтожение значительной части палестинской национальной, расовой и этнической группы». [ 213 ] [ 215 ] Южная Африка потребовала, чтобы Международный Суд издал обязательный правовой приказ на временной основе (т.е. до слушаний по существу заявления), требуя от Израиля «немедленно приостановить свои военные операции в секторе Газа и против него». [ 213 ] [ 215 ] Хотя вынесение решения по существу дела может занять годы, такой приказ может быть издан в течение нескольких недель. [ 212 ] Кроме того, президент Южной Африки Сирил Рамафоса также сравнил действия Израиля с апартеидом . [ 216 ]

Балкис Джарра, заместитель директора по международному правосудию в Human Rights Watch , отметил, что дело Международного Суда не является судебным преследованием отдельных лиц и не затрагивает напрямую Международный уголовный суд , который является отдельным органом, и заявил, что это дело дает возможность « дать четкие и однозначные ответы на вопрос, совершает ли Израиль геноцид против палестинского народа». [ 212 ] Израиль отверг обвинения «с отвращением» [ 212 ] и обвинил Южную Африку в сотрудничестве с ХАМАС, [ 210 ] назвав действия ЮАР « кровавым наветом », [ 217 ] и назвал палестинцев «современными наследниками нацистов » . [ 218 ] 2 января 2024 года Израиль решил предстать перед Международным судом в ответ на выдвинутые Южной Африкой доводы о том, что Израиль совершал геноцид, несмотря на предыдущую историю игнорирования международных трибуналов. [ 215 ] [ 219 ] Дело ЮАР поддержали Малайзия и Турция . [ 220 ] и группы за мир, такие как CodePink , World Beyond War , RootsAction и The People's Forum , которые призвали более 25 стран поддержать дело Южной Африки, [ 221 ] США в то время как координатор Совета национальной безопасности по стратегическим коммуникациям Джон Кирби заявил, что США сочли это заявление «бесполезным, контрпродуктивным и совершенно не имеющим под собой никакого фактического основания». [ 222 ]

