Jump to content

Мозес Сайрус Вейлер

Раввин
Мозес Сайрус Вейлер
Персональный
Рожденный
Мозес Сайрус Вейлер

( 1907-03-23 ​​) 23 марта 1907 г.
Рига , Латвия
Умер 4 декабря 2000 г. (04 декабря 2000 г.) (93 года)
Иерусалим , Израиль
Религия иудаизм
Национальность Латвия
ЮАР
Израиль
Супруг Гельман
Дети 6
Родители
  • Залман Дов Бер Вейлер (отец)
  • Ханна Вейлер (урожденная Гурвиц) (мать)
Номинал Реформистский иудаизм
Альма-матер Университет штата Делавэр
Еврейский союзный колледж – Еврейский институт религии
Позиция Раввин
Синагога Храм Израиля
Позиция Главный министр
Организация Объединенная еврейская прогрессивная конгрегация
Похороненный Иерусалим, Израиль

Мозес Сайрус Вейлер (23 марта 1907 г. - 4 декабря 2000 г.) был южноафриканским раввином латвийского происхождения и основателем реформистского иудаизма в стране. Он был главным министром Объединенной еврейской прогрессивной конгрегации (позже Южноафриканского союза прогрессивного иудаизма) и служил раввином Храма Израиля в Хиллброу , Йоханнесбург страны , материнской синагоги реформистского движения . [ 1 ] Ему приписывают развитие движения: за время его пребывания в должности было создано 25 общин. [ 2 ] В 1958 году он совершил алию в Израиль , где провёл вторую часть своей жизни.

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Вейлер родился в Риге , Латвия, в семье Залмана Дова Бера Вейлера и Ханны Вейлер (урожденной Гурвиц). Он происходил из длинного рода ортодоксальных раввинов, его отец, деды и прадеды были раввинами. [ 2 ] Его отец эмигрировал в Подмандатную Палестину и, не найдя подходящей работы раввина, занялся бизнесом. [ 2 ] Он заметил нехватку шоколада в стране и решил открыть шоколадную фабрику и импортировать кофейные зерна из Бразилии . [ 2 ] Тем временем его сын посещал еврейскую гимназию Герцлии , первую еврейскую среднюю школу в стране. [ 2 ] Он был академически одаренным, и Сайрус Адлер предложил ему стипендию для обучения в Соединенных Штатах . [ 2 ] со степенью бакалавра Он окончил Университет штата Делавэр и преподавал иврит в местной школе. [ 2 ] Затем он учился в Еврейском союзном колледже – Еврейском институте религии в Цинциннати , еврейской семинарии , где в 1933 году он был рукоположен в сан реформистского раввина. [ 3 ] [ 2 ] [ 4 ] [ 5 ] Вейлер отверг ортодоксальную ориентацию своих предков, поскольку считал, что реформистский иудаизм предлагает лучший способ сохранить связь молодых людей со своей верой. [ 2 ]

наняли его Он эмигрировал в Южную Африку в 1933 году в возрасте 26 лет после того, как Лили Монтегю и Авраам Цви Идельсон для основания первой в стране реформистской общины. [ 6 ] Он быстро заработал репутацию одаренного оратора и мог читать лекции и проповеди на английском, иврите, идише и немецком языке. [ 2 ] Местное еврейское периодическое издание The Zionist Record дистанцировалось от реформистского иудаизма, однако охарактеризовало речь Вейлера как «самая выдающаяся литературная лекция, когда-либо прочитанная в Йоханнесбурге». [ 2 ] После его прибытия был куплен участок на Эмпайр-роуд, Парктаун и Вейлер наняли Германа Калленбаха для строительства большой синагоги с пышными садами, где Вейлер будет служить раввином. [ 2 ] Однако, как только строительные работы должны были начаться, соседи распространили петицию против планов строительства синагоги в жилом районе. [ 2 ] В конце концов, было принято решение продать участок и купить участок меньшего размера на улице Пола Нела в Хиллброу , где уже было несколько православных синагог, таких как Большая синагога и синагога Посволь . [ 2 ] Калленбах использовал тот же дизайн в стиле ар-деко , но уменьшил его в соответствии с меньшим размером участка. [ 2 ]

