Мозес Сайрус Вейлер
Раввин Мозес Сайрус Вейлер | |
---|---|
Персональный | |
Рожденный | Мозес Сайрус Вейлер 23 марта 1907 г. Рига , Латвия |
Умер | 4 декабря 2000 г. Иерусалим , Израиль | (93 года)
Религия | иудаизм |
Национальность | Латвия ЮАР Израиль |
Супруг | Гельман |
Дети | 6 |
Родители |
|
Номинал | Реформистский иудаизм |
Альма-матер | Университет штата Делавэр Еврейский союзный колледж – Еврейский институт религии |
Позиция | Раввин |
Синагога | Храм Израиля |
Позиция | Главный министр |
Организация | Объединенная еврейская прогрессивная конгрегация |
Похороненный | Иерусалим, Израиль |
Мозес Сайрус Вейлер (23 марта 1907 г. - 4 декабря 2000 г.) был южноафриканским раввином латвийского происхождения и основателем реформистского иудаизма в стране. Он был главным министром Объединенной еврейской прогрессивной конгрегации (позже Южноафриканского союза прогрессивного иудаизма) и служил раввином Храма Израиля в Хиллброу , Йоханнесбург страны , материнской синагоги реформистского движения . [ 1 ] Ему приписывают развитие движения: за время его пребывания в должности было создано 25 общин. [ 2 ] В 1958 году он совершил алию в Израиль , где провёл вторую часть своей жизни.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Вейлер родился в Риге , Латвия, в семье Залмана Дова Бера Вейлера и Ханны Вейлер (урожденной Гурвиц). Он происходил из длинного рода ортодоксальных раввинов, его отец, деды и прадеды были раввинами. [ 2 ] Его отец эмигрировал в Подмандатную Палестину и, не найдя подходящей работы раввина, занялся бизнесом. [ 2 ] Он заметил нехватку шоколада в стране и решил открыть шоколадную фабрику и импортировать кофейные зерна из Бразилии . [ 2 ] Тем временем его сын посещал еврейскую гимназию Герцлии , первую еврейскую среднюю школу в стране. [ 2 ] Он был академически одаренным, и Сайрус Адлер предложил ему стипендию для обучения в Соединенных Штатах . [ 2 ] со степенью бакалавра Он окончил Университет штата Делавэр и преподавал иврит в местной школе. [ 2 ] Затем он учился в Еврейском союзном колледже – Еврейском институте религии в Цинциннати , еврейской семинарии , где в 1933 году он был рукоположен в сан реформистского раввина. [ 3 ] [ 2 ] [ 4 ] [ 5 ] Вейлер отверг ортодоксальную ориентацию своих предков, поскольку считал, что реформистский иудаизм предлагает лучший способ сохранить связь молодых людей со своей верой. [ 2 ]
Карьера
[ редактировать ]наняли его Он эмигрировал в Южную Африку в 1933 году в возрасте 26 лет после того, как Лили Монтегю и Авраам Цви Идельсон для основания первой в стране реформистской общины. [ 6 ] Он быстро заработал репутацию одаренного оратора и мог читать лекции и проповеди на английском, иврите, идише и немецком языке. [ 2 ] Местное еврейское периодическое издание The Zionist Record дистанцировалось от реформистского иудаизма, однако охарактеризовало речь Вейлера как «самая выдающаяся литературная лекция, когда-либо прочитанная в Йоханнесбурге». [ 2 ] После его прибытия был куплен участок на Эмпайр-роуд, Парктаун и Вейлер наняли Германа Калленбаха для строительства большой синагоги с пышными садами, где Вейлер будет служить раввином. [ 2 ] Однако, как только строительные работы должны были начаться, соседи распространили петицию против планов строительства синагоги в жилом районе. [ 2 ] В конце концов, было принято решение продать участок и купить участок меньшего размера на улице Пола Нела в Хиллброу , где уже было несколько православных синагог, таких как Большая синагога и синагога Посволь . [ 2 ] Калленбах использовал тот же дизайн в стиле ар-деко , но уменьшил его в соответствии с меньшим размером участка. [ 2 ]
Вейлер способствовал развитию так называемого «вейлеризма», особой формы реформистского иудаизма, характерной для южноафриканского контекста. Это было «скорее более осторожно, чем принципы его американских и британских коллег», однако все же довольно радикально по южноафриканским стандартам. [ 5 ] Вейлер стремился повторить тенденцию американского реформистского иудаизма, где бар-мицва в 13 лет была заменена конфирмацией в 16 лет, что требовало от учеников подготовиться к экзамену, а затем возглавить службу. [ 2 ] Однако в Йоханнесбурге сразу же возникла негативная реакция на звучащее по-христиански название «Конфирмация», а также из-за укоренившегося обряда посвящения, который бар-мицва проводил для еврейских мальчиков. Вейлер быстро вновь представил Бар-Мицу, и все преданные ученики, приверженные Конформации, делали это под прикрытием еврейских имен, таких как Бней Эмуна . [ 2 ] [ 5 ] Нововведения в сфере услуг включали использование английского языка наряду с ивритом, а хазан также был заменен профессиональными смешанными хорами. [ 5 ] Вейлер также обязал мужчин носить кипу и талит во время богослужений, а также ожидал, что женщины тоже будут покрывать головы. [ 2 ]