См. также

Ссылки

  1. ^ Jump up to: а б с МакГрил, Крис (08 января 2024 г.). «Как история апартеида повлияла на дело о геноциде в Южной Африке против Израиля» . Хранитель . ISSN   0261-3077 . Проверено 15 мая 2024 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г Чазан 1983 , с. 172.
  3. ^ Jump up to: а б Чазан 1983 , с. 184-185.
  4. ^ Jump up to: а б с Мизрох 2006 .
  5. ^ «Смешанное наследие Манделы для Ближнего Востока» . Новости Би-би-си . 06.12.2013 . Проверено 15 мая 2024 г.
  6. ^ Jump up to: а б Фабрициус 2022а .
  7. ^ «Иностранные представители в Южной Африке» . www.dirco.gov.za .
  8. ^ «Посольство ЮАР в Тель-Авиве, Израиль» . www.dirco.gov.za .
  9. ^ Генеральная Ассамблея ООН, 1947 год .
  10. ^ Бишку 2010 , с. 154.
  11. ^ Ловенберг 1950 , с. 394.
  12. ^ Харон 1997 , с. 3.
  13. ^ Стивенс 1971 , с. 126.
  14. ^ Стивенс 1971 , стр. 123–125.
  15. ^ Мармонт 1989 , стр. 147–148.
  16. ^ Стивенс 1971 , с. 125.
  17. ^ Рубин 1957 , стр. 28–29.
  18. ^ Jump up to: а б с д и Бейт-Халлахми, Бенджамин (1987). Связь с Израилем: кого Израиль вооружает и почему . ИБТаурис. ISBN  978-1850430698 .
  19. ^ Шимони 2003 , стр. 23.
  20. ^ Бернштейн 1952 , с. 390.
  21. ^ Бишку 2010 , с. 158.
  22. ^ Jump up to: а б с д Департамент международных связей и сотрудничества 2022а .
  23. ^ Jump up to: а б Стивенс 1971 , с. 127.
  24. ^ Jump up to: а б Мармон 1989 , с. 149.
  25. ^ Бернштейн 1950 , с. 292.
  26. ^ Бишку 2010 , с. 153.
  27. ^ Jump up to: а б с Надельманн 1981 , с. 212.
  28. ^ Jump up to: а б Стивенс 1971 , с. 128.
  29. ^ Jump up to: а б с д Стивенс 1971 , с. 141.
  30. ^ Генеральная Ассамблея ООН, 1949 год .
  31. ^ Гилади 2017 , с. 1454.
  32. ^ Гилади 2017 , с. 1456.
  33. ^ Гилади 2017 , с. 1457-1463.
  34. ^ Jump up to: а б Полаков-Суранский 2010 , с. 30.
  35. ^ Нойбергер 2009 , с. 18.
  36. ^ Jump up to: а б Стивенс 1971 , с. 134.
  37. ^ Шимони 2003 , стр. 46–47.
  38. ^ Новые стены Империи: суверенитет, неолиберализм и производство космоса в Южной Африке после апартеида и в Палестине / Израиле после Осло. Эндрю Джеймс Кларно. 2009. с. 66–67
  39. ^ Куигли, 1990, стр. 149: «Бывший премьер-министр Южной Африки Джон Форстер считал, что правительство Израиля сталкивается с ситуацией, аналогичной ситуации в Южной Африке. По его словам, Израиль столкнулся с «проблемой апартеида» в отношении своих арабских жителей. «Мы с пониманием и сочувствием относимся к позиции и проблемам Израиля».
  40. ^ Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций, 1962 год .
  41. ^ Еврейское телеграфное агентство 1962 .
  42. ^ Jump up to: а б с Анон. 1963 год .
  43. ^ Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций, 1966 год .
  44. ^ Гилади 2017 , стр. 1441.
  45. ^ Шимони 2003 , стр. 49.
  46. ^ Стивенс 1971 , с. 133.
  47. ^ Jump up to: а б Стивенс 1971 , с. 135.
  48. ^ Бишку 2010 , с. 159.
  49. ^ Полаков-Суранский 2010 , стр. 37, 45.
  50. ^ Стивенс 1971 , стр. 140–141.
  51. ^ Jump up to: а б Сульцбергер 1971 .
  52. ^ Полаков-Суранский 2010 , с. 173.
  53. ^ Полаков-Суранский 2010 , стр. 46–47.
  54. ^ Харон 1997 , стр. 8, 10.
  55. ^ Бишку 2010 , стр. 161–162.
  56. ^ Jump up to: а б Хусейн 1982 , с. 70.
  57. ^ Jump up to: а б Леви 2004 , с. 71.
  58. ^ Jump up to: а б Комиссия по исследованию политики США в отношении Южной Африки, 1981 г. , стр. 307.
  59. ^ Хофманн 1971 .
  60. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Чазан 1983 , стр. 173.
  61. ^ Надельманн 1981 , с. 200.
  62. ^ Jump up to: а б с д и ж Фридман 1987а .
  63. ^ Jump up to: а б с Бирнс 1996 .
  64. ^ Хусейн 1982 , стр. 63, 72–73.
  65. ^ Хусейн 1982 , стр. 45–46.
  66. ^ Jump up to: а б Чазан 1983 , с. 183.
  67. ^ Мармонт 1989 , с. 143.