Вейлер способствовал развитию так называемого «вейлеризма», особой формы реформистского иудаизма, характерной для южноафриканского контекста. Это было «скорее более осторожно, чем принципы его американских и британских коллег», однако все же довольно радикально по южноафриканским стандартам. [ 5 ] Вейлер стремился повторить тенденцию американского реформистского иудаизма, где бар-мицва в 13 лет была заменена конфирмацией в 16 лет, что требовало от учеников подготовиться к экзамену, а затем возглавить службу. [ 2 ] Однако в Йоханнесбурге сразу же возникла негативная реакция на звучащее по-христиански название «Конфирмация», а также из-за укоренившегося обряда посвящения, который бар-мицва проводил для еврейских мальчиков. Вейлер быстро вновь представил Бар-Мицу, и все преданные ученики, приверженные Конформации, делали это под прикрытием еврейских имен, таких как Бней Эмуна . [ 2 ] [ 5 ] Нововведения в сфере услуг включали использование английского языка наряду с ивритом, а хазан также был заменен профессиональными смешанными хорами. [ 5 ] Вейлер также обязал мужчин носить кипу и талит во время богослужений, а также ожидал, что женщины тоже будут покрывать головы. [ 2 ]

Он был одним из первых сторонников гендерного равенства, поскольку он настаивал на проведении субботней службы в пятницу вечером в более позднее время, с 20:15. Он понимал, что приготовление субботней еды часто не позволяет женщинам посещать службы, и благодаря его нововведению они могли присутствовать после еды. [ 2 ] Вскоре после своего прибытия в Южную Африку он поручил женщинам-членам создать Сестричество, которое будет отвечать за питание, уход за больными и благотворительную деятельность. [ 2 ] Сестричество также имело право избрать двух женщин на должность руководителя. [ 2 ] Он также был пионером в проведении церемонии бат-мицвы в стране. [ 2 ] Он не считал обязательным для прихожан следовать законам кошерного питания ( кашрута ), однако их соблюдение поощрялось. [ 2 ] Он также сделал сильный акцент на сионизме , его община начала первые местные службы, где иврит имел сефардское произношение в израильском стиле, а не ашкеназское. [ 2 ] Атиква , национальный гимн Государства Израиль, также была исполнена вместе с «Боже, храни короля» . [ 2 ] Он попытался продвигать модель свободного членства, согласно которой синагога полностью финансировалась бы самыми богатыми еврейскими людьми города, такими как горнодобывающие магнаты. [ 2 ] Модель оказалась неосуществимой, неудачное предложение было сделано Эрнесту Оппенгеймеру , не интересовавшемуся иудаизмом. [ 2 ]

В 1945 году он посетил поселок Александра , где осознал необходимость открытия школы. Он работал со своей женой Уной и Объединенным сестричеством прогрессивного еврейства, чтобы реализовать свое видение. Школа была официально открыта мэром Йоханнесбурга и переименована в школу MC Weiler в честь раввина Вейлера. [ 5 ] [ 6 ] В 1950 году газета «Нью-Йорк Таймс» сообщила о поездке Вейлера в Нью-Йорк, где он выступал в Храме Израиля в городе Нью-Йорке : «Важно, чтобы реформистское еврейство в Соединенных Штатах больше интересовалось благополучием прогрессивного иудаизма за рубежом и приступить к реформированию еврейского плана Маршалла . Он должен помочь прогрессивным еврейским общинам за рубежом морально и финансово». [ 7 ]

Хотя Вейлеру было поручено создать национальное реформаторское движение, он сопротивлялся созданию других общин за пределами Хиллброу в течение первых десяти лет своей деятельности. [ 2 ] Он чувствовал, что важнее создать значительное количество членов Храма Израиля, прежде чем расширяться по всей стране. [ 2 ] В 1943 году он согласился помочь в создании первой прогрессивной общины в Кейптауне — Храма Израиля в Грин-Пойнте . друг Вейлера и одноклассник Еврейского союза, раввин доктор Дэвид Шерман . Был нанят [ 8 ] Вейлер был удивлен его растущим успехом: чуть менее 25% евреев Кейптауна за короткое время присоединились к реформистскому иудаизму. Для сравнения, процент евреев Йоханнесбурга, принадлежащих к реформистской ветви, всегда был ниже 10%. [ 2 ] Между 1940-ми и 1960-ми годами произошел культурный раскол между Йоханнесбургом и Кейптауном, когда прогрессивное еврейское руководство в Кейптауне отклонило предложение о создании должности главного министра, под которую подпадали бы все прогрессивные общины. Назначенным должен был стать раввин Вейлер, живший в Йоханнесбурге. [ 5 ] Вейлер отправил Виктора Браша в качестве своего эмиссара в Кейптаун, чтобы убедить сообщество в необходимости централизованного контроля, базирующегося в Йоханнесбурге, и гарантировать, что каждая община будет следовать одной и той же формуле. [ 2 ] Однако Кейптаун хотел более свободной федерации, в которой каждый город принимал бы свои собственные решения и выступал против идеи главного министра, утверждая, что это противоречит демократическим принципам реформистского иудаизма. [ 2 ] В 1951 году Кейптаун вышел из Южноафриканского союза прогрессивного иудаизма и отказывался возвращаться до 1963 года. [ 2 ]

