Пуруха

Пуруха — коренной народ Эквадора. Их традиционная территория в высокогорьях Анд включает большую часть провинции Чимборасо и части провинции Боливар .
История
[ редактировать ]В ранний период они выращивали продовольственные культуры, разводили морских свинок и вели торговлю с инками, прежде чем последние захватили Андский регион в 15 веке. В шестнадцатом веке, во время испанского вторжения и завоевания, население могло достигать 155 000 человек. После этого численность народов пуруха и кечуа резко сократилась из-за высокой смертности от новых инфекционных заболеваний, переносимых испанскими колонистами. Это привело к широкомасштабным социальным потрясениям и большему количеству смертей. [ 1 ] К восемнадцатому веку осталось мало носителей языка пуруша . Коренные народы в значительной степени перешли на язык кечуа , привнесенный инками после их захвата в 15 веке.
Лидеры местной католической церкви предпочитали, чтобы коренные жители говорили на языке кечуа, поскольку высокопоставленные испанцы вступали в брак с народами инков. Изменение языка отрицательно повлияло на способность пуруха сохранять отличие своей культуры от народов кечуа . [ 2 ]
После восемнадцатого века Пуруха время от времени поднимали восстания против правителей. В 1871 году произошло восстание коренных жителей против правящего класса провинции Чимборасо из-за вопросов налогообложения и призыва на рабочую силу. В него входили многие Пурухи, и его возглавлял Фернандо Дакилема. [ 3 ] Кантон Риобамба был основным районом боевых действий в регионе.
Во время восстания были изгнаны белые и метисы из Пунина . Несмотря на некоторые первоначальные успехи, движение в конечном итоге потерпело неудачу. Многие из Пуруха получили амнистию от правительства Габриэля Гарсиа Морено . Несколько лидеров, в том числе Дакилема, были казнены. Восстание имело легендарный статус в истории провинции среди коренных народов. [ 4 ]
Религия
[ редактировать ]Традиционной религией руководили джамбири (знахари или шаманы ). Люди верили, что боги связаны с горами, которые были священными и доминировали над горизонтом региона. Люди предлагали богам табак и ром , как это было типично для других традиционных андских религий.
Католическое христианство — это синкретическая вера, и многие из племени Пуруха постепенно объединили свои традиционные идеи с пониманием и практикой католицизма. Экономическая и политическая власть высшего класса, состоящего в основном из европейцев и метисов Эквадора, по-прежнему вызывает недовольство многих коренных крестьян, которые чувствуют себя несправедливо дискриминируемыми, особенно в экономическом отношении.
В 1960-х годах протестантский евангелизм становился все более популярным как альтернатива католицизму, который, как считалось, поддерживал высшие классы над низшими. Кроме того, многих Пуруха привлекал трезвенничество миссионеров. Коммерческий алкоголь становился все дороже, и Пуруха также осознавали ущерб, нанесенный их народу злоупотреблением алкоголем. Полностью отвергая алкоголь, Пуруха считали, что улучшают свое положение как народа. Считалось, что евангелические миссионеры уделяют особое внимание здоровому образу жизни. [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ньюсон, Линда А. (1995). Жизнь и смерть в раннем колониальном Эквадоре . Университет Оклахомы Пресс. стр. 46–50. ISBN 9780806126975 . Проверено 6 сентября 2013 г.
- ^ Лайонс, Барри Дж. (2010). Вспоминая гасиенду: религия, власть и социальные изменения в Хайленде Эквадора . Издательство Техасского университета. ISBN 9780292778276 . Проверено 6 сентября 2013 г.
- ^ А. Ким Кларк; Марк Беккер, ред. (2007). Горные индейцы и государство в современном Эквадоре . Университет Питтсбурга. п. 251. ИСБН 9780822971160 . Проверено 6 сентября 2013 г.
- ^ Хендерсон, Питер В.Н. (15 сентября 2009 г.). Габриэль Гарсиа Морено и формирование консервативного государства в Андах . стр. 200–202. ISBN 9780292779419 . Проверено 6 сентября 2013 г.
- ^ Мартин Э. Марти; Р. Скотт Эпплби, ред. (май 2004 г.). Учет фундаментализмов . стр. 79–98. ISBN 9780226508863 . Проверено 6 сентября 2013 г.