  68. ^ Jump up to: а б Бишку 2010 , с. 162.
  69. ^ Jump up to: а б Надельманн 1981 , с. 203.
  70. ^ Purkitt & Burgess 2005 , стр. 33–50: «В течение первых нескольких десятилетий после Второй мировой войны система апартеида Южной Африки не была помехой в отношениях с западными лидерами».
  71. ^ Хусейн 1982 , с. 61.
  72. ^ Jump up to: а б с д и Надельманн 1981 , с. 213.
  73. ^ Jump up to: а б Хантер 1986 , с. 54.
  74. ^ Еврейское телеграфное агентство 1978 .
  75. ^ Анон. 1978б .
  76. ^ Чазан 1983 , стр. 173–174.
  77. ^ Анон. 1984 год .
  78. ^ Анон. 1978а .
  79. ^ Jump up to: а б Чазан 1983 , с. 181.
  80. ^ Мармонт 1989 , стр. 150–151.
  81. ^ Лиссони 2015 , с. 58.
  82. ^ Мелман 2003 .
  83. ^ Хантер 1986 , с. 53.
  84. ^ Анон. 1985 год .
  85. ^ Еврейское телеграфное агентство 1984 .
  86. ^ Мармонт 1989 , с. 151.
  87. ^ Чазан 1983 , с. 176.
  88. ^ Чазан 1983 , с. 188.
  89. ^ Чазан 1983 , с. 195.
  90. ^ Мармонт 1989 , с. 150.
  91. ^ Чазан 1983 , с. 177.
  92. ^ Jump up to: а б Полаков-Суранский 2010 , с. 149.
  93. ^ Атлас перемен в Южной Африке , А. Дж. Кристофер, Routledge, 2001, стр. 174
  94. ^ Эль Аль: Звезда в небе , Марвин Г. Голдман , World Transport Press, 1990, стр. 43
  95. ^ Дубинский, Итамар (15 августа 2022 г.). «Игра с бойкотом: спортивные связи Израиля и Южной Африки в эпоху апартеида *» . Международный журнал истории спорта . 39 (7): 746–767. дои : 10.1080/09523367.2022.2104252 . ISSN   0952-3367 . S2CID   251609234 .
  96. ^ Департамент информации 1978 , с. 59.
  97. ^ Надельманн 1981 .
  98. ^ Полаков-Суранский 2010 , с. 8.
  99. ^ «1970-е годы» . Хронология . История Южной Африки в Интернете . Архивировано из оригинала 1 ноября 2007 года . Проверено 3 декабря 2007 г.
  100. ^ Полаков-Суранский 2010 , с. 142.
  101. ^ Полаков-Суранский 2010 , стр. 145–147.
  102. ^ ван Вуурен, Хенни; Криглер, Анин (21 января 2014 г.). «Ариэль Шарон, апартеид в Южной Африке и взаимные военные интересы» . Ежедневный Маверик .
  103. ^ Залога, Стивен (19 июля 2011 г.). Беспилотные летательные аппараты: роботизированная воздушная война 1917–2007 гг . Издательство Оспри. п. 22.
  104. ^ Миддлтон, Дрю (14 декабря 1981 г.). «Южной Африке нужно больше оружия, — говорит Израиль» . Нью-Йорк Таймс .
  105. ^ Полаков-Суранский 2010 , с. 133.
  106. ^ «Программа ядерной защиты Южной Африки» (PDF) . Armscontrol.org . Проверено 10 августа 2018 г.
  107. ^ «РСА» . Astronautix.com . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 г. Проверено 11 октября 2016 г.
  108. ^ «РСА-1» . Astronautix.com . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 г. Проверено 11 октября 2016 г.
  109. ^ «РСА-2» . Astronautix.com . Архивировано из оригинала 19 июня 2012 г. Проверено 11 октября 2016 г.
  110. ^ «РСА-4» . Astronautix.com . Архивировано из оригинала 5 августа 2014 г. Проверено 11 октября 2016 г.
  111. ^ Херш 1991 .
  112. ^ Родос 2011 .
  113. ^ Jump up to: а б МакГрил, Крис (24 мая 2010 г.). «Раскрыто: как Израиль предлагал ЮАР продать ядерное оружие» . Хранитель .
  114. ^ Джозеф, Бенджамин (1988). Осажденные соратники: Израиль и земля апартеида . Гринвуд Пресс. п. 2. ISBN  0313254613 .
  115. ^ «Событие 22 сентября 1979 года» (PDF) . Меморандум межведомственной разведки . Архив национальной безопасности . Декабрь 1979 г., стр. 10 (пункт 30). ИД документа МОРИ: 1108245 . Проверено 1 ноября 2006 г.
  116. ^ Федерация американских ученых (31 мая 2012 г.). «Южная Африка: Программа ядерного оружия» . Оружие массового поражения в мире .
  117. ^ Олбрайт, Дэвид (июль 1995 г.). «Южная Африка и доступная бомба» . Бюллетень ученых-атомщиков . 50 (4): 37–47. дои : 10.1080/00963402.1994.11456538 . Проверено 4 августа 2009 г.