Он был одним из первых сторонников гендерного равенства, поскольку он настаивал на проведении субботней службы в пятницу вечером в более позднее время, с 20:15. Он понимал, что приготовление субботней еды часто не позволяет женщинам посещать службы, и благодаря его нововведению они могли присутствовать после еды. [ 2 ] Вскоре после своего прибытия в Южную Африку он поручил женщинам-членам создать Сестричество, которое будет отвечать за питание, уход за больными и благотворительную деятельность. [ 2 ] Сестричество также имело право избрать двух женщин на должность руководителя. [ 2 ] Он также был пионером в проведении церемонии бат-мицвы в стране. [ 2 ] Он не считал обязательным для прихожан следовать законам кошерного питания ( кашрута ), однако их соблюдение поощрялось. [ 2 ] Он также сделал сильный акцент на сионизме , его община начала первые местные службы, где иврит имел сефардское произношение в израильском стиле, а не ашкеназское. [ 2 ] Атиква , национальный гимн Государства Израиль, также была исполнена вместе с «Боже, храни короля» . [ 2 ] Он попытался продвигать модель свободного членства, согласно которой синагога полностью финансировалась бы самыми богатыми еврейскими людьми города, такими как горнодобывающие магнаты. [ 2 ] Модель оказалась неосуществимой, неудачное предложение было сделано Эрнесту Оппенгеймеру , не интересовавшемуся иудаизмом. [ 2 ]
В 1945 году он посетил поселок Александра , где осознал необходимость открытия школы. Он работал со своей женой Уной и Объединенным сестричеством прогрессивного еврейства, чтобы реализовать свое видение. Школа была официально открыта мэром Йоханнесбурга и переименована в школу MC Weiler в честь раввина Вейлера. [ 5 ] [ 6 ] В 1950 году газета «Нью-Йорк Таймс» сообщила о поездке Вейлера в Нью-Йорк, где он выступал в Храме Израиля в городе Нью-Йорке : «Важно, чтобы реформистское еврейство в Соединенных Штатах больше интересовалось благополучием прогрессивного иудаизма за рубежом и приступить к реформированию еврейского плана Маршалла . Он должен помочь прогрессивным еврейским общинам за рубежом морально и финансово». [ 7 ]
Хотя Вейлеру было поручено создать национальное реформаторское движение, он сопротивлялся созданию других общин за пределами Хиллброу в течение первых десяти лет своей деятельности. [ 2 ] Он чувствовал, что важнее создать значительное количество членов Храма Израиля, прежде чем расширяться по всей стране. [ 2 ] В 1943 году он согласился помочь в создании первой прогрессивной общины в Кейптауне — Храма Израиля в Грин-Пойнте . друг Вейлера и одноклассник Еврейского союза, раввин доктор Дэвид Шерман . Был нанят [ 8 ] Вейлер был удивлен его растущим успехом: чуть менее 25% евреев Кейптауна за короткое время присоединились к реформистскому иудаизму. Для сравнения, процент евреев Йоханнесбурга, принадлежащих к реформистской ветви, всегда был ниже 10%. [ 2 ] Между 1940-ми и 1960-ми годами произошел культурный раскол между Йоханнесбургом и Кейптауном, когда прогрессивное еврейское руководство в Кейптауне отклонило предложение о создании должности главного министра, под которую подпадали бы все прогрессивные общины. Назначенным должен был стать раввин Вейлер, живший в Йоханнесбурге. [ 5 ] Вейлер отправил Виктора Браша в качестве своего эмиссара в Кейптаун, чтобы убедить сообщество в необходимости централизованного контроля, базирующегося в Йоханнесбурге, и гарантировать, что каждая община будет следовать одной и той же формуле. [ 2 ] Однако Кейптаун хотел более свободной федерации, в которой каждый город принимал бы свои собственные решения и выступал против идеи главного министра, утверждая, что это противоречит демократическим принципам реформистского иудаизма. [ 2 ] В 1951 году Кейптаун вышел из Южноафриканского союза прогрессивного иудаизма и отказывался возвращаться до 1963 года. [ 2 ]