Вейлер был глубоко расстроен расколом с Кейптауном и в 1958 году совершил алию в Израиль, как это сделали его отец и дед. [ 2 ] [ 9 ] нанял его В 1960 году Сэмюэл Бронфман на должность председателя административного комитета «Бет Хатфуцот» (Дома еврейских общин), проекта, который сегодня известен как АНУ — Музей еврейского народа . [ 10 ] «Бет Хатфуцот» задумывался как институт развития исследований еврейских общин диаспоры. [ 10 ] Намерение заключалось в проведении семинаров, конференций, ассамблей и лекций, посвященных общинам диаспоры. [ 10 ] В рамках своей должности Вейлер посетил Южную Африку, Европу, Латинскую Америку и другие диаспоры. [ 10 ] [ 11 ]

Два года спустя Еврейский национальный фонд назначил Вейлера личным советником председателя совета директоров ЕНФ. [ 12 ] Вейлер конкретно занимался вопросами, касающимися международных еврейских организаций и еврейства на американском континенте. [ 12 ] С момента прибытия в страну Вейлер уже занимал должность руководителя Всемирного еврейского конгресса . [ 12 ] Он также поступил на курсы углубленного изучения иудаики в Иерусалиме , а в 1962 году участвовал в создании и возглавил новую, независимую и эгалитарную общину «Мевакшей Дерех» . Он также служил раввином в синагоге прогрессивной общины в Тель-Авиве . [ 13 ]

Помимо этого, он читал лекции в Еврейском союзном колледже в Иерусалиме , был зарубежным эмиссаром Объединенного еврейского призыва и сопровождал Менахема Бегина, когда тот совершил свою историческую мирную поездку в Египет в 1979 году. [ 2 ] [ 14 ] В августе 1983 года он прилетел в Йоханнесбург, чтобы присутствовать на 50-летии своей бывшей общины «Храм Израиля» в Хиллброу. Однако около синагоги взорвалась мина, за четыре часа до того, как президент штата Марэ Вильоэн и Вейлер должны были присутствовать на юбилейной церемонии. Пострадавших нет, но взрыв разрушил стены, выбил окна и сиденья, перевернул шкафы и мебель вверх дном. Тем не менее, церемония состоялась с участием Вильоэна и Вейлера. Мухаммед Икбал Шайк из отряда дельфинов Умхонто ве Сизве (МК) позже взял на себя ответственность во время слушаний в Комиссии по установлению истины и примирению , и ему была предоставлена ​​амнистия. [ 15 ] [ 16 ] [ 2 ] Его последний визит в Южную Африку состоялся в 1995 году в возрасте 88 лет, где его пригласили на празднование 50-летия школы MC Weiler в Александре. [ 2 ]

Личная жизнь

[ редактировать ]

его в Булавайо (тогдашняя Южная Родезия) отправила В 1941 году Южноафриканская сионистская федерация для сбора поддержки. Со своей будущей женой Уной Гельман он познакомился на лекции, которую читал. [ 2 ] Впоследствии у пары родилось шестеро детей, и они жили в большом доме на Ривьере между Houghton Estate и Saxonwold . [ 2 ] [ 17 ] Семья жила в большом доме на Ривьере между Хоутон-Эстейт и Саксонволдом . [ 2 ] Совершив алию в Израиль в 1958 году, семья жила в кибуце Уша два года , прежде чем переехать в Хайфу и поселиться на постоянной основе в Иерусалиме . [ 2 ] [ 4 ] Два сына, Адам и Гидеон, погибли в бою, служа в Армии обороны Израиля . Адам был убит в Войне на истощение в 1970 году, а Гидеон был убит на третий день Войны Судного дня в возрасте 23 лет. [ 18 ] [ 19 ] Луи Исаак Рабиновиц , бывший главный раввин Южной Африки, входил в состав комитета раввинов, который почтил братьев созданием сада Адама и Гидеона Вейлеров в Эйлате , который служит зоной отдыха и спортивной площадкой. [ 20 ] [ 21 ] Ряд стипендий и стипендий также существует на имя братьев в Университете Сассекса Адама ( альма-матер ) и в Университете Бен-Гуриона . [ 22 ] Братья похоронены на горы Герцля . военном кладбище [ 21 ] [ 23 ] [ 24 ] Вейлер стал консультантом после их смерти, поддерживая тех, кто потерял близких во время Холокоста и войн в Израиле. [ 14 ]