  118. ^ МакГрил, Крис (7 февраля 2006 г.). «Братья по оружию — секретный пакт Израиля с Преторией» . Хранитель . Лондон.
  119. ^ «Отслеживание ядерного распространения» . Час новостей PBS . 2 мая 2005 г. Архивировано из оригинала 11 декабря 2013 г. Проверено 1 сентября 2017 г.
  120. ^ Херш 1991 , с. 271.
  121. ^ Родос 2011 , стр. 164–169.
  122. ^ МакГрил, Крис (23 мая 2010 г.). «Записки и протоколы, подтверждающие наличие ядерного арсенала Израиля» . Хранитель .
  123. ^ «Писатель неоднозначно смотрит на связи Израиля и Южной Африки» . вперед.com . 10 июня 2010 г.
  124. ^ Кершнер, Изабель (24 мая 2010 г.). «Израиль отрицает, что предлагал Южной Африке боеголовки» . Нью-Йорк Таймс .
  125. ^ Кейс Брайант, Криста (24 мая 2010 г.). «Предлагал ли Израиль продать Южной Африке ядерное оружие?» . Христианский научный монитор .
  126. ^ Jump up to: а б с О'Салливан 1991 .
  127. ^ Коэн, Авнер (25 мая 2010 г.). «Авнер Коэн: Ицхак Рабин выступил бы против продажи ядерного оружия» . Независимый . Лондон.
  128. ^ Jump up to: а б с Франкель 1987 .
  129. ^ Jump up to: а б с д Фройденхайм, Робертс и Кларити, 1987 .
  130. ^ Jump up to: а б Фридман 1987б .
  131. ^ «Израиль вводит санкции в отношении Южной Африки» . Чикаго Трибьюн . Архивировано из оригинала 16 января 2014 г. Проверено 10 августа 2018 г.
  132. ^ Фридман 1987c .
  133. ^ Jump up to: а б с Еврейское телеграфное агентство, 1991 год .
  134. ^ Полаков-Суранский 2010 , с. 219.
  135. ^ Бишку 2010 , с. 155.
  136. ^ Хаберман 1994 .
  137. ^ Анон. 1995 .
  138. ^ Шейн 1997 .
  139. ^ Бишку 2010 , с. 166.
  140. ^ Сюдов 2013 .
  141. ^ Jump up to: а б Орм, 1999 год .
  142. ^ Беллинг 1999 .
  143. ^ Jump up to: а б Я умоляю. 2004б .
  144. ^ Рейтер 2004 .
  145. ^ Анон. 2004а .
  146. ^ Всемирный банк 1992 .
  147. ^ Всемирный банк 1994 .
  148. ^ Всемирный банк 2000 .
  149. ^ Всемирный банк 2010 .
  150. ^ Бишку 2010 , с. 169-170.
  151. ^ Грузд, Равхани и Бенджамин 2018 , стр. 14-16.
  152. ^ Грузд, Равхани и Бенджамин 2018 , с. 32.
  153. ^ Всемирный банк 2012 .
  154. ^ Всемирный банк 2019 .
  155. ^ Конференция ООН по торговле и развитию 2016 .
  156. ^ Дрейпер 2017 .
  157. ^ Мадиша 2006 .
  158. ^ Анон. 2014 .
  159. ^ Равут 2011 .
  160. ^ Сырье 2012 .
  161. ^ Исследовательский центр Пью, 2007 , с. 96: Во время израильско-палестинского конфликта 28% опрошенных южноафриканцев заявили, что они больше симпатизируют Израилю; а 19% больше симпатизировали Палестине. 19% в равной степени симпатизировали обеим партиям, а 20% не симпатизировали ни одной из них. 14% не знали или не ответили..
  162. ^ Зима 2002 г.
  163. ^ Касрилс 2007 .
  164. ^ Мешое 2013 .
  165. ^ Поллак 2007 .
  166. ^ Африканский национальный конгресс, 2018 г .: «... мы осознаем, что в Израиле живет режим апартеида с его грубой злобой».
  167. ^ Мтетва 2022 : «Наша страна проводит прямую параллель между бывшим режимом апартеида и израильской оккупацией палестинской земли. Как и Движение неприсоединения , мы рассматриваем Палестину вместе с Западной Сахарой ​​как незавершенную борьбу за деколонизацию».
  168. ^ «Логика апартеида сродни логике сионизма.... Жизнь палестинцев бесконечно хуже, чем то, что мы когда-либо испытывали при апартеиде.... Цена, которую им (палестинцам) пришлось заплатить за сопротивление, гораздо больше ужасно». «Фарид Эсак — Уроки Южной Африки — 6 сентября 2006 г.» . Архивировано из оригинала 21 октября 2007 года . Проверено 24 октября 2006 г. Аудио: Уроки Южной Африки: религия, насилие, ненасилие и международное участие в израильско-палестинской борьбе
  169. Ярость слона: Израиль в Ливане. Архивировано 7 июня 2011 года в Wayback Machine . Проверено 3 ноября 2006 г.