Алия
[ редактировать ]Вейлер был глубоко расстроен расколом с Кейптауном и в 1958 году совершил алию в Израиль, как это сделали его отец и дед. [ 2 ] [ 9 ] нанял его В 1960 году Сэмюэл Бронфман на должность председателя административного комитета «Бет Хатфуцот» (Дома еврейских общин), проекта, который сегодня известен как АНУ — Музей еврейского народа . [ 10 ] «Бет Хатфуцот» задумывался как институт развития исследований еврейских общин диаспоры. [ 10 ] Намерение заключалось в проведении семинаров, конференций, ассамблей и лекций, посвященных общинам диаспоры. [ 10 ] В рамках своей должности Вейлер посетил Южную Африку, Европу, Латинскую Америку и другие диаспоры. [ 10 ] [ 11 ]
Два года спустя Еврейский национальный фонд назначил Вейлера личным советником председателя совета директоров ЕНФ. [ 12 ] Вейлер конкретно занимался вопросами, касающимися международных еврейских организаций и еврейства на американском континенте. [ 12 ] С момента прибытия в страну Вейлер уже занимал должность руководителя Всемирного еврейского конгресса . [ 12 ] Он также поступил на курсы углубленного изучения иудаики в Иерусалиме , а в 1962 году участвовал в создании и возглавил новую, независимую и эгалитарную общину «Мевакшей Дерех» . Он также служил раввином в синагоге прогрессивной общины в Тель-Авиве . [ 13 ]
Помимо этого, он читал лекции в Еврейском союзном колледже в Иерусалиме , был зарубежным эмиссаром Объединенного еврейского призыва и сопровождал Менахема Бегина, когда тот совершил свою историческую мирную поездку в Египет в 1979 году. [ 2 ] [ 14 ] В августе 1983 года он прилетел в Йоханнесбург, чтобы присутствовать на 50-летии своей бывшей общины «Храм Израиля» в Хиллброу. Однако около синагоги взорвалась мина, за четыре часа до того, как президент штата Марэ Вильоэн и Вейлер должны были присутствовать на юбилейной церемонии. Пострадавших нет, но взрыв разрушил стены, выбил окна и сиденья, перевернул шкафы и мебель вверх дном. Тем не менее, церемония состоялась с участием Вильоэна и Вейлера. Мухаммед Икбал Шайк из отряда дельфинов Умхонто ве Сизве (МК) позже взял на себя ответственность во время слушаний в Комиссии по установлению истины и примирению , и ему была предоставлена амнистия. [ 15 ] [ 16 ] [ 2 ] Его последний визит в Южную Африку состоялся в 1995 году в возрасте 88 лет, где его пригласили на празднование 50-летия школы MC Weiler в Александре. [ 2 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]его в Булавайо (тогдашняя Южная Родезия) отправила В 1941 году Южноафриканская сионистская федерация для сбора поддержки. Со своей будущей женой Уной Гельман он познакомился на лекции, которую читал. [ 2 ] Впоследствии у пары родилось шестеро детей, и они жили в большом доме на Ривьере между Houghton Estate и Saxonwold . [ 2 ] [ 17 ] Семья жила в большом доме на Ривьере между Хоутон-Эстейт и Саксонволдом . [ 2 ] Совершив алию в Израиль в 1958 году, семья жила в кибуце Уша два года , прежде чем переехать в Хайфу и поселиться на постоянной основе в Иерусалиме . [ 2 ] [ 4 ] Два сына, Адам и Гидеон, погибли в бою, служа в Армии обороны Израиля . Адам был убит в Войне на истощение в 1970 году, а Гидеон был убит на третий день Войны Судного дня в возрасте 23 лет. [ 18 ] [ 19 ] Луи Исаак Рабиновиц , бывший главный раввин Южной Африки, входил в состав комитета раввинов, который почтил братьев созданием сада Адама и Гидеона Вейлеров в Эйлате , который служит зоной отдыха и спортивной площадкой. [ 20 ] [ 21 ] Ряд стипендий и стипендий также существует на имя братьев в Университете Сассекса Адама ( альма-матер ) и в Университете Бен-Гуриона . [ 22 ] Братья похоронены на горы Герцля . военном кладбище [ 21 ] [ 23 ] [ 24 ] Вейлер стал консультантом после их смерти, поддерживая тех, кто потерял близких во время Холокоста и войн в Израиле. [ 14 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Старейшая реформистская синагога Южной Африки — место, где немногие евреи осмеливаются зайти в «Гаарец» . 19 июня 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к Раввин Вейлер и основание реформистского движения в прогрессивных евреях ЮАР (Южная Африка). август 2019 г.