  1. Старейшая реформистская синагога Южной Африки — место, где немногие евреи осмеливаются зайти в «Гаарец» . 19 июня 2019 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к Раввин Вейлер и основание реформистского движения в прогрессивных евреях ЮАР (Южная Африка). август 2019 г.
  3. Учения в колледже Еврейского союза 27 мая Еврейское телеграфное агентство . 21 мая 1933 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б Доктор Вейлер прибывает к нам; Обратится к еврейским общинам на Еврейском телеграфном агентстве «Уджа» . 19 апреля 1960 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Увлекательная новая история прогрессивного иудаизма в Южной Африке . Еврейские дела . 15 декабря 2020 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б Раввин-новичок, который стал пионером южноафриканского еврейского доклада о прогрессивном иудаизме ЮАР . 14 сентября 2023 г.
  7. ^ ИУДАИЗМ ИЗРАИЛЯ ЗАЯВЛЕННЫЙ ОБРАЗЕЦ; Раввин Вейлер просит американских евреев предоставить братьям за рубежом «план реформ Маршалла» The New York Times . 5 марта 1950 г.
  8. ^ Раввин доктор Дэвид Шерман в Южноафриканском еврейском музее. Проверено 15 октября 2023 г.
  9. ^ Доктор Вейлер, заслуженный в Йоханнесбурге; Выходит Так. Африка поселится в Израиле Еврейское телеграфное агентство . 12 декабря 1957 г.
  10. ^ Перейти обратно: а б с д Доктор Вейлер будет руководить проектом «Бет Хатфуцот» в Израиле Еврейское телеграфное агентство . 23 августа 1960 г.
  11. ^ План строительства Дома Всемирного еврейского конгресса в Израиле объявлен в Нью-Йоркском еврейском телеграфном агентстве . 27 сентября 1960 г.
  12. ^ Перейти обратно: а б с Доктор Вейлер назначен на высокий пост во Всемирной организации Еврейского национального фонда Еврейское телеграфное агентство . 12 января 1962 г.
  13. ^ Южноафриканская община Израиля оплакивает смерть двух армейских офицеров Еврейское телеграфное агентство . 6 апреля 1970 г.
  14. ^ Перейти обратно: а б раввина Мозеса Сайруса Вейлера Премия Роджера Джозефа. Проверено 5 октября 2023 г.
  15. ^ Бомба взорвалась в синагоге Йоханнесбурга . История Южной Африки в Интернете. Доступ: 7 декабря 2019 г.
  16. Синагога в Йоханнесбурге повреждена взрывом The New York Times. 7 августа 1983 г.
  17. ^ Особый Шаббат в Храме, Израильская суббота, еврейский отчет Южной Африки . 30 апреля 2014 г.
  18. Правительство чествует братьев Англо в День памяти The Jerusalem Post . 25 апреля 2012 г.
  19. ^ Чтобы мы не забыли отчет о южноафриканских евреях . 8 мая 2014 г.
  20. Создан комитет для увековечения памяти майора Адама Вейлера, погибшего в бою на Суэцком фронте Еврейское телеграфное агентство
  21. ^ Перейти обратно: а б Майор Гидеон Вейлер Телфед. Проверено 5 октября 2023 г.
  22. ^ Премия Адама Вейлера за докторскую степень Университета Сассекса. Проверено 5 октября 2023 г.
  23. ^ Вейлер, Адам Олами. Проверено 5 октября 2023 г.
  24. ^ Вейлер, Гидеон Олами. Проверено 5 октября 2023 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e13bddf9504e56a229a6c65698b720bb__1717547400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e1/bb/e13bddf9504e56a229a6c65698b720bb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Moses Cyrus Weiler - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)