  170. ^ «Апартеид Израиля можно победить, так же как был побежден апартеид в Южной Африке» Винни Мандела об апартеиде Израиля. Архивировано 26 октября 2007 г. в Wayback Machine , Independent Online , 26 марта 2004 г. Проверено 3 ноября 2006 г.
  171. ^ Альянс Израиля, Южной Африки и США . Проверено 6 ноября 2006 г. Архивировано 27 сентября 2007 г. в Wayback Machine.
  172. ^ Арун Ганди . Оккупация «В десять раз хуже, чем апартеид». Архивировано 27 августа 2006 г. в Wayback Machine , Речь, Палестинский международный пресс-центр, 29 августа 2004 г. Проверено 17 сентября 2006 г.
    «Когда я приезжаю сюда и вижу ситуацию [на палестинских территориях], я обнаруживаю, что то, что происходит здесь, в десять раз хуже того, что я испытал в Южной Африке. Это апартеид».
  173. ^ Дональд Макинтайр (11 июля 2008 г.). « Это похоже на апартеид»: ветераны АНК посещают Западный берег реки Иордан» . Независимый . Лондон. Архивировано из оригинала 29 июля 2008 года.
  174. ^ Гидеон Леви (12 июля 2008 г.). «Сумеречная зона / 'Хуже, чем апартеид' » . Гаарец . Архивировано из оригинала 23 августа 2013 года.
  175. ^ Рафаэль Арен (15 мая 2018 г.). «Лидеры Южной Африки говорят евреям страны отвергнуть «нацистский» Израиль» . Времена Израиля . Проверено 12 августа 2018 г.
  176. ^ Майкл Бахнер (14 мая 2018 г.). «Южная Африка отзывает посла в Израиле из-за «насильственной агрессии» на границе с сектором Газа» . Времена Израиля . Проверено 12 августа 2018 г.
  177. ^ Грузд, Равхани и Бенджамин 2018 , с. 30
  178. ^ Анон. 2010 .
  179. ^ Jump up to: а б Анон. 2013 .
  180. ^ Матабоге 2013 .
  181. ^ Арен 2015а .
  182. ^ Хумало 2015 .
  183. ^ Арен 2015b .
  184. ^ Арен 2016 .
  185. ^ Анон. 2017 .
  186. ^ Арен 2017a .
  187. ^ Департамент международных отношений и сотрудничества 2018 .
  188. ^ Африканский национальный конгресс 2018 .
  189. ^ Арен 2018 .
  190. ^ Онеко и Швиковски 2019 .
  191. ^ Арен 2019 .
  192. ^ Арен 2017b .
  193. ^ Махария 2017 .
  194. ^ Митчли 2021 .
  195. ^ Дасгупта 2021 .
  196. ^ Фабрициус 2022b .
  197. ^ Департамент международных отношений и сотрудничества 2021a .
  198. ^ Департамент международных отношений и сотрудничества 2021b .
  199. ^ Департамент международных отношений и сотрудничества 2022b .
  200. ^ Рамафоса 2021 .
  201. ^ Феликс 2021 .
  202. ^ Мтетва 2022 .
  203. ^ Сотрудники Аль-Джазиры (15 ноября 2023 г.). «Южная Африка: Мир должен призвать Израиль остановить «преступления против человечества» . Аль Джазира . Архивировано из оригинала 16 ноября 2023 года.
  204. ^ «Южная Африка: АНК Южной Африки поддерживает предложение закрыть посольство Израиля» . Рейтер . 16 ноября 2023 г. Архивировано из оригинала 17 ноября 2023 г.
  205. ^ Jump up to: а б Магоме, Могомоци (21 ноября 2023 г.). «Южноафриканские законодатели голосуют за закрытие посольства Израиля и разрыв дипломатических отношений» . Ассошиэйтед Пресс . Архивировано из оригинала 21 ноября 2023 года.
  206. ^ Магоме, Могомоци (6 ноября 2023 г.). «Южная Африка отзывает посла и дипломатическую миссию в Израиле и обвиняет его в геноциде в секторе Газа» . Таймс Юнион . Ассошиэйтед Пресс . Проверено 6 ноября 2023 г.
  207. ^ Де Симона, Даниэль; Руканга, Базиллио (21 ноября 2023 г.). «Израиль отзывает своего посла из ЮАР» . Новости Би-би-си . Архивировано из оригинала 22 ноября 2023 года . Проверено 22 ноября 2023 г. .
  208. ^ «Южная Африка надеется, что перемирие в Газе укрепит усилия по прекращению конфликта» . Рейтер . 22 ноября 2023 года. Архивировано из оригинала 22 ноября 2023 года . Проверено 22 ноября 2023 г. .
  209. ^ «Южная Африка заявляет, что граждане, воюющие с израильскими силами в секторе Газа, будут арестованы» . Аль Джазира . Проверено 16 марта 2024 г.