- ↑ Учения в колледже Еврейского союза 27 мая Еврейское телеграфное агентство . 21 мая 1933 г.
- ^ Перейти обратно: а б Доктор Вейлер прибывает к нам; Обратится к еврейским общинам на Еврейском телеграфном агентстве «Уджа» . 19 апреля 1960 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Увлекательная новая история прогрессивного иудаизма в Южной Африке . Еврейские дела . 15 декабря 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Раввин-новичок, который стал пионером южноафриканского еврейского доклада о прогрессивном иудаизме ЮАР . 14 сентября 2023 г.
- ^ ИУДАИЗМ ИЗРАИЛЯ ЗАЯВЛЕННЫЙ ОБРАЗЕЦ; Раввин Вейлер просит американских евреев предоставить братьям за рубежом «план реформ Маршалла» The New York Times . 5 марта 1950 г.
- ^ Раввин доктор Дэвид Шерман в Южноафриканском еврейском музее. Проверено 15 октября 2023 г.
- ^ Доктор Вейлер, заслуженный в Йоханнесбурге; Выходит Так. Африка поселится в Израиле Еврейское телеграфное агентство . 12 декабря 1957 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Доктор Вейлер будет руководить проектом «Бет Хатфуцот» в Израиле Еврейское телеграфное агентство . 23 августа 1960 г.
- ^ План строительства Дома Всемирного еврейского конгресса в Израиле объявлен в Нью-Йоркском еврейском телеграфном агентстве . 27 сентября 1960 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Доктор Вейлер назначен на высокий пост во Всемирной организации Еврейского национального фонда Еврейское телеграфное агентство . 12 января 1962 г.
- ^ Южноафриканская община Израиля оплакивает смерть двух армейских офицеров Еврейское телеграфное агентство . 6 апреля 1970 г.
- ^ Перейти обратно: а б раввина Мозеса Сайруса Вейлера Премия Роджера Джозефа. Проверено 5 октября 2023 г.
- ^ Бомба взорвалась в синагоге Йоханнесбурга . История Южной Африки в Интернете. Доступ: 7 декабря 2019 г.
- ↑ Синагога в Йоханнесбурге повреждена взрывом The New York Times. 7 августа 1983 г.
- ^ Особый Шаббат в Храме, Израильская суббота, еврейский отчет Южной Африки . 30 апреля 2014 г.
- ↑ Правительство чествует братьев Англо в День памяти The Jerusalem Post . 25 апреля 2012 г.
- ^ Чтобы мы не забыли отчет о южноафриканских евреях . 8 мая 2014 г.
- ↑ Создан комитет для увековечения памяти майора Адама Вейлера, погибшего в бою на Суэцком фронте Еврейское телеграфное агентство
- ^ Перейти обратно: а б Майор Гидеон Вейлер Телфед. Проверено 5 октября 2023 г.
- ^ Премия Адама Вейлера за докторскую степень Университета Сассекса. Проверено 5 октября 2023 г.
- ^ Вейлер, Адам Олами. Проверено 5 октября 2023 г.
- ^ Вейлер, Гидеон Олами. Проверено 5 октября 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1907 рождений
- 2000 смертей
- Южноафриканские раввины XX века
- Южноафриканские раввины XXI века
- Реформистские раввины
- Южноафриканские сионисты
- Евреи из Российской Империи
- Латвийские сионисты
- Южноафриканский народ латышско-еврейского происхождения
- Латвийские евреи
- Латвийские раввины
- Израильские раввины
- Израильтяне латышско-еврейского происхождения
- Израильский народ южноафриканско-еврейского происхождения
- Израильские евреи-ашкенази
- Люди из Риги
- Еврейский союзный колледж – выпускники Еврейского института религии
- Выпускники Герцлийской еврейской гимназии
- Выпускники Университета Делавэра
- Латвийские раввины ХХ века