  210. ^ Jump up to: а б Чао-Фонг, Леони; Белам, Мартин; Ахмад, Регед; Белам, Леони Чао-Фонг (сейчас); Мартин; Ахмад (ранее), Регед (29 декабря 2023 г.). «Война между Израилем и сектором Газа в прямом эфире: Израиль наносит ответный удар Южной Африке после того, как она возбудила дело о геноциде в высшем суде ООН» . Хранитель . ISSN   0261-3077 . Архивировано из оригинала 3 января 2024 года . Проверено 5 января 2024 г. {{cite news}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  211. ^ Рулф, Венделл; Стерлинг, Тоби (29 декабря 2023 г.). «Южная Африка подает дело о геноциде против Израиля в Всемирный суд» . Рейтер . Архивировано из оригинала 29 декабря 2023 года . Проверено 5 января 2024 г.
  212. ^ Jump up to: а б с д «Южная Африка подает в высший суд ООН дело, обвиняющее Израиль в геноциде в секторе Газа» . Ассошиэйтед Пресс . 29 декабря 2023 года. Архивировано из оригинала 2 января 2024 года . Проверено 5 января 2024 г.
  213. ^ Jump up to: а б с «Разбирательство, возбужденное Южной Африкой против Государства Израиль 29 декабря 2023 года» (PDF) . Международный Суд . 29 декабря 2023 года. Архивировано из оригинала 5 января 2024 года . Проверено 5 января 2024 г. Альтернативная ссылка
  214. ^ «Южная Африка возбуждает дело против Израиля и просит Международный суд назначить временные меры» (пресс-релиз). Гаага, Нидерланды: Международный Суд . Информационная система Организации Объединенных Наций по вопросу о Палестине . 29 декабря 2023 года. Архивировано из оригинала 5 января 2024 года . Проверено 5 января 2023 г.
  215. ^ Jump up to: а б с Кордер, Майк. «Дело Южной Африки о геноциде против Израиля порождает серьезную судебную тяжбу в высшем суде ООН» . Новости АВС . Архивировано из оригинала 3 января 2024 года . Проверено 5 января 2024 г.
  216. ^ Карл, Трейси (29 декабря 2023 г.). «Южная Африка обвиняет Израиль в геноциде в суде ООН» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Архивировано из оригинала 4 января 2024 года . Проверено 5 января 2024 г.
  217. ^ «Южная Африка возбуждает дело в Гааге, обвиняя Израиль в геноциде в секторе Газа» . Вестник . 29 декабря 2023 года. Архивировано из оригинала 29 декабря 2023 года . Проверено 5 января 2024 г.
  218. ^ Лазаров, Това (2 января 2024 г.). «Израиль будет защищать себя на слушаниях Международного суда по делу о геноциде в секторе Газа» . «Джерузалем Пост» . Архивировано из оригинала 3 января 2024 года . Проверено 5 января 2024 г.
  219. ^ Арнаут, Абдельрауф (2 января 2024 г.). «Израиль оспорит дело о геноциде, поданное ЮАР в Международный суд» . Агентство Анадолу . Архивировано из оригинала 2 января 2024 года . Проверено 5 января 2024 г.
  220. ^ Конли, Джулия (3 января 2024 г.). «Турция и Малайзия поддержали дело ЮАР о геноциде против Израиля, выдвинутое Международным Судом Южной Африки» . Общие мечты . Архивировано из оригинала 3 января 2024 года . Проверено 4 января 2024 г.
  221. ^ Гаррига, Мелисса (2 января 2024 г.). «Группы мира призывают страны присоединиться к Южной Африке и обвинить Израиль в геноциде» (пресс-релиз). Вашингтон, округ Колумбия: CodePink . Архивировано из оригинала 3 января 2024 года . Проверено 5 января 2024 г.
  222. ^ «США упрекают Южную Африку за «необоснованный» иск против Израиля о геноциде» . Таймс Израиля . Синдикат еврейских новостей . 4 января 2024 года. Архивировано из оригинала 5 января 2024 года . Проверено 5 января 2024 г.

Библиография

Книги и статьи

Новости

Официальный

Дальнейшее чтение

Статьи

Книги

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 96ea1db4500f77b4f87e6e0019ef200c__1721432460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/96/0c/96ea1db4500f77b4f87e6e0019ef200c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Israel–South Africa relations - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)